С 8 по 11 июня в московском Гостином дворе проходила XXVII Международная выставка архитектуры и дизайна «АРХ Москва». В этот раз главной темой экспозиции организаторы назвали устойчивость — столь необходимую способность в работе участников форума.
Платформа является одним из крупнейших мероприятий года в архитектурно-строительной сфере. Вход на выставку был свободным, поэтому любой интересующийся мог попасть на лекции и выступления бесплатно.
О том, как прошла «АРХ Москва», читайте в репортаже Алексея Киреенко.
«Арх-Москва» — одна из старейших архитектурно-строительных выставок современной России. Ежегодно ведущие отечественные и зарубежные архитекторы и дизайнеры презентуют здесь свежие решения в области частного и градообразующего проектирования, строительства и оформления пространств. На платформе встречаются профессионалы и чиновники, чтобы обсудить проблемы современного зодчества. Исполнители общаются с заказчиками, предлагают новые материалы и технологии.
На экспозиционной площади было представлено более 200 участников: государственные институции, архитектурные студии, дизайн-бюро, профильные учебные заведения, девелоперы, журналы, издательства, а также производители и дистрибьюторы эксклюзивных материалов.
В этом году темой выставки выбрали устойчивость. Кураторы предложили участникам своё прочтение, чтоб каждый смог бы отразить его на актуальных градостроительных проектах. Архитекторы и дизайнеры трактуют устойчивость в самом широком смысле. Участники считают, что устойчивая архитектура предполагает развитие городов, способных преодолевать трудности и изменение внешних факторов, — максимально актуальная проблема.
Особый упор сделали на экологии, ей посвящён один из самых запоминающихся стендов «Экологическая платформа. Устойчивость 4D». Авторы стенда наглядно показали, как правильно сортировать мусор. Закрепить теорию на практике можно здесь же: для разных видов отходов стоят отдельные контейнеры — интерактив как для детей, так и для взрослых. А если подняться на крышу этого павильона, то можно не только увидеть выставку с высоты, но и оказаться в мини-парке — на крыше цветут цветы и растут небольшие деревья и кустарники.
В разделе «Пресса» посетители выставки пополняли свои библиотеки ценными изданиями об архитектуре, градостроительстве и дизайне интерьера. У книжных стендов гости задерживались надолго.
Проект Балтия
Я поговорил с участниками выставки. Первый собеседник — Владислав Савинкин из журнала «Проект Балтия»:
«Наш журнал посвящён дизайну и архитектуре на севере России и в Балтийских странах. Из основных статей отечественных авторов выделю текст нашего главного редактора Владимира Фролова „Пределы суперэклектики“. В материале Владимир разбирает это относительно новое понятие, объясняет, в чём оно выражается. Суперэклектика развивает любую архитектурную среду, используя её характер, тогда как ландшафтный урбанизм сглаживает и обволакивает разрозненные элементы мегаполиса, визуализируя то, что Зигмунт Бауман назвал „текучей современностью“.
Сейчас мы издаёмся в Санкт-Петербурге, но в прошлые годы печатались и за рубежом. Новый номер в 2022 году только готовится к выходу. Раньше наши статьи шли с параллельным переводом на английский язык, только часть страницы была на русском. В этом году будет два отдельных журнала: один на русском, а второй для иностранных читателей».
Tatlin
Одно из самых популярных профильных издательств носит имя великого русского художника, основоположника художественного конструктивизма Владимира Татлина. Tatlin основан в 2001 году в Екатеринбурге. Его учредители Татьяна и Эдуард Кубенские — выпускники Уральской государственной архитектурно-художественной академии. На мои вопросы ответили члены издательства Владислава Выборнова и Дарья Наугольнова:
«Мы представлены по всей России: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Краснодар, Екатеринбург. Наша самая известная серия книг называется „Архив“, только что вышла книга про главный коридор Уралмашзавода. В „Архиве“ мы собираем главные исторические конструктивистские здания».
