«Такие Бермуды»: 20 малоизвестных песен «Мумий Тролля»

В этом году груп­па «Мумий Тролль» отме­ти­ла 20 лет с выхо­да аль­бо­ма «Точ­но Ртуть Алоэ». В рам­ках празд­но­ва­ния юби­лея про­шёл VR-кон­церт, был выпу­щен целый три­бьют-аль­бом с каве­ра­ми совре­мен­ных арти­стов на хиты Ильи Лагу­тен­ко. И это не счи­тая выхо­да двух новых аль­бо­мов. По это­му слу­чаю колум­нист VATNIKSTAN Пётр Поле­щук решил пой­ти от обрат­но­го и сде­лал под­бор­ку самых мало­из­вест­ных песен груп­пы «Мумий Тролль».


Завет­ный 2000 год — это год, кото­рый обес­смер­тил Вла­ди­во­сток для цело­го поко­ле­ния, и год, когда груп­па выхо­дит на пик сла­вы после запи­си аль­бо­ма «Точ­но Ртуть Алоэ». Спу­стя 20 лет моло­дые арти­сты запи­сы­ва­ют три­бьют-аль­бом «Мумий Трол­лю». Каза­лось бы, дав­но пора. Но в том и дело, что три­бьют для «Алоэ» — это уже вто­рой аль­бом каве­ров, а пер­вый вышел целых 10 лет назад. В той запи­си поучаст­во­ва­ли ещё совсем моло­дые Арсе­ний Моро­зов (PBO, Sonic Death) и Женя Гор­бу­нов (NRKTK, ГШ), кото­рые теперь и сами уже заслу­жи­ва­ют сво­их трибьютов.

Эта ситу­а­ция, кажет­ся, гово­рит о тен­ден­ци­ях — сего­дня всё чаще воз­ни­ка­ет мне­ние, что «Лагу­тен­ко пора на пен­сию», а его новые аль­бо­мы запо­ми­на­ют­ся мень­ше, чем съём­ки Лагу­тен­ко в рекла­ме. Может быть. Но если удел «Мумий Трол­ля» и его фана­тов сего­дня — огля­ды­вать­ся в про­шлое, то поче­му бы не взять более инте­рес­ный курс и, вме­сто обзо­ра «Мор­ской» или «Икры» в двух­ты­сяч­ный раз, вспом­нить или открыть самые мало­из­вест­ные пес­ни груп­пы — там и экс­пе­ри­мен­ты с шумо­вой музы­кой, и роман­сы, и даже рари­тет­ные опы­ты в хип-хопе. В общем, какие бер­му­ды, такие и треугольники.


«Странники»

Воз­мож­но, слег­ка стран­но откры­вать спи­сок этой пес­ней — её автор не Лагу­тен­ко, а его друг дет­ства и про­дю­сер Лео­нид Бур­ла­ков. Ему «Мумий Тролль» обя­зан успе­хом, в том чис­ле и на попри­ще сочи­ни­тель­ства — пер­вый локаль­ный хит груп­пы «Новая Луна Апре­ля» — тоже дети­ще Бурлакова.

К сожа­ле­нию, «Стран­ни­ки» — послед­нее дока­за­тель­ство того, какой силой обла­дал этот твор­че­ский и биз­нес-тан­дем, ведь пес­ня долж­на была пред­ва­рять аль­бом «Меа­му­ры», но так в него и не попала.

Фото Вла­ди­ми­ра Широ­ко­ва, 2002 год

Поми­мо брит-попа, новой вол­ной саун­да «Мумий Тролль» обя­зан и глэм-року, и «Стран­ни­ки» — хоро­ший тому при­мер. Не отя­го­щён­ная арт-начин­кой, музы­ка глэм-рок групп семи­де­ся­тых, таких как T.Rex, Slade, Sweet, Mud, а не Боуи или Roxy, опи­сы­ва­лась мно­ги­ми жур­на­ли­ста­ми как «foot-stomping», то есть «бой­кая», а если бук­валь­но — «при­топ­но-при­хлоп­ная», что отсы­ла­ло к рит­ми­ке групп.

Ком­по­зи­ция отно­сит­ся к тому же раз­ря­ду — как в бук­валь­ном, так и в пере­нос­ном смыс­ле. Более ори­ен­ти­ро­ван­ная на топот и скан­ди­ро­ва­ние, чем весь аль­бом «Меа­му­ры», а так­же напи­сан­ная в пре­дель­но глэмов­ском семан­ти­че­ском поле. Тут вам и кос­мос, и «те, кто смот­рит на звёз­ды с дру­гой сто­ро­ны». Как ска­зал Павел Лобычев:

«…пес­ня, кото­рую запро­сто мог бы ска­ве­рить и сам Марк Болан, не раз­бей­ся он в автокатастрофе».


