Судьба революционера. О книге «Народоволец Александр Баранников в его письмах»

Алек­сандр Ива­но­вич Баран­ни­ков не был лиде­ром «Народ­ной воли», одна­ко его жизнь — пока­за­тель­ный при­мер судь­бы рево­лю­ци­о­не­ра вто­рой пол­ви­ны XIX века. Баран­ни­ков вхо­дил в Испол­ни­тель­ный коми­тет пар­тии, участ­во­вал в под­го­тов­ке поку­ше­ний на Алек­сандра II. Неза­дол­го до убий­ства импе­ра­то­ра Алек­сандр Ива­но­вич попал в тюрь­му, суд при­го­во­рил его к веч­ной катор­ге. Отбы­вать бес­сроч­ное нака­за­ние не при­шлось: рево­лю­ци­о­нер умер от тубер­ку­лё­за в Пет­ро­пав­лов­ской крепости.

В 1935 году вышла кни­га «Наро­до­во­лец А. И. Баран­ни­ков в его пись­мах», под­го­тов­лен­ная рево­лю­ци­о­нер­кой-народ­ни­цей Верой Нико­ла­ев­ной Фиг­нер. Сбор­ник состав­лен из писем и тек­стов Баран­ни­ко­ва, напи­сан­ных в основ­ном в заклю­че­нии. В этом году изда­тель­ский коопе­ра­тив «Напиль­ник» пере­из­дал кни­гу, пре­ди­сло­вие к ней вы може­те про­чи­тать у нас на сай­те.

Наро­до­во­лец А. И. Баран­ни­ков в его пись­мах. Собра­ны и под­го­тов­ле­ны к печа­ти В. Н. Фиг­нер. М.: Напиль­ник, 2024 — 158 с.

О рабо­те Фиг­нер с рево­лю­ци­он­ны­ми архи­ва­ми, судь­бе Алек­сандра Баран­ни­ко­ва и содер­жа­нии его писем из тюрь­мы — в мате­ри­а­ле Сер­гея Лунёва.


Коопе­ра­тив «Напиль­ник» акту­а­ли­зи­ру­ет издан­ные в 1920‑е зна­ме­ни­той Верой Фиг­нер рабо­ты по исто­рии наро­до­воль­че­ства. Про­сла­вив­ша­я­ся как обви­ня­е­мая в 1880‑е в свя­зи с «про­цес­сом четыр­на­дца­ти» Вера Нико­ла­ев­на Фиг­нер пред­се­да­тель­ство­ва­ла во Все­со­юз­ном обще­стве быв­ших полит­ка­тор­жан и ссыль­но­по­се­лен­цев (ОБП­КиС), орга­ни­за­ции, сре­ди функ­ций кото­рой была науч­но-иссле­до­ва­тель­ская и попу­ля­ри­за­тор­ская деятельность. 

Заслу­ги перед рево­лю­ци­ей народ­ни­цы Фиг­нер пере­ве­ши­ва­ли поли­ти­че­ские раз­но­гла­сия с боль­ше­ви­ка­ми. Родив­ша­я­ся в 1854 году Вера Нико­ла­ев­на сме­сти­ла Ека­те­ри­ну Кон­стан­ти­нов­ну Бреш­ко-Бреш­ков­скую в ста­ту­се «бабуш­ки рус­ской рево­лю­ции», сим­во­ла пре­ем­ствен­но­сти и свя­зу­ю­ще­го зве­на меж­ду поко­ле­ни­я­ми осво­бо­ди­тель­но­го дви­же­ния. Фиг­нер кури­ро­ва­ла изу­че­ние орга­ни­за­ций 1870—1880‑х годов. Вера Нико­ла­ев­на само­лич­но зани­ма­лась про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­стью, писа­ла мему­а­ры, соби­ра­ла отно­ся­щи­е­ся к эпо­хе доку­мен­ты, рецен­зи­ро­ва­ла исто­ри­че­ский материал. 

Издан­ное в 1928—1930‑х годах собра­ние сочи­не­ний Фиг­нер состав­ля­ет шесть томов. Пер­вые три тома пред­став­ля­ют собой автор­ские вос­по­ми­на­ния наро­до­вол­ки, три дру­гих — ста­тьи, пере­пис­ку и поэ­зию. Гото­ви­ла Фиг­нер и пуб­ли­ка­ции, свя­зан­ные с людь­ми её кру­га, выхо­див­шие в изда­тель­стве Обще­ства быв­ших полит­ка­тор­жан и ссыль­но­по­се­лен­цев (ОБП­КиС). Неко­то­рые кни­ги изда­тель­ства выло­же­ны на сай­те Госу­дар­ствен­ной пуб­лич­ной исто­ри­че­ской биб­лио­те­ки. Вышед­шая в 1935 году рабо­та «Наро­до­во­лец А. И. Баран­ни­ков в его пись­мах» ста­ла одним из заклю­чи­тель­ных изда­ний ОБП­КиС. В том же 1935 году Обще­ство было закрыто. 

