Особенности национальной комедии. Как Рогожкин создал жанр киноанекдота

Леген­дар­ный фильм «Осо­бен­но­сти наци­о­наль­ный охо­ты» (а точ­нее, целая серия коме­дий) мог и вовсе не вый­ти: Алек­сандр Рогож­кин не сра­зу заго­рел­ся иде­ей сни­мать его, бюд­же­та ката­стро­фи­че­ски не хва­та­ло, а мно­гие актё­ры появи­лись на съё­моч­ной пло­щад­ке почти случайно. 

Лен­та Рогож­ки­на полю­би­лась зри­те­лям: фра­зы глав­ных геро­ев ушли в народ, осо­бен­но часто цити­ро­ва­ли лако­нич­ные тосты гене­ра­ла и удив­лён­ное «Ну вы, блин, даё­те». Пер­со­на­жи кар­ти­ны поз­же появ­ля­лись в рекла­мах и шоу. Так­же «Осо­бен­но­сти» ста­ли пио­не­ром в обла­сти про­дакт-плей­смен­та, что впо­след­ствии заме­ча­ли кри­ти­ки режиссёра.

Вспо­ми­на­ем, как про­хо­ди­ли съём­ки «Осо­бен­но­стей» и поче­му фильм полу­чил не толь­ко вер­ных поклон­ни­ков, но и лютых нена­вист­ни­ков.


В гостях у Кузьмича

Любо­пыт­ный финн Рай­во меч­та­ет позна­ко­мить­ся с рус­ски­ми обы­ча­я­ми и мест­ной охо­той. У Рай­во есть друг из Рос­сии, кото­рый орга­ни­зу­ет ему поезд­ку с охот­ни­ка­ми. Как это часто быва­ет, вско­ре меро­при­я­тие пере­рас­та­ет в весё­лые поси­дел­ки с алко­го­лем и уди­ви­тель­ны­ми исто­ри­я­ми. Рай­во пыта­ет­ся понять новых дру­зей. Вме­сто того что­бы идти в лес за дичью, они то при помо­щи воен­но­го бом­бар­ди­ров­щи­ка пыта­ют­ся пере­пра­вить коро­ву, то отправ­ля­ют­ся на мест­ную фер­му для утех с жен­щи­на­ми. Конеч­но, герои пери­о­ди­че­ски пыта­ют­ся охо­тить­ся, но полу­ча­ет­ся у них это не совсем удачно.

Есть в сюже­те и парал­лель­ная линия, кото­рая раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в XIX веке: дво­ряне участ­ву­ют в насто­я­щей охо­те на вол­ков. Эти эпи­зо­ды про­ис­хо­дят как бы в вооб­ра­же­нии Рай­во. Роман­ти­че­ские пред­став­ле­ния героя явно не сов­па­да­ют с реаль­но­стью, но Рай­во всё рав­но пыта­ет­ся понять чужой мен­та­ли­тет. В этом ему помо­га­ет новый друг — егерь Кузьмич.

Кузь­мич не про­сто обыч­ный собу­тыль­ник, он гид и про­вод­ник Рай­во в уди­ви­тель­ном мире рус­ских охот­ни­ков. Хотя герои раз­го­ва­ри­ва­ют на раз­ных язы­ках, вско­ре они начи­на­ют пони­мать друг дру­га без слов — язы­ко­вой барьер не про­бле­ма для насто­я­щей друж­бы. Под конец до Рай­во усва­и­ва­ет истин­ный смысл «охо­ты» — встре­тить­ся с при­я­те­ля­ми на засто­лье и послу­шать бай­ки, а охо­тить­ся на зве­ря — не обязательно.


На привале

«Осо­бен­но­сти наци­о­наль­ной охо­ты» сня­ты в крайне необыч­ном жан­ре. Фор­маль­но это коме­дия, но на деле это лубоч­ная экра­ни­за­ция тра­ди­ци­он­но­го сюже­та рус­ской куль­ту­ры «охот­ни­ки на при­ва­ле» с гэга­ми и калам­бу­ра­ми. Мно­гие в прин­ци­пе не пони­ма­ли, что за кар­ти­ну снял Рогож­кин, учи­ты­вая его любовь к интел­лек­ту­аль­ным сюже­там и пол­ное рав­но­ду­шие к тра­ди­ци­он­ным муж­ским заба­вам вро­де охо­ты и рыбал­ки. Ранее Рогож­кин снял лен­ты «Кара­ул» (1989) о дедов­щине по мате­ри­а­лам реаль­но­го уго­лов­но­го дела, фан­та­сти­че­скую дра­му «Тре­тья пла­не­та» (1991) о неиз­ле­чи­мо боль­ной девуш­ке и «Чекист» (1992) о крас­ном тер­ро­ре. «Осо­бен­но­сти…» выби­ва­ют­ся из это­го ряда серьёз­ных тем. 

