К рево­лю­ции 1917 года сто­ли­ца Рос­сий­ской импе­рии пред­став­ля­ла собой уди­ви­тель­ное место. Под суро­вой мас­кой воен­ных лет Пер­вой миро­вой в Пет­ро­гра­де скры­ва­лось изоби­лие рели­ги­оз­ных сект, тай­ных и фило­соф­ских обществ, оккульт­ных и эзо­те­ри­че­ских круж­ков, ради­каль­ных и уме­рен­ных поли­ти­че­ских орга­ни­за­ций. На маги­че­ских уче­ни­ях Бла­ват­ской, сдоб­рен­ных тру­да­ми рус­ских кос­ми­стов, взрос­ли раз­лич­но­го рода рели­ги­оз­но-фило­соф­ские круж­ки. В этих объ­еди­не­ни­ях, пови­ну­ясь сум­бур­но­му духу эпо­хи, сме­ши­ва­лись еже­днев­ные хри­сти­ан­ские молит­вы, вызо­вы духов, плот­ские уте­хи и раз­мыш­ле­ния о пути рус­ско­го народа.

Сомни­тель­но­го рода инте­ре­сы про­ни­ка­ли во все слои обще­ства и в рав­ной сте­пе­ни рас­про­стра­ня­лись как сре­ди пред­ста­ви­те­лей низ­ше­го сосло­вия, так и в выс­шем обще­стве, вплоть до цар­ской семьи. Гибель импе­рии про­бу­ди­ла в тра­ди­ци­он­но суе­вер­ном обще­стве избы­точ­ную тягу ко все­му оккульт­но­му, маги­че­ско­му, пара­нор­маль­но­му. Это вле­че­ние неред­ко выра­жа­лась в при­ми­тив­ном и пош­лом виде.

Имен­но в такой нездо­ро­вой атмо­сфе­ре раз­ви­ва­лось и при­ни­ма­ло новые фор­мы оте­че­ствен­ное масон­ское дви­же­ние, чьё отно­ше­ние к ори­ги­наль­но­му обще­ству воль­ных камен­щи­ков было весь­ма отда­лён­ным вплоть до XXI века.

Ули­цы Пет­ро­гра­да. 1917 год

Масон­ство в Рос­сии нача­ло рас­про­стра­нять­ся с сере­ди­ны XVIII века: воль­ные камен­щи­ки раз­вер­ну­ли дея­тель­ность в 1747 году. Власть неод­но­знач­но отно­си­лась к это­му тай­но­му обще­ству, в кото­рое вхо­ди­ли пред­ста­ви­те­ли зна­ти и офи­цер­ства. Сме­няя гнев на милость, она то раз­ре­ша­ла и даже спо­соб­ство­ва­ла раз­ви­тию масон­ства, то раз­го­ня­ла и пол­но­стью запре­ща­ла. Заиг­ры­ва­ния дли­лись до тех пор, пока Алек­сандр I в 1822 году не издал указ «О уни­что­же­нии масон­ских лож и вся­ких тай­ных обществ».

Воз­вра­ще­нию масон­ства в Рос­сию и его лега­ли­за­ции спо­соб­ство­вал не кто иной, как Нико­лай II. Импе­ра­тор в 1901 году при­гла­сил в Цар­ское Село и назна­чил сво­им совет­ни­ком Филип­па Низье — дея­те­ля фран­цуз­ско­го масон­ско­го дви­же­ния мар­ти­ни­стов, само­про­воз­гла­шён­но­го пред­ска­за­те­ля, спи­ри­та и мага-меди­у­ма. При­гла­ше­ние Его Вели­че­ства дей­ство­ва­ло как свое­об­раз­ное бла­го­сло­ве­ние, авто­ма­ти­че­ски сни­мав­шее любые запре­ты и огра­ни­че­ния на дея­тель­ность масон­ских орга­ни­за­ций в стране.

В 1905 году Нико­лай II про­шёл обряд посвя­ще­ния в масо­ны, и в том же году в Москве и Петер­бур­ге созда­ёт­ся мно­же­ство масон­ских лож. Толь­ко в 1912 году учре­жда­ет­ся неза­ви­си­мая орга­ни­за­ция «Вели­кий восток наро­дов Рос­сии», про­воз­гла­сив­шая неза­ви­си­мость от фран­цуз­ских струк­тур. Это объ­еди­не­ние отка­за­лось от неко­то­рых обя­за­тель­ных пунк­тов в рабо­те тра­ди­ци­он­но­го масон­ско­го обще­ства. Ложи «Вели­ко­го восто­ка…» назы­ва­лись масон­ски­ми, но дру­гие масон­ские орга­ни­за­ции тако­вой её не при­зна­ва­ли — счи­та­ли их поли­ти­че­ски­ми круж­ка­ми. А после Октябрь­ской рево­лю­ции обще­ство и вовсе пре­кра­ти­ло деятельность.

