«Кино для избранных». Победители исчезнувших номинаций «Кинотавра»

Наше кино в кон­це XX века ждал рас­цвет: ослаб­ла цен­зу­ра, появи­лись новые актё­ры и режис­сё­ры. Запад­ные лен­ты теперь широ­ко доступ­ны в Рос­сии, а оте­че­ствен­ные авто­ры, почув­ство­вав сво­бо­ду, с азар­том созда­ют соб­ствен­ное кино.

Кине­ма­то­граф не мыс­лит себя без при­зна­ния и оце­нок кри­ти­ков — так воз­ник­ла необ­хо­ди­мость в новых пре­ми­ях для твор­цов. В СССР уже был инсти­тут кино­на­град, но он нуж­дал­ся в даль­ней­шем раз­ви­тии. Осно­ван­ный в 1935 году Мос­ков­ский меж­ду­на­род­ный кино­фе­сти­валь был одним из ста­рей­ших в мире и, как ясно из назва­ния, брал филь­мы со всей пла­не­ты. Одна­ко стране не хва­та­ло кон­кур­са, где участ­во­ва­ли бы толь­ко рос­сий­ские лен­ты и рабо­ты из стран СНГ. Так в 1991 году появ­ля­ет­ся «Кино­тавр» — один из глав­ных фести­ва­лей России.

Кон­курс­ная про­грам­ма посто­ян­но меня­лась — в пер­вое деся­ти­ле­тие исто­рии «Кино­тав­ра» появи­лись спе­ци­аль­ные номи­на­ции, мно­гие из кото­рых исчез­ли в 2000‑х. Кар­ти­ны, что шли вне основ­но­го кон­кур­са, пло­хо запом­ни­лись зри­те­лю — меж­ду тем эти лен­ты даже сего­дня инте­рес­ны и по-сво­е­му акту­аль­ны. VATNIKSTAN зна­ко­мит чита­те­лей с филь­ма­ми, кото­рые сто­ит уви­деть, и рас­ска­зы­ва­ет про сам фести­валь. Мы огра­ни­чим­ся пер­вым деся­ти­ле­ти­ем исто­рии «Кино­тав­ра», когда его струк­ту­ра толь­ко формировалась.


Фестиваль: начало большой истории

Созда­те­лем и вдох­но­ви­те­лем «Кино­тав­ра» счи­та­ет­ся про­дю­сер и кри­тик Марк Рудин­штейн. В 1990 году он впер­вые орга­ни­зо­вал «Фести­валь некуп­лен­но­го кино», про­шед­ший в Подоль­ске. Обста­нов­ка для искус­ства была не самая радуж­ная — несмот­ря на появ­ле­ние ком­мер­че­ско­го про­ка­та, род­ное кино толь­ко вста­ва­ло на ноги. Рудин­штейн вспо­ми­на­ет:

«Про­ка­ты­вая „Интер­де­воч­ку“, мы впер­вые сде­ла­ли цены ком­мер­че­ски­ми, билет сто­ил три руб­ля. А рань­ше были — 10–25 копе­ек. Это было нача­ло ком­мер­че­ско­го про­ка­та — появил­ся доку­мент, соглас­но кото­ро­му мы мог­ли себе это поз­во­лить. Но нас выби­ли и ста­ли кру­тить аме­ри­кан­ское кино за те же день­ги. И если бы хоть что-нибудь с этих сумм пошло на раз­ви­тие оте­че­ствен­но­го кино!

Воз­ник­ла идея созда­ния фести­ва­ля, на кото­ром мож­но было бы пока­зы­вать луч­шее из сня­то­го. Я понял, что про­ка­та не будет, и надо создать место, где люди будут соби­рать­ся, жур­на­ли­сты будут об этом писать, и будет хотя бы слух о том, что кино про­из­во­дит­ся. Кри­зис есть кризис…»

В насто­я­щее вре­мя фести­валь соби­ра­ет авто­ров не толь­ко из Рос­сии, но и из дру­гих стран. Одна­ко 30 лет назад это был скром­ный кон­курс, пер­вы­ми участ­ни­ка­ми кото­ро­го ста­ли все­го четы­ре филь­ма. Назо­вём их: это «Месть» Ерме­ка Шинар­ба­е­ва, полу­чив­шая глав­ный приз, «Ад, или Досье на само­го себя» Ген­на­дия Бег­ло­ва, «Замри — умри — вос­крес­ни» Вита­лия Канев­ско­го и «Бро­дя­чий авто­бус» Иоси­фа Хей­фи­ца. Ни один из них не был куп­лен совет­ским про­ка­том, не шёл для пуб­ли­ки в кино­те­ат­рах. Пока­зав лен­ты на соб­ствен­ном камер­ном меро­при­я­тии, Марк Рудин­штейн хотел под­дер­жать неза­ви­си­мое кино. Фести­валь про­длил­ся все­го пять дней, пред­се­да­те­лем жюри ста­ла кри­тик Еле­на Бокшицкая.

