«Пароходный заяц» Ольги Скопиченко

Про­за Оль­ги Алек­се­ев­ны Ско­пи­чен­ко, о кото­рой вы вряд ли когда-либо слы­ша­ли, не про­за масте­ра или лите­ра­тур­но­го гения, одна­ко бога­тый и полез­ный мате­ри­ал для изу­че­ния жиз­ни рус­ских Мань­чжу­рии и Шан­хая меж­во­ен­но­го пери­о­да, а так­же тех счаст­лив­чи­ков, кто сумел бежать отту­да из лап Крас­ной Армии и голо­во­ре­зов Мао в США во вто­рой поло­вине 1940‑х годов.

Оль­га Алек­се­ев­на Ско­пи­чен­ко, 1930‑е гг., Шанхай

Оль­га роди­лась в 1908 году в Сыз­ра­ни. Рево­лю­ция занес­ла её семью сна­ча­ла на Даль­ний Восток, а затем в Хар­бин, где и нача­лась её лите­ра­тур­ная карье­ра. Оль­га была лич­но зна­ко­ма c писа­те­лем Арсе­ни­ем Несме­ло­вым, чьи рас­ска­зы о жиз­ни рус­ских Китая вы уже не раз встре­ча­ли в нашей рубрике.

В 1929 году Оль­га пере­еха­ла из Хар­би­на в Шан­хай, где днём рабо­та­ла на табач­ной фаб­ри­ке, а вече­ром писа­ла для мест­ных рус­ских и рус­ско-хар­бин­ских газет и жур­на­лов: «Сло­во», «Шан­хай­ская заря», «Рубеж», «Парус».

Ролик на YouTube, посвя­щён­ный пре­зен­та­ции кни­ги Оль­ги Ско­пи­чен­ко в Барнауле

Если Несме­ло­ва и дру­гих масте­ров хар­бин­ской про­зы — Бори­са Юль­ско­го и Аль­фре­да Хей­до­ка — с наступ­ле­ни­ем 1945 года либо рас­стре­ля­ли, либо насиль­но вер­ну­ли «домой» совет­ские ком­му­ни­сти­че­ские осво­бо­ди­те­ли, то про­бле­мы для Оль­ги нача­лись чуть поз­же, когда в затя­нув­шей­ся китай­ской граж­дан­ской войне ста­ли побеж­дать силы Мао. Она рети­ро­ва­лась на малень­кий ост­ров Туба­бао на Филип­пи­нах, где про­жи­ла два года в лаге­ре рус­ских беженцев.

Даль­не­во­сточ­ный исход. Туба­бао — ост­ров Русских

В нояб­ре 1950 году Оль­га при­е­ха­ла в Сан-Фран­цис­ко, одно из глав­ных мест, наря­ду с Австра­ли­ей, став­шее при­ютом мно­гих рус­ских, бежав­ших из Китая. Здесь дол­гие годы она участ­во­ва­ла эми­грант­ской обще­ствен­ной жиз­ни. В част­но­сти, сотруд­ни­ча­ла с сан-фран­цис­ской газе­той «Рус­ская жизнь», эта­ким кон­сер­ва­тив­ным анти­по­дом либе­раль­но­го «Ново­го рус­ско­го Слова».

В нояб­ре 1950 году Оль­га при­е­ха­ла в Сан-Фран­цис­ко, одно из глав­ных мест, наря­ду с Австра­ли­ей, став­шее при­ютом мно­гих рус­ских, бежав­ших из Китая. Здесь дол­гие годы она участ­во­ва­ла эми­грант­ской обще­ствен­ной жиз­ни. В част­но­сти, сотруд­ни­ча­ла с сан-фран­цис­ской газе­той «Рус­ская жизнь», эта­ким кон­сер­ва­тив­ным анти­по­дом либе­раль­но­го «Ново­го рус­ско­го Слова».

