Первое футуристическое турне: кто, кого и как бросал с парохода Современности

Сего­дня поэ­зию футу­ри­стов изу­ча­ют в шко­ле, одна­ко в 1910‑е годы это было почти неле­галь­ное, под­поль­ное искус­ство. Как лите­ра­тур­ное направ­ле­ние футу­ризм про­по­ве­до­вал отри­ца­ние насле­дия про­шло­го, ори­ен­та­цию на цен­но­сти буду­ще­го, вос­пе­ва­ние урба­ни­сти­че­ско­го про­грес­са, пре­зре­ние к мещан­ско­му быту. Моло­дых, энер­гич­ных и талант­ли­вых поэтов футу­ризм захва­ты­вал раз и навсе­гда, делая из них буду­щих пев­цов революции.

Одна­ко в Рос­сии футу­ризм, в отли­чие от его роди­ны Ита­лии, не был еди­ным направ­ле­ни­ем. Внут­ри него сло­жи­лось два основ­ных про­ти­во­бор­ству­ю­щих тече­ния: эго­фу­ту­ризм и кубо­фу­ту­ризм. Но одна­жды, в декаб­ре 1913 года, груп­пи­ров­ки реши­ли объ­еди­нить силы сво­их поэ­ти­че­ских даро­ва­ний и отпра­вить­ся в сов­мест­ное турне по горо­дам Рос­сии, про­дол­жав­ше­е­ся до кон­ца мар­та 1914 года.

Несмот­ря на идео­ло­ги­че­ские про­ти­во­ре­чия двух тече­ний и вза­им­ные выпа­ды футу­ри­стов в сто­ро­ну друг дру­га, гло­баль­ная цель у поэтов всё же была одна — рево­лю­ция в искус­стве и быте. Так, сна­ча­ла в турне долж­ны были при­ни­мать уча­стие толь­ко эго­фу­ту­ри­сты: Вадим Баян, Игорь Севе­ря­нин и Иван Игна­тьев. Выступ­ле­ние послед­не­го не состо­я­лось, так как неза­дол­го до нача­ла гастро­лей Игна­тьев совер­шил самоубийство.

В декаб­ре 1913 года про­изо­шло зна­ком­ство Иго­ря Севе­ря­ни­на, кото­ро­му на тот момент было 27 лет, и юно­го кубо­фу­ту­ри­ста Вла­ди­ми­ра Мая­ков­ско­го. Севе­ря­нин уже имел за пле­ча­ми опыт выступ­ле­ний на мно­го­чис­лен­ных кон­цер­тах, а 20-лет­ний Мая­ков­ский толь­ко начи­нал стре­ми­тель­но наби­рать попу­ляр­ность. Моло­дой поэт так силь­но поко­рил Севе­ря­ни­на талан­том и хариз­мой, что тот решил непре­мен­но вклю­чить кубо­фу­ту­ри­ста в гастроль­ную труп­пу. Мая­ков­ский согла­сил­ся и уже впо­след­ствии при­вёл в турне това­ри­щей по лите­ра­тур­но-худо­же­ствен­но­му объ­еди­не­нию «Гилея»: сна­ча­ла Дави­да Бур­лю­ка, а затем Васи­лия Каменского.

Футу­ри­сти­че­ские выступ­ле­ния назы­ва­лись то «поэзо­кон­цер­та­ми», то «сти­хо­бой­ней», а тур по марш­ру­ту «Сим­фе­ро­поль — Сева­сто­поль — Керчь» носил пом­пез­ное имя «Пер­вой олим­пи­а­ды рос­сий­ско­го футу­риз­ма». Во вре­мя выступ­ле­ний поэты декла­ми­ро­ва­ли свои сти­хо­тво­ре­ния, чита­ли докла­ды и мани­фе­сты. Эти кон­цер­ты про­хо­ди­ли в фор­ма­те иммер­сив­но­го шоу: выступ­ле­ния футу­ри­стов почти нико­гда не обхо­ди­лись без скан­да­лов с уча­сти­ем зри­те­лей. При­зы­вы при­чуд­ли­во оде­тых гастро­лё­ров с рас­кра­шен­ны­ми лица­ми к тому, что­бы «бро­сить с паро­хо­да Совре­мен­но­сти» ста­рый мир и создать новый, рево­лю­ци­он­ный, вызы­ва­ли у пуб­ли­ки недо­уме­ние и гнев.

Это было, воз­мож­но, самое счаст­ли­вое вре­мя в жиз­ни поэтов: их кон­цер­ты поль­зо­ва­лись беше­ной попу­ляр­но­стью, у них появи­лись день­ги, жен­щи­ны, успех и слава.

VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет, как во вре­мя сво­е­го пер­во­го боль­шо­го турне по Рос­сий­ской импе­рии футу­ри­сты справ­ля­лись с натис­ком поли­ции и цен­зу­ры, разо­ря­ли орга­ни­за­то­ров, руга­лись, влюб­ля­лись и боро­лись за пра­во футу­риз­ма на моно­по­лию в искус­стве поэзии.


