Александр Иванович Баранников не был лидером «Народной воли», однако его жизнь — показательный пример судьбы революционера второй полвины XIX века. Баранников входил в Исполнительный комитет партии, участвовал в подготовке покушений на Александра II. Незадолго до убийства императора Александр Иванович попал в тюрьму, суд приговорил его к вечной каторге. Отбывать бессрочное наказание не пришлось: революционер умер от туберкулёза в Петропавловской крепости.
В 1935 году вышла книга «Народоволец А. И. Баранников в его письмах», подготовленная революционеркой-народницей Верой Николаевной Фигнер. Сборник составлен из писем и текстов Баранникова, написанных в основном в заключении. В этом году издательский кооператив «Напильник» переиздал книгу, предисловие к ней вы можете прочитать у нас на сайте.
О работе Фигнер с революционными архивами, судьбе Александра Баранникова и содержании его писем из тюрьмы — в материале Сергея Лунёва.
Кооператив «Напильник» актуализирует изданные в 1920‑е знаменитой Верой Фигнер работы по истории народовольчества. Прославившаяся как обвиняемая в 1880‑е в связи с «процессом четырнадцати» Вера Николаевна Фигнер председательствовала во Всесоюзном обществе бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев (ОБПКиС), организации, среди функций которой была научно-исследовательская и популяризаторская деятельность.
Заслуги перед революцией народницы Фигнер перевешивали политические разногласия с большевиками. Родившаяся в 1854 году Вера Николаевна сместила Екатерину Константиновну Брешко-Брешковскую в статусе «бабушки русской революции», символа преемственности и связующего звена между поколениями освободительного движения. Фигнер курировала изучение организаций 1870—1880‑х годов. Вера Николаевна самолично занималась просветительской деятельностью, писала мемуары, собирала относящиеся к эпохе документы, рецензировала исторический материал.
Изданное в 1928—1930‑х годах собрание сочинений Фигнер составляет шесть томов. Первые три тома представляют собой авторские воспоминания народоволки, три других — статьи, переписку и поэзию. Готовила Фигнер и публикации, связанные с людьми её круга, выходившие в издательстве Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев (ОБПКиС). Некоторые книги издательства выложены на сайте Государственной публичной исторической библиотеки. Вышедшая в 1935 году работа «Народоволец А. И. Баранников в его письмах» стала одним из заключительных изданий ОБПКиС. В том же 1935 году Общество было закрыто.
Письма из тюрьмы и материалы дела народовольца Александра Баранникова предваряет биография, написанная Верой Фигнер. Уроженец Путивля дворянин Александр Иванович Баранников был моложе Фигнер на четыре года. Когда Александру было пять, его отец, офицер Эриванского лейб-гвардейского полка, скончался. Будучи гимназистом, Баранников увлёкся революционными идеями благодаря соседу, тёзке и старшему товарищу Александру Михайлову. Впоследствии Михайлов и Баранников станут соратниками в «Земле и воле» и «Народной воле».
Вынужденный под давлением родственников следовать семейной традиции, Баранников поступил в 1‑е Павловское военное училище в Санкт-Петербурге. Офицерская карьера совершенно не прельщала молодого человека, он мечтал стать врачом и рассчитывал поступить в Медико-хирургическую академию. В 1876 году в возрасте 18 лет Александр Баранников имитировал самоубийство и «умер для начальства и родных».
Стерев предыдущие связи, Баранников погрузился в народническое движение, охваченное «хождением в народ», и деятельность восстановленной организации «Земля и воля». Он отправился в земли Войска Донского пропагандировать социальную революцию. Затея потерпела крах. Крестьяне не понимали разодетых как на карнавал молодых интеллигентов. Начались аресты. Баранников уехал в Черногорию, чтоб воевать с турками добровольцем в отряде черногорского воеводы Пеко Павловича.
В 1878 году Александр Иванович вернулся в Санкт-Петербург. «Земля и воля» радикализировалась и взяла на вооружение тактику индивидуального террора. Полученный в Черногории боевой опыт Баранников использовал летом 1878 года. 1 июля в Харькове при переезде из одной тюрьмы в другую землевольцы, среди которых Баранников, попытались освободить теоретика «хождения в народ» Порфирия Войнаральского и напали на конвой. Затея окончилась неудачей, в перестрелке погиб жандарм, а полиция по горячим следам поймала одного из нападавших.
Чуть более чем через месяц, 4 июля 1878 года, произошла более успешная акция революционных народников: Сергей Степняк-Кравчинский заколол кинжалом шефа жандармов и главу Третьего отделения Николая Мезенцева. Баранников прикрывал отступление Степняка-Кравчинского после покушения. Сергей Степняк-Кравчинский уехал за границу и вскоре выпустил брошюру «Смерть на смерть», в которой объяснил мотивы убийства местью за смертную казнь революционера Ковальского.
