«Хочется показать людям, что читать — это не скучно». Интервью с основательницей проекта «ХимЧитка» Марией Черновой

Про­ект «ХимЧит­ка» соеди­ня­ет про­зу с дру­ги­ми вида­ми искус­ства. Участ­ни­ки экс­пе­ри­мен­ти­ру­ют с фор­мой и ищут инте­рес­ные соче­та­ния: на меро­при­я­ти­ях зву­чат про­из­ве­де­ния совре­мен­ных авто­ров под акком­па­не­мент музы­кан­тов, выступ­ле­ния тан­цо­ров, мон­таж инстал­ля­ции и гра­фи­че­ские импровизации.

6 апре­ля при под­держ­ке VATNIKSTAN прой­дёт оче­ред­ная «ХимЧит­ка»: осно­ва­тель­ни­ца про­ек­та Мария Чер­но­ва про­чтёт рас­ска­зы Анны Чух­ле­бо­вой из сбор­ни­ка «Лёг­кий спо­соб завя­зать с сата­низ­мом» в сопро­вож­де­нии элек­трон­но­го музы­кан­та Васо. Мы пого­во­ри­ли с Мари­ей об идее «ХимЧит­ки», рас­ши­ре­нии фор­ма­та и гео­гра­фии, вза­и­мо­дей­ствии пред­ста­ви­те­лей раз­ных видов искусств и пред­сто­я­щем мероприятии.


— Что такое «ХимЧит­ка»? Как появи­лась кон­цеп­ция проекта?

— Экс­пе­ри­мен­таль­ные чте­ния про­зы, пре­иму­ще­ствен­но авторские.

Одна­жды волею судеб я ока­за­лась в лите­ра­тур­ной мастер­ской, позна­ко­ми­лась с моло­ды­ми писа­те­ля­ми и людь­ми это­го кру­га. Нача­ла посе­щать пре­зен­та­ции книг, твор­че­ские встре­чи и уви­де­ла, что тут есть поле для дея­тель­но­сти, а у меня — инструменты.

Мария Чер­но­ва

— Изна­чаль­но «ХимЧит­ка» — это чте­ние писа­те­ля­ми сво­их про­из­ве­де­ний под музы­ку, теперь это и науч­но-позна­ва­тель­ный лек­то­рий. Как про­изо­шло рас­ши­ре­ние про­ек­та? Какие фор­ма­ты ещё сле­ду­ет ожи­дать от вас?

— Изна­чаль­но это химия искусств. Пер­вая «ХЧ» пред­став­ля­ла собой автор­ское чте­ние под мон­таж инстал­ля­ции, на вто­рой сопро­вож­де­ни­ем была совре­мен­ная хорео­гра­фия, без музы­ки, под ритм речи. И толь­ко к тре­тье­му вече­ру мы добра­лись до гитар­но­го аккомпанемента.

Лек­то­рий отпоч­ко­вал­ся доволь­но быст­ро. Лек­цию про­ще и под­го­то­вить, и собрать.

Фор­ма­ты меро­при­я­тий часто дик­ту­ет текст, поэто­му труд­но пред­ска­зать, что ещё при­дёт в голо­ву. Мне нра­вят­ся необыч­ные реше­ния, вро­де ком­мен­та­рия спе­ци­а­ли­ста (напри­мер, спе­ци­а­ли­ста по кос­мо­нав­ти­ке к науч­но-фан­та­сти­че­ско­му рас­ска­зу, дет­ско­го пси­хо­ло­га к жан­ру янг-эдалт), поэ­ти­че­ско­го экс­пром­та (прав­да, пока кро­ме Ана­ста­сии Без­дет­ной никто из поэтов не решал­ся), тан­це­валь­ных импро­ви­за­ций. Инте­рес­но было бы пора­бо­тать с актëра­ми, какие-то сде­лать живые пла­сти­че­ские иллю­стра­ции. Хочет­ся най­ти текст, кото­рый бы мог разо­брать юрист. Мыс­лей много.

Писа­тель Алек­сей Небы­ков и театр тан­ца «Аль­за»

— «ХимЧит­ка» про­во­дит меро­при­я­тия в раз­ных горо­дах. Какая сей­час гео­гра­фия проекта?

— Бази­ру­ет­ся про­ект в Москве, каж­дый месяц нас госте­при­им­но при­ни­ма­ет Ниж­ний Нов­го­род, пери­о­ди­че­ски дела­ем что-то в Чебок­са­рах и, конеч­но, Санкт-Петер­бург. Наде­юсь, что его сей­час ста­нет больше.

Если у вас есть пред­ло­же­ния, пиши­те, я люб­лю доро­гу и новые места.

