От запрета до величия: почему «История Аси Клячиной…» — гениальный фильм

11 авгу­ста в повтор­ный про­кат выхо­дит один из самых извест­ных филь­мов Андрея Кон­ча­лов­ско­го — «Исто­рия Аси Кля­чи­ной, кото­рая люби­ла, да не вышла замуж» (1967). Этой само­быт­ной кар­ти­ной режис­сёр дока­зал — хоть и на дока­за­тель­ство потре­бо­ва­лось 20 лет, — что совет­ский кине­ма­то­граф 60‑х спо­со­бен встать рядом с фран­цуз­ской «новой волной».

VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет, поче­му «Исто­рия Аси Кля­чи­ной…» инте­рес­на как для иску­шён­ных зри­те­лей, так и для тех, кто счи­та­ет чёр­но-белое кино пере­жит­ком про­шло­го; раз­би­ра­ет­ся, что имен­но Кон­ча­лов­ский поза­им­ство­вал у Фел­ли­ни и Трюф­фо; объ­яс­ня­ет, по какой при­чине эту прак­ти­че­ски бес­сю­жет­ную кар­ти­ну мно­гие назы­ва­ют гениальной.

Кадр из филь­ма «Исто­рия Аси Кля­чи­ной, кото­рая люби­ла, да не вышла замуж»

(Не)обыкновенная история

Леса да поля, печёт солн­це, рабо­та­ют кол­хоз­ни­ки. Бере­мен­ной хро­мо­но­гой пова­ри­хе Асе при­зна­ёт­ся в люб­ви това­рищ Чир­ку­нов, пред­ла­гая при каж­дом удоб­ном — впро­чем, и неудоб­ном тоже — слу­чае стать его женой. Девуш­ка несколь­ко раз отка­зы­ва­ет­ся, пото­му что хочет вый­ти замуж за шофё­ра Сте­па­на, кото­рый, к сожа­ле­нию, ника­ких чувств к буду­щей мате­ри сво­е­го ребён­ка не пита­ет. В общем-то всё. Сюже­та в филь­ме на пару стро­чек, а к основ­ной любов­ной линии Кон­ча­лов­ский и вовсе в назва­нии напи­сал спой­ле­ры. Види­мо, в кар­тине «Исто­рия Аси Кля­чи­ной…», как ни стран­но, исто­рия Аси Кля­чи­ной — не главное.

Может, то глав­ное, бла­го­да­ря чему рабо­та Кон­ча­лов­ско­го при­об­ре­ла куль­то­вый ста­тус, заклю­ча­ет­ся в све­жем взгля­де съё­моч­ной груп­пы на кино­про­из­вод­ство, в нова­тор­ских реше­ни­ях режис­сё­ра? Одно из таких — нанять толь­ко трёх про­фес­си­о­наль­ных арти­стов, осталь­ные же роли раз­дать, как ска­за­но в началь­ных тит­рах, «рабо­чим, слу­жа­щим и кол­хоз­ни­кам Вла­ди­мир­ской и Горь­ков­ской обла­стей». Прак­ти­че­ски доку­мен­таль­ная точ­ность и искрен­ность ста­ли основ­ны­ми атри­бу­та­ми «Исто­рии Аси Кля­чи­ной…» во мно­гом из-за актё­ров, кото­рые актё­ра­ми нико­гда не были. Для созда­ния кар­ти­ны эти люди про­сто зани­ма­лись обы­ден­ны­ми дела­ми на каме­ру и рас­ска­зы­ва­ли исто­рии из жизни.

Кадр из филь­ма «Исто­рия Аси Кля­чи­ной, кото­рая люби­ла, да не вышла замуж»

В миро­вом кине­ма­то­гра­фе того вре­ме­ни съём­ка непро­фес­си­о­на­лов была уже при­выч­ной прак­ти­кой: сто­ит вспом­нить хотя бы «Еван­ге­лие от Мат­фея» вели­ко­го Пазо­ли­ни или «Умбер­то Д.» не менее бли­ста­тель­но­го режис­сё­ра Вит­то­рио Де Сики. А вот совет­ское кино такой сме­ло­стью не отли­ча­лось. Всё-таки рис­ко­ван­но тра­тить день­ги на плён­ку, что­бы пора­бо­тать с чело­ве­ком, кото­рый может в любой момент занерв­ни­чать и испу­гать­ся каме­ры. Бес­страш­ный экс­пе­ри­мен­та­тор Кон­ча­лов­ский же сра­зу после пер­во­го про­чте­ния сце­на­рия буду­щей кар­ти­ны ска­зал, что съём­ки про­ве­дёт в глу­бин­ке, а мест­ных жите­лей сде­ла­ет основ­ны­ми дей­ству­ю­щи­ми лицами.

