Типовое жильё: от Петра I до «ПИКа». Интервью с Денисом Ромодиным

В 1955 году ЦК КПСС было при­ня­то поста­нов­ле­ние «Об устра­не­нии изли­шеств в про­ек­ти­ро­ва­нии и стро­и­тель­стве». Это было кон­цом эпо­хи совет­ско­го мону­мен­таль­но­го клас­си­циз­ма — ста­лин­ско­го ампи­ра. Про­изо­шла сме­на всех про­фес­си­о­наль­ных ори­ен­ти­ров в гра­до­стро­и­тель­стве. От совет­ской архи­тек­ту­ры теперь тре­бо­ва­лась функ­ци­о­наль­ность, про­стые и стро­гие фор­мы. Было реше­но напра­вить все ресур­сы на раз­ви­тие инду­стри­аль­ных мето­дов стро­и­тель­ства, типо­вое про­ек­ти­ро­ва­ние, уве­ли­че­ние эко­но­мич­но­сти и ско­ро­сти стро­и­тель­ства. Жизнь совет­ско­го чело­ве­ка изме­ни­лась бесповоротно.

Мето­ды стро­и­тель­ства хру­щё­вок нель­зя назвать инно­ва­ци­он­ны­ми. Осно­вы стро­и­тель­ства мас­со­во­го жилья были зало­же­ны ещё в Рос­сий­ской импе­рии. Об исто­рии типо­во­го домо­стро­е­ния Алек­сей Кире­ен­ко попро­сил рас­ска­зать Дени­са Ромо­ди­на, моск­во­ве­да, руко­во­ди­те­ля отде­ла «Музей „Садо­вое коль­цо“» Музея Москвы.

В сле­ду­ю­щую сре­ду, 10 мая, Денис Ромо­дин высту­пит с лек­ци­ей «Архи­тек­ту­ра типо­во­го жилья совет­ской Моск­вы». Меро­при­я­тие прой­дёт в рам­ках сов­мест­но­го про­ек­та VATNIKSTAN и Музея Моск­вы «Антро­по­ло­гия совет­ской повседневности».


— Денис, рас­ска­жи­те, где вы учились?

— Я учил­ся в Мос­ков­ском авиа­ци­он­ном инсти­ту­те. Это была вто­рая поло­ви­на 1990‑х годов. В тот момент было слож­но опре­де­лить­ся с тем, что даль­ше сде­лать и какое обра­зо­ва­ние полу­чать. Но кра­е­ве­де­ни­ем я стал зани­мать­ся ещё с 1992 года, когда пошёл в Шко­лу юных кра­е­ве­дов, в 18 лет стал чле­ном Сою­за кра­е­ве­дов Рос­сии. Сей­час я рабо­таю в Музее Моск­вы, явля­юсь дирек­то­ром фили­а­ла «Садо­вое кольцо».

Моё пер­вое обра­зо­ва­ние не силь­но помог­ло мне в поис­ке про­фес­сии, я совсем дру­гой дея­тель­но­стью зани­мал­ся вви­ду эко­но­ми­че­ских слож­но­стей того вре­ме­ни. Потом я полу­чил вто­рое обра­зо­ва­ние — оно гума­ни­тар­ное. Я стал кан­ди­да­том поли­ти­че­ских наук, защи­щал­ся в Ака­де­мии воен­ных наук по исто­ри­че­ской теме.

Рай­он Соколь­ни­ки в Москве. 1973 год

— В какой момент у вас появи­лась тяга к изу­че­нию истории?

