Три честных фильма о 90‑х. Капитализм и новая жизнь в лентах Валерия Чикова и Михаила Евдокимова

Куль­тур­ная носталь­гия по 1990‑м годам не закан­чи­ва­ет­ся уже несколь­ко лет: сери­а­лы в атмо­сфе­ре пер­во­го пост­со­вет­ско­го деся­ти­ле­тия соби­ра­ют мил­ли­о­ны зри­те­лей, а спор­тив­ные ретроолим­пий­ки надол­го про­пи­са­лись в муж­ских и жен­ских гар­де­робах. Но то, как девя­но­стые пока­зы­ва­ют сего­дня, — в дей­стви­тель­но­сти силь­но роман­ти­зи­ро­ван­ное пред­став­ле­ние о не самой роман­ти­че­ской эпо­хе, где даже бед­ность и отча­я­ние выгля­дят эсте­тич­но. А если всё же хочет­ся узнать, как на самом деле выгля­де­ли и чув­ство­ва­лись девя­но­стые, луч­ше обра­тить­ся к кине­ма­то­гра­фу тех лет — совре­мен­ни­ки были дале­ки от иде­а­ли­за­ции про­ис­хо­дя­ще­го и пока­зы­ва­ли жизнь такой, какой воспринимали.

Хоро­ший при­мер чест­но­го кино о девя­но­стых — три­ло­гия филь­мов Вале­рия Чико­ва: «Про биз­не­сме­на Фому» (1993), «Не валяй дура­ка» (1997) и «Не послать ли нам… гон­ца?» (1998). Здесь ого­во­рим­ся: автор не заду­мы­вал эти кар­ти­ны как вза­и­мо­свя­зан­ные — они рас­ска­зы­ва­ют раз­ные исто­рии, в них нет общих пер­со­на­жей и отли­ча­ет­ся тональ­ность. Но из-за общих смыс­лов и актёр­ско­го соста­ва сего­дня рабо­ты вос­при­ни­ма­ют­ся как трилогия.

Веду­щие роли в этих филь­мах испол­нил Миха­ил Евдо­ки­мов. Спер­ва про­сла­вив­ший­ся как юмо­рист и актёр, на пике попу­ляр­но­сти он выбрал поли­ти­че­скую карье­ру и даже на корот­кий срок добил­ся опре­де­лён­ных успе­хов, что из сего­дняш­не­го дня выгля­дит любопытно.

Миха­ил Евдо­ки­мов. Источ­ник: kinopoisk.ru

Рабо­ты Вале­рия Чико­ва с уча­сти­ем Миха­и­ла Евдо­ки­мо­ва мож­но рас­смат­ри­вать как энцик­ло­пе­дию пост­со­вет­ской жиз­ни. Герои Евдо­ки­мо­ва — это тру­дя­ги, вынуж­ден­ные жить в эпо­ху упад­ка нра­вов в усло­ви­ях дико­го капи­та­лиз­ма. Кино­кар­ти­ны Чико­ва, несмот­ря на мрач­ный тон, про­ник­ну­ты опре­де­лён­ным опти­миз­мом и жела­ни­ем жить даже в таком мире.

VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет о Миха­и­ле Евдо­ки­мо­ве, Вале­рии Чико­ве и их сов­мест­ных рабо­тах, кото­рые поз­во­ля­ют взгля­нуть на пост­со­вет­ский хаос и понять, как люди выжи­ва­ли в те непро­стые времена.


«Морда красная» с Алтая

Миха­ил Евдо­ки­мов родил­ся 6 декаб­ря 1957 года в рабо­чей семье в Ста­лин­ске (нынеш­ний Ново­куз­нецк). После шко­лы Миха­ил учил­ся на отде­ле­нии народ­ных инстру­мен­тов (бала­лай­ка) куль­тур­но-про­све­ти­тель­но­го учи­ли­ща в Бар­нау­ле, рабо­тал шли­фо­валь­щи­ком, адми­ни­стра­то­ром в сто­ло­вой, худо­же­ствен­ным руко­во­ди­те­лем в доме куль­ту­ры. Поз­же Евдо­ки­мов рассказывал:

«О про­фес­си­ях меч­тал о раз­ных — то шофё­ром хотел быть, то лёт­чи­ком, то арти­стом. И очень хотел при­но­сить поль­зу людям вне зави­си­мо­сти от про­фес­сии. Таким было наше поко­ле­ние в юно­сти. Счи­таю, что глав­но­го в жиз­ни достиг — людям в гла­за не стыд­но смотреть».

