Советская мультипликация. Вячеслав Котёночкин

«Ну, Котё­ноч­кин, пого­ди», — про­чи­тал Вяче­слав Михай­ло­вич в одном из мно­го­чис­лен­ных адре­со­ван­ных ему писем. Та сла­ва и народ­ная любовь, что доста­лись режис­сё­ру, были ред­ко­стью в мире совет­ской ани­ма­ции. Его фами­лию мож­но уви­деть в тит­рах более, чем 80 мульт­филь­мов, но глав­ной рабо­той стал зна­ме­ни­тей­ший сери­ал про вол­ка и зай­ца — «Ну, пого­ди!». В ста­тье раз­би­ра­ем­ся в жиз­нен­ном и твор­че­ском пути Котё­ноч­ки­на и его мето­дах работы.

Вяче­слав Михай­ло­вич Котё­ноч­кин с котёнком

Путь Котёночкина к анимации

Вяче­слав Котё­ноч­кин родил­ся в Москве 20 июня 1927 года. С ран­не­го дет­ства маль­чик увле­кал­ся рисо­ва­ни­ем. Любовь же к муль­ти­пли­ка­ции нача­лась чуть позднее.

В 1938 году он посе­тил ново­год­ний празд­ник — ёлку в Колон­ном зале Дома Сою­зов. Попасть туда счи­та­лось неве­ро­ят­ной уда­чей и чудом. Сде­лать это мог­ли дети сотруд­ни­ков пра­ви­тель­ства и луч­шие уче­ни­ки мос­ков­ских и бли­жай­ших к горо­ду школ. Имен­но там Вяче­слав Михай­ло­вич впер­вые посмот­рел мульт­филь­мы. Он был в вос­тор­ге и запи­сал­ся в изостудию.

Ново­год­няя ёлка в Колон­ном зале Дома Сою­зов. Фото­граф Сер­гей Васин. 1940 год

Тут в судь­бу буду­ще­го муль­ти­пли­ка­то­ра вме­ша­лась вой­на. В 1942 году Котё­ноч­кин после семи клас­сов посту­па­ет в артил­ле­рий­скую спец­шко­лу. Поз­же — в про­ти­во­тан­ко­вое артил­ле­рий­ское учи­ли­ще в Пензе.

Про своё глав­ное увле­че­ние он всё же не забы­ва­ет. В 17 лет смот­рит ани­ма­ци­он­ный фильм «Бэм­би». По его сло­вам, впе­чат­ле­ние от мульт­филь­ма сыг­ра­ло реша­ю­щую роль в выбо­ре про­фес­сии. Так­же Вяче­слав Михай­ло­вич шутил, что в муль­ти­пли­ка­цию его при­ве­ла лег­ко­мыс­лен­ная фамилия.

Кадр из мульт­филь­ма «Bambi», сту­дия Disney. 1942 год. Источ­ник: kinopoisk.ru

Первые шаги в профессии

После демо­би­ли­за­ции в 1946 году Котё­ноч­кин при­шёл в «Союз­мульт­фильм», соби­ра­ясь посту­пить на кур­сы. Изна­чаль­но сту­дия созда­ва­лась как совет­ский ана­лог аме­ри­кан­ско­го «Дис­нея», но в после­во­ен­ные годы заме­тен пере­ход к соб­ствен­ным муль­ти­пли­ка­ци­он­ным мето­дам, отказ от копирования.

В «Союз­мульт­филь­ме» моло­дой худож­ник повстре­чал Бори­са Дёж­ки­на. Тот уже был извест­ным режис­сё­ром-муль­ти­пли­ка­то­ром. Про­смот­рев рабо­ты Вяче­сла­ва Михай­ло­ви­ча, он посо­ве­то­вал ему все их выбро­сить и отпра­вить­ся в зоо­парк рисо­вать живот­ных. Самым глав­ным было дви­же­ние, его Котё­ноч­кин и дол­жен был научить­ся передавать.

На кур­сы Вяче­слав Михай­ло­вич посту­пил. Закон­чив их, был зачис­лен в штаб художников.

Борис Пет­ро­вич Дёжкин

Борис Пет­ро­вич стал для Котё­ноч­ки­на про­вод­ни­ком в про­фес­сию. В 1949 году они вме­сте рабо­та­ли над мульт­филь­мом «Лев и заяц», послед­ний был пора­зи­тель­но похож на зай­ца из «Бэм­би». Опыт созда­ния серий­ных пер­со­на­жей тоже полу­чил с Дёж­ки­ным, делая «Необык­но­вен­ный матч», «Ста­рые зна­ко­мые» — мульт­филь­мы о спор­тив­ных состя­за­ни­ях дере­вян­ных человечков.