Публика негодует

«Шар­ла­тан­ство» и «жёл­тый дом» — так име­но­ва­ли футу­ризм, по вос­по­ми­на­ни­ям Вади­ма Бая­на, в Сим­фе­ро­по­ле, пер­вом горо­де, куда долж­ны были при­быть поэты. Мест­ные про­тив­ни­ки ново­го искус­ства хоро­шо поза­бо­ти­лись об идео­ло­ги­че­ской аги­та­ции про­сто­го насе­ле­ния: в пред­две­рии поэзо­кон­цер­тов была про­ве­де­на целая кам­па­ния по раз­вен­ча­нию футу­ри­стов. Мно­гие лите­ра­то­ры, в то вре­мя нахо­див­ши­е­ся в Сим­фе­ро­по­ле, устра­и­ва­ли целые обли­чи­тель­ные дис­пу­ты, про­из­но­си­ли пуб­лич­ные раз­об­ла­ча­ю­щие докла­ды. Даже в учеб­ных заве­де­ни­ях учи­те­ля сло­вес­но­сти были обя­за­ны делать уча­щим­ся, по выра­же­нию Вади­ма Бая­на, «про­ти­во­фу­ту­ри­сти­че­ские при­вив­ки». В общем, бла­го­да­ря уси­ли­ям вла­сти, прес­сы и отдель­ных дея­те­лей искус­ства, пуб­ли­ка гото­ви­лась к посе­ще­нию футу­ри­сти­че­ско­го кон­цер­та как к визи­ту в психбольницу.

Афи­ша выступ­ле­ния футу­ри­стов в Каза­ни 20 фев­ра­ля 1914 года

В пред­но­во­год­ний вечер футу­ри­сты, уже будучи в Сим­фе­ро­по­ле, собра­лись инког­ни­то поужи­нать в тор­же­ствен­ном зале Дво­рян­ско­го теат­ра. Одна­ко остать­ся неза­ме­чен­ны­ми у них не полу­чи­лось. Какой-то под­ро­сток опо­знал поэтов рево­лю­ции по поло­са­той жёл­то-чёр­ной блу­зе Мая­ков­ско­го, и зал тут же прон­зил истош­ный крик мальчика:

— Футу­ри-и-исты!!!

Око­ло футу­ри­сти­че­ско­го сто­ли­ка тут же собра­лась тол­па, упра­ши­ва­ю­щая поэтов читать сти­хи. Но дру­гая, кон­сер­ва­тив­ная тол­па, в это же вре­мя пыта­лась пере­кри­чать первую, аги­ти­руя про­тив осквер­не­ния ново­год­не­го празд­ни­ка каки­ми-то стран­ны­ми сти­ха­ми. В зале под­нял­ся такой шум и гам, что ни обыч­ным посе­ти­те­лям, ни футу­ри­стам не уда­лось про­ве­сти этот вечер спокойно.

На самих выступ­ле­ни­ях зри­те­ли вели себя более чем раз­вяз­но: поз­во­ля­ли себе пере­би­вать высту­па­ю­щих с места, пытать­ся их пере­кри­чать. Самое бур­ное него­до­ва­ние вызы­ва­ли как раз таки выска­зы­ва­ния, апел­ли­ру­ю­щие к тези­су из мани­фе­ста «Пощё­чи­на обще­ствен­но­му вку­су»: «Бро­сить Пуш­ки­на, Досто­ев­ско­го, Тол­сто­го и проч. и проч. с паро­хо­да Совре­мен­но­сти». Пуб­ли­ка не пони­ма­ла аллер­гич­но­сти, мета­фо­рич­но­сти это­го выска­зы­ва­ния и стре­ми­лась осви­стать нахаль­ных поэтов. Васи­лий Камен­ский заме­чал, что в каж­дом горо­де зри­те­ли осо­бен­но рез­ко реа­ги­ро­ва­ли на како­го-нибудь кон­крет­но­го лите­ра­то­ра, гений кото­ро­го кате­го­ри­че­ски нель­зя было под­вер­гать кри­ти­ке. Напри­мер, в Одес­се им ока­зал­ся писа­тель Лео­нид Андре­ев, за упо­ми­на­ние кото­ро­го Камен­ско­го, по его выра­же­нию, «затю­ка­ли».

В неко­то­рых горо­дах футу­ри­стам всё-таки уда­ва­лось заво­е­вать рас­по­ло­же­ние пуб­ли­ки хариз­мой и оба­я­ни­ем. Напри­мер, в отчё­те о выступ­ле­нии в газе­те «Тифлис­ский листок» ука­за­но, что ауди­то­рия и доб­ро­душ­но сме­я­лась, и обиль­но апло­ди­ро­ва­ла поэтам. А «Сара­тов­ский вест­ник» в сво­ём отчё­те хва­лит Мая­ков­ско­го за «кра­си­во постро­ен­ную, ясную и содер­жа­тель­ную» речь.


На страже нравственности

Отно­ше­ния с город­ской вла­стью у футу­ри­стов были напря­жён­ные. Чаще все­го она отно­си­лась к рево­лю­ци­он­ным поэтам с опас­кой, несмот­ря на то, что сво­их взгля­дов они на поэзо­кон­цер­тах пря­мо не высказывали.

Вла­ди­мир Мая­ков­ский в авто­био­гра­фи­че­ском очер­ке «Я сам» дал лако­нич­ную харак­те­ри­сти­ку обста­нов­ке в горо­дах, кото­рые посе­ща­ли с кон­цер­та­ми футуристы:

«Езди­ли Рос­си­ей. Вече­ра. Лек­ции. Губер­на­тор­ство насто­ра­жи­ва­лось. В Нико­ла­е­ве нам пред­ло­жи­ли не касать­ся ни началь­ства, ни Пуш­ки­на. Часто обры­ва­лись поли­ци­ей на полу­сло­ве доклада».