В 1977—1979 годах Миха­ил про­хо­дил сроч­ную служ­бу в стро­и­тель­ных вой­сках. После армии Евдо­ки­мов посту­пил в инсти­тут тор­гов­ли, где узнал о Клу­бе весё­лых и наход­чи­вых. Миха­ил стал капи­та­ном коман­ды КВН, но 1981 году бро­сил инсти­тут, что­бы уехать в Моск­ву и посту­пить в эст­рад­но-цир­ко­вое учи­ли­ще. Экза­ме­ны Евдо­ки­мов про­ва­лил, одна­ко через два года устро­ил­ся в филар­мо­нию арти­стом раз­го­вор­но­го жанра.

В сере­дине 1980‑х годов Миха­ил попал на теле­ви­де­ние, его моно­ло­ги пока­зы­ва­ли в про­грам­мах «Ого­нёк» и «Вокруг сме­ха». Извест­ность к арти­сту при­шла после зна­ком­ства с Реги­ной Дубо­виц­кой, веду­щей про­грам­мы «Аншлаг». Номер «После бани» про­сла­вил Евдо­ки­мо­ва на всю стра­ну и, кажет­ся, навсе­гда сфор­ми­ро­вал амплуа бес­хит­рост­но-оча­ро­ва­тель­но­го мужич­ка «из наро­да», бай­ки кото­ро­го мож­но слу­шать часами.

 

В 1990‑е годы Миха­ил создал част­ный театр, где высту­пал в сво­ём при­выч­ном обра­зе. Сре­ди пуб­ли­ки ходи­ла шут­ка, что это самый «пью­щий театр в мире».

В нача­ле деся­ти­ле­тия Евдо­ки­мов попро­бо­вал себя в кино: сна­ча­ла озву­чи­вал мульт­филь­мы, а потом дебю­ти­ро­вал в почти забы­том сего­дня «Вос­по­ми­на­нии о „Коро­вьем мар­ше“». Одна­ко насто­я­щую сла­ву и узна­ва­е­мость Миха­и­лу при­нес­ли филь­мы Вале­рия Чикова.


«Про бизнесмена Фому» (1993)

Вале­рий Чиков родил­ся 26 декаб­ря 1950 года в селе Чури­лов­ка Воло­год­ской обла­сти. В 1968 году Вале­рий окон­чил шко­лу-интер­нат № 45 при Ленин­град­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те. В 1974 году Чиков окон­чил Ленин­град­ский инсти­тут авиа­ци­он­но­го при­бо­ро­стро­е­ния и учил­ся в аспи­ран­ту­ре. Одна­ко кине­ма­то­граф инте­ре­со­вал Вале­рия куда боль­ше, а в каче­стве хоб­би он ино­гда писал рас­ска­зы. В кон­це 1970‑х Вале­рий запи­сал­ся на двух­го­дич­ные выс­шие кур­сы сце­на­ри­стов и режис­сё­ров. По вос­по­ми­на­ни­ям Чико­ва, учё­ба дава­лась ему нелег­ко, осо­бен­но слож­но было прой­ти кон­курс. Тем не менее всё сло­жи­лось, а по его диплом­но­му сце­на­рию поста­ви­ли кар­ти­ну «Дам­ское танго».

После сце­нар­но­го дебю­та Чиков сни­мал соб­ствен­ные филь­мы. Пер­вым опы­том ста­ла корот­ко­мет­раж­ная лен­та «Крас­ный обоз» по моти­вам пове­сти Васи­лия Бело­ва «Ска­кал казак». Пре­мье­ра про­шла удач­но, и режис­сё­ру дове­ри­ли сни­мать пол­но­мет­раж­ный фильм — кри­ми­наль­ную мело­дра­му «Рус­ская рулет­ка» (1990).

После рас­па­да Совет­ско­го Сою­за оте­че­ствен­ный кине­ма­то­граф пере­стро­ил­ся — поме­нял­ся под­ход к сьём­кам, а созда­те­ли филь­мов учи­лись пока­зы­вать новые реа­лии. Во вто­рой кар­тине Чиков хотел в сати­ри­че­ской фор­ме рас­смот­реть пере­ход к рыноч­ной эко­но­ми­ке и рас­ска­зать исто­рии пер­вых предпринимателей.

