Холодная война подогревала интерес к происходящему за железным занавесом. Произведений, посвящённых советской жизни, выходило не так много, а работы, где главными героями становились представители правоохранительных органов СССР, — и вовсе уникальное и странное явление для западной литературы. Однако американский писатель Мартин Круз Смит решил не просто написать детектив в советском антураже, а придумал целую серию с главным героем — следователем Аркадием Ренько.
VATNIKSTAN рассказывает, как писатель Мартин Смит приезжал в СССР, чтобы увидеть советскую действительность, знакомился с методами выдающегося антрополога Михаила Герасимова и общался с белоэмигрантами и диссидентами для создания более детального образа Страны Советов.
Путешествие в СССР и обратно
Мартин Круз Смит известен в США как автор остросюжетных детективов. Карьеру Смит начинал как журналист, но ему хотелось попробовать себя в роли писателя. Родители Мартина происходили от индейцев Пуэбло, и первый роман Смита The Indians won (1970) тесно связан с индейской тематикой. Критика заметила старания писателя, но особой известности он не получил. Однако индейскую тему автор продолжал развивать. Новый роман Nightwing (1977) прославил Смита. Работа получила не только одобрение со стороны читателей, но и полноценную киноадаптацию от режиссёра Артура Хиллера в 1979 году.
Мартин продолжал писать на различные темы, но почти все они касались детективных историй, например про арт-дилера цыганского происхождения Романа Грея («Песнь цыгана») или приключения бывшего агента ЦРУ Френсиса Килли из цикла «Инквизитор». Именно в романе этой серии под названием «Гроб Мидаса» Смит впервые поднимает «русскую тему». По сюжету главному герою приходится столкнуться с представителями секты скопцов.
Россия в творчестве Мартина Смита появилась не случайно. В 1973 году писателю побывал в СССР. Смит хотел сочинить роман о милиционере, который раскрывает преступления совместно с американским коллегой. Две недели на знакомство с Москвой не могли дать точного представления о советской действительности.
Однако Смит даром времени не терял. Вместо изучения привычных туристических мест писатель вооружился картой, полученной от неназванной организации, которая когда-то сотрудничала с радиостанцией «Свобода» (ныне признана в России иноагентом). Карта содержала множество данных об объектах Москвы, которые невозможно было найти на других аналогах. Смит стремился изучить обычную жизнь москвичей, наблюдая за ними на улицах.
Москва тех лет произвела на писателя достаточно гнетущие впечатление, что потом отразилось в его романах. Позже советские и российские критики часто обвиняли Мартина Смита в чернухе и негативном искажении образа России.
Отношение писателя к СССР было двойственным. В интервью газете «Коммерсантъ» в 2011 году Смит признал, что очарован Россией как невероятной страной, которая совмещает в себе жестокость Сталина и высокие культурные достижения.
Несмотря на не особо привлекательный образ СССР, Смит всё-таки пытался понять советскую сторону во всех её проявлениях. Свои наблюдении он продолжил и после возвращения в США. Мартин Смит активно искал русских эмигрантов, бывших белогвардейцев и членов антисоветских организаций. Знакомства с ними очень помогли во время работы над романом «Парк Горького».
Особенно поразил Смита советский профессор антропологии Михаил Герасимов, разработавший метод восстановления лиц по черепу. Работы учёного получили большое признание криминалистов и сделали Герасимова всемирно известным. Неудивительно, что прототип профессора чуть позже появился в романе Смита под фамилией Андреев и сыграл важную роль в сюжете.
Собрав большой фактический материал, писатель приступил к работе. Сложности настигли Смита с неожиданной стороны: издательство не приняло идею писателя о советском детективе, да ещё члене коммунистической партии. Смита убеждали сделать главного героя американцем, но автор не согласился. Лишь в 1981 году писателю удалось опубликовать роман, сохранив основной замысел произведения. Работа над «Парком Горького» шла десять лет.
Мрачный оптимист
Сюжет романа повествует о сотруднике московской прокуратуры Аркадии Ренько, которому поручили раскрыть убийство трёх человек в парке Горького. Обычное на первый взгляд преступление вскоре показывает, что здесь замешаны иностранные граждане и коррумпированные сотрудники прокуратуры. Естественно, что дело было смертельно опасным. Главный антагонист романа — американец Осборн, занимающийся скупкой соболей и прочей незаконной деятельностью под прикрытием местных правоохранительных органов, чтобы подорвать монополию СССР на торговлю этим товаром.
Для человека, знакомого с жанром «крутого детектива», в нуарном сеттинге многое может показаться знакомым: одинокий обречённый герой, коррумпированные силовые органы, постоянное вмешательство спецслужб, которые вредят делу, и общая безысходность. Всё это Смит соединил с советской действительностью, как он её понимал. Наиболее интересно здесь выглядит главный герой романа — Аркадий Ренько.
