За кадром «Ермака». Тайны съёмок масштабного исторического сериала

В сере­дине 1980‑х годов лич­ность и подви­ги поко­ри­те­ля Сиби­ри Ерма­ка Тимо­фе­е­ви­ча заин­те­ре­со­ва­ли совет­ских кине­ма­то­гра­фи­стов, решив­ших посвя­тить ему эпи­че­ский мно­го­се­рий­ный фильм. Про­ект обе­щал быть мас­штаб­ным с при­вле­че­ни­ем ино­стран­ных инве­сти­ций, но рас­пад СССР и мно­го­чис­лен­ные про­бле­мы с финан­си­ро­ва­ни­ем едва не поста­ви­ли крест на этой амби­ци­оз­ной затее.

Сего­дня мы вспом­ним, каких уси­лий сто­и­ло завер­шить фильм до кон­ца, поче­му на роль спо­движ­ни­ка Ерма­ка пре­тен­до­вал Арнольд Швар­це­неггер и для како­го зна­ме­ни­то­го совет­ско­го актё­ра кар­ти­на ста­ла послед­ним появ­ле­ни­ем в кино.


Историческая справка о Ермаке

О ран­них годах Ерма­ка сохра­ни­лось мало све­де­ний, но извест­но, что он участ­во­вал в бит­вах при Моло­дях, под Ляли­ца­ми, в Ливон­ской войне и обо­роне Пскова.

Счи­та­ет­ся, что сибир­ская эпо­пея Ерма­ка нача­лась по воле Ива­на Гроз­но­го, кото­рый хотел рас­ши­рить свои вла­де­ния. Одна­ко неко­то­рые исто­ри­ки пола­га­ют, что Ермак дей­ство­вал само­сто­я­тель­но или вме­сте со Стро­га­но­вы­ми, кото­рым было выгод­но, что­бы ата­ман защи­щал их зем­ли от набе­гов татар­ско­го царе­ви­ча Алея.

Поход Ерма­ка в Сибирь был сме­лой аван­тю­рой, учи­ты­вая, что его вой­ско объ­еди­ня­ло все­го 500 человек.

В 1581 году Ермак с отря­дом отпра­вил­ся по при­то­кам Камы к Ураль­ским горам, что­бы добрать­ся до Запад­ной Сиби­ри. Во вре­мя похо­да каза­ки захва­ти­ли город Чин­ги-Тура и бога­тую добы­чу — дра­го­цен­ные метал­лы и меха. В сле­ду­ю­щем году Ермак раз­гро­мил татар­ское вой­ско и взял сто­ли­цу Каш­лык, что при­ве­ло к паде­нию Сибир­ско­го хан­ства. Он отпра­вил в Моск­ву гон­цов с сокро­ви­ща­ми и прось­бой при­со­еди­нить Сибирь к Рос­сии. Иван Гроз­ный оце­нил посту­пок ата­ма­на и послал ему подкрепление.

В авгу­сте 1585 года ата­ман погиб в бою на реке Вагай, пыта­ясь добрать­ся до стру­гов (греб­ные суд­на). После его смер­ти каза­ки отсту­пи­ли, но через год вер­ну­лись, завер­шив заво­е­ва­ние Сибири.

Геро­и­че­ский образ Ерма­ка все­гда при­вле­кал дея­те­лей искусств: Бажов, Чар­ская и дру­гие писа­те­ли писа­ли о нём рома­ны, а Васи­лий Сури­ков посвя­тил его похо­ду мас­штаб­ное полот­но. Появ­ле­ние филь­ма о поко­ри­те­ли Сиби­ри было вопро­сом времени.

