К революции 1917 года столица Российской империи представляла собой удивительное место. Под суровой маской военных лет Первой мировой в Петрограде скрывалось изобилие религиозных сект, тайных и философских обществ, оккультных и эзотерических кружков, радикальных и умеренных политических организаций. На магических учениях Блаватской, сдобренных трудами русских космистов, взросли различного рода религиозно-философские кружки. В этих объединениях, повинуясь сумбурному духу эпохи, смешивались ежедневные христианские молитвы, вызовы духов, плотские утехи и размышления о пути русского народа.
Сомнительного рода интересы проникали во все слои общества и в равной степени распространялись как среди представителей низшего сословия, так и в высшем обществе, вплоть до царской семьи. Гибель империи пробудила в традиционно суеверном обществе избыточную тягу ко всему оккультному, магическому, паранормальному. Это влечение нередко выражалась в примитивном и пошлом виде.
Именно в такой нездоровой атмосфере развивалось и принимало новые формы отечественное масонское движение, чьё отношение к оригинальному обществу вольных каменщиков было весьма отдалённым вплоть до XXI века.

Масонство в России начало распространяться с середины XVIII века: вольные каменщики развернули деятельность в 1747 году. Власть неоднозначно относилась к этому тайному обществу, в которое входили представители знати и офицерства. Сменяя гнев на милость, она то разрешала и даже способствовала развитию масонства, то разгоняла и полностью запрещала. Заигрывания длились до тех пор, пока Александр I в 1822 году не издал указ «О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ».
Возвращению масонства в Россию и его легализации способствовал не кто иной, как Николай II. Император в 1901 году пригласил в Царское Село и назначил своим советником Филиппа Низье — деятеля французского масонского движения мартинистов, самопровозглашённого предсказателя, спирита и мага-медиума. Приглашение Его Величества действовало как своеобразное благословение, автоматически снимавшее любые запреты и ограничения на деятельность масонских организаций в стране.
В 1905 году Николай II прошёл обряд посвящения в масоны, и в том же году в Москве и Петербурге создаётся множество масонских лож. Только в 1912 году учреждается независимая организация «Великий восток народов России», провозгласившая независимость от французских структур. Это объединение отказалось от некоторых обязательных пунктов в работе традиционного масонского общества. Ложи «Великого востока…» назывались масонскими, но другие масонские организации таковой её не признавали — считали их политическими кружками. А после Октябрьской революции общество и вовсе прекратило деятельность.

«Орден мартинистов»
Самым крупным из 11 известных масонских и околомасонских организаций революционных лет было оккультное общество «Орден мартинистов», которое возглавлял барон Григорий Оттонович Мёбес. Объединение работало в России с 1910 года как часть французского ордена, пока не откололось от него в 1913 году.
В отличие от прагматического подхода членов «Великого востока народов России», мартинистов интересовали не политические разборки и раздел сфер влияния, а духовное преображение общества, философские вопросы, парапсихологические аспекты и овладение оккультными знаниями. Аполитичная позиция позволила ордену не попадать в поле зрения советских органов власти, пережить революционные годы и продолжить деятельность. Однако это не спасло его от разгона в конце 1920‑х.

1917 год сопровождался чередой заговоров и мятежей, успешных и не очень. Они происходили в действительности, однако породили множество слухов о заговорах мнимых, приписываемых членам тайных сообществ. На руку таким теориям играл тот факт, что Александр Керенский, фактический правитель России с лета 1917-го и вплоть до Октябрьской революции, был членом масонской ложи с 1913 года — и никогда этого не скрывал.
В то же время в кругах черносотенцев и шовинистов на фоне борьбы с антисемитизмом, которую развернули большевики, родилась теория о еврейско-масонском заговоре. Ключевой идеолог большевизма и главный богоборец страны, известный радикальными взглядами, Лев Троцкий, будучи ещё и евреем, оказался первым кандидатом на роль члена такого сообщества в глазах тех, кто уже был готов поверить в заговор. До наших дней дожила пара легенд, разоблачающих порочную связь ближайшего сподвижника Ленина с заговором масонов.