Юби­лей­ный номер по слу­чаю 25-летия газе­ты от 24 декаб­ря 1966 года, Сан-Фран­цис­ко, Калифорния

Рус­ская жизнь на запад­ном побе­ре­жье США 1945–70‑х гг. — абсо­лют­но нерас­кры­тая тема, кото­рую я наде­юсь со вре­ме­нем рас­ска­зать в нашей руб­ри­ке. Твор­че­ство Оль­ги нам помо­жет. Имен­но здесь в 1950‑е годы уже немо­ло­дые рус­ские мужич­ки-бело­эми­гран­ты, под тёп­лым кали­фор­ний­ским сол­ныш­ком опуб­ли­ку­ют биб­лию сего­дняш­не­го род­но­ве­рия — «Веле­со­ву Кни­гу», в то вре­мя как на сосед­ней ули­це дру­гой рус­ский парень — моло­дой химик Саша Шуль­гин изоб­ре­тёт в сво­ей лабо­ра­то­рии экс­та­зи и дру­гие дизай­нер­ские нар­ко­ти­ки, а ЦРУ тут же рядыш­ком будет тести­ро­вать ЛСД на сту­ден­тах, ищу­щих лёг­кий зара­бо­ток… Но, я отвлёкся!

Рас­сказ Оль­ги «Паро­ход­ный заяц» посвя­щён рус­ским в Китае нача­ла 1930‑х годов. А жизнь по эту сто­ро­ну Тихо­го Оке­а­на, при­знать­ся, была не так ярка, как в бла­жен­ных Шта­тах. Суди­те сами: мало того, что в Китае идёт вяло­те­ку­щая граж­дан­ская вой­на, реги­он и так не шиб­ко бога­тый, а Мань­чжу­рия с недав­них пор окку­пи­ро­ва­на, отнюдь не самы­ми чело­ве­ко­лю­би­вы­ми людь­ми на зем­ле — япон­ца­ми… Одна­ко наша 18-лет­няя геро­и­ня не уны­ва­ет и едет зай­цем с дол­ла­ром в кар­мане, на авось, из Хар­би­на в Дай­рен (китай­ское назва­ние Порт-Арту­ра), что­бы отпра­вить­ся в путе­ше­ствие на пароходе…

Настро­е­ние рас­ска­за и дух вре­ме­ни мне слег­ка напом­ни­ли 1990‑е годы. Гряз­ное, гру­бое, жёст­кое, и без­де­неж­ное для боль­шин­ства вре­мя. Но когда ты моло­дой, тебе всё инте­рес­но, да и кажет­ся, что в прин­ци­пе, вооб­ще, не всё так пло­хо! Ведь дру­го­го ты не видел и не зна­ешь, и вто­рой моло­до­сти не будет нико­гда!


«Паро­ход­ный заяц»

Оль­га Алек­се­ев­на Ско­пи­чен­ко (1908—1997 гг.)
Сан-Фран­цис­ко, нача­ло 1990‑х годов

Пере­са­доч­ная стан­ция с поез­да на паро­ход в Дай­рене (он же Порт-Артур), 1930‑е гг., Маньчжурия

Когда вам восем­на­дцать лет то мир кажет­ся таким же необъ­ят­ным, как без­бреж­ные про­сто­ры моря, вояж по кото­ро­му вам пред­сто­ит совер­шить… Нет ниче­го страш­но­го в том, что в кар­мане у вас за выче­том ещё не куп­лен­но­го паро­ход­но­го биле­та оста­ёт­ся что-то око­ло дол­ла­ра и что воз­мож­ность покуп­ки это­го само­го биле­та под­ле­жит боль­шо­му сомнению.

Одним сло­вом, когда вам восем­на­дцать лет… Всё осталь­ное пустя­ки. Некуп­лен­ный билет, прав­да, изред­ка всплы­ва­ет в памя­ти и слег­ка беспокоит.

Тем более, что в Хар­бине было ясно ска­за­но о невоз­мож­но­сти достать билет имен­но на этот паро­ход, а до сле­ду­ю­ще­го надо мини­мум три дня жить где-то меж­ду небом и зем­лёй… пото­му что, как было уже ука­за­но выше, в кар­мане очень не густо, а ника­ких зна­ко­мых в паро­ход­ном горо­де нет и в помине.