Тем не менее меж­по­ко­лен­ная любовь наро­да к «Исто­рии Аси Кля­чи­ной…» вряд ли вызва­на толь­ко лишь кре­а­тив­ной сме­ло­стью режис­сё­ра и нестан­дарт­ным под­хо­дом к созда­нию филь­мов. Напри­мер, «Сча­стье» Алек­сандра Мед­вед­ки­на — тоже кино уни­каль­ное и само­быт­ное, но ни о какой вели­кой народ­ной люб­ви к нему и речи быть не может: лен­та нашла немно­го­чис­лен­ных поклон­ни­ков спу­стя аж 25 лет после выхо­да. Види­мо, обык­но­вен­но­му зри­те­лю не очень-то важ­ны экс­пе­ри­мен­ты и аван­гард­ные взгля­ды съё­моч­ной груп­пы для того, что­бы назвать кар­ти­ну выда­ю­щей­ся и пере­смат­ри­вать её десят­ки раз.

Тогда, может, глав­ное в «Исто­рии Аси Кля­чи­ной…» — вопло­ще­ние на экране тяжё­ло­го и пото­му при­тя­га­тель­но­го момен­та в исто­рии СССР, изоб­ра­же­ние лица эпо­хи, уве­ко­ве­че­ние рас­ска­зов, улы­бок и голо­сов необык­но­вен­ных людей бла­го­да­ря силе кине­ма­то­гра­фа? Вполне похо­же на правду.

Кадр из филь­ма «Исто­рия Аси Кля­чи­ной, кото­рая люби­ла, да не вышла замуж»

История одного колхоза

В кни­ге Андрея Кон­ча­лов­ско­го «Воз­вы­ша­ю­щий обман» зву­чат такие сло­ва:

«Думаю, что воз­дей­ствие „Аси“ на иску­шён­но­го зри­те­ля било наот­машь по про­стой при­чине. Про­стая жизнь прон­за­ла сво­ей болью, сво­ей нище­той, сво­ей замо­ро­жен­но­стью. Ибо нель­зя было в той, Совет­ской Рос­сии быть несчаст­ным. Не раз­ре­ша­лось. Все были счаст­ли­вы. А кровь тек­ла… А сто­ны не стихали…»

В филь­ме непре­рыв­но пере­пле­та­ет­ся без­мя­теж­ная радость с тем, что режис­сёр назы­ва­ет болью и замо­ро­жен­но­стью: тихо колы­шет­ся рожь, но отку­да-то изда­ле­ка слы­шат­ся то ли взры­вы, то ли жут­кие рас­ка­ты гро­ма. Завод­ные пес­ни кол­хоз­ни­ков сме­ня­ют­ся похо­рон­ным пла­чем на моги­ле деда, смех и пляс­ки быст­ро закан­чи­ва­ют­ся и начи­на­ют­ся длин­ные моно­ло­ги постра­дав­ших на фрон­те. Вой­на выиг­ра­на, но в новой мир­ной жиз­ни без сра­же­ний и без того доста­точ­но бед.

Кста­ти, о моно­ло­гах. Навер­ное, самый извест­ный и узна­ва­е­мый эпи­зод из «Исто­рии Аси Кля­чи­ной…» — длин­ный рас­сказ деда, пере­жив­ше­го лагер­ное заклю­че­ние. По сло­вам Кон­ча­лов­ско­го, «в сце­на­рии моно­ло­гов не было» и сни­мал он «не актё­ров, а про­сто­го мужи­ка». Режис­сёр узнал о про­шлом ново­ис­пе­чён­ных арти­стов и вклю­чил жиз­нен­ные исто­рии в картину.

Андрей Кон­ча­лов­ский (сле­ва) и Фёдор Михай­ло­вич Роди­о­ны­чев, тот самый дед, рас­ска­зы­ва­ю­щий в филь­ме про жизнь после лаге­ря (спра­ва)

— А ты за что сидел?
— Да ни за что! Как после вой­ны поса­ди­ли, так все восемь годов и бара­ба­нил до само­го 53-го.