Появ­ле­нию недо­ве­рия вла­стей и поли­ции к высту­па­ю­щим силь­но спо­соб­ство­ва­ли газет­ные ста­тьи, пре­под­но­сив­шие турне как сен­са­цию, вызы­ва­ю­щую «обще­ствен­ное сумасшествие»:

«Это было что-то дикое, неле­пое, кош­мар­ное, до тош­но­ты омер­зи­тель­ное. Это была дикая вак­ха­на­лия искус­ства, пол­ное отри­ца­ние его» («Харь­ков­ские ведомости»).

Вто­рым фак­то­ром, спо­соб­ство­вав­шим бес­по­кой­ству губер­на­то­ров, был ажи­о­таж сре­ди пере­до­вой моло­дё­жи, кото­рая, сама того не желая, уве­ли­чи­ва­ла веро­ят­ность сры­ва выступ­ле­ния. Юные неис­ку­шён­ные зри­те­ли про­вин­ции оса­жда­ли гости­ни­цы, где оста­нав­ли­ва­лись футу­ри­сты, кара­у­ли­ли их, при­но­си­ли кни­ги на под­пись. Вооб­ще, футу­ри­сты в сво­ём турне не мог­ли жало­вать­ся на недо­ста­ток вни­ма­ния: где бы они ни появ­ля­лись, вез­де их окру­жа­ли сна­ча­ла заин­те­ре­со­ван­ные моло­дые люди, потом по инер­ции — зева­ки, тем самым соби­рая тол­пу и при­вле­кая вни­ма­ние полиции.

В сво­ей кни­ге «Путь энту­зи­а­ста» Васи­лий Камен­ский вспо­ми­нал слу­чай, про­изо­шед­ший в Нико­ла­е­ве: гости­ни­цу футу­ри­стов как обыч­но оса­ди­ла груп­па моло­дых людей, при­шед­ших к звёз­дам рево­лю­ци­он­но­го искус­ства с тре­бо­ва­ни­ем пре­дель­ной наг­ло­сти — вый­ти на про­гул­ку вме­сте с юны­ми поклон­ни­ка­ми. И футу­ри­сты не отка­за­ли. Вышед­ших к сво­им почи­та­те­лям поэтов тут же окру­жи­ло плот­ное коль­цо людей. Они пошли гулять в этом стран­ном оцеп­ле­нии юно­шей и деву­шек, декла­ми­ро­вав­ших поэтам их же сти­хи. Поза­ди непре­рыв­но шество­вал наряд поли­ции: боя­лись излиш­не­го воз­буж­де­ния и так ради­каль­но настро­ен­ных поклон­ни­ков бун­тар­ско­го искусства.

А на выступ­ле­нии в Кие­ве, как сле­ду­ет из новост­ной замет­ки в газе­те «Киев­ская мысль», при­сут­ство­ва­ла целая пле­я­да из пред­ста­ви­те­лей вла­сти и сило­вых структур:

«Гене­рал-губер­на­тор, обер-поли­цей­ме­стер, 8 при­ста­вов, 16 помощ­ни­ков при­ста­вов, 25 око­ло­точ­ных над­зи­ра­те­лей, 60 горо­до­вых внут­ри теат­ра и 50 кон­ных воз­ле театра».

Это было пер­вое выступ­ле­ние футу­ри­стов, про­шед­шее под над­зо­ром кон­ной полиции.

Сле­ва напра­во: исто­рик лите­ра­ту­ры Борис Горо­дец­кий и поэты Васи­лий Камен­ский, Вла­ди­мир Мая­ков­ский И Давид Бур­люк на ули­це в Тифли­се. 1914 год

Лич­ным обе­ре­гом от цен­зу­ры для гастро­ли­ру­ю­щих был трид­ца­ти­лет­ний кубо­фу­ту­рист Васи­лий Камен­ский — про­фес­си­о­наль­ный лёт­чик. На афи­шах он печа­тал­ся как «пилот-авиа­тор импе­ра­тор­ско­го все­рос­сий­ско­го аэро­клу­ба». Эту улов­ку футу­ри­сты при­ду­ма­ли, что­бы рас­по­ло­жить к себе губер­на­то­ров, к кото­рым Камен­ско­му при­хо­ди­лось ходить за раз­ре­ше­ни­ем на про­ве­де­ние концертов:

«Пока­зы­вал „его пре­вос­хо­ди­тель­ству“ диплом авиа­то­ра, где было ска­за­но, что­бы вла­сти ока­зы­ва­ли мне вся­че­ское содействие.
Потом пока­зы­вал афи­шу с выде­лен­ным загла­ви­ем „Аэро­пла­ны и поэзия“.
Губер­на­тор недоумевал:
— Но при­чём-же тут футу­ризм? Что это такое? Зачем?
Я объ­яс­нял, что футу­ризм глав­ным обра­зом вос­пе­ва­ет дости­же­ния авиации.
Губер­на­тор спрашивал:
— А Бур­люк и Мая­ков­ский тоже авиаторы?
Отвечал:
— Почти…»

Диплом авиа­то­ра не раз выру­чал Камен­ско­го во вре­мя выступ­ле­ний. Так, на поэзо­кон­цер­те в Одес­се из пер­во­го ряда пар­те­ра встал гене­рал и про­из­нёс пла­мен­ную речь в защи­ту чести истин­ных лётчиков:

«Весь мир пре­кло­ня­ет­ся перед геро­я­ми воз­ду­ха. А тут какой-то футу­рист Камен­ский декла­ми­ру­ет воз­му­ти­тель­ные сти­хи об авиа­то­рах. Да если бы это­го футу­ри­ста, хоть раз поса­дить на аэро­план, он не смел бы писать подоб­ные непри­лич­ные сти­хи и свя­зы­вать авиа­цию с футу­риз­мом. Это непозволительно!»

