В январе 2023 года деканом факультета свободных искусств и наук СПбГУ стал петербургский писатель, филолог, специалист по американской литературе, преподаватель и директор музея Набокова Андрей Аствацатуров.
Литературный обозреватель VATNIKSTAN и писатель Владимир Коваленко взял у Андрея Алексеевича большое интервью. Вопросы касались развития факультета, современного высшего образования, попытки запретить русскую культуру, разделения на либералов и патриотов, отечественной литературы, молодости писателя, книг, драк, общения с братками, культуры отмены и Тик-Тока.
— Что нового можно ждать на факультете свободных искусств и наук, на что будет сделан особый акцент в развитии?
— Ну, в настоящее время у нас есть некоторые сложности, вызванные самыми разными причинами. Как вы знаете, программа нынешняя называется не «Свободные искусства и науки», как она называлась раньше. Она называется «Искусство и гуманитарные науки». Дело в том, что для предыдущей конфигурации «Свободное искусство и науки» нет ФГОСа, то есть Федерального государственного образовательного стандарта. Его не смогли за эти годы выработать по каким-то причинам. Честно говоря, не знаю по каким.
В нынешней ситуации принят немного другой стандарт. Могу точно сказать, что в учебном плане мы постараемся сохранить всё лучшее, например многопрофильность факультета. Это очень важный компонент, это то, что нас отличает от других факультетов, как вы знаете. Многопрофильность предоставляет разные взгляды, разные оптики на вопросы гуманитарного характера и не только гуманитарного.
Нынешний учебный план, который был принят предыдущим руководством факультета, касается проблем разных гуманитарных наук: и филологии, и литературы, и искусства в системе культуры. Соответственно, будет некоторое количество базовых курсов, связанных с проблемами именно наук в контексте культуры. А за студентами будет сохраняться некоторая возможность выбора.
Разумеется, этот недавно принятый учебный план мы будем обязательно дорабатывать. Элективность в большей степени будет перенесена на старшие курсы. Это несколько меняет нашу концепцию, потому что предыдущий учебный план предполагал эту элективность сразу, начиная с первого курса. А старшие курсы уже в большей степени подчинялись специализации.
— Насколько я помню, в магистратуре вообще не было элективности.
— Да, но все направления подготовки в магистратуре сохраняются. И мы постараемся сохранить то лучшее, что было в учебном плане, и максимально сохранить нашу многопрофильность. Ну, вот это, наверное, самое принципиальное.
— А какие сейчас сложности появляются в деятельности факультета?
— Конечно, есть и сложности. Один из таких сложных вопросов, даже животрепещущих, — это вопрос кадров, как мы будем выстраивать новую кадровую политику. Нам, в первую очередь, сейчас требуется именно молодёжь. Главная задача факультета — сделать наш факультет динамичным, то есть он и ранее был динамичным, но сейчас мы хотим развить эту динамику за счёт молодых преподавателей. Потому что, вы понимаете, мы, наше поколение, уже старики, мы мыслим как старики. Я всё-таки 1969 года рождения. Мы имеем очень консервативное представление об организации учебного процесса и преподавания.
Мне кажется, что такое обновление необходимо не только нашему факультету, но и многим факультетам нашего университета и шире — многим университетам России. К сожалению, сейчас у нас такая ситуация, которая сложилась ещё в 90‑е, что молодёжь, самая яркая, самая умная, талантливая, не идёт в науку, не идёт в преподавание.
— А как вам кажется, куда они уходят?
— Идут работать, в бизнес, в собственные проекты. И академическая сфера в этом смысле не всегда может предложить необходимые, достаточно динамичные социальные лифты и адекватное вознаграждение за тяжёлую работу. Многие молодые люди уходят из науки, уходят из академии, из преподавания. Это грустно. Поэтому хочу особо в этом интервью сделать акцент на том, что мы открыты к сотрудничеству и очень хотели бы привлечь молодёжь. Нам необходимы преподаватели разных дисциплин. Это музыковеды, историки литературы, политологи, философы и другие специалисты из широкого спектра гуманитарных наук.
— От лица выпускников факультета хотел задать вопрос: когда на факультете откроется аспирантура? Потому что, когда я хотел поступать, я локти грыз от досады, что не было аспирантуры на свободных искусствах.
— Да, это проблема. У нас ведь никогда не было аспирантуры. И, к сожалению, в ближайшее время это не предвидится. Мы сейчас не можем открыть аспирантуру, потому что она, как правило, должна быть узкопрофильной, а у нас многопрофильный факультет, как я говорил ранее. И тут, конечно, логичнее и правильнее выбирать аспирантуру на традиционных факультетах.