1930‑е гг., Хар­бин, Маньчжурия

Но мож­но ли думать о таких пустя­ках, когда поезд мчит­ся минуя стан­ции и полу­стан­ки и мир кажет­ся осо­бен­но заман­чи­вым и пре­крас­ным в этом мель­ка­нии сопок, сте­пей и домов.

Буду­щее… Буду­щее захва­ты­ва­ю­ще инте­рес­но: сколь­ко новых, новых встреч, новых зна­комств гото­вит в буду­щем чаро­дей­ка судь­ба. Так мно­го неиз­ве­дан­но­го в жиз­ни. И жизнь такая длин­ная, пол­но­цен­ная, занимательная.

Прак­тич­ность… О, да, конеч­но, послед­ние само­сто­я­тель­ные годы уни­вер­си­тет­ской жиз­ни несколь­ко при­учи­ли к этой самой скуч­ной прак­тич­но­сти и она, эта прак­тич­ность и застав­ля­ет справ­лять­ся на узло­вых стан­ци­ях «а нель­зя ли при­об­ре­сти билет на пароход…ну, да, кото­рый согла­со­ван с поездом?»

Совер­шен­но опре­де­лён­ный, отри­ца­тель­ный ответ застав­ля­ет как-то пла­ни­ро­вать своё буду­щее пре­бы­ва­ние меж­ду небом и зем­лёй в ожи­да­нии сле­ду­ю­ще­го парохода.

Мож­но будет часа­ми сидеть на желез­но­до­рож­ной стан­ции буд­то ожи­даю поез­да, а днём… Очень будет инте­рес­но посмот­реть город, съез­дить в Порт Артур… Ах да, ехать будет не на что…

Ну, что ж, мож­но в край­нем слу­чае и не ездить… Если раз­де­лить дол­лар на три дня, мож­но будет поне­мно­гу питать­ся хле­бом что ли… Да и не страш­но, если при­дёт­ся немно­го пого­ло­дать — поду­ма­ешь важ­ность, точ­но не при­хо­ди­лось голо­дать в свои сту­ден­че­ские дни… Зато на паро­хо­де пола­га­ет­ся стол…там мож­но и отъ­есть­ся, что­бы не очень уж голо­да­ю­щей при­быть к родным.

Ины­ми сло­ва­ми, всё скла­ды­ва­ет­ся хоро­шо… Недур­но было бы, конеч­но, пого­во­рить с кем-нибудь, рас­спро­сить о Дай­рене… Как там, напри­мер, раз­ре­ша­ет­ся или нет ноче­вать на вок­за­ле… И вооб­ще так ска­зать ориентироваться.

И слов­но в ответ на мыс­ли, дверь купе откры­ва­ет­ся и на поро­ге появ­ля­ет­ся фигу­ра евро­пей­ца. Некто высо­кий и в сером…проходит к дива­ну, бро­са­ет в сет­ку малень­кий дорож­ный сак­во­яж и веж­ли­во при­под­няв шля­пу садит­ся напротив.

Что он рус­ский, в этом нет ника­ко­го сомне­ния, и быв­ший воен­ный, конеч­но. Это общая под­тя­ну­тость, выправ­ка, выдержанность…

Дорож­ные раз­го­во­ры вспы­хи­ва­ют все­гда неза­мет­но… Упав­шая кни­га, откры­тое окно, задви­ну­тая дверь купе… Да раз­ве мало пред­ло­гов для вагон­ной беседы

К сожа­ле­нию, спут­ник, послан­ный самим небом, едет толь­ко до про­ме­жу­точ­ной стан­ции и надо торо­пить­ся рас­спро­сить его обо всём, что каса­ет­ся это­го «паро­ход­но­го» горо­да Дайрена.

Собе­сед­ник ожив­ля­ет­ся и начи­на­ет рас­пи­сы­вать кра­со­ты Дай­ре­на, суро­вость Порт Арту­ра, обво­ро­жи­тель­ную пре­лесть мор­ско­го вида.

