«Туманная весна» Светы Невестиной. Интервью о новом альбоме, старых друзьях и современных трендах

25 июля инди-поп-музы­кант «Неве­сти­на» выпу­сти­ла аль­бом «Туман­ная вес­на». В шестую пла­стин­ку вошли девять песен, скла­ды­ва­ю­щих­ся в исто­рию. Музы­ка ста­ла более про­ду­ман­ной и про­фес­си­о­наль­ной, а тек­сты — созер­ца­тель­ней и мета­фо­рич­ней. В запи­си участ­во­ва­ли актёр Евге­ний Цыга­нов и Вася Васин из «Кир­пи­чей», в кото­рых Све­та игра­ла в нача­ле 2000‑х годов. Неве­сти­на бара­ба­ни­ла в несколь­ких рок-груп­пах Петер­бур­га, одна из песен аль­бо­ма посвя­ще­на это­му нелёг­ко­му делу.

Мы пого­во­ри­ли со Све­той Неве­сти­ной о кон­цеп­ции рели­за, обра­зах в пес­нях, парал­лель­ных про­ек­тах и встре­чах со ста­ры­ми дру­зья­ми в радиоэфирах. 

Све­та Невестина

— Поче­му вы объ­еди­ни­ли все ранее выпу­щен­ные синглы в один альбом? 

— Реши­ла поза­бо­тить­ся о сво­их слу­ша­те­лях — соста­ви­ла плей­лист из отдель­ных песен в том поряд­ке, в кото­ром скла­ды­ва­ет­ся повест­во­ва­ние. Исто­рия мое­го созер­ца­ния мира и сопри­ка­са­ния с ним. Прой­тись по Пите­ру, про­бу­дить­ся, меч­тать о Пари­же, рас­стать­ся, оце­нить, какие у меня класс­ные дру­зья, влю­бить­ся, носталь­ги­ро­вать о про­шлом и сно­ва не спать всю ночь.

— Вам не кажет­ся, что лонг­плеи отжи­ли своё?

— Ино­гда кажет­ся, а порой думаю, что аль­бом — важ­ное выска­зы­ва­ние. Это как кни­га про­тив одно­го рас­ска­за. Толь­ко аль­бом спо­со­бен погру­зить чело­ве­ка глу­бо­ко в мир музы­кан­та. Еди­нич­ную пес­ню послу­шал и часто забыл.

— Местом дей­ствия заглав­но­го тре­ка стал Петер­бург. Пес­ня остав­ля­ет дво­я­кое впе­чат­ле­ние: девуш­ка празд­но гуля­ет по горо­ду, но под­ни­ма­ет­ся на кры­шу с, воз­мож­но, суи­ци­даль­ны­ми наме­ре­ни­я­ми — вполне «по-питер­ски». Род­ной город силь­но вли­я­ет на ваше творчество?

— Тут ско­рее отклик на про­ис­хо­дя­щее с нашей стра­ной, поэто­му и дво­я­кое впе­чат­ле­ние. Без­услов­но, на твор­че­ство вли­я­ет всё: про­стран­ство, в кото­ром живёшь, окру­же­ние, рабо­та, я не суще­ствую сама по себе, в ваку­у­ме. Счи­таю, мне очень повез­ло родить­ся и жить в Петербурге.

— «Сплин», «ДДТ», БГ, «Али­са», «Кино» из пес­ни — это ваш питер­ский топ? Кого бы ещё добавили?

— На мой взгляд, это самые извест­ные рок-музы­кан­ты, что в пери­од сво­е­го рас­цве­та оби­та­ли в Пите­ре, что зна­чит, они люби­ли наш город. Не явля­юсь поклон­ни­цей, про­сто акцентирую. 

Мож­но доба­вить «Пик­ник», Май­ка Нау­мен­ко, «Король и Шут», «Ленин­град», но вы же пони­ма­е­те, что это пес­ня, всех не перечислишь.

— В соц­се­тях вы писа­ли, что несколь­ко лет назад полю­би­ли и Моск­ву — види­мо, после это­го и появи­лась пес­ня «Сап­сан». Что спо­соб­ство­ва­ло раз­ру­ше­нию питер­ско­го «сно­биз­ма»?