Импе­ра­тор Нико­лай II

«Орден мартинистов»

Самым круп­ным из 11 извест­ных масон­ских и око­ло­ма­сон­ских орга­ни­за­ций рево­лю­ци­он­ных лет было оккульт­ное обще­ство «Орден мар­ти­ни­стов», кото­рое воз­глав­лял барон Гри­го­рий Отто­но­вич Мёбес. Объ­еди­не­ние рабо­та­ло в Рос­сии с 1910 года как часть фран­цуз­ско­го орде­на, пока не отко­ло­лось от него в 1913 году.

В отли­чие от праг­ма­ти­че­ско­го под­хо­да чле­нов «Вели­ко­го восто­ка наро­дов Рос­сии», мар­ти­ни­стов инте­ре­со­ва­ли не поли­ти­че­ские раз­бор­ки и раз­дел сфер вли­я­ния, а духов­ное пре­об­ра­же­ние обще­ства, фило­соф­ские вопро­сы, пара­пси­хо­ло­ги­че­ские аспек­ты и овла­де­ние оккульт­ны­ми зна­ни­я­ми. Апо­ли­тич­ная пози­ция поз­во­ли­ла орде­ну не попа­дать в поле зре­ния совет­ских орга­нов вла­сти, пере­жить рево­лю­ци­он­ные годы и про­дол­жить дея­тель­ность. Одна­ко это не спас­ло его от раз­го­на в кон­це 1920‑х.

Гри­го­рий Мёбес

1917 год сопро­вож­дал­ся чере­дой заго­во­ров и мяте­жей, успеш­ных и не очень. Они про­ис­хо­ди­ли в дей­стви­тель­но­сти, одна­ко поро­ди­ли мно­же­ство слу­хов о заго­во­рах мни­мых, при­пи­сы­ва­е­мых чле­нам тай­ных сооб­ществ. На руку таким тео­ри­ям играл тот факт, что Алек­сандр Керен­ский, фак­ти­че­ский пра­ви­тель Рос­сии с лета 1917-го и вплоть до Октябрь­ской рево­лю­ции, был чле­ном масон­ской ложи с 1913 года — и нико­гда это­го не скрывал.

В то же вре­мя в кру­гах чер­но­со­тен­цев и шови­ни­стов на фоне борь­бы с анти­се­ми­тиз­мом, кото­рую раз­вер­ну­ли боль­ше­ви­ки, роди­лась тео­рия о еврей­ско-масон­ском заго­во­ре. Клю­че­вой идео­лог боль­ше­виз­ма и глав­ный бого­бо­рец стра­ны, извест­ный ради­каль­ны­ми взгля­да­ми, Лев Троц­кий, будучи ещё и евре­ем, ока­зал­ся пер­вым кан­ди­да­том на роль чле­на тако­го сооб­ще­ства в гла­зах тех, кто уже был готов пове­рить в заго­вор. До наших дней дожи­ла пара легенд, раз­об­ла­ча­ю­щих пороч­ную связь бли­жай­ше­го спо­движ­ни­ка Лени­на с заго­во­ром масонов.

Пред­се­да­тель Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства Алек­сандр Керенский

Так, Троц­кий, от при­ро­ды обла­дав­ший отлич­ны­ми ора­тор­ски­ми спо­соб­но­стя­ми, когда вер­нул­ся вес­ной 1917 года из поезд­ки в Аме­ри­ку, по слу­хам, бук­валь­но пре­об­ра­зил­ся, раз­вив уме­ние убеж­дать до небы­ва­лой высо­ты. Теперь, пове­де­ни­ем, жеста­ми, внеш­ним видом он напо­ми­нал древ­не­еги­пет­ско­го жре­ца, кон­тро­ли­ру­ю­ще­го умы и волю тол­пы. Это изме­не­ние неко­то­рые свя­зы­ва­ли с тем, что в поезд­ке Лев Дави­до­вич встре­чал­ся с мил­ли­о­не­ром Чарль­зом Крей­ном, масо­ном, кото­рый счи­тал­ся серым кар­ди­на­лом всей аме­ри­кан­ской поли­ти­ки. Он яко­бы и пере­дал Троц­ко­му некие тай­ные зна­ния, при­ме­не­ние кото­рых на прак­ти­ке пока­за­ло такой мощ­ный эффект.

Троц­кий в обра­зе демо­на на про­па­ган­дист­ском пла­ка­те Бело­го движения

Через год, вес­ной 1918 года, когда крас­ные отсту­па­ли по всем фрон­там, комис­сар по воен­ным делам Троц­кий при­бы­ва­ет в Сви­яжск, что­бы лич­но орга­ни­зо­вать наступ­ле­ние на Казань. В отча­ян­ном поло­же­нии и почти без­вы­ход­ных усло­ви­ях ему уда­ёт­ся пере­ло­мить ход собы­тий, оста­но­вить дви­же­ние белых и взять город. Жесто­кие мето­ды и ради­каль­ные меры, исполь­зо­ван­ные для выстра­и­ва­ния желез­ной дис­ци­пли­ны в армии, достиг­ли куль­ми­на­ции, когда на глав­ной пло­ща­ди Сви­яж­ска откры­ли ста­тую Иуды Иска­ри­о­та. Сим­во­ли­че­ским бого­бор­че­ским жестом боль­ше­ви­ки хоте­ли пока­зать, какие силы сто­ят за ними. По мне­нию сто­рон­ни­ков тео­рии заго­во­ров, уста­нов­ка памят­ни­ка Иуде — неопро­вер­жи­мое дока­за­тель­ство при­над­леж­но­сти Троц­ко­го к масон­ско­му движению.

