25 июля инди-поп-музыкант «Невестина» выпустила альбом «Туманная весна». В шестую пластинку вошли девять песен, складывающихся в историю. Музыка стала более продуманной и профессиональной, а тексты — созерцательней и метафоричней. В записи участвовали актёр Евгений Цыганов и Вася Васин из «Кирпичей», в которых Света играла в начале 2000‑х годов. Невестина барабанила в нескольких рок-группах Петербурга, одна из песен альбома посвящена этому нелёгкому делу.
Мы поговорили со Светой Невестиной о концепции релиза, образах в песнях, параллельных проектах и встречах со старыми друзьями в радиоэфирах.
— Почему вы объединили все ранее выпущенные синглы в один альбом?
— Решила позаботиться о своих слушателях — составила плейлист из отдельных песен в том порядке, в котором складывается повествование. История моего созерцания мира и соприкасания с ним. Пройтись по Питеру, пробудиться, мечтать о Париже, расстаться, оценить, какие у меня классные друзья, влюбиться, ностальгировать о прошлом и снова не спать всю ночь.
— Вам не кажется, что лонгплеи отжили своё?
— Иногда кажется, а порой думаю, что альбом — важное высказывание. Это как книга против одного рассказа. Только альбом способен погрузить человека глубоко в мир музыканта. Единичную песню послушал и часто забыл.
— Местом действия заглавного трека стал Петербург. Песня оставляет двоякое впечатление: девушка праздно гуляет по городу, но поднимается на крышу с, возможно, суицидальными намерениями — вполне «по-питерски». Родной город сильно влияет на ваше творчество?
— Тут скорее отклик на происходящее с нашей страной, поэтому и двоякое впечатление. Безусловно, на творчество влияет всё: пространство, в котором живёшь, окружение, работа, я не существую сама по себе, в вакууме. Считаю, мне очень повезло родиться и жить в Петербурге.
— «Сплин», «ДДТ», БГ, «Алиса», «Кино» из песни — это ваш питерский топ? Кого бы ещё добавили?
— На мой взгляд, это самые известные рок-музыканты, что в период своего расцвета обитали в Питере, что значит, они любили наш город. Не являюсь поклонницей, просто акцентирую.
Можно добавить «Пикник», Майка Науменко, «Король и Шут», «Ленинград», но вы же понимаете, что это песня, всех не перечислишь.
— В соцсетях вы писали, что несколько лет назад полюбили и Москву — видимо, после этого и появилась песня «Сапсан». Что способствовало разрушению питерского «снобизма»?
— Мне кажется, во взрослом возрасте только любовь может сподвигнуть к переменам и развитию. Что касается Москвы, то за прошедший десяток лет она изменилась к лучшему, расцвела, город стал удобен для жизни, там я чувствую себя легко.
— Ещё один трек, выбивающийся из плеяды «питерских» композиций, — «Небом Парижа». Как появился этот образ?
— Текст сочинил мой давнишний, к сожалению, уже покойный знакомый, Василий Крузенштерн. Мне оставалось только придумать музыку к романтичной, образной, вдохновляющей лирике. И это не составило большого труда, аранжировка случилась за несколько часов.
— В альбоме — два совместных трека с актёром Евгением Цыгановым. В интервью Ксении Собчак Евгений озвучил свою версию, почему у вас сложился продуктивный дуэт. Теперь хотелось бы услышать вашу.
— Пишу интересные песни, и Евгений откликнулся на моё предложение о сотрудничестве. Не ожидала, что будет продолжение после «Вкусна», но как-то плавно и хорошо пошло, наш дуэт оригинален, не знаю, с чем сравнить на русской сцене. Осенью, надеюсь, выйдет третья совместная песня, а 6 сентября выступим вместе на ME4TA FEST.
— Кира — реально существующий человек или выдуманный персонаж?
— Не помню, в какой именно книге приметила эту фразу «Прощай, …, прощай!» Кира — просто очень привлекательное женское имя, не нашла другого в эту песню.
Это придуманный персонаж, но последние несколько лет хожу стричься к Кире, она мой парикмахер. Возможно, тень имени появилась при сочинении.
— Почти к каждой песне альбома есть клип. Герои роликов — ваши друзья? Приглашали ли на роли профессиональных актёров?
— Ещё как приглашали. Евгений Цыганов и есть профессиональный актёр, наблюдать его на экране всегда большое удовольствие. И в клипе на песню «Вкусна» танцует Алёна Михайлова, в настоящее время популярная актриса, люблю её роли в кино и сериалах. А в клипе «Кира» играет Тоня Львович, начинающая актриса театра и кино, уверена, её ждёт успех.
— Большинство видео сняты на улицах, бывали забавные случаи? Например, прохожие просили прекратить безобразие или, наоборот, подключались к процессу?
— Примечательного не случалось, сейчас камерой на улице не удивишь. Мне запомнилось, когда снимали «Небом Парижа» кадры на крыше. Актёры в клипе — дети Евгения Цыганова, Полина и Никита. Я купила специальные ремни, чтобы страховать ребят, всё-таки большая ответственность, нервничала.