Счи­та­ет­ся, что идея филь­ма при­над­ле­жит при­я­те­лю Рогож­ки­на про­дю­се­ру Миха­и­лу Кири­лю­ку, люби­те­лю актив­но­го отды­ха в целом и охо­ты в част­но­сти. Его задум­ка не осо­бо понра­ви­лась Алек­сан­дру Рогож­ки­ну, для кото­ро­го это была чуж­дая тема. Одна­ко Кири­люк не сда­вал­ся и наста­и­вал на сво­ём. Поз­же он вспоминал:

«На нашей кино­сту­дии был боль­шой охот­ни­чий кол­лек­тив, кото­рый все выход­ные уез­жал за город. Все­гда было весе­ло, все­гда было смеш­но. Сама охо­та нико­гда не была целью. Съез­див со мной на охо­ту, Рогож­кин создал для себя пред­став­ле­ние, как долж­на выгля­деть охо­та на экране».

После охо­ты режис­сёр ина­че посмот­рел на идею филь­ма. Он не хотел сни­мать типич­ную коме­дию и заду­мал пол­но­мас­штаб­ный кино­экс­пе­ри­мент. Сюжет об охот­ни­ках хоро­шо ложил­ся на рос­сий­скую дей­стви­тель­ность и мен­та­ли­тет. Прав­да, суще­ство­ва­ла про­бле­ма с день­га­ми, но режис­сё­ра это не остановило. 

Созда­те­ли кар­ти­ны пла­ни­ро­ва­ли сде­лать глав­ным геро­ем фин­на, что полу­чить финан­си­ро­ва­ние из Фин­лян­дии. Одна­ко ждать отве­та от фин­нов при­шлось очень дол­го, согла­сие при­шло уже после окон­ча­ния работ над «Осо­бен­но­стя­ми». Уте­ше­ни­ем мож­но было счи­тать появ­ле­ния талант­ли­во­го фин­ско­го актё­ра Вил­ле Хаапа­са­ло, кото­рый сыг­рал роль наив­но­го исто­ри­ка из Фин­лян­дии, оча­ро­ван­но­го рус­ски­ми обычаями.

Мно­гие актё­ры в филь­ме появи­лись слу­чай­но, хотя Рогож­кин зара­нее знал, что глав­ные роли испол­нят Вик­тор Быч­ков и Алек­сей Бул­да­ков, уже сни­мав­ши­е­ся в ран­них кар­ти­нах режис­сё­ра. Роль мили­ци­о­не­ра Семё­но­ва испол­нил зву­ко­ре­жис­сёр Сер­гей Гусин­ский, для кото­ро­го эта рабо­та ста­ла наи­бо­лее замет­ной в карьере. 

Рогож­кин сде­лал геро­ев похо­жи­ми на реаль­ных людей, извест­ных в то вре­мя. Так, Бул­да­ков испол­нил роль гене­ра­ла Ивол­ги­на, напо­ми­нав­ше­го Алек­сандра Лебе­дя. Алек­сандр Ива­но­вич весь­ма пози­тив­но оце­нил это­го персонажа. 

Пер­со­наж Семё­на Стру­га­чё­ва, Лев Соло­вей­чик, стал отсыл­кой к Вла­ди­ми­ру Жири­нов­ско­му. Стру­га­чёв вспоминал:

«Режис­сёр не гово­рил играть Жири­нов­ско­го, но пред­ла­гал взять за обра­зец. Напри­мер, в эпи­зо­де, когда мой герой пока­зы­ва­ет фигу: “Дума­е­те, кон­чи­лась Рос­сия?! Вот вам!” Наму­чи­лись мы с этой фигой. Когда изоб­ра­жал, мой боль­шой палец не было хоро­шо вид­но, ну малень­кий у меня боль­шой палец. Пыта­лись нарас­тить его с помо­щью гри­ма или сни­ма­ли руку дру­го­го чело­ве­ка. Но всё-таки в окон­ча­тель­ный вари­ант вошла моя насто­я­щая фига».

