7 июля 1941 года 32-лет­ний Евге­ний Вуче­тич ушёл доб­ро­воль­цем на фронт. Он участ­во­вал в бит­ве за Моск­ву, попал в Любан­ский котёл и полу­чил тяжё­лую кон­ту­зию, а в мар­те 1943-го его зачис­ли­ли в Сту­дию воен­ных худож­ни­ков име­ни М. Б. Гре­ко­ва в Москве. Участ­ник вой­ны и про­слав­лен­ный скуль­птор-мону­мен­та­лист, он руко­во­дил воз­ве­де­ни­ем мемо­ри­аль­но­го ком­плек­са «Геро­ям Ста­лин­град­ской бит­вы» на Мама­е­вом кургане.

Рас­ска­зы­ва­ем, с каки­ми труд­но­стя­ми столк­ну­лись созда­те­ли мемо­ри­а­ла, какие сим­во­лы зало­же­ны в нём и для чего Евге­нию Вуче­ти­чу пона­до­би­лась музы­ка немец­ко­го композитора.

Мону­мент «Роди­на-мать зовёт!». Фото­граф Вик­тор Гор­кин. 1965–1969 годы. Источ­ник

Как появилась идея памятника

Идея воз­двиг­нуть мону­мент в память о Ста­лин­град­ской бит­ве воз­ник­ла сра­зу после окон­ча­ния бое­вых дей­ствий. Пер­вый обе­лиск появил­ся на Мама­е­вом кур­гане ещё в фев­ра­ле 1943 года.

Нико­лай Батюк на откры­тии обе­лис­ка на Мама­е­вом Кур­гане. 6 фев­ра­ля 1943 года. Источ­ник: Музей-запо­вед­ник «Ста­лин­град­ская битва»

Разу­ме­ет­ся, тако­го мону­мен­та было недо­ста­точ­но для сохра­не­ния памя­ти об одном из гене­раль­ных сра­же­ний Вели­кой Оте­че­ствен­ной. Осе­нью 1944 года коми­тет по делам архи­тек­ту­ры при Сов­нар­ко­ме СССР и Союз совет­ских архи­тек­то­ров объ­яви­ли кон­курс на эскиз­ный про­ект глав­ной пло­ща­ди Ста­лин­гра­да (город сохра­нял это назва­ние до 1961 года) с мону­мен­та­ми защит­ни­кам горо­да. Кон­курс был все­со­юз­ным и откры­тым, то есть поучаст­во­вать в нём мог­ли как про­фес­си­о­наль­ные архи­тек­то­ры, так и люби­те­ли. В резуль­та­те орга­ни­за­то­ры полу­чи­ли мно­же­ство заявок: и серьёз­ных архи­тек­тур­ных про­ек­тов, и обыч­ных рисунков.

Были и зару­беж­ные участ­ни­ки: так, канад­ский архи­тек­тор Эрнест Кор­мье пред­ло­жил постро­ить ком­плекс из пяти музей­ных зда­ний, рас­по­ло­жен­ных как лучи пяти­ко­неч­ной звез­ды, в цен­тре поста­вить 200-мет­ро­вый меч, прон­за­ю­щий немец­кую кас­ку. Свой про­ект он назвал «Самая круп­ная побе­да всех времён».

Про­ект архи­тек­то­ра Эрне­ста Кор­мье. Источ­ник

Весь­ма сме­лый про­ект пред­ло­жил архи­тек­тор Андрей Буров — 150-мет­ро­вая пира­ми­да с огнём на вер­шине, к кото­рой ведёт боль­шая лест­ни­ца с три­ум­фаль­ной аркой. Внут­ри пира­ми­ды пред­ла­га­лось раз­ме­стить залы релик­вий, доку­мен­тов, худо­же­ствен­ную гале­рею и библиотеку.

Встре­ча­лись и откро­вен­но фан­та­сти­че­ские идеи. Напри­мер, постро­ить еди­ный город-памят­ник внут­ри пира­ми­ды, а на её вер­шине рас­по­ло­жить аэропорт.

