В этом году группа «Мумий тролль» отметила 20 лет с выхода альбома «Точно ртуть алоэ». В рамках празднования юбилея прошёл VR-концерт, был выпущен целый трибьют-альбом с каверами современных артистов на хиты Ильи Лагутенко. И это не считая выхода двух новых альбомов.
По этому случаю колумнист VATNIKSTAN Пётр Полещук пошёл от обратного и сделал подборку самых малоизвестных песен группы «Мумий тролль».
Заветный 2000‑й — это год, который обессмертил Владивосток для целого поколения, и год, когда группа выходит на пик славы после записи альбома «Точно ртуть алоэ». Спустя 20 лет молодые артисты записывают трибьют-альбом «Мумий троллю». Казалось бы, давно пора. Но в том и дело, что трибьют для «Алоэ» — это уже второй альбом каверов, а первый вышел целых 10 лет назад. В той записи поучаствовали ещё совсем молодые Арсений Морозов (PBO, Sonic Death) и Женя Горбунов (NRKTK, ГШ), которые теперь и сами уже заслуживают своих трибьютов.
Эта ситуация, кажется, говорит о тенденциях — сегодня всё чаще возникает мнение, что «Лагутенко пора на пенсию», а его новые альбомы запоминаются меньше, чем съёмки Лагутенко в рекламе. Может быть. Но если удел «Мумий тролля» и его фанатов сегодня — оглядываться в прошлое, то почему бы не взять более интересный курс и, вместо обзора «Морской» или «Икры» в двухтысячный раз, вспомнить или открыть самые малоизвестные песни группы — там и эксперименты с шумовой музыкой, и романсы, и даже раритетные опыты в хип-хопе. В общем, какие бермуды, такие и треугольники.
«Странники»
Возможно, слегка странно открывать список этой песней — её автор не Лагутенко, а его друг детства и продюсер Леонид Бурлаков. Ему «Мумий тролль» обязан успехом, в том числе и на поприще сочинительства — первый локальный хит группы «Новая луна апреля» — тоже детище Бурлакова.
К сожалению, «Странники» — последнее доказательство того, какой силой обладал этот творческий и бизнес-тандем. Песня должна была предварять альбом «Меамуры», но так в него и не попала.
Помимо брит-попа, новой волной саунда «Мумий тролль» обязан и глэм-року, и «Странники» — хороший тому пример. Не отягощённая арт-начинкой, музыка глэм-рок групп 70‑х, таких как T.Rex, Slade, Sweet, Mud, а не Боуи или Roxy, описывалась многими журналистами как foot-stomping, то есть «бойкая», а если буквально — «притопно-прихлопная», что отсылало к ритмике групп.
Композиция относится к тому же разряду — как в буквальном, так и в переносном смысле. Более ориентированная на топот и скандирование, чем весь альбом «Меамуры», а также написанная в предельно глэмовском семантическом поле. Тут вам и космос, и «те, кто смотрит на звёзды с другой стороны». Как сказал Павел Лобычев:
«…песня, которую запросто мог бы скаверить и сам Марк Болан, не разбейся он в автокатастрофе».
«Три Раза»
Задолго до того, как Лагутенко зафитовал со Скриптонитом и Ти-фестом, и даже до того, как Скриптонит вообще стал сам помышлять о рэп-карьере, на счету «Мумий Тролля» уже была коллаборация с хип-хоп исполнителями. Композиция «Три раза» латвийской рэп-группы Fact была записана ещё в 1998 году (на английском языке), но год спустя вышла в обновлённой русской версии и с вокалом Лагутенко в припеве.
В отличие от нового EP с участием Скриптонита и Т‑феста, в первом подобном опыте «Мумий Тролль» сам был гостем на треке. Во всяком случае, его участие на фите довольно скромное, зато не сказать, что банальное: мяукающий голос Лагутенко ложится на бит с такой лёгкостью, что остаётся гадать, почему с тех пор Илья больше не пытался использовать подобный приём.