Васи­лий Камен­ский не рас­те­рял­ся, три­ум­фаль­но вый­дя из этой ситу­а­ции: поэт при­гла­сил гене­ра­ла на сце­ну и про­де­мон­стри­ро­вал ему свой диплом с фото­гра­фи­че­ским порт­ре­том, сорвав боль­шую ова­цию в зале.

Поэт-авиа­тор Васи­лий Камен­ский. 1910‑е годы

Вла­ди­ми­ру Мая­ков­ско­му, обла­да­те­лю рас­ка­ти­сто­го заду­шев­но­го баса, все­ля­ю­ще­го дове­рие даже самым непри­ступ­ным и пред­взя­тым, тоже при­хо­ди­лось выру­чать футу­ри­сти­че­ский аль­янс в кон­флик­тах с вла­стя­ми. Дело было в Сим­фе­ро­по­ле: полиц­мей­стер отка­зал­ся под­пи­сы­вать афи­ши и потре­бо­вал предо­ста­вить все речи в пись­мен­ном виде. Сде­лать это было невоз­мож­но. И даже не из-за прин­ци­пи­аль­но­сти поэтов, а попро­сту из-за того, что поло­ви­ны мате­ри­а­ла для выступ­ле­ния на тот момент ещё не было. Тогда футу­ри­сты сна­ря­ди­ли посоль­ство в поли­цей­ское управ­ле­ние во гла­ве с Мая­ков­ским. Поэт со всем сво­им врож­дён­ным крас­но­ре­чи­ем и даром ора­то­ра обру­шил­ся на полиц­мей­сте­ра с горя­чи­ми уве­ре­ни­я­ми в бла­го­при­стой­но­сти футу­риз­ма и огром­ной куль­тур­ной зна­чи­мо­сти ново­го искус­ства. Недо­ве­рие полиц­мей­сте­ра испа­ри­лось, он под­дал­ся оба­я­нию и охот­но под­пи­сал афи­шу. Вот как рас­ска­зы­вал о маги­че­ском воз­дей­ствии Мая­ков­ско­го на полиц­мей­сте­ра Вадим Баян, быв­ший на этой встрече:

«Я видел уди­ви­тель­ный слу­чай гип­но­за: рыча­щий лев на моих гла­зах пре­вра­тил­ся в крот­ко­го ягнёнка».

Уди­ви­тель­но, но ино­гда даже во вла­сти нахо­ди­лись истин­ные поклон­ни­ки ново­го твор­че­ства. Напри­мер, в Сама­ре гла­ва город­ской упра­вы по досто­ин­ству оце­нил роль футу­риз­ма в куль­тур­ном кон­тек­сте ХХ века. По вос­по­ми­на­ни­ям Камен­ско­го, в сво­ей речи на меро­при­я­тии в одном част­ном доме «голо­ва» во все­услы­ша­ние заявил:

«На фоне печаль­ной рус­ской дей­стви­тель­но­сти вы, футу­ри­сти­че­ские поэты, самые яркие и сво­бод­ные люди. Ура!»


Встречают по одёжке

Нико­лай Евре­и­нов, режис­сёр и тео­ре­тик искус­ства, в нача­ле ХХ века создал кон­цеп­цию «теат­ра­ли­за­ции жиз­ни». Заклю­ча­ет­ся она в том, что на самом деле теат­раль­ность — искус­ство при­тво­рять­ся кем-то дру­гим — это врож­дён­ное свой­ство чело­ве­ка, кото­рый толь­ко так может познать истин­но­го себя. В этом смыс­ле пове­де­ние футу­ри­стов, а в осо­бен­но­сти их внеш­ний вид — пер­со­ни­фи­ка­ция идей Евреинова.

Любовь к эпа­та­жу в одеж­де, костю­ми­ро­ва­нию нача­лась у Вла­ди­ми­ра Мая­ков­ско­го ещё до футу­ри­сти­че­ско­го турне. Тогда у моло­до­го поэта уже было жела­ние про­из­во­дить впе­чат­ле­ние, но ещё не было денег. Так что при­хо­ди­лось рабо­тать с тем, что есть. Поэт вспо­ми­нал, как для пущей экс­тра­ва­гант­но­сти и «фуро­ра» брал у сест­ры кусок жёл­той лен­ты и обвя­зы­вал­ся им.