Роль Соло­вей­чи­ка мог испол­нить Алек­сандр Лыков, но из-за его заня­то­сти в дру­гих про­ек­тах роль полу­чил Стру­га­чёв. Одна­ко Лыков впо­след­ствии снял­ся в «Опе­ра­ции «С Новым годом»» и озву­чил коман­ди­ра ракет­но­го кате­ра Ива­ны­ча в «Осо­бен­но­стях наци­о­наль­ной рыбалки».

Сер­гей Рус­скин сыг­рал биз­не­сме­на Сер­гея Савен­ко, про­то­ти­пом кото­ро­го стал писа­тель Эду­ард Лимо­нов. В интер­вью «Мос­ков­ско­му ком­со­моль­цу» Рус­скин рассказал:

«Да, Серё­га — про­то­тип Лимо­но­ва, чему я рад, пото­му что этот чело­век мне очень нра­вит­ся как обще­ствен­ный дея­тель и писа­тель. Я посмот­рел хоро­шую кар­ти­ну Алек­сандра Веле­дин­ско­го “Рус­ское”, она сня­та по моти­вам ран­них, авто­био­гра­фи­че­ских рас­ска­зов Лимо­но­ва. На съё­моч­ной пло­щад­ке Рогож­кин уви­дел меня в тём­ных очках и бейс­бол­ке и заме­тил сход­ство с писа­те­лем. А что­бы это сход­ство уве­ли­чить, дал мне жевать лимон на баркасе».

На Лимо­но­ва наме­ка­ет тот факт, что биз­нес­мен носит насто­я­щую фами­лию Эду­ар­да Вени­а­ми­но­ви­ча — Савенко.

Одной из звёзд филь­ма стал мед­ведь по про­зви­щу Борь­ка, кото­рый хоть и при­вык к людям, но пери­о­ди­че­ски про­яв­лял харак­тер и напа­дал. Боль­ше все­го не повез­ло Стру­га­чё­ву, кото­ро­му Боря вце­пил­ся в ногу. Так­же мед­ве­дю яко­бы пери­о­ди­че­ски дава­ли спирт­ное, что­бы он не буя­нил на съём­ках. Одна­ко это не все­гда помо­га­ло. В сцене, где мед­ведь куса­ет Соло­вей­чи­ка, ситу­а­ция была реаль­ной и актёр от испу­га и боли побе­жал от зве­ря. Кад­ры посчи­та­ли удач­ны­ми и оста­ви­ли в финаль­ном вари­ан­те картины.

Одна из извест­ных сцен — погруз­ка коро­вы в бое­вой само­лёт. На самом деле коров было три. Что­бы никто не заме­тил под­ме­ны, их рас­кра­ши­ва­ли гуа­шью для оди­на­ко­вой расцветки.

В каче­стве нату­ры выбра­ли места Псков­ской и Ленин­град­ской обла­стях, зна­чи­тель­ную часть отсня­ли в окрест­но­стях При­озер­ско­го рай­о­на. Отдель­ные эпи­зо­ды сня­ли в горо­дах Пуш­кине и Острове.

Несмот­ря на оби­лие шуток и смеш­ных ситу­а­ций в сце­на­рии, Рогож­кин мно­го раз пре­ду­пре­ждал актё­ров, что он не сни­ма­ет комедию.

«Я хотел снять коме­дию по неко­ме­дий­ным зако­нам. Я имею в виду сти­ли­сти­ку изоб­ра­же­ния. Коме­дия пред­по­ла­га­ет актив­ную актёр­скую игру на пер­вом плане. Зри­те­лю нуж­но видеть мими­ку актё­ра, его пла­сти­ку. А я стре­мил­ся снять обыч­ное спо­кой­ное кино. Эта­кое науч­но-попу­ляр­ное по стилистике».

Сре­ди зри­те­лей быту­ет мне­ние, что из-за «муж­ской атмо­сфе­ры» вся съё­моч­ная груп­па бес­про­буд­но пьян­ство­ва­ла. Почти все актё­ры утвер­жда­ют обрат­ное: во вре­мя рабо­ты никто не пил. Един­ствен­ным исклю­че­ни­ем ста­ли момен­ты, когда тре­бо­ва­лось согреть­ся. Кар­ти­ну сни­ма­ли позд­ней осе­нью, и холод порой вынуж­дал людей при­ни­мать горя­чи­тель­ные напит­ки, но всё было в рам­ках при­ли­чия. Тем более сни­мать при­хо­ди­лось быст­ро, надви­га­лась зима и нуж­но было закон­чить всё до снегопадов.