Поко­ре­ние Сиби­ри Ерма­ком Тимо­фе­е­ви­чем. Васи­лий Сури­ков. 1895 год

Приключения атамана Шварценеггера

Исто­ри­че­ские филь­мы в СССР все­гда сни­ма­ли с боль­шим раз­ма­хом — взять хотя бы кино­э­по­пею «Осво­бож­де­ние» или оска­ро­нос­ную «Вой­ну и мир» Сер­гея Бон­дар­чу­ка. С нача­лом пере­строй­ки сотруд­ни­че­ством с совет­ски­ми кине­ма­то­гра­фи­ста­ми заин­те­ре­со­ва­лись запад­ные кол­ле­ги. Поэто­му новая рабо­та режис­сё­ров Вале­рия Уско­ва и Вла­ди­ми­ра Крас­но­поль­ско­го о Ерма­ке мог­ла стать не толь­ко амби­ци­оз­ным, но и меж­ду­на­род­ным проектом.

К сере­дине 1980‑х Вале­рий Усков и Вла­ди­мир Крас­но­поль­ский — уже про­слав­лен­ные опыт­ные режис­сё­ры, вме­сте поста­вив­шие две глав­ные саги совет­ско­го теле­ви­де­ния — «Веч­ный зов» и «Тени исче­за­ют в пол­день». После эпи­че­ских лент о ХХ веке они меч­та­ли экра­ни­зи­ро­вать не менее мас­штаб­ную, но более древ­нюю исто­рию поко­ре­ния Сибири.

Изна­чаль­но Гос­ки­но одоб­ри­ло идею, хотя тему похож­де­ний Ерма­ка никак нель­зя было назвать акту­аль­ной. Созда­те­ли лен­ты меч­та­ли снять впе­чат­ля­ю­щее полот­но с доро­ги­ми костю­ма­ми и пора­жа­ю­щи­ми вооб­ра­же­ние баталь­ны­ми сце­на­ми. Напри­мер, Усков пла­ни­ро­вал стро­ить слож­ные деко­ра­ции вро­де кре­по­сти хана Кучу­ма. Одна­ко почти сра­зу съё­моч­ная груп­па столк­ну­лась с нехват­кой средств — в бюд­же­те позд­не­го СССР про­сто не было ресур­сов для вопло­ще­ния автор­ских заду­мок. И если на поко­ре­ние Сиби­ри Ермак потра­тил око­ло двух лет, созда­те­лям кар­ти­ны о нём потре­бо­ва­лось почти в пять раз больше.

Неожи­дан­но о про­ек­те узнал зна­ме­ни­тый аме­ри­кан­ский про­дю­сер Дино Де Лау­рен­тис, уви­дев­ший в задум­ке боль­шой потен­ци­ал. Поз­же Усков рассказывал:

«Луч­ший про­дю­сер Евро­пы и Аме­ри­ки спе­ци­аль­но при­был в Моск­ву, что­бы забрать меня и Крас­но­поль­ско­го со сце­на­ри­ем „Ерма­ка“ в Гол­ли­вуд. Огля­нуть­ся не успе­ли, как в сопро­вож­де­нии Дино уже лете­ли за океан».

Дино Де Лау­рен­тис — куль­то­вая фигу­ра для все­го миро­во­го кине­ма­то­гра­фа. За свою карье­ру он спро­дю­си­ро­вал сот­ни лент — как леген­дар­ных вро­де «Сер­пи­ко» и «Кона­на-вар­ва­ра», так и про­ход­ных. Совет­ские кине­ма­то­гра­фи­сты зна­ли о Лау­рен­ти­се не пона­слыш­ке, посколь­ку имен­но он про­дю­си­ро­вал «Неве­ро­ят­ные при­клю­че­ния ита­льян­цев в России».