— Тогда следующий вопрос, как раз связанный с уже затронутой темой отечественного высшего образования. В современной ситуации как лично вам видятся перспективы отечественной высшей школы? Какие они у нас? Какие у нас сейчас задачи в образовательной политике?
— Сейчас я могу отвечать только за зону гуманитарного знания, Хотя, конечно, до меня определённые слухи доносятся из других сфер. Я себе кое-как представляю, что происходит у математиков, у физиков, у биологов и так далее.
Проблема тут в том, что в 90‑е годы, как вы знаете, в эпоху либеральных реформ Гайдара, был нанесён серьёзный удар по образованию. Преподаватели стали очень мало получать, возник отток самых передовых кадров за границу. Очень многие уехали тогда и в начале нулевых. В своё время, мало кто знает, в нулевые, была предпринята программа возвращения специалистов обратно. То есть люди, которые возвращались, получали дополнительные выплаты от государства. Такая программа некоторое время работала, а потом, кажется, закрылась. И были специалисты, которые по разным причинам покидали свои рабочие места за границей и возвращались в Россию. Но, так или иначе, тогда мы получили ощутимый удар; как высшее, так и среднее образование пришло в глубокий упадок.
К сожалению, разрушать — просто. Достаточно трёх лет, чтобы превратить огромное направление в руины. А выбраться из ямы достаточно сложно: требуются и ресурсы, и определённая воля руководства страны и организаций соответствующих, например министерств. И я видел, что мы постепенно выбирались — и люди стали появляться интересные, и специалисты молодые. Но, понимаете, этот упадок нанёс удар в том плане, что создался разрыв в преемственности в научных школах. Ведь на Западе, например в США, я это хорошо знаю, там на кадры смотрят достаточно просто — там всем правит обычный найм. Конкурс, условия, количество публикаций, грантов. В России это было немножко не так. Всегда, конечно, в отборе кадров присутствовала некоторая кумовщина или чьи-то интересы, но у нас, в России, этот отбор строился на школах со своими размытыми или чёткими методологическими основаниями. Было логично, что человек, который заканчивает, скажем, аспирантуру у себя на факультете, начинает работать в своём родном университете. Он из той же научной школы, он понимает контекст коллег и его лекционные курсы складываются и выстраиваются исходя из контекста.
Нынешняя ситуация копирует Запад, когда мы часто нанимаем посторонних людей. Иногда это правильно, иногда нужно обновлять школу новыми людьми. Но, с другой стороны, школы стали размываться, и возник серьёзный поколенческий разрыв.
— А вот с 90‑х годов по современность какие главные изменения произошли в образовании и в частности в высшей школе?
— Володя, мы живём на инерции Советского Союза, это надо понимать. Ну, да, конечно, приходят новые люди, открываются новые кафедры, которые предлагают несколько иной взгляд на науку, нежели ранее, но в целом мы ещё живём инерцией Советского Союза. А советское образование было фундаментальным, мощным, одним из лучших в мире. Когда мы в 90‑е начали деградировать, нам, в общем, было куда деградировать.
Что изменилось? Наша жизнь стала очень динамична, и огромное количество специальностей просто исчезнут навсегда. Смотрите, во-первых, сейчас очень динамичный темп жизни, огромное количество специальностей просто уйдут в небытие, навсегда. Это особо видно в технической сфере, в гуманитарной — меньше. Во-вторых, конфигурация наук тоже динамизируется. Возникают междисциплинарные области, новые направления. Отчасти университет консервативен. И надо сказать, что это хорошо, когда образование консервативно. Но в то же время оно и должно одновременно реагировать на изменения в науке. И западные университеты, в чём их сильная сторона, они быстрее реагируют на изменения. Например, они первыми ввели междисциплинарные программы, и там было меньше бюрократических ограничений, чем у нас. У нас междисциплинарные программы открываются только сейчас.
Ещё одна проблема — это проблема Болонской системы, которую мы в своё время восприняли слишком поспешно. Я бы сказал, что мы не подготовились к этому, а просто убрали специалитет. Система специалитета создавалась не наобум, это была особая траектория, которая включала большое количество именно базовых дисциплин.
Что мы сделали? Мы ввели двухчастную систему образования. То есть бакалавриат и магистратуру соответственно, получается, что бакалавриат — это не совсем образование, в нём не хватает огромного количества базовых для специалиста дисциплин. Часть дисциплин переносят в магистратуру, а в итоге выходит не профессионал, а недоучка. Не вполне филолог и не вполне историк. В магистратуру ведь идут далеко не все.