— Я родил­ся в Соколь­ни­ках. В 1980‑е годы наш рай­он бур­но пере­стра­и­вал­ся, уни­что­жа­лась сосед­няя с нами Пре­об­ра­жен­ка — очень мно­го было тогда обще­ствен­ных дви­же­ний. И у нас в шко­ле был тоже заме­ча­тель­ный кол­лек­тив педа­го­гов-акти­ви­стов, кото­рые боро­лись за сохра­нён­ное насле­дие. Мы вслед за наши­ми роди­те­ля­ми и учи­те­ля­ми при­со­еди­ня­лись к уча­стию. Я стал инте­ре­со­вать­ся сво­им рай­о­ном, поче­му он такой мно­го­гран­ный, поче­му что-то сно­сит­ся, а что-то сохра­ня­ют. Какие места здесь свя­за­ны с Пет­ром I, поче­му здесь сто­ят такие заме­ча­тель­ные построй­ки вто­рой поло­ви­ны XIX века и так далее. Моей пер­вой настоль­ной книж­кой была энцик­ло­пе­дия «Москва», кото­рая была изда­на к Олимпиаде-80.

Денис Ромо­дин

Мои­ми про­вод­ни­ка­ми в исто­рию горо­да, кро­ме роди­те­лей, были Андрей Пав­ло­вич Гозак, заме­ча­тель­ный совет­ский и рос­сий­ский исто­рик архи­тек­ту­ры, он открыл мне всё мно­го­об­ра­зие совет­ской Моск­вы, и Сер­гей Алек­сан­дро­вич Ники­тин, исто­рик Мос­ков­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. Со вто­рым мы на дан­ный момент явля­ем­ся кол­ле­га­ми по Музею. Тогда я начи­нал ходить к нему на Куль­ту­ро­ло­ги­че­ские про­гул­ки Москульт­про­га по Москве. Москульт­прог суще­ству­ет с 1997 года и по сей день. Из новых про­ек­тов Сер­гея Ники­ти­на отме­чу иммер­сив­ный спек­такль на Элек­тро­за­во­де «Крас­ный воль­фрам» — это исто­рия об огром­ном про­мыш­лен­ном пред­при­я­тии, кото­рое сей­час ока­за­лось забы­тым. А ведь оно име­ет весь­ма инте­рес­ную не толь­ко архи­тек­тур­ную исто­рию! Преж­де все­го, это гор­дость нашей оте­че­ствен­ной промышленности.

Элек­тро­за­вод в Москве. 2021 год

— О чём вы буде­те рас­ска­зы­вать на гря­ду­щей лек­ции в Цен­тре Гиляровского?

— Тема моей лек­ции — мос­ков­ские экс­пе­ри­мен­таль­ные рай­о­ны, их архи­тек­ту­ра. В первую оче­редь, это мас­со­вая архи­тек­ту­ра, кото­рую мы зача­стую назы­ва­ем хру­щёв­ка­ми и брежневками.

Bric III — Yugo-Zapadniy Okryg, Moscow. Фото Мар­ку­са Лай­о­на. 2008 год

На самом деле, появи­лась она гораз­до рань­ше. Пер­вые нара­бот­ки типо­вой архи­тек­ту­ры созда­ва­лись ещё в пет­ров­ское вре­мя. Мас­со­вый облик это при­об­ре­ло в XIX веке. Я хочу сде­лать обзор транс­фор­ма­ции типо­вой архи­тек­ту­ры, пото­му что в каж­дое деся­ти­ле­тие XX века перед гра­до­стро­и­те­ля­ми ста­ви­лись раз­ные зада­чи. В 1920‑е годы это была идея мас­со­во­го жилья. В 1930–1940‑е — это пери­од ста­лин­ской архи­тек­ту­ры, в кото­рый тоже были попыт­ки созда­ния кон­вей­ер­ной архи­тек­ту­ры. Затем, конеч­но, всем извест­ные хру­щёв­ки в 1960‑е — то, что в созна­нии обще­ствен­но­сти нераз­рыв­но свя­за­но с поня­ти­ем мас­со­вой архитектуры.