«Три Раза»

Задол­го до того, как Лагу­тен­ко зафи­то­вал со Скрип­то­ни­том и Т‑фестом, и даже до того, как Скрип­то­нит вооб­ще стал сам помыш­лять о рэп-карье­ре, на сче­ту «Мумий Трол­ля» уже была кол­ла­бо­ра­ция с хип-хоп испол­ни­те­ля­ми. Ком­по­зи­ция «Три раза» лат­вий­ской рэп-груп­пы Fact была запи­са­на ещё в 1998 году (на англий­ском язы­ке), но год спу­стя вышла в обнов­лён­ной рус­ской вер­сии и с вока­лом Лагу­тен­ко в припеве.

В отли­чие от ново­го EP с уча­сти­ем Скрип­то­ни­та и Т‑феста, в пер­вом подоб­ном опы­те «Мумий Тролль» сам был гостем на тре­ке. Во вся­ком слу­чае, его уча­стие на фите доволь­но скром­ное, зато не ска­зать, что баналь­ное: мяу­ка­ю­щий голос Лагу­тен­ко ложит­ся на бит с такой лёг­ко­стью, что оста­ёт­ся гадать, поче­му с тех пор Илья боль­ше не пытал­ся исполь­зо­вать подоб­ный приём.

Одна­ко по-насто­я­ще­му резо­нанс­ным стал более позд­ний дуэт лиде­ра МТ и соли­ста трэш-шапи­то «Кач» Сер­гея Смир­но­ва. В 2007 году во вре­мя цере­мо­нии вру­че­ния пре­мии FUZZ они испол­ни­ли пес­ню «Подвиг» с рефре­ном «Витя Дро­быш, соси, *****». Речь шла о про­дю­се­ре шесто­го сезо­на «Фаб­ри­ки звёзд» и извест­ном ком­по­зи­то­ре, сто­яв­шем за успе­хом таких арти­стов, как Стас Пье­ха и Ната­лья Подоль­ская. Дро­быш подал на Смир­но­ва в суд и отсу­дил 50 000 рублей.


«Смейся громче всех»

Если заду­мать­ся, то одно вре­мя Лагу­тен­ко явно метил в кру­не­ры. Тем инте­рес­нее, что необ­хо­ди­мым темб­ром голо­са и, пожа­луй, внеш­ним обра­зом он для это­го не обла­дал. Но имен­но такой попыт­кой выгля­дит его «Необык­но­вен­ный кон­церт», где Лагу­тен­ко испол­нил свою вер­сию пес­ни Жака Бре­ля. Одна­ко самой яркой такой про­бой пера было неод­но­крат­ное испол­не­ние роман­са «Смей­ся, смей­ся гром­че всех» совет­ско­го эст­рад­но­го пев­ца Вади­ма Кози­на и поэта Яко­ва Пет­ро­ви­ча Ядова.

Её Лагу­тен­ко испол­нял неод­но­крат­но. И на «Тоталь­ном шоу» MTV в 2002 году, и даже в «Что? Где? Когда?». Тамош­нее выступ­ле­ние, кажет­ся, и ста­ло самым извест­ным испол­не­ни­ем этой пес­ни. Но наи­бо­лее эффект­ное испол­не­ние клас­си­ки состо­я­лось на фести­ва­ле «Мак­сид­ром-2002». На сцене — Юрий Цалер за роя­лем и Лагу­тен­ко под софи­та­ми с буке­том, экий Мор­рис­си. Под конец выступ­ле­ния — дра­ма­тич­ное паде­ние пря­мо на рояль. Пожа­луй, одно из наи­бо­лее кэм­по­вых выступ­ле­ний Лагу­тен­ко перед таким коли­че­ством людей.


«If Your Affectionate Smile Has Gone», Марк Алмонд и Илья Лагутенко

В 2003 году ико­на син­ти-попа Марк Алмонд из груп­пы «Soft Cell» решил­ся на амби­ци­оз­ный про­ект — запи­сать две­на­дца­тый соль­ный аль­бом в Рос­сии. Место выбра­но совсем неслу­чай­но: Алмонд отпра­вил­ся в Санкт-Петер­бург, что­бы запи­сать аль­бом интер­пре­та­ций тра­ди­ци­он­ных рус­ских роман­сов. На аль­бо­ме, полу­чив­шим назва­ние «Heart on Snow», Алмонд испол­нял тра­ди­ци­он­ные рус­ские пес­ни, в том чис­ле номе­ра из роман­ти­че­ско­го кано­на, а ещё сотруд­ни­чал с таки­ми испол­ни­те­ля­ми, как Алла Бая­но­ва и Люд­ми­ла Зыкина.