Кроме того, выпускники бакалавриата могут поменять свою специальность и выбрать магистратуру по другому направлению. Например, историк может поступить в филологическую магистратуру. В итоге получается не междисциплинарный специалист, а недоучившийся историк, так и не ставший полноценным филологом.
С другой стороны, смотрите, в некоторых областях у этой системы есть свои преимущества. Содержание магистерской программы, которую мы открыли по инициативе Николая Михайловича Кропачева, «Литературное творчество», не предполагает и не должна предполагать пятилетнего специалитета. Там достаточно иметь определённую гуманитарную базу. Да и потом, для писательского мастерства важнее жизненный опыт человека.
— А вот на Западе как обстоят дела? Сейчас есть популярная мысль, что с образованием проблемы во всем мире и в самых развитых западных странах в том числе. А вместе с проблемами в образовании об руку идёт и снижение общекультурного уровня. Как Вам кажется, там существуют проблемы? У них получилось или получится эти проблемы преодолеть?
— Ну, безусловно, есть проблемы. В Америке я давно не был, последний раз где-то в начале нулевых годов приезжал туда преподавать. Можно сказать, что я более-менее знаком с американским университетом, знаком с разными программами. Я видел некоторое количество преимуществ в тамошнем образовании, очень сильных преподавателей, очень фундированных и мотивированных студентов. Но, насколько я знаю, ситуация сейчас идёт на спад в Соединённых Штатах Америки по множеству причин.
Американское образование было очень конкурентоспособным в том числе из-за противостояния с СССР. Я думаю, не надо объяснять, что, когда идёт противостояние между двумя странами, идёт геополитическая борьба, стороны должны иметь конкурентоспособное образование. После 1991 года США больше не нужно было конкурировать с СССР. Новая Россия добровольно превратилась фактически в полуколонию. Ну и они расслабились.
Последние 20 лет в американские университеты нанимают далеко не самых лучших, а условно политически-близких или тех, кто закончил тот или иной университет, какую-нибудь Лигу плюща. Делается это сообразно определённым групповым интересам, не взирая на умение и опыт сотрудника и качество его публикаций.
В Европе всё, насколько я могу судить, ещё в плачевнее. Кроме того, в Европе серьёзно падает уровень студенческой аудитории особенно на гуманитарных программах. На гуманитарные программы обычно приходит молодые люди, которые плохо учились по точным и естественным дисциплинам. Мои коллеги рассказывали мне истории, которые в России сложно себе вообразить. Например, аудитория первого курса гуманитарной программы большого европейского вуза понятия не имеет о том, кто такой Иисус Христос. Мой коллега спрашивает у курса, и ответить могут только единицы.
— Я маленькое уточнение сделаю: в смысле библейский Иисус Христос? Я просто на всякий случай.
— Да, Иисус Христос. О нём слышало только три человека из ста. А университет вполне престижный, западноевропейский. Так что ответ на ваш вопрос — это не слухи и не преувеличение. Там проблемы.
При этом у американских студентов ещё есть высокая мотивировка, а у европейских она снижается. Не хотят учиться. Так что вы правы, кризис образования он вполне себе глобальный, общемировой.
В западном образовании мы наблюдаем стагнацию на многих уровнях. Я, правда, не знаю, что происходит на Востоке, но думаю, что там как раз всё в порядке. Вероятнее всего, что условный Восток сейчас более динамичен.
Образование является важным компонентом культуры. И когда есть общекультурная либеральная тенденция, то студенту потакают, его не воспитывают. Образование постепенно выхолащивается и превращается в некий фан. Студенты ходят на курсы популярных педагогов не за знаниями, а за развлечением. Им просто нравится, потому что преподаватель интересный. Или хорошо говорит, харизматичный. Они развлекаются. Конечно, интерес и удовольствие — важные, основные мотивации для человека, но они не должны быть единственными. Вопросы, которые задаёт такой студент науке, — это вопросы «Что мне даст наука?», «Буду ли я выгодно выглядеть на фоне науки?». А вопрос должен звучать: «Что я могу дать науке?».
Будущий специалист не должен выпячивать свою личность, он должен подчинять её логике науки, он должен помогать науке развиваться, а не самоутверждаться за счёт неё. Потакание всем запросам личности — это не про развитие. Потакание личности и развлечение не может породить людей науки, специалистов, зато может породить самовлюбленных эгоистов, блогеров, тик-токеров.
— То есть потребительское отношение? Не меняться самим, а настроить всё вокруг под себя?
— Да, потребительское. Они смотрят на себя и только на себя.