Кадр из мульт­филь­ма «Лев и заяц», сту­дия «Союз­мульт­фильм». 1949 год

Для одно­го из пер­вых совет­ских муль­ти­пли­ка­то­ров — Алек­сандра Ива­но­ва — Котё­ноч­кин рисо­вал «Пол­ка­на и Шав­ку». Со Львом Ата­ма­но­вым тру­дил­ся над «Золо­той анти­ло­пой» и «Алень­ким цве­точ­ком», исполь­зуя попу­ляр­ный в то вре­мя метод рото­ско­пи­ро­ва­ния, когда худож­ник рису­ет поверх кад­ров с актё­ра­ми. В Совет­ском Сою­зе он назы­вал­ся «Эклер». Его при­ме­ня­ли для дости­же­ния реа­лиз­ма про­ис­хо­дя­ще­го. К это­му же мето­ду при­бе­га­ют в «Каш­тан­ке» Миха­и­ла Цеха­нов­ско­го, над созда­ни­ем кото­рой тоже потру­дил­ся Котёночкин.

Кадр из мульт­филь­ма «Пол­кан и Шав­ка», сту­дия «Союз­мульт­фильм». 1949 год

Парал­лель­но с пло­до­твор­ной рабо­той Вяче­слав Михай­ло­вич был частым гостем ресто­ра­на «Спорт». Там слу­ша­ли хоро­ший джаз и мно­го тан­це­ва­ли. Моло­дой худож­ник не отли­чал­ся дис­ци­пли­ной и любил пове­се­лить­ся, поэто­му одна­жды ока­зал­ся бли­зок к уволь­не­нию. Спас­ло его заяв­ле­ние, напи­сан­ное в ори­ги­наль­ной манере:

«Про­шу меня уво­лить, а если мож­но — оставить».

Котё­ноч­кин отно­сил­ся к жиз­ни с лёг­ко­стью и оптимизмом.

Пово­рот­ным в карье­ре ста­но­вит­ся мульт­фильм 1957 года «Чудес­ни­ца». Снят он был во вре­ме­на куку­руз­ной кам­па­нии Ники­ты Сер­ге­е­ви­ча Хру­щё­ва. Посвя­щён­ная полез­ным каче­ствам про­дук­та «Чудес­ни­ца» была очень попу­ляр­на. После это­го мульт­филь­ма худож­ни­ка при­гла­ша­ют в кино­жур­нал Сер­гея Михал­ко­ва «Фитиль» уже в роли режис­сё­ра. Ему пред­ло­жи­ли делать ани­ма­ци­он­ные вставки.

Открыт­ка по моти­вам мульт­филь­ма «Чудес­ни­ца»

Вячеслав Михайлович — режиссёр

Режис­сё­ром Котё­ноч­кин был тре­бо­ва­тель­ным и стро­гим, но при­вле­ка­ла его лёг­кость и есте­ствен­ность. Его дру­зья и кол­ле­ги отме­ча­ли соче­та­ю­ще­е­ся в нём озор­ство и педан­тич­ность. Рабо­чие вопро­сы пред­по­чи­тал решать за сто­лом, в каж­дой ком­па­нии ста­но­вил­ся цен­тром, имел мно­же­ство зна­ко­мых. Одним из его выра­же­ний было:

«Порыв не тер­пит перерыва».

Свой пер­вый автор­ский мульт­фильм Вяче­слав Михай­ло­вич сре­жис­си­ро­вал в 1963 году. Он назы­вал­ся «Мы такие масте­ра» — деся­ти­ми­нут­ное повест­во­ва­ние о сель­ско­хо­зяй­ствен­ной технике.

Сле­ду­ю­щая рабо­та — «Сле­ды на асфаль­те» — детек­тив­ная, поучи­тель­ная исто­рия с опыт­ным псом и щен­ком. В ней поми­мо рисун­ков исполь­зо­ва­лись доку­мен­таль­ные кад­ры Москвы.