Марк Рудин­штейн, Олег Янков­ский и Ники­та Михал­ков в жюри «Кино­тав­ра». 1998 год

Уже через год малень­кий «Фести­валь некуп­лен­но­го кино» пре­вра­тил­ся в боль­шое собы­тие. Нача­лось всё с пере­ме­ны назва­ния — что, как водит­ся, вышло случайно:

«.…кто-то про­из­нёс сло­во „Кино­тавр“. По идее было ска­за­но „КИН­тавр“. Во вре­мя засто­лья кто-то ска­зал: „А давай­те будет два кон­кур­са — кино для избран­ных и кино для всех“. И появи­лось это сло­во. А потом мы узна­ли, что в Пите­ре суще­ству­ет фести­валь доку­мен­таль­но­го кино „Кен­тавр“. В этот момент кто-то выдал — „Кино­тавр“».

В 1991 году кон­курс под новым име­нем пере­ехал на курор­ты Сочи, при­вле­кая вни­ма­ние кри­ти­ков и зри­те­лей. Побе­ди­те­ли награж­да­лись осо­бы­ми ста­ту­эт­ка­ми: сим­во­лом «Кино­тав­ра» стал золо­той шар, верх­няя поло­ви­на кото­ро­го изоб­ра­жа­ет солн­це, а ниж­няя — море.

Приз «Кино­тав­ра»

Изна­чаль­но про­грам­ма фести­ва­ля дели­ла филь­мы на две кате­го­рии: «Кино для всех» и «Кино для избран­ных». В таком виде сек­ции суще­ство­ва­ли лишь два года. В 1993 году первую кате­го­рию пере­име­но­ва­ли в «Боль­шой кон­курс», а вто­рую — в «Автор­ское кино». Но и такое раз­де­ле­ние надол­го не сохранилось.

Марк Рудин­штейн вспоминал:

«Поче­му в своё вре­мя отпа­ла необ­хо­ди­мость делить кон­курс­ную про­грам­му на мас­со­вые филь­мы и кино „не для всех“? Режис­сё­ры оби­жа­лись! Фила­тов, кото­рый полу­чил приз за фильм „Суки­ны дети“, был в кон­кур­се „для всех“, а в кон­кур­се „не для всех“ выиг­ра­ла „Улыб­ка“ Попо­ва. Фила­тов подо­шёл и спро­сил: „Зна­чит, по срав­не­нию с „Улыб­кой“ мой фильм — для всех?“ И я согласился».

Поэто­му в 1994 году оста­лась лишь основ­ная про­грам­ма. Но потом спе­ци­аль­ные номи­на­ции всё рав­но появ­ля­лись — плюс к тому ино­гда добав­ля­лись разо­вые сек­ции и награ­ды. В 1995 году добав­ля­ет­ся «Пано­ра­ма», про­дер­жав­ша­я­ся два года. В 1998‑м, после ново­го исчез­но­ве­ния спец­но­ми­на­ций, появ­ля­ет­ся «Кон­курс дебю­тов». Он надол­го закре­пит­ся в исто­рии фести­ва­ля: сей­час эта сек­ция извест­на как «Кино­тавр. Дебют». В этой номи­на­ции начи­на­ю­щие режис­сё­ры зна­ко­мят жюри со сво­и­ми работами.

В 2000 году доба­ви­лись спец­при­зы от обще­ствен­ных номи­на­ций и спон­со­ров — сей­час они вру­ча­ют­ся на посто­ян­ной осно­ве. В наши дни на «Кино­тав­ре» вру­ча­ют приз Гиль­дии кино­ве­дов и кино­кри­ти­ков Рос­сии, приз име­ни Гри­го­рия Гори­на «За луч­ший сце­на­рий», приз име­ни Мика­э­ла Таривер­ди­е­ва за луч­шую музы­ку к филь­му, Пре­зи­дент­ский приз.

Общей чер­той номи­на­ций, что шли вне Боль­шо­го (основ­но­го) кон­кур­са, оста­ва­лось их узость и спе­ци­фич­ность. Из-за это­го филь­мы, побе­див­шие в них, не снис­ка­ли широ­кой извест­но­сти — за ред­ким исклю­че­ни­ем, о кото­ром мы рас­ска­жем в конце.


Номинация «Кино для избранных». 1990–1992 годы

Как уже было ска­за­но, «Кино­тавр» начал­ся с «Фести­ва­ля некуп­лен­но­го кино». В 1990 году побе­ди­те­лем кон­кур­са ста­ла дра­ма «Месть» от сту­дии «Каза­хфильм».

