Говорит Москва: десять песен о столице

Не суще­ству­ет мега­по­ли­са, кото­рый был бы обде­лён пес­ня­ми в свою честь. Москва не исклю­че­ние, в её фоно­те­ке сот­ни ком­по­зи­ций: и оды, и сати­ри­че­ская кри­ти­ка. Спе­ци­аль­но ко Дню горо­да музы­каль­ный жур­на­лист Пётр Поле­щук соста­вил спи­сок из деся­ти песен, посвя­щён­ных сто­ли­це Рос­сии. В под­бор­ку попа­ли пес­ни клас­си­ков эст­ра­ды, ска-групп, пост­пан­ков и дру­гих зна­ме­ни­тых артистов.


«Дорогая моя столица»

21 год назад, 14 июля 1995 года, Мосгор­ду­ма при­ня­ла Закон «О гимне горо­да Моск­вы». Офи­ци­аль­ным госу­дар­ствен­ным сим­во­лом сто­ли­цы ста­ла пес­ня «Моя Москва» ком­по­зи­то­ра Иса­а­ка Дуна­ев­ско­го на сти­хи Мар­ка Лисян­ско­го и Сер­гея Аграняна.

Любо­пыт­но, как транс­фор­ми­ро­ва­лась пес­ня. Напри­мер, к сере­дине 1960‑х годов агра­ня­нов­ский куп­лет о гря­ду­щей Побе­де посте­пен­но отпал. Незна­чи­тель­но поме­ня­лись сло­ва, не в послед­нюю оче­редь из-за речи Ники­ты Хру­щё­ва на XX съез­де КПСС. В таком вари­ан­те, став­шем клас­си­че­ским, пес­ню испол­ня­ли Марк Бер­нес, Иосиф Коб­зон, Лев Лещен­ко, Люд­ми­ла Зыки­на, Крас­но­зна­мён­ный ансамбль пес­ни и пляс­ки Совет­ской Армии и дру­гие артисты.


«Лучший город земли», Муслим Магомаев

Воз­мож­но, самая извест­ная пес­ня о Москве. В отли­чие от пате­тич­ной «Сто­ли­цы», кото­рая была еди­но­глас­но при­зна­на комис­си­ей Коми­те­та по куль­ту­ре Пра­ви­тель­ства Моск­вы, с «Луч­шим Горо­дом Зем­ли» сло­жи­лась иная история.

Ком­по­зи­ция в испол­не­нии Мусли­ма Маго­ма­е­ва кру­ти­лась по радио око­ло меся­ца, но вне­зап­но её запре­ти­ли. Ини­ци­а­то­ром запре­та высту­пил Хру­щёв, под пред­ло­гом, что Москве не может быть посвя­щён твист. Через несколь­ко меся­цев, в октяб­ре 1964 года, Хру­щё­ва отпра­ви­ли в отстав­ку. По леген­де, поэт Лео­нид Дер­бе­нёв как-то при­шёл на радио и сказал:

«Ну вот: Маго­ма­ев сде­лал всё, что мог. Хру­щё­ва сня­ли. Буде­те теперь давать нашу пес­ню в эфир?».

Отве­том ста­ла «реа­би­ли­та­ция» песни.


«До свидания, Москва»

Воз­мож­но, ни одна эст­рад­ная пес­ня не акку­му­ли­ро­ва­ла в себе столь­ко сан­ти­мен­тов по пово­ду «духа вре­ме­ни», и уж точ­но ни одна пес­ня о Москве.

При запи­си ком­по­зи­ции на закры­тие Олим­пи­а­ды-80 испол­ни­тель Лев Лещен­ко не пред­по­ла­гал, что она ста­нет куль­то­вой. Артист гово­рил, что после запи­си пес­ни вооб­ще не вспо­ми­нал о ней.

Лещен­ко говорил:

«Через пару меся­цев я это услы­шал на ста­ди­оне, чест­но гово­ря, уже забыл, что писал…Писал спо­кой­но, не думал, что это будет пес­ня такая гло­баль­ная, на мно­гие поко­ле­ния, что она оста­нет­ся как сим­вол свое­об­раз­ный Олимпиады».


«Добрый вечер, Москва», Браво

«Бра­во», как ни стран­но, были одной из по-насто­я­ще­му бун­тар­ских рок-н-ролль­ных групп в СССР. Нико­гда не стес­няв­ши­е­ся тан­це­валь­но­го (и отто­го некон­форм­но­го для пра­ви­тель­ства) бита и весе­лья вме­сто пате­ти­ки, «Бра­во» бук­валь­но транс­фор­ми­ро­ва­ли реаль­ность в при­год­ное для жиз­ни место. Их посвя­ще­ние Москве рабо­та­ет имен­но так: вклю­чив пес­ню, едва ли кто-то может поду­мать, что в этом горо­де когда-то не суще­ство­ва­ло рок-н-рол­ла и твиста.


