В 1955 году ЦК КПСС было принято постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Это было концом эпохи советского монументального классицизма — сталинского ампира. Произошла смена всех профессиональных ориентиров в градостроительстве. От советской архитектуры теперь требовалась функциональность, простые и строгие формы. Было решено направить все ресурсы на развитие индустриальных методов строительства, типовое проектирование, увеличение экономичности и скорости строительства. Жизнь советского человека изменилась бесповоротно.
Методы строительства хрущёвок нельзя назвать инновационными. Основы строительства массового жилья были заложены ещё в Российской империи. Об истории типового домостроения Алексей Киреенко попросил рассказать Дениса Ромодина, москвоведа, руководителя отдела «Музей „Садовое кольцо“» Музея Москвы.
В следующую среду, 10 мая, Денис Ромодин выступит с лекцией «Архитектура типового жилья советской Москвы». Мероприятие пройдёт в рамках совместного проекта VATNIKSTAN и Музея Москвы «Антропология советской повседневности».
— Денис, расскажите, где вы учились?
— Я учился в Московском авиационном институте. Это была вторая половина 1990‑х годов. В тот момент было сложно определиться с тем, что дальше сделать и какое образование получать. Но краеведением я стал заниматься ещё с 1992 года, когда пошёл в Школу юных краеведов, в 18 лет стал членом Союза краеведов России. Сейчас я работаю в Музее Москвы, являюсь директором филиала «Садовое кольцо».
Моё первое образование не сильно помогло мне в поиске профессии, я совсем другой деятельностью занимался ввиду экономических сложностей того времени. Потом я получил второе образование — оно гуманитарное. Я стал кандидатом политических наук, защищался в Академии военных наук по исторической теме.
— В какой момент у вас появилась тяга к изучению истории?
— Я родился в Сокольниках. В 1980‑е годы наш район бурно перестраивался, уничтожалась соседняя с нами Преображенка — очень много было тогда общественных движений. И у нас в школе был тоже замечательный коллектив педагогов-активистов, которые боролись за сохранённое наследие. Мы вслед за нашими родителями и учителями присоединялись к участию. Я стал интересоваться своим районом, почему он такой многогранный, почему что-то сносится, а что-то сохраняют. Какие места здесь связаны с Петром I, почему здесь стоят такие замечательные постройки второй половины XIX века и так далее. Моей первой настольной книжкой была энциклопедия «Москва», которая была издана к Олимпиаде-80.
Моими проводниками в историю города, кроме родителей, были Андрей Павлович Гозак, замечательный советский и российский историк архитектуры, он открыл мне всё многообразие советской Москвы, и Сергей Александрович Никитин, историк Московского государственного университета. Со вторым мы на данный момент являемся коллегами по Музею. Тогда я начинал ходить к нему на Культурологические прогулки Москультпрога по Москве. Москультпрог существует с 1997 года и по сей день. Из новых проектов Сергея Никитина отмечу иммерсивный спектакль на Электрозаводе «Красный вольфрам» — это история об огромном промышленном предприятии, которое сейчас оказалось забытым. А ведь оно имеет весьма интересную не только архитектурную историю! Прежде всего, это гордость нашей отечественной промышленности.
— О чём вы будете рассказывать на грядущей лекции в Центре Гиляровского?
— Тема моей лекции — московские экспериментальные районы, их архитектура. В первую очередь, это массовая архитектура, которую мы зачастую называем хрущёвками и брежневками.
На самом деле, появилась она гораздо раньше. Первые наработки типовой архитектуры создавались ещё в петровское время. Массовый облик это приобрело в XIX веке. Я хочу сделать обзор трансформации типовой архитектуры, потому что в каждое десятилетие XX века перед градостроителями ставились разные задачи. В 1920‑е годы это была идея массового жилья. В 1930–1940‑е — это период сталинской архитектуры, в который тоже были попытки создания конвейерной архитектуры. Затем, конечно, всем известные хрущёвки в 1960‑е — то, что в сознании общественности неразрывно связано с понятием массовой архитектуры.
