В феврале 2024 года вышел первый официальный комикс о «Гражданской обороне». «Егор и Яна. Печаль моя светла» — графический роман о событиях, навсегда изменивших сибирский панк и повлиявших на весь русский рок. Комикс помогли подготовить подруга Янки Дягилевой Анна Владыкина, вдова Егора Летова Наталья Чумакова, а также журналисты Иван Киреев и Сергей Гурьев. Художественным оформлением занималась иллюстратор Ольга Лаврентьева — автор комиксов «Процесс двенадцати», «Непризнанные государства. Одиннадцать историй о сепаратизме», «Сурвило» и других графических романов.
Мы поговорили с Дмитрием Чиновым и Владимиром Наумовым — создателями сюжета «Егора и Яны». Авторы рассказали, как по ходу работы появлялись новые персонажи, кем хотели изобразить себя в комиксе, почему сейчас Летов стал поп-звездой и когда вернутся Егор и Янка.
— Для кого ваш комикс?
Владимир: Мы делали комикс для себя. Идея долго мучила меня, подтачивала мою нервную систему и амбиции, и хотелось довести её до конца.
Я работал с оглядкой на то, чтобы мне самому нравилось. Такой человек, как я, — это и есть наша аудитория. Человек, который увлекается и культурой, и контркультурой, и комиксами, и графическими романами. Миллениал — наша целевая аудитория…
Дмитрий: Я бы сказал, не целевая, а желаемая.
Самая классная аудитория была бы та, которая сказала: «О! Чё там ещё вышло про Янку или Игоря Фёдоровича?» Они смогут оценить просто новую форму высказывания про этих великих людей.
Вторая аудитория, от которой я уже несколько отзывов получал, — люди, которые не только разбираются в «ГО», но и в комиксах. Это идеальный стык — те, кто знает, что такое нормальный комикс, и оценил тот факт, что он про «ГО» и Янку.
Мы расставляли маленькие «ружья», всякие фишки, делали прикольные элементы, детальки. Приятно, что некоторые это считывают — значит, не зря заморачивались. Можно было просто по шагам разложить биографию Игоря Фёдоровича, но мы «пошли иным путём».
В процессе мы сами узнали многое. Раньше я так не углублялся в этих героев.
— Почему комикс чёрно-белый?
Дмитрий: «Цветной комикс про „ГО“» — ничего святого нет вообще, просто дьяволы во плоти! Лично у меня, когда я слушаю Янку или «Оборону», ассоциации какие-то чёрно-белые.
Владимир: Места, где жили наши герои, тоже, по крайней мере в нашем восприятии, монохромные.
— Конец 80‑х — начало 90‑х годов — пик деятельности Егора Летова?
Дмитрий: Тяжело ответить на этот вопрос. Насколько это праймовый период Летова? У него столько этих периодов, записей, альбомов.
У всех своё мнение. Мне очень нравятся поздние альбомы «ГО». Мне кажется, это совершенно нестандартная точка зрения.
— В середине книги изображены качели на бурных волнах. Это отсылка к смерти Янки?
Дмитрий: Мы в этом соединили два мощнейших образа. У Янки — «придёт вода», а у Игоря Фёдоровича — «летели качели без пассажиров». В этот момент они соединились, а дальше Егор и Янка отдаляются.
— Во время роковой прогулки Янка изображена у реки. Вы придерживаетесь версии самоубийства?
Владимир: Эта версия выглядит вполне правдивой. Но зачем плодить домыслы? К тому же у нас всё-таки не тру-крайм-история, а графический роман по известным фактам.
Дмитрий: Я как сценарист просто отстранился от этой истории и показал так, как оно могло бы быть. Обе версии имеют свои минусы и плюсы. Не хочется вообще принимать то или иное решение.
У нас была даже одна ужасно кощунственная мысль… Есть версия, что Янку убили хулиганы. Была идея изобразить нас в образе этих негодяев. Но, слава Богу, мы этого не сделали. Это могла бы быть совсем безумная деталь.
— Есть изображение, где перед Янкой чёрная фигура без лица со словами «Помоги». Кто это?
Дмитрий: Максимально умрачнённая история о том, как погиб сводный брат Янки. Наверное, во сне фигурируют и смерть брата, и то, как её постепенно подводили самые разные мысли к этому трагическому итогу. В песнях Дягилевой очень много строк, связанных со смертью.