В 1879 году «Земля и воля» раскололась на две организации — ставящую во главу угла индивидуальный террор «Народную волю» и рассчитывающий на пробуждение масс «Чёрный передел», из которого вышли первые русские марксисты. Баранников вошёл в исполнительный комитет «Народной воли» агентом третьей степени. Исполнительный комитет ставил целью убить царя.
Александр Баранников участвовал в подготовке покушений на императора, но не вошёл в группу народовольцев, которая ликвидировала Александра II. 23-летнего Баранникова арестовали незадолго до цареубийства, 25 января 1881 года. Вскоре в тюремных застенках находились большинство народовольцев. Достигнутая цель оказалась пирровой победой для революционных террористов, чьё движение было разгромлено. Убийство Александра II не вызвало антимонархических выступлений и только сплотило общественность вокруг престола.
Александр Баранников ждал смертной казни. 9 февраля 1882 года Баранникова приговорили к вечной каторге, что расстроило революционера. Однако отбывать мучительное наказание было не суждено: 6 (18) августа 1883 года Александр Иванович Баранников умер от туберкулёза в Петропавловской крепости в возрасте 25 лет.
Опубликованная в издании переписка включает в себя письма Баранникова, написанные в разные годы и адресованные родственникам. В первой части — письма Баранникова-юнкера 1875 года. В одном из них он пишет о намерении совершить самоубийство и прощается с роднёй.
Большую часть сборника составляет тюремная переписка Александра Баранникова с февраля 1881 года по март 1882 года. Считавшийся погибшим Баранников воскрес для родственников на скамье подсудимых. Революционер переписывался с матерью, братом и двумя сёстрами. Родные не пренебрегали Александром Ивановичем, общались с ним и помогали материально. Хоть письма и цензурировались, Баранников откровенно рассказывал об обстоятельствах своей жизни, делился воспоминаниями и советами, активно расспрашивал родственников о бытовых мелочах, просил передать приветы соседям.
Письма носят философический характер. Баранников не предстаёт сломленным человеком. Наоборот, он уверяет свою мать и сестёр:
«Завидна, право, моя жизнь: за такое короткое время столько ощущений, да каких ощущений! Я убеждён, что в глубине души вы завидуете моей доле, и немудрено — ваша жизнь такая неприглядная, бледная, скучная».
Лейтмотивом проходит мысль «Я счастлив и, следовательно, вы должны быть счастливы». В письме брату он сравнивает свои «странствования, места, где бывал, и положения, в которых бывал» с приключениями античного героя Одиссея. И даже вечная каторга вместо героической смерти на эшафоте не погружает народовольца в уныние.
Письма Баранникова в полной мере «приоткрывают его внутренний мир, его отношение к самому себе, к своей деятельности, жизни и смерти».
Довершает образ революционера его завещание, показания в суде и документ, в котором излагается мировоззрение Александра Баранникова. Он выглядит фигурой байронического типа, искателем приключений. Всеобщая социальная справедливость для него оказывается главной ценностью, ради которой он жертвует сначала комфортом и статусом, а затем свободой и жизнью. Вокруг Баранникова складывается романтический ореол, не только вокруг мировоззрения, изложенного самим революционером. Вера Фигнер уделяет много внимания южной внешности Александра Ивановича и его манере держаться.
Книга является не только ценным источником по истории народовольческого движения, созданным непосредственным участником. Баранников не относился к лидерам движения, а был человеком из второго эшелона, которых, как правило, перечисляют через запятую после основных лиц. Баранников не удостоился отдельных научных биографий или художественной повести в серии «Пламенных революционеров». Тем интереснее знакомиться с обстоятельствами его жизни и мировоззрением.
Александр Баранников пишет не для того, чтобы войти в историю, а чтобы рассказать о своей жизни родным, с которыми он потерял связь. Он, конечно, и рисуется, и упрекает, но остаётся предельно честным и рассказывает о тех сторонах жизни, о которых не принято говорить. На примере Баранникова можно выявить психологические мотивы, по которым становились революционерами. Ранняя смерть отца и принуждение к военной карьере могли послужить столь же важными причинами для того, чтобы стать революционером, что и политика правительства.
Тюремная переписка Баранникова перекликается с классикой романтизма «Последним днём приговорённого к смерти» Виктора Гюго. Только письма Александра Ивановича Баранникова — это не художественная выдумка, а настоящие эмоции и переживания подсудимого, ожидавшего смертельного приговора.
«Народоволец А. И. Баранников в его письмах» продолжает народовольческую линейку издательства «Напильник». Уже были выпущены тюремные воспоминания Александра Долгушина и брошюра Софьи Ивановой-Борейшо о нелегальной типографии «Народной воли». Учитывая обилие народовольческого наследия, следует ожидать от «Напильника» новинок.