Отбор идей шёл вплоть до 1958 года, когда поста­нов­ле­ни­ем Сове­та мини­стров РСФСР побе­ди­те­лем был объ­яв­лен про­ект скуль­пто­ра Евге­ния Вуче­ти­ча, архи­тек­то­ра Яко­ва Бело­поль­ско­го и худож­ни­ка Ана­то­лия Горпенко.


Проект Евгения Вучетича

Вуче­тич дол­го вына­ши­вал идею мемо­ри­а­ла в Ста­лин­гра­де, но парал­лель­но он рабо­тал и над дру­ги­ми про­ек­та­ми. Так, в 1949‑м в Бер­лине был открыт Памят­ник Вои­ну-осво­бо­ди­те­лю — брон­зо­вая фигу­ра совет­ско­го сол­да­та, сто­я­ще­го на облом­ках сва­сти­ки. В одной руке сол­дат дер­жит опу­щен­ный меч, а в дру­гой — спа­сён­ную девочку.

Памят­ник Вои­ну-осво­бо­ди­те­лю в Бер­лине. Источ­ник

Внук Евге­ния Вуче­ти­ча рас­ска­зы­вал, что скуль­птор пред­ста­вил Ака­де­мии худо­жеств идею рас­по­ло­жить мемо­ри­ал имен­но на Мама­е­вом кур­гане задол­го до кон­кур­са. Дело в том, что на кур­гане нахо­дят­ся брат­ские и инди­ви­ду­аль­ные моги­лы, в кото­рых поко­ит­ся прах почти 35 тысяч защит­ни­ков Ста­лин­гра­да (пере­за­хо­ро­не­ния про­ис­хо­ди­ли как до, так и после откры­тия мемо­ри­а­ла). И хотя его замы­сел вла­сти оце­ни­ли сра­зу, реши­ли про­ве­сти все­со­юз­ный кон­курс:

«Когда дед уже сфор­ми­ро­вал и пред­ста­вил идею, убе­дил, что памят­ник надо ста­вить имен­но на Мама­е­вом кур­гане в Ста­лин­гра­де, Ака­де­мия худо­жеств СССР реши­ла устро­ить кон­курс. Фор­маль­но это пра­виль­но, а по сути — изде­ва­тель­ство над скульптором».

Насколь­ко такая оцен­ка спра­вед­ли­ва, вопрос спор­ный. Есть све­де­ния, что всё-таки дора­бо­тать идею мемо­ри­а­ла в Ста­лин­гра­де скуль­пто­ра вдох­но­ви­ло пись­мо сол­да­та, вер­нув­ше­го­ся в город после войны:

«Вы созда­ли бес­смерт­ный памят­ник сол­да­ту в Бер­лине, на чужой зем­ле. Это хоро­шо. Но поче­му нет тако­го памят­ни­ка на нашей род­ной зем­ле, поли­той кро­вью её луч­ших сынов?»

Мемо­ри­ал на Мама­е­вом кур­гане зало­жи­ли 2 фев­ра­ля 1958 года, а рабо­та над ним шла почти девять лет. В тече­ние это­го вре­ме­ни про­ект несколь­ко раз менял­ся — как под вли­я­ни­ем объ­ек­тив­ных обсто­я­тельств, так и по твор­че­ским причинам.

Пер­вым эта­пом рабо­ты над мемо­ри­а­лом было раз­ми­ни­ро­ва­ние — в 1959‑м с тер­ри­то­рии убра­ли более 40 тысяч мин, сна­ря­дов и авиа­бомб. Впро­чем, это дале­ко не всё «эхо вой­ны»: взры­во­опас­ные пред­ме­ты нахо­ди­ли на Мама­е­вом кур­гане даже в 2015‑м.

Вуче­тич, бес­спор­но, был гени­аль­ным скуль­пто­ром, но для реа­ли­за­ции тако­го мемо­ри­а­ла это­го было бы недо­ста­точ­но. Гораз­до более важ­ной ока­за­лась его спо­соб­ность отста­и­вать свою точ­ку зре­ния и убеж­дать в соб­ствен­ной право­те руко­во­ди­те­лей, кури­ру­ю­щих про­ект (а это десят­ки чело­век). Напри­мер, хотя на воз­ве­де­ние мону­мен­та был выде­лен зна­чи­тель­ный бюд­жет, его никак не мог­ло хва­тить на гра­нит и брон­зу для тако­го коли­че­ства скульп­тур. Тогда Вуче­тич решил заме­нить бла­го­род­ные мате­ри­а­лы на про­стой желе­зо­бе­тон, что вызва­ло бурю сопро­тив­ле­ния на всех уров­нях — никто не пони­мал, как мож­но постро­ить вели­кий мемо­ри­ал из дешё­во­го непри­ме­ча­тель­но­го мате­ри­а­ла. Одна­ко скуль­птор отсто­ял свою идею перед Ники­той Хру­щё­вым, и дело сдви­ну­лось с мёрт­вой точки.