Владимир: Янка считала, что принесла смерть. И смерть всё больше окружала её — сначала в песнях, потом во снах.
Дмитрий: За короткий промежуток времен ушло много близких: и Башлачёв, и мама, и брат сводный.
— Александр Башлачёв сильно повлиял на Янку. Вам не кажется, что он заслужил больше «картинного» времени в комиксе?
Дмитрий: Да, Башлачёву хотелось больше уделить внимания, но история изначально задумалась про Егора, Янку, их взаимоотношения, влияние друг на друга.
Наш комикс планировался куда более коротким — мы хотели сделать журнальчик страниц на 20—30. Но в процессе работы над сценарием нам всегда хотелось добавить что-то ещё. Общения с очевидцами и правообладателями также добавило деталей.
Владимир: Чем больше мы работали, тем больше появлялось персонажей, векторов, доминант. Пришлось наполнять комикс людьми, помечать, что это был такой-то человек, он стоял здесь, он сделал это и так далее.
Дмитрий: Читатели не обязаны знать Ревякина, Кинчева, «АукцЫон», группу «Адольф Гитлер» и всех героев сибпанка. Поэтому пришлось стрелочками сопроводить. Но в итоге получилось классно — почти каждый кадр наполнен чем-то, можно поразглядывать, посмотреть, почитать.
— Хотелось бы узнать про советского обывателя. Почему он в шубе, а не в простой болоньевой куртке? Почему у него бутылка водки в кармане? Это разве не период антиалкогольной кампании?
Владимир: Ну откуда у советских обывателей обычно появлялись всякие вещи, которые быть у них не должны? Где-то достал, скажем так. А почему у него водка? Потому что человек пьющий. Какая антиалкогольная кампания? В Москве бывают всякие кампании, в Петербурге тоже, до Сибири, видимо, не дошла.
Дмитрий: Мне нравится, что в комиксе есть интересное дополнение в виде таких героев. То есть один мужик идёт мимо концерта и говорит «поганая молодёжь!», отсылая к строке из «ГО». На другом кадре мы видим норковую шапку, где встроены слова из песни Дягилевой «Я стервенею». Есть мужики в военной форме, тоже намекают на определённые события. Это всё просто любопытные детали на фоне.
Владимир: Когда мы только начинали делать графический роман, нам нужна была фактура, ощущение Омска того периода. Мы яндексили: «Омск» и видели — приятный город, обычный. Решили изменить запрос на «Омск ужас» — начались выбоины в дорогах, кособокие дома…
В обычном Омске, может быть, обыватели шубы не носили, но в нашем Омске-ужасе… в этом городе могло быть всякое…
Вообще, удивительно, что мы с вами в психологии этого персонажа копаемся. Мне кажется, образ получился вполне цельным: человек ходит на панк-концерты, не сидит дома, одевается замечательно, ещё и не дурак выпить…
Дмитрий: Есть жена. Ячейка общества образцовая.
Владимир: И жена его терпит. Удивительная жизнь.
— Комикс получился таким, каким вы его себе представляли?
Владимир: Он получился даже лучше, чем мы ожидали!
— Если бы не цензура и запреты, что бы вы ещё включили в комикс?
Дмитрий: У нас не было никаких запретов. Есть кадры с нацболами, мат, упомянута группа «Адольф Гитлер». Мы себя не сдерживали.
— Как бы вы прорекламировали комикс?
Дмитрий: Кто не купит, тот Шаман!
— Есть ли у вас ещё какие-нибудь идеи, которые вы воплотили бы в комиксах? Вы говорили, что у вас была идея по поводу фильма.
Владимир: Это проект, который сразу был обречён на провал. То есть это какие-то мечтания.
— Согласитесь, не хватает фильма про «Гражданскую оборону».
Дмитрий: Сделают, вопрос времени. Я думаю, кто-то уже делает.
Владимир: Сейчас надо наслаждаться моментом, когда нам чего-то не хватает. Потом будет слишком много всего, и мы будем ругаться на это.
— У вас есть ещё какие-то идеи?
Владимир: Мне очень нравится история группы «Агата Кристи». Это замечательные, «позорные звёзды». В комиксе была бы та же самая чёрно-белая эстетика. Свердловск, два персонажа, вполне антагонистичные друг к другу… Постпанк, скажем так, с советским и постсоветским фильтром. Красиво. Но когда это нужно делать? Да никогда. Не сейчас.
