VATNIKSTAN продолжает регулярную рубрику «Русский киностриминг». В конце каждого месяца мы рассказываем читателям о российских фильмах и сериалах, вышедших на онлайн-площадках.
У отечественной киноиндустрии сейчас не самые лёгкие времена — прокат не перекрывает образовавшуюся недостачу голливудских премьер. В попытке заполучить юных зрителей, у которых начались каникулы, в онлайн-прокат выходят хитовый мультик «Бука. Моё любимое чудище», полубиографический фильм «Ника» про девушку-вундеркинда, которая разъезжает по СССР и читает стихи собственного сочинения (в основу легла судьба поэтессы Ники Турбиной). На стриминговых платформах вышел криминальный триллер «Казнь», полнометражный дебют одного из самых востребованных клипмейкеров 2010‑х Ладо Кватании. В онлайн-кинотеатрах и по ТНТ можно посмотреть приключения Игоря Мухича из «Полицейского с Рублёвки», открывшего собственное детективное агентство.
Месяц не слишком богат на громкие премьеры, но выбрать есть из чего. Смотрим!
«Казнь», Okko
Дебют режиссёра Ладо Кватании в большом кино. Его имя уже известно поклонникам русской музыки: раньше Кватания снимал клипы для Хаски, «Ленинграда», Дельфина, Оксимирона, а также для своей жены Манижи. Клипмейкеры нередко уходят в полнометражные проекты — достаточно вспомнить Дэвида Финчера, Мишеля Гондри и Илью Найшуллера, который появился в эпизодической роли и у Кватании. Но всё же Ладо, хоть и решил попробовать силы в жанровом кино, поставил себе непростую задачу…
1991 год. Следователь Исса Давыдов (Нико Тавадзе) с коллегами и женой (Виктория Толстоганова) отмечает повышение до подполковника. Исса положил 10 лет жизни на то, чтобы поймать орудующего на юге страны серийного убийцу, который охотился на молодых женщин. По итогам расследования перед судом предстали два брата близнеца (обоих играет рэпер Хаски) — левша и правша. Оба получили высшую меру наказания.
Торжество прерывает телефонный звонок — найдена ещё одна жертва. Почерк тот же: маньяк набил рот жертвы землёй, а затем вонзил в неё нож. Но в этот раз девушка (Аглая Тарасова) отбилась от похитителя и сбежала, более того — она запомнила место, где её держали. Неужели Исса ошибся и обрёк на смерть невиновных? Побросав все дела, следователь вместе с опергруппой выезжает на место преступления.
Сюжет фильма разбит на главы, которые в свою очередь состоят из множества эпизодов. При этом в разбитых частях нет линейной хронологии — все события расследования разбросаны во времени по десятилетию и соотносятся с пятью стадиями принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессия и, наконец, принятие. Поначалу такая сложная подача может раздражать обилием постоянно новых деталей, однако в ней есть чёткая логика. «Казнь» — это не только фильм о поимке маньяка, но и история о том, как поиск преступника ломает жизни даже у тех, кто не был его жертвой.
Картина в плане визуала заслуживает отдельных оваций. Игра со светом, цветокоррекция, операторская работа — высший пилотаж. К примеру, фильм «Майор Гром» (тоже показательная работа, добротная, сочная) в каждой сцене показывает, как команда из кожи вон лезла, дабы заявить, что их фильм не хуже западных. И делали авторы «Майора» это ровно теми же голливудскими инструментами и приёмами, а они, увы, не всегда выглядят к месту в наших реалиях. Ладо Кватания же создал нечто удивительное и уникальное: он привнёс ощущение нового от самой картинки и кадра и в то же время на все сто остался верен отечественному колориту.
«Казнь» — это тяжёлый, неспешный, кровавый и мрачный фильм, в котором нотки северной тоски переплетаются с кавказской эмоциональностью и создают жестокое, но завораживающе красивое полотно.
