Последние годы существования СССР переживал тяжёлый кризис: одна за другой республики становились суверенными странами, некоторые — впервые в истории. Многовековая жизнь в одном государстве повлияла на экономику, политику и культуру народов бывшего Советского Союза. Поэтому из частей СССР возникло Содружество Независимых Государств.
Удалось ли СНГ стать новой площадкой для сотрудничества постсоветских республик, рассказывает Клим Шавриков.
От СССР к ССГ
Во время перестройки не раз поднимался вопрос об изменении государственных основ СССР. С 1988 по 1990 год 14 республик — все, кроме Армянской ССР, — приняли декларации о суверенитете. К весне 1991-го Эстония, Литва, Латвия и Грузия объявили о выходе из Советов. Весной 1991 года президент СССР Михаил Горбачёв инициировал подготовку к подписанию нового союзного договора.
Попытка реформирования страны получила название «Новоогарёвский процесс», так как лидеры республик встречались в резиденции Михаила Горбачёва в Ново-Огарёво. В переговорах уже участвовали лидеры Эстонии, Литвы, Латвии, Грузии, Армении и Молдавии. Всего соглашение обсуждали девять из пятнадцати республик СССР. Новый союз предполагалось создавать не на социалистических принципах — он виделся более свободной конфедерацией. Объединение хотели назвать Союзом Советских Суверенных Республик, окончательное подписание договора назначили на июль 1991 года.
На деле в Ново-Огарёво прошло три встречи лидеров республик с участием представителей автономных образований. Даже вопрос о названии нового союза вызвал ожесточённые споры, не говоря уже о вопросах более принципиальных: уровнях налогообложения, структуре парламента, разграничении собственности и так далее. По итогам трёх заседаний в конце июня строны сформировали текст договора, в котором название уже было изменено на «Союз Суверенных Государств» (ССГ). Документ критиковали лидеры республик и автономий, его утверждение перенесли на конец лета 1991 года, но после августовского путча отложили до конца года. Союзный договор так и не был подписан.
Встреча в Беловежской Пуще
В начале декабря 1991 года в Беларуси прошла историческая встреча Бориса Ельцина, Леонида Кравчука и Станислава Шушкевича — политики возглавляли делегации России, Украины и Беларуси соответственно. По итогам двухдневной встречи, которая, по сути, поставила точку в существовании СССР, главы республик подписали знаменитые Беловежские соглашения.
Текст декларировал создание нового международного содружества на территории СССР. Новая международная организация получила название «Содружество Независимых Государств». СНГ провозглашало экономическое, политическое, военное и культурное сотрудничество молодых стран и построение правовых и демократических режимов. Основой Содружества должны были стать связи между народами, которые долгие века жили рядом друг с другом.
Стороны приняли за основу принципы равноправия, демократии и независимости. Все споры между членами Содружества предполагалось решать коллегиально, а каждое государство имело право свободно выйти из соглашения. СНГ имело возможность расширяться не только за счёт республик бывшего Советского Союза, но и добровольного присоединения других стран, разделявших его ценности.
Соглашение упраздняло советские органы власти и приостанавливало действие многих советских правовых норм. Для этого участники Содружества создали новые органы международного сотрудничества. Основными сферами совместной работы стран СНГ должны были стать: экономическая политика, социальные программы, культура, образование, военная сфера и противодействие преступности.
К середине декабря соглашение утвердили Верховные Советы России, Украины и Беларуси. Хотя президент СССР Михаил Горбачёв, Комитет конституционного надзора СССР, несколько депутатских групп Верховного Совета и отдельные политики считали незаконными подписание и ратификацию соглашения, никакого активного противодействия никто не оказал.
Состав Содружества Независимых Государств
В декабре 1991 года в состав СНГ вошли государства, лидеры которых подписали Беловежские соглашения, — Россия и Беларусь. Сложнее дела обстояли с Украиной. Президент страны Леонид Кравчук подписал Беловежское соглашение, при этом Украина не ратифицировала устав СНГ. Она являлась государством-основателем, но не стала официальным членом Содружества, хотя и активно участвовала в деятельности союза.
