«Взятие Зимнего дворца» Мейерхольдом и единомышленниками

В 1920‑е годы в Рос­сии актив­но раз­ви­ва­ют­ся идеи футу­риз­ма. Опти­ми­сти­че­ская вера в буду­щее и иде­а­ли­сти­че­ские устрем­ле­ния ста­ли вос­тре­бо­ва­ны в бур­ный рево­лю­ци­он­ный пери­од. Кро­ме того, в 1920‑х годах, когда совет­ская власть толь­ко уста­нав­ли­ва­лась, ей при­хо­ди­лось бороть­ся за побе­ду, поста­рать­ся сохра­нить стра­ну и един­ство наро­да. Вер­хи были обес­по­ко­е­ны более важ­ны­ми для них на тот момент вопро­са­ми — соци­аль­ны­ми, поли­ти­че­ски­ми и эко­но­ми­че­ски­ми, поэто­му не пре­пят­ство­ва­ли раз­ви­тию худо­же­ствен­ной мыс­ли. А дея­те­лям куль­ту­ры откры­лись широ­кие воз­мож­но­сти для само­вы­ра­же­ния, соб­ствен­но­го духов­но­го поис­ка и интер­пре­та­ции реаль­но­сти в раз­лич­ных фор­мах искус­ства, в том чис­ле перформативных.

Нова­то­ром в теат­раль­ной сфе­ре был Все­во­лод Мей­ер­хольд. Он стре­мил­ся пре­одо­леть «фаталь­ное раз­де­ле­ние меж­ду сце­ной и зри­тель­ным залом, меж­ду теми, кто тво­рит и дей­ству­ет, и теми, кому оста­ёт­ся смот­реть и апло­ди­ро­вать». Имен­но тео­ре­ти­че­ская осно­ва мей­ер­холь­дов­ско­го теат­ра и новый под­ход к вза­и­мо­дей­ствию со зри­те­ля­ми ста­ла фун­да­мен­том поста­но­вок, осу­ществ­ля­е­мых его единомышленниками. 

Рас­ска­зы­ва­ем о самой мас­штаб­ной поста­нов­ке тако­го рода — «Взя­тии Зим­не­го двор­ца» с частич­ной рекон­струк­ци­ей собы­тий и реаль­ны­ми участ­ни­ка­ми штурма. 


В 1920‑е годы худож­ни­ки при­ду­мы­ва­ли акции, соот­вет­ству­ю­щие эпо­хе и рево­лю­ци­он­но­му вре­ме­ни. Так начи­на­лись пер­вые пер­во­май­ские тор­же­ства, укра­ша­лись ули­цы, а в мас­штаб­ные исто­ри­че­ские рекон­струк­ции вовле­ка­лось боль­шое коли­че­ство людей.

Напри­мер, ещё в первую годов­щи­ну Октябрь­ской рево­лю­ции футу­ри­сты под руко­вод­ством извест­но­го худож­ни­ка-куби­ста Ната­на Альт­ма­на на ули­цах и на пло­ща­ди у Зим­не­го двор­ца орга­ни­зо­ва­ли мас­со­вую демон­стра­цию. Зда­ния были покры­ты футу­ри­сти­че­ски­ми кар­ти­на­ми, на ули­цах сто­я­ли аван­гард­ные конструкции.

Но самой мас­штаб­ной акци­ей тако­го рода ста­ло тор­же­ство по слу­чаю тре­тьей годов­щи­ны рево­лю­ции, состо­яв­ше­е­ся в 1920 году. Поста­нов­ка «Взя­тие Зим­не­го двор­ца» вклю­ча­ла в себя частич­ную рекон­струк­цию собы­тий, про­ис­хо­див­ших непо­сред­ствен­но до пере­во­ро­та и, соб­ствен­но, сам штурм двор­ца, где нахо­ди­лось Вре­мен­ное правительство.

Нико­лай Евреинов

Поста­нов­кой руко­во­дил Нико­лай Евре­и­нов, извест­ный дра­ма­тург и пре­об­ра­зо­ва­тель теат­раль­но­го искус­ства, а так­же три круп­ных теат­раль­ных режис­сё­ра: Нико­лай Пет­ров, Алек­сандр Кугель, Кон­стан­тин Дер­жа­вин и Юрий Аннен­ков. Послед­ний участ­во­вал в созда­нии деко­ра­ций и худо­же­ствен­ном оформлении.