Однако по-настоящему резонансным стал более поздний дуэт лидера МТ и солиста трэш-шапито «Кач» Сергея Смирнова. В 2007 году во время церемонии вручения премии FUZZ они исполнили песню «Подвиг» с рефреном «Витя Дробыш, соси, *****». Речь шла о продюсере шестого сезона «Фабрики звёзд» и известном композиторе, стоявшем за успехом таких артистов, как Стас Пьеха и Наталья Подольская. Дробыш подал на Смирнова в суд и отсудил 50 тысяч рублей.
«Смейся громче всех»
Если задуматься, то одно время Лагутенко явно метил в крунеры. Тем интереснее, что необходимым тембром голоса и, пожалуй, внешним образом он для этого не обладал. Но именно такой попыткой выглядит его «Необыкновенный концерт», где Лагутенко исполнил свою версию песни Жака Бреля. Однако самой яркой такой пробой пера было неоднократное исполнение романса «Смейся, смейся громче всех» советского эстрадного певца Вадима Козина и поэта Якова Ядова.
Её Лагутенко исполнял неоднократно. И на «Тотальном шоу» MTV в 2002 году, и даже в «Что? Где? Когда?». Тамошнее выступление, кажется, и стало самым известным исполнением этой песни. Но наиболее эффектное исполнение классики состоялось на фестивале «Максидром-2002». На сцене — Юрий Цалер за роялем и Лагутенко под софитами с букетом, экий Моррисси. Под конец выступления — драматичное падение прямо на рояль. Пожалуй, одно из наиболее кэмповых выступлений Лагутенко перед таким количеством людей.
If Your Affectionate Smile Has Gone — Марк Алмонд и Илья Лагутенко
В 2003 году икона синти-попа Марк Алмонд из группы Soft Cell решился на амбициозный проект — записать 12‑й сольный альбом в России. Место выбрано совсем неслучайно: Алмонд отправился в Санкт-Петербург, чтобы записать пластинку интерпретаций традиционных русских романсов. На релизе, получившим название Heart on Snow, Алмонд исполнял традиционные русские песни, в том числе номера из романтического канона, а ещё сотрудничал с такими исполнителями, как Алла Баянова и Людмила Зыкина.
Но, разумеется, не обошлось без участия законодателей стиля в популярной музыке, поэтому, помимо Зыкиной и Баяновой, на «Сердце на снегу» можно было услышать и Гребенщикова, и «Мумий Тролля». Лагутенко спел с Алмондом романс «Если милой улыбки не стало», впервые исполненный Вадимом Козиным на стихи поэта Василия Лебедева-Кумача.
California Dreaming
Известнейшая песня группы Mamas and Papas, которая стала чуть ли не нарицательной к хипповским 60‑м. Конечно, это не песня Ильи Лагутенко, как и не песня «Мумий тролля». Однако есть расхожее представление о том, что кавер-версия — это уже другая композиция, что вполне логично: в конце концов, сыгранная и спетая в разных контекстах, одна и та же музыка звучит по-новому, наполняется другими смыслами. В этом отношении «Калифорнию» Лагутенко было бы справедливей назвать вариацией, а не прямым кавером. Так и сам факт перепевания классики русским музыкантом как бы добавляет ещё больше легитимности строчкам про прогулки в зимний день.
Что ещё интересно — песня вошла в первый официальный зарубежный релиз группы, альбом Comrade Ambassador. Выход пластинки был приурочен к масштабному туру по городам Северной Америки. Учитывая китчевую обложку с изображением Супермена с головой тигра в будёновке, нетрудно предположить, что Лагутенко хотел сыграть на клише о русских музыкантах в штатах, как, например, делает сейчас Little Big. Русскоязычная версия «Калифорнии» сюда же, ведь очевидно, что «сугробы до небес» одна из самых коренных ассоциаций с Россией за рубежом. Но юмор весь в том, что песни на альбоме исполнены на русском, поэтому полностью понять замысел Лагутенко у слушателей Америки всё равно бы не получилось.
