Санкт-Петербург воспевали многие русские писатели — от Гоголя и Достоевского до Белого и Хармса. В определённой степени эта традиция продолжается и сегодня: современные питерские авторы нередко помещают действие произведений в родной город.
Александр Велигодский и Владимир Коваленко пообщались с писателем Кириллом Рябовым, неоднократным финалистом премии «Национальный бестселлер». Произведения Рябова экранизировали режиссёры Константин Селивёрстов, Дмитрий Месхиев и Александр Хант. Авторы VATNIKSTAN поговорили с прозаиком о петербургской литературе, творческом процессе, экзорцизме и поиске вдохновения.
— В Петербурге в последние несколько лет сложился коллектив авторов, связанных между собой книгами «Улица Некрасова» и «Карантин по-питерски». Можно ли охарактеризовать это явление как отдельное литературное течение или культурный феномен?
— Не назвал бы это феноменом или течением. Книжки получились интересные. Имели успех, хорошо продавались. Авторы в большинстве между собой знакомы, кто-то с кем-то даже близко дружит, выпивает. Но не более того. Может, ошибаюсь, и это действительно какое-то течение. Сам-то я мало с кем общаюсь.
— Академик Топоров сформулировал такое понятие, как «петербургский текст». Петербург действительно формулирует своё направление в литературе. В чём заключаются отличия петербургской литературы?
— Считается, что действие большинства моих писаний происходит в Петербурге. Почему так считается, сам не пойму. Действие же происходит «где-то России, в каком-то спальном районе». Может, в Петербурге, может, в Москве, может, в Иваново. Я, так сказать, певец спальных районов. И сам в таком живу. Может, если бы жил в центре или на Петроградской, это как-нибудь влияло бы. Бытие определяет сознание. Но, кстати, сейчас пишу как раз вещь, где действие в Петербурге происходит, в историческом районе с названиями улиц и всякими достопримечательными местами.
— Ощущаете ли вы себя преемником Гоголя, Достоевского, Белого? И если никого из них, то кого?
— Нет, не ощущаю, при всей любви и уважении. И сравнений с кем-то не очень люблю. Хотя это неизбежно, конечно. Вот сравнивали с Гаем Ричи. Ну не могу же я себя всерьёз считать преемником Гая Ричи. Даже в шутку не могу так сказать. Я не очень-то большой его фанат. Хотя фильм «Джентльмены» мне понравился. Единственный его фильм, который понравился.
— В ваших книгах значительную роль играет мистическая составляющая. С чем это связано? Откуда берёте сюжеты, персонажей?
— Мистика, по-моему, была только в повести «Человеку плохо». Но мне просто хотелось написать что-то в жанре «ужастика». Однажды видел, как из старушки божьего одуванчика беса изгоняли. Она там сальто делала, колесом ходила вокруг священника, матом его при этом крыла. Зрелище, конечно, жутковатое, но и смешное. Вот что-то такое и захотелось написать.
— Расскажите подробнее.
— Изгнание беса видел в одной маленькой церкви, в лютой глуши. Зашёл туда как-то поздним вечером, переждать дождь. И получилось, не зря зашёл. Впечатляющее зрелище. Я так впечатлился, что даже засобирался стать экзорцистом. Изучал это дело. Готовился. Но не потянул. Аскетизма не хватило, видимо.
— Есть кто-то ещё, кем вдохновляетесь?
— Обычными людьми. Хожу по улицам, смотрю на людей. Вот сегодня забрёл в какой-то двор. А там на земле лежит человек. Я его за плечо потряс: «Живой?» Он пьяную голову поднял и говорит: «Ложись со мной рядом». Это, конечно, не вдохновило что-то написать и тем более рядом лечь. Но вдохновить может и случайный прохожий, на которого достаточно просто посмотреть и придумать про него историю.
