Наше кино в конце XX века ждал расцвет: ослабла цензура, появились новые актёры и режиссёры. Западные ленты теперь широко доступны в России, а отечественные авторы, почувствовав свободу, с азартом создают собственное кино.
Кинематограф не мыслит себя без признания и оценок критиков — так возникла необходимость в новых премиях для творцов. В СССР уже был институт кинонаград, но он нуждался в дальнейшем развитии. Основанный в 1935 году Московский международный кинофестиваль был одним из старейших в мире и, как ясно из названия, брал фильмы со всей планеты. Однако стране не хватало конкурса, где участвовали бы только российские ленты и работы из стран СНГ. Так в 1991 году появляется «Кинотавр» — один из главных фестивалей России.
Конкурсная программа постоянно менялась — в первое десятилетие истории «Кинотавра» появились специальные номинации, многие из которых исчезли в 2000‑х. Картины, что шли вне основного конкурса, плохо запомнились зрителю — между тем эти ленты даже сегодня интересны и по-своему актуальны. VATNIKSTAN знакомит читателей с фильмами, которые стоит увидеть, и рассказывает про сам фестиваль. Мы ограничимся первым десятилетием истории «Кинотавра», когда его структура только формировалась.
Фестиваль: начало большой истории
Создателем и вдохновителем «Кинотавра» считается продюсер и критик Марк Рудинштейн. В 1990 году он впервые организовал «Фестиваль некупленного кино», прошедший в Подольске. Обстановка для искусства была не самая радужная — несмотря на появление коммерческого проката, родное кино только вставало на ноги. Рудинштейн вспоминает:
«Прокатывая „Интердевочку“, мы впервые сделали цены коммерческими, билет стоил три рубля. А раньше были — 10–25 копеек. Это было начало коммерческого проката — появился документ, согласно которому мы могли себе это позволить. Но нас выбили и стали крутить американское кино за те же деньги. И если бы хоть что-нибудь с этих сумм пошло на развитие отечественного кино!
Возникла идея создания фестиваля, на котором можно было бы показывать лучшее из снятого. Я понял, что проката не будет, и надо создать место, где люди будут собираться, журналисты будут об этом писать, и будет хотя бы слух о том, что кино производится. Кризис есть кризис…»
В настоящее время фестиваль собирает авторов не только из России, но и из других стран. Однако 30 лет назад это был скромный конкурс, первыми участниками которого стали всего четыре фильма. Назовём их: это «Месть» Ермека Шинарбаева, получившая главный приз, «Ад, или Досье на самого себя» Геннадия Беглова, «Замри — умри — воскресни» Виталия Каневского и «Бродячий автобус» Иосифа Хейфица. Ни один из них не был куплен советским прокатом, не шёл для публики в кинотеатрах. Показав ленты на собственном камерном мероприятии, Марк Рудинштейн хотел поддержать независимое кино. Фестиваль продлился всего пять дней, председателем жюри стала критик Елена Бокшицкая.
Уже через год маленький «Фестиваль некупленного кино» превратился в большое событие. Началось всё с перемены названия — что, как водится, вышло случайно:
«.…кто-то произнёс слово „Кинотавр“. По идее было сказано „КИНтавр“. Во время застолья кто-то сказал: „А давайте будет два конкурса — кино для избранных и кино для всех“. И появилось это слово. А потом мы узнали, что в Питере существует фестиваль документального кино „Кентавр“. В этот момент кто-то выдал — „Кинотавр“».
В 1991 году конкурс под новым именем переехал на курорты Сочи, привлекая внимание критиков и зрителей. Победители награждались особыми статуэтками: символом «Кинотавра» стал золотой шар, верхняя половина которого изображает солнце, а нижняя — море.
Изначально программа фестиваля делила фильмы на две категории: «Кино для всех» и «Кино для избранных». В таком виде секции существовали лишь два года. В 1993 году первую категорию переименовали в «Большой конкурс», а вторую — в «Авторское кино». Но и такое разделение надолго не сохранилось.
Марк Рудинштейн вспоминал:
«Почему в своё время отпала необходимость делить конкурсную программу на массовые фильмы и кино „не для всех“? Режиссёры обижались! Филатов, который получил приз за фильм „Сукины дети“, был в конкурсе „для всех“, а в конкурсе „не для всех“ выиграла „Улыбка“ Попова. Филатов подошёл и спросил: „Значит, по сравнению с „Улыбкой“ мой фильм — для всех?“ И я согласился».
