Изда­тель­ство Ad Marginem выпу­сти­ло сбор­ник «Опы­ты для буду­ще­го. Днев­ни­ко­вые запи­си, ста­тьи, пись­ма и вос­по­ми­на­ния» худож­ни­ка, фото­гра­фа и дизай­не­ра Алек­сандра Михай­ло­ви­ча Род­чен­ко. В сво­их замет­ках Род­чен­ко рас­ска­зы­ва­ет о твор­че­ском про­цес­се, рабо­те над фото­гра­фи­я­ми и дизай­ном, «кон­стру­и­ро­ва­нию вещей» и встре­чах с выда­ю­щи­ми­ся современниками.

Одним из зна­ме­на­тель­ных собы­тий для моло­до­го худож­ни­ка стал при­езд в Казань Вла­ди­ми­ра Мая­ков­ско­го, Дави­да Бур­лю­ка и Васи­лия Камен­ско­го в 1914 году. Алек­сандр Михай­ло­вич сим­па­ти­зи­ро­вал футу­ри­стам, из-за чего меце­нат Нико­лай Андре­ев пере­стал с ним общать­ся. Через несколь­ко лет Род­чен­ко подру­жит­ся с Мая­ков­ским, вме­сте они будут рабо­тать над пла­ка­та­ми и оформ­ле­ни­ем книг поэта.

Облож­ка кни­ги Вла­ди­ми­ра Мая­ков­ско­го «Раз­го­вор с фин­ин­спек­то­ром о поэ­зии». Оформ­ле­ние — Алек­сандр Род­чен­ко. 1926 год

Пуб­ли­ку­ем отры­вок из сбор­ни­ка «Опы­ты для буду­ще­го», где Алек­сандр Род­чен­ко вспо­ми­на­ет об учё­бе в Казан­ской худо­же­ствен­ной шко­ле, талан­тах сту­ден­тов и учи­те­лей, а так­же мест­ных выстав­ках и цени­те­лях искусства.


Была в Каза­ни глав­ная ули­ца – Вос­кре­сен­ская, и одна­жды на вит­рине како­го-то мага­зи­на появи­лась афи­ша, не пом­ню тек­ста, но что-то вроде:

«Три футу­ри­ста»

Д. Д. Бурлюк

В. В. Каменский

В. В. Маяковский

В садах у афиш­ной вит­ри­ны обсуж­да­ли их приезд.

В Казан­ской худо­же­ствен­ной шко­ле, в кото­рой я учил­ся, самые левые из сту­ден­тов были Игорь Ники­тин и я.

В кори­до­ре шко­лы обсуж­да­ли, что такое футуризм?

Алек­сандр Род­чен­ко в Каза­ни. 1915 год

<…>

***
Казан­ская худо­же­ствен­ная шко­ла отли­ча­лась боль­шой тер­пи­мо­стью ко всяки­м новаторствам­ сво­их студентов.

Прав­да, в этой глу­бо­кой про­вин­ции наша «левиз­на» была очень отно­си­тель­ной. Напри­мер, то есть Ники­тин и я, будучи сам­ым­и левым­и, писа­ли одно­вре­мен­но под Вру­бе­ля и Гоге­на, левее до нас не дохо­ди­ло. Несмот­ря на это, ­мы всё же дела­ли без­услов­но инте­рес­ные вещи.

Фигу­ра в кимо­но. Худож­ник Алек­сандр Род­чен­ко. 1912 год

В кори­до­рах шко­лы висе­ли «образ­цы» — луч­шие рабо­ты сту­ден­тов за все вре­ме­на — в духе Пере­плёт­чи­ко­ва, Сер­гея Ива­но­ва, Дубов­ско­го и дру­гих — вещи серень­кие, обы­ден­ные, от этих «образ­цов» вея­ло безыс­ход­ной тос­кой, интел­ли­гент­ской обы­ва­тель­щи­ной. От одно­го взгля­да на них не хоте­лось зани­мать­ся не толь­ко живо­пи­сью, но и вооб­ще ничем.

Сре­ди уче­ни­че­ских образ­цов висел доволь­но обык­но­вен­ный пей­заж, но в более силь­ных тонах и в более с­мелой ­мане­ре. Это был этюд Д. Д. Бур­лю­ка. Он до ­меня учил­ся в Казан­ской худо­же­ствен­ной шко­ле. В Каза­ни был город­ской ­музей, пожерт­во­ван­ный неким­ Лихачёвы­м, но там­ был такой сброд копий и пере­ко­пий «неиз­вест­ных» масте­ров, что туда толь­ко и ходи­ли на сви­да­ния. Наше зна­ком­ство с искусством­ Моск­вы и Петер­бур­га и Западом­ было толь­ко через жур­на­лы в школь­ной биб­лио­те­ке, и те были случайны.

Про­фес­со­ра наши­ми были Радим­овы, Скор­ня­ко­вы, Дени­со­вы; гово­рить об их талан­тах не приходится.