Так, Троцкий, от природы обладавший отличными ораторскими способностями, когда вернулся весной 1917 года из поездки в Америку, по слухам, буквально преобразился, развив умение убеждать до небывалой высоты. Теперь, поведением, жестами, внешним видом он напоминал древнеегипетского жреца, контролирующего умы и волю толпы. Это изменение некоторые связывали с тем, что в поездке Лев Давидович встречался с миллионером Чарльзом Крейном, масоном, который считался серым кардиналом всей американской политики. Он якобы и передал Троцкому некие тайные знания, применение которых на практике показало такой мощный эффект.

Через год, весной 1918 года, когда красные отступали по всем фронтам, комиссар по военным делам Троцкий прибывает в Свияжск, чтобы лично организовать наступление на Казань. В отчаянном положении и почти безвыходных условиях ему удаётся переломить ход событий, остановить движение белых и взять город. Жестокие методы и радикальные меры, использованные для выстраивания железной дисциплины в армии, достигли кульминации, когда на главной площади Свияжска открыли статую Иуды Искариота. Символическим богоборческим жестом большевики хотели показать, какие силы стоят за ними. По мнению сторонников теории заговоров, установка памятника Иуде — неопровержимое доказательство принадлежности Троцкого к масонскому движению.
Вопрос о том, был ли этот памятник действительно поставлен на площади в Свияжске или нет, остаётся открытым и сейчас. Основным и единственным источником, в котором упоминается данный инцидент, является пьеса датского писателя Хеннинга Келлера «Красный сад. Приключения в советской России». Автор находился в Свияжске с некой дипломатической миссией в момент, когда якобы состоялось торжественное открытие памятника Иуде. Однако существует мнение, что писатель не был очевидцем события и только описал слухи, которые принял за истину. Даже если скульптура была установлена, она бы не простояла долго и развалилась через день после открытия. В условиях гражданской войны найти качественные материалы было очень проблематично.
В 2018 году состоялась необычная премьера оперы под открытым небом, которую поставили по произведению Келлера. Ключевым моментом выступления была демонстрация макета статуи Иуды, грозящего небу. Копию разместили на том же месте, где, возможно, располагался оригинал 100 лет назад.

Принадлежность Льва Троцкого к масонству подтвердила покойная ныне писательница Нина Берберова, много лет работавшая с масонскими архивами и установившая имена многих русских масонов начала XX века. На заданный ей во время визита в СССР в сентябре 1989 года прямой вопрос: «Был ли Троцкий масоном?» — она ответила: «Был, шесть месяцев в 18 лет» («Комсомольская правда», 1989, 12 сентября, с. 4).
«Воскресенье»
Три протестанта, две католички, перешедшие из православия, несколько некрещёных евреев и большинство православных, стоящих вне Таинства, плюс два коммуниста и один монархист, а ещё сестра жены известного большевика Кирова — всё это состав общества «Воскресенье». Оно было образовано в декабре 1917 года в среде петроградской интеллигенции как религиозно-философский кружок. Объединение хоть и не позиционировалось масонское общество, было к нему идейно близким. Вначале его ядро составляли сотрудники Публичной библиотеки, своеобразного центра петербургского масонства. Основателем являлся педагог, философский, религиозный и общественный деятель Александр Мейер, который в юности организовывал коммунистические кружки рабочих. Его жена Ксения Половцева так вспоминала о том, как учреждалось общество:
«Прочли молитву „Отче наш“, кончили чаем и угощением. Решили и впредь так же собираться».
У разнородной публики кружка не было явной политической позиции, но большинство надеялось на сближение советской власти с христианством.
Претворение в жизнь идеалистической модели государства, построенного на принципах религиозно-коммунистической утопии, было главной целью общества «Воскресенье». Они хотели соединить несоединимое, надеялись, что придёт время, «когда 1 Мая встретится с Пасхальным воскресеньем». Достигать цель планировалось путём широкой пропаганды идей религиозного возрождения.
Из-за разнородного состава внутри группы возникали многочисленные разногласия. Часть хотела вернуться в лоно православной церкви, другие отстаивали независимость при сохранении веры во Христа, третьи во главе с Мейером желали преобразовать кружок в чисто масонскую организацию с масонскими же ритуалами и обрядами. Регулярно происходили расколы, сопровождающиеся созданием новых объединений. Одним из таких ответвлений стал кружок философа Ивана Андриевского, более известный как «Хильфернак», что расшифровывается в лучших традициях аббревиатур раннесоветского новояза — «Художественно-литературно-философско-религиозно-научная академия».