Евге­ний Вуче­тич в мастер­ской. Фото­граф Дмит­рий Коз­лов. Меж­ду 1957 и 1965 года­ми. Источ­ник

Офи­ци­аль­но памят­ник-ансамбль был открыт 15 сен­тяб­ря 1967 года. На пло­ща­ди собра­лись десят­ки тысяч чело­век — жите­лей горо­да, участ­ни­ков вой­ны и руко­вод­ство стра­ны. Глав­ным собы­ти­ем ста­ло зажже­ние Веч­но­го огня в Зале воин­ской сла­вы. Лео­нид Бреж­нев про­из­нёс тор­же­ствен­ную речь:

«25 лет назад наш народ, наш совет­ский строй, одер­жа­ли здесь, на Волж­ских бере­гах, вели­кую Побе­ду. Здесь нашей Совет­ской Родине при­шлось выдер­жать одно из самых тяжё­лых испы­та­ний в сво­ей исто­рии. Здесь, на Мама­е­вом кур­гане, где, как гово­рят, к кон­цу боёв было боль­ше метал­ла, чем зем­ли, все мы дума­ем о стой­ко­сти наше­го наро­да, обо всём, что он пере­нёс, не дрог­нул духом, не усо­мнил­ся в побе­де. Побе­да под Ста­лин­гра­дом была не про­сто побе­дой — она была исто­ри­че­ским подвигом».

Лео­нид Бреж­нев, Алек­сей Косы­гин, Нико­лай Под­гор­ный на откры­тии мемо­ри­а­ла на Мама­е­вом кур­гане. Фото­граф Вик­тор Темин. 15 октяб­ря 1967 года. Источ­ник

Одна­ко сам Евге­ний Вуче­тич в откры­тии не участ­во­вал и тор­же­ствен­ных речей не про­из­но­сил. Поз­же его внук рас­ска­зы­вал:

«Он был силь­но кон­ту­жен во вре­мя вой­ны, после ране­ния не мог дол­го гово­рить, у него начи­нал­ся кашель, тик, дёр­га­лась рука. Были силь­но повре­жде­ны голо­со­вые связ­ки и связ­ки пле­ча. Это была неиз­ле­чи­мая реакция».

В сле­ду­ю­щие годы Мама­ев кур­ган регу­ляр­но посе­ща­ли и руко­во­ди­те­ли стра­ны, и ино­стран­ные гости. После откры­тия рабо­та на ком­плек­сом про­дол­жа­лась, в част­но­сти здесь пере­за­хо­ра­ни­ва­ли остан­ки защит­ни­ков горо­да, а уже в нача­ле 1970‑х была про­ве­де­на рекон­струк­ция (об этом ниже).

Сра­зу после откры­тия мемо­ри­ал стал цен­тром про­ве­де­ния памят­ных меро­при­я­тий и, пожа­луй, глав­ным сим­во­лом Волгограда.

Све­то­вое шоу на Мама­е­вом кур­гане. Фото­гра­фы Олег Димит­ров и Дмит­рий Рогу­лин. 2021 год. Источ­ник

Как устроен мемориал на Мамаевом кургане

Евге­ний Вуче­тич стре­мил­ся создать слож­ный мно­го­фи­гур­ный ансамбль, в кото­ром каж­дый пер­со­наж будет сим­во­ли­зи­ро­вать одну из сто­рон вой­ны, а все вме­сте они будут рас­ска­зы­вать общую исто­рию. В мемо­ри­а­ле мно­го сим­во­ли­че­ско­го: напри­мер, к мону­мен­ту «Роди­на-мать» ведут ров­но 200 сту­пе­ней — имен­но столь­ко дли­лась Ста­лин­град­ская битва.

