При подъёме по Иорданской лестнице взгляд невольно устремляется в сторону больших окон, из которых открывается вид на Стрелку Васильевского острова и зимний пейзаж Невы. У бабушек-смотрителей я узнаю, как пройти в Николаевский зал. Там меня ждёт Андрей Всеволодович Воденко: после 40 лет работы в сфере медицины он вышел на пенсию и стал эрмитажным смотрителем. Его высокий рост и осанистость сразу обращают на себя внимание незнакомца. Лицо сияет добродушием и умом. Одет с иголочки: накрахмаленная рубашка, туфли, аккуратно повязанный шарф, на одном из пальцев — печатка, сделанная из динария, древнеримской монеты. Мы вместе спускаемся в буфет, где за кофе проходит наша беседа.
«Повесть» о музейном смотрителе
— Андрей Всеволодович, мой университетский преподаватель признаётся, что после выхода на пенсию он хочет стать смотрителем в Эрмитаже. Был ли у вас подобный план завершения карьеры или вы попали в музейную среду по воле случая?
— Я работал на госслужбе до 65 лет и решил, что на пенсии просто сидеть дома не хочу. А поскольку всю жизнь я тянулся к искусству, за несколько месяцев до увольнения решил поехать в отдел кадров и податься на должность смотрителя. Первого марта будет пять лет, как я здесь.
— Как вы встраивались в новую среду?
— Все 40 лет, что я работал в медицине, был руководителем, последние 25 лет — главврачом. Конечно, смотритель в музее — совершенно другая ступень. Пришлось психологически себя настраивать, что придётся выполнять чужие указания. Однако руководство — моё второе «я». Это заметили и два года назад поставили главным смотрителем в Николаевский зал. В нём проходят знаковые выставки, например посвящённая 550-летию со дня рождения Альбрехта Дюрера. Но до меня никто целенаправленно не занимался развитием этого зала.
— Что вы имеете в виду?
— Смотритель каждый день находится в разных залах: сегодня он здесь, а завтра там. Если ему что-то не понравилось, завтра он уже работает в другом месте. До перерыва между выставками три–шесть месяцев мы находимся в Николаевском зале и работаем в своём коллективе. Мне нужны были люди, которым будет интересна их работа и искусство, кто сможет что-то объяснить посетителю или в крайнем случае отправить ко мне.
— То есть вы сами подбирали себе команду?
— Да, для меня важна психологическая совместимость людей. Такого никогда не было — чтобы смотритель сам создавал коллектив. С трудом, со спорами, но удалось убедить руководство в том, что это необходимо.
— Вы можете подсказывать посетителю или забывшему информацию экскурсоводу, если понимаете, что знаете предмет хорошо?
— Научных работников и экскурсоводов в залах может не быть, и посетители часто задают вопросы тем, кого видят. И мы отвечаем. Знакомому экскурсоводу, с которым у нас хорошие отношения, я могу подсказать, но ни в коем случае не во время экскурсии, ведь это очень щекотливая тема.
— Вы успешно работаете в Эрмитаже без диплома искусствоведа. Как вы считаете, «чужой» — тот, кто работает в музее без профильного образования, но увлечён своим делом, или «чужой» — это блестяще образованный искусствовед, который не испытывает страсть к искусству?
— Конечно, тот, у кого есть образование, но он не увлечён. Если его нет, то ты можешь познавать и учиться. Ведь история искусств — молодая наука, она сформировалась во второй половине XIX века, и ей занимались энтузиасты. Многие вузы теперь выпускают искусствоведов, но все ли они так увлечены?
— Часто ли вы видите музейных работников, которые просто выполняют функцию, а не горят своим делом?
— Для работы смотрителя очень важно, чтобы был интерес. Если неинтересно, то ты весь измаешься здесь. Да и, будем честны, прийти выполнять свою функцию за очень небольшие деньги готовы немногие. Поэтому проходные люди быстро уходят.
— Какие должны быть навыки у хорошего смотрителя?
— Он должен обладать культурой общения. В музей приходят разные люди, и нужно сделать замечание так, чтобы не вызвать агрессию или иную реакцию. Такт, культура и вежливость — это обязательные качества. Сегодня контингент очень изменился. В моей молодости люди не позволяли себе трогать экспонаты и не относились так, будто им все должны. Сейчас же часто приходится учить человека правильно себя вести.
— Какое отношение у нынешних гостей к музею?
