Агитбригада «Синяя Блуза»

В 1920‑е годы фор­ми­ро­ва­лось новое совет­ское госу­дар­ство. В помощь ему тре­бо­ва­лись иные фор­мы искус­ства, кото­рые смог­ли бы стать про­вод­ни­ка­ми основ­ных идей и помог­ли бы сфор­ми­ро­вать образ иде­аль­но­го ново­го совет­ско­го чело­ве­ка. Искус­ство соеди­ня­лось с реаль­ной жиз­нью, ста­но­ви­лось всё более поли­тич­ным, соци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­ным и интер­ак­тив­ным. Ярким при­ме­ром тому явля­ет­ся агит­бри­га­да «Синяя блу­за, воз­ник­шая как раз в годы ста­нов­ле­ния совет­ской власти.

Ранее мы писа­ли об аги­та­ци­он­ных теат­рах 1920‑х годов в целом, а сего­дня в цен­тре вни­ма­ния — «Синяя блу­за» от осно­ва­ния до угасания. 

Откры­тие Цен­траль­но­го пар­ка куль­ту­ры и отды­ха в Москве. Высту­па­ет аги­та­ци­он­ный кол­лек­тив «Синяя блу­за». 1928 год

В нача­ле 1920 года в Пет­ро­гра­де откры­лась новая теат­раль­ная сту­дия. Её воз­гла­вил Нико­лай Форег­гер, гре­зив­ший иде­ей созда­ния народ­но­го теат­ра, кото­рый бы отве­чал новым соци­а­ли­сти­че­ским настро­е­ни­ям. Он рабо­тал вме­сте с дра­ма­тур­гом, поэтом и теат­раль­ным кри­ти­ком Вла­ди­ми­ром Мас­сом. В началь­ный пери­од сво­ей худо­же­ствен­ной дея­тель­но­сти они при­со­еди­ня­лись к суще­ству­ю­щим поезд­ным агит­бри­га­дам и экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ли с поли­ти­че­ской сатирой.

После пере­ез­да в 1921 году в Моск­ву оба раз­ви­ва­ли идею созда­ния сво­е­го теат­ра масок, пер­со­на­жи кото­ро­го напря­мую бы отра­жа­ли теку­щие собы­тия. Напри­мер, после вве­де­ния НЭПа в 1921 году и после­до­вав­ших за этим соци­аль­ных, эко­но­ми­че­ских и куль­тур­ных изме­не­ний, глав­ны­ми дей­ству­ю­щи­ми лица­ми в теат­раль­ных поста­нов­ках Форег­ге­ра и Мас­са ста­ли нэп­ман, интел­ли­гент-мистик, воин­ству­ю­щая ком­му­нист­ка с кожа­ным порт­фе­лем и поэт-имажинист.

Нико­лай Форег­гер — тео­ре­тик искус­ства, теат­раль­ный режиссёр

В откры­той Нико­ла­ем Михай­ло­ви­чем сту­дии-мастер­ской «Маст­фор» («Мастер­ская Форег­ге­ра») зани­ма­лись буду­щие кине­ма­то­гра­фи­сты, кино­ак­тё­ры, теат­раль­ные режис­сё­ры, в чис­ле кото­рых были Сер­гей Эйзен­штейн, Сер­гей Ютке­вич, Вла­ди­мир Фогель, Игорь Ильин. Они вво­ди­ли в обо­рот новые слож­ные мето­ды поста­но­вок, полу­чив­шие назва­ния «аме­ри­кан­ских» из-за того, что в них упор делал­ся на меха­ни­че­ские при­спо­соб­ле­ния. Так­же дви­же­ния актё­ров и тан­цо­ров отли­ча­лись опре­де­лён­ной рез­ко­стью, кото­рые напо­ми­на­ли рабо­ту тех­ни­че­ских механизмов.

Нико­лай Форег­гер начал сотруд­ни­чать с «Синей блу­зой» — агит­те­ат­ром Про­лет­куль­та. Её осно­ва­тель, Борис Южа­нин (насто­я­щая фами­лия Гуре­вич), пол­но­стью отри­цал ста­рое теат­раль­ное искус­ство. Он был рез­ко про­тив прин­ци­па рабо­ты Худо­же­ствен­но­го и Мало­го теат­ров. Так как клас­си­че­ские теат­ры дол­го не мог­ли при­спо­со­бить­ся к новой вла­сти, Южа­нин взял на себя ответ­ствен­ность гово­рить от её име­ни. Он обе­щал новое искус­ство, в кото­ром глав­ное место отво­ди­лось лозун­гам и поли­ти­ке. «Живая газе­та» — так назы­ва­ли бри­га­ду синеблузников.