Но, разу­ме­ет­ся, не обо­шлось без уча­стия зако­но­да­те­лей сти­ля в попу­ляр­ной музы­ке, поэто­му, поми­мо Зыки­ной и Бая­но­вой, на «Серд­це на сне­гу» мож­но было услы­шать и Гре­бен­щи­ко­ва, и «Мумий Трол­ля». Лагу­тен­ко спел с Алмон­дом романс «Если милой улыб­ки не ста­ло», впер­вые испол­нен­ный Вади­мом Кози­ным на сти­хи поэта Васи­лия Лебедева-Кумача.


«California Dreaming»

Извест­ней­шая пес­ня груп­пы «Mamas and Papas», кото­рая ста­ла чуть ли не нари­ца­тель­ной к хип­пов­ским шести­де­ся­тым. Конеч­но, это не пес­ня Ильи Лагу­тен­ко, как и не пес­ня «Мумий Трол­ля». Одна­ко есть рас­хо­жее пред­став­ле­ние о том, что кавер-вер­сия — это уже дру­гая ком­по­зи­ция, что вполне логич­но: в кон­це кон­цов, сыг­ран­ная и спе­тая в раз­ных кон­текстах, одна и та же музы­ка зву­чит по-ново­му, напол­ня­ет­ся дру­ги­ми смыс­ла­ми. В этом отно­ше­нии «Кали­фор­нию» Лагу­тен­ко было бы спра­вед­ли­вей назвать вари­а­ци­ей, а не пря­мым каве­ром. Так и сам факт пере­пе­ва­ния клас­си­ки рус­ским музы­кан­том как бы добав­ля­ет ещё боль­ше леги­тим­но­сти строч­кам про про­гул­ки в зим­ний день.

Что ещё инте­рес­но — пес­ня вошла в пер­вый офи­ци­аль­ный зару­беж­ный релиз груп­пы, аль­бом «Comrade Ambassador». Выход пла­стин­ки был при­уро­чен к мас­штаб­но­му туру по горо­дам Север­ной Аме­ри­ки. Учи­ты­вая кит­че­вую облож­ку с изоб­ра­же­ни­ем Супер­ме­на с голо­вой тиг­ра в будё­нов­ке, нетруд­но пред­по­ло­жить, что Лагу­тен­ко хотел сыг­рать на кли­ше о рус­ских музы­кан­тах в шта­тах, как, напри­мер, дела­ет сей­час Little Big. Рус­ско­языч­ная вер­сия «Кали­фор­нии» сюда же, ведь оче­вид­но, что «сугро­бы до небес» одна из самых корен­ных ассо­ци­а­ций с Рос­си­ей за рубе­жом. Но юмор весь в том, что пес­ни на аль­бо­ме испол­не­ны на рус­ском, поэто­му пол­но­стью понять замы­сел Лагу­тен­ко у слу­ша­те­лей Аме­ри­ки всё рав­но бы не получилось.

Солт-Лейк-Сити, США, 2009 год

Кста­ти, это не един­ствен­ный кавер «МТ» на клас­си­ку хип­пи. Есть так­же вер­сия на «Somebody to Love» легенд «Jefferson Airplane». Впер­вые пес­ня про­зву­ча­ла на исто­ри­че­ской родине — во вре­мя пер­вых гастро­лей «Мумий Трол­ля» по США. Тогда на кон­цер­тах в Фила­дель­фии и Нью-Йор­ке Лагу­тен­ко, при­гла­сив на сце­ну «сорат­ни­ков» по туру, груп­пу «Run Run Run», оша­ра­шил зри­те­лей драй­во­вой вер­си­ей хита, в своё вре­мя штур­мо­вав­ше­го выс­шие строч­ки «Billboard». Тогда Илья гово­рил о выбо­ре пес­ни так:

«Мне пока­за­лось, что в аме­ри­кан­ском туре мы долж­ны выра­зить опре­де­лён­ные сло­ва бла­го­дар­но­сти сокро­ви­щам мест­ной рок-куль­ту­ры. Я дол­го думал, какая ком­по­зи­ция мог­ла бы стать „пес­ней момен­та“. И, в общем-то, момент сам и под­ска­зал реше­ние. Ведь пес­ня не толь­ко зна­ко­вая для все­го миро­во­го рок-н-рол­ла, но и спра­ши­ва­ет слу­ша­те­ля напря­мую: „Don’t you want somebody to Love, don’t you need somebody to Love?“».

И дей­стви­тель­но, на этот раз язы­ки мак­си­маль­но уни­вер­саль­ные — не толь­ко англий­ский, но и визу­аль­ный. Кри­ми­наль­но-гедо­ни­сти­че­ский видео­ряд добав­ля­ет боль­ше иро­нии к песне, за что «Мумий Тролль» и любим.