В своей лекции я хотел сделать акцент на том, с чем сталкивались архитекторы, в каких экономически и идеологически сложных условиях им приходилось работать. Я покажу, как проектировщики, находясь буквально со связанными руками, пытались создавать какие-то более-менее выразительные дома.
Дело в том, что я провожу много образовательных программ, вожу экскурсии по городу в таких районах, которые находятся за пределами Третьего транспортного кольца — Октябрьское поле, Песчаная улица, Беляево, 9‑й квартал Новых Черёмушек. Люди часто спрашивают, почему так произошло, почему стали бороться с архитектурными излишествами, почему здесь построили малоэтажные панельные дома, в чём «прелесть» хрущёвок, а какие важные наработки, сделанные в прошлом, активно используются сейчас. Не всегда есть время ответить на большинство таких вопросов — это лекционный формат. Я решил сделать структурированный материал и разложить всё по полочкам.
— Расскажите поподробнее про опыты типового домостроения в Российской империи.
— Первые типовые проекты общественных зданий появились при Петре I. Во времена Екатерины II было очень много губернских и уездных типовых жилых домов. Из тех, что были построены в предреволюционные годы, в первую очередь стоит вспомнить современное Орехово-Зуево, бывшее местечко Никольское, где в 1870–1880‑е годы построено огромное количество унифицированных типовых казарм для рабочих. Это яркий пример массового типового строительства в XIX веке.
— Если посмотреть на карты многих уездных и губернских городов, то часто можно заметить структуру «веера» — три-четыре дороги ведут к центральной площади, на которой стоит гостиный двор. Были ли в Российской империи примеры типового градостроения?
— Структуры градостроения в Российской империи очень часто отличались друг от друга. В каждом городе были свои особенности, взять для сравнения те же Егорьевск или Серпухов. Были планировочные принципы, которые формировались на протяжении эпохи. Было и такое, когда все эти планировочные решения — от общих градостроительных и заканчивая отдельными зданиями — разрабатывались удалённо. Мы можем видеть, что не всегда эти принципы работали, как, например, в городах со сложным рельефом — в Кашире или Тарусе, где вся структура разрушается оврагами. Я бы назвал это принципом унификации, который далёк от идеи типовых проектов.
— В какой момент советские архитекторы задумались о типовом строительстве?
— Сразу же, с первых лет советской власти. Поскольку нужно было решать жилищный кризис — города расширяются, прибывающее население надо как-то расселять.
Разрабатывались разные проекты — от капитального жилья до временного, которое можно было возводить из деревянных щитовых панелей. Здесь советские архитекторы активно использовали наработки своих предшественников и вместе с тем шли в ногу со своими европейскими коллегами. Сейчас можно посмотреть в Калининграде на жилые городки, построенные в Кёнигсберге в конце 1920‑х годов. Московские аналогичные рабочие городки, которые строились в это же время, им ничем не уступают.
— Всегда ли типовое строительство сопровождалось лаконичностью внешнего облика зданий?
— В 1920‑е годы страна отходила от тяжелейших потрясений. В первые годы было не до архитектурных излишеств. Была практически полностью уничтожена строительная отрасль. Но вопрос выразительности фасадов всё-таки архитекторов заботил — пусть какими-то небольшими штукатурными вставками или колористическими решениями, но дома старались делать особенными.
В 1930‑х годах идеология меняется. Каждый дом становится мини-искусством, которое проектируется с нуля. Нельзя говорить об отсутствии полной унификации, но было очевидно, что при создании таких домов-шедевров очень сильно растёт цена строительства, главное — сроки возведения такого дома. А план реконструкции Москвы не ждал! В итоге к концу 1930‑х годов задумываются о блочном строительстве, в столице возникают первые здания из бетонных блоков. Архитекторы привлекают конструкторов и художников для работы над новыми домами, чтобы блоки не смотрелись блёкло, а стыки не выделялись. Как результат, сегодня мы можем посмотреть на Ажурный дом на Ленинградском проспекте в Москве. Это блочный дом, но за счёт декоративных решений мы не видим блоков.
