«Всё Будет Хорошо» Геннадия Андреева

Тема пове­де­ния совет­ско­го сол­да­та в Гер­ма­нии, как извест­но, очень и очень непро­стая. За наше­го сол­да­та было стыд­но таким раз­ным людям, как поч­вен­ни­ку писа­те­лю Алек­сан­дру Сол­же­ни­цы­ну, или либе­ра­лу — архи­тек­то­ру Пере­строй­ки Алек­сан­дру Яко­вле­ву. Оба были непо­сред­ствен­ны­ми участ­ни­ка­ми собы­тий —фрон­то­ви­ка­ми. С дру­гой сто­ро­ны, ни аме­ри­кан­цы, ни англи­чане, ни фран­цу­зы не рас­стре­ли­ва­ли мас­со­во сво­их сол­дат за «пло­хое пове­де­ние», в том вре­мя как совет­ская армия, как толь­ко ста­ла под­ни­мать­ся тема об экс­цес­сах со сто­ро­ны РККА, желез­ной рукой нача­ла вво­дить дис­ци­пли­ну. Более того, есть подо­зре­ние что фокус на запа­да на «мил­ли­о­нах изна­си­ло­ван­ных немок» — это ско­рее мем, на осно­ве реаль­ных собы­тий, раз­ду­тый до пла­не­тар­ных мас­шта­бов, что­бы отте­нить греш­ки сол­дат союз­ни­ков. И всё-таки, воз­вра­ща­ясь к пове­де­нию рус­ских сол­дат, я хочу вам дать воз­мож­ность посмот­реть на жизнь «под рус­ски­ми» в Бер­лине лета 1945 года, гла­за­ми рус­ской эми­грант­ки, 40-лет­ней бер­лин­ской бале­ри­ны, доче­ри рус­ско­го офи­це­ра, девоч­кой поки­нув­шей России.


Цвет­ная съем­ка Бер­ли­на 14 мая 1945 года — все­го через 5 дней после окон­ча­ния вой­ны. Вду­май­тесь, фюрер ещё был жив мень­ше трёх недель назад!

Сра­зу пре­ду­пре­ждаю — в рас­ска­зе нет чер­ну­хи, но зре­ли­ще… Хотя нет, не сколь­ко зре­ли­ще, сколь­ко обсто­я­тель­ства — не из при­ят­ных. Но разу­ме­ет­ся не в «дикой» или «вар­вар­ской» рус­ской душе здесь дело. Нет! Жизнь под побе­ди­те­ля­ми нигде не начи­на­ет­ся «кра­си­во и при­стой­но». Ни на аме­ри­кан­ском Юге после побе­ды Севе­ра в аме­ри­кан­ской граж­дан­ской войне XIX века, ни для белых после побе­ды Афри­кан­ско­го Кон­грес­са в ЮАР на выбо­рах 1994 года. Что уж гово­рить о судь­бе быв­ше­го бело­го Кры­ма 1921 года, или побеж­дён­но­го Кар­фа­ге­на… Так что даже по срав­не­нию с рим­ля­на­ми — совет­ский сол­дат 1945 года гораз­до более миролюбив.

Vae victis или Горе побеж­дён­ным — гово­ри­ли древ­ние рим­ляне. А рас­сказ Ген­на­дия Андре­ева, уже появ­ляв­ше­го­ся в нашей руб­ри­ке недав­но, пусть будет напо­ми­на­ни­ем о том, что, не при­ве­ди гос­подь, такое пере­жить самому.

Кадр из филь­ма Eine Frau in Berlin (2008 год), посвя­щён­но­го исто­рии с сюже­том подоб­ным рассказу

«Всё Будет Хорошо»

Из сбор­ни­ка «Горь­кие Воды», вышедшего
в изда­тель­стве «Посев», Франк­фурт, 1954 год.
Ген­на­дий Хомя­ков (Андре­ев)

Фрау Шлос­сер вбе­жа­ла вскло­ко­чен­ная, с пере­ко­шен­ным от ужа­са лицом, и прон­зи­тель­но заголосила:

— Они отня­ли вело­си­пед! Мы погиб­нем: трам­ваи не ходят, Аль­фред не смо­жет ездить на рабо­ту! О, Гос­по­ди, помо­ги­те нам!

И хотя и вело­си­пед и рабо­та были теперь явной неле­по­стью и было непо­сти­жи­мо, как ещё мож­но пом­нить о них, а то, что квар­тир­ная хозяй­ка взмо­ли­лась к ней, как к Богу, было не толь­ко неле­пым, но и нестер­пи­мо, до исте­ри­ки смеш­ным, отча­ян­ный крик пере­хлест­нул какой-то край и заста­вил Ксе­нию Алек­сан­дров­ну выско­чить из комнаты.
Обе­жать два про­ле­та лест­ни­цы и выне­стись из подъ­ез­да было делом полминуты.