«Хильфернак» и «Космическая академия»
Общество «Хильфернак», образованное в 1921 году, сохраняло приверженность религиозной философии, общую с породившим его кружком «Воскресенье». Членами объединений являлись люди интеллектуальные, в основном преподаватели институтов и студенты.
В 1926 году был создан своеобразный филиал под названием «Космическая академия наук» (КАН). Структура этой организации во многом повторяла внутреннее устройство настоящей академии наук. У неё был президент, непременный секретарь, академики и даже традиционные большой и малый конференц-залы. Однако по духу это был чистой воды эзотерический кружок.
«Хильфернак» и «Космическая академия» главным образом интересны тем, что в них обеих в разное время состоял филолог, культуролог, искусствовед, светило отечественных гуманитарных наук профессор Дмитрий Сергеевич Лихачёв. За участие в подобных организациях его осудили на пять лет по статье о контрреволюционной деятельности и сослали на Соловки. Незадолго до ареста на одном из заседаний «Космической академии» он сделал доклад о старой русской орфографии, «попранной и искажённой врагом Церкви Христовой и народа российского».

«Братство истинного служения» или «Эзотерическая ложа»
Общество образовано в 1922 году бывшим дворянином Георгием Тюфяевым, главным помощником которого был безработный артист Владимир Очнев-Лефевр. Члены братства общались с духами, занимались магией и «свободной любовью». Последнее — с целью укрепления и гармонизации отношений внутри коллектива. Советскую власть они считали порождением Антихриста, ведущего народ России в бездну. Но члены братства не отчаивались, поскольку на спиритических сеансах к ним якобы приходили архангелы и души умерших, среди которых будто бы являлся сам дух покойного Николая II. Все эти сущности в один голос пророчили скорую гибель большевизма.
«Орден Света» или ложа Алексея Солоновича
Организация была основана в 1920 году. Сообщество позиционировало себя как продолжателя дела тамплиеров, идейно представляло собой масонскую ложу и ставило целью распространять идеалы коммунизма через интернационал анархистов. У истоков объединения стоял популярный литератор-бытописатель, разделявший идеи народников, позже перешедший к эсерам и сформировавшийся как анархист, Аполлон Андреевич Карелин. Много лет он жил и преподавал в Европе, там же стал участником масонского движения. Вернувшись на родину в 1917 году, уже в качестве видного теоретика анархо-коммунизма, был принят во ВЦИК. Под его руководством учреждается целых три анархо-коммунистические организации всероссийского и даже международного уровня.
«Орден Света» быстро распространялся по стране, его филиалы открывались в крупных городах. Так, в Москве это была ложа «Храм искусств», в Новгороде и Сочи действовали «Орден Духа» и «Орден тамплиеров и розенкрейцеров». Членами общества, как правило, становились представители творческой интеллигенции: актёры, художники, писатели, музыканты.
Как и в любой другой масонской организации, члены ордена придавали важное значение иерархии, символике и обрядам. Участники, именовавшиеся братьями, могли получить рыцарский титул с прозвищем, соответствующим одному из семи уровней посвящения. Прозвища связывали с античной мифологией, христианством и мистицизмом, отсылая к Атлантам, Эонам, Святому Граалю и подобным образам. Символом ордена была восьмиконечная голубая звезда, означавшая восемь измерений мира, а также белая роза, символизирующая возвышенность и чистоту помыслов братьев.

Члены ордена негативно относились к православию и русским национальным ценностям. Они желали создать общество, где соединились бы воедино раннехристианские понятия о справедливости и анархистские идеи о свободе, что собирались воплотить в жизнь с помощью пропаганды коммун и артелей по масонскому образцу. В революции они видели не «диктатуру пролетариата», а «духовное и социальное преображение человека, раскрытие всех его потенциальных сил и способностей, победу Света над Мраком, Добра над Злом».
Последним руководителем ордена был Алексей Александрович Солонович — преподаватель МВТУ имени Баумана. Он был известнейшим в своём кругу теоретиком мистического анархизма. Лекции Солоновича в Кропоткинском музее, где он возглавлял секцию анархистов, а также на дому пользовались большим успехом у слушателей.

