Город Хива осно­ван в VI веке до нашей эры. По пре­да­нию, стар­ший сын Ноя вырыл посре­ди пусты­ни коло­дец. Стран­ству­ю­щие кара­ва­ны оста­нав­ли­ва­лись, чтоб выпить воды, и путе­ше­ствен­ни­ки при­го­ва­ри­ва­ли «хей­вак», что зна­чит «как хоро­шо». Коло­дец Хей­вак, дав­ший назва­ние горо­ду, до сих пор нахо­дит­ся в ста­рой части Хивы — Ичан-Кале.

За мно­гие века город побы­вал частью раз­ных госу­дарств: Ахе­ме­нид­ско­го, Хорезмско­го, Шей­ба­ни­дов, а в 1598 году город стал сто­ли­цей Хивин­ско­го хан­ства. Самые мону­мен­таль­ные соору­же­ния Хивы появи­лись в XVIII — нача­ле XX веков, во вре­ме­на прав­ле­ния дина­стии кун­гра­тов. В 1763 году к вла­сти при­шёл Мухам­мад Амин, при нём город стал духов­ным цен­тром Сред­ней Азии. Бла­го­да­ря Мухам­мад Ами­ну были отре­ста­ври­ро­ва­ны зда­ния, в том чис­ле сте­ны и баш­ни Ичан-Калы.

В 1873 году вой­ска Рос­сий­ской импе­рии под управ­ле­ни­ем гене­ра­ла Кауф­ма­на захва­ти­ли Хиву и при­со­еди­ни­ли к Тур­ке­стан­ско­му краю. Через 45 лет, в 1918 году, Крас­ная армия сверг­ла мест­ную власть. В 1920 году Хива ста­ла сто­ли­цей Хорезмской Совет­ской Народ­ной Рес­пуб­ли­ки. 22 нояб­ря 1924 года Сове­ты пере­да­ли город Узбек­ской ССР.

В совет­скую эпо­ху ста­рая часть горо­да сохра­ни­ла изна­чаль­ный облик. В 1967 году Хива была про­воз­гла­ше­на горо­дом-запо­вед­ни­ком, а в 1990 году ЮНЕСКО объ­яви­ла Ичан-Калу исто­ри­че­ским памят­ни­ком миро­во­го зна­че­ния. К это­му вре­ме­ни в горо­де жило око­ло 30 тысяч чело­век. Мест­ные жите­ли тра­ди­ци­он­но зани­ма­лись ремёс­ла­ми и живот­но­вод­ством, изго­тав­ли­ва­ли ков­ры и изде­лия из хлоп­ка, рабо­та­ли в тури­сти­че­ской сфере.

VATNIKSTAN пуб­ли­ку­ет фото­гра­фии древ­ней части Хивы. Сним­ки сде­лал Фер­ди­нанд Кузю­мов в 1982 году.


Ичан-Кала
Сте­ны Ичан-Калы
Запад­ные воро­та Ичан-Калы Ата-Дар­ва­за — «глав­ные врата»
Ком­плекс Ислам-ход­жа — мед­рес и мина­рет (1908). Носит имя глав­но­го визи­ря Хивин­ских ханов Мухам­мад Рахим-хана и Асфанди­яр-хана — Сеида Ислам-ходжи
Мина­рет Ислам-ход­жа зани­ма­ет вто­рое место по высо­те в Сред­ней Азии — 56,6 мет­ра. Пер­вое место при­над­ле­жит мина­ре­ту Кут­луг-Тиму­ра в Турк­ме­ни­стане — более 60 метров
Дишан-Кала — ремес­лен­ный при­го­род Ичан-Калы. Дво­рец Нурул­ла­бай (1906–1912). Внут­рен­ний двор

Нурул­ла­бай — лет­ний двор­цо­вый ком­плекс хивин­ских ханов, выстро­ен­ный при Асфанди­яр-хане, пра­вив­ше­го с 1910 по 1918 год. Явля­ет­ся памят­ни­ком исто­рии и куль­ту­ры Узбекистана.

В Нурул­ла­бае были раз­ме­ще­ны несколь­ко парад­ных залов, все ком­на­ты двор­ца выпол­не­ны в раз­ных сти­лях, в зда­нии пере­ме­ша­на евро­пей­ская и восточ­ная архи­тек­ту­ра. Трон­ный зал отде­лан в сти­ле рус­ско­го модер­на, здесь сохра­ни­лись израз­цо­вые печи, изго­тов­лен­ные на Импе­ра­тор­ском фар­фо­ро­вом заво­де Санкт-Петер­бур­га. Высо­кие две­ри и окна двор­ца были сде­ла­ны немец­ки­ми плот­ни­ка­ми из рели­ги­оз­ной общи­ны мен­но­ни­тов. Пред­ста­ви­те­ли этой общи­ны жили на Хан­ской тер­ри­то­рии в Окма­чит­ском селе, нынеш­нем Янги­а­рык­ском районе.