Кадр из филь­ма «Месть»

Кино­лен­та рас­ска­зы­ва­ет собы­ти­ях, раз­вер­нув­ших­ся в Корее на про­тя­же­нии несколь­ких деся­ти­ле­тий. Это исто­рия убий­ства, нена­ви­сти, мести и рас­пла­ты. Фильм раз­де­лён на восемь отдель­ных исто­рий. Про­лог повест­ву­ет об Импе­ра­то­ре древ­не­го госу­дар­ства Чосон: госу­дарь спо­рит с Поэтом, решив нака­зать одно­го из под­дан­ных. Сле­ду­ю­щие семь эпи­зо­дов посвя­ще­ны исто­рии семьи Цай с 1915 по 1950‑е годы. Отец, дви­жи­мый местью за погиб­шую дочь, посвя­ща­ет жизнь попыт­кам най­ти убий­цу и свер­шить пра­во­су­дие. Но, не добив­шись жела­е­мо­го, он на смерт­ном одре пере­да­ёт сыну Цай Сун­гу пра­во завер­шить нача­тое. Каж­дая новел­ла про­дол­жа­ет преды­ду­щую, пре­вра­ща­ясь в спи­раль­ный цикл.

Кадр из филь­ма «Месть»

«Месть» Ерме­ка Шинар­ба­е­ва была при­зна­на не толь­ко в СССР, но и за рубе­жом. В 1992 году фильм полу­чит Глав­ный приз Меж­ду­на­род­ных встре­чи име­ни Анри Лан­глуа в Пуатье.

В 1991 году в про­грам­ме «Кино­тав­ра» появи­лось уже более 20 филь­мов. В сек­ции «Кино для избран­ных» побе­ди­ла кар­ти­на Каре­на Гевор­кя­на «Пегий пёс, бегу­щий кра­ем моря». Фильм постав­лен по одно­имён­ной пове­сти Чин­ги­за Айтматова.

Кадр из филь­ма «Пегий пёс, бегу­щий кра­ем моря»

Двух­се­рий­ная лен­та повест­ву­ет о быте и нра­вах нивхов, корен­но­го насе­ле­ния При­аму­рья. В осно­ве сюже­та — исто­рия маль­чи­ка, кото­рый про­хо­дит обряд ини­ци­а­ции, впер­вые отправ­ля­ясь с род­ны­ми в Охот­ское море на рыб­ный про­мы­сел. Пер­вая часть филь­ма — прак­ти­че­ски доку­мен­таль­ный мате­ри­ал про жизнь нивхов на суше. Вто­рая — худо­же­ствен­ная исто­рия о взрос­ле­нии, в осно­ву кото­рой и лег­ла повесть Айматова.

Кадр из филь­ма «Пегий пёс, бегу­щий кра­ем моря»

Рабо­ту Каре­на Гевор­кя­на отме­ти­ли не толь­ко на «Кино­тав­ре», но и на XVII Мос­ков­ском меж­ду­на­род­ном кино­фе­сти­ва­ле. В 1993 году фильм попал на фести­валь автор­ско­го кино в Сан-Ремо и на меж­ду­на­род­ный кино­фе­сти­валь в Валан­сьене. На каж­дом из них неспеш­ная прит­ча была удо­сто­е­на гран-при.

В 1992 году гран-при «Кино для избран­ных» полу­чи­ла «Улыб­ка» от сту­дии «Лен­фильм». Режис­сё­ром высту­пил Сер­гей Попов: фильм стал для него дебю­том. Ранее Попов был изве­стен как актёр, сни­мав­ший­ся у Киры Мура­то­вой («Позна­вая белый свет», «Асте­ни­че­ский син­дром», «Сре­ди серых кам­ней»). Пер­вый режис­сёр­ский опыт Сер­гея Попо­ва стал непро­стым: он снял дра­му о паци­ен­тах сума­сшед­ше­го дома.

Кадр из филь­ма «Улыб­ка»

Несмот­ря на безу­мие, герои филь­ма дума­ют о том же, что и обыч­ные люди: о поли­ти­ке, Боге, исто­рии, жиз­ни, люб­ви, сча­стье. Да и внут­рен­няя систе­ма боль­ни­цы, её нра­вы и быт ничем не отли­ча­ют­ся от тех, что сна­ру­жи. Вот толь­ко паци­ен­ты все­гда бес­по­мощ­ны перед про­ис­хо­дя­щим. Когда один из геро­ев пыта­ет­ся сбе­жать из лечеб­ни­цы, зву­чат голо­са сани­та­ров: «Всё рав­но поймают».