Эта семи­ми­нут­ная сце­на бли­же к кон­цу всё боль­ше похо­дит на испо­ведь тяже­ло оскорб­лён­но­го и трав­ми­ро­ван­но­го чело­ве­ка. Всхли­пы­ва­ния и слё­зы деда после слов о том, что вырос­ший сын не узнал его, а жена после встре­чи убе­жа­ла, — ещё вполне спо­кой­ная реак­ция на неспра­вед­ли­вость. Впро­чем, сто­ит само­му послу­шать эту исто­рию и посмот­реть на непро­фес­си­о­наль­ную актёр­скую игру, кото­рая пре­вос­хо­дит рабо­ту мно­гих совре­мен­ных арти­стов. Хотя всё-таки непра­виль­но назы­вать раз­го­вор деда игрой: он нико­го не игра­ет, а толь­ко лишь чест­но и с над­ры­вом гово­рит о сво­ей жизни.

Дру­гой впе­чат­ля­ю­щий эпи­зод — моно­лог бес­па­ло­го бри­га­ди­ра Про­хо­ра, рас­ска­зы­ва­ю­ще­го про вой­ну и ранение:

«При ата­ке меня миной… оско­лоч­ной… рани­ло. Щас вот четы­ре-пять оскол­ков в руке-то нахо­дят­ся. Ну ничего…»

Вряд ли нуж­но раз­би­рать исто­рию это­го муж­чи­ны: весь её смысл ста­но­вит­ся поня­тен бла­го­да­ря лишь одно­му сло­во­со­че­та­нию. Вой­на для инва­ли­да тре­тьей груп­пы не закон­чи­лась в 1945 году, он назы­ва­ет себя «битым победителем».

Кадр из филь­ма «Исто­рия Аси Кля­чи­ной, кото­рая люби­ла, да не вышла замуж»

Бес­па­лый бри­га­дир состав­ля­ет малень­кую часть кол­хо­за: поми­мо него, ещё есть пред­се­да­тель-кар­лик, пова­ри­ха Ася-хро­мо­нож­ка, жен­щи­ны-рабо­тя­ги, кото­рые, кажет­ся, тру­дят­ся сут­ка­ми напро­лёт. Конеч­но, цен­зу­ру фильм прой­ти не мог с таки­ми очень уж откро­вен­ны­ми моно­ло­га­ми и выпя­чи­ва­ни­ем без­ра­дост­ной сто­ро­ны жиз­ни на перед­ний план. Кон­ча­лов­ско­му ука­зы­ва­ли на то, что имен­но необ­хо­ди­мо выре­зать и пере­снять. Как ока­за­лось, пра­вить нуж­но было непри­лич­но много.

В ито­ге лен­та про­ле­жа­ла на пол­ке и вышла в про­кат аж в 1988 году — на 20 лет поз­же, чем пла­ни­ро­ва­лось. Кон­ча­лов­ский ска­зал про запрет «Исто­рии Аси Кля­чи­ной…» следующее:

«Моё под­со­зна­тель­ное жела­ние зафик­си­ро­вать в „Асе Кля­чи­ной“ прав­ду чело­ве­че­ско­го суще­ство­ва­ния, как я теперь пони­маю, было абсо­лют­ным вызо­вом обще­ству, дав­но при­вык­ше­му ко лжи. <…> Пото­му кар­ти­ну и вос­при­ня­ли как рево­лю­цию. Пото­му Смок­ту­нов­ский на пре­мье­ре в ленин­град­ском доме кино пря­мо на сцене стал пере­до мной на коле­ни. Пото­му со Шклов­ским на про­смот­ре в момент сце­ны похо­рон деда слу­чил­ся сер­деч­ный при­ступ. Пото­му же кар­ти­ну и запретили».


Афера по-советски

В рам­ках совет­ско­го кине­ма­то­гра­фа «Исто­рия Аси Кля­чи­ной…» — ори­ги­наль­ная и ни на что не похо­жая кар­ти­на. Одна­ко если срав­ни­вать её с миро­вым кино, то лег­ко мож­но най­ти источ­ни­ки вдох­но­ве­ния Кон­ча­лов­ско­го, на кото­рые он серьёз­но опи­рал­ся при созда­нии филь­ма. Хотя и искать-то не при­дёт­ся: режис­сёр сам при­знал­ся, у каких вели­ких кине­ма­то­гра­фи­стов «украл» — имен­но так и ска­зал — идеи.

