Австралия… По последней переписи, здесь проживает примерно 85 тысяч человек с русскими корнями. Хотя есть мнение, что в реальности таких австралийцев может быть куда больше. Как так вышло? Чем привлекал наших эмигрантов далёкий и малодоступный, даже по сегодняшним меркам, континент?
VATNIKSTAN представляет трилогию статей о Русской Австралии от современного русского эмигранта, проживающего именно там и не понаслышке знакомого с ней. И хотя русская история в Австралии, конечно, не такая масштабная, как в Европе, США или даже в Азии, любопытный след в развитии этой страны наши соотечественники точно оставили.
XIX век
Русская история в Австралии начинается с начала XIX века, когда наши корабли начали регулярно заходить в австралийские порты, и каждый раз это было большое событие в местной жизни.
В итоге в Сиднее даже появился мыс Русский, где была оборудована обсерватория и мастерская для наших кораблей. А недалеко от этого места русский путешественник Григорий Заозерский сделал одну из самых ранних палеонтологических находок в Австралии — обнаружил огромные ребровые кости доисторического животного. Кстати, как писал австралийский журнал «South-West Pacific», золото в Австралии, которое изменило ход истории этой страны, первым нашёл натуралист из российской экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева в 1819 году.
Всё изменилось с началом Крымской войны. Местные газеты начали раздувать первую в Австралии антирусскую истерию, на волне которой кому-то удалось освоить колоссальные суммы на строительство самых бестолковых в истории страны сооружений — фортов против русских кораблей. А ведь нет ни одного документа или свидетельства, что русские собирались напасть на Австралию. Или Британская корона действительно так боялась русской угрозы? Так или иначе, следующие 25 лет почти каждый заход русских кораблей в местные порты вызывал тревогу у местного населения. Естественно, с подачи австралийских газет.
События Крымской войны оставили на карте Австралии целый ряд новых топонимов: Инкерман, Балаклава, хребет Малахов. А Англия щедро наделила австралийские колонии трофейными русскими пушками, которые ныне украшают австралийские парки и скверы.
1870‑е и 1880‑е годы были связаны с работой в регионе великого Николая Миклухо-Маклая. В 1881 году он поселился в Сиднее, открыл научную обсерваторию и стал почётным членом местного географического общества. Потомки Миклухо-Маклая до сих живут в Австралии.
Почти весь XIX век число иммигрантов из России пополнялось в основном из людей, сошедших с торговых и военных судов. Их было крайне мало и в подавляющем числе они отправлялись работать на плантации, строительство, золотые прииски.
К концу века иммиграция росла за счёт евреев из Прибалтики и юго-западных окраин Российской империи. Эта волна иммиграции дала целый ряд известных в Австралии людей.
Начало ХХ века
В начале века в Австралии оказались российские революционеры, бежавшие от царского преследования. Среди них были и довольно известные личности, как например Фёдор Сергеев, он же «товарищ Артём», впоследствии создатель Донецко-Криворожской республики. Он активно агитировал среди местного рабочего класса, написал несколько политических очерков и даже успел отсидеть в местной тюрьме. Правда, многие из этой волны приезжих через несколько лет уехали назад в революционную Россию, что касалось и Артёма. Том, как называли его местные, сбежал через Дарвин на родину в 1917 году, уже после Февральской революции. По истории Тома Сергеева написана довольно известная книга местного писателя Томаса Кенилли «Народный поезд» («The People’s Train»).
В начале XX века русские в Австралии завоевали репутацию добросовестных и неприхотливых работников, особая заинтересованность в которых проявлялась в штате Квинсленд, ставшим главным центром российской иммиграции. Местные власти даже собирались предоставить русским бесплатный проезд из японского порта Нагасаки до столицы Квинсленда — города Брисбена.
Вообще этот регион мира вполне мог стать частично русским, а не англосаксонским. В XIX веке была идея по созданию 40-тысячной колонии русских меннонитов и духоборов в северной Австралии. А Миклухо-Маклай предлагал основать русскую колонию в Новой Гвинее. Эта идея имела все шансы на успех, так как Николаю Николаевичу, в отличие от европейцев, благодаря его личным качествам удалось добиться благосклонности аборигенов. В конце 1930‑х годов один из первых создателей русскоязычных изданий в Австралии Иннокентий Серышев жил идеей выкупить и создать на островах Фиджи государство русских иммигрантов «Новая Россия».