Кстати, это не единственный кавер «МТ» на классику хиппи. Есть также версия на Somebody to Love легенд Jefferson Airplane. Впервые песня прозвучала на исторической родине — во время первых гастролей «Мумий Тролля» по США. Тогда на концертах в Филадельфии и Нью-Йорке Лагутенко, пригласив на сцену «соратников» по туру, группу Run Run Run, ошарашил зрителей драйвовой версией хита, в своё время штурмовавшего высшие строчки Billboard. Тогда Илья говорил о выборе песни так:
«Мне показалось, что в американском туре мы должны выразить определённые слова благодарности сокровищам местной рок-культуры. Я долго думал, какая композиция могла бы стать „песней момента“. И, в общем-то, момент сам и подсказал решение. Ведь песня не только знаковая для всего мирового рок-н-ролла, но и спрашивает слушателя напрямую: Don’t you want somebody to Love, don’t you need somebody to Love?».
И действительно, на этот раз языки максимально универсальные — не только английский, но и визуальный. Криминально-гедонистический видеоряд добавляет больше иронии к песне, за что «Мумий тролль» и любим.
«Мир человечков»
В июле 2010 года «Мумий тролль» отправился в Военно-Морской тур и дал концерты в городах-штаб-квартирах ВМФ России: Севастополе, Кронштадте и Владивостоке. Концерты проходили прямо на военных кораблях. По итогам тура группа выпустила DVD «Рок по-флотски», в который вошли два самых уникальных выступления — на большом противолодочном корабле «Керчь» в Севастополе и на Водной Станции КТОФ во Владивостоке. Помимо концертного видео на DVD попали два бонус-трека: песня «Мир человечков» (Райнхайтсгебот), которая обрела слова уже после выхода альбома «Редкие земли», где была выпущена под названием «Война человечков», и новый клип «Владивосток 3000».
Изначально «Война» писалась для уже позабытого мультфильма «Незнайка и Баррабасс», вышедшего на экраны с характерным слоганом: «Такого Незнайку вы ещё не видели!». Как говорил Илья Лагутенко:
«Некоторое время назад мы делали звуковое сопровождение для мультфильма „Незнайка и Баррабасс“. Получилась такая экспериментальная музыка, которая „Мумий троллю“, наверное, не могла бы и присниться. Этот мультфильм больше для детей двадцать второго века, чем двадцать первого. Он фантастический, с необычной цветовой гаммой, да ещё с необычной музыкой. Он, скорее, для детей, которые родятся через 20 лет после завоевания Марса. Наверное, им концепция этого мультфильма будет ближе».
«Мир человечков» отрывает песню от привязки к мультфильму. Теперь на одну из самых сёрфовых основ в творчестве группы, Лагутенко поёт:
«…хочется очень, чтоб всё красиво.…
Каждому Димону — щастья полвагона,
каждому Жеке — всего, дофига, навеки».
Это хорошая комбинация, всё-таки сёрф плотно ассоциируется с развитием американского общества благоденствия 50‑х, где о гедонистических нуждах Жеки и Димона думали на государственном уровне. Клип на песню — поездка по Владивостоку, кадры которой также стали частью видео на «Вл-3000».
«Иди, я буду»
Идея выпустить макси-сингл возникла у группы «Мумий тролль» с появлением песни «Иди, я буду». История её создания связана с фильмом «Ночной дозор». Книгу Сергея Лукьяненко Илья Лагутенко с удовольствием прочитал задолго до съёмок, поэтому, когда режиссёр Тимур Бекмамбетов продемонстрировал ему рабочий материал «Ночного дозора» и сделал предложение написать песню к фильму, согласился.
Композиция, по замыслу режиссёра, должна была отражать «Зов», на который против своей воли идут жертвы вампиров. Во время сотрудничества Бекмамбетов предложил Лагутенко роль вампира Андрея, нарушившего правила охоты.