Пер­вое вре­мя Усков и Крас­но­поль­ский радо­ва­лись тако­му пово­ро­ту собы­тий, одна­ко вско­ре сотруд­ни­че­ство с име­ни­тым про­дю­се­ром зашло в тупик. Так, Де Лау­рен­тис хотел, что­бы одну из глав­ных ролей испол­нил Арнольд Швар­це­неггер — более того, послед­ний был в вос­тор­ге от сюже­та и был готов сни­мать­ся за поло­ви­ну гоно­ра­ра. Усков воз­ра­жал, хотя Швар­це­неггер ему понра­вил­ся. Глав­ным же шоком для режис­сё­ров ста­ло жела­ние аме­ри­кан­цев ради­каль­но изме­нить кон­цов­ку: доб­лест­ный ата­ман дол­жен был не погиб­нуть, а выжить и пода­рить кине­ма­то­гра­фи­стам воз­мож­ность сни­мать бес­ко­неч­ное чис­ло сикве­лов. Разу­ме­ет­ся, такой финал ради­каль­но про­ти­во­ре­чил исто­ри­че­ской прав­де. Совет­ская сто­ро­на отверг­ла усло­вия про­дю­се­ра, и сов­мест­ный про­ект не состоялся.

Пери­о­ди­че­ски в интер­не­те всплы­ва­ет инфор­ма­ция, что в 1990 году «Ерма­ком» заин­те­ре­со­ва­лись ком­па­ния «Норт аме­ри­кан групп» и её руко­во­ди­тель режис­сёр Ллойд Симандл (автор цело­го ряда фэн­те­зий­ных при­клю­чен­че­ских филь­мов, мало извест­ных в Рос­сии). По слу­хам, Симандл соби­рал­ся вло­жить в про­из­вод­ство почти 4,5 мил­ли­о­на дол­ла­ров. Впро­чем, и у Симанд­ла были тре­бо­ва­ния к актёр­ско­му соста­ву: глав­ные роли долж­ны были сыг­рать зна­ме­ни­то­сти из Евро­пы и США. В первую оче­редь речь шла о Шоне Кон­не­ри и Дебо­ре ван Вал­кен­бер­ге (буду­щая звез­да «Ско­рой помо­щи» и «Кру­тых стволов»).

Одна­ко все попыт­ки сотруд­ни­чать с аме­ри­кан­ца­ми и евро­пей­ца­ми закон­чи­лись в янва­ре 1991 года, после штур­ма совет­ски­ми вой­ска­ми теле­баш­ни в Виль­ню­се. Отно­ше­ния с запад­ны­ми парт­нё­ра­ми ока­за­лись испор­че­ны, про ино­стран­ное финан­си­ро­ва­ние кино­лен­ты при­шлось забыть.


Сложности производства

Рас­пад СССР и еди­но­го кино­про­из­вод­ства почти поста­ви­ли крест на сери­а­ле, но Усков и Крас­но­поль­ский не отка­за­лись от идеи и про­дол­жа­ли искать сред­ства. Съём­ки при­шлись на непро­стые 1991–1993 годы.

Раз­рыв отно­ше­ний с ино­стран­ны­ми парт­нё­ра­ми поз­во­лил созда­те­лям выби­рать актё­ров само­сто­я­тель­но. В Ерма­ка пере­во­пло­тил­ся Вик­тор Сте­па­нов, зна­ко­мый зри­те­лям по роли участ­ко­во­го Ман­ко­ва в «Холод­ном лете 53-го…», а так­же цело­му ряду пере­стро­еч­ных драм и бое­ви­ков. Для Сте­па­но­ва роль Ерма­ка ста­ла одной из самых труд­ных в карье­ре. Во вре­мя съё­мок актёр упал с лоша­ди, полу­чил трав­му позво­ноч­ни­ка и пере­лом ноги. Неко­то­рое вре­мя ему было труд­но пере­дви­гать­ся, но поз­же Сте­па­нов всё же вер­нул­ся на пло­щад­ку, а все про­чие трю­ки пору­ча­ли каскадёрам.