Поэтому в 1994 году осталась лишь основная программа. Но потом специальные номинации всё равно появлялись — плюс к тому иногда добавлялись разовые секции и награды. В 1995 году добавляется «Панорама», продержавшаяся два года. В 1998‑м, после нового исчезновения спецноминаций, появляется «Конкурс дебютов». Он надолго закрепится в истории фестиваля: сейчас эта секция известна как «Кинотавр. Дебют». В этой номинации начинающие режиссёры знакомят жюри со своими работами.
В 2000 году добавились спецпризы от общественных номинаций и спонсоров — сейчас они вручаются на постоянной основе. В наши дни на «Кинотавре» вручают приз Гильдии киноведов и кинокритиков России, приз имени Григория Горина «За лучший сценарий», приз имени Микаэла Таривердиева за лучшую музыку к фильму, Президентский приз.
Общей чертой номинаций, что шли вне Большого (основного) конкурса, оставалось их узость и специфичность. Из-за этого фильмы, победившие в них, не снискали широкой известности — за редким исключением, о котором мы расскажем в конце.
Номинация «Кино для избранных». 1990–1992 годы
Как уже было сказано, «Кинотавр» начался с «Фестиваля некупленного кино». В 1990 году победителем конкурса стала драма «Месть» от студии «Казахфильм».
Кинолента рассказывает событиях, развернувшихся в Корее на протяжении нескольких десятилетий. Это история убийства, ненависти, мести и расплаты. Фильм разделён на восемь отдельных историй. Пролог повествует об Императоре древнего государства Чосон: государь спорит с Поэтом, решив наказать одного из подданных. Следующие семь эпизодов посвящены истории семьи Цай с 1915 по 1950‑е годы. Отец, движимый местью за погибшую дочь, посвящает жизнь попыткам найти убийцу и свершить правосудие. Но, не добившись желаемого, он на смертном одре передаёт сыну Цай Сунгу право завершить начатое. Каждая новелла продолжает предыдущую, превращаясь в спиральный цикл.
«Месть» Ермека Шинарбаева была признана не только в СССР, но и за рубежом. В 1992 году фильм получит Главный приз Международных встречи имени Анри Ланглуа в Пуатье.
В 1991 году в программе «Кинотавра» появилось уже более 20 фильмов. В секции «Кино для избранных» победила картина Карена Геворкяна «Пегий пёс, бегущий краем моря». Фильм поставлен по одноимённой повести Чингиза Айтматова.
Двухсерийная лента повествует о быте и нравах нивхов, коренного населения Приамурья. В основе сюжета — история мальчика, который проходит обряд инициации, впервые отправляясь с родными в Охотское море на рыбный промысел. Первая часть фильма — практически документальный материал про жизнь нивхов на суше. Вторая — художественная история о взрослении, в основу которой и легла повесть Айматова.
Работу Карена Геворкяна отметили не только на «Кинотавре», но и на XVII Московском международном кинофестивале. В 1993 году фильм попал на фестиваль авторского кино в Сан-Ремо и на международный кинофестиваль в Валансьене. На каждом из них неспешная притча была удостоена гран-при.
В 1992 году гран-при «Кино для избранных» получила «Улыбка» от студии «Ленфильм». Режиссёром выступил Сергей Попов: фильм стал для него дебютом. Ранее Попов был известен как актёр, снимавшийся у Киры Муратовой («Познавая белый свет», «Астенический синдром», «Среди серых камней»). Первый режиссёрский опыт Сергея Попова стал непростым: он снял драму о пациентах сумасшедшего дома.
Несмотря на безумие, герои фильма думают о том же, что и обычные люди: о политике, Боге, истории, жизни, любви, счастье. Да и внутренняя система больницы, её нравы и быт ничем не отличаются от тех, что снаружи. Вот только пациенты всегда беспомощны перед происходящим. Когда один из героев пытается сбежать из лечебницы, звучат голоса санитаров: «Всё равно поймают».