Пси­хо­ло­гизм пер­со­на­жей и слож­ность их душев­ных пере­жи­ва­ний замет­ны и в сле­ду­ю­щем мульт­филь­ме — «Лягуш­ка-путе­ше­ствен­ни­ца», кото­рый мож­но срав­нить с боль­шим филь­мом. Режис­сёр исполь­зу­ет раз­но­об­раз­ные внеш­ние про­яв­ле­ния для пере­да­чи и уси­ле­ния внут­рен­не­го состо­я­ния: хао­тич­ность, рез­кая сме­на кад­ров, при­бли­же­ние и уда­ле­ние «каме­ры».

Кадр из мульт­филь­ма «Лягуш­ка-путе­ше­ствен­ни­ца», сту­дия «Союз­мульт­фильм». 1964 год

«Ну, погоди!»

У «Ну, пого­ди!» есть предыс­то­рия. В 1968 году от руко­вод­ства «Союз­мульт­филь­ма» посту­пил заказ сде­лать мульт­фильм с иде­ей «Не оби­жай сла­бых». Пилот­ный двух­ми­нут­ный выпуск снял начи­на­ю­щий в то вре­мя режис­сёр Ген­на­дий Сокольский.

Кадр из пилот­ной серии «Ну, пого­ди!», сту­дия «Союз­мульт­фильм». 1969 год

После пило­та реши­ли сни­мать пол­но­цен­ный мульт­фильм, но с более опыт­ным режис­сё­ром. Алек­сандр Кур­лянд­ский, Арка­дий Хайт и Феликс Кан­дель пред­ла­га­ли сце­на­рий мно­гим, но лишь Котё­ноч­кин согла­сил­ся. 3 мар­та 1968 года он отве­тил: «В этом что-то есть», и нача­лась рабо­та. Позд­нее Вяче­слав Михай­ло­вич рассказывал:

«Ну Зай­ца я нари­со­вал доволь­но быст­ро. Он сра­зу у меня полу­чил­ся какой-то такой пух­лень­кий, с розо­вы­ми щёч­ка­ми, с голу­ба­ми глаз­ка­ми, в общем, очень поло­жи­тель­ный зайчик».

Вяче­слав Михай­ло­вич Котё­ноч­кин за работой

В сле­ду­ю­щих мульт­филь­мах Котё­ноч­ки­на, напри­мер, в «На лес­ной тро­пе» или «Он попал­ся», герои-зай­цы сохра­ня­ют свои типич­ные черты.

Заяц из мульт­филь­ма «Ну, пого­ди!», сту­дия «Союз­мульт­фильм»
Заяц из мульт­филь­ма «На лес­ной тро­пе», сту­дия «Союз­мульт­фильм», 1975 год
Заяц из мульт­филь­ма «Он попал­ся», сту­дия «Союз­мульт­фильм», 1981 год

Озву­чи­вать героя сра­зу при­гла­си­ли Кла­ру Румя­но­ву, её голо­сом гово­рят мно­гие совет­ские муль­ти­пли­ка­ци­он­ные герои.

Кла­ра Румянова

С Вол­ком всё было не так про­сто. Для того, что­бы нари­со­вать его, Котё­ноч­кин мно­го смот­рел на себя в зер­ка­ло. Поход­ку и жесты Волк полу­чил от худож­ни­ка. Внеш­ний вид — рас­стёг­ну­тая рубаш­ка, гита­ра и сига­ре­та — был почер­пан на под­во­рот­нях Моск­вы. При созда­нии героя Вяче­слав Михай­ло­вич вдох­но­вил­ся обра­зом Котов­ско­го из одно­имён­но­го филь­ма 1942 года.

Котов­ский из филь­ма «Котов­ский». Режис­сёр Алек­сандр Файн­цим­мер. 1942 год

Волк дол­жен был гово­рить голо­сом Вла­ди­ми­ра Высоц­ко­го, но его кан­ди­да­ту­ру не одоб­ри­ло руко­вод­ство «Союз­мульт­филь­ма». При­гла­си­ли Ана­то­лия Папанова.

Ана­то­лий Папанов

Сти­ли­сти­ка полу­чив­ших­ся геро­ев пол­но­стью отли­ча­лась от тех, что мы можем уви­деть в пилоте.

Пер­вая серия вышла 1 янва­ря 1969 года. Вооб­ще, делать сери­ал никто не пла­ни­ро­вал, как и ту сла­ву, что обру­ши­лась на созда­те­лей. Ули­цы горо­да пусте­ли, когда по теле­ви­зо­ру начи­нал­ся показ оче­ред­но­го эпизода.

