Сейчас, когда отечественное «независимое» книгоиздание находится на грани, самое время рассказать вам о малотиражных книжных издательствах. Сразу оговорюсь, что это не топ и не рейтинг, а просто подборка, поэтому не надо искать в расстановке мест какой-то скрытый смысл; речь пойдёт исключительно про отечественный феномен книгоиздания.
Полагаем, что многие из вас слышали такое словосочетание, как «small press», но повторим ещё раз: small press — это малотиражное книгоиздание. Да, оно может быть симпатичнее остального, может экспериментировать, благодаря скромным размерам. Но всё равно это книгоиздание, а не «уникальное культурное явление», как его хотели бы многие представить.
Для полного понимания контекста необходимо оговориться, что большой рынок отечественной литературы окончательно умер к началу 2010‑х. Именно тогда на сцене в юной трепетной красе появляется такой кровожадный аллигатор, как «Эксмо», чьими сетями сейчас являются «Буквоед» и «Читай-Город». Этот крокодил скупил или съел все прочие издательства и торговые сети. Последнее независимое издательство «Дрофа», которое многие помнят по школьным учебникам, монополия съела в 2014 году. На ту же пору приходится закрытие большинства культовых книжных серий и проектов, бурным цветом цветущих в 1990-ые и 2000‑е. Сейчас, по сути, большинство крупных издательств так или иначе входят в холдинг «Эксмо-АСТ».
На фоне монополизации рынка и развития технического прогресса у многих команд энтузиастов появилась возможность печатать книги небольшими тиражами, выпуская изделия для ограниченного круга читателей — 100, 200, 300. Такая практика наследовала традиции советского самиздата, только уже на новых, технологичных рельсах — у издателя появился доступ к цифровой печати, а также появился Macbook и InDesign на нём для вёрстки макета.
Юридические границы же самого понятия «small press» в России весьма размыты. Например, в Канаде все книжные издания меньше 300 экземпляров могут претендовать на гранты Совета по искусствам. В России такого нет, а некоторые издательства даже не указывают количество экземпляров — например, так иногда делают издательства «Ил-music» и «Все свободны».
Современный мир малотиражной литературы также поделен на разные сферы, в том числе в нём есть свой «мейнстрим» и «андеграунд». Первые — это сообщества настоящих культуртреггеров, этаких хипстеров от литературы, философии и искусств, обитающих в основном в Москве, Петербурге или за границей. К таким тяжеловесам у нас относят Ad Marginem (в данном случае спорно называть его малым, так как издательство очень крупное), Common Place, «Носорог» и прочие проекты, про которые вы слышите в пабликах или читаете интервью на модных ресурсах. Но рынок малотиражных издательств разношёрстен и объёмен, поэтому мы расскажем только о тех из них, кто находится вне света софитов.
Первая остановка: «Найди лесоруба»
Сначала был журнал. Журнал, который перерос в издательство. Этот проект делает небольшой коллектив энтузиастов, «которые переводят глянцевую бумагу», как они сами заявляли о себе. Сначала журнал выходил и правда в глянце, представляя из себя разношёрстный компендиум текстов от литературных обзоров до статей. Разные части журнала были также свёрстаны разными дизайнерами.
Постепенно выпуски стали концентрироваться на осмыслении и концептуальном понимании деятельности тех или иных деятелей культуры или литературы, перемежаясь с обычными. В «авторской» серии вышли номера, посвящённые таким деятелям, как Станислав Лем, Джефф Нун, Кинг Грант, Роанхорс Вандермеер, Говард Лавкрафт.
Первой полноценной книгой коллектива можно считать литературный выпуск русской постмодернистской прозы «Синекдоха», который представлял из себя полноценную книгу с восхитительным дизайном: вручную оформленная составная обложка, прорези в страницах, эффектные иллюстрации. Тексты в журнале также были представлены разными авторами, но дизайном на этот раз занимался один человек. Поэтому такой формат книги прижился и перекочевал в выпуск о канадском режиссёре Дэвиде Кроненберге, который стал весьма популярен у читателей не только благодаря своему наполнению, но и приятным типографским решениям.
После этого, журнал превратился в полноценное издательство, выдав в свет такие полноценные книги, как:
- Денис Захаров. Комментарий к роману Трумена Капоте «Услышанные молитвы».
- Спецвыпуск Weird Fiction (собравший на своих страницах русскоязычных авторов).
- Л. А. Кафель. Периоды пустоты.
- Джефф Вандермеер. Странная Птица. Рассказы.
За долгие годы трудов вокруг издательства сформировался целый круг почитателей, которые трепетно относятся к книгам и приветливо встречают новые проекты. А уж переоценить вклад «Лесоруба» в помощь начинающим авторам, которым журнал дал площадку, невозможно.