— Любое явление, как учил Гегель, диалектично. Сейчас одна дверь закрывается, другая открывается, какие возможности появляются у отечественных гуманитарных наук в наших реалиях?
— Ну, да вы, конечно, вы правы. Какие-то двери по ту сторону границы закрываются, какие-то открываются. Сотрудничества с Западом было больше в нулевые годы, но с 2014 года это всё стало чуть хуже. Хотя всё равно были общие программы и наши университеты участвовали в западных в программах. Западные университеты участвовали в наших программах, открывались какие-то совместные проекты.
Сейчас, в связи с определённой политической ситуацией, которую мы хорошо знаем, сотрудничество сокращается очень существенно. Хотя оно всё равно происходит. Я думаю, что дело в том, что мы всё время ориентировались на те страны, которых сейчас объявлены недружественными, то есть на Западную Европу и Соединённые Штаты Америки. Но это ведь не самая значительная часть мира. Какой это процент? А существует Юго-Восточная Азия, существует Латинская Америка, что там происходит на самом деле, ведь мало кто знает. В Китае, в Индии сейчас прекрасные университеты. Я думаю, что если нынешний процесс продолжится, то нам предстоит некая ломка.
— А современная молодёжь, насколько она сильно отличается от ваших предыдущих студентов, как это отражается в их вкусах, предпочтениях, рассуждениях?
— Мне трудно сказать про это, Володя, если честно, я не могу сказать, что я хорошо знаю молодёжь. Здесь нужны какие-то социологические правильные исследования, наблюдения. А я не социолог.
— Только по вашим наблюдениям?
— Ну, скажем так, начну издалека. Блогосфера началась с сайтов и порталов, где можно было вывешивать длинные тексты, вроде «Живого журнала». Сейчас их сменили кликовые сайты, где не вывешивают текстов, а выкладывают посты, картинки, видео. Такие платформы, вроде Тик-Тока или Инстаграма*, они особым образом влияют на человека. Происходит постоянная смена информации: проходит 15–20 секунд и начинается следующий ролик. Сознание привыкает к этому.
Человек, который форматирован Тик-Током, уже не может долго держать в голове какую-то мысль. Ему требуется смена информации, причём информации чувственно заряженной. Новая картинка, ещё другая картинка, ещё. Он привыкает к поспешному внутреннему изменению, к адаптации к новой информации. Он теряет устойчивые ценностные ориентиры, если хотите. И это делает его сильно зависимым и манипулируемым.
Потребитель такого контента подвержен ловким и даже неуклюжим манипуляциям, потому что не держит в голове мысль, концепцию. Он подвержен постоянным сменам картинки и настроения, постоянной смене взглядов. Такому человеку трудно прочитать поэму или роман XIX века. Я с этим сталкиваюсь: мне студенты говорят, что романы XIX века длинные. Вот романы XX века читаются легко, потому что, видимо, они фрагментированы, более адаптированы современному человеку. А вот долгий роман, например, Диккенса или Бронте — это уже сложно. Текст большой и читать долго. Много описаний, много страниц — и студент ленится. Могу сказать, что у современных студентов есть большая проблема с чтением классики.
— А в современных студентах вы видите своё отражение?
— Мне трудно сказать, понимаете, у меня разные студенты на разных программах. Наверное, всё-таки нет. Это принципиально другое поколение, поколение, которое сформировалось в аудиовизуальном формате в начале этого века. Им важны резкие звуки, визуальный образ в меньшей степени, нежели слово. Им кино важнее посмотреть, чем почитать. И, конечно, но кино — это хорошо, особенно умное кино.
Но тут есть важный момент: чтение заставляет тебя работать. Даже если вы читаете не самую лучшую книгу, мозг трудится и рисует вам картину. Даже в самом талантливом кино, вам ничего не нужно себе представлять, совершать усилие воображением: вам уже все нарисовали и показали. В кино есть очень сильная и чувственная реакция аудиовизуальная. Здесь возникает работа за человека. Визуальная культура работает за человека, она, по, сути дела, осуществляет то, что должно делать воображение. И у человека серьёзным образом атрофируются важные способности.
— Тогда расскажите про вашу литературную молодость, может быть, самое необычное, наивное, романтичное или светлое воспоминание?
— Володя, я рос в Советском Союзе. Я уже говорил, я 1969 года рождения, когда скончался Леонид Ильич Брежнев, мне было 13 лет. Когда исчез Советский Союз, мне было 22 года, то есть я был сформирован и отформатирован именно классическим советским образованием.