Пись­ма из тюрь­мы и мате­ри­а­лы дела наро­до­воль­ца Алек­сандра Баран­ни­ко­ва пред­ва­ря­ет био­гра­фия, напи­сан­ная Верой Фиг­нер. Уро­же­нец Путив­ля дво­ря­нин Алек­сандр Ива­но­вич Баран­ни­ков был моло­же Фиг­нер на четы­ре года. Когда Алек­сан­дру было пять,  его отец, офи­цер Эри­ван­ско­го лейб-гвар­дей­ско­го пол­ка, скон­чал­ся. Будучи гим­на­зи­стом, Баран­ни­ков увлёк­ся рево­лю­ци­он­ны­ми иде­я­ми бла­го­да­ря сосе­ду, тёз­ке и стар­ше­му това­ри­щу Алек­сан­дру Михай­ло­ву. Впо­след­ствии Михай­лов и Баран­ни­ков ста­нут сорат­ни­ка­ми в «Зем­ле и воле» и «Народ­ной воле». 

Алек­сандр Баран­ни­ков в юно­сти. Фото из собра­ний ГЦМСИР

Вынуж­ден­ный под дав­ле­ни­ем род­ствен­ни­ков сле­до­вать семей­ной тра­ди­ции, Баран­ни­ков посту­пил в 1‑е Пав­лов­ское воен­ное учи­ли­ще в Санкт-Петер­бур­ге. Офи­цер­ская карье­ра совер­шен­но не пре­льща­ла моло­до­го чело­ве­ка, он меч­тал стать вра­чом и рас­счи­ты­вал посту­пить в Меди­ко-хирур­ги­че­скую ака­де­мию. В 1876 году в воз­расте 18 лет Алек­сандр Баран­ни­ков ими­ти­ро­вал само­убий­ство и «умер для началь­ства и род­ных».

Сте­рев преды­ду­щие свя­зи, Баран­ни­ков погру­зил­ся в народ­ни­че­ское дви­же­ние, охва­чен­ное «хож­де­ни­ем в народ», и дея­тель­ность вос­ста­нов­лен­ной орга­ни­за­ции «Зем­ля и воля». Он отпра­вил­ся в зем­ли Вой­ска Дон­ско­го про­па­ган­ди­ро­вать соци­аль­ную рево­лю­цию. Затея потер­пе­ла крах. Кре­стьяне не пони­ма­ли разо­де­тых как на кар­на­вал моло­дых интел­ли­ген­тов. Нача­лись аре­сты. Баран­ни­ков уехал в Чер­но­го­рию, чтоб вое­вать с тур­ка­ми доб­ро­воль­цем в отря­де чер­но­гор­ско­го вое­во­ды Пеко Павловича. 

В 1878 году Алек­сандр Ива­но­вич вер­нул­ся в Санкт-Петер­бург. «Зем­ля и воля» ради­ка­ли­зи­ро­ва­лась и взя­ла на воору­же­ние так­ти­ку инди­ви­ду­аль­но­го тер­ро­ра. Полу­чен­ный в Чер­но­го­рии бое­вой опыт Баран­ни­ков исполь­зо­вал летом 1878 года. 1 июля в Харь­ко­ве при пере­ез­де из одной тюрь­мы в дру­гую зем­ле­воль­цы, сре­ди кото­рых Баран­ни­ков, попы­та­лись осво­бо­дить тео­ре­ти­ка «хож­де­ния в народ» Пор­фи­рия Вой­на­раль­ско­го и напа­ли на кон­вой. Затея окон­чи­лась неуда­чей, в пере­стрел­ке погиб жан­дарм, а поли­ция по горя­чим сле­дам пой­ма­ла одно­го из нападавших. 

Чуть более чем через месяц, 4 июля 1878 года, про­изо­шла более успеш­ная акция рево­лю­ци­он­ных народ­ни­ков: Сер­гей Степ­няк-Крав­чин­ский зако­лол кин­жа­лом шефа жан­дар­мов и гла­ву Тре­тье­го отде­ле­ния Нико­лая Мезен­це­ва. Баран­ни­ков при­кры­вал отступ­ле­ние Степ­ня­ка-Крав­чин­ско­го после поку­ше­ния. Сер­гей Степ­няк-Крав­чин­ский уехал за гра­ни­цу и вско­ре выпу­стил бро­шю­ру «Смерть на смерть», в кото­рой объ­яс­нил моти­вы убий­ства местью за смерт­ную казнь рево­лю­ци­о­не­ра Ковальского.