Рядом с подъ­ез­дом, на тро­туа­ре, при­сло­нив к дому вело­си­пед, сто­ял сол­дат, с вело­си­пед­ным насо­сом в руках. Невзрач­ный, в поли­ня­лой пилот­ке и про­по­тев­шей гим­на­стёр­ке, он хозяй­ствен­но огля­ды­вал маши­ну, соби­ра­ясь, види­мо, под­ка­чать шины. Ксе­ния Алек­сан­дров­на под­ле­те­ла к нему со сжа­ты­ми кула­ка­ми; она не зна­ла, что ска­жет, что сде­ла­ет, но она гото­ва была бро­сить­ся на него, моло­тить его кула­ка­ми, цара­пать, рвать, так, что­бы от него поле­те­ли кло­чья, — и кри­чать при этом что-то бес­смыс­лен­ное, что­бы выме­стить, отпла­тить, сва­лить с себя неподъ­ем­ную тяжесть…

Под­бе­жав, она остановилась.


Побеж­дён­ный Бер­лин 1945 года в цвет­ной съём­ке. 30-минут­ная съёмка!

Сол­дат обер­нул­ся. Он смот­рел не враж­деб­но, а немно­го недо­умён­но, — недо­уме­ние скра­ды­ва­лось вели­ким пре­не­бре­же­ни­ем и чув­ством гру­бо­го пре­вос­ход­ства, кото­ры­ми были пол­ны и его лицо, и при­зе­ми­стая фигу­ра. Похо­же, он хотел ска­зать: ты отку­да взя­лась? И чего тебе нуж­но? Катись к чёр­то­вой матери…

— Ты у кого берёшь? — сры­ва­ясь на низ­кой ноте, выкрик­ну­ла Ксе­ния Александровна.

— Ты у бур­жуя берёшь? Ты у бед­но­го чело­ве­ка взял, у него куча детей, ему на рабо­ту не на чем ездить! Как ты сме­ешь? Отдай сей­час же! — и власт­но схва­ти­лась за руль велосипеда.

Совет­ские сол­да­ты на фоне Рейхс­та­га. Бер­лин, май 1945 года

Может быть, сол­дат не был бы так пора­жён, если бы вне­зап­но нале­тев­шая жен­щи­на не выпа­ли­ла все­го это­го на чистом звон­ком рус­ском язы­ке. Он в заме­ша­тель­стве сде­лал шаг назад, с лица его сле­те­ло и пре­вос­ход­ство, и пре­не­бре­же­ние, — он рас­те­рян­но смот­рел на Ксе­нию Алек­сан­дров­ну и не знал, что сказать.

— А ты… что… ты что кри­чишь? — нако­нец, нашел­ся он. Потом слов­но озлил­ся: — А, да возь­ми его к едрене фене! Поду­ма­ешь! Пусть они пода­вят­ся сво­и­ми велосипедами!

— С силой швыр­нув насос под коле­са, он рыв­ком, повер­нул­ся и быст­ро пошёл, раз­ма­хи­вая руками.

Под­хва­тив насос, Ксе­ния Алек­сан­дров­на пове­ла вело­си­пед в подъ­езд, ещё дро­жа от воз­буж­де­ния и ниче­го не сооб­ра­жая. Вни­зу, у лест­ни­цы, бор­мо­ча сло­ва бла­го­дар­но­сти, вело­си­пед пере­хва­ти­ла фрау Шлос­сер, — не слу­шая её, Ксе­ния Алек­сан­дров­на убе­жа­ла к себе, захлоп­ну­ла дверь и, схва­тив­шись за голо­ву, пова­ли­лась на кушетку.

Поле­жав с пол­ча­са, она вста­ла, выпи­ла воды — ста­ло как буд­то немно­го лег­че. Лег­ла опять, вспо­ми­ная исто­рию с вело­си­пе­дом, мучи­тель­но мор­щи­лась: это, конеч­но, тоже было смеш­но и глу­по. Поче­му она крик­ну­ла: «у бур­жуя берёшь»? Отку­да взял­ся у нее этот «бур­жуй»? Инстинк­тив­но под­ла­жи­ва­лась под их язык? Гнус­нее ниче­го не при­ду­мать. И до чего она долж­на была быть смеш­ной и без­об­раз­ной, когда как фурия выле­те­ла на улицу!

Но ведь то, что тво­ри­лось, совсем не было смеш­ным. Толь­ко три дня, как пере­ста­ло гро­хо­тать, кон­чи­лась вой­на, и они, изму­чен­ные и оди­чав­шие от стра­ха, ожи­да­ния, голо­да, потё­мок вылез­ли из под­ва­ла. Ули­ца была зава­ле­на облом­ка­ми, горе­ли дома, но их дом уце­лел. Заткнув и заве­сив выби­тые стек­ла тря­пьём, Ксе­ния Алек­сан­дров­на ниче­го не хоте­ла боль­ше, как закрыть­ся в сво­ей ком­на­те, лечь на кушет­ку и лежать без дви­же­ния, как лежит в норе изби­тый, изну­рён­ный зверь.


После­во­ен­ный Бер­лин, окку­пи­ро­ван­ный союз­ни­ка­ми и СССР, 1945–1949 годы.