Клю­че­вой про­бле­мой ока­за­лось не отсут­ствие денег (впро­чем, с этим тоже столк­ну­лись), а выбор актё­ра на глав­ную роль. Всё решил слу­чай: Чиков уви­дел Евдо­ки­мо­ва по теле­ви­зо­ру в «Аншла­ге» и сра­зу понял, кто ста­нет звез­дой новой картины.

Сюжет лен­ты напо­ми­нал луч­шие моно­ло­ги Евдо­ки­мо­ва: дере­вен­ский мужик Фома, регу­ляр­но попа­да­ю­щий в неле­пые ситу­а­ции, хочет бро­сить рабо­ту меха­ни­за­то­ром и занять­ся биз­не­сом. Идея ново­яв­лен­но­го ком­мер­сан­та необыч­ная — у себя на дому он пла­ни­ру­ет открыть плат­ный туа­лет с импорт­ной сантехникой.

Фома стал­ки­ва­ет­ся с дву­мя харак­тер­ны­ми про­бле­ма­ми пер­вых лет рыноч­ной эко­но­ми­ки: рэке­ти­ра­ми, кото­рые тре­бу­ют дани, и про­со­вет­ски­ми настро­е­ни­я­ми в род­ной деревне. Глав­ным про­тив­ни­ком Фомы высту­па­ет убеж­дён­ный ком­му­нист Лука Сов­ков (оце­ни­те дер­зость име­ни). В борь­бе про­тив капи­та­лиз­ма Сов­ков готов дей­ство­вать радикально 

спой­лер!
и даже сжечь себя в кабинке.
В ито­ге у Фомы всё идёт не по пла­ну, но он не пада­ет духом и ста­вит перед собой новую амби­ци­оз­ную цель.

Несмот­ря на чере­ду мрач­ных собы­тий, кар­ти­на по сво­ей сути опти­ми­стич­ная. Вале­рий Чиков рассказывал:

«Это была прит­че­вая исто­рия о том, каким сгорб­лен­ным урод­цем вхо­дят в наши жизнь новые эко­но­ми­че­ские отношения».


«Не валяй дурака…» (1997)

Сотруд­ни­че­ство ока­за­лось успеш­ным — Чиков и Евдо­ки­мов реши­ли снять ещё один фильм. Миха­ил помог Вале­рию напи­сать сце­на­рий для лен­ты «Не валяй дура­ка». Пер­во­на­чаль­но сни­мать кар­ти­ну дол­жен был укра­ин­ский режис­сёр Иван Горо­бец, а место дей­ствия раз­во­ра­чи­ва­лось в Одес­се, но съём­ки не состо­я­лись из-за финан­со­вых проблем.

Вполне воз­мож­но, что задум­ка Чико­ва так и оста­лась бы на пол­ке, одна­ко Евдо­ки­мов нашёл спон­со­ров. Съём­ки полу­чи­лись мас­штаб­ны­ми: они про­хо­ди­ли в Крон­штад­те, Яро­слав­ской, Архан­гель­ской обла­стях и Нью-Йор­ке. Поз­же Вале­рий Чиков рассказывал:

«Мно­гое дела­лось на голом энту­зи­аз­ме. Хотя, конеч­но, это сто­и­ло опре­де­лён­ных средств. Ведь было четы­ре экс­пе­ди­ции, в том чис­ле — в США. Поезд­ка съё­моч­ной груп­пы, тех­ни­ка… Мне уда­лось собрать заме­ча­тель­ный актёр­ский ансамбль: кро­ме Миха­и­ла Евдо­ки­мо­ва, в филь­ме сни­ма­лись Лев Дуров, Оль­га Ост­ро­умо­ва, Вале­рий Золо­ту­хин. Моя наход­ка — Серё­жа Ага­пи­тов, быв­ший цир­ко­вой клоун».

Темы, под­ня­тые в лен­те, понят­ны рос­сий­ско­му чело­ве­ку. Жите­ли раз­ва­ли­ва­ю­ще­го­ся кол­хо­за слу­чай­но нахо­дят боч­ку спир­та, ухо­дят в алко­голь­ный отрыв, а затем устра­и­ва­ют пожар и бес­по­ряд­ки. Ока­зы­ва­ет­ся, боч­ку под­ки­ну­ли аме­ри­кан­ские под­вод­ни­ки, что­бы отвлечь мест­ных и най­ти зале­жи алма­зов. Евдо­ки­мов игра­ет уже при­выч­ную ему роль дере­вен­ско­го жите­ля Фили­мо­на, кото­ро­му при­хо­дит­ся отве­чать за одно­сель­чан перед судом.