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра
«Ника», Okko
Восьмидесятые, СССР. Про Нику Турбину знают все: в восемь лет выходит в тираж первый сборник стихотворений «Черновик» с предисловием Евгения Евтушенко, в десять — на Венецианском фестивале вручают почётного «Золотого льва», в двенадцать — поездка в США и встреча с Бродским. Но с возрастом популярность постепенно угасает. Меняется страна, а вместе с рассеивающимся талантом уходит и всеобщее признание.
Дебютантка Василиса Кузьмина в кинокартине обратилась к взаимоотношениям одарённого, но уже повзрослевшего ребёнка и родителя. Нике 27 лет (играет Лиза Янковская), СССР уже нет, как нет и детства, славы, а самое трудное — нет вдохновения. Девушка больше не пишет стихи. Ника пытается разобраться в себе, во взрослой жизни и понять, почему теперь не чувствует любви матери (Анна Михалкова) и сможет ли когда-нибудь быть ещё раз счастливой.
Основой для сценария стали биография «Тайна жизни Ники Турбиной», которую в 2018 году написал Александр Ратнер, документальные фильмы и рассказы знакомых девушки. Команде под руководством Василисы Кузьминой потребовалось полтора месяца репетиций и ещё два — съёмок, 35-миллиметровая плёнка и вещи конца 1990‑х — начала 2000‑х (технику, бытовые мелочи, постеры, книги и одежду искали в интернете и по друзьям или приносили из дома), чтобы для зрителей получилось полное погружение в эпоху. Продюсерами картины выступила команда, работавшая в разном составе над «Притяжением», «Льдом», «Холопом», «Текстом» и «Чернобылем»: Фёдор Бондарчук, Михаил Врубель, Вадим Верещагин и другие.
Драма считается формально биографичной, но принцип построения сюжета оригинален: авторы не придерживаются хронологии, а концентрируются на последних месяцах жизни поэтессы. Прошлое постоянно является во флешбэках и внутреннем диалоге с прежней маленькой Никой. Румяная и радостная девочка, которая вновь и вновь показывает героине и зрителю тот, давно ушедший мир, очень сильно контрастирует с видом обречённой 27-летней девушки. В роли маленькой Ники Турбиной выступила Вита Корниенко, которая в 12 лет успела сыграть больше чем в 50 фильмах и сериалах: «Пищеблоке», «Вампирах средней полосы», «ЮЗЗЗ» и других. Попадание в образ и сходство с реальной поэтессой — потрясающие.
Сложности с авторским правом не позволили создателям вставить реальные стихотворения Ники Турбиной. В картине использовали произведения современных авторов, близких Турбиной по духу. Артистка Алёна Галич-Архангельская, которая была знакома с поэтессой лично, во время съёмок высказывалась против выхода картины, переживая за экранный образ подруги. Но на самом деле «Ника», наоборот, вызывает желание подробнее изучить биографию героини, параллельно представляя не конкретного человека, ушедшего в расцвете юности, а всё общество переломного периода, его людей и их думы.
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра
«Бука. Моё любимое чудище», Premier
В часовой башне дворца мечтательная царевна Варвара (озвучивает Любовь Аксёнова) читает увлекательную книгу о храбром принце Эдварде, с которым она обменивается романтическими письмами. Царь-батюшка Елисей (Максим Волков) считает такие занятия вредными и пытается их запретить. Но Варварой, которая стоит на пороге 16-летия, не так-то просто управлять. Как раз в день рождения во дворце появляется хитрый, но жадный до власти почтальон Шишек (Прохор Чеховской). Он шантажирует царя и пытается жениться на Варваре. Не желая решать проблемы страны, царевна убегает на поиски возлюбленного.
Перед юными зрителями возникает удивительный мир стимпанка в царской России. Яркие платья, светские рауты, мундиры и эполеты соседствуют с механическими роботами и паровыми двигателями. Картинка живая, яркая, да и история начинается в духе «достали эти родители» — ребёнок замер у экрана!
