События Октябрьской революции 1917 года стали поворотными в истории Российского государства. Беспомощность Временного правительства в решении насущных вопросов страны, отсрочка Учредительного собрания, вопрос войны и мира, неудачный поход Лавра Корнилова, двуличие Александра Керенского и многое другое позволили большевикам взять власть в свои руки. Под лозунгами «Вся власть Советам!» Ленин и его сподвижники стремительно, с 25 по 26 октября, с помощью вооружённых восставших, смогли захватить власть в Петрограде. Временное правительство, заседавшее в Зимнем дворце, арестовали в ночь на 26 октября. Утром 22 октября II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов легализовал переход власти к большевикам. Вечером того же дня было сформировано новое временное правительство, получившее название Совета Народных Комиссаров. На втором заседании съезд принял декрет «О мире», «Об отмене смертной казни», «О полноте власти Советов, «О земле», «Об армейских революционных комитетах».
VATNIKSTAN выбрал десять картин о революции и разобрался, как живописцы реагировали на события октября 1917 года.
Большое внимание быту Красной армии, крестьян, рабочих и деятелей в революционной России уделялось в произведениях творческого объединения «Ассоциации Художников Революционной России» (АХРР). Талантливые скульпторы, живописцы и графики своими творениями хотели создать новое искусство, которое бы укрепляло веру народа в новую советскую власть и социалистические идеи в целом. Ассоциация просуществовала с 1922 года по 1932 год, а впоследствии стала предтечей Союза художников СССР. В ряды АХРР влилось множество деятелей Товарищества передвижников, последний глава которого Радимов стал председателем ассоциации. Борис Кустодиев, Кузьма Петров-Водкин, Илья Машков, Николай Терпсихоров, Иван Владимиров и многие другие известные художники являлись членами АХРР.
Были и другие художественные группы, которые противопоставляли свой взгляд на искусство, противоположный от реализма деятелей АХРР. К примеру, на годы Октябрьской революции приходится расцвет Русского авангарда — художники по-новому видели жизнь русского народа, создавали нечто особенное. Известными деятелями авангарда в России стали Василий Кандинский, Казимир Малевич, Владимир Татлин.
Иван Владимиров, «Взятие Зимнего дворца»
Работа художника Ивана Владимирова «Взятие Зимнего дворца» описывает события Октябрьской революции. Солдаты захватили оплот Временного правительства Зимний дворец. Они рвут и мечут наследие царское России, на полотне видно, как бойцы кромсают картины, где изображены императоры.
Стоит отметить, что «русскую Бастилию» защищала группа юнкеров и 137 ударниц женского батальона смерти: всего, по разным расчётам, Зимний дворец охраняло от 500 до 700 человек. После перестрелки и наступления большевиков сопротивление было подавлено и в руках солдат, матросов и всяких желающих оказалось культурное достояние Российской империи. Конечно, многие вещи были награблены толпой, в том числе и защищавшими Зимний дворец юнкерами, но в скором времени порядок был восстановлен. Вот что пишет по этому поводу американский журналист Джон Рид «Десять дней, которые потрясли мир»:
«Увлечённые бурной человеческой волной, мы вбежали во дворец через правый подъезд, выходивший в огромную и пустую сводчатую комнату — подвал восточного крыла, откуда расходился лабиринт коридоров и лестниц. Здесь стояло множество ящиков. Красногвардейцы и солдаты набросились на них с яростью, разбивая их прикладами и вытаскивая наружу ковры, гардины, белье, фарфоровую и стеклянную посуду. Кто-то взвалил на плечо бронзовые часы. Кто-то другой нашёл страусовое перо и воткнул его в свою шапку. Но, как только начался грабёж, кто-то закричал: «Товарищи! Ничего не трогайте! Не берите ничего! Это народное достояние!» Его сразу поддержало не меньше двадцати голосов: «Стой! Клади всё назад! Ничего не брать! Народное достояние!» Десятки рук протянулись к расхитителям. У них отняли парчу и гобелены. Двое людей отобрали бронзовые часы. Вещи поспешно, кое-как сваливались обратно в ящики, у которых самочинно встали часовые. Всё это делалось совершенно стихийно. По коридорам и лестницам всё глуше и глуше были слышны замирающие в отдалении крики: «Революционная дисциплина! Народное достояние!»