Сцены в конце и начале фильма отражают его название: пациенты больницы, чтобы как-то заработать на жизнь, поют частушки на улицах Санкт-Петербурга. Ленту особо отметил председатель жюри «Кинотавра» Вадим Абдрашитов: по его словам, в непростое время фильм «трогал и вселял надежду». В 2007 году на XXIX Московском международном кинофестивале «Улыбку» показали в программе «Прощай, СССР!».
Номинация «Авторское кино». 1993 год
В спецпрограмме, сменившей название, участвуют десять фильмов, а жюри возглавляет искусствовед Мирон Черненко. Победил в секции Олег Ковалов с лентой «Остров мёртвых». Работа посвящалась памяти Веры Холодной, легенды чёрно-белого кино, и представляла собой смонтированные фрагменты немых фильмов 1920‑х годов. Ковалов, профессиональный киновед и историк, взял за основу архивные ленты Госфильмофонда.
Режиссёр воссоздал звучный голос и образ эпохи. Его кинематографический коллаж склеен из игровых, документальных и мультипликационных фильмов, выпущенных на заре российского кино. Картину сопровождает саундтрек композиторов-классиков: Скрябина, Бетховена, Моцарта и других. Название ленты отсылает к одноимённой картине «Остров мёртвых», написанной символистом Арнольдом Бёклином в конце XIX века.
Работа Олега Ковалова больше похожа на научное исследование, чем на обычный фильм. Нестандартный подход оценили не только жюри «Кинотавра»: в 1994 году картина была отмечена призом Британского совета фестиваля Mediawave в Дьере.
Без специальных номинаций. 1994 год
В этом году «Кинотавр» обошёлся без дополнительных программ. Вместо этого в рамках «Большого конкурса» были введены дополнительные категории, которых не было раньше: «Специальное упоминание жюри», «Приз жюри киноклубов», «Специальное упоминание FIPRESCI» (Международная федерация кинопрессы). Возглавлял жюри Олег Табаков.
«Панорама». 1995–1996 годы
Вновь появилась специальная программа. На этот раз её цель — расширить список стран-участниц. В отсутствие других спецноминаций, именно она становится альтернативой «Большому конкурсу». В 1995 году в «Панораму» вошли 18 фильмов, среди них — снятые совместно с Францией, Германией и Украиной. Первым победителем стала «Пьеса для пассажира» Вадима Абдрашитова.
Перед нами история Игоря Ливанова и его попыток отомстить судье: по его приговору мужчину осудили на семь лет заключения. После освобождения Ливанов пытается разрушить жизнь бывшего судьи, так как считает его виновным в своих злоключениях и несчастьях. Но попытки отомстить оказываются тщетны.
Социальная драма снискала большое признание. Режиссёр картины получил приз Берлинского кинофестиваля, актёр Сергей Маковецкий — приз актёру года по версии кинопрессы. Сценарист Александр Миндадзе также заслужил «Серебряного медведя» в Берлине.
В 1996 году в номинации участвовали уже 18 фильмов из нескольких стран. В «Панораму» попали работы режиссёров из Беларуси, Украины, Казахстана, Туркменистана и Грузии. Председателем жюри стала критик и сценарист Кора Церетели.
В состязании с заграничными конкурентами победила российская лента «Летние люди» Сергея Урсуляка. Фильм был снят по пьесе Максима Горького «Дачники». На экране — день из загородной жизни русских дворян в начале XX века. Несколько аристократов объединяются на лето: хозяйка имения, дворянин, писатель, поэтесса, а также мужья, жёны, любовники и любовницы. Они ведут размеренную жизнь, беседуют, флиртуют, ссорятся и мирятся. Но каждый из них хранит секреты.
Фильм отмечали за операторскую работу и «новое прочтение классики». Визуал здесь действительно подкупает: тёплые тона и неспешное повествование идеально погружают в эпоху царской России.
Без специальных номинаций. 1997 год
Как и три года назад, на «Кинотавре» вновь убрали программу показов вне «Большого конкурса». Специальные призы, конечно, остались — те же самые, что вручались в 1994 году. Председателем жюри в этот раз оказался Владимир Хотиненко. Основная программа привлекла много внимания: там обсуждали «Брата» Балабанова.
