Город Хива основан в VI веке до нашей эры. По преданию, старший сын Ноя вырыл посреди пустыни колодец. Странствующие караваны останавливались, чтоб выпить воды, и путешественники приговаривали «хейвак», что значит «как хорошо». Колодец Хейвак, давший название городу, до сих пор находится в старой части Хивы — Ичан-Кале.
За многие века город побывал частью разных государств: Ахеменидского, Хорезмского, Шейбанидов, а в 1598 году город стал столицей Хивинского ханства. Самые монументальные сооружения Хивы появились в XVIII — начале XX веков, во времена правления династии кунгратов. В 1763 году к власти пришёл Мухаммад Амин, при нём город стал духовным центром Средней Азии. Благодаря Мухаммад Амину были отреставрированы здания, в том числе стены и башни Ичан-Калы.
В 1873 году войска Российской империи под управлением генерала Кауфмана захватили Хиву и присоединили к Туркестанскому краю. Через 45 лет, в 1918 году, Красная армия свергла местную власть. В 1920 году Хива стала столицей Хорезмской Советской Народной Республики. 22 ноября 1924 года Советы передали город Узбекской ССР.
В советскую эпоху старая часть города сохранила изначальный облик. В 1967 году Хива была провозглашена городом-заповедником, а в 1990 году ЮНЕСКО объявила Ичан-Калу историческим памятником мирового значения. К этому времени в городе жило около 30 тысяч человек. Местные жители традиционно занимались ремёслами и животноводством, изготавливали ковры и изделия из хлопка, работали в туристической сфере.
VATNIKSTAN публикует фотографии древней части Хивы. Снимки сделал Фердинанд Кузюмов в 1982 году.
Нуруллабай — летний дворцовый комплекс хивинских ханов, выстроенный при Асфандияр-хане, правившего с 1910 по 1918 год. Является памятником истории и культуры Узбекистана.
В Нуруллабае были размещены несколько парадных залов, все комнаты дворца выполнены в разных стилях, в здании перемешана европейская и восточная архитектура. Тронный зал отделан в стиле русского модерна, здесь сохранились изразцовые печи, изготовленные на Императорском фарфоровом заводе Санкт-Петербурга. Высокие двери и окна дворца были сделаны немецкими плотниками из религиозной общины меннонитов. Представители этой общины жили на Ханской территории в Окмачитском селе, нынешнем Янгиарыкском районе.
Мавзолей Пахлавана Махмуда — архитектурный комплекс первой половины XIX века, выполненный в традициях хорезмского зодчества дотимуровского времени. Мавзолей является священным местом для хивинцев.
Пахлаван Махмуд (1247–1326) был местным поэтом из семьи ремесленников, прославился богатырской силой и способностью исцелять людей. После смерти Махмуда к могиле стали приходить люди. Первоначально усыпальница была скромной, со временем мавзолей превратился в величественное сооружение. Рядом с основным зданием возвели мечеть и суфийскую обитель ханаку. Также здесь хоронили знатных правителей. К могиле Пахлавана Махмуда и сегодня съезжаются сотни верующих.
Медресе Мухаммад Амин-хана — крупнейшее из сохранившихся в Хиве зданий высших богословских учебных заведений. Особенность архитектуры медресе — сдвоенные худжры, кельи для студентов. Здание украшают пояса цветных кирпичных наборов, майоликовые облицовки.
Куня-Арк — дворец-крепость в стенах Ичан-Калы. До свержения Хивинского хана большевиками в 1920 году дворец служил резиденцией хорезмских ханов. Здесь были возведены две мечети (летняя и зимняя), канцелярия, приёмная, гарем, монетный двор и хозяйственные помещения.
Массивный ствол Кальта-Минар украшен широкими и узкими поясами глазурованного кирпича. Минарет замышлялся грандиозным, величественным сооружением, главной вертикалью города, но после смерти Мухаммад Амин-хана остался недостроенным и получил имя Кальта — Короткий.
Аллакули-хан (1794–1842) правил Хивинским ханством с 1825 по 1842 год. Раньше здесь располагались мечеть, библиотека и учебная аудитория. Фасады зданий облицованы цветной майоликой. Сейчас в стенах медресе Аллакули-хана находятся сувенирные лавки.
Смотрите также «Архитектура Вильнюса в фотографиях 1980‑х годов».