Фильм демон­стри­ру­ет харак­тер­ные исто­ри­че­ские реа­лии 1990‑х годов: рас­про­да­жа при­род­ных ресур­сов, поваль­ный алко­го­лизм и повсе­мест­ный бар­дак. Ино­гда скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что жите­ли дерев­ни пре­бы­ва­ют в неко­ем соб­ствен­ном мире, а реше­нию насущ­ных про­блем пред­по­чи­та­ют хаос и чуда­че­ства. Яркий при­мер — пер­со­наж Вале­рия Золо­ту­хи­на Иван Таратайкин, 

спой­лер!
кото­рый гиб­нет в резуль­та­те испы­та­ний сво­е­го же вертолёта.
Спра­вед­ли­во­сти ради отме­тим, что пер­со­наж Евдо­ки­мо­ва в этой лен­те ско­рее второстепенный.

Несмот­ря на неза­мыс­ло­ва­тый сюжет, кар­ти­на вызва­ла ажи­о­таж на «Кино­тав­ре» в Сочи. Кри­тик Сер­гей Лав­рен­тьев вспоминал:

«Зал виз­жал от вос­тор­га. Неко­то­рые удар­ные репли­ки невоз­мож­но было рас­слы­шать из-за гро­мо­во­го хохо­та, сотря­сав­ше­го Зим­ний театр. Дама по сосед­ству живо ком­мен­ти­ро­ва­ла про­ис­хо­дя­щее, гото­вя спут­ни­цу к тому, что вско­ре слу­чит­ся: „А теперь он ему ка-ак даст! А она его ка-ак трес­нет по баш­ке!“ Вспом­ни­лось далё­кое дет­ство, когда маль­чиш­ки точ­но так же пере­ска­зы­ва­ли филь­мы, деля экран­ных пер­со­на­жей на „наших“ и „нем­цев“, даже если это были муш­ке­тё­ры и гвар­дей­цы кардинала…»


«Не послать ли нам… гонца?» (1998)

Иное дело — финаль­ный фильм Чико­ва и Евдо­ки­мо­ва «Не послать ли нам… гон­ца?». Наи­бо­лее прон­зи­тель­ная рабо­та Чико­ва, кото­рую мож­но рас­смат­ри­вать как энцик­ло­пе­дию жиз­ни в России.

По сути это роуд-муви, в кото­ром фер­мер Иван Дер­гу­нов вме­сте со сла­бо­ум­ным дру­гом Яко­вым отправ­ля­ют­ся в Моск­ву, что­бы рас­ска­зать пре­зи­ден­ту Бори­су Ель­ци­ну о сво­их горе­стях. Одна­ко добрать­ся до гла­вы стра­ны не так-то про­сто, и по пути Иван видит девя­но­стые в пол­ном мас­шта­бе: здесь и рэке­ти­ры, кото­рые пре­сле­ду­ют «ново­го рус­ско­го», и началь­ник мили­ции, поте­ряв­ший сына на войне в Абха­зии, и сол­дат Заур, кото­ро­го счи­та­ют бан­ди­том толь­ко из-за его наци­о­наль­но­сти. Несмот­ря на соб­ствен­ные про­бле­мы, Иван помо­га­ет всем, кого встре­ча­ет во вре­мя путе­ше­ствия. Фильм весь­ма доб­рый, но уми­ра­ю­щие дерев­ни, юные ток­си­ко­ма­ны и нечест­ные мили­ци­о­не­ры при­да­ют кар­тине весь­ма печаль­ное настроение.

Съём­ки «Гон­ца» про­хо­ди­ли в Твер­ской, Яро­слав­ской, Мос­ков­ской, Вла­ди­мир­ской обла­стях. По сюже­ту глав­ный герой родом из Волог­ды, одна­ко созда­те­ли филь­ма реши­ли обой­тись без мест­но­го гово­ра — что­бы не фальшивить.

Как и в лен­те «Про биз­не­сме­на Фому», конец исто­рии свет­лый, но немно­го печаль­ный. Не добив­шись пер­во­на­чаль­ной цели, герой не уны­ва­ет и про­дол­жа­ет жить.