«„Ася Кля­чи­на“ внешне, по сти­ли­сти­ке наве­я­на, ско­рее, фран­цуз­ской „новой вол­ной“, но по духу, по миро­ощу­ще­нию кар­ти­на феллиниевская».

Люби­мая лен­та Кон­ча­лов­ско­го — «Четы­ре­ста уда­ров» Фран­с­уа Трюф­фо, поэто­му имен­но на её при­ме­ре будем рас­смат­ри­вать вея­ния «новой волны».

Кадр из филь­ма «Четы­ре­ста ударов»

Сюжет филь­ма вели­ко­го фран­цуз­ско­го режис­сё­ра так же прост, как и сюжет «Исто­рии Аси Кля­чи­ной…». Жил маль­чик Анту­ан, ходил в шко­лу и без­об­раз­ни­чал. Роди­те­ли его руга­ли, он сбе­гал из дома. В один из таких побе­гов Анту­ан украл печат­ную машин­ку, поэто­му мать и отец реши­ли отдать сына в испра­ви­тель­ное учре­жде­ние. Школь­ни­ка сыг­рал 14-лет­ний Жан-Пьер Лео, кото­рый до рабо­ты с Трюф­фо испол­нил лишь одну неболь­шую роль в кино. Вот она, фран­цуз­ская «новая вол­на»: до невоз­мож­но­сти про­стой сюжет и экс­пе­ри­мен­ты с актёр­ским соста­вом. Совсем как в «Исто­рии Аси Клячиной…».

Но глав­ное в этом кино­те­че­нии — нова­тор­ские мон­таж­ные и опе­ра­тор­ские при­ё­мы. Кто смот­рел «Четы­ре­ста уда­ров», навер­ное, пом­нит гран­ди­оз­ную во всех смыс­лах сце­ну на уро­ке физ­куль­ту­ры и съём­ку бегу­щих школь­ни­ков и учи­те­ля отку­да-то с крыш домов. Или, напри­мер, запе­чат­ле­ние лиц детей в кинотеатре.

Кадр из филь­ма «Четы­ре­ста ударов»

Опе­ра­тор «Исто­рии Аси Кля­чи­ной…» Геор­гий Рерберг тоже играл с кино­язы­ком и созда­вал выда­ю­щи­е­ся длин­ные пла­ны и ком­по­зи­ци­он­но иде­аль­ные кад­ры. Чего сто­ит толь­ко свое­об­раз­ная баш­ня из колхозниц.

Кадр из филь­ма «Исто­рия Аси Клячиной»

Фильм про Асю дей­стви­тель­но «внешне наве­ян» фран­цуз­ским кино. Толь­ко вот назы­вать рабо­ту режис­сё­ра пла­ги­а­том не слиш­ком пра­виль­но: «Исто­рия Аси Кля­чи­ной…» — искон­но рус­ская кар­ти­на. От зару­беж­но­го кине­ма­то­гра­фа того вре­ме­ни Кон­ча­лов­ский взял глав­ное — отход от ста­рых прин­ци­пов. В осталь­ном же режис­сёр сде­лал всё по-сво­е­му, на рус­ский лад. «Ася Кля­чи­на» — это не паро­дия на фран­цуз­скую «новую вол­ну», а попыт­ка — и очень удач­ная — создать совет­скую «новую волну».

«Фел­ли­ни­ев­ское миро­ощу­ще­ние» рас­смот­рим на при­ме­ре ещё одно­го люби­мо­го филь­ма Кон­ча­лов­ско­го — вели­кой кар­ти­ны «Восемь с поло­ви­ной». Как ска­зал режис­сёр «Аси» в интер­вью жур­на­лу «Сеанс», «его (Фел­ли­ни. — Прим. ред.) фило­со­фия — фило­со­фия бога, он всех любит». Ров­но как и Кон­ча­лов­ский любит абсо­лют­но всё и всех в сво­ём филь­ме: и непу­тё­во­го Сте­па­на, и сидев­ше­го в лаге­ре деда, и в первую оче­редь Асю.