Работа над мультфильмом длилась четыре года, но об ощущении живой атмосферы сказать сложно. В графике присутствует много шерсти и волос, которые слабо прорисованы. Смущают леса, где все деревья будто сделали по схеме «копировать — вставить». Часто попадаются какие-то непонятные шумы, расфокус, размытость. Всё это явно не играет на руку отечественному продукту. Да и хронометраж мультфильма 1 час 48 минут. Покажите мне ребенка в возрасте 6+ (как указано на афише), способного усидеть так долго?
Все диалоги крайне неестественные и странные. Чувствуется, что актёры озвучки лишь начитывают, а не погружаются в роль — исключение разве что в Варваре. Бука (Алексей Чумаков) никак не раскрылся за счёт реплик. Он вообще говорит очень мало, зато с ненужным придыханием, как будто он герой сомнительной мелодрамы. А ведь это заглавный персонаж, основной сюжетный двигатель, работа которого так важна для понимания истории.
Знакомство принцессы и разбойника Буки напоминает начало дружбы Фионы и Шрека. И здесь тоже есть третий лишний — «друг семьи» Заяц (Тимур Родригез), который, как и Осёл, постоянно смешит героев неуклюжестью.
И ладно, если бы авторы «Буки» использовали сюжетное сходство в качестве отсылки, реверанса или даже насмешки в сторону оскароносного «Шрека». В российской картине эти приёмы просто взяты как заведомо знакомые и имеющие успех. И, судя по сборам, это неплохо сработало.
Смотрите мультфильм на сайте онлайн-кинотеатра
«Мокьюментари», Premier
Комедийный сериал о непростом пути к успеху в российском кино и шоу-бизнесе. Или, как пишут сами авторы в качестве слогана, «основано на реальных событиях, но это не точно!». Не слишком остроумное, но в целом правильное раскрытие термина «мокьюментари» — псевдодокументальный фильм.
Актриса постбальзаковского возраста Юлия Зайцева (играет Юлия Волкова) мечтает о серьёзной роли и «Оскаре». Она завидует более успешным одногруппницам, спит и видит, как её тоже приглашают известные режиссёры, а тинейджерского вида журналисты зовут на интервью для Ютуба. Незадачливый агент Юлии (Михаил Тройник) ищет для неё новые роли, но это удаётся не слишком успешно — типаж у актрисы подходит только под мыльные сериалы с телеканала «Домашний».
И вот в один из дней именитый режиссёр Эдуард Вакарчук (Виталий Коваленко) приглашает Юлию на прослушивание. Звезда в радостном шоке, но всё оказывается не так радужно. Прочитав сценарий, Зайцева понимает, что её пригласили вовсе не из-за таланта, а лишь потому, что больше сниматься в этой дичи никто не согласился. Юлия пытается уйти, но оборотливый продюсер Ирина (Софья Шуткина) подливает актрисе в чай некие капли. Пока Зайцева находится в полубессознательном состоянии, съёмочная группа делает нужные кадры. Удивительным образом абсолютно бредовый фильм имеет успех, и режиссёр получает заказ на ещё одну картину — но именно с Юлией.
Сериал заявлен как комедия, однако юмор в нём обнаружить не так-то просто. Почти все комичные ситуации построены на том, что кто-то из героев что-то не понял, а то, что получилось, настолько нелепо, что зритель должен взахлёб расхохотаться. Но это только по задумке авторов.
Отчасти забавными кажутся повсеместные отсылки: к интервью Юрия Дудя*, к драке с Ксенией Собчак в Среднеуральском женском монастыре, к Бондарчуку, к российским телесериалам, к творчеству Тарковского.
Серии хоть и короткие, но смотрятся тяжело и нудно. Постоянные скачки от одной сюжетной ветки к другой, невнятные диалоги, блёклая картинка, отсутствие какой-либо интриги — курсор так и тянется к красному крестику.
