Глитч-арт — это искусство цифровых помех. Его выразительные средства — баги, шум, волновые искажения изображения. Эстетизация цифровых и аналоговых ошибок — часть большого пространства «искусства случайностей». Его истоки лежат в экспериментах авангардистов начала ХХ века, абстрактном экспрессионизме и музыке машинных шумов Луиджи Руссоло.
VATNIKSTAN пообщался с Тимом Благодовым, петербургским художником, работающим в данном направлении. На его полотнах — не просто экранные помехи, а интуитивное отражение чувств и воспоминаний. Первая выставка абстрактного глитча состоялась в смоленском арт-пространстве LAB, а сейчас «искусство ошибки» можно увидеть в антикафе «Цифербург» на Фонтанке. О философии glitch-art, Бернаре Вербере, римской Венере на Русском поле ментов и об отношениях с Покрасом Лампасом — в нашем интервью.
— В отличие от многих представителей глитч-арта, ты работаешь вручную. Почему?
— Я пытаюсь выразить определённые эмоции и рассказать о своих воспоминаниях. Кисть и краска очень осязаемы, поэтому они подходят для этого лучше всего.
— О чём твои работы?
— Каждый человек видит их по-своему. Для кого-то это телевизор или ковёр, а для меня — воспоминание. Оно делится на слои и сегменты. Каждый сегмент — это кусочек памяти, определённое душевное состояние. Если в работе есть похожие участки, это значит, что там изображены схожие эмоции. А если они разного цвета, то эмоции отличаются друг от друга. Я переплетаю всё в единое целое и рассказываю о своих чувствах, которые я испытывал во время создания работы.
— Расскажи поподробней о технике, в которой ты пишешь.
— Я работаю в особой форме абстракции — не заполняю весь холст единым изображением, а разделяю его на отдельные зоны — сегменты. Сначала смешиваю их в определённой геометрической последовательности — получаются полосы, зигзаги или что-нибудь ещё. Получается, сперва я полностью забиваю полотно так, как считаю нужным. Чем безбашенней и интересней будет наполнение, тем лучше.
Затем я всматриваюсь в то, что получилось, и оставляю те части, которые мне понравились. Я закрываю их малярным скотчем, создавая определённую геометрию (полосочки — это самое лёгкое, потому что ты просто нарезаешь скотч на линии). Сверху накладываю следующий слой. Таким образом, нанизывая слои друг на друга и закрывая нужные мне участки, я собираю цельную картину.
Затем я прорабатываю детали: могу выделить две или пять полос и проработать их схожим образом; могу выделить две полосы и сделать их разными. Чем больше перемешаются цвета и формы, тем ярче будет эффект.
А ещё я вывел формулу: слой — сумма импульса, чувства, импровизации и случайности. Сегмент — это поиск и выбор плюс решение — равно сохранение.
— Как ты работаешь с кистью?
— Я почти не использую кисти по назначению (кроме плоских, с широкой щетиной) и не прорабатываю досконально каждую линию или фактуру. Это неинтересно. Весь процесс куда более живой. Я наношу на щетину несколько тонов краски и одним мазком накладываю на холст несколько цветов. Они смешиваются друг с другом. Потом я собираю на кисть другие цвета и снова растираю их до градиента (но так, чтобы где-то он был более контрастным, а где-то — более тонким). Таким образом, за одно движение я кладу фрагмент во всю ширину кисти. Границы разных градиентов сплетаются и становятся незаметными.
— Ты используешь максимальное количество техник в одной работе?
— Конечно. Чем больше странностей, тем эффектней будет результат. Получается очень здорово, когда перемешивается максимальное количество разных приёмов. При этом работы становятся совсем непохожими друг на друга. Где-то хорошо видно количество полос, а где-то они сливаются в единое целое.
— Каждая твоя картина — это воспоминание, хаос эмоций. Тебе не кажется странным, что многие люди видят в твоих работах лишь красивое изображение телевизионных помех?
— Такое восприятие очень поверхностно. Я осознал это, когда глубоко погрузился в тему и начал работать с кистью. Всё ведь началось с мысли о том, что в наше время помехи на экране телевизора гораздо эстетичней того, что там показывают. Для меня разбагованная картинка в пёстрых пятнах и переливах тонов, разрушенная и искажённая, гораздо интересней, чем обычное изображение.
— Я вот пытаюсь сформулировать для себя концепцию «искусства помех»…
— Меня в этом плане очень привлекает слово «ошибка». По сути, так можно назвать любой поступок человека.