И это не уда­ва­лось. То хозяй­ка, то сосед­ки лови­ли её в кори­до­ре, захо­ди­ли к ней и пута­ясь, сби­ва­ясь, сума­тош­но рас­ска­зы­ва­ли о том, что про­ис­хо­дит в горо­де. Рус­ские ходят оди­ноч­ка­ми и груп­па­ми, по два-три чело­ве­ка, отби­ра­ют у про­хо­жих часы, коль­ца; нем­цы пря­чут­ся по домам — сол­да­ты вры­ва­ют­ся в квар­ти­ры, роют­ся в шка­фах, заби­ра­ют всё, что попа­дет­ся под руку. Одеж­ду, ком­кая, они вар­вар­ски запи­хи­ва­ют в свои меш­ки, часы цеп­ля­ют на руки, заби­ра­ют радио­при­ем­ни­ки, вело­си­пе­ды, пате­фо­ны, даже будиль­ни­ки, если они поно­вей. Пья­ные, рас­па­лён­ные, они при­но­сят с собой вод­ку, уго­ща­ют хозя­ев, а потом ищут ещё вина, лома­ют мебель, раз­бра­сы­ва­ют вещи и ходят по ним, гадят и ковер­ка­ют доб­ро. Жен­щин ино­гда наси­лу­ют, не смот­рят и на воз­раст: в сосед­нем доме изна­си­ло­ва­ли четыр­на­дца­ти­лет­нюю девоч­ку И двое — ста­ру­ху семи­де­ся­ти лет. Не слыш­но, что­бы уби­ва­ли, но, навер­ное, и уби­ва­ют. Никто их не оста­нав­ли­ва­ет: офи­це­ры ведут себя так­же, как и сол­да­ты… Непо­нят­ный, сокру­ши­тель­ный, не остав­ля­ю­щий кам­ня от при­выч­ной жиз­ни шквал несет­ся по Бер­ли­ну — и кон­чит­ся ли он? А надо есть, кор­мить детей, но нель­зя вый­ти на ули­цу, мага­зи­ны закры­ты или раз­гром­ле­ны и кар­точ­ки, навер­но, теперь пропадут…

Вспо­ло­шен­ные нем­ки зна­ли Ксе­нию Алек­сан­дров­ну деся­ток лет и смот­ре­ли на неё так, как буд­то она мог­ла объ­яс­нить: она ведь тоже рус­ская! Она виде­ла в их взгля­дах, слы­ша­ла в тоне голо­сов, что они осуж­да­ют или гото­вы осу­дить и её — и их выта­ра­щен­ные гла­за и све­ден­ные синие губы, бол­тав­шие об ужа­се и какую-то непо­сти­жи­мую чепу­ху о кар­точ­ках, кото­рые могут про­пасть, были непе­ре­но­си­мы. Ксе­ния Алек­сан­дров­на слу­ша­ла, ста­ра­ясь не слы­шать — рас­ска­зан­ное про­тив воли вхо­ди­ло в мозг и мути­ло, лихо­ра­ди­ло, сво­ди­ло с ума.

Вспом­нив, что хочет­ся есть, она вста­ва­ла, бра­ла кусок хле­ба, но есть не мог­ла и забы­ва­ла о голо­де. Взгля­ды­ва­ла в зер­ка­ло: на нее смот­ре­ло тем­ное, исху­дав­шее, совсем не её лицо, с рас­ши­рен­ны­ми и исступ­лен­ны­ми тем­но-корич­не­вы­ми гла­за­ми, кото­ры­ми она когда-то гор­ди­лась. Когда? Веч­ность назад? Пере­во­ди­ла взгляд даль­ше, на сте­ну — с уве­ли­чен­ной фото­гра­фии вну­ши­тель­но смот­ре­ло гор­дое, с боль­ши­ми уса­ми и бород­кой лицо бра­во­го пол­ков­ни­ка, её отца.

— Твои ведь! — с отча­я­ни­ем шеп­та­ла Ксе­ния Алек­сан­дров­на, зная, что упре­кать отца не в чем и совсем не в этом дело. А в чём? И сно­ва ложи­лась на кушет­ку, часа­ми лежа­ла, смот­ря в пото­лок сухи­ми глазами.

Пла­кат ТАСС посвя­щён­ный побе­де во Вто­рой Миро­вой Войне, 12 мая 1945 года

Мате­ри она не зна­ла: мать умер­ла, рожая её. Ксе­нию Алек­сан­дров­ну вырас­тил отец. Он вос­пи­тал её в почти­тель­ной и вос­тор­жен­ной люб­ви к родине, хотя роди­ны и не было. Роди­на — это там, где лежит её мать. Поз­же, когда умер отец, а она пре­вра­ти­лась в бале­ри­ну и тан­це­ва­ла сна­ча­ла в опе­ре, в кор­де­ба­ле­те, потом в варье­те, на эст­ра­де, любовь эта потуск­не­ла: нелег­кая бежен­ская жизнь обло­ма­ла Ксе­нию Алек­сан­дров­ну, сде­ла­ла её трез­вой, дело­вой, немно­го даже цинич­ной, — тем, что при­ня­то назы­вать «чело­ве­ком без пред­рас­суд­ков», — и ей каза­лось, что так и долж­но быть и что даже луч­ше бы, если бы мож­но было совсем, без остат­ка, пре­вра­тить­ся в немку.