Актёрский состав сериала состоит из незамыленных актёров, некоторые из которых редко появляются на первом плане. И как раз здесь у сериала есть стройность — никто из актёров не попадает в настроение. Все либо натужно переигрывают, либо бесстрастно нудят. Возможно, тут кроется насмешка над индустрией, но тогда «Мокьюментари» придётся считать слишком заумным сериалом.
Сморите сериал на сайте онлайн-кинотеатра
* признан иноагентом Минюстом РФ
«Без правил», Premier
Заброшенный пионерлагерь, в котором обнаруживают месторождение ценной минеральной воды, собирается всеми правдами и неправдами забрать криминальный авторитет Сергей Галямин (Гоша Куценко). На территории он планирует открыть прибыльный курорт для богатейших людей России. Правда, жирным участком уже владеет Ольга Лебедева (Елизавета Боярская), директор компании междугородних автобусных перевозок, и её партнер — и не только по бизнесу — Михаил Вардаков (Константин Крюков). Для Галямина это не проблема — репутация серьёзного бизнесмена не мешает ему орудовать по-старому.
В этот раз новые «партнёры» попались не слишком сговорчивые. Сначала Вардаков шантажирует Галямина и хочет поднять цену сделки, затем приходится иметь дело с беспринципной Ольгой. Старый и новый мир сталкиваются в неравной битве, где победитель забирает всё.
В центре сюжета — история 35-летней бизнесвумен, которая пытается открыть на территории пионерлагеря санаторий для сотрудников. Несмотря на трудное детство, Лебедева сумела сохранить человечность, она любит людей и не желает связываться с криминалом.
Сериал достаточно прямолинейно доносит основную мысль, а у зрителя не остаётся никаких шансов подключить воображение. Что поделать, сценарий писали авторы «Ментовских войн». Но то, как подаётся история молодой женщины, которая практически в одиночку противостоит бандитам, как минимум высококлассно спаяно. Здесь решают звёздный состав актёров, дорогие декорации, узнаваемые места, сочная картинка. Хорошо перепетая старая песня.
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра
«Детективное агентство Мухича», Premier
«Полицейский с Рублёвки» закончился ещё в 2019 году, но команда ТНТ до сих пор не готова расстаться со своим главным хитом последних лет. В 2021‑м на канале показали достаточно спорный приквел «Милиционер с Рублёвки» про молодость Володи Яковлева. А в июне этого года на ТНТ вместе с онлайном вышел ещё один спин-офф культового сериала.
Растяпа-полицейский Игорь Мухич (Роман Попов) во время очередного расследования сжёг особняк рублёвского олигарха. После увольнения из органов главный герой начинает собственное дело, приносящее не только удовольствие, но и неплохой доход, — Игорь открывает детективное агентство. Ему помогает Кристина (София Каштанова), которая из девушки лёгкого поведения стала успешным психологом.
Персонаж Мухича нисколько не изменился с первых серий «Полицейского с Рублёвки». Он всё такой же сильно упитанный мужчина в самом расцвете сил, увивается за любой юбкой, постоянно отвешивает сомнительные комплименты и пошлые шуточки всем окружающим девушкам. Сам Роман Попов так комментирует романтическую линию сериала:
«Скажем так: очень немалая часть сериала будет завязана на отношениях Игоря с женщинами, и в этом наших зрителей ждёт сюрприз».
Если у вселенной «Полицейского с Рублёвки» после последних сезонов всё ещё остались почитатели, то они будут удовлетворены. Юмор «Детективного агентства» почти полностью строится на несуразных ситуациях и пошлых темах. В большинстве случаев зрителю предлагают посмеяться над глупостью Мухича и тем, какой бред порождает его инфантильное воображение. Если по сюжету герои раскрывают какое-то преступление, то каждую серию 90% времени они бродят вокруг да около, а за финальные пять минут абсолютно случайно находят преступника.
Смотреть сериал не смешно и даже жалко. В слова авторов про «несколько сезонов» и «отдельный полнометражный проект» абсолютно не верится. Ну что ж, время покажет!
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра
Читайте также «Топ-10 якутских фильмов от киноведа из Якутии».