— Вы гово­ри­те у вас нет согла­со­ван­но­го биле­та!? Пра­во же это не лише­но уда­чи! Три дня в Дай­рене… Вы успе­е­те как сле­ду­ет осмот­реть город, побы­ва­е­те в Порт Арту­ре, поку­па­е­тесь в море. Сей­час самое бла­го­дат­ное вре­мя. Вы, ведь в пер­вый раз совер­ша­е­те это путе­ше­ствие? Я с боль­шим удо­воль­стви­ем ука­жу вам при­лич­ный и недо­ро­гой отель. И вы пре­крас­но исполь­зу­е­те вре­мя в ожи­да­нии парохода.

«Не то, не то!.. Ну как его спро­сишь?.. Мож­но ли ноче­вать на вок­за­ле или… раз­ре­ша­ет­ся ли ночью сидеть в каком-нибудь саду? Как спросишь!..»

Будь это свой брат, сту­дент, мож­но было бы, нима­ло не сму­ща­ясь, рас­ска­зать ему свои зло­клю­че­ния, а то солид­ный взрос­лый чело­век, раз­го­ва­ри­ва­ет, как со взрос­лой совсем путе­ше­ствен­ни­цей… И вдруг при­знать­ся… что пер­спек­ти­ва сидеть три дня до сле­ду­ю­ще­го паро­хо­да не так уж лучезарна.

А меж­ду тем это един­ствен­ный шанс… Через пол­ча­са будет его стан­ция, а даль­ше Дай­рен, куда поезд при­хо­дит ночью и пря­мо необ­хо­ди­мо наве­сти вся­кие дело­вые справки.

Конеч­но, и без этих спра­вок не про­па­дёшь, всё же… Город-то совсем не зна­ко­мый, будь то Хар­бин и думать бы не при­шлось, побро­дить бы хоть ночь по вок­заль­но­му пер­ро­ну, или вздрем­нуть на ска­мье в пер­вом клас­се и вся недол­га. А там… Бог его зна­ет, может там и вок­за­лы то совсем по-дру­го­му устроены.

И как раз в тот момент, когда слу­чай­ный спут­ник опи­сы­вал в каком имен­но оте­ле при­лич­нее все­го оста­но­вить­ся, неожи­дан­ный вопрос пре­рвал его объяснения:

— А ска­жи­те, если там на вок­за­ле ноче­вать… не… ниче­го?.. Можно?

— На вок­за­ле… Но поче­му на вок­за­ле? Что за стран­ная фантазия?!..

Тут уж при­шлось идти ва-банк:

— Ах, какой вы! Ни в каком оте­ле оста­но­вить­ся я не могу по той про­стой при­чине, что у меня в кошель­ке что-то око­ло дол­ла­ра. Ну, вот и хочу узнать какие пра­ви­ла в Дай­рене, чтобы…ну… «согла­со­вать­ся» с ними что ли эти три дня.

— Это, конеч­но, если на паро­ход не попа­ду. Толь­ко я обя­за­тель­но попа­ду… Долж­на попасть!..

Во-пер­вых, меня дома ждут, во-вто­рых, на море я и с паро­хо­да налюбуюсь…

— Слу­шай­те, да как же вы. Неуже­ли у вас нико­го нет зна­ко­мых в Дайрене?

— Нико­го.

— Да как же вас отпу­сти­ли без денег?!..

— Соб­ствен­но меня никто не пус­кал. Пото­му что я, вот уже два года совсем само­сто­я­тель­но живу. Про­сто, не хва­ти­ло денег на доро­гу, из дома при­сла­ли, ну сами пони­ма­е­те, не было же у меня рас­чё­та на то, что паро­ход забит до отказа.

Поезд замед­ляя ход и скри­пя тор­мо­за­ми, под­хо­дил к станции.

— Слу­шай­те. Вы не оби­ди­тесь… если я вам пред­ло­жу занять у меня день­ги. Пожа­луй­ста не отка­зы­вай­тесь, мне сей­час слезать…Поймите, я обя­зан помочь вам. Одна в пор­то­вом горо­де три дня без копей­ки… Ведь это же невозможно…

И не дав опом­нить­ся, он быст­ро вынул из бумаж­ни­ка день­ги и поло­жил их на стол, вме­сте со сво­ей визит­ной карточкой:

— Вы напи­ши­те мне, как добрались.

