Десять главных групп московской рок-лаборатории

Мос­ков­ские вла­сти отре­а­ги­ро­ва­ли на рок-музы­ку поз­же, чем ленин­град­ские: сто­лич­ная рок-лабо­ра­то­рия нача­ла рабо­тать толь­ко в 1985 году. И сра­зу же ста­ла не толь­ко кон­церт­ной пло­щад­кой, но ещё и местом под­ко­вёр­ных интриг, выяс­не­ния отно­ше­ний и пере­рас­пре­де­ле­ния мате­ри­аль­ных цен­но­стей. Ретро­спек­тив­но рок-лабо­ра­то­рия кажет­ся эда­ким ком­со­моль­ским кло­пов­ни­ком, тем более, ещё и со спор­ной фигу­рой Тро­иц­ко­го где-то неподалёку.

С дру­гой сто­ро­ны, она откры­ла доро­гу к пуб­ли­ке мно­гим музы­кан­там: боль­шая часть зна­чи­мых сто­лич­ных групп вто­рой поло­ви­ны 1980‑х годов так или ина­че в этой орга­ни­за­ции состо­я­ли. С тре­тьей, лабо­ра­то­рия вызы­ва­ла отчёт­ли­вое недо­воль­ство у ста­рой гвар­дии, уже зако­сте­нев­шей и оброс­шей рос­кон­цер­тов­ским жир­ком — мол, какие-то моло­дые недо­уч­ки поку­ша­ют­ся на наш кусок пиро­га. При­мер­но как сей­час завсе­гда­таи «Наше­го радио» смот­рят на поко­ле­ние фести­ва­ля «Боль». В общем, собрал совер­шен­но субъ­ек­тив­ную десят­ку лабо­ра­тор­ских питомцев.


«Браво»

«Бра­во» всту­пи­ли в рок-лабо­ра­то­рию уже в 1985 году, тогда же закон­чи­лись и при­тес­не­ния груп­пы. Агу­за­ро­ва вер­ну­лась в Моск­ву, затем был «Музы­каль­ный ринг», кон­цер­ты с Пуга­чё­вой и Град­ским и филар­мо­ни­че­ская став­ка. При этом пер­вый офи­ци­аль­ный аль­бом «Бра­во» вышел толь­ко в 1987 году — и, конеч­но, стал неве­ро­ят­но успеш­ным. До сих пор неслож­но най­ти людей, кото­рые счи­та­ют этот пери­од груп­пы вооб­ще луч­шим в её истории.


«Чудо-Юдо»

Засве­тив­ши­е­ся в филь­ме «Ава­рия — дочь мен­та» мос­ков­ские вро­де-как-пан­ки. Забав­ный и несколь­ко кари­ка­тур­ный образ роке­ров как веч­ных нару­ши­те­лей спо­кой­ствия. Ну, навер­ное, будет доста­точ­но при­ве­сти цита­ту из смеш­ной рецен­зии «Мос­ков­ско­го ком­со­моль­ца» на фести­валь рок-лабо­ра­то­рии 1987 года:

«Худ­со­вет рок-лабо­ра­то­рии утвер­ждал про­грам­мы всех групп, высту­пив­ших на фести­ва­ле. Была утвер­жде­на про­грам­ма и у этой груп­пы. Но зри­те­ли её не уви­де­ли. Зато они уви­де­ли исте­рич­ный и хули­ган­ский пане­ги­рик извра­щён­но­му миро­ощу­ще­нию и бес­смыс­лен­ной ска­брез­но­сти. Участ­ни­ки груп­пы убеж­де­ны, в глу­бо­ко­мыс­лен­но­сти наду­ва­ния пре­зер­ва­ти­вов и откры­той матер­щи­ны на сцене. ЧУДО-ЮДО не толь­ко дис­кре­ди­ти­ро­ва­ло себя. „Оно“ обо­шлось очень под­ло со мно­ги­ми людь­ми, кото­рые боле­ли за музы­кан­тов и дове­ря­ли им. Смо­гут ли они сей­час смот­реть этим людям в глаза?»


«Николай Коперник»

Одна из самых зако­вы­ри­стых, эстет­ских и, навер­ное, себя­лю­би­вых мос­ков­ских групп деся­ти­ле­тия. Тех­ни­че­ски это помесь новой вол­ны и доволь­но ста­ро­мод­но­го даже для 1986 года арт-рока, с роман­тич­ны­ми соля­ка­ми на гита­рах и сак­со­фо­нах. Плюс харак­тер­ная вокаль­ная мане­ра Юрия Орло­ва, отго­лос­ки кото­рой мож­но при жела­нии услы­шать у неко­то­рых совре­мен­ных групп, инте­ре­су­ю­щих­ся совет­ски­ми вось­ми­де­ся­ты­ми. Ну, хотя бы у «Инту­ри­ста».


«Альянс»

Вне­зап­но став­шая зна­ко­вой в послед­ние годы груп­па, о вли­я­нии кото­рой гово­рят мно­гие музы­кан­ты. Впро­чем, обыч­но это сво­дит­ся толь­ко к глав­но­му хиту «На заре», хотя «Аль­янс» пере­иг­рал мно­гое: от нью-вей­ва и до невнят­но­го ста­ди­он­но­го прог-рока с ква­зи­сим­фо­ни­че­ски­ми аран­жи­ров­ка­ми или око­ло­фол­ко­во­го мини­ма­лиз­ма с Инной Желанной.