Остановка по-Кхорну: CHAOSS PRESS
Неизвестно откуда взявшееся и неизвестно как живущее до сих пор, странное, непонятное, ужасающее и удивляющее — всё это издательство CHAOSS PRESS, основанное небезызвестным петербургским деятелем воронежского происхождения Феликсом Кульпой.
Первой книгой издательства стала книга Пимена Карпова «Светильник любви», в которую вошли стихотворные, прозаические и драматические произведения Карпова. В издание также были включены некоторые ранее не собранные материалы о Карпове и первая попытка библиографии поэта.
Сейчас трудно сказать, на чём точно специализируется издательство, скорее всего оно до сих пор ищет себя. Так, в его «портфеле» есть книги отечественных современных прозаиков, переводы зарубежной литературы, философии, французские и немецкие сказки. В общем, крайне много и интересно. Можно точно сказать, что объединяет всё это — кровь, боль, насилие, оккультизм, контркультура и отрешённость от мира земного.
Остановка с привкусом колбасы по 2.20: «Красный матрос»
Самое, повторюсь, самое старое независимое издательство в современной России, которое было основано поэтом Михаилом Сапего. Издательство выросло из арт-группы «Митьки». Для тех, кто младше тридцати — это такие советские хиппи-художники, которые когда-то творили культуру вместе с Цоем, Гребенщиковым, Сокуровым и иже с ними. Издательство является по-настоящему культовым, ибо в нём публиковались Етоев, Шинкарёв, Гребенщиков, Городницкий, Родионов, Емелин.
Вообще, «Красный матрос» смог создать свой уникальный, самобытный и ни на что не похожий стиль. Кроме прозы и стихов, издательство выпускает также уникальные арт-проекты, например, «Честное слово, красная звезда. Ленина и Сталина обманывать нельзя» — альбом, который является уникальным сборником стихов, сказок, графики, фотографии, плакатов, рисунков, дневников, связанных с Лениным и Сталиным, и с людьми, которые застали их эпохи. Или же, например, книга «Про Московские Триумфальные Ворота в Санкт-Петербурге. К 180-летию. 1838−2018», которая также является уникальным альбомом с уникальными же историческими фотоматериалами.
Недавно издательство обратило внимание на молодых авангардных писателей, выпустив несколько как прозаических, так и поэтических книг начинающих авангардистов.
Русская остановка: «Чёрная Сотня»
О да, дорогие мои, то самое! Этот коллектив начал победное шествие с издания в 2013 году одной книги Сергея Сергеевича Ольденбурга «Царствование Императора Николая II», которое, по заявлениям самого главного редактора «Чёрной Сотни», было невозможно найти нигде. И понеслось. Восстановление национального наследия, которое было утеряно и забыто где-то за рубежом, в зарубежной России, или не издавалось в советское время из-за цензуры. По сути, издательство занимается восстановлением утерянного культурного пласта.
После выходили такие хиты, как «Кодекс чести русского офицера», «Оборона крепости Осовец» и, венец творения, «Русский комикс», который представляет из себя большой и красивый сборник белогвардейских графических романов на исторические тематики — такие, как становление Империи, присоединение Кавказа и Гражданская война, не только блестяще визуализированная русская классика от Пушкина и Гоголя до Шолохова, и многие другие.
Сейчас издательство выпускает не только утраченные дореволюционные или эмигрантские книги, но и ведёт современные проекты, например, о войне на Донбассе.
Ещё одна остановочка: Editions Chat
Проект писателя Андрея Доронина, поэтому судьба самого проекта очень тесно переплетается с его собственной судьбой. Он поборол зависимость от наркотиков и запечатлел этот отрывок прошлого в книге «Transsiberian Back2Black». К слову, книга переведена на французский и успешно продаётся в Европе.
Из сольного проекта выросло издательство, занимающееся контркультурными книгами. У нас сложилось ощущение, что именно Editions Chat продолжает дело той самой «Ультра-культуры» в деле вытаскивания на свет маргинальной русской — и не только — литературы. Здесь вам и Владимир Козлов с его романтикой улиц, и психоделично-хулиганский Мариньяк, и непонятный, но огненный Касс-май-асс (что бы это ни значило). Собственно, вот они, слева направо:
- Владимир Козлов. «Lithium».
- Тьерри Мариньяк. «Morphine Monojet или блудные сыновья».
- Kass_my_ass. «Преодолевая Гэнгсташит».
