Легендарный фильм «Особенности национальный охоты» (а точнее, целая серия комедий) мог и вовсе не выйти: Александр Рогожкин не сразу загорелся идеей снимать его, бюджета катастрофически не хватало, а многие актёры появились на съёмочной площадке почти случайно.
Лента Рогожкина полюбилась зрителям: фразы главных героев ушли в народ, особенно часто цитировали лаконичные тосты генерала и удивлённое «Ну вы, блин, даёте». Персонажи картины позже появлялись в рекламах и шоу. Также «Особенности» стали пионером в области продакт-плейсмента, что впоследствии замечали критики режиссёра.
Вспоминаем, как проходили съёмки «Особенностей» и почему фильм получил не только верных поклонников, но и лютых ненавистников.
В гостях у Кузьмича
Любопытный финн Райво мечтает познакомиться с русскими обычаями и местной охотой. У Райво есть друг из России, который организует ему поездку с охотниками. Как это часто бывает, вскоре мероприятие перерастает в весёлые посиделки с алкоголем и удивительными историями. Райво пытается понять новых друзей. Вместо того чтобы идти в лес за дичью, они то при помощи военного бомбардировщика пытаются переправить корову, то отправляются на местную ферму для утех с женщинами. Конечно, герои периодически пытаются охотиться, но получается у них это не совсем удачно.
Есть в сюжете и параллельная линия, которая разворачивается в XIX веке: дворяне участвуют в настоящей охоте на волков. Эти эпизоды происходят как бы в воображении Райво. Романтические представления героя явно не совпадают с реальностью, но Райво всё равно пытается понять чужой менталитет. В этом ему помогает новый друг — егерь Кузьмич.
Кузьмич не просто обычный собутыльник, он гид и проводник Райво в удивительном мире русских охотников. Хотя герои разговаривают на разных языках, вскоре они начинают понимать друг друга без слов — языковой барьер не проблема для настоящей дружбы. Под конец до Райво усваивает истинный смысл «охоты» — встретиться с приятелями на застолье и послушать байки, а охотиться на зверя — не обязательно.
На привале
«Особенности национальной охоты» сняты в крайне необычном жанре. Формально это комедия, но на деле это лубочная экранизация традиционного сюжета русской культуры «охотники на привале» с гэгами и каламбурами. Многие в принципе не понимали, что за картину снял Рогожкин, учитывая его любовь к интеллектуальным сюжетам и полное равнодушие к традиционным мужским забавам вроде охоты и рыбалки. Ранее Рогожкин снял ленты «Караул» (1989) о дедовщине по материалам реального уголовного дела, фантастическую драму «Третья планета» (1991) о неизлечимо больной девушке и «Чекист» (1992) о красном терроре. «Особенности…» выбиваются из этого ряда серьёзных тем.
Считается, что идея фильма принадлежит приятелю Рогожкина продюсеру Михаилу Кирилюку, любителю активного отдыха в целом и охоты в частности. Его задумка не особо понравилась Александру Рогожкину, для которого это была чуждая тема. Однако Кирилюк не сдавался и настаивал на своём. Позже он вспоминал:
«На нашей киностудии был большой охотничий коллектив, который все выходные уезжал за город. Всегда было весело, всегда было смешно. Сама охота никогда не была целью. Съездив со мной на охоту, Рогожкин создал для себя представление, как должна выглядеть охота на экране».
После охоты режиссёр иначе посмотрел на идею фильма. Он не хотел снимать типичную комедию и задумал полномасштабный киноэксперимент. Сюжет об охотниках хорошо ложился на российскую действительность и менталитет. Правда, существовала проблема с деньгами, но режиссёра это не остановило.
Создатели картины планировали сделать главным героем финна, что получить финансирование из Финляндии. Однако ждать ответа от финнов пришлось очень долго, согласие пришло уже после окончания работ над «Особенностями». Утешением можно было считать появления талантливого финского актёра Вилле Хаапасало, который сыграл роль наивного историка из Финляндии, очарованного русскими обычаями.
Многие актёры в фильме появились случайно, хотя Рогожкин заранее знал, что главные роли исполнят Виктор Бычков и Алексей Булдаков, уже снимавшиеся в ранних картинах режиссёра. Роль милиционера Семёнова исполнил звукорежиссёр Сергей Гусинский, для которого эта работа стала наиболее заметной в карьере.