— Ну, что вы, не надо!.. Я…

Но поезд уже подо­шёл к полу­стан­ку и через мину­ту слу­чай­ный спут­ник исчез.

Вот так исто­рия! Вме­сто све­де­ний о горо­де полу­чить день­ги, и ещё от совер­шен­но незна­ко­мо­го чело­ве­ка… Ну, ну! А глав­ное и побла­го­да­рить-то как сле­ду­ет не при­шлось. Да что там побла­го­да­рить, надо было про­сто отка­зать­ся от этих денег. Тоже дипло­мат­ка, выспро­си­ла оби­ня­ка­ми! Так сра­зу всё и выло­жи­ла… Полу­чи­лось нечто в роде рож­де­ствен­ской девоч­ки, заблу­див­шей­ся в ули­цах. Толь­ко дуд­ки, эти тра­тить не нуж­но! Добрать­ся до дому, вло­жить в кон­верт и с бла­го­дар­но­стью ото­слать. А то, толь­ко, что мама на доро­гу высла­ла, не успе­ла при­е­хать сно­ва, её про­сить, вынь да поло­жи ещё столь­ко-то!.. Нет, так не годит­ся. Но какой он всё же, милый! Ведь он даже не зна­ет, кто я!..

Manchukuo’s future, 1937 год. Свет­лое мань­чжур­ское буду­щее гла­за­ми япон­ской окку­па­ци­он­ной пропаганды

К Дай­ре­ну подо­шли ночью. Огром­ное поме­ще­ние вок­за­ла кипе­ло и пест­ре­ло тол­пой при­е­хав­ших, встре­ча­ю­щих, носиль­щи­ков, отель­ных аген­тов и про­че­го люда. И сра­зу же, вме­шав­шись в тол­пу, в кры­том поме­ще­нии вок­за­ла, ста­ло ясно, что ноче­вать там негде, а ходить по пер­ро­ну всю ночь, тоже вряд ли позволят.

Волей не волею, а при­хо­ди­лось поду­мать о при­ста­ни­ще на ночь.

— Истра­чу один дол­лар… Доло­жить дол­лар будет неслож­но, — и вспом­нив назва­ние оте­ля, реко­мен­до­ван­но­го слу­чай­ным спут­ни­ком уда­лось най­ти зна­ко­мую над­пись на шапоч­ках вер­тя­щих­ся сре­ди тол­пы агентов.

Малень­кий, скром­ный номер рас­це­ни­вал­ся дол­лар за ночь, ужи­на не надо… Ссыл­ка на уста­лость помог­ла. Доро­гой уда­лось выспро­сить отель­но­го гида всё отно­си­тель­но парохода.

Биле­тов не было. Паро­ход шёл пере­пол­нен­ный какой-то груп­пой тури­стов, и про­да­жа биле­тов была уже закрыта.

— Пого­сти­те у нас до сле­ду­ю­ще­го. Если про­ехать­ся по горо­ду поже­ла­е­те, я вам могу всё показать.

Про­ехать­ся не хоте­лось, сидеть три дня тоже осо­бо­го жела­ния не было… И узнав когда и от какой при­ста­ни отхо­дит паро­ход… оста­лось толь­ко лечь спать… стро­го при­ка­зав отель­но­му бою раз­бу­дить ров­но в семь.

Дай­рен, 1920‑е гг., Маньчжурия

Узкие, чистень­кие ули­цы Дай­ре­на, пест­ро­та мага­зи­нов, яркое лас­ка­ю­щее солн­це… Всё такое пья­ня­ще моло­дое, в это ран­нее утро. Очень хоте­лось бро­сить пытать­ся попасть на недо­ся­га­е­мый паро­ход, остать­ся в этом сол­неч­ном город­ке, полю­бо­вать­ся морем, поку­пать­ся в его соле­ных брыз­гах, пожить на манер курорт­ной заез­жей гостьи.