Ввод­ная ком­по­зи­ция-горе­льеф «Память поко­ле­ний». Мас­штаб­ная мно­го­фи­гур­ная ком­по­зи­ция — 17 мет­ров в дли­ну, 3 мет­ра в шири­ну и 8 мет­ров в высо­ту — изоб­ра­жа­ет скульп­ту­ры людей раз­но­го воз­рас­та, кото­рые скор­бят о геро­ях вой­ны. Рас­по­ло­же­на на вхо­де в мемо­ри­аль­ный комплекс.

Аллея пира­ми­даль­ных топо­лей соеди­ня­ет вход­ную груп­пу со сле­ду­ю­щим уров­нем — Пло­ща­дью сто­яв­ших насмерть. Есть мне­ние, что топо­ля сим­во­ли­зи­ру­ют вои­нов, иду­щих на штурм высо­ты. Про­тя­жён­ность аллеи — 223 мет­ра. Отсю­да откры­ва­ет­ся вид на два глав­ных мону­мен­та ком­плек­са — «Сто­ять насмерть!» и «Роди­ну-мать». При опре­де­лён­ном ракур­се пер­вый мону­мент сим­во­лич­но закры­ва­ет собой второй.

«Сто­ять насмерть!» и «Роди­на-мать» на Мама­е­вом кур­гане. 1960‑е годы. Источ­ник
Тури­сты в Вол­го­гра­де. 1976 год. Источ­ник

Пло­щадь Сто­яв­ших насмерть посвя­ще­на улич­ным боям. В цен­тре рас­по­ло­жен бас­сейн, а из воды под­ни­ма­ет­ся ска­ла с сол­да­том, кото­рый дер­жит в руках пуле­мёт и гра­на­ту. Высо­та скульп­ту­ры — 16,5 мет­ра. На под­но­жии мож­но уви­деть цита­ты из извест­но­го при­ка­за № 227: «Ни шагу назад!», «Сто­ять насмерть!», «За Вол­гой для нас зем­ли нет!», «Каж­дый дом — это кре­пость», «Не посра­мим свя­щен­ной памя­ти». Про­об­ра­зом скульп­ту­ры стал два­жды Герой Совет­ско­го Сою­за Васи­лий Чуйков.

Васи­лий Чуй­ков в моло­до­сти. Источ­ник

Сте­ны-руи­ны рас­по­ло­же­ны по сто­ро­нам от лест­ни­цы, веду­щей от Пло­ща­ди Сто­яв­ших насмерть к Пло­ща­ди Геро­ев. На релье­фах стен вос­про­из­во­дят­ся сце­ны тяжё­лых улич­ных боёв, а так­же цита­ты: «За Вол­гой для нас зем­ли нет!», «С нами мил­ли­о­ны людей», «В наступ­ле­ние, това­ри­щи!», «Здесь стре­лял каж­дый камень», «Все они были про­сты­ми смерт­ны­ми». Сте­ны-руи­ны посте­пен­но схо­дят­ся, а их высо­та — снижается.

Пло­щадь Геро­ев. Самая боль­шая пло­щадь ком­плек­са, в цен­тре — боль­шой пря­мо­уголь­ный бас­сейн (счи­та­ет­ся, что он сим­во­ли­зи­ру­ет Вол­гу). С левой сто­ро­ны пло­щадь закры­ва­ет сте­на с цита­той из очер­ка «Направ­ле­ние глав­но­го уда­ра» Васи­лия Гросс­ма­на, кото­рый нахо­дил­ся в Ста­лин­гра­де во вре­мя улич­ных боёв:

«Желез­ный ветер бил им в лицо, а они всё шли впе­рёд, и сно­ва чув­ство суе­вер­но­го стра­ха охва­ты­ва­ло про­тив­ни­ка: люди ли шли в ата­ку, смерт­ны ли они?»

Напро­тив сте­ны, с пра­вой сто­ро­ны, рас­по­ло­же­ны шесть мону­мен­тов, посвя­щён­ных геро­ям бит­вы — сол­да­там, мат­ро­сам, санитаркам.