— По како­му прин­ци­пу вы выби­ра­е­те заве­де­ния для меро­при­я­тий? Есть ли любимое?

— Как раз на днях обнов­ля­ла собы­тие в ВК и с удив­ле­ни­ем обна­ру­жи­ла там 12 адре­сов. В основ­ном всё зави­сит от авто­ра, его поже­ла­ний, от соста­ва его пуб­ли­ки, от осна­щён­но­сти помещений.

Кто-то хочет чин­но, сре­ди книг, кому-то ком­форт­нее в баре, где пуб­ли­ка может рас­сла­бить­ся, для тан­цев нуж­но про­стран­ство, для худож­ни­ков — про­ек­тор и так далее.

Писа­тель Сер­гей Пет­ров и бая­нист Алек­сей Плеханов

— Писа­те­ли — люди отзыв­чи­вые? С кем слож­нее дого­ва­ри­вать­ся о лек­ци­ях — с писа­те­ля­ми или историками?

— Люди в основ­ном ценят вни­ма­ние к сво­е­му тру­ду. С исто­ри­ка­ми, навер­ное, про­ще иметь дело, как с людь­ми в сред­нем более разум­ны­ми. Сре­ди писа­те­лей попа­да­ют­ся экс­цен­трич­ные пер­со­на­жи с нару­ше­ни­ем при­чин­но-след­ствен­ных связей.

— С каким писа­те­лем ты бы меч­та­ла про­ве­сти «ХимЧит­ку»?

— Я её про­ве­ла вче­ра — с Пав­лом Кру­са­но­вым. Мы пре­вра­ти­ли книж­ный в худо­же­ствен­ную мастер­скую: Павел читал рас­сказ, люди из пуб­ли­ки пози­ро­ва­ли в каче­стве пер­со­на­жей, а все жела­ю­щие дела­ли наброски.

Павел Кру­са­нов

Теперь не знаю, о чём меч­тать. Я вооб­ще боль­ше по лите­ра­ту­ре XIX века, хоте­ла бы «ХимЧит­ку» с Писем­ским, но тут толь­ко опы­ты с ней­ро­се­тью рисуются.

— Как бы ты опи­са­ла пуб­ли­ку, кто при­хо­дит к вам на меро­при­я­тия? Мно­го ли сре­ди них начи­на­ю­щих писателей?

— Люди ходят инте­рес­ные, с неко­то­рым бага­жом и откры­тые для впе­чат­ле­ний. Участ­ву­ют в обсуж­де­ни­ях, любо­пыт­ству­ют насчёт новых для себя дис­ци­плин. В основ­ном это имен­но потре­би­те­ли куль­ту­ры. По край­ней мере, я чаще слы­шу «у меня есть зна­ко­мый — писа­тель», чем «я — писатель».

— Какая «ХимЧит­ка» была самой запоминающейся?

— Труд­но ска­зать, это каж­дый раз какие-то неожи­дан­но­сти и уди­ви­тель­ные сов­па­де­ния. Самой звëзд­ной у нас была «ХЧ» с Алек­сан­дром Пеле­ви­ным и Анто­ном Шаги­ным. Мы взя­ли пару глав из «Гори огнём», пове­сти о вла­сов­цах, пока­зы­ва­ю­щей в том чис­ле, отку­да рас­тут ноги у совре­мен­ной анти­со­вет­ской про­па­ган­ды. Саму тему счи­таю важ­ной. А Антон сде­лал из чит­ки мощ­ней­ший моноспектакль!

— Тебя мож­но назвать подвиж­ни­ком рус­ско­го лите­ра­тур­но­го про­цес­са. За счёт чего сей­час раз­ви­ва­ет­ся лите­ра­тур­ный про­цесс в первую оче­редь — за счёт таких подвиж­ни­ков, как ты, или же ста­рых усто­яв­ших­ся организаций?

— На зва­ние дви­га­те­ля про­грес­са и про­цес­са я не пре­тен­дую. Про­сто хочет­ся пока­зать людям, что читать — это не скуч­но. Неко­то­рые из музы­кан­тов, худож­ни­ков, кото­рые с нами рабо­та­ют, сна­ча­ла зна­ко­мят­ся с тек­стом для кон­крет­но­го вече­ра, потом почи­ты­ва­ют и увле­ка­ют­ся, но это от слу­чая к случаю.

У орга­ни­за­ций, у кото­рых есть авто­ри­тет, финан­си­ро­ва­ние, выход в СМИ, конеч­но, боль­ше воз­мож­но­стей вли­ять на что-то. Лите­ра­ту­ра не суще­ству­ет в ваку­у­ме, она про­во­дит в инфор­ма­ци­он­ное про­стран­ство чьи-то инте­ре­сы, но это уже дру­гая история.