Закат масонства в СССР
Конец отечественного масонского движения был предсказуемо печальный и довольно жалкий, сопровождался мелочными разборками, провокациями и предательствами. Ключевой фигурой этого безобразия стал Борис Астромов (настоящая фамилия Кириченко), который передал информацию обо всех масонских и околомасонских кружках советским спецслужбам.
Ещё до революции Астромов уехал в Италию, где получил высшее юридическое образование и вступил в масонскую ложу «Авзония». Вернувшись на родину, он стал членом ордена мартинистов. Подозрительно быстро, уже на следующий год после посвящения, в 1919‑м он занял пост генерального секретаря — второго человека в обществе.
Однако за быстрым взлётом последовало скорое падение. Из-за глубоких этических и идеологических разногласий как с руководством, так и с рядовыми братьями ордена, Астромов через пару лет покинул ложу, но тут же организовал собственную, романтично названную «Три северные звезды». Там Астромов беспрепятственно устанавливал свои порядки и провозгласил себя главой. Членом «Трёх северных звёзд» стал Григорий Александров — режиссёр, в будущем автор культового фильма «Волга-Волга» (любимая лента Иосифа Сталина).

Перед тем как организовать собственное общество, Астромов решил наказать обидчиков, изгнавших его из мартинистов. Он добровольно пришёл в ленинградский отдел ОГПУ, стал осведомителем и сдал списки, а также пароли всех членов тайных обществ в обмен на право выезда из страны. Руками советских спецслужб Астромов уничтожил своих противников.
Так, в 1926 году власти закрыли возглавляемый Григорием Мёбесом «Орден мартинистов», в следующем году арестованы все участники «Братства истинного служения», далее разгромлен мееровский кружок «Воскресенье». Тогда же прекратили существование группа «Хильфернак» и «Космическая академия наук». Позже всех, в сентябре 1930 года, был ликвидирован «Орден Света».
Большинство участников перечисленных организаций обвинили в антисоветской деятельности и осудили в среднем на пару лет ссылки. Однако ключевые деятели и организаторы получали приговоры вплоть до высшей меры наказания. Впрочем, благодаря высокопоставленным друзьям из партийного руководства, которые вступились за осуждённых, казни заменили на годы заключения.
Сам Астромов так и не получил права покинуть Советский Союз. Вместо этого 30 января 1930 года его вместе с 21 братом по ложе арестовывало ленинградское ОГПУ.

После такого разгрома советское масонство представляло собой выжженное поле, которое оставалось таковым почти до конца перестройки.
«Советская власть есть власть масонская»
Интересную точку зрения о масонстве в СССР имели представители Белого движения, бежавшие за границу. Вопреки всему происходящему, они видели Советский Союз страной победившего масонства.
Василий Фёдорович Иванов в книге «От Петра I до наших дней» (Харбин, 1934, с. 497) писал:
«В 1918 году <…> над Россией восходит пятиконечная звезда — эмблема мирового масонства. Власть перешла к самому злобному и разрушительному масонству — красному — во главе с масонами высокого посвящения — Троцким и его приспешниками — масонами более низкого посвящения: Розенфельдом, Зиновьевым, Парвусом, Радеком, Литвиновым…»
По наблюдениям Василия Иванова, уже в начале 1930‑х годов Россия превращается в «самое чистое и самое последовательное масонское государство, которое проводит масонские принципы во всей их полноте и последовательности». Международное масонство и социализм, по его мнению, «дети одной и той же тёмной силы. Цель масонства и социализма одна. Они только временно разошлись в методах действий». (В. Ф. Иванов, «Тайная дипломатия». — Харбин, 1937, с. 128.)

Действительно, если считать Советский Союз страной победившего масонства, то можно найти доказательство этому как в общей с масонством идеологии, построенной на стремлении создать справедливое высокоморальное общество, так и в символике, которая у большевиков и вольных каменщиков во многом совпадала. С точки зрения масонов, пламенеющую (красную) звезду можно назвать символом божественного существа и света, то есть просветления. Молот означает преображение человека через волю к самосовершенствованию. Земной шар — символ стремления охватить весь мир, знак утверждения декларируемых ценностей и идеалов.