А сей­час, когда она мог­ла раз­мыш­лять, она дума­ла о том, что вся её трез­вость, ока­зы­ва­ет­ся, была ниче­го несто­я­щей обо­лоч­кой — она вмиг рас­сы­ла­лась, как толь­ко обру­шил­ся этот раз­нуз­дан­ный, уни­что­жа­ю­щий её, Ксе­нию Алек­сан­дров­ну, шквал. Ока­за­лось, что она и не зна­ла о том, что где-то в глу­бине души по-преж­не­му оста­ва­лась и любовь к родине, и что-то ещё, почти неопре­де­ли­мое сло­ва­ми, накоп­лен­ное в дет­стве, — раз­ве не поэто­му она и не мог­ла теперь отго­ра­жи­вать­ся сво­ей трез­во­стью от про­ис­хо­див­ше­го в горо­де? И раз­ве не было это сохра­нив­ше­е­ся с дет­ства един­ствен­но вер­ным и проч­ным — ведь имен­но поэто­му ей было теперь так стыд­но за сво­их, рус­ских, за себя, как буд­то тоже вино­ва­тую в чем-то, за весь мир, в кото­ром может про­ис­хо­дить такое?

Но не помо­га­ли ни объ­яс­не­ния, ни выру­чав­шая её преж­де трез­вость, ни даже насмеш­ки над собой. И мож­но было толь­ко пытать­ся замкнуть­ся, загнать отча­я­ние глуб­же — и мол­ча лежать, ста­ра­ясь не шеве­лить­ся и даже не думать…

Вече­ром загро­хо­та­ли во вход­ную дверь, опять при­бе­жа­ла пере­пу­ган­ная хозяйка:

— Это могут толь­ко рус­ские! Никто не будет так сту­чать! Умо­ляю вас!
Ксе­ния Алек­сан­дров­на вста­ла, вышла в кори­дор. Выждав, что­бы стук пре­кра­тил­ся, гром­ко спро­си­ла: «Кто там?» — повер­ну­ла ключ, вышла на лест­нич­ную пло­щад­ку, при­тво­ри­ла дверь и вста­ла перед ней, слов­но защи­щая её собой. Два сол­да­та, может быть оста­нов­лен­ные вопро­сом или видом Ксе­нии Алек­сан­дров­ны, — перед ними сто­я­ла худо­ща­вая, непре­клон­ная жен­щи­на, с суро­вы­ми, осуж­да­ю­щи­ми гла­за­ми, — мол­ча смот­ре­ли на неё.

— Что вам нуж­но? В этом доме живут бед­ные люди, как и вы, — спо­кой­но и стро­го ска­за­ла Ксе­ния Алек­сан­дров­на. — Вам нече­го здесь делать, сту­пай­те… — Ни сло­ва не отве­тив, сол­да­ты засту­ча­ли по лест­ни­це вниз, недо­умён­но оглядываясь…

Так мог­ла выгля­деть рус­ская геро­и­ня рас­ска­за в свою меж­во­ен­ную юность в Бер­лине 1920‑х и 1930‑х гг. Вырез­ка из немец­ко­го жур­на­ла той эпохи

А на сле­ду­ю­щий день при­шли к ней. Она слы­ша­ла, как вошли в кори­дор и кто-то на пло­хом немец­ком язы­ке спро­сил, где живёт «фрау Бело­ва». По тону голо­са и власт­ным шагам Ксе­ния Алек­сан­дров­на поня­ла, что этих не спро­ва­дишь. Либо донес­ли нем­цы, либо рас­ска­за­ли солдаты…

Пер­вым вошёл круг­ло­го­ло­вый, с розо­вы­ми упи­тан­ны­ми щека­ми май­ор, — ост­ры­ми гла­за­ми мгно­вен­но огля­дев хозяй­ку, ком­на­ту, он про­шёл внутрь. За ним вошли ещё два офи­це­ра: высо­кий, кост­ля­вый капи­тан, с длин­ны­ми бол­та­ю­щи­ми­ся рука­ми и раз­вин­чен­ны­ми нога­ми, по-види­мо­му, раз­вяз­ный и хамо­ва­тый. Тре­тий, тоже упи­тан­ный, сред­не­го роста, спо­кой­ный и уве­рен­ный, — да и у всех трёх лица были пол­ны уве­рен­но­сти и пре­вос­ход­ства, — такие и долж­ны быть у побе­ди­те­лей, успе­ла поду­мать Ксе­ния Александровна,

— Граж­дан­ка Бело­ва? Рус­ская? — спро­сил май­ор тоном, кото­рый мог перей­ти либо в веж­ли­вый и при­вет­ли­вый, либо в рез­кий и гру­бый. Холод­но гля­дя на май­о­ра, Ксе­ния Алек­сан­дров­на отве­ти­ла утвердительно.