Возвращаясь к Владимирову, можно отметить, что у него довольно интересный цикл работ, в которых детально описываются события, развернувшиеся в Петрограде 1917–1918 годов: голод, допросы, реквизиции, погромы.
Кузьма Петров-Водкин, «Петроградская Мадонна»
Картина Петрова-Водкина «Петроградская Мадонна» великолепно лавирует между современностью и мотивами эпохи Возрождения. На полотне изображена женщина с ребенком, на заднем же плане разворачиваются сцены послереволюционной жизни. Петров-Водкин трактовал новую эпоху в жизни общества России. Но он не стремился уничтожить старый мир, он хотел показать обновление мира. Конечно, в картине можно увидеть множество деталей из современной ему жизни. Тем не менее присутствуют в его картине и эпизоды из прошлых эпох. Женщина с ребёнком изображают новое будущее России, но при этом её образ напоминает Богоматерь, что должно придать этой картине некую архаичность. Тут и проявляется увлечение художника иконописью.
Написанная в 1920 году «Петроградская Мадонна» относится к зрелому периоду творчества Петрова-Водкина. Образ матери в картине художник не случаен: он был воспитан в заботливой и любящей семье. Он создаёт обобщённый образ русской женщины, собранный им из воспоминаний детства. Изображённые Петровом-Водкиным женщины всегда румяны, полны жизни, они пышут здоровьем и излучают тепло и доброту. Этот образ становится настоящим идеалом русской женской красоты.
Владимир Серов, «Выступление В. И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов»
Советский художник Владимир Александрович Серов в 1955 году посвятил свою работу одному из важнейших событий Октябрьской революции, проходившей 25–26 октября 1917 года, II Всероссийскому съезду Советов рабочих и солдатских депутатов.
Съезд выявил противоречия между большевиками, с одной стороны, и меньшевиками с эсерами, которые опасались усиливающегося влияния Ленина и его сподвижников. Само заседание происходило во время революционных событий в Петрограде. Так, по свидетельству очевидцев, во время заседания слышался грохот артиллерии, меньшевик Мартов вздрогнул, и объявил:
«Гражданская война началась, товарищи! Первым нашим вопросом должно быть мирное разрешение кризиса… вопрос о власти решается путём военного заговора, организованного одной из революционных партий…».
Впоследствии меньшевики, правые эсеры, делегаты Бунда покинули съезд и бойкотировали его работу.
Съезд определил будущее России на долгое время. Первым актом съезда стало обращение «К рабочим, солдатам и крестьянами» в котором сообщалось, что «Временное правительство низложено». Большевики провозгласили, что вся власть переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Призывом о немедленном прекращении боевых действия, развернувшихся из-за начала Первой мировой войны, стал Декрет о мире. Основной упор большевики делали на том, что стороны должны заключить справедливые мирные соглашения без аннексий и контрибуций, именно так, они считали, должна закончится эта грубая и жестокая империалистическая бойня.
Следующим шагом стал «Декрет о земле», основными пунктами которого стали: национализация всей земли и «обращение её во все народное достояние»; конфискация помещичьих имений и передачи их в распоряжение земельных комитетов и уездных советов крестьянских депутатов; передачи земли в пользование крестьянам на принципах уравнительности; не допуская наёмный труд. Немаловажную роль сыграла и постановления об отмене смертной казни на фронте, об образовании Совета народных комиссаров, об образовании в армии революционных комитетов.
Борис Кустодиев, «Большевик»
Произведение обращает на себя внимание прямолинейным образом-символом. Русский мужик твёрдой поступью идёт по улицам революционного Петрограда, а за ним движется толпа, ждущая перемен. Но художник не знает, как эти перемены повлияют на будущее России.