Пло­щадь Геро­ев на открыт­ке. 1968 год. Источ­ник

Зал воин­ской сла­вы, или Пан­те­он сла­вы. Рас­по­ло­жен в зда­нии над Пло­ща­дью Геро­ев. Пред­став­ля­ет собой цилин­дри­че­ское поме­ще­ние без боко­вых окон, но с круг­лым окном на кры­ше, через кото­рое мож­но уви­деть «Роди­ну-мать». На сте­нах раз­ме­ще­ны 34 тра­ур­ные моза­и­ки из крас­ной смаль­ты с име­на­ми погиб­ших защит­ни­ков горо­да (все­го 2700 имён, малая часть погиб­ших). На потол­ке Зала раз­ме­ще­ны маке­ты орде­нов и меда­лей. А в самом цен­тре рас­по­ло­жен мону­мент — мра­мор­ная белая рука с факе­лом Веч­но­го огня. В Зале еже­днев­но дежу­рит Почёт­ный караул.

Зал Воин­ской Сла­вы на Мама­е­вом кур­гане. Фото­граф Вик­тор Темин. 1960–1970‑е годы. Источ­ник

Финаль­ной точ­кой и самой узна­ва­е­мой частью мемо­ри­а­ла ста­ла мону­мен­таль­ная скульп­ту­ра «Роди­на-мать зовёт!».


Как создавалась скульптура «Родина-мать зовёт!»

Пер­во­на­чаль­ный замы­сел леген­дар­ной Роди­ны-мате­ри был совсем дру­гим. Вуче­тич заду­мы­вал ком­по­зи­цию, кото­рая состо­я­ла из двух обра­зов: жен­щи­ны, оли­це­тво­ряв­шей собой Роди­ну, и сол­да­та, пре­кло­нив­ше­го перед ней колено.

Имен­но этот про­ект памят­ни­ка и был утвер­ждён. Одна­ко посте­пен­но Вуче­тич разо­ча­ро­вал­ся в идее, точ­нее посчи­тал её непод­хо­дя­щей имен­но для Мама­е­ва кур­га­на. Он понял, что памят­ник необ­хо­ди­мо сде­лать более воин­ствен­ным и реши­тель­ным, посколь­ку побе­да в Ста­лин­град­ской бит­ве не озна­ча­ла завер­ше­ние вой­ны — впе­ре­ди были ещё почти три дол­гих года кро­ва­вых сра­же­ний в СССР, Евро­пе, а затем и на Даль­нем Восто­ке. Тогда скуль­птор раз­ра­бо­тал новую кон­цеп­цию и отсто­ял её перед началь­ством — как уже упо­мя­ну­то, он вооб­ще был крайне талант­ли­вым пере­го­вор­щи­ком и организатором.

Изна­чаль­но пла­ни­ро­ва­лось сде­лать памят­ник мень­ше — высо­той око­ло 36 мет­ров (при­бли­зи­тель­но как 12-этаж­ный дом). Одна­ко в дело неожи­дан­но вме­ша­лась… внеш­няя поли­ти­ка. Было реше­но, что глав­ная скульп­ту­ра мемо­ри­а­ла долж­на стать выше ста­туи Сво­бо­ды в США (46 мет­ров сама скульп­ту­ра и 47 мет­ров поста­мент). В ито­ге высо­та «Роди­ны-мате­ри» достиг­ла 52 мет­ров (17 эта­жей), а вме­сте с мечом — и вовсе 85 мет­ров (28 эта­жей). На момент созда­ния она была самым высо­ким изва­я­ни­ем в мире.

Воз­ве­де­ние мону­мен­та «Роди­на-мать». Источ­ник

Инже­не­ры отка­зы­ва­лись брать­ся за реа­ли­за­цию тако­го неор­ди­нар­но­го про­ек­та: боя­лись, что не удаст­ся обес­пе­чить проч­ность и устой­чи­вость соору­же­ния. Един­ствен­ным согла­сив­шим­ся стал Нико­лай Ники­тин, кото­рый раз­ра­бо­тал уни­каль­ную кон­струк­цию Остан­кин­ской теле­баш­ни. Дело в том, что баш­ня прак­ти­че­ски сво­бод­но сто­ит на неболь­шом фун­да­мен­те за счёт осо­бо­го рас­пре­де­ле­ния веса и натя­же­ния внут­рен­них эле­мен­тов. Ана­ло­гич­ный прин­цип был исполь­зо­ван для скульп­ту­ры «Роди­ны-мате­ри» — внут­ри она полая, а кар­кас удер­жи­ва­ют натя­ну­тые внут­ри метал­ли­че­ские канаты.