Понимаете, у нас не было так много развлечений. Репертуар кинотеатров был не очень богатым. Хотя советское кино прекрасное, но мы его смотрели не так часто. Из западного кинематографа до нас добиралось далеко на всё. Даже фестивальное кино западноевропейское мы смотрели, но много классики, как выяснилось потом, прошло мимо нас. У нас не показывали фильм «Крёстный отец». Насколько я знаю, его показывали только вгиковцам.
Какая-то часть культуры прошла мимо нас, но дело даже не в этом, а в том, что у нашего поколения даже телевизор не был развлечением. Конечно, телевизор был, но там часто шли какие-нибудь очень нудные передачи, например «Девятая студия», «Отзовитесь, горнисты», «Сельский час». Вижу, что вы улыбаетесь, а эти программы были воскресными. Наверное, они были важны, но их не так уж интересно было смотреть, особенно подростку или молодому человеку. Раз или два в неделю какое-то кино нам, конечно, показывали.
И основной наш досуг составляло чтение. Моё поколение главным образом читало книги, мы довольно рано выучивались читать и читали прекрасную классику советской детской литературы. Был Эдуард Успенский, был Маршак, был писатель Аркадий Гайдар, был Анатолий Рыбаков, его замечательный роман «Кортик».
— Я его читал.
— Я его прочитал ещё в первом классе с большим удовольствием. У нас в СССР была очень качественная детская литература. Мы её читали, а потом приступали к классике.
— А в 90‑е годы досуг поменялся?
— Я бы вам так сказал, что у меня особого досуга в 90‑е не было. Я в 90‑е годы жил как крыса, по сути, выживал. Я в 1990 году поступил в аспирантуру и не собирался идти в бизнес, хотя все вокруг пошли именно в бизнес. Но у меня была своя программа жизнеорганизации. Я собирался стать филологом, и я им стал, невзирая на обстоятельства. Я готов был терпеть нужду. Я её терпел. Давал иногда уроки, преподавал, торговал газетами на улице. Не смейтесь, очень выгодный был бизнес. Я торговал газетами, какими-то нелепыми гороскопами и в день зарабатывал столько, сколько мой отец зарабатывал в месяц. Был такой период года полтора, когда можно было газетки продавать такие, хитронапечатанные, и зарабатывать много денег до поры до времени. Кроме этого, я преподавал английский, например.
Но на нас, конечно, хлынуло западное кино, западная культура, с которой мы были не знакомы. Мы ходили и смотрели всякую белиберду, например боевики. Это была своего рода культурная экзотика, хоть и низкопробная. Мы ведь до этого никогда не видели боевиков, кроме фильма «Пираты XX века».
— Это первый перестроечный фильм, где были намёки на обнажёнку, насколько я помню?
— Нет, обнажёнка была, кажется, в фильме «Экипаж», там Яковлева обнажалась, и многим именно это и было тогда интересно в этом фильме. В 90‑е многих из нас потрясли фильмы ужасов. В СССР такого кино не было. У нас был один фильм ужасов — «Вий».
— Он и до сих пор пугает.
— Да, меня тоже, там отличные спецэффекты по тем временам. В общем, мы западного кинематографического ширпотреба никогда не видели, а тут в 90‑е вдруг увидели. И конечно, я, к сожалению, довольно много тратил на это своего времени. Смотрел ужасы, смотрел боевики. Хотя особо досуга не было, мы работали в основном.
В 90‑е зарабатывали деньги, старались выжить. Я даже был вынужден бизнесом каким-то заниматься, по-моему, даже он был уголовно-наказуемым. Не смейтесь, тогда это всё было в порядке вещей. Ну, даже стоять продавать газеты было незаконно. Но мы уже стояли и их продавали.
Возникали даже какие-то взаимоотношения с местным рэкетом. Ну а что, это нормально было. Поговоришь, побеседуешь, просто другое время было, такое слегка бандитское. И, наверное, его вред, этого времени, с годами становился всё ощутимей — мы все удивительным образом как-то очень быстро внутренне разлагались. Это ужасно разлагает: нищета, нелюбимая работа, которой очень много, не работа даже, а выживание и общая обстановка.
Да, мы подверглись очень сильному удару. Произошёл распад прежних ценностей. Нас почти убедили, что эти советские ценности не нужны, нам разрешили жить для себя и только ради себя. Вот это на нашем поколении отразилось. Были ошибки в выборе спутников жизни у многих, поменялись ценности у большинства людей принципиально. Стал важен личный интерес — я в себе это чувствовал тоже. Грубость, примитивность — это становится главным, и оно в тебя залезает, а ты ничего не можешь сделать. Это самое страшное. А что сделать, когда ты просто окружён этим? Когда вокруг много насилия? Я ходил вооружённым — у меня был либо газовый пистолет, либо подсобное оружие для самообороны. Я даже пару раз дрался в 90‑е. Сейчас весь этот мир, слава богу, ушёл.
