Не существует мегаполиса, который был бы обделён песнями в свою честь. Москва не исключение, в её фонотеке сотни композиций: и оды, и сатирическая критика. Специально ко Дню города музыкальный журналист Пётр Полещук составил список из десяти песен, посвящённых столице России. В подборку попали песни классиков эстрады, ска-групп, постпанков и других знаменитых артистов.
«Дорогая моя столица»
21 год назад, 14 июля 1995 года, Мосгордума приняла Закон «О гимне города Москвы». Официальным государственным символом столицы стала песня «Моя Москва» композитора Исаака Дунаевского на стихи Марка Лисянского и Сергея Аграняна.
Любопытно, как трансформировалась песня. Например, к середине 1960‑х годов аграняновский куплет о грядущей Победе постепенно отпал. Незначительно поменялись слова, не в последнюю очередь из-за речи Никиты Хрущёва на XX съезде КПСС. В таком варианте, ставшем классическим, песню исполняли Марк Бернес, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Людмила Зыкина, Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской Армии и другие артисты.
«Лучший город земли», Муслим Магомаев
Возможно, самая известная песня о Москве. В отличие от патетичной «Столицы», которая была единогласно признана комиссией Комитета по культуре Правительства Москвы, с «Лучшим Городом Земли» сложилась иная история.
Композиция в исполнении Муслима Магомаева крутилась по радио около месяца, но внезапно её запретили. Инициатором запрета выступил Хрущёв, под предлогом, что Москве не может быть посвящён твист. Через несколько месяцев, в октябре 1964 года, Хрущёва отправили в отставку. По легенде, поэт Леонид Дербенёв как-то пришёл на радио и сказал:
«Ну вот: Магомаев сделал всё, что мог. Хрущёва сняли. Будете теперь давать нашу песню в эфир?».
Ответом стала «реабилитация» песни.
«До свидания, Москва»
Возможно, ни одна эстрадная песня не аккумулировала в себе столько сантиментов по поводу «духа времени», и уж точно ни одна песня о Москве.
При записи композиции на закрытие Олимпиады-80 исполнитель Лев Лещенко не предполагал, что она станет культовой. Артист говорил, что после записи песни вообще не вспоминал о ней.
Лещенко говорил:
«Через пару месяцев я это услышал на стадионе, честно говоря, уже забыл, что писал…Писал спокойно, не думал, что это будет песня такая глобальная, на многие поколения, что она останется как символ своеобразный Олимпиады».
«Добрый вечер, Москва», Браво
«Браво», как ни странно, были одной из по-настоящему бунтарских рок-н-ролльных групп в СССР. Никогда не стеснявшиеся танцевального (и оттого неконформного для правительства) бита и веселья вместо патетики, «Браво» буквально трансформировали реальность в пригодное для жизни место. Их посвящение Москве работает именно так: включив песню, едва ли кто-то может подумать, что в этом городе когда-то не существовало рок-н-ролла и твиста.
«Москва», Male Factors
Одна из самых значимых русских ска-групп отличается редкой для отечественных групп рефлексией о локальности. Любой жанр, изначально эндемичный какому-то конкретному месту (в данном случае, конечно, Англии) нуждается в грамотной адаптации на новом месте. Редко когда артисты проявляют в песнях понимание того, что сыграть в России чистоганом блюз или любой другой жанр практически невозможно. Male Factors это хорошо понимают. Их песня о Москве — не просто ода столице, но и рефлексия о разнице между местом, откуда пришла их музыка и местом, где она сыграна.
«Москва», Ленинград
Шнуров всегда тривиализировал окружающую реальность, будь то репертуар группы «Рубль» или «Ленинграда». Песня про столицу из той же серии — зарисовка апокалипсиса, как и подобает беспощадному ко всем Шнуру.
«Москва», Александр Гальянов
Сольный трек (и самый свежий в подборке) участника Shortparis. Гаражный-панк в духе Суперкозлов и Арсения Морозова. Иными словами, ничем не напоминающий группу Гальянова и даже ей противоположный. Никакого пафоса и широких жестов — песня маленького человека в большом городе (с характерным рефреном).
«Москва — Стерлитамак», Интурист
Евгений Горбунов препарирует столицу как только ему заблагорассудится. И в группе «ГШ», которая практически полностью звучит как кривое зеркало собянинской Москвы, и в проекте «Интурист». «Москва — Стерлитамак» стоит представлять как коллаборацию Мамонова с Ерофеевым: бюрократический ад, проникающий в самые бытовые ситуации и создающий метафизику изнанки советской (советской ли?) жизни.
«Москва», Хадн Дадн
Определиться с тем, какой Москва (и шире — Россия) предстаёт в песнях «Хадн Дадн» достаточно сложно. Несмотря на бытовой язык, автоматически вызывающий доверие у слушателей, есть подозрения, что группе «Хадн Дадн» не чуждо шапкозакидательство: как бы аполитичная эстетизация России в устах Варвары Краминовой часто граничит с весьма настораживающими оборотами. «Москва» по версии Хадн Дадн также обладает свободой на интерпретирование — и это едва ли напоминает настоящую Москву.
«Москва-область», Кровосток
Если юмор Шнура основывается на сворачивании реальности в шутку, то юмор Шило — чернее чёрного. Ад для его героев — настолько обыденное дело, что даже об Армагеддоне они готовы говорить с той же повседневной интонацией, что и о походе за буханкой хлеба в ближайший киоск. Такой конец света разворачивается и в «Москве-области».
Читайте также «„Фестиваль мира“. О Moscow Music Peace Festival в Лужниках».