Вообще, картины на революционную тематику показали новую ипостась Кустодиева: до этого он писал картины, изображающие жизнь купечества и российской провинции. Все события он мог наблюдать на инвалидном кресле из окна своего дома, так как в 1909 году у художника обнаружили признаки опухоли спинного мозга. Он записывает в дневнике:
«Всё кипит, на улицах толпы народа… Я сижу дома, зная, что „такой“ улицы и в сто лет не дождёшься».
Кустодиев видит в революции бунт народа и происходящие события он изображает в виде огромной возвышающейся над всеми фигуры со знаменем революции. По его словам, именно так он выражает «чувство стихийности» революционных событий. Живописец чувствует грандиозность масштабов происходящего и эту стихийность он решает выразить в образе большевика. Если обратить внимание на толпу, то можно понять, что ей невозможно управлять, она движется стихийно. Препятствием для «нового будущего» становится церковь, которая занимает значимую часть полотна.
Синие тени на сероватом снегу призваны усилить состояние необъяснимой тревоги. У нас непроизвольно возникает тягостное ощущение, что этот человек своими огромными шагами скоро растопчет всё, что встретится у него на пути. Кустодиев пишет картину, уверенный, что тихой провинциальной России не выстоять перед этой разрушительной стихией.
Трудно сказать, как художник относился к новой идеологии. Общество ждало перемен, царизм не хотел, да и уже не мог решить проблемы страны, необходимы были новые люди. Многие встретили Февральскую революцию с восторгом, а Октябрьский переворот разделил общество. Кульминацией этого стала Гражданская война.
Казимир Малевич, «Голова крестьянина»
Конечно, нельзя обойтись без описания работ представителей Русского авангарда. Одним из самых значимых деятелей «нового искусства» стал Казимир Малевич. Революция стала толчком для творчества многих художников Русского авангарда. В годы Октябрьской революции Малевич уже стал заслуженным мастером, прошедшим путь от импрессионизма, неопримитивизма к собственному открытию — супрематизму. Малевич воспринял революцию мировоззренчески; новыми людьми и пропагандистами супрематической веры должны были стать члены арт-группировки УНОВИС («Утвердители нового искусства»), носившие на рукаве повязку в виде чёрного квадрата. Революционные события позволили художникам переписать всю прошлую и будущую историю для того чтобы занять в ней главное место.
Важным циклом работ в творчестве Малевича становятся работы посвященные русскому крестьянству. Линии и диагонали в композиции картины выталкивают голову крестьянина на передний план. Стоит обратить внимание и на цветовую гамму: особенно сильно проявляются чёрный, красный и белый цвета. Чёрный обозначает то, что человека неотвратимо ждёт смерть, но он имеет вечную природу, которую представляет белый цвет, при этом крестьянин полон жизни — на это указывает красный цвет. Но на верхней части картины видны самолеты — они означают переходный период в жизни народа, которые происходят совместно с военными действиями. При этом картина напоминает собой и православную иконопись, тут также встречается и отсылки к архаике крестьянской жизни: одежда людей, цвета, лицо крестьянина.
Николай Терпсихоров, «Первый лозунг»
Один из представителей Ассоциации Художников Революционной России Николай Борисович Терпсихоров является очень интересной личностью. Живописец служил в рядах Красной армии, а также побывал во многих уголках Советского Союза. Его творчество было пронизано революционной тематикой, и это не случайно, ведь события Октября повлияли на целые поколениях молодых людей. Да и путешествия по родной стране дали новый толчок для описания быта простого населения. При этом в более поздний период своей творческой деятельности художник ушёл от соцреализма и посвятил себя пейзажной живописи.
Теперь стоит обратиться к тому, что изображено на картине. Своеобразная советская «мастерская», где так контрастно сочетаются предметы искусства, полумрака ателье и советской символики. Сначала внимание зрителя сфокусировано на алом плакате «Вся власть Советам», но при этом стоит заметить, что на фоне художника и его полотна стоят непоколебимые античные фигуры. Картина явно отсылает нас в революционное и послереволюционное время, в момент зарождения советского искусства, задачей которого стало создание монументальной пропаганды.