— И дав­но живё­те здесь? Я разу­мею, за границей?

— Дав­но. Меня отец девоч­кой привёз.

— А, вон что! Зна­чит, вы из белых эми­гран­тов? — уже с любо­пыт­ством спро­сил майор.

— Доку­мен­ты имеете?

Или глав­ная геро­и­ня мог­ла выгля­деть так в свои 20 лет. Облож­ка мод­но­го мюн­хен­ско­го жур­на­ла «Jugend», 1929 год

— Имею. — Ксе­ния Алек­сан­дров­на выну­ла из сто­ли­ка в углу немец­кий пас­порт для ино­стран­цев, пода­ла. С шевель­нув­шим­ся в глу­бине души чув­ством вызо­ва доста­ла затем короб­ку с дру­ги­ми бума­га­ми и с усмеш­кой сказала:

— Это доку­мен­ты отца. Хоти­те взглянуть?

— С удо­воль­стви­ем. — Май­ор воз­вра­тил пас­порт, рас­крыл коробку.
Навер­ху лежа­ла плот­ная кни­жеч­ка с вытес­нен­ным на облож­ке орлом, Май­ор осто­рож­но взял её, повер­тел, взве­ши­вая и любу­ясь, открыл и кив­нул спутникам:

— Смот­ри­те: сама рос­сий­ская: импе­рия… — Он улы­бал­ся, сме­я­лись и его гла­за — усмеш­ка не была над­мен­ной, она ско­рее была любовной.

— А фото­кар­точ­ки нет, — пре­не­бре­жи­тель­но ска­зал кост­ля­вый капитан.

— Тогда, дру­же, без кар­то­чек вери­ли, — толк­нул его в бок третий.

За пас­пор­том лежа­ла жёл­тая от вре­ме­ни фото­гра­фия — уве­ли­чен­ная её копия висе­ла на стене. Май­ор вни­ма­тель­но рас­смот­рел фото­гра­фию, срав­ни­вая, взгля­нул на стену.

— B каком чине был ваш папаша?

— Пол­ков­ник. Коман­до­вал пол­ком, потом бри­га­дой. Три раза ранен в гер­ман­скую вой­ну, полу­чил: два геор­ги­ев­ских кре­ста, — почти с удо­воль­стви­ем, что­бы доса­дить, выго­ва­ри­ва­ла Ксе­ния Алек­сан­дров­на. Но нуж­но ли доса­ждать? Посе­ти­те­ли явно доб­ро­же­ла­тель­но рас­смат­ри­ва­ли фотографию.

— Серьёз­ный, долж­но быть, воин был, — задум­чи­во ска­зал май­ор и обра­тил­ся к спут­ни­кам: — Вот, кто до нас нем­цев бил. Чув­ству­е­те? Наша порода.

— Воя­ка, что надо, — ува­жи­тель­но ото­звал­ся капи­тан. — Под­хо­дя­щий. Тако­му и к нам бы мож­но, подо­шёл бы вполне.

— Толь­ко мы бы ему подо­шли или нет, это вопрос, — насмеш­ли­во воз­ра­зил третий.

— До Бер­ли­на дошли, зна­чит подо­шли бы, — без­апел­ля­ци­он­но решил май­ор. — Чем же вы зани­ма­е­тесь? Где рабо­та­е­те? — участ­ли­во спро­сил он у Ксе­нии Александровны.

— Нигде. Да вы сади­тесь, — нашла, нако­нец, нуж­ным при­гла­сить Ксе­ния Александровна.

— Нет, спа­си­бо, мы на минут­ку, сей­час уйдём. Как же нигде не рабо­та­е­те? А живё­те чем?

— Я бале­ри­на, и мне уже сорок стук­ну­ло: ста­ра для тан­цев. Пере­би­ва­юсь кое-как…

— Ну, ста­ра! Да вы ещё хоть куда! — запро­те­сто­вал май­ор. — Это не дело. Как это у них неор­га­ни­зо­ван­но: ну, высту­пать не може­те, у нас вы где-нибудь в клу­бе дети­шек бы учи­ли тан­це­вать. Как же ина­че? Нем­цы! — пре­не­бре­жи­тель­но заклю­чил май­ор, как бы гово­ря: что они понимают?

— Не оби­жа­ют они вас?

— Кто?

— А немцы?

Ксе­ния Алек­сан­дров­на усмехнулась:

— Нем­цы — нет. Я здесь десять лет живу, меня зна­ют. А вот сол­да­ты ваши…

— Что сол­да­ты? И у вас были? А вы их в шею, и ника­ких! — рас­сер­дил­ся май­ор. — В шею, с ними один раз­го­вор! Раз­вин­ти­лись! А в слу­чае чего — сей­час же к нам, в комен­да­ту­ру. Спро­си­те меня, или вот капи­та­на, мы живо поря­док наве­дём. Это тут, вто­рая улица.

— Спа­си­бо.