А что вообще есть «правильно» и «неправильно»?.. Если говорить на эту тему, то нужно вспомнить Бернара Вербера. В своих книгах он описывает абсолютно различные варианты настоящего и будущего, и мне очень нравятся его идеи. Всё хаотично, ошибочно и нелогично, и почему-то до сих пор существует. Мир — безумная штука.
Даже Стивен Хокинг говорил, что есть лишь один шанс из миллионов, что наша вселенная — не виртуалка. Невозможно доказать, что мы — не проекции друг друга, что наш мир реален. А ещё мои картины о том, что каждый из нас уникален, и что происходящее с тобой или со мной в этот момент уже никогда не повторится точь-в-точь. Очень много тем переплелось в том, что я делаю.
— Сколько времени у тебя занимает одна картина?
— Каждую работу я пишу за один раз. Никогда не оставляю «на потом». У меня идёт поток, я не могу оторваться! Если сажусь рисовать, то не вылезаю. Максимум — курю и пью чай, даже есть не хочу. Для меня нет ничего вокруг. Я могу уйти с головой, потеряться для всех. Иногда это восемь часов, иногда — двенадцать или больше. Поэтому это так интересно. Целое путешествие. Я могу чувствовать усталость или то, как у меня начинает сдавать спина и замыливаться глаз, но не могу отпустить начатое. Даже если я пойду спать, то не засну. Меня будет колотить, башка будет разрываться от мыслей. Какой тогда смысл прекращать работу?
«Глитч — это красочные слои изображений, в которых абстрактно и интуитивно отображаются эмоции, впечатления, настроение. По сути, я запечатлеваю момент. Картина создаётся путём наложения и переплетения множества слоёв-моментов. В ходе работы слой разделяется на геометрические сегменты: полосы, пиксели, волны — в зависимости от того, каков мой замысел».
— Расскажи про период работы с каллиграфией.
— Это было чистой воды баловство. Изучение собственных возможностей и эмоций, тренировка руки. Тот период дал мне понять, что направление, которое я выбрал, совсем не моё, хоть я и неплох в нём. Благодаря ему я пришёл к большим форматам, к работе в определённой технике. У меня пропала боязнь сочетать несочетаемое. Но я жил в маленьком городе, и в нашей большой тусовке все друг друга знали. В такой обстановке тебя рано или поздно начинают с кем-то сравнивать. Я ассоциировался напрямую с Покрасом Лампасом. Это бесило и раздражало. Люди не видели в творчестве меня. Они просто вспоминали человека, который подтолкнул меня к неким идеям. И я понял, что иду не тем путём.
— То есть тебе не нравилось быть тенью Покраса?
— Именно. Я ведь не стремился к копированию. Возможно, был период лёгкого подражания, но лишь для того, чтобы чему-то научиться. И был, конечно, синтез: ты смотришь на его работу, у тебя рождаются свои мысли, и сразу хочется их воплотить. Ясен перец, я был далёк от того, что делает Лампас. Однажды сравнения с ним приняли совсем дикую форму. Дошло до того, что меня называли смоленским Покрасом Лампасом!
Я понял, что если продолжу там работать, то потеряю себя. Всё началось как забава и превратилось в насмешку над самим собой. Это сильно ударило по мне. Самое смешное в том, что уже было всё для плодотворной работы: Белая комната (мастерская. — Ред.), краски, много эмоций и амбиций. Но из-за этих сравнений с другим автором я понял, что оказался в тупике.
— И тут появляются помехи…
— Однажды я приехал домой после улётной вечеринки, на диком отходняке достал лист и понял, что я хочу сделать и каким образом. Я осознал, что хочу рисовать цифровые помехи. Переносить искажения с экрана на бумагу абсолютно ручным способом. И никакой конкретики и фигуративности.
— Как думаешь, почему в твоём сознании возник именно образ помех?
— Всё переплелось. Я думаю, у каждого в жизни есть моменты, когда мы очень сильно о чём-то жалеем и понимаем, что нет возможности это исправить. Таких историй было несколько. Они связаны с разными людьми…
А ещё у Покраса была инсталляция, где большие стенды с каллиграфией переплетались с цифровыми экранами, которые двигались глитчем. Именно тогда я заинтересовался тем, что это вообще такое. Когда появились первые эксперименты на бумаге, я даже не знал, в каком стиле рисую. Я просто назвал это помехами, не зная ни стилистики, ни определённых названий. Мне ведь просто были интересны искажения и изломы изображения.