Александр Лабас, «У стен Кремля»
Говоря об Октябрьской революции, стоит отметить также и события, развернувшиеся в Москве. Именно в Москве проходили ожесточённые схватки между защитниками режима и большевиками. Александр Аркадьевич Лабас изобразил взятие рабочими и солдатами Никольской башни Кремля.
28 октября Кремль взяли отряды юнкеров, расстреляв 300 солдат, перешедших на сторону большевиков. Тогда революционеры решили предпринять артиллерийский обстрел Кремля. Град снарядов повредил колокольню Ивана Великого и Спасскую башню, Успенский и Благовещенский соборы, были разрушены Никольские ворота. 2 ноября защитники Временного правительства объявили о капитуляции. Революция в Москве победила. Сами события стороны впоследствии констатировали по-разному. В газете «Новая Жизнь» под редакцией Максима Горького приведено следующее описание событий:
«Бухают пушки, это стреляют по Кремлю откуда-то с Воробьёвых гор. Человек, похожий на переодетого военного, пренебрежительно говорит:
— Шрапнелью стреляют, идиоты! Это — к счастью, а то бы они раскатали весь Кремль.
Он долго рассказывает внимательным слушателям о том, в каких случаях необходимо уничтожать людей шрапнелью, и когда следует „действовать бризантными“.
— А они, болваны, катают шрапнелью на высокий разрыв! Это бесцельно и глупо…
Кто-то неуверенно справляется:
— Может быть — они нарочно так стреляют, чтобы напугать, но не убивать?
— Это зачем же?
— Из гуманности?
— Ну, какая же у нас гуманность, — спокойно возражает знаток техники убийства…
… Круглые, гаденькие пульки шрапнели градом барабанят по железу крыш, падают на камни мостовой, — зрители бросаются собирать их „на память“ и ползают в грязи.
В некоторых домах вблизи Кремля стены домов пробиты снарядами, и, вероятно, в этих домах погибли десятки ни в чём не повинных людей. Снаряды летали так же бессмысленно, как бессмыслен был весь этот шестидневный процесс кровавой бойни и разгрома Москвы».
Эль Лисицкий, «Красным клином бей белых»
Литография художника Эля Лисицкого «Красным клином бей белых», созданная в 1919 году, политизирована до предела. Красный клин, врезающийся в белый круг, символизирует Красную армию, сокрушающую заслоны антикоммунистических и империалистических сил белой армии.
В этой ранней работе умело обыгрывается пустое и занятое объектами пространство. Своим движением фигуры явно намекают зрителю на правильную постановку текста. Лисицкий, как и Малевич, конструировал новый мир и создавал формы, в которые должна была уложиться новая жизнь. Это произведение благодаря новой форме и геометрии переводит злобу дня в некие общие вневременные категории.
Михаил Соколов, «Арест Временного правительства»
Картина Михаила Григорьевича Соколова «Арест Временного правительства» была создана в 1933 году. Но современникам больше известна копия этой картины, сделанная Серафимом Александровичем Зверевым по заказу Государственного музея Революции в 1936 году. На полотне изображён один из самых драматичных эпизодов Октябрьской революции — ночной арест Временного правительства в Зимнем дворце.
Центральной фигурой картины становится Владимир Антонов-Овсеенко (в шляпе, очках, с пистолетом в угрожающе поднятой руке). Революционер был в центре стихийного восстания. В послереволюционный период этот человек будет занимать должность члена Комитета по военным и морским делам при первом советском правительстве — Совете народных комиссаров (СНК). Но его личная история сложилась плачевно — в 1938 году Антонова-Овсеенко расстреляют за принадлежность к троцкистской организации, а его имя будет изъято из хроники штурма Зимнего дворца. Поэтому в советский период полотно не представляли широкой публике.