Писа­тель Игорь Кара­у­лов и худож­ник Алек­сей Гинтовт

— Как ты оце­ни­ла бы состо­я­ние рус­ской лите­ра­ту­ры как инду­стрии на дан­ный момент?

— С одной сто­ро­ны, копа­ясь в питер­ских книж­ных, уди­ви­лась, как мно­го выхо­дит книг по узко­спе­ци­аль­ным вопро­сам, худо­же­ствен­ная лите­ра­ту­ра быва­ет шедевраль­но оформ­ле­на. С дру­гой — тира­жи ничтож­ные. Я не спе­ци­а­лист, но у нас на про­ек­те была лек­ция Вла­ди­ми­ра Кова­лен­ко на эту тему.

— Какие медиа о лите­ра­ту­ре сто­ит читать? Жур­на­лы, сай­ты или теле­грам-кана­лы лите­ра­тур­ных критиков?

— Я не боль­шой чита­тель медиа, а на мно­гих кана­лах боль­ше поли­ти­ки, чем кри­ти­ки. Но не могу не упо­мя­нуть сво­е­го пре­по­да­ва­те­ля лите­ра­тур­ной мастер­ской, кри­ти­ка Алек­сея Коло­бро­до­ва. У него выхо­дит оче­ред­ной сбор­ник ста­тей, чте­ние инте­рес­ней­шее. Любо­пыт­на дея­тель­ность изда­тель­ства «Лите­ра­тур­ная мат­ри­ца», где глав­ным редак­то­ром Павел Кру­са­нов. Спра­вед­ли­во будет отме­тить мое­го сорат­ни­ка из Чебок­сар, доцен­та фило­ло­гии Мак­си­ма Гани­на.

— 6 апре­ля ты будешь читать совре­мен­ную лите­ра­ту­ру под элек­тро­ни­ку, это тоже один из фор­ма­тов «ХимЧит­ки»?

— Да. Это воз­ник­ло как локаль­ный фор­мат для бара в Тро­иц­ке, где мы с Васо оба живём. Но резуль­тат полу­чил­ся таким инте­рес­ным, что захо­те­лось повто­рить. Так мы сде­ла­ли рас­ска­зы Анны Чух­ле­бо­вой, Кирил­ла Рябо­ва и Рома­на Михай­ло­ва. Шесто­го чис­ла чита­ем Анну.

— Поче­му ты будешь читать рас­ска­зы имен­но Анны Чух­ле­бо­вой? Чем тебе понра­ви­лась эта писательница?

— С Анной мы зани­ма­лись в одной лите­ра­тур­ной мастер­ской в раз­ных пото­ках, где-то там и позна­ко­ми­лись. Пер­вая «ХимЧит­ка» была с ней —- не знаю, как она реши­лась, тогда было совсем не ясно, чем всё обер­нёт­ся. Потом вышла её дебют­ная книга.

Я выби­ра­ла, что почи­тать в баре, поду­ма­ла, что эти исто­рии доста­точ­но соч­ные. Да и Васо ста­ло инте­рес­но с ними поработать.

— Ты сама пишешь про­зу или стихотворения?

— Сре­да, несо­мнен­но, вли­я­ет. Немно­го пишу сти­хи, хочу писать и про­зу, но не нахо­жу пока вре­ме­ни или про­сто не реша­юсь. Не хочет­ся быть одним из посред­ствен­ных авто­ров, но все­гда мож­но думать, что мой гений пока дремлет.

— Как мно­го ты читаешь?

— Ста­ра­юсь еже­днев­но уде­лять хотя бы час. Чита­тель я мед­ли­тель­ный. Худо­же­ствен­ная лите­ра­ту­ра — в виде ред­ко­го исклю­че­ния, в основ­ном вос­по­ми­на­ния исто­ри­че­ских дея­те­лей и писа­те­лей. Есть жела­ние сде­лать серию докла­дов, если мой ум это осилит.

— Каких совре­мен­ных авто­ров ты бы посоветовала?

— Я их не так мно­го чита­ла, что­бы иметь вме­ня­е­мую выбор­ку, сове­то­вать не решусь.


Читай­те также:

— «Скла­ды­ваю в кубыш­ку все подроб­но­сти моей бур­ной жиз­ни». Интер­вью с исто­ри­ком и писа­те­лем Вла­ди­ми­ром Пря­ми­цы­ным;

«Вся исто­рия Рос­сии сде­ла­на каза­ка­ми». Интер­вью с Сер­ге­ем Пет­ро­вым, авто­ром кни­ги «Дон­ская уто­пия»;

— «Рус­ский лите­ра­тур­ный дух бес­смер­тен, яро­стен и велик»: интер­вью с писа­те­лем Алек­се­ем Небы­ко­вым