«Мир человечков»

В июле 2010 года «Мумий Тролль» отпра­вил­ся в Воен­но-Мор­ской тур и дал кон­цер­ты в горо­дах-штаб-квар­ти­рах ВМФ Рос­сии: Сева­сто­по­ле, Крон­штад­те и Вла­ди­во­сто­ке. Кон­цер­ты про­хо­ди­ли пря­мо на воен­ных кораб­лях. По ито­гам тура груп­па выпу­сти­ла DVD «Рок по-флот­ски», в кото­рый вошли два самых уни­каль­ных выступ­ле­ния — на боль­шом про­ти­во­ло­доч­ном кораб­ле «Керчь» в Сева­сто­по­ле и на Вод­ной Стан­ции КТОФ во Вла­ди­во­сто­ке. Поми­мо кон­церт­но­го видео на DVD попа­ли два бонус-тре­ка: пес­ня «Мир чело­веч­ков» (Рай­н­хайт­сге­б­от), кото­рая обре­ла сло­ва уже после выхо­да аль­бо­ма «Ред­кие Зем­ли», где была выпу­ще­на под назва­ни­ем «Вой­на чело­веч­ков», и новый клип «Вла­ди­во­сток 3000».

Изна­чаль­но, «Вой­на» писа­лась для уже поза­бы­то­го мульт­филь­ма «Незнай­ка и Бар­ра­басс», вышед­ше­го на экра­ны с харак­тер­ным сло­га­ном: «Тако­го Незнай­ку вы ещё не виде­ли!». Как гово­рил Илья Лагутенко:

«Неко­то­рое вре­мя назад мы дела­ли зву­ко­вое сопро­вож­де­ние для мульт­филь­ма „Незнай­ка и Бар­ра­басс“. Полу­чи­лась такая экс­пе­ри­мен­таль­ная музы­ка, кото­рая „Мумий Трол­лю“, навер­ное, не мог­ла бы и при­снить­ся. Этот мульт­фильм боль­ше для детей два­дцать вто­ро­го века, чем два­дцать пер­во­го. Он фан­та­сти­че­ский, с необыч­ной цве­то­вой гам­мой, да ещё с необыч­ной музы­кой. Он, ско­рее, для детей, кото­рые родят­ся через два­дцать лет после заво­е­ва­ния Мар­са. Навер­ное, им кон­цеп­ция это­го мульт­филь­ма будет ближе».

«Мир чело­веч­ков» отры­ва­ет пес­ню от при­вяз­ки к мульт­филь­му — теперь на одну из самых сёр­фо­вых основ в твор­че­стве груп­пы, Лагу­тен­ко поёт:

«…хочет­ся очень, чтоб всё красиво.…
Каж­до­му Димо­ну — щастья полвагона,
каж­до­му Жеке — все­го, дофи­га, навеки».

Это хоро­шая ком­би­на­ция, всё-таки сёрф плот­но ассо­ци­и­ру­ет­ся с раз­ви­ти­ем аме­ри­кан­ско­го обще­ства бла­го­ден­ствия пяти­де­ся­тых, где о гедо­ни­сти­че­ских нуж­дах Жеки и Димо­на дума­ли на госу­дар­ствен­ном уровне. Клип на пес­ню — поезд­ка по Вла­ди­во­сто­ку, кад­ры кото­рой так­же ста­ли частью видео на «Вл-3000».


«Иди, я буду»

Идея выпу­стить мак­си-син­гл воз­ник­ла у груп­пы «Мумий Тролль» с появ­ле­ни­ем пес­ни «Иди, я буду». Исто­рия её созда­ния свя­за­на с филь­мом «Ноч­ной Дозор». Кни­гу Сер­гея Лукья­нен­ко Илья Лагу­тен­ко с удо­воль­стви­ем про­чи­тал задол­го до съё­мок, поэто­му, когда режис­сёр Тимур Бек­мам­бе­тов про­де­мон­стри­ро­вал ему рабо­чий мате­ри­ал «Ноч­но­го Дозо­ра» и сде­лал пред­ло­же­ние напи­сать пес­ню к филь­му, согласился.

Ком­по­зи­ция, по замыс­лу режис­сё­ра, долж­на была отра­жать «Зов», на кото­рый про­тив сво­ей воли идут жерт­вы вам­пи­ров. Во вре­мя сотруд­ни­че­ства Бек­мам­бе­тов решил пред­ло­жить Илье Лагу­тен­ко роль вам­пи­ра Андрея, нару­шив­ше­го пра­ви­ла охоты.