Народный фильм

Успех «Осо­бен­но­стей наци­о­наль­ной охо­ты» у зри­те­лей вполне объ­яс­ним. Автор под­нял тра­ди­ци­он­ную народ­ную тему охо­ты и рыбал­ки — тра­ди­ци­он­ных раз­вле­че­ний в Рос­сии. Бай­ки, вод­ка и удач­ный образ Кузь­ми­ча, став­ше­го оли­це­тво­ре­ни­ем про­сто­го рус­ско­го мужи­ка, нашли отклик сре­ди стар­ше­го поко­ле­ния. Воз­мож­но, это сов­па­де­ние, но герой внешне подо­зри­тель­но похож на пер­со­на­жа мульт­филь­ма «Падал про­шло­год­ний снег», что мог­ло дать допол­ни­тель­ную популярность. 

Одна­ко егерь сла­вен не толь­ко внеш­но­стью, но и общей зага­доч­но­стью. Никто тол­ком не зна­ет, кто он. Кузь­мич слов­но доб­рый леший с вод­кой, гото­вый все­гда помочь дру­зьям весе­ло про­ве­сти вре­мя на кор­доне. Неко­то­рые кри­ти­ки срав­ни­ва­ли его с дзен-буд­ди­стом, наме­кая на его увле­че­ние восточ­ной куль­ту­ры: меди­та­ции, садом кам­ней и про­чей ази­ат­ской. При­чём все эти моти­вы про­яв­ля­ют­ся либо после горя­чи­тель­ных напит­ков, либо перед важ­ным делом.

Обра­зы гене­ра­ла Бул­да­ко­ва и осталь­ных геро­ев были близ­ки зри­те­лям. Есть вер­сия, что гене­рал Лебедь яко­бы силь­но оби­дел­ся на созда­те­лей лен­ты из-за явно­го сход­ства с пер­со­на­жем Бул­да­ко­ва. Одна­ко поз­же Лебедь позна­ко­мил­ся с актё­ром лич­но и изме­нил своё мнение.

Кри­ти­ки и нерав­но­душ­ные зри­те­ли часто обви­ня­ли Рогож­ки­на, что фильм — сплош­ная про­па­ган­да алко­го­ля и пьян­ства. Одна­ко сам режис­сёр под­чёр­ки­вал необ­хо­ди­мость спирт­но­го на боль­шом экране так:

«Вод­ка — это не язык, не образ суще­ство­ва­ния и ника­кая не фило­со­фия. Вод­ка — это вод­ка, не более того. Я вооб­ще про­тив­ник упо­треб­ле­ния алко­го­ля, но ведь никто не может запре­тить нации упо­треб­лять что-либо. Это глупость». 

Вполне воз­мож­но, что народ­ный успех кар­ти­ны свя­зан с её струк­ту­рой. Сюжет вро­де есть, но он там не глав­ное. Гораз­до инте­рес­нее наблю­дать за анек­до­тич­ны­ми ситу­а­ци­я­ми и отдель­ны­ми эпи­зо­да­ми, кото­рые гораз­до луч­ше рас­кры­ва­ют суть про­ис­хо­дя­ще­го. Фило­соф­ские рас­суж­де­ния Рай­во для про­сто­го рос­си­я­ни­на могут пока­зать­ся забав­ны­ми, учи­ты­вая наши мно­го­чис­лен­ные шут­ки и анек­до­ты над горя­чи­ми «фин­ски­ми парнями».

Что инте­рес­но, на «Лен­филь­ме» счи­та­ли, что лен­ту ждёт про­вал. Кри­ти­кам каза­лось, что сюжет баналь­ный и несмеш­ной, дру­гим не понра­ви­лось назва­ние. Одна­ко кар­ти­ну при­вез­ли на раз­лич­ные кино­фе­сти­ва­ли: «Кино­тавр», Меж­ду­на­род­ный фести­валь в Кар­ло­вых Варах, где рабо­та Рогож­ки­на вызва­ла боль­шой инте­рес, а после успеш­ный про­кат в Чехии. Наци­о­наль­ная кино­ака­де­мия «Ника» награ­ди­ла его в кате­го­рии «Луч­ший фильм», «Луч­шая режис­су­ра» и «Луч­шая муж­ская роль» (Бул­да­ков). Сара­фан­ное радио спо­соб­ство­ва­ло росту инте­ре­са рос­си­ян к дан­ной лен­те. В 1996 году состо­я­лась и пре­мье­ра на ОРТ.