«Москва», Male Factors

Одна из самых зна­чи­мых рус­ских ска-групп отли­ча­ет­ся ред­кой для оте­че­ствен­ных групп рефлек­си­ей о локаль­но­сти. Любой жанр, изна­чаль­но энде­мич­ный како­му-то кон­крет­но­му месту (в дан­ном слу­чае, конеч­но, Англии) нуж­да­ет­ся в гра­мот­ной адап­та­ции на новом месте. Ред­ко когда арти­сты про­яв­ля­ют в пес­нях пони­ма­ние того, что сыг­рать в Рос­сии чисто­га­ном блюз или любой дру­гой жанр прак­ти­че­ски невоз­мож­но. Male Factors это хоро­шо пони­ма­ют. Их пес­ня о Москве — не про­сто ода сто­ли­це, но и рефлек­сия о раз­ни­це меж­ду местом, отку­да при­шла их музы­ка и местом, где она сыграна.


«Москва», Ленинград

Шну­ров все­гда три­ви­а­ли­зи­ро­вал окру­жа­ю­щую реаль­ность, будь то репер­ту­ар груп­пы «Рубль» или «Ленин­гра­да». Пес­ня про сто­ли­цу из той же серии — зари­сов­ка апо­ка­лип­си­са, как и подо­ба­ет бес­по­щад­но­му ко всем Шнуру.


«Москва», Александр Гальянов

Соль­ный трек (и самый све­жий в под­бор­ке) участ­ни­ка Shortparis. Гараж­ный-панк в духе Супер­коз­лов и Арсе­ния Моро­зо­ва. Ины­ми сло­ва­ми, ничем не напо­ми­на­ю­щий груп­пу Галья­но­ва и даже ей про­ти­во­по­лож­ный. Ника­ко­го пафо­са и широ­ких жестов — пес­ня малень­ко­го чело­ве­ка в боль­шом горо­де (с харак­тер­ным рефреном).


«Москва — Стерлитамак», Интурист

Евге­ний Гор­бу­нов пре­па­ри­ру­ет сто­ли­цу как толь­ко ему забла­го­рас­су­дит­ся. И в груп­пе «ГШ», кото­рая прак­ти­че­ски пол­но­стью зву­чит как кри­вое зер­ка­ло собя­нин­ской Моск­вы, и в про­ек­те «Инту­рист». «Москва — Стер­ли­та­мак» сто­ит пред­став­лять как кол­ла­бо­ра­цию Мамо­но­ва с Еро­фе­е­вым: бюро­кра­ти­че­ский ад, про­ни­ка­ю­щий в самые быто­вые ситу­а­ции и созда­ю­щий мета­фи­зи­ку изнан­ки совет­ской (совет­ской ли?) жизни.


«Москва», Хадн Дадн

Опре­де­лить­ся с тем, какой Москва (и шире — Рос­сия) пред­ста­ёт в пес­нях «Хадн Дадн» доста­точ­но слож­но. Несмот­ря на быто­вой язык, авто­ма­ти­че­ски вызы­ва­ю­щий дове­рие у слу­ша­те­лей, есть подо­зре­ния, что груп­пе «Хадн Дадн» не чуж­до шап­ко­за­ки­да­тель­ство: как бы апо­ли­тич­ная эсте­ти­за­ция Рос­сии в устах Вар­ва­ры Кра­ми­но­вой часто гра­ни­чит с весь­ма насто­ра­жи­ва­ю­щи­ми обо­ро­та­ми. «Москва» по вер­сии Хадн Дадн так­же обла­да­ет сво­бо­дой на интер­пре­ти­ро­ва­ние — и это едва ли напо­ми­на­ет насто­я­щую Москву.


«Москва-область», Кровосток

Если юмор Шну­ра осно­вы­ва­ет­ся на сво­ра­чи­ва­нии реаль­но­сти в шут­ку, то юмор Шило — чер­нее чёр­но­го. Ад для его геро­ев — настоль­ко обы­ден­ное дело, что даже об Арма­гед­доне они гото­вы гово­рить с той же повсе­днев­ной инто­на­ци­ей, что и о похо­де за бухан­кой хле­ба в бли­жай­ший киоск. Такой конец све­та раз­во­ра­чи­ва­ет­ся и в «Москве-обла­сти».


Читай­те так­же «„Фести­валь мира“. О Moscow Music Peace Festival в Луж­ни­ках». 

Поделиться