— Да, да, не теряй­тесь. Чего терять­ся? Свои люди, помо­жем… Ну, рад был позна­ко­мить­ся, — май­ор про­тя­нул руку.

Они ушли, радуш­но рас­про­щав­шись и при­гла­шая обя­за­тель­но захо­дить, Ксе­ния Алек­сан­дров­на про­во­ди­ла, их до лест­ни­цы; вер­нув­шись, села и при­слу­ши­ва­лась к смут­но­му чув­ству, вызван­но­му их при­хо­дом. Кто же они? Не ведут ли они себя так, как буд­то что-то зна­ют или име­ют, такое, чего нет у неё, Ксе­нии Алек­сан­дров­ны, и что при­да­ет им силу и уве­рен­ность, кото­рых лише­на она? Или эта сила — толь­ко от чув­ства побе­ди­те­лей? Но они и не зано­сят­ся, не оттал­ки­ва­ют её… На мину­ту мельк­ну­ло неопре­де­лён­ное жела­ние — может быть, ей захо­те­лось поко­рить­ся, под­дать­ся, уйти под эту силу, как под креп­кое укры­тие… Но ведь ниче­го не изме­ни­лось, за окном про­дол­жа­ет­ся то же самое и этот корот­кий при­ход ниче­го не объ­яс­нял, не оправ­ды­вал, — по-преж­не­му на душе оста­ва­лась мучи­тель­ная несни­ма­е­мая тяжесть…

Бер­лин, май 1945 года

В этот же вечер кто-то позво­нил два раза — к ней. Она вышла, откры­ла — кост­ля­вый капи­тан, ухмы­ля­ясь, боком вошёл, оттес­нив Ксе­нию Алек­сан­дров­ну в сторону.

— При­ни­май гостя! — ска­ля зубы, заявил он, про­хо­дя в комнату.

Бро­сив на стол заса­лен­ный веще­вой мешок, капи­тан встал, упе­рев руки в бока; гла­за и лицо его све­ти­лись весе­льем, сме­шан­ным с вызо­вом и нахальством.

— Я тут кой-чего при­нёс, давай выпьем, заку­сим, — слов­но у себя дома, пред­ло­жил он, и с искрой теп­ла добавил:

— Зна­ешь, со сво­и­ми, по-холо­сто­му, надо­е­ло, состав­ляй ком­па­нию, по-домашнему…
Это было совсем не кста­ти. Но она пере­си­ли­ла себя и сухо сказала:

— При­шёл, садись.

— И сяду, не бой­ся. — Капи­тан вынул из меш­ка бутыл­ку: — Тро­фей­ный, коньяк! — Осталь­ное про­сто вытрях­нул на стол: посы­па­лись бан­ки кон­сер­вов, бухан­ка хле­ба, кусок сала, кол­ба­са; пакет с селед­ка­ми разо­рвал­ся и они, одна за дру­гой, шлёп­ну­лись на цвет­ную ска­терть. — Чёрт, про­рвал­ся! — вос­клик­нул капи­тан, сгреб селёд­ки и бро­сил поверх меш­ка. — Орга­ни­зуй, доро­гая! И садись, — про­дол­жал капи­тан, плю­ха­ясь на кушет­ку и при­гла­ша­ю­ще хлоп­нул ладо­нью рядом. — Как живёшь-то? Небось, живот под­во­дит? — под­миг­нул он. — Давай, заправ­ляй­ся, у нас добра хватит…

В ней под­ни­ма­лось него­до­ва­ние, злость — на его бес­це­ре­мон­ность, на то, что он, види­мо, счи­тал само собой разу­ме­ю­щим­ся, что она долж­на, обя­за­на рав­нять­ся по нему и при­ни­мать его, как сво­е­го, — она всё же ста­ра­лась сдер­жи­вать­ся, может быть, и из любо­пыт­ства, что­бы посмот­реть, что будет. Достав ска­терть и посу­ду, она сдви­ну­ла при­не­сен­ное капи­та­ном на край сто­ла и нача­ла накрывать.

— Если хочешь по-чело­ве­че­ски, надо при­го­то­вить, — по-преж­не­му сухо выда­ви­ла она.

— Ты толь­ко поско­рей, а то раз­ве­дёшь волын­ку, — усмех­нул­ся капи­тан. Взяв селедку
за хвост, он разо­рвал её вдоль, кинул на мешок и вытер об него же паль­цы. — Вида­ла? И фер­тик, как нем­цы гово­рят. Да ты мне посу­ди­ну насто­я­щую дай, эта чёрт-те что! — запро­те­сто­вал он, когда Ксе­ния Алек­сан­дров­на поста­ви­ла две рюм­ки. — Ста­кан есть?
Она дала чай­ную чаш­ку — он налил до кра­ев, и ей рюм­ку — она отстранила:

— Спа­си­бо, не могу.

Капи­тан вски­нул изум­лен­ный взгляд:

— Ты что, больная?

— В гор­ло не лезет, не до того.

— Хо, не лезет! Как это может не лезть? Смот­ри, как надо: за твое здо­ро­вье! — он одним духом опро­ки­нул коньяк в рот.