Но эпа­таж­ны­ми обра­за­ми в одеж­де футу­ри­сты не огра­ни­чи­ва­лись. Ведь Мая­ков­ский, Камен­ский, Бур­люк — все они вхо­ди­ли в состав груп­пы «Гилея», кото­рая отно­си­лась к аван­гард­но­му тече­нию кубо­фу­ту­риз­ма. Оно скла­ды­ва­лось в тес­ной вза­и­мо­свя­зи поэ­зии и живо­пи­си. Кубо­фу­ту­ри­сты при­вно­си­ли живо­пись в жизнь путём рас­кра­ши­ва­ния лиц. Изве­стен футу­ри­сти­че­ский мани­фест 1913 года «Поче­му мы рас­кра­ши­ва­ем­ся», напи­сан­ный Миха­и­лом Лари­о­но­вым и Ильёй Зда­не­ви­чем. В нём авто­ры утверждали:

«Мы свя­за­ли искус­ство с жиз­нью. После дол­го­го уеди­не­ния масте­ров мы гром­ко позва­ли жизнь, и жизнь вторг­лась в искус­ство, пора искус­ству вторг­нуть­ся в жизнь. Рас­крас­ка лица — нача­ло втор­же­ния. Отто­го так коло­тят­ся наши сердца».

Сле­ва напра­во: Андрей Шем­шу­рин, Давид Бур­люк и Вла­ди­мир Мая­ков­ский. 1914 год, Москва

Гастро­ли­ру­ю­щим футу­ри­стам нра­ви­лось само­вы­ра­жать­ся через рисун­ки на лице. Одна­ко в самом нача­ле сво­е­го турне они пообе­ща­ли Севе­ря­ни­ну, при­над­ле­жа­ще­му к тече­нию эго­фу­ту­ри­стов, «лица не рас­кра­ши­вать», дабы не сму­щать сво­им внеш­ним видом чув­стви­тель­ную нату­ру поэта. После раз­ры­ва «эго» и «кубо» груп­пи­ро­вок высту­па­ю­щие вновь вер­ну­лись к тра­ди­ции раз­ри­со­ван­ных лиц.

Всем извест­на зна­ме­ни­тая жёл­тая коф­та Вла­ди­ми­ра Мая­ков­ско­го, в кото­рую он любил наря­жать­ся на пуб­лич­ные выступ­ле­ния. Во вре­мя турне он так­же не изме­нял этой тра­ди­ции. Имен­но в ней изоб­ра­зил Мая­ков­ско­го в сво­их сти­хах-вос­по­ми­на­ни­ях о гастро­лях Игорь Северянин:

Уви­дел пар­ня в жёл­той кофте —
Всё закру­жи­лось в голове…
Он был отол­пен. Как торговцы,
Руга­лась мыс­ле­вая часть,
Дру­гая — вер­но, желтокофтцы —
К его ногам гор­ло­ва пасть.
Я изу­мил­ся. Всё так дико
Мне пока­за­лось. Это «он»
Обра­до­вал­ся мне до крика.
«Не розо­ве­ю­щий ли слон?» —
Поду­мал я, в вос­тор­ге млея,
Обес­ку­ра­жен­ный поэт.
Тол­па раз­да­лась, как аллея.
«Я. — Мая­ков­ский», — был ответ.

Вла­ди­мир Мая­ков­ский в бар­хат­ном жиле­те. 1 мар­та 1914 года

32-лет­ний Давид Бур­люк тоже был не чужд кра­соч­ным наря­дам: по при­ез­де его в Сим­фе­ро­поль футу­ри­сты тут же отпра­ви­лись к порт­но­му, что­бы зака­зать для ново­при­быв­ше­го дру­га жилет­ку из «цве­ти­сто­го бархата».

Давид Бур­люк. 1910‑е годы

А когда гастро­лё­ры взя­ли свои пер­вые аван­сы и у них нако­нец заве­лись день­ги, то обес­ку­ра­жи­ва­ю­щие всех вокруг наря­ды ста­ли не толь­ко вызы­ва­ю­щи­ми, но ещё и доро­ги­ми. Вот как опи­сы­ва­ет Вадим Баян образ Вла­ди­ми­ра Мая­ков­ско­го на одной вече­рин­ке в Симферополе:

«Мая­ков­ский был одет в розо­вый муа­ро­вый пиджак с чёр­ны­ми атлас­ны­ми отво­ро­та­ми, толь­ко что сши­тый у луч­ше­го порт­но­го в Сим­фе­ро­по­ле, и чёр­ные брюки».

Газет­ные рецен­зии, выхо­див­шие в горо­дах, где высту­па­ли футу­ри­сты, не забы­ва­ли высме­ять внеш­ний вид поэтов, кото­рые выхо­ди­ли к пуб­ли­ке исклю­чи­тель­но дерз­ко. Напри­мер, Мая­ков­ский брал с собой на сце­ну хлыст, кото­рым уве­рен­но и весе­ло сте­гал чув­ства люби­те­лей чисто­го искусства.

Одна из самых жёст­ких харак­те­ри­стик внеш­но­сти футу­ри­стов при­над­ле­жит изда­нию «Киев­ская мысль»:

«У футу­ри­стов лица самых обык­но­вен­ных вырож­ден­цев… И костю­мы футу­ри­стов, — все эти крас­ные пиджа­ки, — укра­де­ны у фокус­ни­ков… И клей­ма на лицах заим­ство­ва­ны у типов уголовных».


Роскошь и блеск. «На мне, деточка, никто не зарабатывает»

Ни в чём себя не огра­ни­чи­вать и нико­му не поз­во­лять себя огра­ни­чи­вать — так мож­но опи­сать пози­цию футу­ри­стов в отно­ше­нии лич­ных трат во вре­мя турне. Исто­рия финан­си­ро­ва­ния поэзо­кон­цер­тов очень неяс­ная — допод­лин­но неиз­вест­но, кто давал день­ги на новое искусство.