На оче­ред­ной волне попу­ляр­но­сти «На заре» груп­па собра­лась зано­во и в фев­ра­ле 2020 года выпу­сти­ла новый аль­бом, кото­рый, впро­чем, про­ле­тел почти незамеченным.


«Биоконструктор»

Ещё одна груп­па, оче­вид­но важ­ная для мно­гих моло­дых музы­кан­тов, кор­ня­ми ухо­дя­щих в пост-панк и новую вол­ну. «Био­кон­струк­тор» — эда­кий совет­ский ран­ний Depeche Mode: низ­кий вкрад­чи­вый голос, син­те­за­тор­ные аран­жи­ров­ки. Доволь­но наив­но — осо­бен­но все эти бес­ко­неч­ные поучи­тель­ные тек­сты об опас­но­стях науч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са — но тол­ко­во сыг­ра­но и записано.

Чуть поз­же «Био­кон­струк­тор» рас­па­дёт­ся, а на его облом­ках воз­ник­нет «Тех­но­ло­гия» — одна из самых ком­мер­че­ски успеш­ных позд­не­со­вет­ских-ран­не­рос­сий­ских групп и уж точ­но еди­но­глас­ный побе­ди­тель в номи­на­ции «рус­ские Depeche Mode».


«Вежливый отказ»

Эклек­тич­ный и кон­цеп­ту­а­лист­ский про­ект, кото­рый, кста­ти, жив до сих пор. Тут тоже есть такая эстет­ская мос­ков­ская над­лом­лен­ность, кото­рая очень раз­дра­жа­ла поклон­ни­ков клас­си­че­ско­го ленин­град­ско­го рока. Мол, чего это они дура­ка валя­ют — те же пре­тен­зии, кото­рые предъ­яв­ля­лись в самом Ленин­гра­де «Аук­цы­о­ну», напри­мер. В обла­сти радио­фор­ма­та рок север­ной сто­ли­цы побе­дил, но уж очень быст­ро закончился.


«Звуки Му»

А тут тра­ди­ци­он­ный мос­ков­ский ново­вол­но­вый выпенд­рёж, общая мод­ность аран­жи­ро­вок и любовь вся­ких тогдаш­них тренд­сет­те­ров пре­крас­но урав­но­ве­ши­ва­лись нев­ра­сте­ни­че­ски-алко­го­ли­че­ским обра­зом Пет­ра Мамо­но­ва и его быто­вой мета­фи­зи­кой. В луч­ших сво­их про­яв­ле­ни­ях «Зву­ки Му» 1980‑х гг. — это моно­тон­ные гип­но­ти­че­ские рит­мы и пуга­ю­щий неми­га­ю­щий взгляд Мамо­но­ва. Ну, а про вни­ма­ние Боуи, зару­беж­ные гастро­ли и уход в рели­гию вы сами всё зна­е­те. Пожа­луй, глав­ная мос­ков­ская груп­па восьмидесятых.


«Центр»

Исто­рия рок-лабо­ра­то­рии во мно­гом и начи­на­лась с «Цен­тра»: груп­па Васи­лия Шумо­ва участ­во­ва­ла в самом пер­вом кон­цер­те орга­ни­за­ции в октяб­ре 1985 года. И так же, как и со «Зву­ка­ми Му» — слож­но най­ти пря­мых после­до­ва­те­лей «Цен­тра» в том, что потом ста­ло назы­вать­ся «рус­ским роком». Кажет­ся, толь­ко в послед­нее деся­ти­ле­тие насле­дие Шумо­ва вось­ми­де­ся­тых с его бес­ко­неч­ны­ми бес­страст­ны­ми спо­кен­вор­да­ми начи­на­ет пере­оце­ни­вать­ся и вхо­дить в канон оте­че­ствен­ной музыки.


«Коррозия металла»

Вооб­ще хэви и его про­из­вод­ные были чуть ли не маги­страль­ным направ­ле­ни­ем всей рок-лабо­ра­то­рии при­мер­но с 1987 года. Пере­чис­лять извест­ные груп­пы тех лет мож­но дол­го — это и Э. С. Т., и «ШАХ», и «Леги­он». Не гово­ря уже о «филар­мо­ни­че­ском мета­ле», кото­рый созда­ва­ли совсем не анде­гра­унд­ные люди, напри­мер, «Ария» или «Кру­из».

Вполне спра­вед­ли­во было бы упо­мя­нуть тут любую из команд, но я всё же оста­нов­люсь на пау­ков­ском про­ек­те. Тащем­та, он ока­зал­ся самым меме­тич­ным и вышел за жан­ро­вые и вооб­ще музы­каль­ные рамки.


«Крематорий»

Или любая дру­гая груп­па из услов­но­го пан­тео­на «Наше­го радио» — «Бри­га­да С», «Ва-Банкъ». То, что в девя­но­стые и даль­ше ста­ло ассо­ци­и­ро­вать­ся с кон­до­вым рус­ским роком: пар­ни, при­шед­шие к успе­ху и сумев­шие впи­сать­ся в рыноч­ные усло­вия. Соб­ствен­но «Кре­ма­то­рий» на пер­вых кон­цер­тах лабо­ра­то­рии высту­пал как «Крем», кста­ти. На конец 1980‑х годов и член­ство в рок-лабо­ра­то­рии при­шлись их глав­ные хиты, напри­мер, «Мусор­ный ветер» и «Без­об­раз­ная Эльза».


Читай­те так­же «„Всё порви, нач­ни сна­ча­ла“: исто­ки и буду­щее пост­пан­ка в Рос­сии».

Поделиться