— И как вы себя сохранили?
— А я себя не сохранил.
— Извините за вопрос.
— А что поделать? Травмы-то остались от этого времени. Ничего хорошего в 90‑е не было. Прибавился цинизм. Человек науки тогда воспринимался как неудачник, как очкозавр, ботан. Я даже сам в себе это чувствовал, что вот я вижу человека, похожего на меня, и уже как-то неприятно, не хочется с этим человеком общаться. Вот до чего дошло.
Как сохранили? У меня была просто своя личная программа жизни. То есть я знал, какие книги прочту, понимал, что я от этих книг хочу. Я понимал, что нужно меняться, общаться с образованными людьми, хотя круг общения был разный. Сейчас трудно представить меня в компании братков или бандитов, но в 90‑е это было нормально, у меня самые разные были друзья. Авантюристы, какие-то братки, которые ко мне очень хорошо относились. Но я довольно рано начал преподавать. Я начал преподавать где-то с 1992–1993 года. Это мне сильно помогло. Был частный Институт иностранных языков, не знаю, существует ли он сейчас. Я сначала преподавал там, это мне очень помогло, там больше платили, чем в государственных вузах, и я мог развиваться как преподаватель, то есть в СПбГУ после аспирантуры я пришёл уже с подготовленными курсами. Спасался наукой и спасался книжками. А потом всё пошло на убыль, весь этот мир куда-то почти в одночасье пропал.
— В 90‑е русская культура, российская, культура народов России — можно долго ругаться по поводу терминов, назову её русская культура всем назло, — сейчас её пытаются отменить, например на Западе. Как вам кажется, какая у неё будет судьба, какое будущее? И как вы видите, можно ли её отменить? Ведь есть две крайности: одни говорят, что русская культура закончилась, стала изгоем, предлагают отменить Достоевского, другие пророчат ей новый виток возрождения.
— Давайте так, культура отмены — это самое убогое и жалкое, что можно себе представить. И удивительно, что либеральный Запад на это идёт. Запад неоднороден, многим людям на Западе нравится Россия. Некоторые говорят об этом открыто, некоторые это скрывают, в силу того, что у них могут быть неприятности.
У России много друзей везде. И это не значит, что они все поддерживают нынешний политический режим: некоторые поддерживают, некоторые не поддерживают — у людей есть право выбора, но они относятся к России тепло. Это главное. В Италии пытались в университете устроить отмену русской культуры, но у них, насколько я знаю, не получилось и не получится. Потому что существует не просто многолетний, а многовековой пласт русской культуры, от которого нельзя избавиться. Культура отмены — это омерзительное порождение либерального сообщества и признак деградации, в частности кампусной жизни.
Пример из истории США. 60‑е годы, кампус в университете США был государством в государстве, он был относительно независимый. Университеты тогда старались создать некоторую внутреннюю интеллектуальную оппозицию власти. Кампусная культура Запада предполагала как раз систему диалога. Более того, диалога с тем, что тебе не нравится. На кампус приглашались люди, чьи идеи либо не совсем совпадали с идеями общепринятыми, либо совсем не совпадали с настроениями, скажем, университета. Но это было интересно, таких людей приглашать, им ещё большие деньги платили, чтобы они приехали. С ними вели диалог, это все происходило вплоть до середины 80‑х годов.
В 80‑е годы к власти пришли не очень одарённые люди, представители глобальных элит. И эти следы кампусной вольницы начали сворачиваться. Она ещё тянулась до нулевых — велись какие-то дискуссии в журналах, в аудиториях, я сам это видел. Но потом у них началась культура игнора так называемая. То есть если нам кто-то не нравится, мы просто сделаем вид, что его нет. Что нет ни человека, ни его идей. Эта культура игнора постепенно стала навязываться повсеместно. И сейчас американский кампус таков. Они не ведут дискуссии, а ведут себя как зачастую некоторые наши отечественные псведолибералы: тычут пальцем и говорят «смотрите какой он, он плохой, он из другого лагеря». Они не спорят с ним по существу предмета, а просто приклеивают вам ярлык.
— И у нас такое есть, особенно в литературе, мы разошлись по каким-то своим песочницам.
— Да, мы немножко разошлись. Это тоже захватило нас, я надеюсь, что эта ситуация изменится и мы снова сможем дискутировать и разговаривать.