Вик­тор Сте­па­нов в роли Ерма­ка Тимофеевича

Ком­па­нию Сте­па­но­ву соста­вил тогда уже извест­ный, но ещё не став­ший чело­ве­ком-мемом Ники­та Джи­гур­да. Он сыг­рал волж­ско­го каза­ка-ата­ма­на Ива­на Коль­ца, реаль­но­го исто­ри­че­ско­го пер­со­на­жа и спо­движ­ни­ка Ермака.

Ники­та Джи­гур­да в роли Ива­на Кольца

Роль Ива­на Гроз­но­го испол­нил Евге­ний Евстиг­не­ев — это его послед­няя рабо­та в кино. Ещё с 1980‑х годов у актё­ра были про­бле­мы с серд­цем, а в мар­те 1992 года ему пла­ни­ро­ва­ли сде­лать слож­ную опе­ра­цию в Лон­доне. К сожа­ле­нию, Евстиг­не­ев не дожил до неё. Его роль в филь­ме при­шлось суще­ствен­но уре­зать, а озву­ча­ние царя взял на себя Сер­гей Арцибашев.

Евге­ний Евстиг­не­ев в роли Ива­на Грозного

О под­бо­ре актё­ров на роль хана Кучу­ма поз­же вспо­ми­нал мос­ков­ский восто­ко­вед Миха­ил Горелик:

«Это ведь фигу­ра очень слож­ная, мощ­ная и тра­ги­че­ская, и в сце­на­рии его образ отра­жён непло­хо, вер­но. Актёр тут нужен и с соот­вет­ству­ю­щим талан­том, и соот­вет­ству­ю­щей внеш­но­сти. Я с само­го нача­ла сове­то­вал обра­тить­ся в Казах­стан, Узбе­ки­стан, Кир­ги­зию, где есть вели­ко­леп­ные тра­ги­че­ские актё­ры того само­го внеш­не­го облика».

В ито­ге Кучу­ма сыг­рал турк­мен­ский актёр Ход­жа­дур­ды Нар­ли­ев, сни­мав­ший­ся в кино с 1960‑х. Совре­мен­ным зри­те­лям он может быть зна­ком по корот­кой, но яркой роли в «Бри­га­де» — Нар­ли­ев сыг­рал отца Фари­ка, сослу­жив­ца Саши Бело­го. Осталь­ные актё­ры из Узбе­ки­ста­на и Кыр­гыз­ста­на впи­са­лись в обра­зы и сюжет, а так­же гар­мо­нич­но смот­ре­лись в исто­ри­че­ских костюмах.

Кадр из фильма

Одной из про­блем ста­ла исто­ри­че­ская досто­вер­ность, осо­бен­но это каса­лось ору­жия, костю­мов и лока­ций. Из-за высо­кой сто­и­мо­сти рек­ви­зит не арен­до­ва­ли, а изго­тав­ли­ва­ли само­сто­я­тель­но. Для это­го созда­ли мастер­скую «Яррист», где масте­ра вос­про­из­ве­ли насто­я­щее сна­ря­же­ние каза­ков и сибир­ских наро­дов. Бла­го­да­ря под­держ­ке «Мос­филь­ма», сери­ал полу­чил аутен­тич­ные костю­мы, создан­ные под кон­тро­лем исто­ри­ков и художников.

Наи­бо­лее слож­ным в тех­ни­че­ском плане ока­за­лось стро­и­тель­ство мас­штаб­ных деко­ра­ций. Так, в Пет­ро­за­вод­ске стро­и­лись Ерма­ко­вы стру­ги. Часть съё­мок про­шла в Москве, в том чис­ле в Крем­ле. А неда­ле­ко от Пер­ми появил­ся насто­я­щий ста­рин­ный город с соле­вар­ня­ми и церквями.


Легенда о Ермаке

«Ерма­ка» часто кри­ти­ко­ва­ли за исто­ри­че­ские неточ­но­сти. Напри­мер, в сери­а­ле Стро­га­но­вы при­гла­си­ли Ерма­ка для защи­ты от войск Кучу­ма, хотя в реаль­но­сти они при­влек­ли каза­ков для борь­бы с хан­ты и манси.