Одна­ко изоб­ре­те­ние осо­бой кон­струк­ции ста­ло не един­ствен­ным вызо­вом. После нача­ла стро­и­тель­ства выяс­ни­лось, что склон для скульп­ту­ры слиш­ком боль­шой, и она может упасть с него в любой момент. Тогда было реше­но сде­лать допол­ни­тель­ную насыпь из при­мер­но вось­ми мет­ров грунта.

Меч тоже стал про­бле­мой. Изна­чаль­но он был выпол­нен из нержа­ве­ю­щей ста­ли, обши­той листа­ми тита­на, из-за чего коле­бал­ся на вет­ру и шумел. Ещё до откры­тия на руке скульп­ту­ры появи­лись тре­щи­ны. В 1972‑м меч заме­ни­ли на новый, цели­ком сталь­ной и бес­кар­кас­ный, а внут­ри него преду­смот­ре­ли отвер­стия (они помо­га­ют справ­лять­ся с вет­ро­вой нагрузкой).

Креп­ле­ние тро­сов в руке с мечом «Роди­ны-мате­ри». Источ­ник

Роди­на-мать — соби­ра­тель­ный образ. Так, извест­но, что для лица скульп­ту­ры пози­ро­ва­ла тре­тья жена Вуче­ти­ча Вера. Кро­ме того, упо­ми­на­ют­ся ещё несколь­ко жен­щин: Ана­ста­сия Пеш­ко­ва, Вален­ти­на Изо­то­ва или Ека­те­ри­на Греб­не­ва. Мно­гие уве­ре­ны, что фигу­ру лепи­ли с атлет­ки-дис­ко­бол­ки Нины Думбадзе.

Нина Дум­бад­зе на сорев­но­ва­ни­ях. 1950‑е годы. Источ­ник

Скуль­птор Вик­тор Фети­сов, кото­рый участ­во­вал в созда­нии памят­ни­ка, рас­ска­зы­вал и о дру­гих источ­ни­ках вдохновения:

«…на мой взгляд, в Родине-мате­ри чув­ству­ет­ся так­же очень силь­ное вли­я­ние горе­лье­фа „Мар­се­лье­за“, создан­но­го фран­цуз­ским скуль­пто­ром XIX века Фран­с­уа Рюдом и укра­ша­ю­ще­го Три­ум­фаль­ную арку в Пари­же. Не думаю, что Вуче­тич пря­мо ори­ен­ти­ро­вал­ся на неё в сво­ей рабо­те над Роди­ной-мате­рью, но где-то в под­со­зна­нии она у него, без­услов­но, была. Не слу­чай­но „Мар­се­лье­за“ тоже изоб­ра­же­на с откры­тым ртом, у неё тоже дра­пи­ров­ки раз­ве­ва­ют­ся на одеж­де. Обра­ти­те вни­ма­ние: хоть во внеш­но­сти Роди­ны-мате­ри запе­чат­ле­на жен­щи­на сла­вян­ско­го типа, но пла­тье на ней дале­ко не славянское!»

Бла­го­да­ря удач­но­му соче­та­нию силь­но­го обра­за, мону­мен­таль­но­сти и зало­жен­но­го смыс­ла «Роди­на-мать» ста­ла одним из глав­ных сим­во­лов Побе­ды наравне с Веч­ным огнём. Скульп­ту­ру изоб­ра­зи­ли на гер­бе и фла­ге Вол­го­град­ской обла­сти, неод­но­крат­но вос­про­из­во­ди­ли на мар­ках и открыт­ках, а так­же хоро­шо зна­ют в мире.