— Мне кажет­ся, во взрос­лом воз­расте толь­ко любовь может спо­двиг­нуть к пере­ме­нам и раз­ви­тию. Что каса­ет­ся Моск­вы, то за про­шед­ший деся­ток лет она изме­ни­лась к луч­ше­му, рас­цве­ла, город стал удо­бен для жиз­ни, там я чув­ствую себя легко.

— Ещё один трек, выби­ва­ю­щий­ся из пле­я­ды «питер­ских» ком­по­зи­ций, — «Небом Пари­жа». Как появил­ся этот образ?

— Текст сочи­нил мой дав­ниш­ний, к сожа­ле­нию, уже покой­ный зна­ко­мый, Васи­лий Кру­зен­штерн. Мне оста­ва­лось толь­ко при­ду­мать музы­ку к роман­тич­ной, образ­ной, вдох­нов­ля­ю­щей лири­ке. И это не соста­ви­ло боль­шо­го тру­да, аран­жи­ров­ка слу­чи­лась за несколь­ко часов.

— В аль­бо­ме — два сов­мест­ных тре­ка с актё­ром Евге­ни­ем Цыга­но­вым. В интер­вью Ксе­нии Соб­чак Евге­ний озву­чил свою вер­сию, поче­му у вас сло­жил­ся про­дук­тив­ный дуэт. Теперь хоте­лось бы услы­шать вашу.

— Пишу инте­рес­ные пес­ни, и Евге­ний отклик­нул­ся на моё пред­ло­же­ние о сотруд­ни­че­стве. Не ожи­да­ла, что будет про­дол­же­ние после «Вкус­на», но как-то плав­но и хоро­шо пошло, наш дуэт ори­ги­на­лен, не знаю, с чем срав­нить на рус­ской сцене. Осе­нью, наде­юсь, вый­дет тре­тья сов­мест­ная пес­ня, а 6 сен­тяб­ря высту­пим вме­сте на ME4TA FEST.

— Кира — реаль­но суще­ству­ю­щий чело­век или выду­ман­ный персонаж? 

— Не пом­ню, в какой имен­но кни­ге при­ме­ти­ла эту фра­зу «Про­щай, …, про­щай!» Кира про­сто очень при­вле­ка­тель­ное жен­ское имя, не нашла дру­го­го в эту песню. 

Это при­ду­ман­ный пер­со­наж, но послед­ние несколь­ко лет хожу стричь­ся к Кире, она мой парик­ма­хер. Воз­мож­но, тень име­ни появи­лась при сочинении.

— Почти к каж­дой песне аль­бо­ма есть клип. Герои роли­ков — ваши дру­зья? При­гла­ша­ли ли на роли про­фес­си­о­наль­ных актёров? 

— Ещё как при­гла­ша­ли. Евге­ний Цыга­нов и есть про­фес­си­о­наль­ный актёр, наблю­дать его на экране все­гда боль­шое удо­воль­ствие. И в кли­пе на пес­ню «Вкус­на» тан­цу­ет Алё­на Михай­ло­ва, в насто­я­щее вре­мя попу­ляр­ная актри­са, люб­лю её роли в кино и сери­а­лах. А в кли­пе «Кира» игра­ет Тоня Льво­вич, начи­на­ю­щая актри­са теат­ра и кино, уве­ре­на, её ждёт успех.

— Боль­шин­ство видео сня­ты на ули­цах, быва­ли забав­ные слу­чаи? Напри­мер, про­хо­жие про­си­ли пре­кра­тить без­об­ра­зие или, наобо­рот, под­клю­ча­лись к процессу?

— При­ме­ча­тель­но­го не слу­ча­лось, сей­час каме­рой на ули­це не уди­вишь. Мне запом­ни­лось, когда сни­ма­ли «Небом Пари­жа» кад­ры на кры­ше. Актё­ры в кли­пе — дети Евге­ния Цыга­но­ва, Поли­на и Ники­та. Я купи­ла спе­ци­аль­ные рем­ни, что­бы стра­хо­вать ребят, всё-таки боль­шая ответ­ствен­ность, нервничала.