Не менее стран­но выгля­дят неко­то­рые пер­со­наж­ные арки. Напри­мер, по сюже­ту сын Кучу­ма, поги­ба­ет в бою, тогда как в дей­стви­тель­но­сти он пере­шёл на служ­бу рус­ско­му госу­да­рю. Пер­со­наж Алё­ны, налож­ни­цы хана Кучу­ма в испол­не­нии Ири­ны Алфё­ро­вой, пол­но­стью вымыш­лен. Неточ­но­сти про­сле­жи­ва­ют­ся и в смер­ти спо­движ­ни­ка Ники­ты Пана, кото­рый погиб во вре­мя штур­ма горо­да Назим.

Кадр из фильма

Уже упо­ми­нав­ший­ся выше кон­суль­тант кар­ти­ны Миха­ил Горе­лик о содер­жа­нии выска­зы­вал­ся весь­ма критически:

«…исто­ри­че­ская часть — ну точ­но в луч­ших тра­ди­ци­ях „идео­ло­ги­че­ской рево­лю­ции“ с пара­но­и­даль­ной иде­ей миро­во­го заго­во­ра про­тив Рос­сии. Леде­ня­щие душу исто­рии жут­ких интриг, заду­ман­ных пашой — папа­шей буду­щей бое­вой подру­ги Ива­на Коль­ца, долж­ны убе­дить бед­но­го зри­те­ля в ковар­стве турок, решив­ших объ­еди­нить всех татар, от Кры­ма до Сиби­ри, с целью уни­что­же­ния Мос­ков­ско­го цар­ства. И толь­ко неве­ро­ят­ное герой­ство геро­ев филь­ма раз­би­ло ковар­ные замыс­лы Стам­бу­ла; лишь захват гнез­да раз­боя — ногай­ской сто­ли­цы Сарай­чи­ка и Сибир­ско­го хан­ства — спас Россию».

Конеч­но, откро­вен­ных исто­ри­че­ских ляпов в «Ерма­ке» нема­ло, но боль­шин­ство из них появ­ля­лись не из-за зло­го умыс­ла, а от жела­ния доба­вить дра­ма­тиз­ма и зрелищности.

Неко­то­рые кри­ти­ки счи­та­ли, что Вик­тор Сте­па­нов, несмот­ря на талант, совсем не похож на Ерма­ка. Одна­ко нель­зя не отме­тить, что актёр­ский ансамбль спра­вил­ся с зада­чей на все сто процентов.

Фильм вышел на экра­ны в 1997 году: его пару раз транс­ли­ро­ва­ли на теле­ви­де­нии и про­да­ва­ли на кас­се­тах. «Ермак» выиг­рал приз СК Рос­сии на ОРКФ «Кино­тавр-97» и номи­на­цию на пре­мию «ТЭФИ-98» в кате­го­рии «Луч­ший игро­вой фильм». Одна­ко сери­ал всё же не полу­чил все­на­род­но­го при­зна­ния и не стал куль­то­вым, как выпу­щен­ные в том же году «Осо­бен­но­сти наци­о­наль­ной охо­ты» или «Брат». Лен­та ско­рее при­шлась по душе цени­те­лям исто­рии и эпи­че­ско­го кино, неже­ли мас­со­вой аудитории.


Читай­те также:

— «Крас­ная жара»: неве­ро­ят­ные при­клю­че­ния Тер­ми­на­то­ра в СССР;

— Вер­тин­ский, Вар­фо­ло­ме­ев­ская ночь и кро­ва­вая Сал­ты­чи­ха: семь оте­че­ствен­ных исто­ри­че­ских сери­а­лов;

— Рос­сий­ское кино эпо­хи рас­па­да. Яркие и необыч­ные филь­мы 1990‑х годов