— Я наблюдаю за тысячами посетителей, и невольно возникает вопрос: зачем они пришли? Многие из них ничего не читают, идя по центру зала. Главная их цель — сфотографироваться. Вы тратите время и деньги, но зачем? В моём представлении, нужно выносить из музея знания или же эстетическое наслаждение. В таком случае поход останется в памяти, и, возможно, человек начнёт расширять свой кругозор. Но есть и заинтересованные люди. Если мне задают вопрос и я вижу заинтересованность, увлечённость, то с удовольствием отвечу, подскажу и проведу по залам. Когда же обращаются как к мебели, то мне с таким человеком уже общаться не хочется.
— Да, я вас очень понимаю, но если люди так редко ходят в музеи, может быть, им стоит пройти хотя бы по центру зала? Или музей нужно посещать только заинтересованным?
— Нет, ведь интерес может возникнуть. Людям нужно ходить в музей, потому что общий культурный и уровень знаний падают, и это связано с тем, что на человека валится большое количество информации, которое он вынужден ограничивать.
Искусство против искусственности жизни
— Проблема ли это современного образа жизни или так было всегда? Когда Александр III открывал Русский музей, он сделал вход бесплатным для всех. Единственным условием была необходимость приходить в чистой одежде. Многие горожане посещали музей для развлечения, потому что смотреть на картины и скульптуры было в новинку.
— Во все времена количество людей, интересующихся историей и культурой, было небольшим, на уровне четырёх-пяти процентов. Население всё время увеличивается, а эта прослойка остаётся такой же (смеётся). Сегодняшнего посетителя не стоит сравнивать с человеком XIX века, потому что доступ к культурным ценностям стал более широким. Раньше Россия была аграрной страной, и многим людям, работавшим на земле, искусство было неинтересно. Николай I решил это исправить.
Когда при нём открыли Новый Эрмитаж, через него можно было пройти в Галерею истории древней живописи, где были представлены картины на темы античности. Мысль царя была в том, чтобы посетитель сначала осматривал эти картины, которые его как бы готовили, а затем уже проходил к картинам современных художников. То есть создание первого в России публичного музея закладывало идею просвещения.
— После прихода большевиков коллекции Эрмитажа стали вывозить и распродавать. На аукционах в столицах западных стран выставлялись картины Тьеполо, Рубенса, Яна ван Эйка, Рафаэля. Новая власть нанесла удар по просветительской идее Эрмитажа. Как вы считаете, был бы музей другим, если бы удалось сохранить многие вывезенные шедевры?
— Эрмитаж был бы величайшим музеем, эти распродажи — неуходящая боль для человека, который живёт искусством. В 80–90‑е годы работала комиссия, которая пересматривала атрибуцию Рембрандта, потому что в мире появилось очень много его полотен, которые человек просто не мог написать за свою жизнь. В нашем музее осталось 24 картины Рембрандта, из них однозначно признанных — 14, а из семи проданных — все семь! Об Эрмитаже даже говорили, что это «великий музей без шедевров».
— Если бы случился пожар и можно было бы спасти только один шедевр, что бы вы взяли?
— В такой ситуации нужно было бы спасать то, что находится рядом.
— Кого из художников и какие их картины вы больше всего цените?
— Это будет длинный список. «Даная» Рембрандта, «Святой Себастьян» Тициана — это один из величайших шедевров мировой живописи, «Благовещение» Симоне Мартини, «Персей и Андромеда» Рубенса, «Семейный портрет» ван Дейка, «Савояр» Антуана Ватто, одно из самых любимых творений — «Троица» Андрея Рублёва. Всё время, смотря на эти произведения, я обогащаюсь, обращаю внимание на то,чего не видел раньше.
— Как вы думаете, что вкладывают художники в свои работы, отчего их картины поражают спустя века. Это только невероятная техника?
— Нет, это, в первую очередь, отношение к тому, что они делают. Я всегда вспоминаю повесть Гоголя «Портрет». Можно продать товар и стать модным и обеспеченным художником, а можно, как Александр Иванов, сидеть в нищете и 25 лет творить один холст! Когда человек вкладывает всю душу и мысли в произведение, пытается донести это до нас, тогда и получаются такие великие картины. Тогда и возникает «Троица» Андрея Рублёва. Научиться этому невозможно!
— Но нужно ли искусство обычному человеку?
— Жизнь сложна, жестока и несправедлива… Искусство помогает с этим мириться.
Читайте также интервью с режиссёром Александром Клименко о кинематографе 1990‑х, Алексее Балабанове и цензуре при капитализме.