— «На Староневском» — кавер на альтернативную группу Buttweizer, в которой вы когда-то играли на барабанах. Почему выбор пал именно на эту песню? В оригинале последний куплет поёте вы?
— Хитовая песня, не зря «Jane Air» позаимствовали припев. Хотелось продлить её жизнь и память о тех временах.
Разве похоже на мой голос? Нет, тогда исключительно барабанила, петь не умела и не мечтала.
— Buttweizer были довольно известны на питерской сцене. Сейчас модны реюнионы, не хотели бы вспомнить былое и зарубить «мазафаку»?
— Я бы хотела снова поиграть славные песни Buttweizer. Обращалась к ребятам с предложением, но музыкой никто из них теперь не занимается, поэтому тишину в ответ понять можно.
— В треке из прошлого альбома «2002» вы упомянули, что играли в «Кирпичах». Перефразируя Васю Васина, это ваш «хвост» и он вас достал? Какие воспоминания остались от участия в «Кирпах»?
— Участие в «Кирпичах» — часть моего прошлого, о котором нравится вспоминать. Поэтому, когда спрашивают — с удовольствием расскажу, может, ещё и присочиню что-нибудь интересненькое.
Воспоминаний много. Мы же одно время тусили вместе на репетиционной точке на Литейном: «Кирпичи», «Military Jane» («Пилот»), «Джан Ку», Sunny Child, Sky Hog, Uncut Dime и миллион временных проектов. Там жили даже, да и я часто ночевала.
Всегда восхищалась Васиной позицией и профессионализмом, мощной техникой игры Данилы и Жени, мир его праху. Узнала новое о гастрольной жизни, жаль, что не записали с ними песен.
— Легко ли было писать фит с Васей? Как строилась работа над треком?
— С Васей всегда просто и быстро. Я попросила — он сочинил и записал дома текст, в своём стиле, с приколом, от лица таксиста, водителя Uber, смысл песни изменился в корне. Восхищаюсь его работоспособностью и талантом, Вася — великий питерский МС на века.
— Вы играете в группе «ОСА» с известным гидом Павлом Перцем и актёром Романом Никитиным. Как образовался этот проект? Вы в нём только барабанщица?
— «ОСА» существует давно, одно из музыкальных высказываний Павла Перца, сейчас в виде нашего трио, где по-олдскульному зарубаем рок. Играю на барабанах и одновременно пою — это ещё один путь развития барабанщика. Не техника, а мультиинструментальность.
— Раньше музыканты объединялись в группы, потому что делать музыку в одиночку было тяжело. С развитием технологий, наоборот, появилось множество сольных артистов, которые все партии записывают единолично или с сессионщиками. Вы пробовали оба варианта, какой вам ближе сейчас?
— Создаю аранжировки к песням на компе, иногда записываю живые гитары. Ещё пару лет назад сама же и сводила, но наконец моя мечта осуществилась и нашёлся человек, Олег Баранов (IOWA, «Мумий Тролль»), что делает крутое сведение, плюс вносит в мои аранжировки свои фишечки, очень нравится.
На концертах тоже играю одна. Просто инди-музыканту, который не зарабатывает творчеством, сложно содержать коллектив. Нужно быть или богатым или харизматичным.
Пришла к самовыражению на сцене через танец, мне перестало быть скучно и от этого зрители тоже втягиваются в процесс. Постоянно что-то меняю в исполнении и звучании, не придерживаюсь одного стиля. К осени готовлю мини-альбом с песнями в жанре танцевальной электроники.
— Как появилась ваша передача «Творческая мастерская» на «Модном радио»? Гостей подбираете вы?
— На «Модном» работаю музыкальным редактором и звукорежиссёром больше десяти лет, это второй дом. Там же находится студия, где рождаются мои песни.
Чтобы обновить ощущения и встряхнуться, решила сделать программу. Суть в том, что бы со своими старинными знакомыми, преимущественно музыкантами, известными в узких и широких кругах, поговорить о творчестве, заодно узнать, как у них дела вообще. Круг друзей скоро замкнётся и программа модифицируется, но во что — вопрос открытый.
— У вас в соцсетях есть ролики, где вы рассказываете об основах игры на гитаре и барабанах. Почему вы решили записывать контент, которого достаточно много в интернете? Были ли отзывы от подписчиков?
— Контента много, но тут авторский, с моим видением и опытом. Да, друзья отзывались, что наконец узнали, как зажимать открытые аккорды. А вы говорите, много контента.
— Вашу музыку можно охарактеризовать как инди-поп — то есть довольно лёгкая музыка, но с посылом на первом месте, в отличие от коммерческой попсы. Есть ли цель залететь в тренды, чтоб вас услышала широкая публика, или главное, что «мне это нравится — я это делаю»?
— Все мечтают, как вы говорите, «залететь в тренды», я не верю, если говорят, что нет. Но также знаю, если делать неискренне, без души — ничего не выйдет. На любой товар найдётся свой купец. Популярность — большая ответственность и испытание.
Слушайте альбом «Туманная весна» на любой удобной площадке:
Читайте также другое наше интервью со Светой Невестиной