— «На Ста­ро­нев­ском» — кавер на аль­тер­на­тив­ную груп­пу Buttweizer, в кото­рой вы когда-то игра­ли на бара­ба­нах. Поче­му выбор пал имен­но на эту пес­ню? В ори­ги­на­ле послед­ний куп­лет поё­те вы?

— Хито­вая пес­ня, не зря «Jane Air» поза­им­ство­ва­ли при­пев. Хоте­лось про­длить её жизнь и память о тех временах. 

Раз­ве похо­же на мой голос? Нет, тогда исклю­чи­тель­но бара­ба­ни­ла, петь не уме­ла и не мечтала.

 

— Buttweizer были доволь­но извест­ны на питер­ской сцене. Сей­час мод­ны рею­ни­о­ны, не хоте­ли бы вспом­нить былое и зару­бить «маза­фа­ку»?

— Я бы хоте­ла сно­ва поиг­рать слав­ные пес­ни Buttweizer. Обра­ща­лась к ребя­там с пред­ло­же­ни­ем, но музы­кой никто из них теперь не зани­ма­ет­ся, поэто­му тиши­ну в ответ понять можно.

Buttweizer

— В тре­ке из про­шло­го аль­бо­ма «2002» вы упо­мя­ну­ли, что игра­ли в «Кир­пи­чах». Пере­фра­зи­руя Васю Васи­на, это ваш «хвост» и он вас достал? Какие вос­по­ми­на­ния оста­лись от уча­стия в «Кир­пах»?

— Уча­стие в «Кир­пи­чах» — часть мое­го про­шло­го, о кото­ром нра­вит­ся вспо­ми­нать. Поэто­му, когда спра­ши­ва­ют — с удо­воль­стви­ем рас­ска­жу, может, ещё и при­со­чи­ню что-нибудь интересненькое.

Вос­по­ми­на­ний мно­го. Мы же одно вре­мя туси­ли вме­сте на репе­ти­ци­он­ной точ­ке на Литей­ном: «Кир­пи­чи», «Military Jane» («Пилот»), «Джан Ку», Sunny Child, Sky Hog, Uncut Dime и мил­ли­он вре­мен­ных про­ек­тов. Там жили даже, да и я часто ночевала.

Все­гда вос­хи­ща­лась Васи­ной пози­ци­ей и про­фес­си­о­на­лиз­мом, мощ­ной тех­ни­кой игры Дани­лы и Жени, мир его пра­ху. Узна­ла новое о гастроль­ной жиз­ни, жаль, что не запи­са­ли с ними песен.

— Лег­ко ли было писать фит с Васей? Как стро­и­лась рабо­та над треком?

— С Васей все­гда про­сто и быст­ро. Я попро­си­ла — он сочи­нил и запи­сал дома текст, в сво­ём сти­ле, с при­ко­лом, от лица так­си­ста, води­те­ля Uber, смысл пес­ни изме­нил­ся в корне. Вос­хи­ща­юсь его рабо­то­спо­соб­но­стью и талан­том, Вася — вели­кий питер­ский МС на века.

Облож­ка сов­мест­но­го сингла

— Вы игра­е­те в груп­пе «ОСА» с извест­ным гидом Пав­лом Пер­цем и актё­ром Рома­ном Ники­ти­ным. Как обра­зо­вал­ся этот про­ект? Вы в нём толь­ко барабанщица?

— «ОСА» суще­ству­ет дав­но, одно из музы­каль­ных выска­зы­ва­ний Пав­ла Пер­ца, сей­час в виде наше­го трио, где по-олдскуль­но­му зару­ба­ем рок. Играю на бара­ба­нах и одно­вре­мен­но пою — это ещё один путь раз­ви­тия бара­бан­щи­ка. Не тех­ни­ка, а мультиинструментальность.

Груп­па «ОСА»

— Рань­ше музы­кан­ты объ­еди­ня­лись в груп­пы, пото­му что делать музы­ку в оди­ноч­ку было тяже­ло. С раз­ви­ти­ем тех­но­ло­гий, наобо­рот, появи­лось мно­же­ство соль­ных арти­стов, кото­рые все пар­тии запи­сы­ва­ют еди­но­лич­но или с сес­си­он­щи­ка­ми. Вы про­бо­ва­ли оба вари­ан­та, какой вам бли­же сейчас?