Сама картина полна динамики, энергии и эмоционального подъёма — на полотне видно, как стремительно разворачиваются события, все персонажи напряжены: революционеры воинственны, члены правительства готовы признать поражение. Художник изображает людей, которые меняют вектор движения России. Прошлое, не понимающее проблем крестьянства, рабочих и солдат, неизбежно ждёт погибель. Министры знают, что сопротивление в данном случае невозможно — революция победила.
Стоит отметить, что члены Временного правительства были во многом полярных взглядов: одни были идеологами либерального движения, а другие социалистического. Министры были по сути покинуты главой правительства Керенским, который бежал за помощью на фронт, поэтому шансов спасти ситуацию у них было крайне мало.
Из министров, изображённых на картине, можно узнать министра иностранных дел Михаила Терещенко (он в чёрном костюме, с чёрными волосами, зачёсанными на косой пробор), а рядом с ним Салазкин — министр просвещения. Напротив Салазкина изображен министр земледелия Семён Маслов (за ним матрос, держащий руку на его плече). Остальные же министры растворились в массе матросов и солдат. Один из министров впоследствии оставит воспоминания об этом историческом событии:
«Шум у нашей двери. Она распахнулась — и в комнату влетел, как щепка, вброшенная к нам волной, маленький человечек под напором толпы, которая за ним влилась в комнату и, как вода, разлилась сразу по всем углам и заполнила комнату.
Человечек был в распахнутом пальто, в широкой фетровой шляпе, сдвинутой на затылок, на рыжеватых длинных волосах. В очках. С короткими подстриженными рыжими усиками и небольшой бородкой.
… Комната была полным полна народа. Солдаты, матросы, красногвардейцы. Все вооружённые, некоторые вооружены в высшей степени: винтовка, два револьвера, шашка, две пулеметных ленты…»
Не исключена возможность, что именно эти воспоминания стали историческим источником, которым пользовался художник при создании картины.
Александр Герасимов, «В. И. Ленин на трибуне»
Известная картина портретиста Александра Михайловича Герасимова «В. И. Ленин на трибуне». Картина посвящена основному идеологу и руководителю Октябрьской революции Владимиру Ленину. Сочетание тёмного, дымного неба и ярких красных полотен революции создают удивительный контраст в композиции художника. Автор хотел описать торжество коммунизма, которое невозможно представить без Ленина.
Само изображение очень динамично, можно представить, как массы ликуют, а Владимир Ильич эмоционально влечёт народ за собой. Сам художник писал о процессе работы:
«Сознание, что работаешь над образом гения человечества, наполняло и глубокой творческой радостью и вместе с тем чувством большой ответственности. Я отчётливо понимал, берясь за эту работу, что необходимо сохранить для будущих поколений не только правдивый внешний образ Ленина, но вместе с тем и раскрыть перед зрителем чувство, с которым мы, современники, воспринимали дни и труды великого освободителя трудящихся и осмысливали новый этап мировой истории.
Много и долго работал я над своим первым портретом Ленина, много в нём переделывал, менял, но одна мысль неустанно руководила всеми моими творческими помыслами: Ленин — организатор Октября, пламенный трибун, вождь величайшей в веках революции. Таким я старался показать его на своем полотне».
Работа была завершена в 1930 году. В ней Герасимов смог создать обобщённый образ лидера большевиков, который призывал население страны на борьбу с угнетателями.
Художник отмечал, что он использовал фотографический материал для создания своей картины, но при этом прямое использование фотографии он считал вредным для создания интересной работы. Копирование стало бы тем фактором, который уводил в сторону творца от настоящих задач искусства. Он писал:
«Фото кое-что подсказывает художнику. Но писать портрет по фото — это значит не сделать даже мало-мальски сносного портрета. Трагедия немалого количества писавших и пишущих Ленина современных наших живописцев и заключается в том, что дальше „живописной реконструкции“ фотографии они не идут. Особенно обманчивы в фото ракурсы и отношение теневой и светлой части лица».
Примечательно, что Герасимов стал знакомиться с документальным материалом, когда идея портрета была уже решена в его сознании.
Читайте также «Октябрьская революция в дневниках современников».