«Конкурс дебютов». 1998–1999 годы
В 1998 году на «Кинотавре» появляется новая специальная номинация. В «Конкурсе дебютов» участвовало восемь работ, жюри программы возглавил режиссёр Сергей Овчаров. Главный приз номинации получила драма «С днём рождения!» Ларисы Садиловой.
Это история шестерых будущих мам, которые встретились в роддоме города Кашир Московской области. Женщины оказались на несколько дней в одном помещении. У каждой непростая, иногда трагическая судьба, разное финансовое и социальное положение. Да и время, когда они стали мамами, сложное: по сюжету на дворе 1998 год.
Зрители знакомятся с историями женщин: у одной муж-алкоголик, у другой незапланированная беременность. У кого-то иные проблемы: смерть супруга, отсутствие денег, проблемы с психическим здоровьем. Одна из девушек оказалась в роддоме, несмотря на несовершеннолетие. Они делятся проблемами друг с другом, зная, что другой поддержки ждать неоткуда. В конце фильма героини истории становятся матерями, но об их дальнейшей судьбе ничего неизвестно.
Лента показала зрителям всю глубину социальной уязвимости женщин, которая в 1990‑е только усугубилась. Гендерная проблематика для постсоветского кино была ещё в новинку, так что картину заметили и отметили. Оценили фильм и за границей: в 1999 году Садилова участвовала в международном фестивале женщин-режиссёров в Кретее (Франция).
В 1999 году гран-при «Конкурса дебютов» получила картина «Тесты для настоящих мужчин» Андрея Разенкова. Это детективно-мелодрамная история, в которую попадает герой по имени Алексей. Он знакомится с девушкой, мать которой испытывает всех кандидатов в мужья. За любовь приходится бороться: претенденты на руку и сердце проходят даже через экстремальные ситуации. Чтобы доказать, что он настоящий мужчина, Алексей преодолевает немало тестов. Например, будущий муж должен защитить невесту от вооружённого нападения.
Призы общественных номинаций и спонсоров
В 2000 году в «Кинотавре» вновь введена новая номинация. Первый же год её существования отметился крайне интересными работами. Приз компании «Русская игра» под названием «Отметка» получил фильм «Обыкновенный большевизм»; кроме того, он участвовал в специальных показах вне конкурсной программы. Награду Гильдии киноведов и кинокритиков заслужила картина «ДМБ». Последняя лента — то самое исключение из правил, о котором мы говорили в начале. Несмотря на участие вне основного конкурса, картина широко известна российскому зрителю.
«Обыкновенный большевизм» — работа Евгения Цымбала, основанная, по словам автора, на «уникальных архивных материалах, большая часть которых до последнего времени была государственной тайной». Автор характеризует фильм как «подлинную историю России за последние 90 лет». Перед нами жанр разоблачения — неспроста название отсылает к ленте Ромма «Обыкновенный фашизм». Желая «переосмыслить 1917 год», Цымбал следует общей логике политики 1990‑х. При распаде СССР и в первые годы после него сравнение КПСС с фашистами было общим местом.
«ДМБ», пожалуй, не нуждается в представлении. Ироничная комедия солдатского быта отражает повседневность конца 1990‑х, в которой жили и реальные призывники.
XXI век начинается
В нулевые появились номинации, актуальные для новой эпохи. Ещё в 2000‑м состоялось много особых показов: «В зеркале документа», «Холокост», «Ретроспективы» и другие. В 2002 году добавился конкурс «Зрительский взгляд», существующий и по сей день. Впервые приза зрительских симпатий удостоилась лента Александра Муратова «Львиная доля». Её герои — бывшие сотрудники ФСБ, которые спустя много лет объединяются, чтобы обезвредить бандитов. Их задача — предотвратить катастрофу и вернуть похищенный ядерный заряд. Силовики давно отошли от дел, но в момент опасности им приходится вспомнить прошлое и выполнить задание.
В новом веке программа фестиваля вошла в стабильное русло. Структура «Кинотавра», прежде очень подвижная, приходила в современный вид. И всё же без бурной истории 90‑х фестиваль не стал бы таким, каким мы его знаем и любим. И без кинокартин, вошедших в золотой фонд авторского русского кино.
Читайте также историю сибирского культурного феномена «Победителю — «Золотой пальмовый секатор». О Международном Канском видеофестивале».