Стро­и­тель­ство типо­во­го дома в Москве. 1960 год

В сво­ей лек­ции я хотел сде­лать акцент на том, с чем стал­ки­ва­лись архи­тек­то­ры, в каких эко­но­ми­че­ски и идео­ло­ги­че­ски слож­ных усло­ви­ях им при­хо­ди­лось рабо­тать. Я пока­жу, как про­ек­ти­ров­щи­ки, нахо­дясь бук­валь­но со свя­зан­ны­ми рука­ми, пыта­лись созда­вать какие-то более-менее выра­зи­тель­ные дома.

Дело в том, что я про­во­жу мно­го обра­зо­ва­тель­ных про­грамм, вожу экс­кур­сии по горо­ду в таких рай­о­нах, кото­рые нахо­дят­ся за пре­де­ла­ми Тре­тье­го транс­порт­но­го коль­ца — Октябрь­ское поле, Пес­ча­ная ули­ца, Беля­е­во, 9‑й квар­тал Новых Черё­му­шек. Люди часто спра­ши­ва­ют, поче­му так про­изо­шло, поче­му ста­ли бороть­ся с архи­тек­тур­ны­ми изли­ше­ства­ми, поче­му здесь постро­и­ли мало­этаж­ные панель­ные дома, в чём «пре­лесть» хру­щё­вок, а какие важ­ные нара­бот­ки, сде­лан­ные в про­шлом, актив­но исполь­зу­ют­ся сей­час. Не все­гда есть вре­мя отве­тить на боль­шин­ство таких вопро­сов — это лек­ци­он­ный фор­мат. Я решил сде­лать струк­ту­ри­ро­ван­ный мате­ри­ал и раз­ло­жить всё по полочкам.

Паро­воз­ное зда­ние и мастер­ские из Аль­бо­ма чер­те­жей соору­же­ний Рос­сий­ских желез­ных дорог. 1872 год

— Рас­ска­жи­те попо­дроб­нее про опы­ты типо­во­го домо­стро­е­ния в Рос­сий­ской империи.

— Пер­вые типо­вые про­ек­ты обще­ствен­ных зда­ний появи­лись при Пет­ре I. Во вре­ме­на Ека­те­ри­ны II было очень мно­го губерн­ских и уезд­ных типо­вых жилых домов. Из тех, что были постро­е­ны в пред­ре­во­лю­ци­он­ные годы, в первую оче­редь сто­ит вспом­нить совре­мен­ное Оре­хо­во-Зуе­во, быв­шее местеч­ко Николь­ское, где в 1870–1880‑е годы постро­е­но огром­ное коли­че­ство уни­фи­ци­ро­ван­ных типо­вых казарм для рабо­чих. Это яркий при­мер мас­со­во­го типо­во­го стро­и­тель­ства в XIX веке.

Моро­зов­ские казар­мы в Оре­хо­во-Зуе­во. Нача­ло XX века

— Если посмот­реть на кар­ты мно­гих уезд­ных и губерн­ских горо­дов, то часто мож­но заме­тить струк­ту­ру «вее­ра» — три-четы­ре доро­ги ведут к цен­траль­ной пло­ща­ди, на кото­рой сто­ит гости­ный двор. Были ли в Рос­сий­ской импе­рии при­ме­ры типо­во­го градостроения?

— Струк­ту­ры гра­до­стро­е­ния в Рос­сий­ской импе­рии очень часто отли­ча­лись друг от дру­га. В каж­дом горо­де были свои осо­бен­но­сти, взять для срав­не­ния те же Его­рьевск или Сер­пу­хов. Были пла­ни­ро­воч­ные прин­ци­пы, кото­рые фор­ми­ро­ва­лись на про­тя­же­нии эпо­хи. Было и такое, когда все эти пла­ни­ро­воч­ные реше­ния — от общих гра­до­стро­и­тель­ных и закан­чи­вая отдель­ны­ми зда­ни­я­ми — раз­ра­ба­ты­ва­лись уда­лён­но. Мы можем видеть, что не все­гда эти прин­ци­пы рабо­та­ли, как, напри­мер, в горо­дах со слож­ным релье­фом — в Каши­ре или Тару­се, где вся струк­ту­ра раз­ру­ша­ет­ся овра­га­ми. Я бы назвал это прин­ци­пом уни­фи­ка­ции, кото­рый далёк от идеи типо­вых проектов.