Фото из архи­ва груп­пы, кон­церт в Сара­то­ве, 2004 год

Рабо­та над «Иди, я буду» дли­лась год. Одно­вре­мен­но «Мумий Тролль» испол­нял «Иди, я буду» на кон­цер­тах, вызы­вая неиз­мен­ные ова­ции. «Иди, я буду» выдер­жа­на в тра­ди­ци­ях готи­че­ско­го роман­тиз­ма и напол­не­на дра­ма­ти­че­ски­ми пере­жи­ва­ни­я­ми моло­до­го влюб­лён­но­го оби­та­те­ля поту­сто­рон­не­го мира, кото­рый вынуж­ден про­ти­во­сто­ять все­му миру, защи­щая свою любовь, и с мрач­ной одер­жи­мо­стью сра­жать­ся за неё до конца.

Кро­ме двух вер­сий, ори­ги­наль­ной и аль­тер­на­тив­ной, «Иди, я буду» в мак­си-син­гл вклю­че­ны три пес­ни груп­пы «Мумий Тролль» — «Лучи», «Нет Нет Нет» и «Неуже­ли?». Пес­ню «Лучи» груп­па пред­ла­га­ла в каче­стве одно­го из вари­ан­тов для «Ноч­но­го Дозора».


«Нет Нет Нет»

Пес­ня запи­са­на в Япо­нии, когда Илья Лагу­тен­ко сотруд­ни­чал с извест­ным япон­ским музы­кан­том и про­дю­се­ром Биг Джим­ми — тот хотел выпу­стить спе­ци­аль­ный япон­ский аль­бом «Мумий Трол­ля». Но про­дю­сер попал в слож­ную авто­мо­биль­ную ава­рию, поэто­му мате­ри­ал так и не уви­дел свет. Эта ком­по­зи­ция была наи­бо­лее закон­чен­ной из всех к тому вре­ме­ни. При­ме­ча­тель­но, что в песне на повто­ре зву­чит сэмпл, очень похо­жий на основ­ную музы­каль­ную фра­зу «Strawberry Fields Forever» ливер­пуль­ской четвёрки.


«Неужели»

Нечто меж­ду софи­сти-попом и фран­цуз­ски­ми сан­ти­мен­та­ми услов­ных «St. Etienne» — ещё один пре­дель­но «меа­мур­ный» по духу, и не услы­шан­ный шля­гер от Лагу­тен­ко. Одна из самых сте­риль­ных, но не лишён­ная шар­ма песен. Если хоти­те понять, как зву­ча­ли «сытые нуле­вые», то это луч­ший пример.

Фото Вла­ди­ми­ра Широ­ко­ва, 2002 год

«Лучи»

Что в девя­но­стых, что в нуле­вых, Лагу­тен­ко обла­дал талан­том писать момен­таль­но запо­ми­на­ю­щи­е­ся хиты. Тем не менее, весь мак­си-син­гл как буд­то засто­по­рил музы­кан­та. Из всех песен на рели­зе не было ни одной запо­ми­на­ю­щий­ся. Но апо­ге­ем «не инте­рес­ной» ком­по­зи­ции были имен­но «Лучи». Это тот ред­кий момент, когда пау­зы не выдер­жи­ва­ют интри­гу, а нака­ля­ют жела­ние добрать­ся побыст­рее до конца.


«Саундтрек», трибьют Рикошета «Выход Дракона»

В июне 2009 года состо­ял­ся релиз три­бьюта Алек­сандра «Рико­ше­та» Аксё­но­ва «Выход Дра­ко­на». Идея выпус­ка пла­стин­ки при­над­ле­жа­ла Кон­стан­ти­ну Кин­че­ву. Кро­ме пес­ни «Саунд­трек» все пес­ни на аль­бо­ме запи­са­ли музы­кан­ты «Али­сы» — «Саунд­трек» запи­сан от нача­ла и до кон­ца груп­пой «Мумий Тролль».

Илья Лагу­тен­ко рассказывал:

«„Объ­ект Насме­шек“ — это была одна из пер­вых групп, кото­рая при­е­ха­ла во Вла­ди­во­сток. Мы слы­ша­ли о суще­ство­ва­нии Ленин­град­ских групп, что у них есть какая-то рок-жизнь, но у нас в горо­де их нико­гда не было. А „Объ­ект Насме­шек“ и „Рико­шет“ были пер­вы­ми, кто дое­хал тогда и высту­пал. Я был на этом кон­цер­те, и могу сей­час ска­зать, что этот кон­церт имел опре­де­лён­ное исто­ри­че­ское зна­че­ние в моей жиз­ни: я понял, что это не фик­ция и не при­ду­ман­ные исто­рии, что это реаль­ные люди, вот это рок на сцене, и он может быть таким, каким я его пред­став­лял в голо­ве. В какой-то мере это был при­мер того, что этим тоже мож­но в жиз­ни заниматься!».