Рогожкин сделал героев похожими на реальных людей, известных в то время. Так, Булдаков исполнил роль генерала Иволгина, напоминавшего Александра Лебедя. Александр Иванович весьма позитивно оценил этого персонажа.
Персонаж Семёна Стругачёва, Лев Соловейчик, стал отсылкой к Владимиру Жириновскому. Стругачёв вспоминал:
«Режиссёр не говорил играть Жириновского, но предлагал взять за образец. Например, в эпизоде, когда мой герой показывает фигу: “Думаете, кончилась Россия?! Вот вам!” Намучились мы с этой фигой. Когда изображал, мой большой палец не было хорошо видно, ну маленький у меня большой палец. Пытались нарастить его с помощью грима или снимали руку другого человека. Но всё-таки в окончательный вариант вошла моя настоящая фига».
Роль Соловейчика мог исполнить Александр Лыков, но из-за его занятости в других проектах роль получил Стругачёв. Однако Лыков впоследствии снялся в «Операции «С Новым годом»» и озвучил командира ракетного катера Иваныча в «Особенностях национальной рыбалки».
Сергей Русскин сыграл бизнесмена Сергея Савенко, прототипом которого стал писатель Эдуард Лимонов. В интервью «Московскому комсомольцу» Русскин рассказал:
«Да, Серёга — прототип Лимонова, чему я рад, потому что этот человек мне очень нравится как общественный деятель и писатель. Я посмотрел хорошую картину Александра Велединского “Русское”, она снята по мотивам ранних, автобиографических рассказов Лимонова. На съёмочной площадке Рогожкин увидел меня в тёмных очках и бейсболке и заметил сходство с писателем. А чтобы это сходство увеличить, дал мне жевать лимон на баркасе».
На Лимонова намекает тот факт, что бизнесмен носит настоящую фамилию Эдуарда Вениаминовича — Савенко.
Одной из звёзд фильма стал медведь по прозвищу Борька, который хоть и привык к людям, но периодически проявлял характер и нападал. Больше всего не повезло Стругачёву, которому Боря вцепился в ногу. Также медведю якобы периодически давали спиртное, чтобы он не буянил на съёмках. Однако это не всегда помогало. В сцене, где медведь кусает Соловейчика, ситуация была реальной и актёр от испуга и боли побежал от зверя. Кадры посчитали удачными и оставили в финальном варианте картины.
Одна из известных сцен — погрузка коровы в боевой самолёт. На самом деле коров было три. Чтобы никто не заметил подмены, их раскрашивали гуашью для одинаковой расцветки.
В качестве натуры выбрали места Псковской и Ленинградской областях, значительную часть отсняли в окрестностях Приозерского района. Отдельные эпизоды сняли в городах Пушкине и Острове.
Несмотря на обилие шуток и смешных ситуаций в сценарии, Рогожкин много раз предупреждал актёров, что он не снимает комедию.
«Я хотел снять комедию по некомедийным законам. Я имею в виду стилистику изображения. Комедия предполагает активную актёрскую игру на первом плане. Зрителю нужно видеть мимику актёра, его пластику. А я стремился снять обычное спокойное кино. Этакое научно-популярное по стилистике».
Среди зрителей бытует мнение, что из-за «мужской атмосферы» вся съёмочная группа беспробудно пьянствовала. Почти все актёры утверждают обратное: во время работы никто не пил. Единственным исключением стали моменты, когда требовалось согреться. Картину снимали поздней осенью, и холод порой вынуждал людей принимать горячительные напитки, но всё было в рамках приличия. Тем более снимать приходилось быстро, надвигалась зима и нужно было закончить всё до снегопадов.
Народный фильм
Успех «Особенностей национальной охоты» у зрителей вполне объясним. Автор поднял традиционную народную тему охоты и рыбалки — традиционных развлечений в России. Байки, водка и удачный образ Кузьмича, ставшего олицетворением простого русского мужика, нашли отклик среди старшего поколения. Возможно, это совпадение, но герой внешне подозрительно похож на персонажа мультфильма «Падал прошлогодний снег», что могло дать дополнительную популярность.