Фор­маль­но орга­ни­за­то­ром футу­ри­сти­че­ско­го тура был Вадим Баян — 34-лет­ний бога­тый купец, эго­фу­ту­рист. Он и спон­си­ро­вал серию выступ­ле­ний, и он же нашёл в сво­ём кру­гу заин­те­ре­со­ван­ных обес­пе­чен­ных людей, кото­рые были гото­вы дать денег на про­ве­де­ние турне.

Вадим Баян. 1910‑е годы

По при­ез­де в Сим­фе­ро­поль вся футу­ри­сти­че­ская ком­па­ния на пер­вое вре­мя посе­ли­лась в доме Вади­ма Бая­на. Его вос­по­ми­на­ния о жиз­ни с това­ри­ща­ми-поэта­ми во вре­мя «Олим­пи­а­ды» вызы­ва­ют сме­шан­ные чув­ства. С одной сто­ро­ны, он смот­рит на гастро­лё­ров умиль­но-снис­хо­ди­тель­но, как на каприз­ных детей. С дру­гой — бла­го­го­ве­ет перед их гени­ем. В сово­куп­но­сти эти чув­ства застав­ля­ли Бая­на испол­нять каж­дую при­хоть гостей:

«…я сде­лал всё, что было воз­мож­но, что­бы толь­ко достой­ным обра­зом облас­кать в сво­ём краю поэтов, а в осо­бен­но­сти Мая­ков­ско­го, для кото­ро­го поло­жи­тель­но ниче­го не было жаль».

Нако­нец, футу­ри­сты пере­се­ли­лись из квар­ти­ры Бая­на в гости­ни­цу «Евро­пей­скую». Бла­го, аван­сы из кас­сы устро­и­те­лей поз­во­ля­ли взять самый боль­шой номер, ведь Мая­ков­ско­му «для посто­ян­но­го хож­де­ния взад и впе­рёд тре­бо­ва­лась боль­шая квадратура».

В гости­ни­це буду­щие пев­цы про­ле­тар­ской рево­лю­ции зажи­ли по-цар­ски. Севе­ря­нин вспо­ми­нал, как с утра потре­бо­вал в номер для зав­тра­ка само­вар, булоч­ки и мас­ло, а Мая­ков­ский его тут же осадил:

«Чего ты стес­ня­ешь­ся? Тре­буй замо­ро­зить бутыл­ку, тре­буй коньяк, икру и проч. Помни, что не мы разо­ря­ем Сидо­ро­ва (насто­я­щая фами­лия Бая­на — прим. Ред.), а он нас: мы ему даём сво­и­ми име­на­ми зна­чи­тель­но боль­ше, чем он нам сво­и­ми купец­ки­ми деньгами».

А когда одна­жды Баян всё-таки осме­лил­ся роб­ко ука­зать поэтам на круп­ную сум­му в счё­те, Мая­ков­ский, по вос­по­ми­на­ни­ям Севе­ря­ни­на, устро­ил скандал:

«Вся­кий труд дол­жен быть, милей­ший, опла­чен, а раз­ве не труд — тянуть за уши в лите­ра­ту­ру людей без­дар­ных? Вы же, голуб­чик, ска­жем откры­то, талан­том не сия­е­те. И кро­ме того — мы раз­ре­ша­ли Вам высту­пать сов­мест­но с нами, а это чего-нибудь да сто­ит, у нас с Вами не друж­ба, а сдел­ка. Вы наня­ли нас Вас выдви­нуть, мы выпол­ня­ем заказ. Пре­дель­ной пла­ты Вы нам не назна­чи­ли, огра­ни­чив­шись рас­плыв­ча­тым: „Дорож­ные рас­хо­ды, содер­жа­нье в оте­ле, раз­вле­че­нья и проч.“. Так вот и потру­ди­тесь опла­чи­вать сче­та в оте­ле и вече­ра­ми в шан­тане, какие мы най­дём нуж­ным сде­лать. Мы при­ни­ма­ем в себя толь­ко потреб­ное нам, „впрок“ запа­сов не дела­ем. Вооб­ще выдвиг без­дар­но­сти уже некий ком­про­мисс с сове­стью. Но мы Вас, заметь­те, не рекла­ми­ру­ем, не реко­мен­ду­ем — мы даём Вам лишь место око­ло себя на эст­ра­де. И это место мы ценим чрез­вы­чай­но доро­го. И поэто­му одно из двух: или Вы, осо­знав, отбрось­те Вашу мел­ко­бур­жу­аз­ную жад­ность, или уби­рай­тесь ко всем чертям!»

Вадим Баян в вос­по­ми­на­ни­ях заме­ча­ет, что ему дей­стви­тель­но не хва­та­ло твёр­до­сти харак­те­ра отка­зать тако­му гению как Мая­ков­ский в без­мер­ном рас­хо­до­ва­нии бюд­же­та: кубо­фу­ту­рист явно ценил своё даро­ва­ние выше вся­кой сум­мы. Окон­ча­тель­ным отве­том всем орга­ни­за­то­рам по пово­ду воз­мож­но­сти умень­ше­ния трат был корот­кий диа­лог с устро­и­те­лем Шней­де­ро­вым. На почти исте­рич­ные уве­ще­ва­ния меце­на­та Мая­ков­ский с непри­нуж­дён­ной улыб­кой заявил:

«На мне, деточ­ка, никто не зара­ба­ты­ва­ет. Так и знайте».