«Свет во тьме» — Н. Фешин, без­услов­но спо­соб­ный чело­век, но он был занят Аме­ри­кой, этот хит­рый, само­лю­би­вый, рас­чёт­ли­вый про­фес­сор, дале­ко рас­счи­тал своё бег­ство в Аме­ри­ку и не инте­ре­со­вал­ся не толь­ко шко­лой, но и Россией.

«Рус­ский худож­ник», окон­чив­ший Ака­де­мию худо­жеств, надеж­да реа­ли­стов, полу­чив­ший золо­тую ­медаль за рус­скую кар­ти­ну «Капуст­ни­цы», пре­по­да­вал в шко­ле, писал уче­ниц шко­лы то с цве­та­ми, то с книж­кой, то с кошеч­кой… Бес­пре­рыв­но экс­пор­ти­ро­вал их в Аме­ри­ку, назы­вая по-аме­ри­кан­ски «Мисс Анта», «Мисс Кэт», «Мисс Мэри» и т. д.

Когда же эти «м­иссы» доста­точ­но «на­миссили» дол­ла­ров, рус­ско­го худож­ни­ка толь­ко и видели.

Про­чие «про­фес­со­ра», не столь талант­ли­вые, как «мистер Ник. Фешин», жили тихой обы­ва­тель­ской жиз­нью, стро­и­ли дач­ки, ходи­ли друг к дру­гу пить чай и в обще­ствен­ной худо­же­ствен­ной жиз­ни Каза­ни не участвовали.

Итак, ­музея рус­ской живо­пи­си не было, выстав­ки устра­и­ва­лись ред­ко, да и то толь­ко этих же м­астеров. В казан­ских теат­рах худож­ни­ков выпи­сы­ва­ли из Моск­вы посе­зон­но. Боль­шин­ство сту­ден­тов в шко­ле были при­ез­жие из Сиби­ри, и лето­ нас, казан­цев, оста­ва­лось все­го чело­век десять.

В 1913 году наши казан­ские про­фес­со­ра устро­и­ли «Пери­о­ди­че­скую» выстав­ку и на неё, кро­ме себя, при­гла­си­ли осо­бо талант­ли­вых стар­ших сту­ден­тов, вро­де ­меня, Иго­ря Ники­ти­на и сво­е­го любим­ца Демен­тье­ва, пишу­ще­го серень­ко. Это при­гла­ше­ние счи­та­лось боль­шой честью для нас, и м­ы ­мог­ли дать не более двух вещей.

Сопер­ни­ки. Худож­ник Алек­сандр Род­чен­ко. 1912 год

Я выста­вил две те­мперы в тём­ных, но коло­рит­ных тонах, изоб­ра­жав­ших кар­на­вал на фоне архи­тек­тур­ных фан­та­зий. Одну из этих вещей купил при­сяж­ный пове­рен­ный Н. Н. Андре­ев. С это­го вре­ме­ни нача­лось у нас зна­ком­ство. Я стал часто бывать у Андре­ева. У него было неболь­шое собра­ние живо­пи­си: изу­ми­тель­ная «Кару­сель» Сапу­но­ва, тако­го Сапу­но­ва я до сих пор не видел. Два пей­за­жа Крым­ова, «Скач­ки» Г. Б. Яку­ло­ва и дру­гие. Жена Н. Н. Андре­ева ока­за­лась сест­рой Якулова.

Кро­ме это­го, у Андре­ева была непло­хая биб­лио­те­ка по искус­ству — «Апол­лон», «Мир искус­ства», «Золо­тое руно», «Ста­рые годы», «София» и другие.

Сам­ Андре­ев был очень живой чело­век, ­малень­ко­го роста, чёр­ный, круг­лый, с очень подвиж­ны­ми паль­ца­ми и блестящим­и глазам­и. Он че­м‑то напо­ми­нал Евре­и­но­ва и по стран­но­сти пер­со­на­жа Гоф­мана — Челионати.

Квар­ти­ра Андре­ева была необыч­ная: ­малень­кая при­хо­жая и неожи­дан­но огром­ный каби­нет с боль­шим ков­ром на полу, как в «Матис­со­вой» ком­на­те у Щуки­на, кар­ти­ны, кни­ги, опять кни­ги и, как буд­то, вовсе нет мебели.

Осталь­ные ком­на­ты были кро­хот­ны, как каю­ты, но все­гда было шум­но, ­мно­го наро­ду, в то­ чис­ле бывал Вегер. Вегер был выслан в Казань и, как я узнал позд­нее, он сидел в Бутыр­ках вме­сте с Маяковским.

Силу­эт Мая­ков­ско­го. Худож­ник Алек­сандр Род­чен­ко. 1940 год

Вегер был юри­стом и поэто­му, веро­ят­но, часто бывал у Андре­ева. «Веге­ра», как их зва­ли с женой, часто сме­я­лись над Андреевы­м за его обрас­та­ние имуществом.

О Маяковском­ у Андре­евых не гово­ри­ли, так как футу­ри­стов Андре­ев не при­зна­вал. Он был доста­точ­но уме­рен­ным и когда я в искус­стве пошёл даль­ше, зна­ком­ство с ним пре­кра­ти­лось — он даль­ше «Мира искус­ства» не пошёл.