Впро­чем, этим три­бьют­ный опыт Лагу­тен­ко не огра­ни­чи­вал­ся — мож­но вспом­нить и две пере­пе­тые пес­ни Цоя, и каве­ры на «Нау­ти­лус Пом­пи­ли­ус» с «Аква­ри­умом» и «Маши­ной Времени».


«Космический Рейс», Илья Лагутенко и Aeronautica

«Кос­ми­че­ский рейс» (2012) — сов­мест­ный про­ект Ильи Лагу­тен­ко и груп­пы «Aeronautica». Музы­каль­ная про­грам­ма напи­са­на в каче­стве совре­мен­но­го музы­каль­но­го сопро­вож­де­ния к пер­во­му совет­ско­му науч­но-фан­та­сти­че­ско­му филь­му «Кос­ми­че­ский Рейс». Его идея заклю­ча­ет­ся в объ­еди­не­нии кине­ма­то­гра­фи­че­ских и музы­каль­ных идей о кос­ми­че­ских путе­ше­стви­ях, создан­ных с раз­ни­цей в 70 лет, но пред­став­ля­ю­щих собой еди­ное целое. Совет­ский науч­но-фан­та­сти­че­ский немой фильм о поко­ре­нии кос­мо­са «Кос­ми­че­ский рейс» создан кино­сту­ди­ей «Мос­фильм» в 1935 году. В филь­ме путе­ше­ствен­ни­ки при­бы­ва­ют на обрат­ную сто­ро­ну Луны и, побро­див там, бла­го­по­луч­но воз­вра­ща­ют­ся на Зем­лю. Сце­на­рий писа­ли при непо­сред­ствен­ном уча­стии и кон­суль­ти­ро­ва­нии Кон­стан­ти­на Циол­ков­ско­го. Бла­го­да­ря его уча­стию науч­ная сто­ро­на лен­ты без­упреч­на — он впе­чат­ля­ет и сегодня.

Рабо­та над музы­каль­ной частью про­дол­жа­лась боль­ше двух лет. «Аэро­нав­ты» нача­ли сотруд­ни­че­ство с Ильёй Лагу­тен­ко в декаб­ре 2009 года: сна­ча­ла с ново­го про­чте­ния пес­ни «С Новым годом, крош­ка!» и каве­ром на «Пол­ный штиль», вошед­шим в аль­бом-три­бьют «Маши­ны Вре­ме­ни». Вполне симп­то­ма­тич­но — Лагу­тен­ко все­гда тол­ка­ло от звёзд к морю, и наобо­рот, но все­гда — толь­ко с такой амплитудой.

Фото из архи­ва груп­пы, 2015 год

«Кольцо Скорпиона»

Фильм «Пара­граф 78» — ано­ма­лия. Если бы не он, мы бы не мог­ли пред­ста­вить, как Иен Бра­ун про­гу­ли­ва­ет­ся по сто­ли­це и захо­дит в пер­вый попав­ший­ся киоск, а Бретт Андер­сон из «Suede» запи­сы­ва­ет сов­мест­ную пес­ню с Лагутенко.

Вот, что гово­рил про это сам Илья:

«О Бретт Андер­сон! Бра­тан! Исто­рия с этим „Пара­гра­фом 78“, конеч­но, луч­ший анек­дот в мире..<…> …бла­го­да­ря „Пара­гра­фу“ появи­лась воз­мож­ность сде­лать сов­мест­ную пес­ню с Брет­том Андер­со­ном. Когда мы запи­сы­ва­ли аль­бом „Мор­ская“, как раз груп­па „Suede“ гре­ме­ла, если б мне ска­за­ли, что через десять лет я буду писать пес­ню с Брет­том Андер­со­ном, я бы отнёс­ся к это­му с недо­уме­ни­ем. И вот мне позво­ни­ли и ска­за­ли: есть новая пес­ня Брет­та Андер­со­на, давай ты напи­шешь рус­ский текст. Мы встре­ти­лись толь­ко на съём­ках видео, и когда все закон­чи­лось, я его под­во­зил домой. Я так, из веж­ли­во­сти, спро­сил: „Вам Моск­ву-то пока­за­ли?“ — „Ну да, пока­за­ли, вот толь­ко нам гово­ри­ли, что все рус­ские пьют вод­ку, — это­го мы не уви­де­ли, ну может быть, в сле­ду­ю­щий раз“. Я гово­рю: „Подо­жди­те! Давай­те-ка по одной“. И мы зашли в „Бар 30/7“, там нико­го не было наро­ду, кро­ме нас. По одной, как обыч­но, не получилось».