Вопрос о том, был ли этот памят­ник дей­стви­тель­но постав­лен на пло­ща­ди в Сви­яж­с­ке или нет, оста­ёт­ся откры­тым и сей­час. Основ­ным и един­ствен­ным источ­ни­ком, в кото­ром упо­ми­на­ет­ся дан­ный инци­дент, явля­ет­ся пье­са дат­ско­го писа­те­ля Хен­нин­га Кел­ле­ра «Крас­ный сад. При­клю­че­ния в совет­ской Рос­сии». Автор нахо­дил­ся в Сви­яж­с­ке с некой дипло­ма­ти­че­ской мис­си­ей в момент, когда яко­бы состо­я­лось тор­же­ствен­ное откры­тие памят­ни­ка Иуде. Одна­ко суще­ству­ет мне­ние, что писа­тель не был оче­вид­цем собы­тия и толь­ко опи­сал слу­хи, кото­рые при­нял за исти­ну. Даже если скульп­ту­ра была уста­нов­ле­на, она бы не про­сто­я­ла дол­го и раз­ва­ли­лась через день после откры­тия. В усло­ви­ях граж­дан­ской вой­ны най­ти каче­ствен­ные мате­ри­а­лы было очень проблематично.

В 2018 году состо­я­лась необыч­ная пре­мье­ра опе­ры под откры­тым небом, кото­рую поста­ви­ли по про­из­ве­де­нию Кел­ле­ра. Клю­че­вым момен­том выступ­ле­ния была демон­стра­ция маке­та ста­туи Иуды, гро­зя­ще­го небу. Копию раз­ме­сти­ли на том же месте, где, воз­мож­но, рас­по­ла­гал­ся ори­ги­нал 100 лет назад.

Макет ста­туи Иуды, уста­нов­лен­ный в рам­ках опе­ры «Крас­ный сад» в 2018 году

При­над­леж­ность Льва Троц­ко­го к масон­ству под­твер­ди­ла покой­ная ныне писа­тель­ни­ца Нина Бер­бе­ро­ва, мно­го лет рабо­тав­шая с масон­ски­ми архи­ва­ми и уста­но­вив­шая име­на мно­гих рус­ских масо­нов нача­ла XX века. На задан­ный ей во вре­мя визи­та в СССР в сен­тяб­ре 1989 года пря­мой вопрос: «Был ли Троц­кий масо­ном?» — она отве­ти­ла: «Был, шесть меся­цев в 18 лет» («Ком­со­моль­ская прав­да», 1989, 12 сен­тяб­ря, с. 4).


«Воскресенье»

Три про­те­стан­та, две като­лич­ки, пере­шед­шие из пра­во­сла­вия, несколь­ко некре­щё­ных евре­ев и боль­шин­ство пра­во­слав­ных, сто­я­щих вне Таин­ства, плюс два ком­му­ни­ста и один монар­хист, а ещё сест­ра жены извест­но­го боль­ше­ви­ка Киро­ва — всё это состав обще­ства «Вос­кре­се­нье». Оно было обра­зо­ва­но в декаб­ре 1917 года в сре­де пет­ро­град­ской интел­ли­ген­ции как рели­ги­оз­но-фило­соф­ский кру­жок. Объ­еди­не­ние хоть и не пози­ци­о­ни­ро­ва­лось масон­ское обще­ство, было к нему идей­но близ­ким. Вна­ча­ле его ядро состав­ля­ли сотруд­ни­ки Пуб­лич­ной биб­лио­те­ки, свое­об­раз­но­го цен­тра петер­бург­ско­го масон­ства. Осно­ва­те­лем являл­ся педа­гог, фило­соф­ский, рели­ги­оз­ный и обще­ствен­ный дея­тель Алек­сандр Мей­ер, кото­рый в юно­сти орга­ни­зо­вы­вал ком­му­ни­сти­че­ские круж­ки рабо­чих. Его жена Ксе­ния Полов­це­ва так вспо­ми­на­ла о том, как учре­жда­лось общество:

«Про­чли молит­ву „Отче наш“, кон­чи­ли чаем и уго­ще­ни­ем. Реши­ли и впредь так же собираться».

У раз­но­род­ной пуб­ли­ки круж­ка не было явной поли­ти­че­ской пози­ции, но боль­шин­ство наде­я­лось на сбли­же­ние совет­ской вла­сти с христианством.

