Советская мультипликация. Анатолий Савченко

За всю жизнь он рабо­тал толь­ко в одном месте — сту­дии «Союз­мульт­фильм». Скром­ный, доб­рый чело­век, боль­ше все­го любив­ший рисо­вать. Об Ана­то­лии Михай­ло­ви­че Савчен­ко — худож­ни­ке-поста­нов­щи­ке мульт­филь­мов «Малыш и Карлсон», «Воз­вра­ще­ние блуд­но­го попу­гая» и дру­гих леген­дар­ных хитов в нашей статье.

Ана­то­лий Михай­ло­вич Савченко

Как всё начиналось?

Роди­на Ана­то­лия Михай­ло­ви­ча — Ново­чер­касск — город в Ростов­ской обла­сти, сто­ли­ца Дон­ско­го каза­че­ства. Буду­щий муль­ти­пли­ка­тор родил­ся здесь 30 июня 1924 года. В его семье цари­ла атмо­сфе­ра твор­че­ства. Отец, по про­фес­сии фар­ма­цевт, в сво­бод­ное вре­мя писал мас­лом кар­ти­ны. Малень­кий Ана­то­лий за ним повто­рял. В одном из ред­ких интер­вью он рассказывает:

«Как каран­даш дер­жать стал, так и рисо­вать начал».

Мама под­дер­жи­ва­ла ребёнка.

С ани­ма­ци­ей маль­чик позна­ко­мил­ся слу­чай­но: в 1930‑е годы уви­дел мульт­филь­мы перед кино­по­ка­зом. После это­го думать о чём-то дру­гом он не мог — все мыс­ли зани­ма­ли нари­со­ван­ные герои. В худо­же­ствен­ную шко­лу Савчен­ко не ходил, тво­рил самостоятельно.

25 июля 1942 года немец­кие вой­ска окку­пи­ро­ва­ли Ново­чер­касск. 17-лет­ний Ана­то­лий ушёл на вой­ну, слу­жил в пехо­те. Поз­же он делился:

«Страш­но было… Нераз­бе­ри­ха полнейшая».

Савчен­ко слу­жил до 1947 года — пять лет. Это вре­мя он про­вёл без пол­но­цен­но­го погру­же­ния в рисование.

После демо­би­ли­за­ции Ана­то­лий Михай­ло­вич, не теряя вре­ме­ни, уехал в Моск­ву. В пла­нах — поступ­ле­ние во ВГИК. На курс муль­ти­пли­ка­то­ров, кото­рым заве­до­вал Иван Пет­ро­вич Ива­нов-Вано, тогда взя­ли все­го трёх чело­век. В их чис­ле ока­зал­ся Савчен­ко. Он полу­чил мак­си­маль­ные бал­лы за рису­нок, ком­по­зи­цию и живо­пись, хотя ужас­но боял­ся — пре­тен­ден­ты на его место каза­лись опыт­нее. Зани­мал­ся Савчен­ко хоро­шо, уда­ва­лось всё! По его мне­нию, это свя­за­но с любо­вью к рабо­те, а глав­ным учи­те­лем худож­ник назы­вал любо­пыт­ство. Жил он в то вре­мя на Цвет­ном буль­ва­ре у тёть, пол­но­стью посвя­тив себя университету.

Настав­ни­ком для Ана­то­лия Михай­ло­ви­ча в сту­ден­че­ские годы стал Ана­то­лий Пан­те­лей­мо­но­вич Сазо­нов — один из кино­ху­дож­ни­ков, пода­рив­ших совет­ским детям лен­ту «Кра­де­ное солнце».

Ана­то­лий Пан­те­лей­мо­но­вич Сазонов
Кадр из мульт­филь­ма «Кра­де­ное солн­це». Сту­дия «Союз­мульт­фильм». 1944 год

На началь­ных эта­пах Савчен­ко под­ра­жал худо­же­ствен­но­му сти­лю дру­гу Сазо­но­ва — Евге­нию Тихо­но­ви­чу Мигу­но­ву. Его рабо­ты и сей­час при­вле­ка­ют мини­ма­ли­стич­но­стью и иронией.

Иллю­стра­ция Евге­ния Тихо­но­ви­ча Мигунова

В 1953 году худож­ник окон­чил ВГИК и по рас­пре­де­ле­нию попал в «Союз­мульт­фильм».