Соб­ствен­но, и пес­ня с кли­пом полу­чи­лись такие же «рус­ские», что в дан­ном слу­чае совсем не ком­пли­мент. Если нет жела­ния смот­реть, то про­сто пред­ставь­те, что ико­ну брит-попа при­гла­си­ли снять­ся в «Ули­це Раз­би­тых Фонарей».

Как доба­вил Лагутенко:

«…его груп­па тогда почти рас­па­лась, не гастро­ли­ро­ва­ла, он пере­жи­вал — а тут новая рабо­та, новые впе­чат­ле­ния. Он раз­от­кро­вен­ни­чал­ся, мы пре­крас­но про­ве­ли вечер. Закон­чи­лось всё немно­го стран­но: я пере­вёл поло­ви­ну пес­ни на рус­ский, а поло­ви­ну Бретт спел в сво­ей сту­дии без наше­го при­сут­ствия. Мне запом­ни­лась его фра­за: „Если бы не я, карье­ра Дэви­да Боуи дав­но бы закончилась“».

Увы, ана­ло­гич­ной ситу­а­ции меж­ду Лагу­тен­ко и уже самим Брет­том не про­изо­шло — клип едва ли стал луч­шим вос­по­ми­на­ни­ем бри­тан­ца о Рос­сии. Впро­чем, это спра­вед­ли­во и в обрат­ную сто­ро­ну, ведь, как ска­зал Бретт Андер­сон жур­на­лу FUZZ в 2007:

«Я видел их [„Мумий Тролль“] живьём, они молод­цы. И я знаю, что они доволь­но попу­ляр­ны в Рос­сии. Но рус­ская музы­ка всё рав­но не может внед­рить­ся в англий­скую куль­ту­ру. Та же исто­рия с рус­ским кине­ма­то­гра­фом и даже клас­си­че­ской музы­кой, хотя лич­но они мне нра­вят­ся. Но совре­мен­ный рус­ский рок не нужен Англии, у нас слиш­ком мно­го чего-то подоб­но­го, рынок и так перенасыщен».

Что ж, к сожа­ле­нию, все после­ду­ю­щие попыт­ки груп­пы «Мумий Тролль» заво­е­вать Запад и Евро­пу дока­зы­ва­ют право­ту Андерсона.


«Небесный Человек»

В 1985 году груп­па «Мумий Тролль», кото­рой тогда было от силы два года, выпу­сти­ла пер­вый маг­ни­то­аль­бом «Новая Луна Апре­ля». Если заглав­ная пес­ня, а так­же буду­щий хит «Ино­пла­нет­ный Гость», не забы­ты с тех пор, на аль­бо­ме были пес­ни, кото­рые потом так нику­да и не пере­ко­че­ва­ли. Самой яркой из кото­рых, на мой взгляд, оста­ёт­ся имен­но «Небес­ный Чело­век» — насто­я­щий совет­ский «Duran Duran», одно­вре­мен­но насле­ду­ю­щий тен­ден­ци­ям Новой Роман­ти­ки Цен­траль­ной Рос­сии и вос­при­няв­ший ори­ги­нал по-сво­е­му: здесь уже мож­но услы­шать, что Лагу­тен­ко в первую оче­редь при­шёл раз­вле­кать, а не поучать. И в этом, конеч­но, наблю­да­лась ощу­ти­мая дистанция.


«Масло»

31 декаб­ря 1999 года, ров­но под Новый год, состо­ял­ся релиз сингла «Мумий Трол­ля» «Кар­на­ва­ла. Нет». Он вклю­чал пять тре­ков — саму пес­ню «Кар­на­ва­ла. Нет», два реми­к­са на неё от TJ Rehmi и Алек­са Вет­ро­ва, реми­кс на «Дель­фи­ны» от «Дис­ко­те­ки Ава­рии», а так­же пес­ню «Мас­ло». В ито­ге она была пере­вы­пу­ще­на на аль­бо­ме «Ред­кие Земли».

Фото из архи­ва груп­пы, 2003 год

«Мас­ло» — самая неза­слу­жен­но забы­тая пес­ня не само­го луч­ше­го пери­о­да груп­пы, хотя бы пото­му, что для «Мумий Трол­ля» менять сти­ли в рам­ках одной ком­по­зи­ции дело доволь­но ред­кое. Но «Мас­ло» имен­но такой при­мер — послушайте.