Работа над «Иди, я буду» длилась год. Одновременно «Мумий тролль» исполнял «Иди, я буду» на концертах, вызывая неизменные овации. «Иди, я буду» выдержана в традициях готического романтизма и наполнена драматическими переживаниями молодого влюблённого обитателя потустороннего мира, который вынужден противостоять всему миру, защищая свою любовь, и с мрачной одержимостью сражаться за неё до конца.
Кроме двух версий, оригинальной и альтернативной, «Иди, я буду» в макси-сингл включены три песни группы «Мумий Тролль»: «Лучи», «Нет Нет Нет» и «Неужели?». Песню «Лучи» группа предлагала в качестве одного из вариантов для «Ночного дозора».
«Нет, нет, нет»
Песня записана в Японии, когда Илья Лагутенко сотрудничал с известным японским музыкантом и продюсером Биг Джимми — тот хотел выпустить специальный японский альбом «Мумий тролля». Но Джимми попал в сложную автомобильную аварию, поэтому материал так и не увидел свет. Эта композиция была наиболее законченной из всех к тому времени. Примечательно, что в песне на повторе звучит семпл, очень похожий на основную музыкальную фразу Strawberry Fields Forever ливерпульской четвёрки.
«Неужели»
Нечто между софисти-попом и французскими сантиментами условных St. Etienne — ещё один предельно «меамурный» по духу и не услышанный шлягер от Лагутенко. Одна из самых стерильных, но не лишённая шарма песен. Если хотите понять, как звучали «сытые нулевые», то это лучший пример.
«Лучи»
Что в 90‑х, что в нулевых, Лагутенко обладал талантом писать моментально запоминающиеся хиты. Тем не менее весь макси-сингл как будто застопорил музыканта. Из всех песен на релизе не было ни одной запоминающийся. Но апогеем «не интересной» композиции были именно «Лучи». Это тот редкий момент, когда паузы не выдерживают интригу, а накаляют желание добраться побыстрее до конца.
«Саундтрек» — трибьют Рикошета «Выход Дракона»
В июне 2009 года состоялся релиз трибьюта Александра «Рикошета» Аксёнова «Выход Дракона». Идея выпуска пластинки принадлежала Константину Кинчеву. Кроме песни «Саундтрек», все композиции на альбоме записали музыканты «Алисы» — «Саундтрек» записан от начала и до конца группой «Мумий Тролль».
Илья Лагутенко рассказывал:
«„Объект Насмешек“ — это была одна из первых групп, которая приехала во Владивосток. Мы слышали о существовании Ленинградских групп, что у них есть какая-то рок-жизнь, но у нас в городе их никогда не было. А „Объект Насмешек“ и Рикошет были первыми, кто доехал тогда и выступал. Я был на этом концерте, и могу сейчас сказать, что этот концерт имел определённое историческое значение в моей жизни: я понял, что это не фикция и не придуманные истории, что это реальные люди, вот это рок на сцене, и он может быть таким, каким я его представлял в голове. В какой-то мере это был пример того, что этим тоже можно в жизни заниматься!».
Впрочем, этим трибьютный опыт Лагутенко не ограничивался: можно вспомнить и две перепетые песни Цоя, и каверы на «Наутилус помпилиус» с «Аквариумом» и «Машиной времени».
«Космический Рейс» — Илья Лагутенко и Aeronautica
«Космический рейс» (2012) — совместный проект Ильи Лагутенко и группы Aeronautica. Музыкальная программа написана в качестве современного музыкального сопровождения к первому советскому научно-фантастическому фильму «Космический рейс». Его идея заключается в объединении кинематографических и музыкальных идей о космических путешествиях, созданных с разницей в 70 лет, но представляющих собой единое целое. Советский научно-фантастический немой фильм о покорении космоса «Космический рейс» создан киностудией «Мосфильм» в 1935 году. В фильме путешественники прибывают на обратную сторону Луны и, побродив там, благополучно возвращаются на Землю. Сценарий писали при непосредственном участии и консультировании Константина Циолковского. Благодаря его участию научная сторона ленты безупречна — он впечатляет и сегодня.