«Также у нас есть журнал Tatlin Mono, в нём выходят статьи про современные архитектурные решения. Совсем недавно мы опубликовали „Альбом архитектора Домбровского“ — в нём собраны уникальные архитектурные эскизы из альбома Сигизмунда Домбровского. Они показывают поиски новых архитектурных форм, отражающих реалии первых десятилетий XX века».
«Из серийных изданий стоит выделить Tatlin Plan — берётся отдельный проект, очень подробно рассматривается, можно найти этапы разработки концепции, поэтажные планы, описание фасада, документация проекта. Писали про небоскрёб на Мосфильмовской, Пекинский аэропорт, терминал „A“ аэропорта „Bнуково‑1“, Главный Штаб Государственного Эрмитажа — вышло более 30 номеров.
На стенде можно найти книги не только издательства, но и наших партнёров: Ginzburg, Strelka, Garage, книжного дистрибьютора „Медленные книги“».
DOM Publishers
Самое большое количество книг на иностранных языках находилось на стенде DOM Publishers. Я пообщался с директором издательства Кариной Димер:
«У нас есть книги на русском, немецком, французском и английском. Главный офис нашего издательства находится в Берлине. Печатаемся мы и в Германии, и в Китае, и в Европе, и в России».
«Издательство основано в 2005 году Филиппом и Наташей Мойзер. За эти годы вышло множество очень популярных книг. Из последних изданий отмечу работу „Галина Балашова. Архитектор советской космической программы“. Эта книга посвящена уникальному архитектору, которая проектировала интерьеры космических кораблей. Автор подробно рассмотрела проекты оформления многоразового орбитального корабля „Буран“, эмблему экспериментальной программы „Союз — Аполлон“, вымпелы и медали космических миссий. Её имя было открыто широкой общественности Филиппом Мойзером — автором и основателем нашего издательства».
«Ещё одна очень важная для нас книга — „Жилищное строительство в СССР 1955— 1985“. Архитектура хрущёвского и брежневского времени, панельное, индустриальное домостроение — одна из основных тем нашего издательства. Филипп очень скрупулёзно собрал и проанализировал материалы, описал все серии панельных домов, досконально разобрал саму концепцию типового строительства».
«У нас есть три основные серии: „Архитектурные путеводители“, „Практические пособия“ для специалистов и „История и теория архитектуры“. „Путеводители“ подразделяются на две категории — непосредственно архитектурные путеводители и путеводители по монументальному искусству (мозаикам).
С магазинами мы работаем в основном напрямую. Из дистрибьюторов сотрудничаем с „Юпитер-Импэкс“. Наши книги можно приобрести на нашем сайте и в независимых книжных: Garage, музее архитектуры имени А. В. Щусева, Monitor Box, „Подписных изданиях“, „Все свободны“».
Дербент
Почётным гостем в этом году на «АРХ Москве» стал Дербент. Сегодня власти Дагестана ведут на территории одного из самых древних городов России масштабную реконструкцию, реализуя мастер-план и развивая Дербент как отдельную туристическую единицу. Первые результаты глобальной трансформации представили посетителям выставки в Гостином дворе. О мастер-плане для журнала рассказали архитекторы Видади Сардаров и Елизавета Фёдорова.
Видади отметил:
«На стенде мы представляем наш город, рассказываем о новых переменах в его развитии. Темпы реализации мастер-плана очень высокие — мы опережаем во многих моментах, уже осуществили практически 50% мастер-плана».
«Также у нас есть сайт. На нём можно найти мастер-план всего города, стратегии развития набережной, транспортную стратегию, а также очень много других интересных проектов которые уже выполнены или же находятся на этапе реализации.
Здесь мы рассказываем про наш город, раскрываем нашу богатую историю, говорим про достопримечательности и культуру».
«Дербент — город с большой и богатой историей. При проектировании и на момент реализации мы учитываем огромное количество мелочей, в том числе и особенности города как исторической среды. Мастер-план — не просто базовое благоустройство. Здесь нужен особый подход, который делает проектирование гораздо интересней.
Нас приятно удивило то, что жители готовы к переменам. В некоторых районах, где сохранился старый жизненный уклад, нам удалось благоустроить территории, бережно сохраняя и не нарушая этот уклад. К примеру, малые архитектурные формы, такие как скамейки, мы совместно с другими бюро придумывали на основе уже имеющихся во дворах. Мы в каком-то роде переосмыслили и сделали то, что было, более удобным и качественным».