Безнадёжная остановка: «Издательство ча-ща»
Объединение, которое решило сделать своим стилем безнадёжность и до сих пор сживается с этим. С самого начала своей деятельности коллектив заявлял, что издаваться будут исключительно безнадёжные книги, поэтому первой была «Жить по-большому» — единственное сохранившееся произведение актёра и художника-акциониста Александра Маслаева. Второй вышла книга Фёдора Бобкова «Из записок бывшего крепостного человека». В целом, издательство концентрируется на поиске упущенных элементов русской литературы и старается бережно передать её современным читателям, восполнив тем самым разрыв в культурной преемственности. Посудите сами, именно «Ча-ща» переиздала первый раз с 1935 года воспоминания адъютанта самого барона фон Унгерна.
Однако у издательства также есть и современные вещи. Чего только стоит их журнал «Ишь», собирающий на своих страницах исторические очерки, прозу, культурологические эссе, прекрасные образцы графики и дизайна. Издаёт «Ча-ща» и современных авторов, так или иначе экспериментирующих сейчас с образами прошлого. Яркий пример — сборник стихотворений «Ботаника Аида» Александра Санькова, в которой поэзия является современным переосмыслением поэзии золотого века — вплоть до старорежимной орфографии.
Крайне интересный феномен.
Панк-остановка: «Пламень»
Настоящий отечественный маленький «пресс», созданный на коленке. Всё начиналось так, что вокруг одного книжного магазина в славном городе Петербурге формировалась тусовка панков-эзотериков. Из тусовки сформировалось издательство. И начало «Пламень» с выпуска «Путешествия на край ночи» Луи-Фердинанда Селина, включающего в себя собственно сам дебютный роман классика французской литературы ХХ века, а также статью Льва Троцкого «Селин и Пуанкаре» вместо предисловия и, впервые переведённое на русский язык, послесловие автора «Давайте разберёмся…».
Сейчас издательство переквалифицировалось на отечественную экспериментальную постмодернистскую прозу. В общем, «Пламень» ищет себя, и за этим интересно наблюдать.
Философская остановка: «Ноократия»
Книжный проект, чьей первой книгой стал труд её главного редактора — «Поиски разумной жизни на Земле и за её пределами».
Этот small press концентрирует внимание на философии и научно-популярных материалах. «Ноократия» не ставит перед собой концептуальных задач, но даёт жизнь интересным материалам. На бумажных страницах нашли пристанище труды таких деятелей, как Пётр Рябов, Василина Орлова, Марианна Сарвина, Светлана Семёнова. В книгах «Ноократии» вы найдёте темы русского космизма, антропоцена, истории философии от Бакунина до Кропоткина. И многое другое.
Цифровая остановка: «Чтиво»
Небольшое петербургское издательство, сделавшее своей фишкой форму, а не наполнение. Нематериальным концептом «Чтива» является публикация авторов, которые бы никогда не вышли в больших издательствах на рынке, что свойственно всему small press. Но «Чтиво» выступает за экологичный путь книгоиздания: сначала труды публикуются в цифровом варианте, а затем, только после проверки спросом на цифровую версию, обретают жизнь в бумаге.
Первой бумажной книгой стал… художественный роман про архив барона фон Унгерна (какой поразительный интерес у публики!). Если говорить об остальных книгах, то они весьма различны: тут и реализм от Георгия Панкратова, и маргинальщина от Эриха фон Неффа, и магический реализм, абсурдизм. Объединяет их исключительно хорошее качество и доступность в цифровой версии на любом носителе.
Культурная остановка: «Издательство Яромира Хладика»
Петербургское издательство, которое, по нашему скромному мнению, очень недооценено.
Посудите сами. В его портфеле есть не только множество прекрасных переводов, вроде Ханса Беллмера или Пьера Бетанкура, или совсем замечательного Яцека Денеля с его «Кривоклятом», но и много книг отечественных авторов. Именно в «ЯХ» вышла книга Ольги Седовой «Апология разума», состоящая из четырёх эссе о Данте, Пушкине, Пастернаке, Гёте и Сергее Аверинцеве, о полноте мыслей этих писателей, жизни и поэзии. Интересным примером также является «Соцреализм: от рассвета до заката» Екатерины Андреевой, состоящий из культурологических эссе. Вообще, издательство отличает аккуратный, цепляющий единый дизайн книг и тщательный отбор объектов для публикации, в которых прослеживается тонкое, трепетное отношение к культуре.
Как вы видите, несмотря на тяжёлые условия и диктат рынка, экспериментальное книгоиздание развивалось и искало новые формы для выражения. Однако сейчас, в условиях пандемии и кризиса, оно может исчезнуть. Если вы хотите поддержать экспериментальные издательства, то самым правильным будет не подписывание петиций, а покупка книжек и финансовая посильная помощь любимому магазину.
Публикацию подготовил Владимир Коваленко, писатель-постмодернист, автор романов «Ах-Куй» и «Из-под ногтей». О последнем произведении читайте в сообществе в VK.