Безобразная Эльза, Таня, Кондратий и другие персонажи «Крематория»

Лиде­ру рок-груп­пы «Кре­ма­то­рий» Арме­ну Гри­го­ря­ну — 60 лет. В исто­рии оте­че­ствен­ной музы­ки он выде­ля­ет­ся ред­ким даром рас­ска­зы­вать ком­пакт­ные исто­рии через поступ­ки и мыс­ли геро­ев, за кото­ры­ми инте­рес­но сле­дить. Как пра­ви­ло, это соби­ра­тель­ные обра­зы, отсы­ла­ю­щие как к кру­гу зна­ко­мых авто­ра, так и куль­то­вым фигу­рам миро­вой исто­рии. В честь юби­лея музы­кан­та жур­на­лист и автор кана­ла «Меж­ду The Rolling Stones и Досто­ев­ским» Алек­сандр Мор­син рас­ска­зы­ва­ет о самых ярких пер­со­на­жах Гри­го­ря­на в хоро­шо обжи­той все­лен­ной «Кре­ма­то­рия».

Фото из архи­ва груп­пы, 2010 год

Таня

Без­фа­миль­ная виниш­ко-тян с хоро­шим музы­каль­ным вку­сом и аске­тич­ной квар­ти­рой, «флэтом», где, если верить авто­ру, были толь­ко ста­рин­ный пате­фон, желез­ная кро­вать и теле­фон. Судя по все­му, девуш­ка мно­го пови­да­ла на сво­ём веку, осо­бен­но пья­ных выхо­док зна­ко­мых муж­чин с воро­хом вред­ных привычек.

Воз­мож­но, имен­но это её в ито­ге и допек­ло — Гри­го­рян при­зна­ёт­ся, что она умер­ла и теперь явля­ет­ся к нему лишь в вос­по­ми­на­ни­ях. Кажет­ся, вот он пер­вый сим­во­ли­че­ский «кре­ма­то­рий» груп­пы как мемо­ри­аль­ный «флэт» с при­зра­ка­ми и склеп с обра­за­ми усоп­ших. Таня в нём одно­вре­мен­но хра­ни­тель­ни­ца оча­га и маши­нист­ка печи для сжи­га­ния. Сло­вом, загроб­ная жизнь кипит, а у Гри­го­ря­на до сих пор подгорает.


Хабибулин

Мос­ков­ский Каза­но­ва, спи­сан­ный лиде­ром «Кре­ма­то­рия» со школь­но­го при­я­те­ля, кото­рый знал толк в удо­воль­стви­ях. «Поло­вой супер­мен» Хабибу­лин жил в квар­ти­ре роди­те­лей, но они ред­ко быва­ли дома и не виде­ли, что тво­ри­лось в их ком­на­тах, когда в гости к сыну-баб­ни­ку наби­ва­лась весё­лая толпа.

По сло­вам Гри­го­ря­на, регу­ляр­ные поси­дел­ки с алко­го­лем и девуш­ка­ми без ком­плек­сов закан­чи­ва­лись плюс-минус оди­на­ко­во: «гигант люб­ви» Хабибу­лин на пра­вах хозя­и­на при­то­на избав­лял­ся от ненуж­ных гостей-кон­ку­рен­тов и оста­вал­ся с пре­крас­ны­ми незна­ком­ка­ми наедине. Сово­куп­ный «гарем» Хабибу­ли­на, объ­еди­нив­ший всех, с кем он всту­пал в добрач­ные свя­зи, мог занять, как ука­за­но в одном из куп­ле­тов, стадион.

Хабибу­лин — это и пер­со­наж, и сим­вол поро­ка, и назва­ние пес­ни, и при­пев. «Эй, Ха-би-бу-лин!», — изде­ва­тель­ски тянут чле­ны груп­пы, буд­то кри­чат его про­зви­ще ему вслед. Зву­ча­ло как «Эй, Арнольд!» из попу­ляр­но­го мульт­филь­ма про лузе­ра, но в этот раз лузе­ра­ми были сами обидчики.


Безобразная Эльза

За опи­сан­ной в двух сло­вах «коро­ле­ве флир­та» сто­ит зна­ко­мая авто­ра, в гостях у кото­рой он допил­ся до бес­па­мят­ства вме­сте с Вене­дик­том Еро­фе­е­вым, авто­ром алко­де­ли­рия «Москва — Петуш­ки». По сюже­ту на тро­их они при­го­во­ри­ли бан­ку чисто­го спир­та. Если имен­но это объ­яс­ня­ет «без­об­раз­ность» Эль­зы, то, по идее, она долж­на рас­про­стра­нять­ся на всех участ­ни­ков поси­де­лок. Но это­го не про­ис­хо­дит, без­об­раз­ной была, есть и будет впредь, уве­ря­ет Гри­го­рян, толь­ко Эль­за. Чуть рань­ше о ней поста­ви­ли целый теле­спек­такль для совет­ско­го ЦТ.

Фото из архи­ва груп­пы, 2011 год

Отку­да столь­ко пре­тен­зий к коро­ле­ве? В ком­па­нии Эль­зы, как пре­крас­но слыш­но в при­пе­ве, лидер «Кре­ма­то­рия» никак не может выбро­сить из голо­вы ощу­ще­ние, что «зав­тра сдох­нет». И без фото­ро­бо­та ясно, что это страш­ная ста­ру­ха Смерть с косой. Она при­шла за музы­кан­том и толь­ко и ждёт, когда он хлоп­нет послед­нюю рюм­ку на посо­шок — имен­но что перед ухо­дом, теперь уже навсегда.