Пре­тво­ре­ние в жизнь иде­а­ли­сти­че­ской моде­ли госу­дар­ства, постро­ен­но­го на прин­ци­пах рели­ги­оз­но-ком­му­ни­сти­че­ской уто­пии, было глав­ной целью обще­ства «Вос­кре­се­нье». Они хоте­ли соеди­нить несо­еди­ни­мое, наде­я­лись, что при­дёт вре­мя, «когда 1 Мая встре­тит­ся с Пас­халь­ным вос­кре­се­ньем». Дости­гать цель пла­ни­ро­ва­лось путём широ­кой про­па­ган­ды идей рели­ги­оз­но­го возрождения.

Из-за раз­но­род­но­го соста­ва внут­ри груп­пы воз­ни­ка­ли мно­го­чис­лен­ные раз­но­гла­сия. Часть хоте­ла вер­нуть­ся в лоно пра­во­слав­ной церк­ви, дру­гие отста­и­ва­ли неза­ви­си­мость при сохра­не­нии веры во Хри­ста, тре­тьи во гла­ве с Мей­е­ром жела­ли пре­об­ра­зо­вать кру­жок в чисто масон­скую орга­ни­за­цию с масон­ски­ми же риту­а­ла­ми и обря­да­ми. Регу­ляр­но про­ис­хо­ди­ли рас­ко­лы, сопро­вож­да­ю­щи­е­ся созда­ни­ем новых объ­еди­не­ний. Одним из таких ответв­ле­ний стал кру­жок фило­со­фа Ива­на Анд­ри­ев­ско­го, более извест­ный как «Хиль­фер­нак», что рас­шиф­ро­вы­ва­ет­ся в луч­ших тра­ди­ци­ях аббре­ви­а­тур ран­не­со­вет­ско­го ново­яза — «Худо­же­ствен­но-лите­ра­тур­но-фило­соф­ско-рели­ги­оз­но-науч­ная академия».

Алек­сандр Мейер

«Хильфернак» и «Космическая академия»

Обще­ство «Хиль­фер­нак», обра­зо­ван­ное в 1921 году, сохра­ня­ло при­вер­жен­ность рели­ги­оз­ной фило­со­фии, общую с поро­див­шим его круж­ком «Вос­кре­се­нье». Чле­на­ми объ­еди­не­ний явля­лись люди интел­лек­ту­аль­ные, в основ­ном пре­по­да­ва­те­ли инсти­ту­тов и студенты.

В 1926 году был создан свое­об­раз­ный фили­ал под назва­ни­ем «Кос­ми­че­ская ака­де­мия наук» (КАН). Струк­ту­ра этой орга­ни­за­ции во мно­гом повто­ря­ла внут­рен­нее устрой­ство насто­я­щей ака­де­мии наук. У неё был пре­зи­дент, непре­мен­ный сек­ре­тарь, ака­де­ми­ки и даже тра­ди­ци­он­ные боль­шой и малый кон­фе­ренц-залы. Одна­ко по духу это был чистой воды эзо­те­ри­че­ский кружок.

«Хиль­фер­нак» и «Кос­ми­че­ская ака­де­мия» глав­ным обра­зом инте­рес­ны тем, что в них обе­их в раз­ное вре­мя состо­ял фило­лог, куль­ту­ро­лог, искус­ство­вед, све­ти­ло оте­че­ствен­ных гума­ни­тар­ных наук про­фес­сор Дмит­рий Сер­ге­е­вич Лиха­чёв. За уча­стие в подоб­ных орга­ни­за­ци­ях его осу­ди­ли на пять лет по ста­тье о контр­ре­во­лю­ци­он­ной дея­тель­но­сти и сосла­ли на Солов­ки. Неза­дол­го до аре­ста на одном из засе­да­ний «Кос­ми­че­ской ака­де­мии» он сде­лал доклад о ста­рой рус­ской орфо­гра­фии, «попран­ной и иска­жён­ной вра­гом Церк­ви Хри­сто­вой и наро­да российского».

Дмит­рий Лиха­чёв в молодости

«Братство истинного служения» или «Эзотерическая ложа»

Обще­ство обра­зо­ва­но в 1922 году быв­шим дво­ря­ни­ном Геор­ги­ем Тюфя­е­вым, глав­ным помощ­ни­ком кото­ро­го был без­ра­бот­ный артист Вла­ди­мир Очнев-Лефевр. Чле­ны брат­ства обща­лись с духа­ми, зани­ма­лись маги­ей и «сво­бод­ной любо­вью». Послед­нее — с целью укреп­ле­ния и гар­мо­ни­за­ции отно­ше­ний внут­ри кол­лек­ти­ва. Совет­скую власть они счи­та­ли порож­де­ни­ем Анти­хри­ста, веду­ще­го народ Рос­сии в без­дну. Но чле­ны брат­ства не отча­и­ва­лись, посколь­ку на спи­ри­ти­че­ских сеан­сах к ним яко­бы при­хо­ди­ли архан­ге­лы и души умер­ших, сре­ди кото­рых буд­то бы являл­ся сам дух покой­но­го Нико­лая II. Все эти сущ­но­сти в один голос про­ро­чи­ли ско­рую гибель большевизма.