— В какой момент совет­ские архи­тек­то­ры заду­ма­лись о типо­вом строительстве?

— Сра­зу же, с пер­вых лет совет­ской вла­сти. Посколь­ку нуж­но было решать жилищ­ный кри­зис — горо­да рас­ши­ря­ют­ся, при­бы­ва­ю­щее насе­ле­ние надо как-то расселять.

Тор­гов­ля на Смо­лен­ском рын­ке в Москве. 1926 год

Раз­ра­ба­ты­ва­лись раз­ные про­ек­ты — от капи­таль­но­го жилья до вре­мен­но­го, кото­рое мож­но было воз­во­дить из дере­вян­ных щито­вых пане­лей. Здесь совет­ские архи­тек­то­ры актив­но исполь­зо­ва­ли нара­бот­ки сво­их пред­ше­ствен­ни­ков и вме­сте с тем шли в ногу со сво­и­ми евро­пей­ски­ми кол­ле­га­ми. Сей­час мож­но посмот­реть в Кали­нин­гра­де на жилые город­ки, постро­ен­ные в Кёнигсбер­ге в кон­це 1920‑х годов. Мос­ков­ские ана­ло­гич­ные рабо­чие город­ки, кото­рые стро­и­лись в это же вре­мя, им ничем не уступают.

Рай­он Дан­гау­э­ров­ка в Москве. 1938 год

— Все­гда ли типо­вое стро­и­тель­ство сопро­вож­да­лось лако­нич­но­стью внеш­не­го обли­ка зданий?

— В 1920‑е годы стра­на отхо­ди­ла от тяже­лей­ших потря­се­ний. В пер­вые годы было не до архи­тек­тур­ных изли­шеств. Была прак­ти­че­ски пол­но­стью уни­что­же­на стро­и­тель­ная отрасль. Но вопрос выра­зи­тель­но­сти фаса­дов всё-таки архи­тек­то­ров забо­тил — пусть каки­ми-то неболь­ши­ми шту­ка­тур­ны­ми встав­ка­ми или коло­ри­сти­че­ски­ми реше­ни­я­ми, но дома ста­ра­лись делать особенными.

В 1930‑х годах идео­ло­гия меня­ет­ся. Каж­дый дом ста­но­вит­ся мини-искус­ством, кото­рое про­ек­ти­ру­ет­ся с нуля. Нель­зя гово­рить об отсут­ствии пол­ной уни­фи­ка­ции, но было оче­вид­но, что при созда­нии таких домов-шедев­ров очень силь­но рас­тёт цена стро­и­тель­ства, глав­ное — сро­ки воз­ве­де­ния тако­го дома. А план рекон­струк­ции Моск­вы не ждал! В ито­ге к кон­цу 1930‑х годов заду­мы­ва­ют­ся о блоч­ном стро­и­тель­стве, в сто­ли­це воз­ни­ка­ют пер­вые зда­ния из бетон­ных бло­ков. Архи­тек­то­ры при­вле­ка­ют кон­струк­то­ров и худож­ни­ков для рабо­ты над новы­ми дома­ми, что­бы бло­ки не смот­ре­лись блёк­ло, а сты­ки не выде­ля­лись. Как резуль­тат, сего­дня мы можем посмот­реть на Ажур­ный дом на Ленин­град­ском про­спек­те в Москве. Это блоч­ный дом, но за счёт деко­ра­тив­ных реше­ний мы не видим блоков.