— Создаю аран­жи­ров­ки к пес­ням на ком­пе, ино­гда запи­сы­ваю живые гита­ры. Ещё пару лет назад сама же и сво­ди­ла, но нако­нец моя меч­та осу­ще­стви­лась и нашёл­ся чело­век, Олег Бара­нов (IOWA, «Мумий Тролль»), что дела­ет кру­тое све­де­ние, плюс вно­сит в мои аран­жи­ров­ки свои фишеч­ки, очень нравится.

На кон­цер­тах тоже играю одна. Про­сто инди-музы­кан­ту, кото­рый не зара­ба­ты­ва­ет твор­че­ством, слож­но содер­жать кол­лек­тив. Нуж­но быть или бога­тым или харизматичным. 

При­шла к само­вы­ра­же­нию на сцене через танец, мне пере­ста­ло быть скуч­но и от это­го зри­те­ли тоже втя­ги­ва­ют­ся в про­цесс. Посто­ян­но что-то меняю в испол­не­нии и зву­ча­нии, не при­дер­жи­ва­юсь одно­го сти­ля. К осе­ни готов­лю мини-аль­бом с пес­ня­ми в жан­ре тан­це­валь­ной электроники.

— Как появи­лась ваша пере­да­ча «Твор­че­ская мастер­ская» на «Мод­ном радио»? Гостей под­би­ра­е­те вы?

— На «Мод­ном» рабо­таю музы­каль­ным редак­то­ром и зву­ко­ре­жис­сё­ром боль­ше деся­ти лет, это вто­рой дом. Там же нахо­дит­ся сту­дия, где рож­да­ют­ся мои песни.

Что­бы обно­вить ощу­ще­ния и встрях­нуть­ся, реши­ла сде­лать про­грам­му. Суть в том, что бы со сво­и­ми ста­рин­ны­ми зна­ко­мы­ми, пре­иму­ще­ствен­но музы­кан­та­ми, извест­ны­ми в узких и широ­ких кру­гах, пого­во­рить о твор­че­стве, заод­но узнать, как у них дела вооб­ще. Круг дру­зей ско­ро замкнёт­ся и про­грам­ма моди­фи­ци­ру­ет­ся, но во что — вопрос открытый.

— У вас в соц­се­тях есть роли­ки, где вы рас­ска­зы­ва­е­те об осно­вах игры на гита­ре и бара­ба­нах. Поче­му вы реши­ли запи­сы­вать кон­тент, кото­ро­го доста­точ­но мно­го в интер­не­те? Были ли отзы­вы от подписчиков?

— Кон­тен­та мно­го, но тут автор­ский, с моим виде­ни­ем и опы­том. Да, дру­зья отзы­ва­лись, что нако­нец узна­ли, как зажи­мать откры­тые аккор­ды. А вы гово­ри­те, мно­го контента.

— Вашу музы­ку мож­но оха­рак­те­ри­зо­вать как инди-поп — то есть доволь­но лёг­кая музы­ка, но с посы­лом на пер­вом месте, в отли­чие от ком­мер­че­ской попсы. Есть ли цель зале­теть в трен­ды, чтоб вас услы­ша­ла широ­кая пуб­ли­ка, или глав­ное, что «мне это нра­вит­ся — я это делаю»?

— Все меч­та­ют, как вы гово­ри­те, «зале­теть в трен­ды», я не верю, если гово­рят, что нет. Но так­же знаю, если делать неис­кренне, без души — ниче­го не вый­дет. На любой товар най­дёт­ся свой купец. Попу­ляр­ность — боль­шая ответ­ствен­ность и испытание.

Слу­шай­те аль­бом «Туман­ная вес­на» на любой удоб­ной площадке:

VK Музы­ка

iTunes 

Spotify

YouTube Music


Читай­те так­же дру­гое наше интер­вью со Све­той Невестиной

Поделиться