«Орден Света» или ложа Алексея Солоновича

Орга­ни­за­ция была осно­ва­на в 1920 году. Сооб­ще­ство пози­ци­о­ни­ро­ва­ло себя как про­дол­жа­те­ля дела там­пли­е­ров, идей­но пред­став­ля­ло собой масон­скую ложу и ста­ви­ло целью рас­про­стра­нять иде­а­лы ком­му­низ­ма через интер­на­ци­о­нал анар­хи­стов. У исто­ков объ­еди­не­ния сто­ял попу­ляр­ный лите­ра­тор-быто­пи­са­тель, раз­де­ляв­ший идеи народ­ни­ков, поз­же пере­шед­ший к эсе­рам и сфор­ми­ро­вав­ший­ся как анар­хист, Апол­лон Андре­евич Каре­лин. Мно­го лет он жил и пре­по­да­вал в Евро­пе, там же стал участ­ни­ком масон­ско­го дви­же­ния. Вер­нув­шись на роди­ну в 1917 году, уже в каче­стве вид­но­го тео­ре­ти­ка анар­хо-ком­му­низ­ма, был при­нят во ВЦИК. Под его руко­вод­ством учре­жда­ет­ся целых три анар­хо-ком­му­ни­сти­че­ские орга­ни­за­ции все­рос­сий­ско­го и даже меж­ду­на­род­но­го уровня.

«Орден Све­та» быст­ро рас­про­стра­нял­ся по стране, его фили­а­лы откры­ва­лись в круп­ных горо­дах. Так, в Москве это была ложа «Храм искусств», в Нов­го­ро­де и Сочи дей­ство­ва­ли «Орден Духа» и «Орден там­пли­е­ров и розен­крей­це­ров». Чле­на­ми обще­ства, как пра­ви­ло, ста­но­ви­лись пред­ста­ви­те­ли твор­че­ской интел­ли­ген­ции: актё­ры, худож­ни­ки, писа­те­ли, музыканты.

Как и в любой дру­гой масон­ской орга­ни­за­ции, чле­ны орде­на при­да­ва­ли важ­ное зна­че­ние иерар­хии, сим­во­ли­ке и обря­дам. Участ­ни­ки, име­но­вав­ши­е­ся бра­тья­ми, мог­ли полу­чить рыцар­ский титул с про­зви­щем, соот­вет­ству­ю­щим одно­му из семи уров­ней посвя­ще­ния. Про­зви­ща свя­зы­ва­ли с антич­ной мифо­ло­ги­ей, хри­сти­ан­ством и мисти­циз­мом, отсы­лая к Атлан­там, Эонам, Свя­то­му Гра­алю и подоб­ным обра­зам. Сим­во­лом орде­на была вось­ми­ко­неч­ная голу­бая звез­да, озна­чав­шая восемь изме­ре­ний мира, а так­же белая роза, сим­во­ли­зи­ру­ю­щая воз­вы­шен­ность и чисто­ту помыс­лов братьев.

Апол­лон Каре­лин, пер­вый гла­ва ложи

Чле­ны орде­на нега­тив­но отно­си­лись к пра­во­сла­вию и рус­ским наци­о­наль­ным цен­но­стям. Они жела­ли создать обще­ство, где соеди­ни­лись бы воеди­но ран­не­хри­сти­ан­ские поня­тия о спра­вед­ли­во­сти и анар­хист­ские идеи о сво­бо­де, что соби­ра­лись вопло­тить в жизнь с помо­щью про­па­ган­ды ком­мун и арте­лей по масон­ско­му образ­цу. В рево­лю­ции они виде­ли не «дик­та­ту­ру про­ле­та­ри­а­та», а «духов­ное и соци­аль­ное пре­об­ра­же­ние чело­ве­ка, рас­кры­тие всех его потен­ци­аль­ных сил и спо­соб­но­стей, побе­ду Све­та над Мра­ком, Добра над Злом».

Послед­ним руко­во­ди­те­лем орде­на был Алек­сей Алек­сан­дро­вич Соло­но­вич — пре­по­да­ва­тель МВТУ име­ни Бау­ма­на. Он был извест­ней­шим в сво­ём кру­гу тео­ре­ти­ком мисти­че­ско­го анар­хиз­ма. Лек­ции Соло­но­ви­ча в Кро­пот­кин­ском музее, где он воз­глав­лял сек­цию анар­хи­стов, а так­же на дому поль­зо­ва­лись боль­шим успе­хом у слушателей.

Леген­дар­ный совет­ский кино­ре­жис­сёр, автор куль­то­вой кар­ти­ны «Бро­не­но­сец Потём­кин» Сер­гей Эйзен­штейн был одним из пер­вых чле­нов «Орде­на Све­та», куда его при­ня­ли в 1919 году

Закат масонства в СССР

Конец оте­че­ствен­но­го масон­ско­го дви­же­ния был пред­ска­зу­е­мо печаль­ный и доволь­но жал­кий, сопро­вож­дал­ся мелоч­ны­ми раз­бор­ка­ми, про­во­ка­ци­я­ми и пре­да­тель­ства­ми. Клю­че­вой фигу­рой это­го без­об­ра­зия стал Борис Аст­ро­мов (насто­я­щая фами­лия Кири­чен­ко), кото­рый пере­дал инфор­ма­цию обо всех масон­ских и око­ло­ма­сон­ских круж­ках совет­ским спецслужбам.