Очень хоте­лось.

Но ведь день­ги чужие!.. И при­шлось бы потом про­сить у мамы, а Бог зна­ет какие у них дела сей­час. Нет, надо добить­ся сво­е­го, во что бы то ни стало!..

Багаж кур­сист­ки не очень слож­ный багаж. А, если эта кур­сист­ка не из бело­под­кла­доч­ных, а обык­но­вен­ная… Сто­про­цент­ная кур­сист­ка, то багаж её вряд ли очень внушителен.

Так что взять свер­ток, заме­ня­ю­щий и чемо­дан­чик, и несес­сер, и вооб­ще всё, под­мыш­ку и заме­шать­ся в тол­пе про­во­жа­ю­щих очень не сложно.

Дай­рен, 1927 год, Маньчжурия

Паро­ход обыч­ный, немно­го гряз­ный, немно­го неук­лю­жий мор­ской паро­ход, у вхо­да биле­ты не про­ве­ря­ли, толь­ко спро­си­ли: едет, или провожает.

— Про­во­жаю тёт­ку, — ответ очень солид­ный и тычет паль­цем в сто­ро­ну тол­стой дамы, нагру­жен­ной сверт­ка­ми и узелками.

На море боль­ше не любо­ва­лась, вни­ма­тель­но раз­гля­ды­ва­ла паро­ход­ную палу­бу… и…

Зна­е­те, на кор­ме есть такой кры­тый навес для бага­жа, зава­лен­ный меш­ка­ми и корзинами.

Сре­ди плот­но сдви­ну­тых меш­ков как-то обра­зо­ва­лась дыра, вро­де ниши. Огля­деть­ся по сто­ро­нам, нагнуть­ся, слов­но уро­ни­ла что-то… и ныр­нуть в эту нишу было делом несколь­ких минут.

Ох, как билось серд­це!.. Не заме­тил ли кто-нибудь?..

Ведь уж если назы­вать вещи сво­и­ми име­на­ми, так ведь про­сто-напро­сто обык­но­вен­ный паро­ход­ный заяц. А если пой­ма­ют… Высадят.

Паро­ход пере­пол­нен эти­ми аме­ри­кан­ски­ми тощи­ми и крик­ли­вы­ми туристками.

Они суе­тят­ся и сну­ют по палу­бе пер­во­го и вто­ро­го клас­сов вни­зу. Палуб­ных пас­са­жи­ров тоже наби­то бит­ком… Не может быть, что­бы никто не видел манёвр с зале­за­ни­ем за меш­ки. Чудо будет, если никто не заметил!

Лежать неудоб­но и душновато.

Паро­ход отхо­дит в десять, сей­час восемь с поло­ви­ной. Это зна­чит, пол­то­ра часа ещё!

Вылез­ти мож­но толь­ко когда отой­дут от при­ста­ни. В море не выса­дят, а оста­но­вок ника­ких. На худой конец сда­дут поли­ции в Тьянц­зине, но там то уж дома, позво­нить отцу, он выру­чит как-нибудь.

Да и потом день­ги же на билет име­ют­ся, запла­тить есть чем.

А вдруг не прой­дёт номер, вдруг будут пере­дви­гать эти меш­ки и… откро­ют неожи­дан­но­го зайца?

Над голо­вой засту­ча­ли шаги, послы­ша­лись голо­са, затем по палу­бе про­вез­ли что-то тяжёлое.

Толь­ко бы не сдви­ну­ли меш­ки, а то при­да­вят. И без того здесь тес­но и очень неудоб­но. Да и зада­вить чего доб­ро­го могут!..

Вооб­ра­жаю, как ужас­нёт­ся мама. Девуш­ки в её вре­мя не путе­ше­ство­ва­ли подоб­ным обра­зом. Паро­ход­ный заяц, нече­го ска­зать, — почёт­ное звание!

А в общем, если поду­мать, так даже забав­но. Целое приключение.
Лишь бы всё обо­шлось бла­го­по­луч­но, лишь бы не нашли до выхо­да в море.