То, что лежа­ло на сто­ле, было дав­но неви­дан­ным богат­ством. Ксе­ния Алек­сан­дров­на не мог­ла оце­нить его: гор­ло у неё было слов­но пере­хва­че­но спаз­мой. Она глот­ну­ла из рюм­ки — коньяк обжёг рот огнен­ной горе­чью. Капи­тан настой­чи­во уго­щал — она через силу про­же­ва­ла кусо­чек кол­ба­сы. Капи­тан тоже мало ел, боль­ше нале­гал на коньяк. Он и при­шёл уже выпив­шим, и ско­ро опья­нел. Про­дол­жая бол­тать и не обра­щая вни­ма­ния на её настро­е­ние, он ухва­тил Ксе­нию Алек­сан­дров­ну за руку, пере­та­щил на кушет­ку рядом с собой — она под­чи­ня­лась, почти без­воль­но. Него­до­ва­ние её смяг­чи­лось, про­шло — оста­ва­лось толь­ко ною­щее, про­тив­ное чув­ство без­раз­ли­чия, пере­хо­дя­щее в тупое отча­я­ние. Обняв её пле­чи, капи­тан с силой при­тя­нул к себе, хотел поце­ло­вать — она едва суме­ла вывер­нуть­ся и отодвинулась.

— Э, какая ты несго­вор­чи­вая! — без­обид­но засме­ял­ся капи­тан. — Чего ты? Что, не хорош для тебя? — дура­чась, он выпя­тил грудь, рас­пра­вил плечи,

— Ты хорош, да я для тебя не гожусь.

— А это моё соб­ствен­ное дело! Я решаю! А ты не кле­пи на себя: баба что надо! — и опять полез к ней, обхва­тив жёст­ки­ми руками.

Отби­ва­ясь, она не чув­ство­ва­ла отвра­ще­ния. Но всё это было так не нуж­но, глу­по, ни к чему, а пото­му и противно-тягостно.

— Пусти, — раз­ры­вая его руки, твер­ди­ла она. — Что ты во мне нашёл? Худю­щая ста­ру­ха, как кощей. Ищи моло­дую, что мы с тобой, костя­ми гре­меть будем?
Шут­ка ему понра­ви­лась: захо­хо­тав, он выпу­стил Ксе­нию Алек­сан­дров­ну, сно­ва налил себе конья­ку. Ксе­ния Алек­сан­дров­на вста­ла, попра­ви­ла у зер­ка­ла воло­сы. Ну, а даль­ше что? И зачем это, для чего?

B дверь посту­ча­ли. Ксе­ния Алек­сан­дров­на откры­ла — Мар­та, моло­дая сосед­ка-немоч­ка, хоте­ла вой­ти, во, уви­дев капи­та­на, изви­ни­лась и ска­за­ла, что зай­дёт после. Впро­чем, она не торо­пи­лась ухо­дить и Ксе­ния Алек­сан­дров­на сама закры­ла дверь.

«Berlin bleibt deutsch!», «Бер­лин оста­нет­ся немец­ким!» — был такой сло­ган у обо­ро­няв­ших немец­кую сто­ли­цу вес­ной 1945 года. Фото­порт­рет совет­ско­го воен­но­го жур­на­ли­ста Вале­рия Фамин­ско­го, май 1945 года

Капи­тан смот­рел с жадностью:

— Кто такая?

— Сосед­ка.

— Слу­шай, миро­вая же дев­ка! Будь дру­гом, доставь её сюда, а? Услужи…
Ксе­ния Алек­сан­дров­на секун­ду поду­ма­ла: поче­му бы нет? Всё-таки избав­ле­ние. И не всё ли равно?

Мар­та, не заста­ви­ла себя про­сить: она ела с про­жор­ли­во­стью изго­ло­дав­шей­ся моло­до­сти. А выпив, быст­ро раз­ве­се­ли­лась. Капи­тан хло­пал её по спине, тис­кал — она толь­ко повиз­ги­ва­ла. Ксе­ния Алек­сан­дров­на сто­я­ла у окна, в отвер­стия меж­ду тряп­ка­ми смот­ре­ла в тем­но­ту ночи, почти не при­слу­ши­ва­ясь к виз­гу Мар­ты и хохо­ту капи­та­на. Пусть дела­ют, что хотят. Капи­тан, навер­но, мог и забыть, что она тоже здесь.

Но он вспом­нил. Под­няв раз­го­ря­чён­ное лицо, капи­тан нетер­пе­ли­во позвал:

— Хозяй­ка! Может, вый­дешь на минутку?

Она не отве­ти­ла, но погля­де­ла так, что он поднялся.

— Лад­но, мы к ней пой­дем… Ком, фро­лен, ком… — Они ушли, обнявшись.


Аме­ри­кан­ский трей­лер филь­ма 2008 года «Eine Frau in Berlin» про печаль­ную судь­бу бер­лин­ки в окку­пи­ро­ван­ной сто­ли­це Германии.