Ещё до рево­лю­ции Аст­ро­мов уехал в Ита­лию, где полу­чил выс­шее юри­ди­че­ское обра­зо­ва­ние и всту­пил в масон­скую ложу «Авзо­ния». Вер­нув­шись на роди­ну, он стал чле­ном орде­на мар­ти­ни­стов. Подо­зри­тель­но быст­ро, уже на сле­ду­ю­щий год после посвя­ще­ния, в 1919‑м он занял пост гене­раль­но­го сек­ре­та­ря — вто­ро­го чело­ве­ка в обществе.

Одна­ко за быст­рым взлё­том после­до­ва­ло ско­рое паде­ние. Из-за глу­бо­ких эти­че­ских и идео­ло­ги­че­ских раз­но­гла­сий как с руко­вод­ством, так и с рядо­вы­ми бра­тья­ми орде­на, Аст­ро­мов через пару лет поки­нул ложу, но тут же орга­ни­зо­вал соб­ствен­ную, роман­тич­но назван­ную «Три север­ные звез­ды». Там Аст­ро­мов бес­пре­пят­ствен­но уста­нав­ли­вал свои поряд­ки и про­воз­гла­сил себя гла­вой. Чле­ном «Трёх север­ных звёзд» стал Гри­го­рий Алек­сан­дров — режис­сёр, в буду­щем автор куль­то­во­го филь­ма «Вол­га-Вол­га» (люби­мая лен­та Иоси­фа Сталина).

Гри­го­рий Александров

Перед тем как орга­ни­зо­вать соб­ствен­ное обще­ство, Аст­ро­мов решил нака­зать обид­чи­ков, изгнав­ших его из мар­ти­ни­стов. Он доб­ро­воль­но при­шёл в ленин­град­ский отдел ОГПУ, стал осве­до­ми­те­лем и сдал спис­ки, а так­же паро­ли всех чле­нов тай­ных обществ в обмен на пра­во выез­да из стра­ны. Рука­ми совет­ских спец­служб Аст­ро­мов уни­что­жил сво­их противников.

Так, в 1926 году вла­сти закры­ли воз­глав­ля­е­мый Гри­го­ри­ем Мёбе­сом «Орден мар­ти­ни­стов», в сле­ду­ю­щем году аре­сто­ва­ны все участ­ни­ки «Брат­ства истин­но­го слу­же­ния», далее раз­гром­лен мее­ров­ский кру­жок «Вос­кре­се­нье». Тогда же пре­кра­ти­ли суще­ство­ва­ние груп­па «Хиль­фер­нак» и «Кос­ми­че­ская ака­де­мия наук». Поз­же всех, в сен­тяб­ре 1930 года, был лик­ви­ди­ро­ван «Орден Света».

Боль­шин­ство участ­ни­ков пере­чис­лен­ных орга­ни­за­ций обви­ни­ли в анти­со­вет­ской дея­тель­но­сти и осу­ди­ли в сред­нем на пару лет ссыл­ки. Одна­ко клю­че­вые дея­те­ли и орга­ни­за­то­ры полу­ча­ли при­го­во­ры вплоть до выс­шей меры нака­за­ния. Впро­чем, бла­го­да­ря высо­ко­по­став­лен­ным дру­зьям из пар­тий­но­го руко­вод­ства, кото­рые всту­пи­лись за осуж­дён­ных, каз­ни заме­ни­ли на годы заключения.

Сам Аст­ро­мов так и не полу­чил пра­ва поки­нуть Совет­ский Союз. Вме­сто это­го 30 янва­ря 1930 года его вме­сте с 21 бра­том по ложе аре­сто­вы­ва­ло ленин­град­ское ОГПУ.

Борис Аст­ро­мов

После тако­го раз­гро­ма совет­ское масон­ство пред­став­ля­ло собой выжжен­ное поле, кото­рое оста­ва­лось тако­вым почти до кон­ца перестройки.


«Советская власть есть власть масонская»

Инте­рес­ную точ­ку зре­ния о масон­стве в СССР име­ли пред­ста­ви­те­ли Бело­го дви­же­ния, бежав­шие за гра­ни­цу. Вопре­ки все­му про­ис­хо­дя­ще­му, они виде­ли Совет­ский Союз стра­ной побе­див­ше­го масонства.