Андре­ев был постоянны­ юристом­ у извест­но­го в Каза­ни пиво­ва­рен­но­го завод­чи­ка нем­ца Пет­цоль­да и, по-види­мо­му, имел день­ги, пото­му что он решил устро­ить выстав­ку ­моск­ви­чей, но, будучи во всём­ ум­еренным­ и осторожны­м, Андре­ев не решил­ся делать выстав­ку даже сво­е­го люби­мо­го обще­ства «Мир искус­ства», а, как гово­рил он, для пер­во­го раза нуж­но пока­зать Каза­ни Обще­ство рус­ских худож­ни­ков, боясь, что сра­зу «Мир искус­ства» не будет понят.

Выстав­ка успе­ха не име­ла ни у сту­ден­тов, ни у пуб­ли­ки. По-види­мо­му, не поня­ли ни «у­меренности», ни реалистов.

Виньет­ка. Худож­ник Алек­сандр Род­чен­ко. 1913 год

Вто­рой выстав­ки, конеч­но, уже не при­шлось устраивать.

Зато адво­ка­ты реши­ли устро­ить «адво­кат­скую ёлку» в одной из пустых квар­тир, и м­не было пору­че­но деко­ри­ро­ва­ние это­го вече­ра. Несколь­ко ком­нат я занял ими­та­ци­ей футу­ри­сти­че­ской выстав­ки, для это­го напи­сал два­дцать футу­ри­сти­че­ских вещей на кар­тоне, кле­е­вой крас­кой; писал их с удовольствием.

Самую боль­шую ком­на­ту офор­мил под ресто­ран, дру­гие ком­на­ты офор­мил под «восточ­ные» из собран­ных адво­кат­ских ков­ров. Вегер выпу­стил ­малень­кую печат­ную юмо­ри­сти­че­скую газету.

Как-то, роясь вече­ром в кни­гах у Андре­ева, ­мы наткну­лись на тюк рево­лю­ци­он­ной жур­наль­ной лите­ра­ту­ры 1905 года, весь вечер ­мы их про­смат­ри­ва­ли, но читать мне ­он не дал. Тюк сно­ва запа­ко­ва­ли, и я понял, что Андре­ев их бере­жёт как ред­кость, и только.

Один раз был у «Веге­ров» — ­мы сго­во­ри­лись вме­сте идти в кино. Меня уди­ви­ла сту­ден­че­ская обста­нов­ка квартиры.

Вско­ре я уехал из Каза­ни в Моск­ву и боль­ше не встре­чал­ся ни с Андреевым­, ни с Вегером.

Реклам­ные пла­ка­ты Алек­сандра Род­чен­ко на сти­хи Вла­ди­ми­ра Мая­ков­ско­го. 1924 год

В Москве в 1916 году я участ­во­вал впер­вые на футу­ри­сти­че­ской выстав­ке «Мага­зин» на Пет­ров­ке; это было ­моё пер­вое в Москве выступ­ле­ние. Мы про­сто сло­жи­лись и арен­до­ва­ли сво­бод­ный ­мага­зин на ­месяц. Участ­во­ва­ли Тат­лин, Удаль­цо­ва, Экс­тер, Попо­ва, Бру­ни, Клюн, Пестель, Васи­лье­ва, Мале­вич и я. Тат­лин и я не м­огли опла­тить сво­е­го уча­стия день­га­ми, а толь­ко своим­ трудом­, поэто­му я про­да­вал биле­ты и дежу­рил на выстав­ке, а Тат­лин был орга­ни­за­то­ром и заве­ду­ю­щим выставкой.

Мале­вич выста­вил куби­сти­че­ские вещи, всё скан­да­лил и в кон­це кон­цов снял вещи и ушёл с выставки.

Я выста­вил вещи абстрактные.

Ком­по­зи­ция. Худож­ник Алек­сандр Род­чен­ко. 1918 год

Мне, конеч­но, не лег­ко дают­ся вос­по­ми­на­ния, одо­ле­ва­ют вся­кие сомне­ния и осо­бен­но вопрос, пра­виль­ны ли все эти откло­не­ния в сто­ро­ну и ­мои лич­ные био­гра­фи­че­ские опи­са­ния. Но ина­че я писать не ­мог, ­не было бы неин­те­рес­но, да и неко­му было бы не нужно.

Атмо­сфе­ра и ситу­а­ция, в какой ­мы рабо­та­ли на левом­ фрон­те, нуж­на; она ­может ­мно­гое, непо­нят­ное теперь, объяснить.


Читай­те также:

Лиля Брик и «Рено». Фото­сес­сия несо­сто­яв­ше­го­ся путе­ше­ствия;

— Пер­вое футу­ри­сти­че­ское турне: кто, кого и как бро­сал с паро­хо­да Совре­мен­но­сти;

— Мая­ков­ский как худож­ник. Часть I: порт­ре­ты и шар­жи;

— Мая­ков­ский как худож­ник. Часть II: рекла­ма, луб­ки и рас­ска­зы в кар­тин­ках