«Эго»-протест против «кубо»-беспредела

Одна­жды в 1914 году, ещё до нача­ла вой­ны, в Рос­сию с гастро­ля­ми при­е­хал осно­во­по­лож­ник футу­риз­ма ита­льян­ский поэт Филип­по Мари­нет­ти. Рус­ские футу­ри­сты не жало­ва­ли ита­льян­ско­го пред­во­ди­те­ля. В ответ на холод­ный при­ём Мари­нет­ти ска­зал: «Глав­ное усло­вие для удач­ной борь­бы футу­риз­ма — это соли­дар­ность сре­ди его сто­рон­ни­ков». Раз­де­ле­ние внут­ри рос­сий­ско­го футу­риз­ма на «эго» и «кубо» груп­пи­ров­ки пока­зы­ва­ет, что к Рос­сии пра­ви­ло Мари­нет­ти неприменимо.

Ред­ко двум твор­че­ским гени­ям уда­ёт­ся ужить­ся в пре­де­лах одно­го объ­еди­не­ния: рано или позд­но напар­ник пре­вра­ща­ет­ся в сопер­ни­ка по сла­ве. Так слу­чи­лось и во вре­мя турне: вожди двух футу­ри­сти­че­ских груп­пи­ро­вок — Вла­ди­мир Мая­ков­ский и Игорь Севе­ря­нин — разругались.

Одной кон­крет­ной при­чи­ны тут нет. Как часто быва­ет, ссо­ра вырос­ла из мно­же­ства фак­то­ров. В кни­ге Дави­да Бур­лю­ка «Фраг­мен­ты из вос­по­ми­на­ний футу­ри­ста» поэт даёт Иго­рю Севе­ря­ни­ну очень непри­вле­ка­тель­ную харак­те­ри­сти­ку чело­ве­ка лице­мер­но­го, пре­тен­ци­оз­но­го и каприз­но­го. Севе­ря­нин нико­гда не выхо­дил на бис, если отсут­ство­ва­ла ова­ция, а на выступ­ле­нии в Кер­чи вооб­ще ушёл со сце­ны после про­чте­ния одно­го сти­хо­тво­ре­ния, пото­му что пуб­ли­ка недо­ста­точ­но ему апло­ди­ро­ва­ла. Тако­му само­лю­би­во­му поэту, конеч­но, непро­сто было выно­сить рядом с собой Мая­ков­ско­го. Ведь бли­стать сре­ди посред­ствен­но­стей лег­ко, а вот тягать­ся с гени­я­ми уже посложнее.

Оба­я­ние, непри­нуж­дён­ность во вза­и­мо­дей­ствии с залом, силь­ный тем­пе­ра­мент, талант Мая­ков­ско­го — всё это раз­дра­жа­ло Севе­ря­ни­на, заде­ва­ло его и бесило.

Игорь Севе­ря­нин. 1910‑е годы

По вос­по­ми­на­ни­ям Вади­ма Бая­на, Мая­ков­ско­му нра­ви­лось дово­дить сво­е­го това­ри­ща по футу­риз­му, сочи­няя паро­дии на его сти­хи. Как толь­ко Севе­ря­нин начи­нал читать свои про­из­ве­де­ния, Мая­ков­ский тут же импро­ви­зи­ро­вал из них какой-нибудь обид­ный калам­бур, заде­вая тон­кую нату­ру эго­фу­ту­ри­ста. Напри­мер, Севе­ря­нин на каж­дом поэзо­кон­цер­те обя­за­тель­но затя­ги­вал нарас­пев своё «Ола­зо­рим, лег­ко олазорим/Пароход, моно­план, эки­паж!». В это вре­мя Мая­ков­ский тут же ока­зы­вал­ся рядом на эст­ра­де и тяжё­лым басом вто­рил: «Опо­зо­рим, лег­ко опо­зо­рим…». Севе­ря­нин силь­но оби­жал­ся и про­сил не паро­ди­ро­вать его сти­хи, но Мая­ков­ский не хотел уни­мать­ся и про­дол­жал изде­вать­ся над эгофутуристом.

Сам же Севе­ря­нин, осве­щая раз­рыв с кубо-груп­пи­ров­кой, стре­мил­ся выста­вить сво­их това­ри­щей по турне глу­пы­ми и зазнав­ши­ми­ся арти­ста­ми, с кото­ры­ми ника­кой ува­жа­ю­щий себя чело­век иметь дела не будет. Поэт утвер­ждал, что он пре­кра­тил своё уча­стие в турне, яко­бы пото­му что Мая­ков­ский и Бур­люк оде­лись на выступ­ле­ние не так, как ему бы хотелось:

«Мая­ков­ский и Бур­люк обе­ща­ли мне высту­пать всю­ду в обык­но­вен­ном костю­ме и Бур­люк — лица не рас­кра­ши­вать. Одна­ко в Кер­чи не выдер­жа­ли. Мая­ков­ский обла­чил­ся в оран­же­вую коф­ту, а Бур­люк в виш­нё­вый фрак при зелё­ной бар­хат­ной жилет­ке. Это яви­лось для меня пол­ной неожи­дан­но­стью. Я вспы­лил, меня с тру­дом уго­во­ри­ли высту­пить, но зато сра­зу же после вече­ра я ука­тил в Питер».