Фильм стал неко­то­рым вызо­вом для актё­ров. Осо­бен­но слож­но было Льву Дуро­ву, испол­нив­ше­го роль сла­бо­ум­но­го Якова:

«…мне было инте­рес­но рабо­тать в кар­тине „Не послать ли нам… гон­ца?“. Режис­сёр Чиков пред­ло­жил сыг­рать сума­сшед­ше­го, кото­рый гово­рит все­го несколь­ко бес­связ­ных фраз. Это мне-то, чело­ве­ку болт­ли­во­му по сво­ей при­ро­де! Ока­за­лось, что мол­чать на экране зна­чи­тель­но труд­нее, неже­ли тара­то­рить без умолку».


Губернатор из народа

Для Евдо­ки­мо­ва «Не послать ли нам… гон­ца?» фак­ти­че­ски ста­ла послед­ней боль­шой рабо­той в кино. Девя­но­стые закон­чи­лись. В 2000 году он сыг­рал неболь­шую роль биз­не­сме­на в не самом удач­ном филь­ме Эль­да­ра Ряза­но­ва «Ста­рые кля­чи», а затем посвя­тил себя политике.

Суще­ству­ет вер­сия, что имен­но это тра­ги­че­ское роуд-муви натолк­ну­ло Евдо­ки­мо­ва на мысль стать губер­на­то­ром. Слож­но ска­зать, насколь­ко это прав­да — впер­вые Миха­ил бал­ло­ти­ро­вал­ся в Гос­ду­му ещё в 1995 году, но тогда проиграл.

4 апре­ля 2004 года Евдо­ки­мов побе­дил на выбо­рах гла­вы Алтай­ско­го края, обой­дя во вто­ром туре дей­ство­вав­ше­го губер­на­то­ра Алек­сандра Сури­ко­ва. СМИ окре­сти­ли избра­ние Евдо­ки­мо­ва «син­дро­мом Швар­це­негге­ра» — по ана­ло­гии с аме­ри­кан­ским актё­ром, кото­рый в 2003 году стал губер­на­то­ром Калифорнии.

Как и герои в филь­мах Чико­ва, Евдо­ки­мов хотел сде­лать жизнь зем­ля­ков луч­ше, но не все­гда это полу­ча­лось. В 2004 году Алтай­ский край был одним из самых депрес­сив­ных реги­о­нов Рос­сии. Миха­ил Евдо­ки­мов актив­но борол­ся с кор­руп­ци­ей и смог добить­ся повы­ше­ния зар­плат в крае.

Про­тив Евдо­ки­мо­ва было настро­е­но боль­шин­ство депу­та­тов кра­е­во­го Сове­та, сто­рон­ни­ков Сури­ко­ва. За менее чем пол­то­ра года руко­вод­ства Миха­и­ла Евдо­ки­мо­ва край­со­вет несколь­ко раз пытал­ся сме­стить губер­на­то­ра. В мар­те-апре­ле 2005 года дви­же­ние «Про­буж­де­ние» про­во­ди­ло пике­ты в под­держ­ку Евдо­ки­мо­ва. В июле того же года на митин­ге проф­со­юз­ных орга­ни­за­ций в Бар­нау­ле зву­ча­ли при­зы­вы об отстав­ке гла­вы края.

9 авгу­ста 2005 года Миха­ил Евдо­ки­мов погиб в авто­ка­та­стро­фе на трас­се Бийск — Бар­на­ул. Поми­мо него, в машине нахо­ди­лись води­тель, охран­ник и жена Гали­на. Выжи­ла толь­ко супру­га Евдо­ки­мо­ва, осталь­ные скон­ча­лись на месте.

Миха­ил Евдо­ки­мов. Источ­ник: kinopoisk.ru

Что­бы читать все наши новые ста­тьи без рекла­мы, под­пи­сы­вай­тесь на плат­ный теле­грам-канал VATNIKSTAN_vip. Там мы делим­ся экс­клю­зив­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, зна­ко­мим­ся с исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми и обща­ем­ся в ком­мен­та­ри­ях. Сто­и­мость под­пис­ки — 500 руб­лей в месяц.


Читай­те также: 

Рос­сий­ское кино эпо­хи рас­па­да. Яркие и необыч­ные филь­мы 1990‑х годов

В мире «Раз­би­тых фона­рей». Исто­рия пер­во­го рос­сий­ско­го сери­а­ла о мен­тах

Жизнь пре­крас­на и уди­ви­тель­на! Как созда­вал­ся куль­то­вый хор­рор «При­кос­но­ве­ние»

Поделиться