Однако егерь славен не только внешностью, но и общей загадочностью. Никто толком не знает, кто он. Кузьмич словно добрый леший с водкой, готовый всегда помочь друзьям весело провести время на кордоне. Некоторые критики сравнивали его с дзен-буддистом, намекая на его увлечение восточной культуры: медитации, садом камней и прочей азиатской. Причём все эти мотивы проявляются либо после горячительных напитков, либо перед важным делом.
Образы генерала Булдакова и остальных героев были близки зрителям. Есть версия, что генерал Лебедь якобы сильно обиделся на создателей ленты из-за явного сходства с персонажем Булдакова. Однако позже Лебедь познакомился с актёром лично и изменил своё мнение.
Критики и неравнодушные зрители часто обвиняли Рогожкина, что фильм — сплошная пропаганда алкоголя и пьянства. Однако сам режиссёр подчёркивал необходимость спиртного на большом экране так:
«Водка — это не язык, не образ существования и никакая не философия. Водка — это водка, не более того. Я вообще противник употребления алкоголя, но ведь никто не может запретить нации употреблять что-либо. Это глупость».
Вполне возможно, что народный успех картины связан с её структурой. Сюжет вроде есть, но он там не главное. Гораздо интереснее наблюдать за анекдотичными ситуациями и отдельными эпизодами, которые гораздо лучше раскрывают суть происходящего. Философские рассуждения Райво для простого россиянина могут показаться забавными, учитывая наши многочисленные шутки и анекдоты над горячими «финскими парнями».
Что интересно, на «Ленфильме» считали, что ленту ждёт провал. Критикам казалось, что сюжет банальный и несмешной, другим не понравилось название. Однако картину привезли на различные кинофестивали: «Кинотавр», Международный фестиваль в Карловых Варах, где работа Рогожкина вызвала большой интерес, а после успешный прокат в Чехии. Национальная киноакадемия «Ника» наградила его в категории «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая мужская роль» (Булдаков). Сарафанное радио способствовало росту интереса россиян к данной ленте. В 1996 году состоялась и премьера на ОРТ.
Особенности национальных сиквелов
Философско-сатирическая работа Рогожкина привела к неожиданному результату. Популярность фильма била все рекорды, актёры становились узнаваемыми, а люди с телевидения и мира кино понимали, что они наткнулись на золотую жилу.
Практически сразу пошла работа над картиной «Операция „С Новым годом!“» , которая в некотором смысле стала ответвлением от «Особенностей». Концептуально она повторяла идеи, заложенные в предыдущем фильме: абсурдные ситуации, много гэгов, но главное, что весь актёрский состав практически полностью сохранился. Лента снималась на территории и в зданиях инфекционной больницы Боткина в Санкт-Петербурге.
Вскоре встал вопрос о создании полноценного продолжения «Особенностей». Александр Рогожкин собирался написать сценарий сиквела, но снимать фильм не хотел. Редакция ОРТ была готова пойти на серьёзные финансовые траты ради второй части. Рогожкин выдвинул условие — ему выдадут 35-миллиметровую плёнку и обеспечат звуком Dolby. Требования были выполнены.
«Я вообще жалею, что не остановился на первом фильме, а снял трилогию. Я не люблю тиражировать. Это не мой стиль работы. „Особенности национальной рыбалки и охоты в зимний период“ — это случайные для меня фильмы».
Все продолжения, снятые Рогожкином уже не могли принести нечто нового. Тем не менее уровень шуток и актёрская игра оставались на высоте. Появился продакт-плейсмент, который ненавязчиво рекламировал товары в сюжете. Вторжение рекламы в позже сыграло злую шутку с создателями: герои появлялись в различных рекламах на ТВ, газетах и тема «Особенностей» постепенно опошлялась и превращалась в попсу.
«Особенности национальной охоты в зимний период» (2000) задумывались как сериал, однако в последний момент их переделали в полнометражный фильм. Хотя лента ещё могла смешить и радовала хорошими актёрами, становилось ясно, что эксплуатировать франшизу дальше невозможно. Времена уже были другие, менялись сюжеты и форматы. То, что хорошо работало в 1990‑е, то уже в 2000‑е выглядело трешово. Однако «Особенности» стали ярким памятником российского кинематографа 90‑х годов и традиционным новогодним фильмом.
Читайте также «Три честных фильма о 90‑х. Капитализм и новая жизнь в лентах Валерия Чикова и Михаила Евдокимова».