Ажур­ный дом в Москве. 2021 год

Вой­на пре­рва­ла опы­ты типо­во­го стро­и­тель­ства. В после­во­ен­ный пери­од появ­ля­ют­ся пер­вые панель­ные ста­лин­ки. Дале­ко в этом плане ушёл Ленин­град — там есть рай­он Бла­го­дат­ной ули­цы, где почти все дома постро­е­ны из бло­ков, кото­рые настоль­ко уме­ло деко­ри­ро­ва­ны, что, под­хо­дя к это­му дому, ты не сра­зу пони­ма­ешь, что он блочный.

Типо­вой про­ект дере­вян­но­го жило­го дома. 1957 год

На мой взгляд, это были пре­крас­ные реше­ния. Но, к сожа­ле­нию, борь­ба с архи­тек­тур­ны­ми изли­ше­ства­ми, нача­тая в 1955 году, пре­ры­ва­ет эту тен­ден­цию. Начи­на­ет­ся пере­строй­ка всей архи­тек­ту­ры на рель­сы эко­но­мич­но­го домо­стро­е­ния. Архи­тек­то­ры, от кото­рых не тре­бо­ва­лось улуч­шать фаса­ды зда­ний, всё же пыта­лись как-то участ­во­вать в укра­ше­нии внеш­не­го обли­ка домов.

Совсем недав­но у себя в теле­грам-кана­ле я опуб­ли­ко­вал пост, кото­рый рас­ти­ра­жи­ро­ва­ли все город­ские сред­ства мас­со­вой инфор­ма­ции, о том, как в 1950‑х годах архи­тек­то­ры про­стым и дешё­вым спо­со­бом с помо­щью раз­лич­ной про­крас­ки бло­ков на типо­вой серии, кото­рая была рас­ти­ра­жи­ро­ва­на в квар­та­ле, смог­ли эти дома рас­пи­сать так, что они ста­ли выгля­деть более интересно.

Пер­вые цвет­ные дома в Хоро­ше­во-Мнев­ни­ках в Москве. 1950‑е годы

Потом, конеч­но, с пони­ма­ни­ем эффек­та из филь­ма «Иро­ния Судь­бы, или С лёг­ким паром», архи­тек­то­ры ста­ли пытать­ся раз­ра­ба­ты­вать раз­лич­ные коло­ри­сти­че­ские реше­ния, кото­рые испол­ня­лись бы сра­зу на заво­дах. Тогда появил­ся еди­ный ката­лог изде­лий — дома-кон­струк­то­ры, из кото­рых мож­но было бы делать раз­ные фор­мы. Напри­мер, как это было с сери­ей П‑3, кото­рую мы можем уви­деть в виде «Поло­са­тых домов» в Олим­пий­ской деревне или же «Дома-пару­са» на Нага­тин­ской набе­реж­ной, где созда­ёт­ся инте­рес­ный сту­пен­ча­тый силуэт.

Нага­тин­ская набе­реж­ная в Москве. 2016 год

К это­му в конеч­ном счё­те и при­шли — дома ста­но­вят­ся кон­струк­то­ра­ми. Это то, что сей­час дела­ют совре­мен­ные застрой­щи­ки. Когда мы видим оди­на­ко­вые дома-коро­боч­ки, но из-за сме­ны деко­ра­тив­ной «одёж­ки» дома кажут­ся нам более инди­ви­ду­аль­ны­ми. При этом сам дом оста­ёт­ся типовым.

Пер­вые инте­рес­ные попыт­ки были сде­ла­ны «КРО­СТом» в Ком­му­нар­ке и «ПИКом» при застрой­ке на Бунин­ских лугах, где с помо­щью кон­струк­то­ра полу­чи­лись более-менее раз­ные дома.

Жилой ком­плекс «Новая звез­да» в Москве. 2021 год

— Какие инте­рес­ные, на ваш взгляд, рай­о­ны Моск­вы, застро­ен­ные в совет­ское вре­мя и объ­еди­нён­ные общей гра­до­стро­и­тель­ной иде­ей, мож­но было бы выделить?