В 1879 году «Зем­ля и воля» рас­ко­ло­лась на две орга­ни­за­ции — ста­вя­щую во гла­ву угла инди­ви­ду­аль­ный тер­рор «Народ­ную волю» и рас­счи­ты­ва­ю­щий на про­буж­де­ние масс «Чёр­ный пере­дел», из кото­ро­го вышли пер­вые рус­ские марк­си­сты. Баран­ни­ков вошёл в испол­ни­тель­ный коми­тет «Народ­ной воли» аген­том тре­тьей сте­пе­ни. Испол­ни­тель­ный коми­тет ста­вил целью убить царя. 

Алек­сандр Баран­ни­ков. Фото из собра­ний ГИМ

Алек­сандр Баран­ни­ков участ­во­вал в под­го­тов­ке поку­ше­ний на импе­ра­то­ра, но не вошёл в груп­пу наро­до­воль­цев, кото­рая лик­ви­ди­ро­ва­ла Алек­сандра II. 23-лет­не­го Баран­ни­ко­ва аре­сто­ва­ли неза­дол­го до царе­убий­ства, 25 янва­ря 1881 года. Вско­ре в тюрем­ных застен­ках нахо­ди­лись боль­шин­ство наро­до­воль­цев. Достиг­ну­тая цель ока­за­лась пир­ро­вой побе­дой для рево­лю­ци­он­ных тер­ро­ри­стов, чьё дви­же­ние было раз­гром­ле­но. Убий­ство Алек­сандра II не вызва­ло анти­мо­нар­хи­че­ских выступ­ле­ний и толь­ко спло­ти­ло обще­ствен­ность вокруг престола. 

Алек­сандр Баран­ни­ков ждал смерт­ной каз­ни. 9 фев­ра­ля 1882 года Баран­ни­ко­ва при­го­во­ри­ли к веч­ной катор­ге, что рас­стро­и­ло рево­лю­ци­о­не­ра. Одна­ко отбы­вать мучи­тель­ное нака­за­ние было не суж­де­но: 6 (18) авгу­ста 1883 года Алек­сандр Ива­но­вич Баран­ни­ков умер от тубер­ку­лё­за в Пет­ро­пав­лов­ской кре­по­сти в воз­расте 25 лет. 

Пет­ро­пав­лов­ская кре­пость. 1870‑е годы

Опуб­ли­ко­ван­ная в изда­нии пере­пис­ка вклю­ча­ет в себя пись­ма Баран­ни­ко­ва, напи­сан­ные в раз­ные годы и адре­со­ван­ные род­ствен­ни­кам. В пер­вой части — пись­ма Баран­ни­ко­ва-юнке­ра 1875 года. В одном из них он пишет о наме­ре­нии совер­шить само­убий­ство и про­ща­ет­ся с роднёй. 

Боль­шую часть сбор­ни­ка состав­ля­ет тюрем­ная пере­пис­ка Алек­сандра Баран­ни­ко­ва с фев­ра­ля 1881 года по март 1882 года. Счи­тав­ший­ся погиб­шим Баран­ни­ков вос­крес для род­ствен­ни­ков на ска­мье под­су­ди­мых. Рево­лю­ци­о­нер пере­пи­сы­вал­ся с мате­рью, бра­том и дву­мя сёст­ра­ми. Род­ные не пре­не­бре­га­ли Алек­сан­дром Ива­но­ви­чем, обща­лись с ним и помо­га­ли мате­ри­аль­но. Хоть пись­ма и цен­зу­ри­ро­ва­лись, Баран­ни­ков откро­вен­но рас­ска­зы­вал об обсто­я­тель­ствах сво­ей жиз­ни, делил­ся вос­по­ми­на­ни­я­ми и сове­та­ми, актив­но рас­спра­ши­вал род­ствен­ни­ков о быто­вых мело­чах, про­сил пере­дать при­ве­ты соседям. 

Пись­ма носят фило­со­фи­че­ский харак­тер. Баран­ни­ков не пред­ста­ёт слом­лен­ным чело­ве­ком. Наобо­рот, он уве­ря­ет свою мать и сестёр: 

«Завид­на, пра­во, моя жизнь: за такое корот­кое вре­мя столь­ко ощу­ще­ний, да каких ощу­ще­ний! Я убеж­дён, что в глу­бине души вы зави­ду­е­те моей доле, и немуд­ре­но — ваша жизнь такая непри­гляд­ная, блед­ная, скуч­ная»

Лейт­мо­ти­вом про­хо­дит мысль «Я счаст­лив и, сле­до­ва­тель­но, вы долж­ны быть счаст­ли­вы». В пись­ме бра­ту он срав­ни­ва­ет свои «стран­ство­ва­ния, места, где бывал, и поло­же­ния, в кото­рых бывал» с при­клю­че­ни­я­ми антич­но­го героя Одис­сея. И даже веч­ная катор­га вме­сто геро­и­че­ской смер­ти на эша­фо­те не погру­жа­ет наро­до­воль­ца в уныние. 

