Восьмибитная Россия: работы художника Александра Селезнёва

Каж­до­му, кто рос на пост­со­вет­ском про­стран­стве, кар­ти­ны худож­ни­ка Алек­сандра Селез­нё­ва пока­жут­ся до стран­но­го зна­ко­мы­ми. Памят­ные с дет­ства кино­ге­рои, мульт­филь­мы, игры на «Ден­ди», пуга­ю­щие репор­та­жи с полей Чечен­ской вой­ны, кри­ми­наль­ная хро­ни­ка, «есть чё, а если най­ду» на ули­цах, рын­ки, стрел­ки… Селез­нёв созда­ёт целые сюже­ты, кото­рые вос­кре­ша­ют дух той эпо­хи и погру­жа­ют зри­те­лей в неза­бы­ва­е­мую атмо­сфе­ру дет­ства, пол­но­го ярких обра­зов, при­тя­га­тель­ных и страшных.

Алек­сандр Селез­нёв родил­ся и вырос в Воро­не­же. Учил­ся в пед­ин­сти­ту­те, недол­гое вре­мя рабо­тал в мос­ков­ской ком­па­нии по раз­ра­бот­ке ком­пью­тер­ных игр. Вер­нув­шись на малую роди­ну, Алек­сандр обра­тил­ся к «пик­сель­ной живо­пи­си». В одном из ред­ких интер­вью Селез­нёв крат­ко рас­ска­зы­ва­ет о твор­че­ском пути:

«[Начал] Лет с шести. Рисо­вал тер­ми­на­то­ров, тру­пы. Потом на меня силь­но повли­ял Бек­шин­ски (Жди­слав Бек­шин­ски / Зди­слав Бек­син­ски, поль­ский худож­ник. — Ред.), года пол­то­ра при­леж­но рисо­вал газо­вые каме­ры и анти­кле­ри­каль­ные пепе­ли­ща. Надо­е­ло. Стал про­бо­вать дра­му и трил­лер, уже при уча­стии живых людей, в основ­ном жен­щин и под­рост­ков. Начал сопе­ре­жи­вать. Сей­час пыта­юсь по мере сил услож­нять всё это, ухо­дить от одно­знач­но­сти и деклараций».

Худож­ник не любит гово­рить о сво­их рабо­тах: худож­ник счи­та­ет, что его зада­ча — вызы­вать мак­си­мум вопро­сов, а не давать ответы.

VATNIKSTAN пуб­ли­ку­ет автор­скую под­бор­ку про­из­ве­де­ний Алек­сандра Селез­нё­ва, рас­пре­де­лён­ную хронологически.


Несмеяна: блеск и нищета эсхатологии (2009–2014)

В 2009 году Алек­сандр Селез­нёв и Вик­то­рия Шико­ва созда­ли син­ти-поп про­ект «Несме­я­на». Твор­че­ство дуэ­та осве­ща­ло тём­ные стра­ни­цы совет­ской мас­со­вой куль­ту­ры 80‑х — 90‑х годов. Груп­па суще­ство­ва­ла до 2014 года.


Теряша Крашина: блеск и нищета революции (2015—2018)


Титанихи: блеск и нищета этатизма (2019 — н. в.)


Смот­ри­те также: 

«Образ буду­ще­го в жур­на­ле «Тех­ни­ка — моло­дё­жи» в 1930–50‑е годы»

При­хо­ди на меня посмот­реть: афи­ши 20 исчез­нув­ших филь­мов рус­ско­го дека­дан­са

Китч, ста­ро­мод­ный поп-арт и «Новый Пуш­кин»

Поделиться