— Преж­де все­го, это рабо­чие город­ки с мало­этаж­ной застрой­кой — рай­о­ны Шабо­лов­ки и Дан­гау­э­ров­ки, Будё­нов­ский посё­лок на Боль­шой поч­то­вой ули­це. Здесь исполь­зо­ва­ны типо­вые сек­ции домов, но бла­го­да­ря раз­ным струк­ту­рам квар­та­ла эти сек­ции очень хоро­шо впи­са­ны — созда­ёт­ся доста­точ­но ком­форт­ная сре­да. Отдель­но сто­ит упо­мя­нуть и посё­лок худож­ни­ков на Соко­ле. Упо­ми­на­ния заслу­жи­ва­ет рай­он Пес­ча­ных улиц — совет­ский мик­ро­го­род, кото­рый мож­но было прак­ти­че­ски не поки­дать по каким-либо нуждам.

Дом-ком­му­на РЖСКТ «1‑е Замоск­во­рец­кое объ­еди­не­ние». 1929 год

Из более позд­них эта­пов — Беля­е­во, кото­рое име­ло инте­рес­ную про­ду­ман­ность пото­ков квар­та­лов, как люди идут от мет­ро. В зави­си­мо­сти от этих пото­ков рас­по­ла­га­ли мага­зи­ны, шко­лы и дет­ские сады.

Чер­та­но­во — инте­рес­ная попыт­ка сде­лать на ком­пакт­ной тер­ри­то­рии густо­на­се­лён­ный рай­он с визу­аль­но мини­маль­ной плот­но­стью застрой­ки. Кры­лат­ское — экс­пе­ри­мент ком­плекс­ной застрой­ки, когда люди въез­жа­ли в дома, а у них уже сра­зу рабо­та­ла вся инфра­струк­ту­ра, мага­зи­ны, служ­бы быта, дет­ские сады.

Экс­пе­ри­мен­таль­ный жилой рай­он «Чер­та­но­во Северное»

— Дай­те автор­скую реко­мен­да­цию: с чего луч­ше все­го начи­нать зна­ком­ство с архитектурой?

— Есть совер­шен­но заме­ча­тель­ная кни­га «Москва. Архи­тек­ту­ра совет­ско­го модер­низ­ма». Реко­мен­дую лек­ции на кана­ле Музея Моск­вы, посвя­щён­ные раз­ным рай­о­нам. Там же — цикл лек­то­ри­ев «Москва без окра­ин», кото­рый мы нача­ли очень дав­но. И всем сове­тую про­чи­тать кни­гу Але­сан­д­ры Латур «Москва 1890–2000. Путе­во­ди­тель по совре­мен­ной архитектуре».

Кари­ка­ту­ра из жур­на­ла «Кро­ко­дил»

— А какие тема­ти­че­ские интер­нет-ресур­сы посо­ве­ту­е­те? Вклю­чая ваш чудес­ный теле­грам-канал, конечно.

— Я бы поре­ко­мен­до­вал «Архи­тек­тур­ные изли­ше­ства» как заме­ча­тель­ный канал, в кото­ром рас­ска­зы­ва­ет­ся в целом про архи­тек­ту­ру. Очень инте­рес­ный ресурс — это «Архи­тек­ту­ра Рос­сии», их сайт — один из ста­рей­ших в Рос­сии по теме. «Архи­тек­тур­ный чай­ник» — пре­крас­ный ресурс, с кото­рым тоже реко­мен­дую озна­ко­мить­ся. В целом, боль­ше гуляй­те по сво­е­му горо­ду. Изу­чай­те архи­тек­ту­ру и не забы­вай­те про окраины!


Читай­те так­же «Архи­тек­ту­ра совет­ской Моск­вы. Интер­вью с Ната­ли­ей Раз­ди­ной»

Поделиться