В лен­те Фел­ли­ни посто­ян­но про­ис­хо­дят быто­вые дра­мы: то у глав­но­го героя слу­ча­ет­ся твор­че­ский кри­зис, то он ощу­ща­ет дав­ле­ние посто­рон­них людей, пыта­ю­щих­ся раз­уз­нать о замыс­ле сле­ду­ю­ще­го филь­ма, то его жена ссо­рит­ся с ним из-за изме­ны. У Кон­ча­лов­ско­го тоже дей­ству­ю­щие лица не могут най­ти в жиз­ни спо­кой­ствие: Чир­ку­нов хочет женить­ся на Асе, но та всё вре­мя отка­зы­ва­ет­ся и тер­пит побои и уни­же­ния от Сте­па­на, кол­хоз­ни­ки жалоб­но рас­ска­зы­ва­ют тра­гич­ные исто­рии, каж­дый из рабо­тяг нахо­дит­ся на гра­ни нищеты.

Кадр из филь­ма «Восемь с половиной»

Одна­ко к кон­цу обе­их кар­тин неуте­ши­тель­ные обсто­я­тель­ства рез­ко исче­за­ют. Фина­лы филь­мов прак­ти­че­ски иден­тич­ные: все пока­зан­ные труд­но­сти и стра­да­ния пер­со­на­жей фее­рич­но закан­чи­ва­ют­ся свет­лым тор­же­ством. В «Вось­ми с поло­ви­ной» на празд­ни­ке тан­цу­ют роди­те­ли и кол­ле­ги глав­но­го героя, съё­моч­ная груп­па и все те, кто появ­лял­ся на экране хотя бы раз. В «Исто­рии Аси Кля­чи­ной» в пес­нях и пляс­ках участ­ву­ют цыгане и кол­хоз­ни­ки, кото­рых зри­тель видел на про­тя­же­нии всей лен­ты. Сам Кон­ча­лов­ский выска­зал­ся о схо­же­сти кон­цо­вок так:

«Могу ска­зать, отку­да этот празд­ник у меня появил­ся — из Фел­ли­ни, из „Вось­ми с поло­ви­ной“. Подоб­ный кар­на­валь­ный финал, где смех сквозь слё­зы и слё­зы сквозь улыб­ку, вели­кий музы­каль­ный выход, я исполь­зо­вал два­жды. Вто­рой раз — в „Сиби­ри­а­де“. Там, в фина­ле, на горя­щем клад­би­ще, опять воз­ни­ка­ет празд­ник: из раз­ных вре­мён при­хо­дят герои — поце­луи, смех сквозь слё­зы, про­свет­ле­ние, сме­ня­ю­щее отча­я­ние, катар­сис. Это от Фел­ли­ни, от него, от гения непре­взой­дён­но­го. Но посколь­ку я не крал у него фор­му, а лишь чер­пал вдох­но­ве­ние, музы­ку души, то мысль о пла­ги­а­те нико­му не при­хо­ди­ла в голо­ву. Но имен­но Фел­ли­ни со сво­им фено­ме­наль­ным про­зре­ни­ем, с этим выплес­ком кар­на­ва­ла дал тол­чок рож­де­нию двух этих финалов».


Назад в прошлое

И вот спу­стя 55 лет после завер­ше­ния съё­мок «Исто­рия Аси Кля­чи­ной…» сно­ва в кино­те­ат­рах. Кро­ме как исто­ри­ей и не назо­вёшь. Да и Кон­ча­лов­ский не ина­че как мастер.

Если всё ещё есть сомне­ния, необ­хо­ди­мо ли зна­ко­мить­ся с этой чёр­но-белой кар­ти­ной, то мож­но потра­тить две мину­ты на про­смотр про­стой, но поче­му-то неве­ро­ят­но при­тя­га­тель­ной сце­ны из филь­ма. Полу­чит­ся свое­об­раз­ный трей­лер. Тро­нул эпи­зод уютом и оба­я­ни­ем? Зна­чит, сто­ит сесть в бар­хат­ное крес­ло в кино­те­ат­ре и поз­во­лить уже почти 85-лет­не­му Кон­ча­лов­ско­му вновь сотво­рить магию.


Читай­те так­же о дру­гих выда­ю­щих­ся совет­ских кар­ти­нах в мате­ри­а­ле «Иди и смот­ри: поче­му совет­ское воен­ное кино было анти­во­ен­ным».

Поделиться