Однажды я переписывался с Александром Рудником, каллиграфом из Украины. Он скинул фотку моей же работы и написал что-то вроде: «Привет, парень! Очень крутой глитч!». Я загуглил слово и понял, что оно имеет конкретное обозначение. Что это не просто термин, а музыка, культура, определённый стиль, эффект обработки… Есть даже глитч-аниме-сериалы! (Смеётся.)
— Расскажи про Венеру, которая так понравилась всем на «Худшей выставке».
— Впервые я обнаружил её в мастерской деда-художника. Она стояла там много лет. Я немного опасался подходить к ней, когда был подростком — не хотелось, чтобы мой интерес приобрёл в глазах родителей какой-то эротический подтекст. Венера была очень большая, белая и красивая, где-то покоцанная и поцарапанная. Я давно хотел её забрать. Я не знаю ни её автора, ни года создания — просто понял, что хочу поставить её куда-то, чтобы наблюдать практически ежедневно. Мне всегда была близка эстетика скульптуры эпохи Возрождения. Если бы у меня была возможность найти парочку скульптур большего размера, я бы их тоже принёс в квартиру. Ещё обожаю Дискобола! Поставить бы его где-нибудь дома… (Улыбается.)
— Почему у неё советский телевизор вместо головы?
— Венера — символ человека, который увяз в потоке информации. Линии на экране — это её шум.
— Цвет тела Венеры почему-то напоминает мне о серебристых пуховиках, которые вошли в моду года полтора назад.
— Да, это отсылка к футуризму и тому самому тренду, который возник в конце 2017 — начале 2018 года. А ещё это тоска по восьмидесятым и ретро-вейву. Ностальгия по временам, когда было больше добротной электронной музыки и угарных вечеринок с кислотой и прочей гадостью. К тому же, мне совершенно не хотелось делать Венеру белой. Все пропорции и черты тела заиграли, потому что хром — очень отражающий цвет. Всё стало более глянцевым. Я не смог бы добиться такого эффекта, используя другую краску. Хром — это и некий футуризм, и максимальный блик.
— Ты никогда не хотел совместить глитч и скульптуру?
— Этим занимаются японцы. Дело в том, что они не относят себя напрямую к глитчу. Например, есть скульптуры из бумаги, сделанные по технологии китайских фонариков. Листы особым образом склеиваются в массив и могут растягиваться. Один чувак из Японии начал вырезать из этого массива скульптуры. Ты берёшь в руки фигурку, и она вытягивается, как гармошка. Это так круто и настолько в контексте глитча! Но он не подаёт свои работы как глитч-арт.
Однако я увидел в них то, что сам хочу видеть. Может, однажды попробую сделать что-то подобное… Есть чуваки, которые распиливают предметы на полосы и слои, и смещают их. В Парке Бэнкси есть скульптура Ариэль, которая сделана так, будто отражается в воде… Знаешь, когда ко мне приходит классная идея насчёт скульптуры, я почему-то очень быстро натыкаюсь на её реализацию. (Улыбается.)
— Каким проектом ты занимаешься сейчас?
— Я работаю в фотостудии, там и нашёл одну идею. Я собираю в лаборатории фотографии, которые были напечатаны с искажениями. Это аналоговые ошибки, которые происходят сами собой. Чистая случайность, ничего контролируемого. Фотоизображение раздваивается, расслаивается и смещается к центру — я называю это анаглифом. Ещё есть неудавшиеся фотографии, шумы, отсутствие резкости, засвеченная и поцарапанная плёнка… Там очень много микромира. Микрокосмоса. К тому же, у плёнки шикарнейшая цветовая палитра, градиенты и переливы.
— Уже придумал концепцию выставки таких снимков?
— Нет. Мне пока больше нравятся красивая визуалка и смещение изображения. Вообще, подобное считается браком… А для меня это ни разу не брак! Здесь идёт синтез воли и случайности: фотография сделана осознанно, но побочные цвета и искажения абсолютно нерукотворны.
— На твоих фотках русская повседневность смешивается с багами и помехами, и это выглядит… Инфернально.
— Очень многие из них сделаны, чтобы порадовать какого-то человека. Фотограф и модели искусственно создают радостное настроение (взять хоть фото со свадеб или дней рождения). А на самом деле за этим ничего не стоит. Пустота и отсутствие эмоций. Подобное есть во многих фотографиях, особенно в селфи. И это жесть!
За творчеством Тима Благодова можно следить в его профиле в Instagram.