Мину­ты тянут­ся томи­тель­но дол­го, затек­ли и ноги и руки, мож­но толь­ко лежать на боку, повер­нуть­ся негде.

Да и опас­но очень-то копо­шить­ся, чего доб­ро­го какой-нибудь мат­рос заме­тит, что меш­ки подо­зри­тель­но двигаются.

Нет, уж луч­ше, потер­петь немножко.

Но как дол­го не отхо­дит этот про­тив­ный паро­ход. Навер­ное про­шло уже не пол­то­ра часа, а часа четы­ре, пять!..

Ох, как боль­но ногу, кажет­ся доль­ше не выдер­жать, пусть выса­жи­ва­ют, пусть три дня в оте­ле, пусть! Напле­вать на день­ги!.. Про­сто сил нет, как ломит ноги!!!

И тут же усты­ди­ла себя: а ещё метишь в какие-то геро­и­ни, о каких-то подви­гах меч­та­ешь… Тоже геро­и­ня, два часа сре­ди бага­жа про­ле­жать не можешь… Экое шляпство!

И когда ноги затек­ли до того, что хоте­лось кри­чать от боли, раз­дал­ся такой милый, про­ща­ю­щий­ся гудок парохода.

Мер­но зака­ча­лись дос­ки палу­бы, чуть заёр­за­ли меш­ки, послы­ша­лись кри­ки, послед­ние при­вет­ствия на всех язы­ках, где-то совсем над голо­вой кто-то гром­ко по-рус­ски крикнул:

— Пиши­те, Марья Петровна!..

Повер­ну­ла руку так, что­бы виден был цифер­блат руч­ных часов и сле­ди­ла ещё: трид­цать минут, нет, сорок, тогда уж навер­ное не вернут.

Глу­по­сти какие, не будет же паро­ход из-за неё воз­вра­щать­ся. Нет, всё-таки луч­ше подо­ждать немного.

Веро­ят­но, всё это было очень забавно!

Наби­тая самым раз­но­шёрст­ным наро­дом палу­ба, япон­цы кон­тро­ле­ры, про­ве­ря­ю­щие биле­ты и выле­за­ю­щая из-под меш­ков, рас­трё­пан­ная, запы­лен­ная жен­ская фигур­ка со свёрт­ком в руках. Во вся­ком слу­чае, доб­рую секун­ду все мол­ча­ли­во созер­ца­ли это­го неве­до­мо отку­да появив­ше­го­ся, пере­пач­кан­но­го в муке (меш­ки ока­за­лись с мукой) и пыли паро­ход­но­го зайца.

— Ваш билет, — был пер­вый вопрос, задан­ный ей (выполз­шей из недр загру­жен­ной кормы).

— Но у меня нет биле­та. Я его не смог­ла достать…

Кон­тро­лер заго­во­рил что-то по-япон­ски, и сно­ва обра­тил­ся к встрё­пан­но­му зайцу:

— Я сей­час узнаю, что мне с вами делать.

И ушёл.

Рус­ские пас­са­жи­ры немед­лен­но окру­жи­ли, забро­са­ли вопро­са­ми, дамы аха­ли, муж­чи­ны весе­ло выска­зы­ва­ли своё одобрение.

Было очень не по себе и от обще­го вни­ма­ния и от гры­зу­ще­го душу сомне­ния, а вдруг да отпра­вят обрат­но на шлюп­ке, ведь на паро­хо­дах есть такие спе­ци­аль­ные лодки.

Ясно чув­ство­ва­ла, что в воло­сах запу­та­лась соло­ма и нос в саже.

— Послу­шай­те, барыш­ня, вас навер­ное про­сто напро­сто оштра­фу­ют. Так что вол­но­вать­ся нече­го. А вот помыть­ся вам сле­ду­ет, раз­ре­ши­те пред­ло­жить вам свой несессер.

— Неуже­ли же вы с самой посад­ки там сиде­ли? Ведь, навер­ное там очень пыль­но и грязно.

— А вы к кому едете?

— Хоти­те я уго­щу вас кофе с пирож­ка­ми, чудес­ные пирож­ки, домашние.