Впрочем, не сложилось. Духоборы в итоге отправились в Канаду, а потомок одного из первых духоборов, Tom Nevakshonoff, в 1990‑е — 2000‑е стал местным политиком и даже работал на правительство Канады в нефтяном секторе России.
После Октября 1917 года
В ходе Первой мировой войны власти Австралии стремились показать симпатию России, планировали даже послать госпиталь и вернуть в нашу страну пушки, захваченные Англией во время Крымской войны. Но произошла Октябрьская революция, изменилась позиция Лондона, а с ней и Австралии.
Октябрь 1917 года вдохновил русских революционеров-иммигрантов в Австралии. Хотя их число было очень небольшим, но их идеи встречали отклик среди местного рабочего класса. Как и в Европе, жизнь в Австралии в те послевоенные годы была крайне непростой. Австралийские консерваторы реально боялись прихода к власти набирающих поддержку социалистических сил и не придумали ничего умнее, чем, как и во время Крымской войны, снова использовать «русский след».
Жизнь выходцев из Российской империи довели до края: отказывали в натурализации, не брали на работу и даже запретили уезжать из страны. А консервативная местная пресса стабильно занималась не просто антибольшевистской, а откровенно русофобской пропагандой. И это при том, что революционеров было сравнительно мало в общем числе наших мигрантов. А главный большевистский пассионарий Фёдор Сергеев (Артём) к тому времени вообще уехал из Австралии.
Наши иммигранты массово и добровольно шли служить в австралийскую армию в Первую мировую войну. Их было больше, чем выходцев из других стран. А могло быть ещё больше, если бы им не отказывали из-за плохого английского и по медицинским причинам — многие подорвали здоровье тяжёлым трудом. То есть ни о какой массовой нелояльности выходцев из России к Австралии и к местной политической системе речи не шло вообще.
Консервативные власти могли бы просто купировать большевистскую «проблему» и выслать самых активных из страны за пару дней. На этом «большевистская» угроза быстро бы ушла в прошлое, тем более что наши революционеры сами рвались на Родину. Их радикальные идеи не получали поддержку в Австралии. Защита прав рабочих — да, революционный радикализм — нет. Даже в 1930‑е годы школы Коминтерна развалились здесь сами по себе — не ложился большевистский радикализм на местную реальность. При том, что поддержка тех же лейбористов всегда была в Австралии велика.
Но простая высылка русских революционеров не решала такую проблему местных консерваторов, как удержание власти. А вот раздувание масштабов заморской угрозы, обвинение конкурентов за власть в сговоре с иностранцами, в предательстве национальных интересов — это классика жанра.
Red Flag Riots
Апофеозом всего этого стал март 1919 года, когда состоялся знаменитый «Бунт красного флага» в Брисбене. На митинг массово вышли австралийские профсоюзы, рабочие, социалисты. Они требовали улучшений условий труда. К ним же примкнули наши иммигранты-коммунисты. Одними из их главных требований было прекращение интервенции в Советскую Россию и разрешение на выезд из Австралии.
Условием разрешения митинга стал запрет на использование красных флагов. Однако в толпе красные флаги всё же появились. Подняли ли их действительно русские иммигранты, австралийские рабочие или просто провокаторы, под которых и объявлялся этот запрет? Газеты консерваторов, так или иначе, отчитались именно о русских.
В итоге навстречу митингующим рванула откуда-то взявшаяся организованная вооружённая толпа диггеров (ветеранов Первой мировой) и начала избивать и митингующих, и полицию. К ним постепенно присоединились взвинченные местные с соседних улиц. Разгромив митинг, зачинщики повели толпу громить всё, что было связано… с русскими — Русский дом, жильё и лавки наших иммигрантов. Под раздачу попал и дом Степанова, чей сын в Европе в те самые дни помогал тяжелораненым австралийцам.
Консерваторы на этом не успокоились, и на следующий день The Brisbane Courier выпустил статью с призывом громить русских. Бунты повторились и перешли в еврейский погром. В итоге беспорядки были жёстко подавлены, но наказали исключительно русских иммигрантов, местных социалистов и сочувствующих. Они получили огромные сроки, кто-то был выслан из страны, но ни один погромщик не был наказан.
Консервативные газеты буквально разошлись в похвалах диггерам. А вот редакции газет, которые осудили погромы, подверглись реальным нападениям тех же диггеров. Газеты консерваторов и официальная трактовка событий до сих пор говорят, что в марте 1919 года простые горожане стихийно выступили против большевизма.
