Роберт Капа — извест­ный фото­ре­пор­тёр, клас­сик доку­мен­таль­ной фото­гра­фии и один из осно­во­по­лож­ни­ков воен­ной фото­жур­на­ли­сти­ки. Он родил­ся в 1913 году в Вен­грии, уже в юно­сти стал поли­ти­че­ским акти­ви­стом и про­тив­ни­ком авто­ри­тар­но­го режи­ма Мик­ло­ша Хор­ти. Спа­са­ясь от пре­сле­до­ва­ний, бежал сна­ча­ла в Бер­лин, а потом — в Париж. Во вто­рой поло­вине 1930‑х годов как фото­кор­ре­спон­дент участ­во­вал в граж­дан­ской войне в Испа­нии и в Япо­но-китай­ской войне, фото­гра­фии с кото­рых при­нес­ли ему широ­кую извест­ность. В 1940 году пере­брал­ся в США. Во вре­мя Вто­рой миро­вой сде­лал ряд фото­гра­фий с евро­пей­ско­го теат­ра воен­ных дей­ствий. Наи­бо­лее извест­ны­ми рабо­та­ми Робер­та ста­ли кад­ры высад­ки союз­ни­ков в Нор­ман­дии в 1944‑м.

В 1947 году вме­сте с писа­те­лем Джо­ном Стейн­бе­ком посе­тил СССР. Во вре­мя путе­ше­ствия сде­лал мно­же­ство фото­гра­фий в Москве, Кие­ве, Ста­лин­гра­де и Гру­зии. В первую оче­редь аме­ри­кан­цев инте­ре­со­ва­ла жизнь обыч­ных людей, совсем недав­но пере­жив­ших вой­ну. Боль­шин­ство фото­гра­фий Капы из Совет­ско­го Сою­за были напе­ча­та­ны в кни­ге Стейн­бе­ка «Рус­ский днев­ник», вышед­шей в США в 1948 году. Но в СССР кни­гу изда­ли в кон­це 1980‑х, поэто­му дол­гое вре­мя сним­ки Робер­та Капы оста­ва­лись неиз­вест­ны совет­ским читателям.

VATNIKSTAN пуб­ли­ку­ет кад­ры из поезд­ки масте­ра фото­ре­пор­та­жа по после­во­ен­ной Стране Советов.


Москва

Угол Неглин­ной и Пушеч­ной. Капа и Стейн­бек жили непо­да­лё­ку: сна­ча­ла в гости­ни­це «Мет­ро­поль», поз­же — в оте­ле «Савой»
Тан­цы. Из-за мас­со­вой гибе­ли муж­чин на войне жен­щи­ны тан­цу­ют друг с другом
Окра­и­ны столицы
Мага­зин. Капу и Стейн­бе­ка уди­ви­ло, что в уни­вер­ма­гах все­гда нахо­дит­ся мно­го людей, кото­рые при­хо­дят не купить, а посмот­реть, как поку­па­ют другие

Украина

Река Днепр
Киев
Киев. Регу­ли­ров­щи­ца. Стейн­бек отме­тил, что в Москве люди совсем не улы­ба­ют­ся, а в дру­гих местах, осо­бен­но в Укра­ине и Гру­зии, жите­ли намно­го дружелюбней
Киев. Кре­ща­тик. Дома ещё не успе­ли вос­ста­но­вить после вой­ны. За две неде­ли после нача­ла окку­па­ции Кие­ва в сен­тяб­ре 1941 года глав­ная ули­ца горо­да была почти пол­но­стью уничтожена
Киев. Успен­ский собор Кие­во-Печер­ской лав­ры. Был раз­ру­шен взры­вом 3 нояб­ря 1941 года немец­ки­ми вой­ска­ми. Вос­ста­но­ви­тель­ные рабо­ты нача­лись в 1947‑м, пре­кра­ща­лись и воз­об­нов­ля­лись в раз­ное вре­мя. Сей­час рекон­струк­ция почти завер­ше­на, рабо­ты по рос­пи­си инте­рье­ра про­дол­жа­ют­ся до сих пор
Киев. Зри­те­ли в цирке
Раз­ру­шен­ная нем­ца­ми дерев­ня. В ходе укра­ин­ской поезд­ки мест­ные жите­ли пред­ла­га­ли аме­ри­кан­цам при­е­хать через несколь­ко лет и посмот­реть, как улуч­ши­лась их жизнь
Укра­ин­ская кре­стьян­ка, два­жды вдо­ва. Капа в шут­ку пред­ло­жил женить­ся на ней. Жен­щи­на с улыб­кой отказалась
Обмо­лот пше­ни­цы в кол­хо­зе име­ни Шевченко

Сталинград

Неда­ле­ко от горо­да. В кни­ге Стейн­бек сету­ет, что из Укра­и­ны в Ста­лин­град мож­но попасть толь­ко через Москву
Фон­тан «Бар­ма­лей» («Дет­ский хоро­вод», «Кро­ко­дил», «Дети», «Дети и кро­ко­дил», «Тан­цу­ю­щие дети») на При­вок­заль­ной пло­ща­ди. Фон­тан пере­жил вой­ну, но в 1951 году его разо­бра­ли. В 2013‑м на том же месте уста­но­ви­ли репли­ку «Бар­ма­лея»
Стро­я­щи­е­ся дома на окра­ине города
Ребё­нок у брат­ской моги­лы, где похо­ро­нен отец
Раз­би­тые тан­ки в окрест­но­стях города
Быт мест­ных жите­лей. Аме­ри­кан­цев пора­зи­ло, что ста­лин­град­цы жили в под­ва­лах и раз­ру­шен­ных домах, но при этом выгля­де­ли очень опрятно
Стро­и­тель­ство новых домов
Ста­лин­град­цы. Капа вос­хи­щал­ся пре­крас­ны­ми людь­ми, кото­рые живут в горо­де на Вол­ге. Робер­ту очень понра­ви­лись коло­рит­ные типа­жи рабо­чих на Трак­тор­ном заво­де, но ему запре­ти­ли фото­гра­фи­ро­вать на промзоне
На рын­ке

Грузия

Стейн­бек писал:

«Где бы мы ни были в Рос­сии — в Москве, на Укра­ине, в Ста­лин­гра­де, — маги­че­ское сло­во „Гру­зия“ зву­ча­ло посто­ян­но. Люди, кото­рые нико­гда там не были и кото­рые, навер­ное, не смо­гут туда попасть, гово­ри­ли о Гру­зии с вос­хи­ще­ни­ем и каким-то страст­ным жела­ни­ем побы­вать в этих вол­шеб­ных местах. Они гово­ри­ли о гру­зи­нах как о супер­ме­нах, как о вели­ких масте­рах пить, вели­ких тан­цо­рах, вели­ких музы­кан­тах, вели­ких работ­ни­ках и вели­ких любов­ни­ках. Они гово­ри­ли о стране, рас­по­ло­жен­ной на Кав­ка­зе, у Чёр­но­го моря, про­сто как о вто­ром рае. И мы нача­ли верить: боль­шин­ство рус­ских наде­ет­ся, что если они будут чест­ны­ми и доб­ро­де­тель­ны­ми, то им воз­даст­ся и после смер­ти они попа­дут не на небе­са, а в Грузию».

Чем­пи­о­нат по воль­ной борьбе
В поле
Гру­зин­ское госте­при­им­ство. Засто­лье после кон­цер­та с руко­во­ди­те­лем оркест­ра и музыкантами

Читай­те так­же «Тота­ли­тар­ный бес­по­ря­док: бан­ди­тизм в послед­ние годы прав­ле­ния Ста­ли­на».

Поделиться