Дмитрий: У нас есть серия про поэтов Серебряного века, и она максимально естественным путём развивается. Была Ахматова, потом Гумилёв, после Гумилёва — Маяковский, сейчас — Есенин.
Было бы круто тоже сделать комиксы с другими художниками, которые подходят по эстетике конкретных музыкантов, групп. Но пока планов таких нет.
— Сейчас нет никого, даже близко приближающихся к «ГО»?
Дмитрий: Копируют многие… В моменте очень сложно рассмотреть оригинальные коллективы. Это будет понятно через 10 лет, через 15. А там уже Егор с Янкой выйдут из тайги.
— Когда вернётся Летов?
Дмитрий: Протестую! Он никуда и не уходил!
— Вернётся ли Янка? Она будет вместе с Егором?
Владимир: Если им это будет выгодно, вернутся. Я бы на их месте ещё бы немного, конечно, отсиделся.
Дмитрий: Не время возвращаться, пускай понаблюдают со стороны. Мы скучаем, конечно. Таких нынче личности я не вижу практически, но что поделать.
— Насколько Егор Летов сейчас поп-звезда?
Дмитрий: Да, модная молодёжь его любит. Не советую никому принимать сторону Игоря Фёдоровича и за него что-то говорить. Но боюсь представить, как бы он к этому отнёсся.
Владимир: Пик был в 2017 или 2018 году, когда уже не только взрослые мужчины ходили в футболках «Всё идет по плану».
Дмитрий: Мне в Тик-Токе часто попадаются ролики про Игоря Фёдоровича. Так что да — звезда!
Владимир: Ещё эта нейросетевая история… Вы видели ролик, где голосом Егора поётся: «Ты пахнешь мятой в футболке помятой»? Страшное дело.
— Есть какие-нибудь фанфики, которые используют нейросети для продолжения, например, отношений Янки и Егора?
Дмитрий: Не знаю и знать не хочу.
Владимир: Слава Богу, не знаю. Но уверен, что есть.
— Картинки в конце книги — это работы фанатов?
Дмитрий: Да, небольшая галерея. Был конкурс, и разные художники делали иллюстрации на тему сибпанка. Мы добавили те, которые нам понравились.
— Что бы вы спросили у Егора Летова, если бы встретили сейчас?
Дмитрий: Я бы спросил: «Игорь Фёдорович, вам чай, кофе, коньяк, водку, портвейн? Что будем пить?», потому что это, скорее всего, будет начало большой беседы. О творчестве, об искусстве и «против чего мы сейчас?», ведь Летов всегда против чего-то.
Владимир: Я бы его не трогал. Сейчас бы у него все что-то спрашивали, хотели бы видеть его на своей стороне. Всё-таки человек в возрасте. Надо как-то с заботой относиться.
— Считаете, что современники не относятся к памяти Летова с осторожностью?
Владимир: Да. Понятное дело, что ему сейчас не убудет. Он в месте, где всё равно на нашу беготню. А вообще, делают что хотят, комиксы например.
— Что бы вы ещё продавали в дополнение к книге? Может быть, лопату…
Владимир: Лопату — это хорошо.
Дмитрий: Пакетик земли омской…
Владимир: Да, но лопата — это прекрасно. Я считаю, что вообще маленькая вещь должна вручаться с чем-то большим, тяжёлым, чтобы не повадно было.
Дмитрий: Я бы продавал в комплекте другую книгу. Продать больше книг — всегда лучше.
Владимир: Список литературы хотелось бы приложить.
Есть книжка Максима Семеляка «Значит, ураган» — одно из самых полных исследований личности Игоря Фёдоровича. Там есть такой эпизод. В начале своей карьеры в «Афише» Максим присутствовал на фотосессии Земфиры (признана Минюстом РФ иноагентом). Она не хотела фотографироваться, и Максим поставил ей альбом «Реанимация», точнее — его демоверсию. Земфира улыбнулась, сказала, что хоть кто-то звучит так же хреново, как она. Её, слушавшую в наушниках «Реанимацию», сфотографировали. Обложку «Афиши» можно легко найти. Большое спасибо Семеляку за этот факт.
Дмитрий: Круто, что легенда повлияла на другую легенду. И дай бог, так будет продолжаться дальше.
Комикс можно купить на сайте издательства Alpaca, Ozon и в других интернет-магазинах.
Читайте также «10 главных песен Егора Летова».