Пись­ма Баран­ни­ко­ва в пол­ной мере «при­от­кры­ва­ют его внут­рен­ний мир, его отно­ше­ние к само­му себе, к сво­ей дея­тель­но­сти, жиз­ни и смер­ти»

Довер­ша­ет образ рево­лю­ци­о­не­ра его заве­ща­ние, пока­за­ния в суде и доку­мент, в кото­ром изла­га­ет­ся миро­воз­зре­ние Алек­сандра Баран­ни­ко­ва. Он выгля­дит фигу­рой бай­ро­ни­че­ско­го типа, иска­те­лем при­клю­че­ний. Все­об­щая соци­аль­ная спра­вед­ли­вость для него ока­зы­ва­ет­ся глав­ной цен­но­стью, ради кото­рой он жерт­ву­ет сна­ча­ла ком­фор­том и ста­ту­сом, а затем сво­бо­дой и жиз­нью. Вокруг Баран­ни­ко­ва скла­ды­ва­ет­ся роман­ти­че­ский оре­ол, не толь­ко вокруг миро­воз­зре­ния, изло­жен­но­го самим рево­лю­ци­о­не­ром. Вера Фиг­нер уде­ля­ет мно­го вни­ма­ния южной внеш­но­сти Алек­сандра Ива­но­ви­ча и его мане­ре держаться. 

Кни­га явля­ет­ся не толь­ко цен­ным источ­ни­ком по исто­рии наро­до­воль­че­ско­го дви­же­ния, создан­ным непо­сред­ствен­ным участ­ни­ком. Баран­ни­ков не отно­сил­ся к лиде­рам дви­же­ния, а был чело­ве­ком из вто­ро­го эше­ло­на, кото­рых, как пра­ви­ло, пере­чис­ля­ют через запя­тую после основ­ных лиц. Баран­ни­ков не удо­сто­ил­ся отдель­ных науч­ных био­гра­фий или худо­же­ствен­ной пове­сти в серии «Пла­мен­ных рево­лю­ци­о­не­ров». Тем инте­рес­нее зна­ко­мить­ся с обсто­я­тель­ства­ми его жиз­ни и мировоззрением. 

Алек­сандр Баран­ни­ков пишет не для того, что­бы вой­ти в исто­рию, а что­бы рас­ска­зать о сво­ей жиз­ни род­ным, с кото­ры­ми он поте­рял связь. Он, конеч­но, и рису­ет­ся, и упре­ка­ет, но оста­ёт­ся пре­дель­но чест­ным и рас­ска­зы­ва­ет о тех сто­ро­нах жиз­ни, о кото­рых не при­ня­то гово­рить. На при­ме­ре Баран­ни­ко­ва мож­но выявить пси­хо­ло­ги­че­ские моти­вы, по кото­рым ста­но­ви­лись рево­лю­ци­о­не­ра­ми. Ран­няя смерть отца и при­нуж­де­ние к воен­ной карье­ре мог­ли послу­жить столь же важ­ны­ми при­чи­на­ми для того, что­бы стать рево­лю­ци­о­не­ром, что и поли­ти­ка правительства. 

Тюрем­ная пере­пис­ка Баран­ни­ко­ва пере­кли­ка­ет­ся с клас­си­кой роман­тиз­ма «Послед­ним днём при­го­во­рён­но­го к смер­ти» Вик­то­ра Гюго. Толь­ко пись­ма Алек­сандра Ива­но­ви­ча Баран­ни­ко­ва — это не худо­же­ствен­ная выдум­ка, а насто­я­щие эмо­ции и пере­жи­ва­ния под­су­ди­мо­го, ожи­дав­ше­го смер­тель­но­го приговора. 

«Наро­до­во­лец А. И. Баран­ни­ков в его пись­мах» про­дол­жа­ет наро­до­воль­че­скую линей­ку изда­тель­ства «Напиль­ник». Уже были выпу­ще­ны тюрем­ные вос­по­ми­на­ния Алек­сандра Дол­гу­ши­на и бро­шю­ра Софьи Ива­но­вой-Борей­шо о неле­галь­ной типо­гра­фии «Народ­ной воли». Учи­ты­вая оби­лие наро­до­воль­че­ско­го насле­дия, сле­ду­ет ожи­дать от «Напиль­ни­ка» новинок. 

Кни­гу «Наро­до­во­лец А. И. Баран­ни­ков в его пись­мах» мож­но зака­зать в нашем книж­ном мага­зине.

Поделиться