Война прервала опыты типового строительства. В послевоенный период появляются первые панельные сталинки. Далеко в этом плане ушёл Ленинград — там есть район Благодатной улицы, где почти все дома построены из блоков, которые настолько умело декорированы, что, подходя к этому дому, ты не сразу понимаешь, что он блочный.
На мой взгляд, это были прекрасные решения. Но, к сожалению, борьба с архитектурными излишествами, начатая в 1955 году, прерывает эту тенденцию. Начинается перестройка всей архитектуры на рельсы экономичного домостроения. Архитекторы, от которых не требовалось улучшать фасады зданий, всё же пытались как-то участвовать в украшении внешнего облика домов.
Совсем недавно у себя в телеграм-канале я опубликовал пост, который растиражировали все городские средства массовой информации, о том, как в 1950‑х годах архитекторы простым и дешёвым способом с помощью различной прокраски блоков на типовой серии, которая была растиражирована в квартале, смогли эти дома расписать так, что они стали выглядеть более интересно.
Потом, конечно, с пониманием эффекта из фильма «Ирония Судьбы, или С лёгким паром», архитекторы стали пытаться разрабатывать различные колористические решения, которые исполнялись бы сразу на заводах. Тогда появился единый каталог изделий — дома-конструкторы, из которых можно было бы делать разные формы. Например, как это было с серией П‑3, которую мы можем увидеть в виде «Полосатых домов» в Олимпийской деревне или же «Дома-паруса» на Нагатинской набережной, где создаётся интересный ступенчатый силуэт.
К этому в конечном счёте и пришли — дома становятся конструкторами. Это то, что сейчас делают современные застройщики. Когда мы видим одинаковые дома-коробочки, но из-за смены декоративной «одёжки» дома кажутся нам более индивидуальными. При этом сам дом остаётся типовым.
Первые интересные попытки были сделаны «КРОСТом» в Коммунарке и «ПИКом» при застройке на Бунинских лугах, где с помощью конструктора получились более-менее разные дома.
— Какие интересные, на ваш взгляд, районы Москвы, застроенные в советское время и объединённые общей градостроительной идеей, можно было бы выделить?
— Прежде всего, это рабочие городки с малоэтажной застройкой — районы Шаболовки и Дангауэровки, Будёновский посёлок на Большой почтовой улице. Здесь использованы типовые секции домов, но благодаря разным структурам квартала эти секции очень хорошо вписаны — создаётся достаточно комфортная среда. Отдельно стоит упомянуть и посёлок художников на Соколе. Упоминания заслуживает район Песчаных улиц — советский микрогород, который можно было практически не покидать по каким-либо нуждам.
Из более поздних этапов — Беляево, которое имело интересную продуманность потоков кварталов, как люди идут от метро. В зависимости от этих потоков располагали магазины, школы и детские сады.
Чертаново — интересная попытка сделать на компактной территории густонаселённый район с визуально минимальной плотностью застройки. Крылатское — эксперимент комплексной застройки, когда люди въезжали в дома, а у них уже сразу работала вся инфраструктура, магазины, службы быта, детские сады.
— Дайте авторскую рекомендацию: с чего лучше всего начинать знакомство с архитектурой?
— Есть совершенно замечательная книга «Москва. Архитектура советского модернизма». Рекомендую лекции на канале Музея Москвы, посвящённые разным районам. Там же — цикл лекториев «Москва без окраин», который мы начали очень давно. И всем советую прочитать книгу Алесандры Латур «Москва 1890–2000. Путеводитель по современной архитектуре».
— А какие тематические интернет-ресурсы посоветуете? Включая ваш чудесный телеграм-канал, конечно.
— Я бы порекомендовал «Архитектурные излишества» как замечательный канал, в котором рассказывается в целом про архитектуру. Очень интересный ресурс — это «Архитектура России», их сайт — один из старейших в России по теме. «Архитектурный чайник» — прекрасный ресурс, с которым тоже рекомендую ознакомиться. В целом, больше гуляйте по своему городу. Изучайте архитектуру и не забывайте про окраины!
Читайте также «Архитектура советской Москвы. Интервью с Наталией Раздиной».