Кондратий

Вер­ный друг алко­нав­тов, глав­ный спут­ник запой­ных мара­фо­нов и авто­порт­рет нон­кон­фор­ми­стов под гра­ду­сом. При­хо­дит не сра­зу, не ко всем, но для тех, кому всё же выпа­ло попасть в объ­я­тия Кон­дра­тия, судь­ба при­пас­ла пода­рок — радость жиз­ни от про­сто­го осо­зна­ния, что уце­лел после смер­тель­но­го уров­ня интоксикации.

Тот Кон­дра­тий, что захо­дил к Гри­го­ря­ну и его собу­тыль­ни­кам, был «в чёр­ном каф­тане, розо­вых джин­сах с белым кай­фом в кар­мане». Музы­кант не раз под­чёр­ки­вал, что речь шла не о белом порош­ке и вооб­ще не о нар­ко­ти­ках — про­сто вод­ка, про­сто белая горячка.

Кон­дра­тий может невзна­чай вер­нуть­ся и про­дол­жить засто­лье в оди­но­че­стве, пре­не­бре­гая сани­тар­ны­ми нор­ма­ми. Как пра­ви­ло, ревер­сив­ный откат сов­па­да­ет с похме­льем, осо­бен­но после пива с утра, но в разум­ных пре­де­лах это весь­ма спа­си­тель­ный ритуал.


Сексуальная кошка

Она же впо­след­ствии руко­блуд­ни­ца Лида, жен­щи­на-пила и Люба­ша. Иску­си­тель­ни­ца с мно­же­ством физ­лиц и остав­ших­ся без шта­нов муж­чин. Вет­ре­ная ним­фо­ман­ка, пере­хо­дя­щая из рук в руки, как гита­ра на квар­тир­ни­ках ран­не­го «Кре­ма­то­рия», где нашли себя почти все про­то­ти­пы геро­ев Григоряна.

«Бла­жен­ная фея добра», надо пола­гать, не уме­ет отка­зы­вать и еже­днев­но под­став­ля­ет мор­доч­ку «вет­ру ново­го сча­стья, вет­ру новой люб­ви». Неслу­чай­но «гени­аль­ный» в песне зву­чит как «гени­таль­ный», а «посе­лил­ся» — как «под­сте­лил­ся». Слыш­но, что пес­ня чуть более чем пол­но­стью вдох­нов­ле­на вуай­е­рист­ской «Малень­кой Верой», но так ведь и та не более чем талант­ли­вая уче­ни­ца Малень­кой девоч­ки масте­ра дья­воль­ско­го пика­па муз Григоряна.


Маленькая девочка

Тони­ро­ван­ная Лоли­та, шан­та­жи­ру­ю­щая уха­жё­ров и спон­со­ров немед­лен­ным суи­ци­дом, если что-то пой­дёт не так. «Окро­вав­лен­ные ван­ны», «слад­кий сон», «пли­ты гроб­ни­цы» — чере­де намё­ков нет кон­ца, кро­ме мучи­тель­но­го. Леталь­ный исход здесь настоль­ко ожи­да­ем и неот­вра­тим, что, как часто быва­ет с «Кре­ма­то­ри­ем», автор не дожи­да­ет­ся, когда геро­и­ня покон­чит с собой, и начи­на­ет отпе­вать её зара­нее, ещё живую.

Малень­кая девоч­ка «со взгля­дом вол­чи­цы» рыщет в поис­ках новой жерт­вы, но наты­ка­ет­ся толь­ко на кринж и буме­ров, кото­рые видят одну её «шку­ру», пока рядом пасут­ся их без­раз­мер­ные жены-«коровы». В ори­ги­наль­ном тек­сте у Малень­кой девоч­ки нет име­ни, но, оче­вид­но, что это Алён­ка, при­чём с про­нон­сом южных рыца­рей с ово­ще­ба­зы: «Алё­нюш­ка, слад­кий очень». Очень ню.


Архип Архипыч

Кос­ми­че­ский затвор­ник мас­шта­ба Май­о­ра Тома Дэви­да Боуи, решив­ший, как и его англий­ский про­об­раз, остать­ся в кос­мо­се и не воз­вра­щать­ся на Зем­лю. Даром что речь идёт о мик­ро­кос­ме, и Архип Архи­пыч «дав­но уле­тел». Углуб­лён­ное изу­че­ние соб­ствен­ных чёр­ных дыр и при­ро­ды внут­рен­не­го метео­риз­ма выну­ди­ло его поки­нуть жил­пло­щадь, заня­тую родственниками:

«Неким днём он оста­вил семью и дом».

Гри­го­рян заста­ёт его на излё­те послед­них дней, зная, что тот «жизнь свою про­вёл впотьмах». Что это зна­чит? «Очень мно­го пил, скан­да­лил и шалил». Нрав Архи­пы­ча фронт­мен «Кре­ма­то­рия» опи­сы­ва­ет как суро­вый, счи­тай, нор­ди­че­ский. Едва ли ему цели­ком близ­ко это амплуа и жиз­нен­ная стра­те­гия, но, как бы то ни было, Гри­го­рян сожа­ле­ет, что не стал «кос­мо­нав­том», хотя, без­услов­но, стал звез­дой. Кста­ти, дли­на гитар­но­го соло в песне срав­ни­ма раз­ве что с Млеч­ным путём.

 

Поделиться