«Бригада С» — I Need A Needle: наркотическая драма от Гарика Сукачёва

Запев по-англий­ски, пер­вые лица совет­ской рок-музы­ки про­дол­жа­ли иссле­до­вать пре­де­лы глас­но­сти и писать о про­бле­мах в стране, вод­ке и сек­се. Цен­траль­ной темой ста­но­ви­лась сво­бо­да, поня­тая как борь­ба с угне­те­ни­ем и зави­си­мо­стью — в том чис­ле нар­ко­ти­че­ской. Каза­лось, что даже рас­хо­жее опре­де­ле­ние «запре­щён­ные пре­па­ра­ты» отсы­ла­ло не столь­ко к химии, сколь­ко к цензуре.

Спе­ци­аль­но для VATNIKSTAN музы­каль­ный обо­зре­ва­тель Алек­сандр Мор­син рас­ска­зы­ва­ет о самых мно­го­обе­ща­ю­щих рок-билинг­вах «крас­ной вол­ны», замах­нув­ших­ся на миро­вое гос­под­ство. Сего­дня — о пио­не­рах совет­ско­го гоп-ска «Бри­га­де С» и песне I Need A Needle, в кото­рой Гарик Сука­чёв поёт про лом­ку и кринж от име­ни всех сев­ших на иглу.


Как это было

Гарик Сука­чёв сорил англи­циз­ма­ми и воль­ны­ми пере­во­да­ми слен­га более-менее все­гда, осо­бен­но в пери­од увле­че­ния куль­ту­рой хип­пи. К кон­цу 1980‑х годов, когда его «Бри­га­да С» вовсю наби­ра­ла обо­ро­ты, при­выч­ка к лек­си­че­ским мутан­там вро­де «малень­кая бей­ба» толь­ко добав­ля­ла Сука­чё­ву плю­сов и стран­но­го шар­ма. При всем вар­ва­риз­ме его «Плей­бой» был при­вле­ка­тель­ным и даже желан­ным, несмот­ря на неле­по бри­тые усы и белые нос­ки под чёр­ные туфли.

Экс­пор­ти­ро­вать образ буй­но поме­шан­но­го на Запад было не так уж слож­но. В июле 1989 года «Бри­га­да С» дала пер­вые кон­цер­ты в США, а ещё через месяц сыг­ра­ла на Мос­ков­ском фести­ва­ле мира — на одной сцене с Bon Jovi и Оззи Осборном.

«Бри­га­да С» — «Гады». Мос­ков­ский фести­валь мира. 13 июля 1989 года

Осе­нью на репе­ти­цию «Бри­га­ды С» загля­нул быв­ший участ­ник куль­то­вых The Velvet Underground Джон Кейл и сде­лал ком­пли­мент груп­пе: «Зву­чит очень по-аме­ри­кан­ски». Сука­чёв отве­тил: «Жаль, хоте­лось бы, что­бы это зву­ча­ло очень по-рус­ски».

Тем не менее уже на вто­ром аль­бо­ме груп­пы «Аллер­гии — нет!» Сука­чёв спел пес­ню на англий­ском язы­ке I Need A Needle про вполне понят­ную по обе сто­ро­ны оке­а­на заразу.


Что происходит

При жела­нии про­зрач­ный, как шприц, опус про вену и рукав лег­ко пред­ста­вить в каче­стве финаль­ной темы для «Иглы» Раши­да Нуг­ма­но­ва. Сюжет, рас­ста­нов­ка сил и финал под­хо­дят но Гарик опоз­дал на несколь­ко лет.

Бое­вик I Need A Needle был напи­сан на сти­хи Алек­сандра Гри­го­рье­ва, рабо­тав­ше­го с «Пар­ком Горь­ко­го» и при­вык­ше­го к интер­на­ци­о­наль­ным про­ек­там их патро­на Ста­са Нами­на. Лей­бл Нами­на SNC Records после­до­ва­тель­но выво­дил совет­ских роке­ров на меж­ду­на­род­ную аре­ну и, само собой, учи­ты­вал конъ­юнк­ту­ру рын­ка. В част­но­сти, обыг­ры­вал соци­аль­ную повест­ку того же Фести­ва­ля мира и напо­ми­нал о вре­де нар­ко­ти­ков с помо­щью песен-предупреждений.

Мне нуж­на игла! Ты зака­та­ешь мне рукав, дружище.
Мне нуж­на игла! Где эта малень­кая игрушка?
Мне нуж­на игла! Ну же, я схо­жу с ума!
Мне нуж­на игла! Луч­шее, что мож­но найти.

Сюжет пяти­ми­нут­ной рок-кра­мо­лы зани­ма­ет ров­но одно пред­ло­же­ние: дали попро­бо­вать, под­сел, хочет слезть, но позд­но. В живой вер­сии пес­ня под­хо­ди­ла типа­жу Сука­чё­ва как нель­зя луч­ше: лом­ка на сцене убе­ди­тель­но иллю­стри­ро­ва­ла муче­ния в при­пе­ве. Лидер «бри­га­ди­ров» так кор­чил­ся и выво­ра­чи­вал кисти рук, так сжи­мал мик­ро­фон и пучил гла­за, буд­то борол­ся с неви­ди­мы­ми сани­та­ра­ми или выскаль­зы­вал из сми­ри­тель­ной рубаш­ки. На этом фоне про­стые сло­ва про иглу и допинг зву­ча­ли страш­но убедительно.

Пред­став­ляя пес­ню во вре­мя тура по Гер­ма­нии, Сука­чёв опи­сы­вал I Need A Needle как «дра­му».


Как жить дальше

Пес­ня про послед­ствия игло­ука­лы­ва­ния не ста­ла хитом ни на родине, ни за гра­ни­цей и быст­ро выпа­ла из репер­ту­а­ра груп­пы. На сле­ду­ю­щей пла­стин­ке вновь были вещи на англий­ском, прав­да, уже чужие — Тома Уэйт­са и Creedence Clearwater Revival. В новых про­ек­тах Сука­чё­ва I Need A Needle тоже не нашлось места.

Гари­ка по-преж­не­му несла­бо тряс­ло и штор­ми­ло на сцене, но каж­дый раз речь шла либо о труб­ке, либо о роме, мак­си­мум — о тра­ве. С игла­ми было покон­че­но раз и навсе­гда. Об это стран­но жалеть, но артист явно поте­рял супер­эф­фект­ный номер: шоу, в кото­ром седой «обо­ро­тень с гита­рой» гоня­ет хму­ро­го по сцене и заго­ня­ет его в угол, мог­ло вой­ти в исто­рию. Или в иголь­ное ушко.


Читай­те также:

— «Маши­на вре­ме­ни» — All I Can Say Is Hello;

— «Рон­до» — Kill Me With Your Love;

— Без­об­раз­ная Эль­за, Таня, Кон­дра­тий и дру­гие пер­со­на­жи «Кре­ма­то­рия».

Поделиться