В «Союзмультфильме»

Эта сту­дия — един­ствен­ное место рабо­ты Ана­то­лия Михай­ло­ви­ча. Его вряд ли мож­но назвать карье­ри­стом, важ­ным был для него сам про­цесс тру­да. В деко­ра­тор­ском цеху его назы­ва­ли «Толя-лапоч­ка», на ошиб­ки он все­гда ука­зы­вал спо­кой­но, веж­ли­во, ста­ра­ясь нико­го не задеть. Кол­ле­гам не зави­до­вал, а искренне радо­вал­ся их успе­хам. Имен­но так и про­шли 37 лет в «Союз­мульт­филь­ме» — спо­кой­но, свет­ло. В отли­чие от мно­гих худож­ни­ков, при­шед­ших на сту­дию, Савчен­ко не стал режис­сё­ром, пото­му что не хотел отвле­кать­ся от люби­мо­го дела — рисования.

Пер­вый твор­че­ский пери­од — сотруд­ни­че­ство с Ива­ном Пет­ро­ви­чем Ива­но­вым-Вано, у кото­ро­го Ана­то­лий Михай­ло­вич учил­ся. Извест­ный режис­сёр позвал начи­на­ю­ще­го худож­ни­ка-поста­нов­щи­ка делать «Лес­ной кон­церт» — мульт­фильм по бас­ням Сер­гея Михал­ко­ва с тан­це­валь­ны­ми и музы­каль­ны­ми сце­на­ми меж­ду. Савчен­ко согласился.

Кадр из мульт­филь­ма «Лес­ной кон­церт». Сту­дия «Союз­мульт­фильм». 1953 год

Сле­ду­ю­щим появил­ся про­слав­лен­ный «Мой­до­дыр» — поучи­тель­ная рабо­та для детей о поль­зе гигиены.

На этом сов­мест­ная рабо­та Ива­но­ва-Вано и худож­ни­ка завер­ши­лась. Ана­то­лий Михай­ло­вич поз­же отме­тил, что не гнал­ся за «гран­ди­оз­ны­ми» сюже­та­ми и боль­ши­ми полот­на­ми, как Иван Пет­ро­вич, поэто­му и пере­шёл в груп­пу Бори­са Сте­пан­це­ва и Евге­ния Райковского.

В твор­че­ском сою­зе с режис­сё­ром Сте­пан­це­вым худож­ник создал боль­шин­ство сво­их мульт­филь­мов. Борис Пет­ро­вич любил экс­пе­ри­мен­ты, но почти все­гда пора­бо­тать вме­сте пред­ла­гал Ана­то­лию Михай­ло­ви­чу, всё дело в его «доб­рых пер­со­на­жах». Доб­ро­та вооб­ще основ­ное и обя­за­тель­ное в твор­че­стве Савченко.

Борис Пав­ло­вич Степанцев

Они нача­ли с серии мульт­филь­мов про Мур­зил­ку — исто­рий о жур­на­ли­сте, кото­рый раз­об­ла­ча­ет ложь и учит пио­не­ров хорошему.

Кадр из мульт­филь­ма «При­клю­че­ния Мур­зил­ки». Сту­дия «Союз­мульт­фильм». 1956 год
Кадр из мульт­филь­ма «Опять двой­ка». Сту­дия «Союз­мульт­фильм». 1957 год
Кадр из мульт­филь­ма «Мур­зил­ка на спут­ни­ке». Сту­дия «Союз­мульт­фильм». 1960 год

В этих мульт­филь­мах зри­тель уже может заме­тить неко­то­рые осо­бен­но­сти худо­же­ствен­но­го сти­ля Савчен­ко: мяг­кие линии, эмо­ци­о­наль­ную мими­ку геро­ев и их выра­зи­тель­ные глаза.

Важ­ной ста­но­вит­ся рабо­та «Петух и крас­ки» про пти­цу, кото­рую забы­ли рас­кра­сить. Здесь впер­вые появ­ля­ет­ся ещё одна отли­чи­тель­ная деталь сти­ля Ана­то­лия Михай­ло­ви­ча — нечёт­кий, едва наме­чен­ный фон.

Кадр из мульт­филь­ма «Петух и крас­ки». Сту­дия «Союз­мульт­фильм». 1964 год

После «Вовки в Три­де­вя­том цар­стве» худож­ник бук­валь­но проснул­ся зна­ме­ни­тым. Его мане­ре рисо­вать нача­ли под­ра­жать, но повто­рить, конеч­но, ни у кого не получалось.

Сте­пан­цев и Савчен­ко же несмот­ря на успех обра­ща­ют­ся к более серьёз­ным, взрос­лым мульт­филь­мам. Выхо­дит «Окно» — меч­та о люб­ви оди­но­ко­го чело­ве­ка и разо­ча­ро­ва­ние в её реаль­ном вопло­ще­нии под музы­ку Сер­гея Прокофьева.