В этом мас­штаб­ном исто­ри­че­ском пер­фор­ман­се поучаст­во­вал целый армей­ский бата­льон и око­ло вось­ми тысяч граж­дан. Это была бес­пре­це­дент­ная по сво­е­му раз­ма­ху худо­же­ствен­но-поли­ти­че­ская акция.

Поста­нов­ка «Взя­тие Зим­не­го двор­ца». 1920 год. Источ­ник: pastvu.com/p/285622
Фраг­мент инсце­ни­ров­ки Нико­лая Евре­и­но­ва «Взя­тие Зим­не­го двор­ца». Спра­ва фото до рету­ши, сле­ва — после. На кад­ре спра­ва есть выш­ка для режис­сё­ров рядом с Алек­сан­дров­ской колон­ной и тол­па зевак. 1920 год

Для поста­нов­ки орга­ни­за­то­ры исполь­зо­ва­ли тер­ри­то­рию вокруг Зим­не­го, а веду­щие к Двор­цо­вой пло­ща­ди ули­цы были запол­не­ны под­раз­де­ле­ни­я­ми крас­но­ар­мей­цев, бро­не­ви­ка­ми и гру­зо­ви­ка­ми. По обе сто­ро­ны от вхо­да на пло­щадь были уста­нов­ле­ны две боль­шие плат­фор­мы. На одной, «крас­ной», рас­по­ла­гав­шей­ся сле­ва, сто­я­ли крас­но­ар­мей­цы и про­ле­та­ри­ат, а на «белой», нахо­дя­щей­ся спра­ва, вос­се­да­ло «Вре­мен­ное правительство».

Самым цен­ным было то, что не все участ­ни­ки это­го мас­штаб­но­го пер­фор­ман­са были актё­ра­ми. Мно­гие из тех, кто нахо­дил­ся на «крас­ной» плат­фор­ме дей­стви­тель­но участ­во­ва­ли в штур­ме Зим­не­го в 1917 году, по край­ней мере те, кого Евре­и­но­ву уда­лось най­ти. Кро­ме того была задей­ство­ва­на воен­ная тех­ни­ка и артил­ле­рий­ские орудия.

Сце­на из поста­нов­ки 1920 года. Режис­сё­ры А. Кугель, Н. Пет­ров, Н. Евреинов

Во вре­мя пред­став­ле­ния зву­ча­ли пушеч­ные выстре­лы, «Мар­се­лье­за», сот­ни голо­сов кри­ча­ли «Ленин! Ленин!», затем играл «Интер­на­ци­о­нал», а в кон­це поста­нов­ки дво­рец, до это­го сто­яв­ший в тем­но­те (инсце­ни­ров­ка нача­лась в десять часов вече­ра), осве­тил­ся огня­ми, салю­та­ми, после чего начал­ся воин­ский празд­нич­ный парад.

Интер­тит­ры в кино­съём­ке постановки

Такие поста­нов­ки к годов­щи­нам рево­лю­ции ста­ли дви­жу­щей силой, кото­рая помо­га­ла задей­ство­вать в зарож­да­ю­щем­ся искус­стве пер­фор­ман­са прак­ти­че­ски все име­ю­щи­е­ся мето­ды теат­раль­но­го, цир­ко­во­го искус­ства и, конеч­но, кино. С каж­дым годом в живо­пи­си, архи­тек­ту­ре, теат­ре появ­ля­лись оче­ред­ные нов­ше­ства, регу­ляр­но обра­зо­вы­ва­лись новые худо­же­ствен­ные груп­пы и объ­еди­не­ния. Дея­те­ли искус­ства посто­ян­но пере­ме­ща­лись из одно­го в дру­гое, что поз­во­ля­ло им при­вно­сить све­жие идеи и новое видение.

Видео­за­пись поста­нов­ки 1920 года


Читай­те так­же «„Кори­дор двух баналь­но­стей“ Джо­зе­фа Кошу­та и Ильи Каба­ко­ва». 

Поделиться