Работа над музыкальной частью продолжалась больше двух лет. «Аэронавты» начали сотрудничество с Ильёй Лагутенко в декабре 2009 года: сначала с нового прочтения песни «С Новым годом, крошка!» и кавером на «Полный штиль», вошедшим в альбом-трибьют «Машины времени». Вполне симптоматично — Лагутенко всегда толкало от звёзд к морю, и наоборот, но всегда — только с такой амплитудой.
«Кольцо Скорпиона»
Фильм «Параграф 78» — аномалия. Если бы не он, мы бы не могли представить, как Иен Браун прогуливается по столице и заходит в первый попавшийся киоск, а Бретт Андерсон из Suede записывает совместную песню с Лагутенко.
Вот что говорил про это сам Илья:
«О Бретт Андерсон! Братан! История с этим „Параграфом 78“, конечно, лучший анекдот в мире.<…> благодаря „Параграфу“ появилась возможность сделать совместную песню с Бреттом Андерсоном. Когда мы записывали альбом „Морская“, как раз группа Suede гремела, если б мне сказали, что через 10 лет я буду писать песню с Бреттом Андерсоном, я бы отнёсся к этому с недоумением. И вот мне позвонили и сказали: есть новая песня Бретта Андерсона, давай ты напишешь русский текст. Мы встретились только на съёмках видео, и когда все закончилось, я его подвозил домой. Я так, из вежливости, спросил: „Вам Москву-то показали?“ — „Ну да, показали, вот только нам говорили, что все русские пьют водку, — этого мы не увидели, ну может быть, в следующий раз“. Я говорю: „Подождите! Давайте-ка по одной“. И мы зашли в „Бар 30/7“, там никого не было народу, кроме нас. По одной, как обычно, не получилось».
Собственно, и песня с клипом получились такие же «русские», что в данном случае совсем не комплимент. Если нет желания смотреть, то просто представьте, что икону брит-попа пригласили сняться в «Улице разбитых фонарей».
Как добавил Лагутенко:
«…его группа тогда почти распалась, не гастролировала, он переживал — а тут новая работа, новые впечатления. Он разоткровенничался, мы прекрасно провели вечер. Закончилось всё немного странно: я перевёл половину песни на русский, а половину Бретт спел в своей студии без нашего присутствия. Мне запомнилась его фраза: „Если бы не я, карьера Дэвида Боуи давно бы закончилась“».
Увы, аналогичной ситуации между Лагутенко и уже самим Бреттом не произошло — клип едва ли стал лучшим воспоминанием британца о России. Впрочем, это справедливо и в обратную сторону, ведь, как сказал Бретт Андерсон журналу FUZZ в 2007‑м:
«Я видел их [„Мумий Тролль“] живьём, они молодцы. И я знаю, что они довольно популярны в России. Но русская музыка всё равно не может внедриться в английскую культуру. Та же история с русским кинематографом и даже классической музыкой, хотя лично они мне нравятся. Но современный русский рок не нужен Англии, у нас слишком много чего-то подобного, рынок и так перенасыщен».
Что ж, к сожалению, все последующие попытки группы «Мумий Тролль» завоевать Запад и Европу доказывают правоту Андерсона.
«Небесный человек»
В 1985 году группа «Мумий тролль», которой тогда было от силы два года, выпустила первый магнитоальбом «Новая луна апреля». Если заглавная песня, а также будущий хит «Инопланетный гость», не забыты с тех пор, на альбоме были песни, которые потом так никуда и не перекочевали. Самой яркой из которых, на мой взгляд, остаётся именно «Небесный человек» — настоящий советский Duran Duran, одновременно наследующий тенденциям новой романтики Центральной России и воспринявший оригинал по-своему: здесь уже можно услышать, что Лагутенко в первую очередь пришёл развлекать, а не поучать. И в этом, конечно, наблюдалась ощутимая дистанция.