«Разработкой мастер-плана и его концепции занимался консорциум «Новая земля» — команда архитекторов. А мы же, как проектный офис, занимаемся малыми точечными локальными проектами: скверами, парками, улицами, благоустройством дворовых территорий.
На вопрос, есть ли предварительная беседа с жителями перед началом проектирования, отвечу вам так. Обычно ведётся разговор с жителями, и из числа жителей всегда находится самый инициативный. Он помогает организовать встречу с горожанами. Часто такие люди креативят, создают чаты и группы в мессенджерах. Организовываются небольшие собрания, на которых мы выслушиваем от жителей их требование или понимание того, каким бы они хотели видеть то или иное пространство — своего рода техническое задание. После этого мы создаём более правильное с точки зрения архитектуры решение.
За основу берём мнение и требование жителей, на них уже накладывается правильное проектное решение, в котором мы прорабатываем всё, учитываем все требования. Потом у нас снова идёт согласование с жителями».
«То, как люди общаются друг с другом в Дербенте, — отдельная и достаточно большая тема. Практически у всех и по сей день сохранились старые обычаи, связанные со свадьбами или похоронами. С учётом этого в некоторых дворовых территориях проектом благоустройства было предусмотрено место под различные мероприятия, сценарии.
Дербент — город южный, жаркий. Исходя из этого, вполне уместно большое количество теневого пространства. Ещё одной особенностью является то, что у нас люди любят посидеть, попить чай на улице под деревом в тенёчке. Вполне обычно для нас, когда от жителей поступают просьбы о дополнительных лавках. Они должны быть отдельно для мужчин, отдельно для женщин. Это происходит больше по требованию самих женщин — „мы хотим отдельную зону, там сидят мужики, у них свои разговоры, а мы — женщины“».
«В особенности местного колорита можно отнести и обилие ковров ручной работы — возникают очередные требования, на этот раз о техзонах. Это места, которые предусматриваются как пространство, чтобы выбивать ковры. Если мы не включим это в проект и не зонируем правильно, то вопросом займутся сами жители. Они могут сделать это неправильно, что очень сильно выбьется из общей концепции плана дворовой территории. На основе требований жителей приходится включать такие технические задания в наш проект».
Елизавета рассказывает:
«Я из Санкт-Петербурга, закончила Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. Два года назад приехала в Дербент, чтобы заниматься реализацией мастер-плана.
Мастер-план — это всегда комплексный подход, проект развития районов города во всех сферах. В разработке участвовала международная команда архитекторских бюро, а мы сейчас работаем над воплощением всего задуманного в жизнь. На этапе реализации у нас в Дербенте появился проектный офис внутри Управления архитектуры и градостроительства».
«Мы занимаемся проектированием общественного пространства. У нас есть несколько улиц, и наша задача — предусмотреть их развитие и реконструкцию. В нашем офисе половина ребят — местные, кто родился в Дербенте, а часть приезжих из других городов России».
Другие участники
Институт Генплана Москвы на своей площадке организовал настоящий кинотеатр. На протяжении всей выставки там показывали документальные короткометражные фильмы о городах и том, какое место человек занимает в современном мегаполисе.
Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы и Фестиваль архитектурного образования и карьеры «Открытый город» пригласили гостей выставки на лекцию-дискуссию «Город будущего. Больше, чем архитектура». Бюро Megabudka представило промежуточные выводы исследовательского проекта про идеальную модель города будущего, способного решить почти все актуальные мировые проблемы. В дальнейшем планируется протестировать модель этого поселения в виртуальной вселенной и реальной жизни. Необычным был павильон Москомархитектуры — все детали были выполнены из картона.
Выставка «Арх-Москва», несмотря на минимальное присутствие иностранных гостей, прошла действительно устойчиво. Настроение участников убедило в том, что российские архитекторы и градостроители будут идти по задуманному пути, не спотыкаясь.
Читайте также «Загадочная история мортуария: визитная карточка города Волжский».