— А ну как, пока­жи­те мне это­го зай­ца. Ей-ей, в пер­вый раз вижу девуш­ку зайца.

Маль­чиш­ки дру­гое дело, им на роду написано.

— Ай, да молодец!

Не успе­ва­ла отве­чать на все вопро­сы и восклицания…

Так и сто­я­ла, при­жи­мая свёр­ток, пыта­ясь сте­реть сажу с носа и ещё боль­ше раз­ма­зы­вая её по все­му лицу.

В восем­на­дцать лет всё пустя­ки… Даже амплуа паро­ход­но­го зай­ца про­хо­дит без­бо­лез­нен­но и просто.

Нику­да её не выса­ди­ли. Про­сто пред­ло­жи­ли купить билет и упла­тить штраф, совсем в пустя­ко­вом раз­ме­ре. Толь­ко сто­ла не дали, рас­чё­та на лиш­не­го пас­са­жи­ра не оказалось.

Да в сто­ле не было ника­кой необ­хо­ди­мо­сти — весь этот день её до отва­ла закарм­ли­ва­ли вся­ки­ми вкус­ны­ми веща­ми, начи­ная от домаш­них пирож­ков и кон­чая шоколадом.

Паро­ход­ный заяц явле­ние вооб­ще доволь­но ред­кое, а паро­ход­ный заяц в юбке и с куд­ря­вой голо­вой, явле­ние про­сто необычное.

Немуд­ре­но, что всю доро­гу она еха­ла геро­и­ней дня.

Пря­мо, вот так, разом пере­шла с амплуа паро­ход­но­го зай­ца, на амплуа героини.

И уже под вечер, улу­чив сво­бод­ную мину­ту, напи­са­ла пись­мо слу­чай­но­му спут­ни­ку. Пись­мо вышло длин­ным, при­шлось опи­сать свою крат­кую, но доста­точ­но дина­мич­ную карье­ру в каче­стве без­би­лет­но­го пас­са­жи­ра. При­еду, день­ги вло­жу в кон­верт и сра­зу сбро­шу на почту.

Совер­шен­но неиз­вест­но ещё что бы было без его денег, в отель-то даже и на ночь попасть бы не смогла.

Морем любо­ва­лась досыта.

И, как апо­фе­оз при­клю­че­ния, полу­чи­ла от одно­го из палуб­ных пас­са­жи­ров самое фор­маль­ное пред­ло­же­ние и руки, и серд­ца, и кармана.

— Слу­шай­те, риск­ни­те. Вы такая сме­лая. А харак­тер у меня хоро­ший, пра­во же. Вы гово­ри­те жур­на­ли­сти­кой инте­ре­су­е­тесь. Так вот гаран­ти­рую вам каби­нет соб­ствен­ный и стол пись­мен­ный, пиши­те сколь­ко угодно…

День был яркий, радост­ный, сол­неч­ный. Море, нико­гда не видан­ное рань­ше пере­ли­ва­лось тыся­ча­ми искр, сте­ли­лось чудес­ным мно­го­цвет­ным живым шёл­ком. Впе­ре­ди была встре­ча с род­ны­ми, какая-то новая инте­рес­ная жизнь, новые встре­чи… Мно­го нового.

Поза­ди были восем­на­дцать лет. Но ведь всем извест­но, что в восем­на­дцать лет всё, начи­ная от пусто­го кар­ма­на и кон­чая воз­мож­но­стью про­ехать­ся зай­цем, сущие пустя­ки. Пото­му что в восем­на­дцать лет жизнь такая же яркая, боль­шая и заман­чи­вая, как мор­ская даль, чуть позо­ло­чен­ная луча­ми рас­ка­лён­но­го, лет­не­го солнца.

Один из пля­жей Порт-Арту­ра, 1920‑е гг., Маньчжурия

Пуб­ли­ка­цию под­го­то­вил автор теле­грам-кана­ла CHUZHBINA.

Про­чи­тай­те его соб­ствен­ный эми­грант­ский рас­сказ «First world problems». 


 

Поделиться