Особенности национальных сиквелов

Фило­соф­ско-сати­ри­че­ская рабо­та Рогож­ки­на при­ве­ла к неожи­дан­но­му резуль­та­ту. Попу­ляр­ность филь­ма била все рекор­ды, актё­ры ста­но­ви­лись узна­ва­е­мы­ми, а люди с теле­ви­де­ния и мира кино пони­ма­ли, что они наткну­лись на золо­тую жилу. 

Прак­ти­че­ски сра­зу пошла рабо­та над кар­ти­ной «Опе­ра­ция „С Новым годом!“» , кото­рая в неко­то­ром смыс­ле ста­ла ответв­ле­ни­ем от «Осо­бен­но­стей». Кон­цеп­ту­аль­но она повто­ря­ла идеи, зало­жен­ные в преды­ду­щем филь­ме: абсурд­ные ситу­а­ции, мно­го гэгов, но глав­ное, что весь актёр­ский состав прак­ти­че­ски пол­но­стью сохра­нил­ся. Лен­та сни­ма­лась на тер­ри­то­рии и в зда­ни­ях инфек­ци­он­ной боль­ни­цы Бот­ки­на в Санкт-Петербурге.

Вско­ре встал вопрос о созда­нии пол­но­цен­но­го про­дол­же­ния «Осо­бен­но­стей». Алек­сандр Рогож­кин соби­рал­ся напи­сать сце­на­рий сикве­ла, но сни­мать фильм не хотел. Редак­ция ОРТ была гото­ва пой­ти на серьёз­ные финан­со­вые тра­ты ради вто­рой части. Рогож­кин выдви­нул усло­вие — ему выда­дут 35-мил­ли­мет­ро­вую плён­ку и обес­пе­чат зву­ком Dolby. Тре­бо­ва­ния были выполнены.

«Я вооб­ще жалею, что не оста­но­вил­ся на пер­вом филь­ме, а снял три­ло­гию. Я не люб­лю тира­жи­ро­вать. Это не мой стиль рабо­ты. „Осо­бен­но­сти наци­о­наль­ной рыбал­ки и охо­ты в зим­ний пери­од“ — это слу­чай­ные для меня фильмы».

Все про­дол­же­ния, сня­тые Рогож­ки­ном уже не мог­ли при­не­сти нечто ново­го. Тем не менее уро­вень шуток и актёр­ская игра оста­ва­лись на высо­те. Появил­ся про­дакт-плей­смент, кото­рый нена­вяз­чи­во рекла­ми­ро­вал това­ры в сюже­те. Втор­же­ние рекла­мы в поз­же сыг­ра­ло злую шут­ку с созда­те­ля­ми: герои появ­ля­лись в раз­лич­ных рекла­мах на ТВ, газе­тах и тема «Осо­бен­но­стей» посте­пен­но опош­ля­лась и пре­вра­ща­лась в попсу.

 

«Осо­бен­но­сти наци­о­наль­ной охо­ты в зим­ний пери­од» (2000) заду­мы­ва­лись как сери­ал, одна­ко в послед­ний момент их пере­де­ла­ли в пол­но­мет­раж­ный фильм. Хотя лен­та ещё мог­ла сме­шить и радо­ва­ла хоро­ши­ми актё­ра­ми, ста­но­ви­лось ясно, что экс­плу­а­ти­ро­вать фран­ши­зу даль­ше невоз­мож­но. Вре­ме­на уже были дру­гие, меня­лись сюже­ты и фор­ма­ты. То, что хоро­шо рабо­та­ло в 1990‑е, то уже в 2000‑е выгля­де­ло тре­шо­во. Одна­ко «Осо­бен­но­сти» ста­ли ярким памят­ни­ком рос­сий­ско­го кине­ма­то­гра­фа 90‑х годов и тра­ди­ци­он­ным ново­год­ним фильмом.

Что­бы под­дер­жать авто­ров и редак­цию, под­пи­сы­вай­тесь на плат­ный теле­грам-канал VATNIKSTAN_vip. Там мы делим­ся экс­клю­зив­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, зна­ко­мим­ся с исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми и обща­ем­ся в ком­мен­та­ри­ях. Сто­и­мость под­пис­ки — 500 руб­лей в месяц.

 

Читай­те так­же «Три чест­ных филь­ма о 90‑х. Капи­та­лизм и новая жизнь в лен­тах Вале­рия Чико­ва и Миха­и­ла Евдо­ки­мо­ва».

Поделиться