Неудивительно, что возникали теории о существовании так называемой кремлёвской масонской ложи, куда входили ключевые члены правительства страны. Слухи были настолько распространены, что в 1982 году московский писатель Феликс Чуев спросил бывшего совнаркома СССР Вячеслава Молотова о его связях с тайными сообществами. 90-летний Молотов, сумевший на высоких постах пережить репрессии, развенчание культа личности и внутрипартийную борьбу и при этом не попасть в опалу, весьма остроумно отвечал писателю.
— Сейчас много разговоров идёт о масонстве. Говорят, что у нас в стране тоже есть масоны, — заводит разговор Чуев.
— Наверное, есть. Подпольные. Не может не быть, — отвечает Молотов.
— И про вас говорят, что вы тоже масон.
— Масон давно. С 1906 года, — улыбается Молотов, имея в виду время своего вступления в РСДРП.
— Существует мнение, что масоны есть и среди коммунистов, — не отстаёт от него Чуев.
— Могут быть, — допускает Молотов.
— И вот говорят, что в Политбюро Молотов был главным масоном.
— Главным, — отзывается Молотов. — Да, это я между делом оставался коммунистом, а между тем успевал быть масоном. Где это вы копаете такие истины!
(Ф. И. Чуев. Сто сорок бесед с Молотовым. Из дневника Ф. Чуева. — М., «Терра», 1991, с. 267.)

Возрождение
Перестройка. Советские граждане массово выставляют стеклянные банки с водой перед телевизорами, с экранов которых Аллан Чумак обещает зарядить любую жидкость и наделить её свойствами исцелять болезни. Другой шарлатан всесоюзного масштаба Анатолий Кашпировский, предлагает телезрителям погрузиться в состояние гипноза. Самопровозглашённый маг собирает полные залы желающих воочию увидеть, как он проводит своеобразные обряды экзорцизма, а также передаёт мысли на расстоянии. Кроме того, с замиранием сердца телезрители почти в прямом эфире следят за паранормальными событиями, разворачивающимися в семье красноярцев, которых мучает жуткий не то демон, не то полтергейст по имени Гоша.
В конце 80‑х с новой силой советские люди потянулись ко всему мистическому, тайному, опять расползлись слухи и теории заговоров, возобновились безумные разговоры о кознях тайного правительства, снова вошло в моду всех бедах обвинять представителей нацменьшинств. Рано или поздно такая атмосфера должна была породить новое поколение масонов.

И вот, по одной из версий, в 1989 году некий Георгий Дергачёв, преподаватель ГИТИСа, обратился к знакомому французу, чтобы тот помог ему стать масоном. Через год Георгий с женой приехал во Францию, где прошёл обряд посвящения в масонской ложе «Братский труд», после чего он привёл к масонству ещё нескольких знакомых. Французские масоны, радушно принявшие новых братьев, довольно скоро потеряли к ним интерес. Французы поняли, что гости не обладают ни властью, ни связями, ни другими ресурсами, чтобы массово распространять идеи вольных каменщиков.
Более-менее влиятельную организацию русским масонам удалось построить уже после распада Советского Союза. Тогда же у них появились и богатые спонсоры и торжественные заседания в лучших ресторанах Москвы и якобы возможности влиять на выборы президента.
Дальнейшая судьба Георгия Дергачёва сложилась довольно успешно: он стал первым великим мастером Великой ложи России и остаётся им по сей день. Однако раскол, произошедший в середине 90‑х внутри отечественного масонского движения из-за идейных разногласий его членов, не преодолён до сих пор.

Отражение в культуре
- В произведении «12 стульев» Ильфа и Петрова описано тайное общество «Союз меча и Орала», что является высмеиванием множества масонских организаций, действовавших в 1920‑е годы в Советской России.
- Григорий Мёбес, возглавлявший ложу мартинистов, был прототипом барона Майгеля в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
- «Остромов, или Ученик чародея» — 750-страничный роман Дмитрия Быкова о деле ленинградских масонов 1926 года, опубликованный в 2010 году. Лауреат премии «Национальный бестселлер» и второй премии «Большая книга».
- Крупнейшим исследователем отечественного масонства на сегодняшний день является Виктор Брачёв. Во множестве научных публикаций он подробнейшим образом исследует эволюцию отечественного масонского движения, начиная с момента его зарождения и до наших дней.
- Интернет-издание «Сноб» о современных российских масонах 90‑х. Интервью первого масона СССР.
Читайте также «Интернет, который мы потеряли: последний фронтир постсоветской России».