Самарские историки изучили уникальную гравюру английского путешественника XVIII века Джона Кэстля с изображением Самары, а также его путевой дневник. Гравюра интересна тем, что является одним из первых известных сегодня источников, которые дают представление об облике Самары XVIII века. Об этом рассказывает РИА Новости со ссылкой на международный научный журнал «Quaestio Rossica».
Англичанин Джон Кэстль был приглашен в качестве художника в состав Оренбургской экспедиции 1734–1744 годов, в ходе которой к России были присоединены территории на Южном Урале и в Зауралье. Штаб экспедиции располагался в Самаре. Рисунок города, сделанный Кэстлем, превосходит по достоверности более ранние и широко известные изображения Адама Олеария и Корнелия де Брюйна.
Среди интересных деталей, информацию о которых содержит гравюра, есть, например, указание на расположение крепостных сооружений Самары. По словам историков, оно не совпадает полностью ни с одной из известных современных реконструкций, так как они делались на основе словесных описаний или по зарисовкам сомнительной точности. Также на рисунке изображены храмы города, которые не сохранились до наших дней, земляной вал с восточной стороны Самары и возвышающаяся над городом сторожевая башня, названная художником «Ein Wachthurm».