Одна из улиц Ичан-Калы
Мав­зо­лей Пах­ла­ва­на Махму­да (1810–1825)

Мав­зо­лей Пах­ла­ва­на Махму­да — архи­тек­тур­ный ком­плекс пер­вой поло­ви­ны XIX века, выпол­нен­ный в тра­ди­ци­ях хорезмско­го зод­че­ства доти­му­ров­ско­го вре­ме­ни. Мав­зо­лей явля­ет­ся свя­щен­ным местом для хивинцев.

Пах­ла­ван Махмуд (1247–1326) был мест­ным поэтом из семьи ремес­лен­ни­ков, про­сла­вил­ся бога­тыр­ской силой и спо­соб­но­стью исце­лять людей. После смер­ти Махму­да к моги­ле ста­ли при­хо­дить люди. Пер­во­на­чаль­но усы­паль­ни­ца была скром­ной, со вре­ме­нем мав­зо­лей пре­вра­тил­ся в вели­че­ствен­ное соору­же­ние. Рядом с основ­ным зда­ни­ем воз­ве­ли мечеть и суфий­скую оби­тель хана­ку. Так­же здесь хоро­ни­ли знат­ных пра­ви­те­лей. К моги­ле Пах­ла­ва­на Махму­да и сего­дня съез­жа­ют­ся сот­ни верующих.

Мав­зо­лей Пах­ла­ва­на Махму­да. Пор­тал внут­рен­не­го двора
Мав­зо­лей Пах­ла­ва­на Махму­да. Вход в усыпальницу
Мав­зо­лей Пах­ла­ва­на Махму­да. Купол
На пер­вом плане Куня-Арк (1804–1806), на вто­ром — мед­ре­се Мухам­мад Амин-хана (1851–1852) и мина­рет Каль­та-Минар (1855)

Мед­ре­се Мухам­мад Амин-хана — круп­ней­шее из сохра­нив­ших­ся в Хиве зда­ний выс­ших бого­слов­ских учеб­ных заве­де­ний. Осо­бен­ность архи­тек­ту­ры мед­ре­се — сдво­ен­ные худ­ж­ры, кельи для сту­ден­тов. Зда­ние укра­ша­ют поя­са цвет­ных кир­пич­ных набо­ров, май­о­ли­ко­вые облицовки.

Куня-Арк — дво­рец-кре­пость в сте­нах Ичан-Калы. До свер­же­ния Хивин­ско­го хана боль­ше­ви­ка­ми в 1920 году дво­рец слу­жил рези­ден­ци­ей хорезмских ханов. Здесь были воз­ве­де­ны две мече­ти (лет­няя и зим­няя), кан­це­ля­рия, при­ём­ная, гарем, монет­ный двор и хозяй­ствен­ные помещения.

Мас­сив­ный ствол Каль­та-Минар укра­шен широ­ки­ми и узки­ми поя­са­ми гла­зу­ро­ван­но­го кир­пи­ча. Мина­рет замыш­лял­ся гран­ди­оз­ным, вели­че­ствен­ным соору­же­ни­ем, глав­ной вер­ти­ка­лью горо­да, но после смер­ти Мухам­мад Амин-хана остал­ся недо­стро­ен­ным и полу­чил имя Каль­та — Короткий.

Куня-Арк и Кальта-Минар
Куня-Арк, внут­рен­ний двор
Мед­ре­се Алла­ку­ли-хана (1834–1835)

Алла­ку­ли-хан (1794–1842) пра­вил Хивин­ским хан­ством с 1825 по 1842 год. Рань­ше здесь рас­по­ла­га­лись мечеть, биб­лио­те­ка и учеб­ная ауди­то­рия. Фаса­ды зда­ний обли­цо­ва­ны цвет­ной май­о­ли­кой. Сей­час в сте­нах мед­ре­се Алла­ку­ли-хана нахо­дят­ся суве­нир­ные лавки.

Одна из улиц Ичан-Калы

Смот­ри­те так­же «Архи­тек­ту­ра Виль­ню­са в фото­гра­фи­ях 1980‑х годов».

Поделиться