Поч­то­вый блок СССР. 1973 год. № 4212. Памят­ник-ансамбль «Геро­ям Ста­лин­град­ской битвы»

Как монумент обрёл голос

Евге­ний Вуче­тич был визи­о­не­ром: его идеи силь­но опе­ре­жа­ли вре­мя. Так, он был уве­рен, что мемо­ри­ал на Мама­е­вом кур­гане дол­жен не толь­ко мас­штаб­но выгля­деть, но и по-осо­бен­но­му зву­чать — пат­ри­о­ти­че­ски­ми мар­ша­ми, гим­на­ми и народ­ны­ми пес­ня­ми. Источ­ни­ком вдох­но­ве­ния для скуль­пто­ра ста­ли музы­каль­ные ита­льян­ские фон­та­ны. Вуче­тич при­гла­сил вол­го­град­ско­го зву­ко­ре­жис­сё­ра Алек­сандра Герась­ки­на, инже­не­ра Вик­то­ра Мага­та­е­ва и ещё несколь­ких спе­ци­а­ли­стов, что­бы раз­ра­бо­тать схе­му рас­по­ло­же­ния динамиков.

Надо ого­во­рить­ся, что идея озву­чить мемо­ри­ал при­шла к Вуче­ти­чу око­ло 1965 года, то есть когда скульп­ту­ры уже были гото­вы, поэто­му поме­стить колон­ки в них не было ника­кой воз­мож­но­сти. К тому же музы­ка долж­на была зву­чать под откры­тым небом, то есть пере­кры­вать шум вет­ра и города.

В озву­ча­нии мемо­ри­аль­но­го ком­плек­са мог поучаст­во­вать Дмит­рий Шоста­ко­вич, одна­ко сотруд­ни­че­ство не сло­жи­лось. Ком­по­зи­тор напи­сал спе­ци­аль­ное про­из­ве­де­ние для пан­тео­на сла­вы, но Вуче­тич не пре­ду­пре­дил его о том, что внут­ри пан­тео­на зву­ча­ние музы­ки иска­жа­ет­ся. Гото­вая ком­по­зи­ция меня­лась до неузна­ва­е­мо­сти и была забра­ко­ва­на. В ито­ге оста­но­ви­лись, как ни пара­док­саль­но, на мини­а­тю­ре «Грё­зы» немец­ко­го ком­по­зи­то­ра Робер­та Шума­на. Мно­гих сму­щал такой выбор — всё же Шуман был нем­цем, хотя и умер в далё­ком 1856‑м. Вуче­тич без­апел­ля­ци­он­но заяв­лял:

«Шуман — клас­сик, ника­ко­го отно­ше­ния к фашист­ской Гер­ма­нии не име­ет, вклю­чай­те звук!»

По прось­бе Вуче­ти­ча дик­тор Юрий Леви­тан зачи­тал все свод­ки вре­мён Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны, в кото­рых упо­ми­нал­ся Сталинград.

Рабо­та над озву­ча­ни­ем дли­лась око­ло трёх лет, но её резуль­тат высо­ко оце­ни­ли и чинов­ни­ки, и воен­ные. За несколь­ко меся­цев до офи­ци­аль­но­го откры­тия мемо­ри­а­ла комис­сии из Мини­стер­ства куль­ту­ры пред­ста­ви­ли не толь­ко сам ком­плекс, но и музы­каль­ную состав­ля­ю­щую. Меро­при­я­тие про­ве­ли ночью, что­бы участ­ни­ки мог­ли в пол­ной мере услы­шать музы­ку и свод­ки Леви­та­на. Для сво­е­го вре­ме­ни это был боль­шой вызов. Зву­ко­ре­жис­сёр Алек­сандр Герась­кин поз­же рас­ска­зы­вал:

«Если бы Мама­ев кур­ган стро­и­ли и озву­чи­ва­ли сего­дня, то труд­но­стей навер­ня­ка воз­ник­ло бы мень­ше. Но рань­ше не было ни опы­та, ни тех­но­ло­гий, к тому же повсю­ду огра­ни­че­ния — от поли­ти­че­ских до технических».


Читай­те также:

— Веч­ный огонь. Как неуга­са­ю­щее пла­мя ста­ло сим­во­лом памя­ти о Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне;

— После­во­ен­ный СССР в фото­гра­фи­ях Робер­та Капы;

— Вол­го­град в фото­гра­фи­ях 1980‑х годов