Сле­ду­ю­щей появ­ля­ет­ся «Пес­ня о соко­ле» по одно­имён­но­му про­из­ве­де­нию Мак­си­ма Горь­ко­го. При созда­нии при­ме­ня­лась тех­ни­ка рисо­ва­ния по стек­лу — новый опыт для Ана­то­лия Михайловича.

Кадр из мульт­филь­ма «Песнь о соко­ле». Сту­дия «Союзмультфильм».1967 год

Впе­ре­ди — воз­вра­ще­ние в дет­скую ани­ма­цию и созда­ние леген­дар­ных лент.

«Скрип­ка пио­не­ра» — мрач­ный, пуга­ю­щий мульт­фильм о подви­ге ребён­ка во вре­мя вой­ны зри­те­ли уви­дят в 1971 году. В нём вопло­щён тре­вож­ный страх, испы­тан­ный худож­ни­ком во вре­ме­на службы.

Кадр из мульт­филь­ма «Скрип­ка пио­не­ра». Сту­дия «Союз­мульт­фильм». 1971 год

В 1973 году — «Щел­кун­чик», сов­ме­ща­ю­щий в себе как моти­вы ори­ги­наль­ной сказ­ки Гоф­ма­на и бале­та Пет­ра Чай­ков­ско­го, так и режис­сёр­скую интер­пре­та­цию. Мульт­фильм пол­но­стью музы­каль­ный, в нём не про­из­но­сит­ся ни одно­го сло­ва, но это не поме­ша­ло детям его полю­бить. После пре­мье­ры «Щел­кун­чик» будут пока­зы­вать каж­дое 31 декаб­ря. Для худож­ни­ка его созда­ние ста­ло насто­я­щим испы­та­ни­ем из-за боль­шо­го хро­но­мет­ра­жа и коли­че­ства персонажей.

Кадр из мульт­филь­ма «Щел­кун­чик». Сту­дия «Союз­мульт­фильм». 1973 год

Обра­тят­ся Савчен­ко и Сте­пан­цев и к Кор­нею Чуков­ско­му, и в 1976 году сде­ла­ют «Муху-Цоко­ту­ху» — инте­рес­ную с точ­ки зре­ния цве­то­вой пере­да­чи сюжета.

Кадр из мульт­филь­ма «Муха-Цоко­ту­ха». Сту­дия «Союз­мульт­фильм». 1976 год

Не обой­дут сто­ро­ной и восточ­ные моти­вы. Яркое тому дока­за­тель­ство — «Поче­му ослик заупря­мил­ся» 1979 года. Ана­то­лий Михай­ло­вич в нём при помо­щи оран­же­во­го фона и сти­ля про­ри­сов­ки мастер­ски пере­дал жар­кую пого­ду и сахар­ный вкус арбуза.

Кадр из мульт­филь­ма «Поче­му ослик заупря­мил­ся?». Сту­дия «Союз­мульт­фильм». 1979 год

Попро­бу­ет свои силы Савчен­ко и в кине­ма­то­гра­фе — он нари­су­ет ани­ма­ци­он­ные встав­ки в филь­ме «Ассоль».

Кадр из филь­ма «Ассоль». Режис­сёр Борис Сте­пан­цев. 1982 год

«Малыш и Карлсон»

Три­ло­гия Аст­рид Линдгрен несколь­ко отли­ча­ет­ся от полу­чив­ше­го­ся мульт­филь­ма. В осно­ве совет­ской интер­пре­та­ции — оди­но­че­ство Малы­ша, в ори­ги­на­ле это­го нет — ребё­нок, наобо­рот, изба­ло­ван любо­вью роди­те­лей. Да и Карлсон в кни­ге ни разу не гово­рит о люб­ви к варенью.

Облик забав­но­го героя с про­пел­ле­ром — пол­но­стью фан­та­зия Савчен­ко. Он не читал кни­гу, перед ним был толь­ко сценарий.

Эскиз Малы­ша для мульт­филь­ма «Малыш и Карлсон»
Эскиз мамы и папы для мульт­филь­ма «Малыш и Карлсон»

Быст­ро нашли актри­су для озву­чи­ва­ния Малы­ша — ей ста­ла Кла­ра Румя­но­ва. Карлсон гово­рит голо­сом Васи­лия Лива­но­ва, и это чистая слу­чай­ность. Актёр захо­дил поиг­рать в шах­ма­ты и решил попро­бо­вать, под­ра­жая режис­сё­ру Гри­го­рию Роша­лю, его утвердили.

Муль­тик «Малыш и Карлсон» дела­ли с удо­воль­стви­ем, лег­ко. Зри­те­ли уви­де­ли забав­ную исто­рию друж­бы в 1968 году.