Васи­лий Фёдо­ро­вич Ива­нов в кни­ге «От Пет­ра I до наших дней» (Хар­бин, 1934, с. 497) писал:

«В 1918 году <…> над Рос­си­ей вос­хо­дит пяти­ко­неч­ная звез­да — эмбле­ма миро­во­го масон­ства. Власть пере­шла к само­му злоб­но­му и раз­ру­ши­тель­но­му масон­ству — крас­но­му — во гла­ве с масо­на­ми высо­ко­го посвя­ще­ния — Троц­ким и его при­спеш­ни­ка­ми — масо­на­ми более низ­ко­го посвя­ще­ния: Розен­фель­дом, Зино­вье­вым, Парву­сом, Раде­ком, Литвиновым…»

По наблю­де­ни­ям Васи­лия Ива­но­ва, уже в нача­ле 1930‑х годов Рос­сия пре­вра­ща­ет­ся в «самое чистое и самое после­до­ва­тель­ное масон­ское госу­дар­ство, кото­рое про­во­дит масон­ские прин­ци­пы во всей их пол­но­те и после­до­ва­тель­но­сти». Меж­ду­на­род­ное масон­ство и соци­а­лизм, по его мне­нию, «дети одной и той же тём­ной силы. Цель масон­ства и соци­а­лиз­ма одна. Они толь­ко вре­мен­но разо­шлись в мето­дах дей­ствий». (В. Ф. Ива­нов, «Тай­ная дипло­ма­тия». — Хар­бин, 1937, с. 128.)

Совет­ский герб содер­жит мно­же­ство масон­ских зна­ков и символов

Дей­стви­тель­но, если счи­тать Совет­ский Союз стра­ной побе­див­ше­го масон­ства, то мож­но най­ти дока­за­тель­ство это­му как в общей с масон­ством идео­ло­гии, постро­ен­ной на стрем­ле­нии создать спра­вед­ли­вое высо­ко­мо­раль­ное обще­ство, так и в сим­во­ли­ке, кото­рая у боль­ше­ви­ков и воль­ных камен­щи­ков во мно­гом сов­па­да­ла. С точ­ки зре­ния масо­нов, пла­ме­не­ю­щую (крас­ную) звез­ду мож­но назвать сим­во­лом боже­ствен­но­го суще­ства и све­та, то есть про­свет­ле­ния. Молот озна­ча­ет пре­об­ра­же­ние чело­ве­ка через волю к само­со­вер­шен­ство­ва­нию. Зем­ной шар — сим­вол стрем­ле­ния охва­тить весь мир, знак утвер­жде­ния декла­ри­ру­е­мых цен­но­стей и идеалов.

Герб Гер­ман­ской Демо­кра­ти­че­ской Рес­пуб­ли­ки (ГДР) в точ­но­сти копи­ру­ет рас­про­стра­нён­ный масон­ский знак с моло­том и циркулем

Неуди­ви­тель­но, что воз­ни­ка­ли тео­рии о суще­ство­ва­нии так назы­ва­е­мой крем­лёв­ской масон­ской ложи, куда вхо­ди­ли клю­че­вые чле­ны пра­ви­тель­ства стра­ны. Слу­хи были настоль­ко рас­про­стра­не­ны, что в 1982 году мос­ков­ский писа­тель Феликс Чуев спро­сил быв­ше­го сов­нар­ко­ма СССР Вяче­сла­ва Моло­то­ва о его свя­зях с тай­ны­ми сооб­ще­ства­ми. 90-лет­ний Моло­тов, сумев­ший на высо­ких постах пере­жить репрес­сии, раз­вен­ча­ние куль­та лич­но­сти и внут­ри­пар­тий­ную борь­бу и при этом не попасть в опа­лу, весь­ма ост­ро­ум­но отве­чал писателю.

— Сей­час мно­го раз­го­во­ров идёт о масон­стве. Гово­рят, что у нас в стране тоже есть масо­ны, — заво­дит раз­го­вор Чуев.
— Навер­ное, есть. Под­поль­ные. Не может не быть, — отве­ча­ет Молотов.
— И про вас гово­рят, что вы тоже масон.
— Масон дав­но. С 1906 года, — улы­ба­ет­ся Моло­тов, имея в виду вре­мя сво­е­го вступ­ле­ния в РСДРП.
— Суще­ству­ет мне­ние, что масо­ны есть и сре­ди ком­му­ни­стов, — не отста­ёт от него Чуев.
— Могут быть, — допус­ка­ет Молотов.
— И вот гово­рят, что в Полит­бю­ро Моло­тов был глав­ным масоном.
— Глав­ным, — отзы­ва­ет­ся Моло­тов. — Да, это я меж­ду делом оста­вал­ся ком­му­ни­стом, а меж­ду тем успе­вал быть масо­ном. Где это вы копа­е­те такие истины!
(Ф. И. Чуев. Сто сорок бесед с Моло­то­вым. Из днев­ни­ка Ф. Чуе­ва. — М., «Тер­ра», 1991, с. 267.)