«Лазурно-Бирюзовые»

Воз­мож­но, это самое кви­ро­вое, что делал «Мумий Тролль». Видео с оче­вид­ным эсте­ти­че­ским при­ве­том груп­пе «The Knife» разыг­ры­ва­ет сюжет схо­жий с их кли­пом «Pass This On» — в обо­их слу­ча­ях некое про­вин­ци­аль­ное место, кото­рое нахо­дит­ся, как ска­зал бы Нил Гей­ман, «нико­где». С одной сто­ро­ны — транс-пер­со­на у мик­ро­фо­на, с дру­гой — при­ме­ты совер­шен­но дру­го­го мира, не то про­сто хлад­но­кров­но­го, не то враж­деб­но­го. Харак­тер­но, что при выхо­де кли­па мно­гие фана­ты посчи­та­ли, что Илья сам и снял­ся в обра­зе тра­ве­сти-певи­цы. Тем не менее зако­ны жан­ра никто не отме­нял. Как отме­ча­ет всё тот же Лобычев:

«Увы, в мире Ильи Лагу­тен­ко певи­ца уми­ра­ет уже „на завтра“».


«Это не сон», проект «КЕТА»

Если под мар­кой «Мумий Трол­ля» после «Лазур­но-Бирю­зо­вых» не выхо­ди­ло чего-то настоль­ко же пер­вер­сив­но­го, то дру­гой про­ект, свя­зан­ный с Лагу­тен­ко — КЕТА — отме­тил­ся не менее стран­ным кли­пом. Здесь пред­став­лен их све­жий видео­ро­лик, после недав­не­го воз­вра­ще­ния. Хоро­ший спо­соб открыть для себя эту груп­пу — ролик, сня­тый буд­то в тонах «The XX», с при­лип­чи­вым моти­вом и упру­гим гру­вом, напо­ми­на­ю­щим аль­бом «Everything Now» груп­пы «Arcade Fire». Уже слег­ка уста­рев­шие, но, риск­ну ска­зать, что даже так зву­чит живее, чем весь послед­ний аль­бом «Мумий Тролля».

Фото из архи­ва груп­пы, 2012 год

«Сука», «Горностай»

Ещё один про­ект Лагу­тен­ко, по ощу­ще­ни­ям слег­ка опе­ре­див­ший вре­мя. Во-пер­вых, «Гор­но­стай» —это дистан­ци­он­ная груп­па, и даже стран­но, что она не вос­крес­ла сей­час, а во-вто­рых, «Гор­но­стай» игра­ли музы­ку в духе услов­ной «Пош­лой Мол­ли» ещё за десять лет до неё. «Сука» — это пес­ня, кото­рая до сих пор оста­ёт­ся, с одной сто­ро­ны, апо­ге­ем «крин­жа», на кото­рый спо­со­бен Лагу­тен­ко, а с дру­гой — это одна из самых качо­вых песен, к кото­рым он при­кла­ды­вал руку. Впро­чем, надо пони­мать, что «кач» здесь мало чем отли­ча­ет­ся от «Пош­лой Мол­ли». Неслож­но пред­ста­вить, что воз­об­но­ви Лагу­тен­ко про­ект «Гор­но­стай», за вокаль­ную пар­тию там вполне мог бы отве­чать Кирилл Блед­ный. А что, Скрип­то­ни­та в одном тре­ке с Лагу­тен­ко вы ещё пару меся­цев назад не пред­став­ля­ли, не так ли?


«Мошка»

«Мош­ка» с аль­бо­ма «Пират­ские Копии», пожа­луй, самый «нар­ко­ман­ский» релиз от груп­пы. Это тот слу­чай, где сло­ва­ми не опи­шешь. Един­ствен­ное, что хочу доба­вить от себя — хоро­ший при­мер того, что «Мумий Тролль» не боит­ся заби­вать на мне­ние пуб­ли­ки и писать мак­си­маль­но неком­мер­че­ские песни.

Фото из архи­ва груп­пы, 2009 год

«Ноябрь»

«Поздрав­ляю вас с нача­лом нояб­ря» — уже даже не мяу­чит, а спо­кой­но кон­ста­ти­ру­ет Лагу­тен­ко после гул­ко­го инт­ро, едва ли напо­ми­на­ю­ще­го хоть что-нибудь из про­шло­го твор­че­ства. Такой замер­шей и замёрз­шей тре­во­ги в музы­ке Лагу­тен­ко преж­де не было. Забро­шен­ные кораб­ли, пол­ное отсут­ствие недав­них сле­дов чело­ве­ка и места, напо­ми­на­ю­щие мор­ские клад­би­ща — пол­ный штиль. Пола­гаю, что толь­ко так и может зву­чать нача­ло не толь­ко нояб­ря, но и каж­до­го меся­ца послед­не­го года.


Послу­шай­те так­же «Рус­ский брит-поп. 10 аль­бо­мов».

Поделиться