«Масло»
31 декабря 1999 года, ровно под Новый год, состоялся релиз сингла «Мумий тролля» «Карнавала. нет». Он включал пять треков — саму песню «Карнавала. нет», два ремикса на неё от TJ Rehmi и Алекса Ветрова, ремикс на «Дельфины» от «Дискотеки аварии», а также песню «Масло». В итоге она была перевыпущена на альбоме «Редкие земли».
«Масло» — самая незаслуженно забытая песня не самого лучшего периода группы, хотя бы потому, что для «Мумий тролля» менять стили в рамках одной композиции дело довольно редкое. Но «Масло» именно такой пример — послушайте.
«Лазурно-бирюзовые»
Возможно, это самое квировое, что делал «Мумий Тролль». Видео с очевидным эстетическим приветом группе The Knife разыгрывает сюжет схожий с их клипом Pass This On — в обоих случаях некое провинциальное место, которое находится, как сказал бы Нил Гейман, «никогде». С одной стороны — транс-персона у микрофона, с другой — приметы совершенно другого мира, не то просто хладнокровного, не то враждебного. Характерно, что при выходе клипа многие фанаты посчитали, что Илья сам и снялся в образе травести-певицы. Тем не менее законы жанра никто не отменял. Как отмечает всё тот же Лобычев:
«Увы, в мире Ильи Лагутенко певица умирает уже „на завтра“».
«Это не сон» — проект КЕТА
Если под маркой «Мумий Тролля» после «Лазурно-бирюзовых» не выходило чего-то настолько же перверсивного, то другой проект, связанный с Лагутенко, — КЕТА — отметился не менее странным клипом. Здесь представлен их свежий видеоролик, после недавнего возвращения. Хороший способ открыть для себя эту группу — ролик, снятый будто в тонах The XX, с прилипчивым мотивом и упругим грувом, напоминающим альбом Everything Now группы «Arcade Fire». Уже слегка устаревшие, но, рискну сказать, что даже так звучит живее, чем весь последний альбом «Мумий тролля».
«Сука» — «Горностай»
Ещё один проект Лагутенко, по ощущениям слегка опередивший время. Во-первых, «Горностай» —это дистанционная группа, и даже странно, что она не воскресла сейчас, а во-вторых, «Горностай» играли музыку в духе условной «Пошлой Молли» ещё за 10 лет до неё. «Сука» — это песня, которая до сих пор остаётся, с одной стороны, апогеем «кринжа», на который способен Лагутенко, а с другой — это одна из самых качовых песен, к которым он прикладывал руку. Впрочем, надо понимать, что «кач» здесь мало чем отличается от «Пошлой Молли». Несложно представить, что, возобнови Лагутенко проект «Горностай», за вокальную партию там вполне мог бы отвечать Кирилл Бледный. А что, Скриптонита в одном треке с Лагутенко вы ещё пару месяцев назад не представляли, не так ли?
«Мошка»
«Мошка» с альбома «Пиратские копии», пожалуй, самый «наркоманский» релиз от группы. Это тот случай, где словами не опишешь. Единственное, что хочу добавить от себя — хороший пример того, что «Мумий тролль» не боится забивать на мнение публики и писать максимально некоммерческие песни.
«Ноябрь»
«Поздравляю вас с началом ноября», — уже даже не мяучит, а спокойно констатирует Лагутенко после гулкого интро, едва ли напоминающего хоть что-нибудь из прошлого творчества. Такой замершей и замёрзшей тревоги в музыке Лагутенко прежде не было. Заброшенные корабли, полное отсутствие недавних следов человека и места, напоминающие морские кладбища — полный штиль. Полагаю, что только так и может звучать начало не только ноября, но и каждого месяца последнего года.
Послушайте также «Русский брит-поп. 10 альбомов».