Осно­ва­те­ли и клю­че­вые руко­во­ди­те­ли «Синей блузы»

К тому же в рабо­чих клу­бах «меха­ни­че­ские тан­цы» при­шлись ко дво­ру боль­ше, чем пла­сти­ка. Срав­не­ние чело­ве­ка с маши­ной вызы­ва­ло новое отно­ше­ние к про­из­вод­ству и само­со­зна­нию себя в каче­стве части все­об­ще­го рабо­че­го меха­низ­ма. Хотя не обхо­ди­лось без того, что мно­гим такие «тан­цы машин» каза­лись зло­ве­щи­ми, а экс­тра­по­ля­ция рабо­ты меха­низ­мов на чело­ве­че­ское тело и наобо­рот «оче­ло­ве­чи­ва­ние меха­низ­мов» вос­при­ни­ма­лось доволь­но болезненно.

Пер­вая «Синяя блу­за» вышла на ком­со­моль­скую сце­ну в 1921 году. Но офи­ци­аль­но исто­рия агит­бри­га­ды начи­на­ет­ся через два года, в 1923 году.

В каче­стве основ­ной базы с круг­ло­су­точ­ны­ми поста­нов­ка­ми сине­блуз­ни­ки полу­чи­ли кино­те­атр «Шану­ар» на Страст­ной пло­ща­ди. Глав­ных кол­лек­ти­вов было восемь. Они назы­ва­лись сле­ду­ю­щим обра­зом: «Основ­ной», «Цен­траль­ный», «Инду­стри­аль­ный», «Про­из­вод­ствен­ный», «Экс­пе­ри­мен­таль­ный», «Пока­за­тель­ный», «Образ­цо­вый», «Удар­ный». В 1923 году на пра­вах отдель­но­го под­раз­де­ле­ния в «Синюю блу­зу» вошёл и театр Фореггера.

Сце­на из поста­нов­ки «Синей блу­зы». 1927 год. В цен­тре певи­ца и артист­ка эст­ра­ды Ксе­ния Михай­лов­на Квитницкая

Пред­по­ла­га­лось, что на каж­дом заво­де, фаб­ри­ке будут само­ор­га­ни­зо­вы­вать­ся подоб­ные само­де­я­тель­ные кол­лек­ти­вы из непро­фес­си­о­наль­ных участ­ни­ков. Изна­чаль­но было созда­но несколь­ко таких групп для выступ­ле­ний в домах куль­ту­ры и рабо­чих клубах.

А уже через пять лет после нача­ла дея­тель­но­сти пер­вой «Синей блу­зы» подоб­ных кол­лек­ти­вов по всей стране насчи­ты­ва­лось более 400.

В этом объ­еди­не­нии, не скры­вав­шем поли­ти­че­ских целей, исполь­зо­ва­лись мето­ды как аван­гард­ные, так и пред­на­зна­чен­ные спе­ци­аль­но для мас­со­во­го зрителя.

Репер­ту­ар, где актив­но при­ме­нял­ся агит­проп, в основ­ном состо­ял из кино, тан­це­валь­ных номе­ров и живых пла­ка­тов. Такое назва­ние име­ли пла­ка­ты 1920–1930‑х годов, кото­рые созда­ва­лись как посо­бия для разъ­яс­не­ния отно­ше­ния совет­ской вла­сти к опре­де­лён­ным темам, вопро­сам, теку­щим собы­ти­ям и акту­аль­ным про­бле­мам в нагляд­ной и доступ­ной форме.

За тех­ни­че­ское вопло­ще­ние и при­ё­мы кино­мон­та­жа отве­ча­ла мастер­ская «Маст­фор». На общий же стиль «Синей блу­зы» силь­но повли­я­ла мей­ер­холь­дов­ская био­ме­ха­ни­ка, пред­став­ляв­шая собой систе­му физи­че­ских упраж­не­ний для тре­ни­ров­ки актёров.

Аги­та­ци­он­ный моло­дёж­ный, вна­ча­ле люби­тель­ский эст­рад­ный кол­лек­тив, про­па­ган­ди­ро­вал рево­лю­цию и новое мас­со­вое искус­ство, про­ти­во­по­став­лял своё аги­та­ци­он­ное пуб­ли­ци­сти­че­ское твор­че­ство про­фес­си­о­наль­ной эстраде.

Орга­ни­за­ция про­су­ще­ство­ва­ла десять лет, с 1923 по 1933 год. Руко­во­ди­те­лем пер­вой груп­пы «Синей блу­зы» был Борис Южа­нин. Актё­ры агит­те­ат­ра зна­ко­ми­ли рабо­чих с послед­ни­ми поли­ти­че­ски­ми, эко­но­ми­че­ски­ми, соци­аль­ны­ми собы­ти­я­ми, при­чём ста­ра­лись сде­лать свои выступ­ле­ния понят­ны­ми даже для мало­гра­мот­ных слу­ша­те­лей и зри­те­лей. В сати­ри­че­ских сцен­ках высме­и­вал­ся бюро­кра­тизм, пьян­ство, пред­ста­ви­те­ли бур­жу­а­зии, затра­ги­ва­лись раз­лич­ные соци­аль­ные проблемы.

Агит­бри­га­да «Синей блу­зы». Интер­ме­дия «Мет­ро­по­ли­тен». 1920‑е гг.