Если это и был действительно «народный» порыв, то провластные газеты приложили к этому максимум усилий, направляя ненависть на выходцев из России. Ведь в исторической памяти местного населения ещё был свеж посткрымский 30-летний период, когда консервативная печать успешно разжигала панику: «Русские идут!».
Или вооружённое ядро диггеров, которое внезапно появилось на митинге социалистов, было кем-то организовано? Вполне можно допустить, что тут сошлись интересы консерваторов и местных бизнесменов, которым профсоюзы рабочих доставляли всё больше головной боли. Это была ставка на традиционную неприязнь местных англосаксов к любым иностранцам-неанглосаксам и на патриотизм австралийцев. В те времена, например, регулярно доставалось китайцам, а «белая» политика Австралии вообще продержалась до 1970‑х годов.
В итоге цели были достигнуты. Капиталисты получили задавленные профсоюзы и рабочее движение, консерваторы — уничтожение политических конкурентов, которые теперь выглядели национал-предателями, связавшимися с иностранцами. То, что цель была достигнута тотальной русофобией — так это издержки производства. Не в первый, да и не в последний раз для «англичанки».
После погрома Брисбен надолго окунулся в русофобию. Потомки атамана Уральского казачьего войска Владимира Толстова рассказывали, как их дразнили и обижали на улице. Доставалось даже русским диггерам, которые воевали в Европе за Британскую корону.
Ситуация постепенно начала меняться, когда в страну стали прибывать русские иммигранты, бежавшие от советской власти. Среди них были военные белой армии и творческая интеллигенция. Именно в 1920‑е годы центр русской иммиграции сместился из тропического Квинсленда в более культурные и «европейские» Сидней и Мельбурн. Хотя в том же Квинсленде массово осело русское казачество, трудившееся на земле.
После Второй мировой войны
Вторая мировая война принесла в Австралию две группы русских эмигрантов. Первая — беженцы из Китая, уезжавшие оттуда с приходом нового, коммунистического режима. Вторая — русские иммигранты, оказавшиеся в Западной Европе после войны и отказавшиеся возвращаться в Советский Союз. Здесь была самая разнообразные публика: строители КВЖД, творческие люди и учёные, предприниматели, остатки белой армии, власовцы и обладатели нацистских железных крестов.
С послевоенной иммиграцией связано строительство целого ряда русских православных храмов по всей стране, появление русских клубов и нескольких газет. Одна из которых — «Единение», созданная сторонниками НТС — выходит в свет до сих пор. Правда, давно стала аполитичным изданием и почти полностью перебралась в интернет.
Послевоенное поколение и их потомки почти полностью растворились в мультикультурном котле, дети и внуки тех переселенцев — это уже чистые австралийцы.
1970‑е и 1980‑е стали окном для так называемой «еврейской» иммиграции из СССР. Если в Нью-Йорке эти иммигранты основали «колонию» на Брайтон-Бич, то в Сиднее таким местом стал Бондай-Бич. Здесь до сих пор работает популярный магазин русских деликатесов.
Современность
С девяностыми и вплоть до наших дней всё довольно понятно. В 1990‑е границы Австралии были фактически открыты для всех. Ехали разные слои иммигрантов, а значит и обустраивались они в новой стране по-разному. Кто-то добился невероятных успехов, а кто-то закончил трагически, так и не найдя себя.
Иммиграцию нынешних дней, наверное, даже трудно назвать иммиграцией в полном смысле этого слова. Во-первых, молодёжь куда более глобализирована и адаптируется к местным реалиям куда быстрее, чем иммигранты конца прошлого века. Во-вторых, в массе это люди, отучившиеся в Австралии в университетах, а следовательно, они занимают в австралийском обществе не самые последние места. В‑третьих, современные технологии — мгновенный и дешёвый доступ к информации и связи — убил иммиграцию в классическом понимании. Сегодня иммиграция — это просто переезд в более комфортные условия без отрыва от родной реальности. Родина — на дистанции одного клика.
Материал подготовил современный русский эмигрант из Австралии Антон Иванов при поддержке редактора рубрики «На чужбине» Климента Таралевича (канал CHUZHBINA).
Русская Австралия |
|
---|---|
|
Часть II: Австралийцы с русскими корнями |