Вторая часть вопроса была про то, можно ли отменить русскую культуру — нет, конечно. Ну что вы. Как будто дурак-чиновник или оголтелые сумасшедшие русофобы могут отменить русскую музыку? Нет, конечно.
Культура, если начинает замыкаться на себе, очень плохо развивается. Всё великое развивается в диалоге. Вот, скажем, империя. Сама по себе империя, хорошо это или плохо — вопрос дискуссионный, но все империи рождали великую литературу, потому что много регионов, много взглядов, между которыми идут диалоги и получается великая литература. Например, Франц Кафка или Редьярд Киплинг, который родился в Индии. Такие фигуры рождались на пересечении разных культур. Но эта закономерность работает и в мировом масштабе.
Вот есть дерево, назовём его деревом европейской литературы, есть ветка — испанская литература, германская литература, русская, английская. Ветви отходят от ствола, отходят от жизнедарующей силы. Чтобы приблизиться к жизнедарующей силе, им нужно начать вести взаимодействие. Например, британцы учатся у французов, у британцев учатся американцы. И выпадение одной из ветвей грозит катастрофой всем.
Я полагаю, что литература не осуществляется чиновниками или политиками. Трудно представить, что какой-то писатель, Барнс, предположим, скажет, что раз все игнорируют русскую культуру, то и он теперь не будет брать в руки русские книги.
Игнорирование русской культуры наносит увечье не русской культуре, а тому, кто её игнорирует. Я многократно бывал на выездных семинарах с писателями из разных стран, мы общались и обменивались мнениями, идеями, делились ощущением жизни. И в этом обмене много было конструктивного, а изоляционизм — это путь в никуда. Он не может существовать долго.
— А в русской литературе, как кажется, какие происходят процессы, куда она движется?
— У нас последние пять лет была мода на автофикшн, но я думаю, что она скоро пройдёт.
— А мода на травму?
— А это то же самое. Она же связана с автофикшн. Я думаю, мода на это тоже пройдёт.
Была мода на Лимонова, Селина, и она тоже прошла. Ну, прочтём мы один роман про травму, второй, третий. И на этом всё и закончится.
Я думаю, что интересные проекты будут связаны с утопией и антиутопией. Я недавно прочитал хороший роман, получивший премию «Ясная Поляна», — это роман Дмитрия Данилова «Саша, привет». Прекрасный, очень рекомендую. Думаю, что запрос на утопию и антиутопию будет вызван страхом глобализма. Мы живём в эпоху серьёзного слома и понять, что произошло, мы сможем лет через десять.
— Двадцать?
— Скорее, двадцать. Конечно, сейчас многие реагируют в литературе на нынешнюю ситуацию, например мой друг Герман Садулаев закончил роман «Некоторые не вывозят эту жизнь», Захар Прилепин отозвался двумя книгами. Я думаю, что серьёзно мы сможем понять наше время, только когда возникнет некоторая временная дистанция дистанция. Всё меняется: меняется наше отношение к Западу, меняется наше отношение к жизни.
— Марк Данилевский в «Доме листьев» тоже как раз показывает пропасть между людьми.
— Абсолютно согласен, да. Ещё будет важен исторический роман. У нас сейчас в жанре исторического романа великолепно работает Алексей Иванов. Его романы «Золото бунта», «Сердце Пармы» — очень хороши. Он очень сильный писатель. И к историческому нарративу возникает большой интерес. Эпоху десятых было трудно передать, она была медлительной, не слишком динамичной. Обычно вспоминали о прошлом или мечтали о будущем. Писатели говорили о современности, но знаками прошлого или будущего. А современность было очень сложно передать, в ней как бы чего-то не хватало. Кажется, она была несколько симуляционная.
Сейчас время опять сдвинулось с мёртвой точки. Оно динамизировалось, никто и не ожидал таких резких процессов.
— По поводу процессов. Одни говорят, что наша литература сейчас очень сильно политизирована, склонны искать в каждом шаге и каждом жесте политику, другие говорят, что литература должна жить своей жизнью. Как вам кажется, это разделение сохранится, оставят ли след на литературе? Или разделение уйдёт и останется только литература?
— Ну, конечно, оставит след. Оно уже оставило след с 2014 года. Достаточно посмотреть на поляризацию с 2014 года в среде интеллектуалов. Бесследно это не пройдёт.
Сначала были 90‑е, когда все сидели по своим лагерям, потом нулевые, когда патриоты и либералы целовались в дёсны, потом опять к 2014 году все расселись по своим партиям и журналам. Но теперь, в отличие от конца 80‑х, нет диалога. Есть просто тыкание в другого и попытка заклеймить человека.