— Вы стали известны после публикации сборников в издательстве «Ил-music» Евгения Алёхина, петербургского музыканта и писателя. Как он повлиял на ваше творчество и творческий путь?
— Кроме того, что благодаря тем изданиям меня и правда немножко узнали, повлиял ещё и тем, что в 2019 году решил закрыть издательство. Слава Богу, не навсегда. И я подумал тогда, что надо попробовать где-то ещё издаться. Он сам как раз издал сборник рассказов в издательстве «Городец». Раньше я про это издательство ничего не знал. А тут узнал и решил, больше и не искать ничего. Попробовать там. И получилось. Как раз написал «Пса». Отправил Вадику Левенталю.
— Как сказывается на вашем творчестве Петербург?
— Не знаю даже. Наверно, никак. Мне, в общем, не важно, где писать. Лишь бы не отвлекал никто. Лучше всего — в глухой деревне.
— А что для вас Петербург вообще?
— Родной город. Что тут ещё скажешь? Если уезжаю надолго, начинаю через какое-то время скучать. Москву вот тоже очень люблю. Всегда с радостью приезжаю. Но особо не скучаю, если долго не приезжаю.
— Какая самая странная история у вас была, которая связана с Петербургом?
— Однажды видел на Петроградской человека с головой кота. Не в маске или гриме. А натурально кошачья башка, а дальше всё человечье. Он ещё был в старинном костюме и котелке. Я, кстати, был кристально трезв.
— А как произошла эта мистическая история?
— Существо с телом человека и башкой кота я видел в детстве ещё. Не помню точно, сколько мне было. Лет шесть, может. Случилось это где-то на Петроградской стороне. И я уверен, что это был не глюк какой-то. Известно же, что дети видят то, чего взрослые не видят. А потом забывают. Но не всегда.
— Если брать шире, говоря о современной русской литературе в целом, то какие тенденции можно выделить?
— В русской литературе, как и в русском обществе, к сожалению, огромная разобщённость. Но для литературы, может, это и не так уж плохо. Хрен его знает. Я особо не слежу за современными тенденциями. Ну, сейчас о травмах многие пишут. Я и сам поддался, написал повесть под названием «Живодёрня».
— Каких современных авторов можете выделить? Какие книги читаете сами?
— Да тот же Женя Алёхин. Мршавко Штапич мне очень нравится. У него пока одна книга вышла. Надеюсь, скоро и вторая выйдет. Читаю разное. Лимонова вот перечитываю.
— Вам неоднократно поступали предложения об экранизации произведений или об их переносе на театральную сцену? Как вы к этому относитесь и с кем из современных режиссёров хотели бы поработать над экранизациями Ваших книг?
— Хорошо отношусь. Да, предложения приходят, но до дела дошло всего три раза. Был короткий метр, который снял Константин Селивёрстов. Потом Дмитрий Месхиев снял фильм. Мне многие его фильмы и раньше нравились. Маститый режиссёр. Совсем недавно Александр Хант снял «777». Для меня это было счастье. Я там и сам немного поучаствовал, сыграл в эпизоде, посмотрел съёмки. Там все прекрасные люди, очень талантливые. Всех я очень полюбил.
— Возможен ли сегодня в России большой русский роман? Почему?
— И сегодня возможен, и всегда. Столько всего происходит! Мы же прямо сейчас — а когда нет? — живём в учебнике истории. Только держись! Держись да пиши.
— Каким вы видите современного героя?
— Смотря, о чём речь. Лично мне в литературе всегда были и будут интересны так называемые маленькие люди. Обычные русские люди, наши соотечественники. Вот сказал выше, что не считаю себя преемником того же Гоголя, а вон как получается. Просто маленькие люди на самом деле и создают всё это движение жизни и истории. Они герои. Заметные и незаметные. В основном незаметные. Как о них не писать?
Читайте также другие недавние интервью:
— «Нормально не значит хорошо». Основатель альманаха moloko plus Павел Никулин.