Остав­шись одна, Ксе­ния Алек­сан­дров­на тоск­ли­во дума­ла о том, что когда-то она гор­ди­лась сво­ей неза­ви­си­мо­стью; как бы ни было пло­хо, ей каза­лось, что она что-то зна­чит и у неё есть свой мир, в кото­рый она нико­му не поз­во­лит вторг­нуть­ся. Она — это она. А вот при­шли свои, при­шёл капи­тан — и ниче­го не оста­лось, Он мог выста­вить её из ком­на­ты и на этой кушет­ке занять­ся с Мар­той. И ниче­го нель­зя сде­лать: что зна­чит её про­тест? Она ведь пыта­лась не сда­вать­ся, боро­лась, про­го­ня­ла сол­дат. Мож­но пой­ти и на смерть, но что изме­нит, кому помо­жет её смерть? Да и капи­тан ведь ниче­го не сде­лал; может быть, — да и навер­но так, — он даже с хоро­шим чув­ством при­нёс про­дук­ты, коньяк и не хотел ниче­го пло­хо­го. Раз­ве он вино­ват в том, что не уме­ет ина­че, что его не учи­ли по-дру­го­му? Да, но и это ниче­го не даёт, не помо­га­ет, никак не сни­ма­ет сва­лив­ше­го­ся на неё. Она села на кушет­ку — и вдруг сле­зы, кото­рые она втайне жда­ла все эти: дни и кото­рых не было, про­рва­лись, хлы­ну­ли из глаз пото­ком — зажав рука­ми лицо, она скло­ни­лась, дро­жа от рыда­ний. Сле­зы неоста­но­ви­мо лились сквозь паль­цы, ещё не облег­чая, но выли­вая всё, что нако­пи­лось за послед­ние дни, а может быть и за всю жизнь, кото­рая, ока­зы­ва­ет­ся, так без­от­рад­на. Сле­зы зали­ли коле­ни — маши­наль­но ском­кав угол ска­тер­ти, она попы­та­лась выте­реть их и бро­си­ла: пусть льют­ся, как у дев­чон­ки, как у сла­бо­го, бед­но­го, бес­по­мощ­но­го — она и есть сла­бый, жал­кий, без­за­щит­ный человек…

Когда капи­тан вер­нул­ся, она сиде­ла, с нога­ми на кушет­ке, отки­нув голо­ву к стен­ке, с непо­движ­ным запла­кан­ным лицом; по нему ещё ска­ты­ва­лись ред­кие сле­зин­ки. Он вошёл доволь­ный, плу­то­ва­то ухмы­ля­ю­щий­ся — уви­дев её, изме­нил­ся: в гла­зах мельк­ну­ла рас­те­рян­ность, испуг.

— Ты чего? Что с тобой?

Она не отве­ча­ла; он сел рядом, обнял за пле­чи, пытал­ся загля­нуть в полу­за­кры­тые глаза.

— Тебя оби­дел кто? В чём дело, ска­жи? — допы­ты­вал­ся он, ниче­го не пони­мая. Она мол­ча пока­ча­ла голо­вой, сде­ла­ла дви­же­ние, что­бы ото­дви­нуть­ся — он креп­че при­жал её к сво­е­му пле­чу и говорил:

— Ну, чего ты так?.. Эх, чудач­ка… Ниче­го же нет, чего ты пла­чешь? Вот бедо­ла­га… Нер­вы у тебя, брат, ни к чёр­ту… — Он гла­дил её пле­чи, воло­сы, не зная чем утешить.

— Ты, сест­рён­ка, не обра­щай вни­ма­ния… Ну, если на счет меня… так тоже ниче­го тако­го нет… Про­сто, пони­ма­ешь, раз­ря­дить­ся надо… И ты уж изви­ни, если с моей сто­ро­ны что… Ты не плачь, ну, зачем пла­кать? Оно же всё прой­дет, вер­но гово­рю, и опять будет хоро­шо. Пони­ма­ешь, всё будет хоро­шо, ты толь­ко не плачь…

Сму­щен­но и настой­чи­во он повто­рял, что всё прой­дет и всё будет хоро­шо — и она поне­мно­гу успо­ка­и­ва­лась, хотя сле­зы сно­ва силь­нее потек­ли по лицу. Она не мог­ла боль­ше думать, она толь­ко под­да­ва­лась теп­лу его голо­са и вери­ла ему, слов­но дога­ды­ва­ясь о том, что ниче­го боль­ше и не нуж­но, пото­му что, навер­но, ниче­го боль­ше и нет, или, может быть, ниче­го не оста­лось, как толь­ко верить, что всё будет хоро­шо. Не может же не быть хоро­шо, долж­но быть хоро­шо… Она при­жа­ла лицо к его гру­ди и пла­ка­ла, теперь уже сле­за­ми облег­че­ния, и, всхли­пы­вая, шептала:

— Да, да, всё будет хоро­шо… Будет хорошо…


Пуб­ли­ка­ция под­го­тов­ле­на авто­ром теле­грам-кана­ла CHUZHBINA.


 

Поделиться