Мы — синеблузники,
Мы — профсоюзники.
Мы не баяны-соловьи.
Мы толь­ко гайки
Вели­кой спайки
Одной тру­дя­щей­ся семьи.

Так, инфор­ма­ция, пре­под­но­сив­ша­я­ся в фор­ме хоро­вых декла­ма­ций, моно­ло­гов пред­ста­ви­те­лей опре­де­лён­ных клас­сов, поло­жен­ная на попу­ляр­ные узна­ва­е­мые мело­дии, дей­ство­ва­ла более эмо­ци­о­наль­но и вос­при­ни­ма­лась лег­че стан­дарт­ных про­па­ган­дист­ских речей. Зло­бо­днев­ные темы рас­кры­ва­лись в сти­хах, тан­цах, даже акро­ба­ти­че­ских номерах.

«Сине­блуз­ни­ки» поль­зо­ва­лись боль­шой попу­ляр­но­стью в стране, о чём сви­де­тель­ству­ют их мас­со­вые посе­ще­ния заво­дов, фаб­рик, рабо­чих клу­бов, сель­ских орга­ни­за­ций. В нача­ле 1920‑х годов на «Синюю блу­зу» воз­ла­га­лось мно­го надежд.

Сине­блуз­ни­ки в Спас­ске в 1927 году

Как участ­ни­ки «Синей блу­зы», так и мно­гие дру­гие дея­те­ли, свя­зан­ные с искус­ством футу­риз­ма, пред­по­чи­та­ли рабо­тать с воз­мож­но­стя­ми про­па­ган­дист­ской маши­ны ново­го моло­до­го государства.

В 1927 году два кол­лек­ти­ва «Синей блу­зы» во гла­ве с самим Бори­сом Южа­ни­ным поеха­ли в Гер­ма­нию. Через год руко­во­ди­тель повёз загра­ни­цу ещё два кол­лек­ти­ва — тех, кто не участ­во­вал в пер­вом туре. После успеш­ных гастро­лей подо­бие «Синих блуз» созда­ва­лось и в дру­гих стра­нах. Напри­мер, Бер­тольт Брехт, немец­кий дра­ма­тург, осно­ва­тель соб­ствен­но­го теат­ра в Гер­ма­нии при­зна­вал, что был вдох­нов­лён имен­но «сине­блуз­ни­ка­ми».

Пись­мо гер­ман­ской орга­ни­за­ции Меж­раб­ко­ма о поезд­ке «Синей блу­зы» в Германию

Со вре­ме­нем в Совет­ском Сою­зе клас­си­че­ские теат­ры опра­ви­лись от потря­се­ния и начи­на­ли при­спо­саб­ли­вать­ся к тре­бо­ва­ни­ям новой вла­сти. Зри­те­ли про­дол­жи­ли ходить на поста­нов­ки. В теат­раль­ные вузы вновь ста­ли посту­пать сту­ден­ты. «Синяя блу­за» ока­зы­ва­лась в подоб­ной ситу­а­ции ненужной.

Борис Южа­нин так и не сумел при­ве­сти свой театр к миро­вой рево­лю­ции. Эта пер­спек­ти­ва к сере­дине два­дца­тых годов потуск­не­ла, а сам он не выдер­жал заку­лис­ной борьбы.

Участ­ни­ки кол­лек­ти­ва «Синяя блу­за» в Германии

Мир искус­ства на момент фор­ми­ро­ва­ния ново­го госу­дар­ства пред­став­лял­ся сре­дой, где сво­бо­ды пока что было боль­ше, чем в дру­гих сфе­рах чело­ве­че­ской жизни.

В худо­же­ствен­ной сре­де за твор­цом при­зна­ва­лось абсо­лют­ное и неотъ­ем­ле­мое пра­во на созда­ние таких новых форм искус­ства, кото­рые бы в пол­ной мере отра­жа­ли окру­жа­ю­щие явле­ния и отно­ше­ние авто­ра к ним. И поэто­му такая новая пер­фор­ма­тив­но-теат­раль­ная фор­ма тоже мог­ла воз­ник­нуть и даже стать, хоть и нена­дол­го, пособ­ни­ком ново­го госу­дар­ствен­но­го строя.

Всё, что умели,
Мы вам пропели,
Мы вам про­пе­ли всё, что могли.
И, без­услов­но, достиг­ли цели,
Если мы поль­зу вам принесли.


Литература о «Синей блузе»

  1. Шала­мов В. Вос­крес­шие лист­вен­ни­цы. 1986 год.
  2. Аль­бом «Синяя блу­за СССР». 1928 год.
  3. Гол­дберг Р. Искус­ство пер­фор­ман­са. От футу­риз­ма до наших дней. 2017 год.
  4. Агит­бри­га­да «Синяя блу­за» на фаб­ри­ке им. КРАФ.

Читай­те так­же «„Взя­тие Зим­не­го двор­ца“ Мей­ер­холь­дом и единомышленниками».

Поделиться