А по поводу тенденций — реальность накладывает отпечаток и реальность всегда влияет. Есть те, которые молниеносно реагируют на ситуацию, есть, те, которые выжидают или реагируют на неё косвенно. Но новой эстетики не рождается, потому что в обществе, в культуре нет диалога. Я скорее вижу не политизацию, а заражённость политикой. Это разные вещи.
Но очень важно понимать, что в годы социальных переломов людям не до литературы. Во время революции и войн не так часто пишут великие тексты, как нам кажется. Это романтические иллюзии; во время больших событий, великие тексты часто просто не замечаются — примеров масса. Но сейчас… интересно, что сейчас актуализировалась поэзия. Если раньше проза оттесняла поэзию, все читали прозу, поэзия маргинализировалась, то сейчас ну посмотрите — поэзия присутствует, и с той, и с этой стороны и она в авангарде. Сборники, концерты, паблики, полемика — все пытаются дух эпохи схватить.
— Казалось бы, во время сдвигов, все должны беспокоиться о деньгах, а мы видим, что издаются новые книги, открываются новые имена, создаются проекты, раздаются гранты, открываются небольшие издательства. Крупные игроки уже не такое влияние оказывают на литературу. Как вы считаете, это демократизация литературы?
— Демократизация литературы началась с появлением интернета, когда возникла блогосфера, когда на просторах интернета были оказались в равных правах — литератор-орденоносец, член Союза писателей и молодой начинающий автор. Это полезно, и эта ситуация амбивалентна: с одной стороны, она создаёт пространство некоторой помойки, с другой — из неё рождается много интересного.
Современный книжный бизнес — это именно бизнес. С этой, деловой точки зрения, нулевые были более продуктивными, потому что было много разных издательств, и они обладали индивидуальным лицом, своей интонацией, имели своих читателей, которые читали книги только определенного издательства. В настоящее время в России существует одно крупное издательство — это «Эксмо». Есть ещё как бы другие издательства, но их крайне мало.
— Так называемые инпринты?
— Инпринты, редакции, которые входят в корпорацию «Эксмо». И это не лучшим образом сказывается на литературе. Лучше, когда существует не одно, а много издательств, у каждого свой голос. Может, это и хорошо для определённых людей, но не для литературы. Хотя мне грех жаловаться, я публикуюсь сам в редакции Елены Шубиной, эта редакция входит в «Эксмо». Но я хочу сказать, что необходим диалог, полемика, конкуренция между издательствами. Без неё пропадает драйв, издатели начинают действовать по плану, меньше открывают новые имена, но зато, малым издательствам, которые мы назвали, дана почти полная свобода. Я вижу другую тенденцию: монополия маргинализирует альтернативную книжную жизнь.
— Но там тоже происходят скандалы. Недавно за политическую позицию с сайта независимых книжных удалили два магазина — это «Листва» и «Во весь голос».
— Да, тоже происходят неоднозначные вещи. А где они однозначные?
— Тогда давайте в завершение небольшой блиц?
— А давайте.
— Какие книги Вы читаете и перечитываете последнее время?
— В последнее время я перечитываю Набокова всего, ввиду необходимости моей работы в музее, я всегда перечитываю Апдайка, иногда заглядываю в американскую литературу XIX века и недавно перечитал Бунина «Тёмные аллеи». И современная литература, конечно, тоже меня интересует, стараюсь следить за нашим литературным процессом.
— Вы можете посоветовать нашим читателям две-три книги, вышедшие в последнее время?
— Я бы посоветовал ещё раз «Саша, привет» Дмитрия Данилова, роман Михаила Елизарова «Земля», роман Германа Садулаева «Земля, воздух, небо». Из нон-фикшн мне больше нравится книги Павла Басинского, особенно те, которые касаются Льва Толстого. У него отличные книги, я не мог представить, что благодаря Басинскому снова заинтересуюсь Толстым.
— А какие новые имена среди молодёжи в русской литературе можете назвать?
— Я слежу за молодёжью, ну, скажем, Павел Селуков, Васякину даже читал. Я бы сказал, что мне нравится Александр Пелевин, хотя его трудно назвать молодым, ему уже за 35. Хотя его роман «Покров 17» вполне заслуженно получил премию «Нацбест».
— Спасибо Вам, Андрей Алексеевич, отлично с вами поговорили.
— Вам спасибо, Владимир.
*Инстаграм является продуктом корпорации Meta, которая признана в России террористической организацией.
Читайте также «Девяностые как великое замыкание: неснятые фильмы Александра Клименко».