Мно­го­обе­ща­ю­щий союз «кубо» и «эго» рас­пал­ся в Кер­чи. После это­го кубо-состав отпра­вил­ся даль­ше по Рос­сии со сво­ей про­грам­мой, а озлоб­лен­ный Севе­ря­нин уехал, через неко­то­рое вре­мя напе­ча­тав в газе­тах в отмест­ку обидчикам:

«Для отрезв­ле­ния ж народа,
кото­рый впал в угроз­ный сплин,
Не Лер­мон­то­ва — с парохода,
А Бур­лю­ков — на Сахалин!»


Неслучившийся роман

Имен­но во вре­мя футу­ри­сти­че­ско­го турне Мая­ков­ский начи­на­ет созда­вать своё луч­шее доре­во­лю­ци­он­ное произведение.

«Вы дума­е­те, это бре­дит малярия?
Это было,
было в Одессе.
„При­ду в четы­ре“, — ска­за­ла Мария.
Восемь.
Девять.
Десять».

Мария Дени­со­ва — девуш­ка, про кото­рую Мая­ков­ский напи­сал в сво­ей поэ­ме «Обла­ко в шта­нах». Позна­ко­ми­лись они дей­стви­тель­но в Одес­се, во вре­мя турне, где любовь заста­ла Мая­ков­ско­го врасплох.

Обсто­я­тель­ства их пер­вой встре­чи опи­са­ны Васи­ли­ем Камен­ским как сюжет неза­мыс­ло­ва­той мело­дра­мы. Кубо­фу­ту­ри­сти­че­ское трио — Бур­люк, Камен­ский, Мая­ков­ский — гуля­ло по ули­цам южно­го горо­да. Вдруг Камен­ский заме­тил необык­но­вен­ной кра­со­ты девуш­ку и ска­зал Мая­ков­ско­му: «Воло­деч­ка, взгля­ни сюда…» Мая­ков­ский обер­нул­ся, устре­мил взгляд на девуш­ку, и тут же в нём что-то вско­лых­ну­лось. Он оста­вил сво­их дру­зей и немед­лен­но скрыл­ся в толпе.

Через несколь­ко дней после зна­ком­ства с Мари­ей Дени­со­вой Мая­ков­ский со всей сво­ей запаль­чи­во­стью реши­тель­но объ­явил това­ри­щам, что он нику­да даль­ше не поедет и вооб­ще оста­нет­ся в Одессе.

Това­ри­щи-поэты него­до­ва­ли: им надо ехать даль­ше, в Киши­нёв, там афи­ши рас­кле­е­ны, биле­ты рас­куп­ле­ны, а тут гвоздь футу­ри­сти­че­ской про­грам­мы влю­бил­ся в девуш­ку, кото­рую зна­ет пару дней, и реши­тель­но отка­зы­ва­ет­ся уезжать.

Мая­ков­ский назна­чил Дени­со­вой объ­яс­не­ние на послед­ний день пре­бы­ва­ния в Одес­се. Одна­ко как мы пом­ним из поэмы:

«Вошла ты,
рез­кая, как «нате!»,
муча пер­чат­ки замш,
сказала:
«Зна­е­те —
я выхо­жу замуж».

Мария Дени­со­ва

Увы, Мария была обе­ща­на дру­го­му — дала согла­сие на пред­ло­же­ние руки и серд­ца инже­не­ру Васи­лию Строеву.

Дени­со­ва — девуш­ка, не чуж­дая искус­ству: на момент зна­ком­ства с Мая­ков­ским она была 19-лет­ней начи­на­ю­щей худож­ни­цей, а впо­след­ствии ста­ла талант­ли­вым скуль­пто­ром. Чут­кость, при­су­щая твор­че­ским людям, помог­ла Дени­со­вой раз­гля­деть в Мая­ков­ском если не гений, то боль­шой талант. И всё же она не реши­лась бро­сить сво­е­го жени­ха и вый­ти замуж за поэта-футу­ри­ста, кото­ро­го зна­ла все­го пару дней — слиш­ком мно­гое надо было поста­вить на карту.

Двух­днев­ный роман не при­нёс Мая­ков­ско­му сча­стья, но зато пода­рил чита­те­лям поэта заме­ча­тель­ные сти­хи. Уже на сле­ду­ю­щий день в поез­де хму­рый Вла­ди­мир Мая­ков­ский, дол­гое вре­мя ни с кем не раз­го­ва­ри­вав­ший, про­из­нёс: «Это было. Было в Одес­се». А через чет­верть часа пер­вая стро­фа «Обла­ка» была запи­са­на на папи­рос­ной коробке.

Турне дало футу­ри­стам всё — сла­ву, день­ги, любовь, а глав­ное — опыт. Поэты уви­де­ли жизнь про­вин­ции, людей, кото­рых в ско­ром вре­ме­ни захва­тят тра­ги­че­ские собы­тия ХХ века. Это был послед­ний без­за­бот­ный год для футу­ри­стов. Ведь потом с нача­лом рево­лю­ции им пред­сто­я­ло уже на деле, а не на сло­вах стро­ить ту жизнь, кото­рую они про­по­ве­до­ва­ли в сво­ём творчестве.


Читай­те также: 

Мая­ков­ский как худож­ник. Часть I: порт­ре­ты и шар­жи

Мая­ков­ский как худож­ник. Часть II: рекла­ма, луб­ки и рас­ска­зы в кар­тин­ках

«Чисто­та и дик­та­ту­ра». О гиги­е­ни­че­ской анти­уто­пии 1920‑х, кото­рую инте­рес­но читать сего­дня

Поделиться