В конце декабря 1991 года был подписан дополнительный протокол к соглашению. Согласно ему в СНГ вступили Казахстан, Таджикистан, Узбекистан и Киргизия. Через несколько лет к СНГ присоединились Армения, Молдавия, Азербайджан и Грузия. К концу 1990‑х годов членами содружества стали все бывшие республики СССР, кроме Литвы, Латвии и Эстонии.
Сейчас постоянными членами СНГ остаются Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан, Армения и Азербайджан. Туркмения имеет статус ассоциированного государства, не ратифицировавшего вступление в СНГ. Из-за сложной политической ситуации между постсоветскими странами несколько членов СНГ покинули организацию. Грузия, соблюдая процедуру выхода, вышла из Содружества в 2008 году, Украину формально до сих пор приглашают на встречи, но страна никак не участвует в деятельности совместных органов с 2014 года.
Поскольку соглашение о создании СНГ и его устав не запрещают добровольное вступление, в разное время несколько государств хотели стать членами Содружества. Так, во время конституционного кризиса в Татарстане Минтимер Шаймиев подал заявку на членство в СНГ в качестве суверенного государства. Частично признанная Республика Абхазия обращалась в Содружество четыре раза, но её не приняли из-за спорного статуса. Похожая ситуация была и с Приднестровской Народной Республикой.
В 1996 и 1998 годах заявку подавала даже непризнанная Чеченская Республика Ичкерия. Желали стать самостоятельными членами СНГ Нагорный Карабах (1993) и Автономная Республика Крым (1991, 1992, 1994). Во время затяжных Югославских войн в СНГ хотели попасть Республика Сербская Краина, Республика Сербская (в Боснии и Герцеговине) и даже Союзная Республика Югославия. Для сербов попытка вступления в СНГ была криком отчаяния перед надвигающейся катастрофой. Ни одно из этих государств не приняли в СНГ.
Органы управления
Деятельность организации координируют Совет глав государств СНГ и Совет глав правительств государств СНГ. Оба совета возглавляют председатели, должности передаются в алфавитном порядке по названию страны раз в год. Кроме этого, в структуре СНГ существуют советы министров отдельных отраслей управления — иностранных дел, обороны, финансов — и исполнительный секретариат.
В отраслевом сотрудничестве существует свыше 50 различных консультативных и исполнительных советов. Решения во всех органах принимают вместе, а председательство везде временное.
Экономика
Сейчас в системе СНГ действует несколько органов, которые призваны усилить экономические связи членов Содружества. Это и межгосударственный банк СНГ, валютный комитет и другие отраслевые советы, каждый из которых концентрируется на узких областях. Работает даже экономический суд СНГ, решения которого по факту лишь рекомендательные. В 2010‑х годах экономическое содействие постсоветских стран в основном строилось уже на базе Евразийского экономического союза, а роль СНГ в этой сфере заметно снизилась.
Войска СНГ и военное сотрудничество
Вооружённые силы СССР насчитывали несколько миллионов человек, огромное количество техники и другого военного имущества, при этом достаточно большая часть сил и средств находилась в приграничных регионах теперь уже суверенных государств. Создание национальных армий — достаточно длительный процесс. Долгое время бывшие ВС СССР переходили от единой армии Союза до армий новых независимых государств.
Одним из главных принципов СНГ было совместное обеспечение безопасности границ Содружества, а также стремление к ядерному разоружению и сохранению нейтрального статуса. Чтобы облегчить военное сотрудничество, в феврале 1992 года на основе частей бывших ВС СССР новые государства основали Объединённые вооружённые силы содружества (ОВС СНГ).
В систему Объединённых войск вошли общевойсковые части, стратегические силы, силы ПВО, пограничные войска и военная разведка. Командиром ОВС назначили последнего министра обороны СССР Евгения Шапошникова. Всего в программе участвовало девять государств — все члены СНГ, кроме Грузии, Молдавии и Украины.
Создание ОВС совпало с формированием национальных вооружённых сил, что шло вразрез с концепцией объединённой армии. Уже в 1993 году основные вопросы военного сотрудничества начали решать через только что созданную ОДКБ, а роль ОВС СНГ снижалась. На сегодняшний день упразднены практически все совместные органы ОВС, а военное сотрудничество в рамках Содружества осуществляется через Совет министров обороны.