Кадр из мульт­филь­ма «Малыш и Карлсон». Сту­дия «Союз­мульт­фильм». 1968 год. Источ­ник: kinopoisk.ru

Сле­ду­ю­щая часть — «Карлсон вер­нул­ся» на экра­нах появи­лась в 1970 году. Новый пер­со­наж — няня Фре­кен Бок — раз­го­ва­ри­ва­ет инто­на­ци­я­ми Фаи­ны Ранев­ской, кото­рая до это­го ни разу не рабо­та­ла с муль­ти­пли­ка­ци­ей. Позвать её пред­ло­жил Ана­то­лий Михайлович.

Кадр из мульт­филь­ма «Карлсон вер­нул­ся». Сту­дия «Союз­мульт­фильм». 1970 год

Долж­на была быть и тре­тья часть, но режис­сёр Борис Сте­пан­цев увлёк­ся ины­ми про­ек­та­ми. Поэто­му она появи­лась в каче­стве диа­филь­ма. Фра­зы из двух вышед­ших кар­тин ушли в народ: «День варе­нья», «Ну я так не играю», «А у вас моло­ко убе­жа­ло», «Я сошла с ума, какая доса­да» и мно­гие дру­гие. Наград, поми­мо люб­ви совет­ских детей, рабо­та не полу­чи­ла. Высо­ко его оце­ни­ла и сама Аст­рид Линдгрен.


«Возвращение блудного Попугая»

Мульт­фильм состо­ит из трёх выпус­ков, пер­вый и тре­тий сре­жис­си­ро­вал Вален­тин Кара­ва­ев. Ему же при­над­ле­жит идея созда­ния. Как-то раз он шёл по ули­це и заме­тил стаю воро­бьёв, а в её цен­тре — попу­гая, кото­рый увле­чён­но о чём-то «бол­тал». Кара­ва­ев стал думать о том, как это про­изо­шло, рас­ска­зал Алек­сан­дру Кур­лянд­ско­му и вме­сте они напи­са­ли сце­на­рий. Худож­ни­ком всех трёх выпус­ков назна­чи­ли Савченко.

Кадр из мульт­филь­ма «Воз­вра­ще­ние блуд­но­го попу­гая (пер­вый выпуск)». Сту­дия «Союз­мульт­фильм». 1984 год

Сюжет их схож: сна­ча­ла Кеша ухо­дит от сво­е­го хозя­и­на Вовки, а в кон­це — возвращается.

По при­зна­нию Ана­то­лия Михай­ло­ви­ча, Кеша у него полу­чил­ся сра­зу. Эго­и­стич­ный, но хариз­ма­тич­ный пер­со­наж, впи­ты­ва­ю­щий в себя всё, что пока­зы­ва­ет­ся по теле­ви­зо­ру, вопло­ща­ет атмо­сфе­ру зака­та СССР. Он носит крос­сов­ки и зелё­ный хохо­лок, напо­ми­на­ю­щий иро­кез, смот­рит «Пет­ров­ку, 38», зави­ду­ет пле­е­ру сосед­ско­го кота, пьёт «джус, оран­джат» и паро­ди­ру­ет Юрия Антонова.

Савчен­ко вер­нёт­ся к Кеше в 2002 и 2005 годах в мульт­филь­мах «Утро попу­гая Кеши», «Кеша — рыбо­лов» и «Муже­ство попу­гая Кеши». Успех пер­вых эпи­зо­дов эти рабо­ты не повторят.


После «Союзмультфильма»

Основ­ной при­чи­ной ухо­да Ана­то­лий Михай­ло­вич на пен­сию ста­ло изме­не­ние рабо­ты сту­дии. Он рассказывал:

«Новые раз­го­во­ры пошли — день­ги, день­ги, день­ги… Это зна­чит всё — боль­ше ниче­го не будет. Так и случилось».

До послед­них дней Савчен­ко зани­мал­ся книж­ной иллю­стра­ци­ей, оча­ро­вы­вая всех совер­шен­но осо­бен­ны­ми пер­со­на­жа­ми. На вопро­сы о том, как успеш­но рисо­вать для юных зри­те­лей и чита­те­лей, он отвечал:

«При­ду­мать, как надо сде­лать рису­нок, что­бы он детям понра­вил­ся. Не тебе — это очень важ­но — а детям. Не себе пота­кать, не само­лю­бие тешить, а понять — что детям надо. А для это­го надо видеть то, что в детях есть, а во взрос­лых — к сожа­ле­нию, не всегда».

В нём это опре­де­лён­но было.

Ана­то­лий Михай­ло­вич Савчен­ко скон­чал­ся 18 авгу­ста 2011 года в сво­ей квартире.


Читай­те так­же «Совет­ская муль­ти­пли­ка­ция. Вяче­слав Котё­ноч­кин». 

Поделиться