Ренько — сложный персонаж, разочаровавшийся в советской системе и противостоящий коррумпированным и бюрократическим властям. На протяжении романа Аркадий балансирует между политикой и местной преступностью. Когда Ренько приближается к истине, ему приходится полагаться на ум и решимость, чтобы выжить в практически безнадёжной ситуации.
Кроме сложной службы в прокуратуре, у Ренько не складывается личная жизнь. Автор не прошёл мимо темы сталинских репрессий. Отец главного героя — убеждённый сталинист и просто жестокий генерал, фактически доведший мать Аркадия до самоубийства и причастный к репрессиям остальных родственников главного героя. Жену Зою Аркадий не любит и чувствует в ней чужого человека: Зоя вышла замуж только из-за надежды, что Ренько поднимется по карьерной лестнице, и изменяет мужу. В таком депрессивном настроении Аркадий расследует тройное убийство.
Ренько не диссидент и не антисоветчик, хотя советская система ему глубоко противна. Но, сталкиваясь по ходу дела с американским аналогом, он понимает, что на Западе всё то же самое. После прочтения романа остаётся только удивляться, почему Аркадий Ренько не покончил с собой или не сошёл с ума. Внимательный читатель без труда поймёт: единственное, что удерживает героя на этом свете, — увлечённость работой. Ренько не потерял эту страсть, даже когда на время перестал быть следователем.
«Парк Горького» был написан в брежневские годы, и в книге можно найти множество аллюзий к реальным историческим событиям или характерным особенностям тех лет. Например, одна из героинь, Ирина Асанова, диссидентка, которая позже стала жертвой карательной психиатрии.
Сложные отношения у Ренько с КГБ и её представителем майором Приблудой. С одной стороны, они выступают как непримиримые антагонисты, а с другой — именно майор спасает героя от практически неминуемого обвинения в превышении полномочий.
Конечно, Смит не мог знать всех тонкостей и досконально изучить советскую действительность за две недели. «Парк Горького», который вышел буквально накануне нового витка холодной войны, вызвал определённый интерес в США среди критиков. Вскоре тема советского сыщика получила неожиданное развитие.
«Парк Горького» на большом экране
Внутренняя жизнь СССР интересовала не только писателей, но и кинематографистов. Продюсеры Хоук Кох и Джин Кирквуд практически сразу купили права на экранизацию романа про советского следователя.
Долгое время Кох и Кирквуд не могли найти режиссёра. Сначала это был Джон Шлезингер (режиссёр «Полуночного ковбоя»), однако с ним пришлось расстаться из-за творческих разногласий. Шлезингера заменил Майкл Эптед (наиболее известный по съёмках «Хроник Нарнии: Покоритель Зари» и сериала «Рим»).
На роль главного героя пробовался Дастин Хофман и Аль Пачино, но в итоге Ренько сыграл Уильям Хёрт (позже прославился в роли полковника Росса в киновселенной «Марвел» и многочисленными ролями в сериалах). Также в фильме участвовали такие известные актёры, как Ли Марвин, Брайан Деннехи, Ян Баннен.
Советские чиновники не разрешили съёмочной группе работать в Москве, поэтому фильм снимали в Хельсинки и Стокгольме. Позже пресса СССР громила картину за «антисоветскость».
Содержание киноленты почти полностью совпадает с романом. Некоторые сюжетные линии убрали, например отношения с женой Зоей. Майор Приблуда из неоднозначного персонажа превратился в злодея, но основная фабула осталась прежней. Хёрт сумел создать хороший образ Ренько — честного следователя с трагической судьбой. Да и остальные советские персонажи, за исключением антагонистов, вызывают симпатию. Несмотря на хорошую актёрскую игру и крепкий сюжет, фильм провалился в прокате, но получил позитивные отзывы от кинокритиков.
Мартин Смит продолжил писать романы о Ренько, ставшем для автора визитной карточкой. Аркадий Ренько пережил опалу, распад СССР и многое другое. Последний роман, «Площадь независимости», где уже пожилой и больной Ренько в очередной раз бросается навстречу приключениям, вышел в этом году.
Смита можно обвинить во многом: в незнании российской истории, подмене реальных фактов на стереотипы и непонимании советского образа жизни. Но всё-таки писатель — один из немногих, кто пытался понять и узнать советскую жизнь изнутри. По этой причине серия книг о Ренько — уникальный пример американской литературы США эпохи холодной войны.
Читайте также «Актёр Уильям Смит — главный „русский“ Голливуда времён холодной войны».