Спорт
Наиболее интересной и заметной стороной сотрудничества стран СНГ является участие в международных спортивных мероприятиях и организация собственных.
После распада СССР система государственного спорта перестала существовать, а новые независимые государства не успели сформировать национальные сборные по разным видам спорта. Поэтому на международных соревнованиях разного уровня в 1992–1993 годах бывшие страны СССР зачастую представляли сборные СНГ.
В 1992 году в Швеции проходил чемпионат Европы по футболу. Сборная СССР прошла отборочный тур, но к началу чемпионата Союз уже не существовал. В играх участвовала сборная СНГ, созданная на базе состава команды Советского Союза. Вместо национального флага команда использовала белое знамя с аббревиатурой CIS (Commonwealth of Independent States), а вместо гимна в начале матча звучала девятая симфония Бетховена. В составе сборной было 13 россиян (включая тренера), пять украинцев, а также грузин и белорус. На чемпионате сборная СНГ сыграла три матча: вничью с командами Нидерландов и Германии и проиграла сборной Шотландии.
На зимних Олимпийских играх во Франции и летних в Испании 1992 года, так же как и на Паралимпийских играх, страны СНГ — и Грузию, тогда ещё не вошедшую в содружество, — представляла Объединённая команда. Знаменем сборной стал флаг Международного олимпийского комитета, а при награждении звучал гимн олимпийского движения. На летней Олимпиаде спортсменов-победителей чествовали уже под национальные гимны. В общекомандном зачёте зимних игр Объединённая команда заняла второе место, уступив только Германии, а летом 1992 года заняла первое место, обойдя на четыре медали сборную США. В следующих играх участвовали уже национальные команды.
В начале 1990‑х годов проводили чемпионаты СНГ по разным видам спорта: футболу, хоккею, тяжёлой атлетике, боксу, борьбе и другим. К середине 1990‑х годов эта практика фактически прекратилась, и страны-участники СНГ устраивали национальные чемпионаты. Единственным крупным международным спортивным событием в рамках СНГ долгое время оставался Кубок Содружества по футболу, проводившийся с 1993 года. Но и эта практика прекратилась в 2011 году (молодёжный кубок просуществовал до 2016 года).
В 2018 году Россия выступила с инициативой проведения I Игр СНГ. Но из-за глобальной пандемии игры удалось провести лишь в 2021 году. Игры прошли в Казани, участвовало в них девять государств, команды соревновались в 16 видах спорта. Проведение вторых игр намечено на 2023 год, а третьих — на 2025‑й.
Содружество сегодня
Уже в 2000‑х годах часто звучали мнения о бесполезности Содружества: экономическое партнёрство большинства постсоветских стран организовано в ЕАС, за оборону и военное строительство отвечает ОДКБ. Военные, политические, религиозные, культурные конфликты не позволяли сотрудничать в той мере, о которой мечтали создатели СНГ.
Государства-члены Содружества имеют множество альтернативных площадок для развития региональных связей. Например, ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова. До 2005 года в организацию входил Узбекистан, тогда объединение называлось ГУУАМ), уже упоминавшиеся ОДКБ, ЕАС, ЦАС (Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Россия) и даже Союзное государство Россия — Беларусь. Представители политических элит стран СНГ нередко сами высказывались о Содружестве довольно резко, называя его «колхозом», «инструментом имперских амбиций России». Да и руководство России в конце 2000‑х годов сомневалось в необходимости СНГ. Тем не менее саммиты Содружества проводятся каждый год — например, 26 декабря 2022 года главы стран-участниц встретились в Санкт-Петербурге.
С уверенностью можно сказать, что СНГ пережило расцвет в 1992–1996 годах. Эксперты, работающие в органах Содружества нередко заявляют: СНГ не является инструментом «цивилизованного развода» республик бывшего СССР. По прошествии более чем 30 лет эти слова всё больше походят на правду.
Читайте также «Судьбы первого поколения постсоветских президентов».