В чём же сек­рет? «Ну, пого­ди!» пре­крас­но отра­жал эпо­ху Бреж­не­ва, пери­од застоя. Взрос­лый зри­тель нахо­дил точ­ки сопри­кос­но­ве­ния меж­ду соб­ствен­ной жиз­нью и той, что видел на экране. Волк и Заяц гуля­ют по пар­ку, при­ез­жа­ют на запол­нен­ный посе­ти­те­ля­ми пляж или в дерев­ню, зани­ма­ют­ся на ста­ди­оне, ока­зы­ва­ют­ся в «Остан­ки­но», поку­па­ют в палат­ке арбу­зы. Для мно­гих бли­зок стал имен­но Волк с его доволь­но не устро­ен­ной жиз­нью. Сей­час пред­ста­вить тако­го героя в дет­ской муль­ти­пли­ка­ции невозможно.

Жизнь Вол­ка
Волк и Заяц на балете

Важ­ную роль сыг­ра­ла музы­ка. В основ­ном исполь­зо­ва­лись шля­ге­ры — попу­ляр­ные ком­по­зи­ции. «Песнь о дру­ге» Высоц­ко­го, «Послед­няя элек­трич­ка» ком­по­зи­то­ра Дави­да Тух­ма­но­ва, «Спят уста­лые игруш­ки» из извест­ной пере­да­чи, «Айс­берг» Аллы Пуга­чё­вой и мно­гие другие.

Дети же люби­ли «Ну, пого­ди!» за дина­мич­ный сюжет и бес­ко­неч­ное соревнование.
Неко­то­рые обви­ня­ли авто­ров в под­ра­жа­нии попу­ляр­но­му аме­ри­кан­ско­му мульт­филь­му «Том и Джер­ри». Дей­стви­тель­но, сюжет схож. Созда­те­ли, одна­ко, утвер­жда­ли, что позна­ко­ми­лись с рабо­той Уилья­ма Хан­на и Джо­зе­фа Бар­бе­ра зна­чи­тель­но позже.
Завер­шить «Ну, пого­ди!» хоте­ли после каж­дой серии, но любовь наро­да была слиш­ком вели­ка. В поклон­ни­ках мульт­филь­ма зна­чи­лась даже пар­тий­ная элита.

Послед­няя серия кано­нич­но­го сери­а­ла с Ана­то­ли­ем Папа­но­вым вышла 2 сен­тяб­ря 1986 года.

Вяче­слав Котё­ноч­кин с Волком

После «Ну, погоди!»

Котё­ноч­ки­на счи­та­ли бога­тым чело­ве­ком, но в реаль­но­сти это было совсем не так. За «Ну, пого­ди!» он не полу­чил ника­ко­го мате­ри­аль­но­го воз­на­граж­де­ния: 90% средств с про­ка­та шло госу­дар­ству, ещё 10% — Госкино.

В 1987 году Вяче­слав Михай­ло­вич полу­чил зва­ние народ­но­го арти­ста РСФСР, в 1988 году — Госу­дар­ствен­ную пре­мию СССР. Сво­ей же глав­ной награ­дой Котё­ноч­кин счи­тал Орден Улыб­ки, полу­чен­ный в 1985 году от поль­ских детей.

Вяче­слав Михай­ло­вич про­дол­жал рабо­ту. В 1988 году выхо­дит извест­ный и сей­час мульт­фильм «Котё­нок с ули­цы Лизю­ко­ва» про котён­ка из Воронежа.

Кадр из мульт­филь­ма «Котё­нок с ули­цы Лизю­ко­ва», сту­дия «Союз­мульт­фильм», 1988 год

В послед­ние годы Вяче­слав Михай­ло­вич тяже­ло болел, но не пере­ста­вал созда­вать муль­ти­ки, кото­рым посвя­тил прак­ти­че­ски всю жизнь.

Муль­ти­пли­ка­тор Фёдор Хит­рук вспо­ми­нал, что люби­мой фра­зой Котё­ноч­ки­на было:

«Поче­му мы такие счаст­ли­вые? Да пото­му что мы талантливые!».

Вяче­слав Михай­ло­вич умер 20 нояб­ря 2000 года.


Читай­те так­же «Юрий Нику­лин: жизнь и любовь гла­за­ми кло­у­на. Часть II». 

Поделиться