Вяче­слав Молотов

Возрождение

Пере­строй­ка. Совет­ские граж­дане мас­со­во выстав­ля­ют стек­лян­ные бан­ки с водой перед теле­ви­зо­ра­ми, с экра­нов кото­рых Аллан Чумак обе­ща­ет заря­дить любую жид­кость и наде­лить её свой­ства­ми исце­лять болез­ни. Дру­гой шар­ла­тан все­со­юз­но­го мас­шта­ба Ана­то­лий Кашпи­ров­ский, пред­ла­га­ет теле­зри­те­лям погру­зить­ся в состо­я­ние гип­но­за. Само­про­воз­гла­шён­ный маг соби­ра­ет пол­ные залы жела­ю­щих воочию уви­деть, как он про­во­дит свое­об­раз­ные обря­ды экзор­циз­ма, а так­же пере­да­ёт мыс­ли на рас­сто­я­нии. Кро­ме того, с зами­ра­ни­ем серд­ца теле­зри­те­ли почти в пря­мом эфи­ре сле­дят за пара­нор­маль­ны­ми собы­ти­я­ми, раз­во­ра­чи­ва­ю­щи­ми­ся в семье крас­но­яр­цев, кото­рых муча­ет жут­кий не то демон, не то пол­тер­гейст по име­ни Гоша.

В кон­це 80‑х с новой силой совет­ские люди потя­ну­лись ко все­му мисти­че­ско­му, тай­но­му, опять рас­полз­лись слу­хи и тео­рии заго­во­ров, воз­об­но­ви­лись безум­ные раз­го­во­ры о коз­нях тай­но­го пра­ви­тель­ства, сно­ва вошло в моду всех бедах обви­нять пред­ста­ви­те­лей нац­мень­шинств. Рано или позд­но такая атмо­сфе­ра долж­на была поро­дить новое поко­ле­ние масонов.

Герб Вели­кой ложи России

И вот, по одной из вер­сий, в 1989 году некий Геор­гий Дер­га­чёв, пре­по­да­ва­тель ГИТИ­Са, обра­тил­ся к зна­ко­мо­му фран­цу­зу, что­бы тот помог ему стать масо­ном. Через год Геор­гий с женой при­е­хал во Фран­цию, где про­шёл обряд посвя­ще­ния в масон­ской ложе «Брат­ский труд», после чего он при­вёл к масон­ству ещё несколь­ких зна­ко­мых. Фран­цуз­ские масо­ны, радуш­но при­няв­шие новых бра­тьев, доволь­но ско­ро поте­ря­ли к ним инте­рес. Фран­цу­зы поня­ли, что гости не обла­да­ют ни вла­стью, ни свя­зя­ми, ни дру­ги­ми ресур­са­ми, что­бы мас­со­во рас­про­стра­нять идеи воль­ных каменщиков.

Более-менее вли­я­тель­ную орга­ни­за­цию рус­ским масо­нам уда­лось постро­ить уже после рас­па­да Совет­ско­го Сою­за. Тогда же у них появи­лись и бога­тые спон­со­ры и тор­же­ствен­ные засе­да­ния в луч­ших ресто­ра­нах Моск­вы и яко­бы воз­мож­но­сти вли­ять на выбо­ры президента.

Даль­ней­шая судь­ба Геор­гия Дер­га­чё­ва сло­жи­лась доволь­но успеш­но: он стал пер­вым вели­ким масте­ром Вели­кой ложи Рос­сии и оста­ёт­ся им по сей день. Одна­ко рас­кол, про­изо­шед­ший в сере­дине 90‑х внут­ри оте­че­ствен­но­го масон­ско­го дви­же­ния из-за идей­ных раз­но­гла­сий его чле­нов, не пре­одо­лён до сих пор.

Пер­вый в новей­шей исто­рии совет­ский масон Геор­гий Дергачёв

Отражение в культуре

  • В про­из­ве­де­нии «12 сту­льев» Иль­фа и Пет­ро­ва опи­са­но тай­ное обще­ство «Союз меча и Ора­ла», что явля­ет­ся высме­и­ва­ни­ем мно­же­ства масон­ских орга­ни­за­ций, дей­ство­вав­ших в 1920‑е годы в Совет­ской России.
  • Гри­го­рий Мёбес, воз­глав­ляв­ший ложу мар­ти­ни­стов, был про­то­ти­пом баро­на Май­ге­ля в романе Миха­и­ла Бул­га­ко­ва «Мастер и Маргарита».
  • «Остро­мов, или Уче­ник чаро­дея» — 750-стра­нич­ный роман Дмит­рия Быко­ва о деле ленин­град­ских масо­нов 1926 года, опуб­ли­ко­ван­ный в 2010 году. Лау­ре­ат пре­мии «Наци­о­наль­ный бест­сел­лер» и вто­рой пре­мии «Боль­шая книга».
  • Круп­ней­шим иссле­до­ва­те­лем оте­че­ствен­но­го масон­ства на сего­дняш­ний день явля­ет­ся Вик­тор Бра­чёв. Во мно­же­стве науч­ных пуб­ли­ка­ций он подроб­ней­шим обра­зом иссле­ду­ет эво­лю­цию оте­че­ствен­но­го масон­ско­го дви­же­ния, начи­ная с момен­та его зарож­де­ния и до наших дней.
  • Интер­нет-изда­ние «Сноб» о совре­мен­ных рос­сий­ских масо­нах 90‑х. Интер­вью пер­во­го масо­на СССР.

Читай­те так­же «Интер­нет, кото­рый мы поте­ря­ли: послед­ний фрон­тир пост­со­вет­ской Рос­сии»

Поделиться