Кадр из филь­ма «Улыб­ка»

Сце­ны в кон­це и нача­ле филь­ма отра­жа­ют его назва­ние: паци­ен­ты боль­ни­цы, что­бы как-то зара­бо­тать на жизнь, поют частуш­ки на ули­цах Санкт-Петер­бур­га. Лен­ту осо­бо отме­тил пред­се­да­тель жюри «Кино­тав­ра» Вадим Абдра­ши­тов: по его сло­вам, в непро­стое вре­мя фильм «тро­гал и все­лял надеж­ду». В 2007 году на XXIX Мос­ков­ском меж­ду­на­род­ном кино­фе­сти­ва­ле «Улыб­ку» пока­за­ли в про­грам­ме «Про­щай, СССР!».

Кадр из филь­ма «Улыб­ка»

Номинация «Авторское кино». 1993 год

В спец­про­грам­ме, сме­нив­шей назва­ние, участ­ву­ют десять филь­мов, а жюри воз­глав­ля­ет искус­ство­вед Мирон Чер­нен­ко. Побе­дил в сек­ции Олег Кова­лов с лен­той «Ост­ров мёрт­вых». Рабо­та посвя­ща­лась памя­ти Веры Холод­ной, леген­ды чёр­но-бело­го кино, и пред­став­ля­ла собой смон­ти­ро­ван­ные фраг­мен­ты немых филь­мов 1920‑х годов. Кова­лов, про­фес­си­о­наль­ный кино­вед и исто­рик, взял за осно­ву архив­ные лен­ты Госфильмофонда.

Кадр из филь­ма «Ост­ров мёртвых»

Режис­сёр вос­со­здал звуч­ный голос и образ эпо­хи. Его кине­ма­то­гра­фи­че­ский кол­лаж скле­ен из игро­вых, доку­мен­таль­ных и муль­ти­пли­ка­ци­он­ных филь­мов, выпу­щен­ных на заре рос­сий­ско­го кино. Кар­ти­ну сопро­вож­да­ет саунд­трек ком­по­зи­то­ров-клас­си­ков: Скря­би­на, Бет­хо­ве­на, Моцар­та и дру­гих. Назва­ние лен­ты отсы­ла­ет к одно­имён­ной кар­тине «Ост­ров мёрт­вых», напи­сан­ной сим­во­ли­стом Арноль­дом Бёкли­ном в кон­це XIX века.

Кад­ры из филь­ма «Ост­ров мёртвых»

Рабо­та Оле­га Кова­ло­ва боль­ше похо­жа на науч­ное иссле­до­ва­ние, чем на обыч­ный фильм. Нестан­дарт­ный под­ход оце­ни­ли не толь­ко жюри «Кино­тав­ра»: в 1994 году кар­ти­на была отме­че­на при­зом Бри­тан­ско­го сове­та фести­ва­ля Mediawave в Дьере.

Кад­ры из филь­ма «Ост­ров мёртвых»

Без специальных номинаций. 1994 год

В этом году «Кино­тавр» обо­шёл­ся без допол­ни­тель­ных про­грамм. Вме­сто это­го в рам­ках «Боль­шо­го кон­кур­са» были вве­де­ны допол­ни­тель­ные кате­го­рии, кото­рых не было рань­ше: «Спе­ци­аль­ное упо­ми­на­ние жюри», «Приз жюри кинок­лу­бов», «Спе­ци­аль­ное упо­ми­на­ние FIPRESCI» (Меж­ду­на­род­ная феде­ра­ция кино­прес­сы). Воз­глав­лял жюри Олег Табаков.


«Панорама». 1995–1996 годы

Вновь появи­лась спе­ци­аль­ная про­грам­ма. На этот раз её цель — рас­ши­рить спи­сок стран-участ­ниц. В отсут­ствие дру­гих спец­но­ми­на­ций, имен­но она ста­но­вит­ся аль­тер­на­ти­вой «Боль­шо­му кон­кур­су». В 1995 году в «Пано­ра­му» вошли 18 филь­мов, сре­ди них — сня­тые сов­мест­но с Фран­ци­ей, Гер­ма­ни­ей и Укра­и­ной. Пер­вым побе­ди­те­лем ста­ла «Пье­са для пас­са­жи­ра» Вади­ма Абдрашитова.

Кадр из филь­ма «Пье­са для пассажира»

Перед нами исто­рия Иго­ря Лива­но­ва и его попы­ток ото­мстить судье: по его при­го­во­ру муж­чи­ну осу­ди­ли на семь лет заклю­че­ния. После осво­бож­де­ния Лива­нов пыта­ет­ся раз­ру­шить жизнь быв­ше­го судьи, так как счи­та­ет его винов­ным в сво­их зло­клю­че­ни­ях и несча­стьях. Но попыт­ки ото­мстить ока­зы­ва­ют­ся тщетны.

Кадр из филь­ма «Пье­са для пассажира»

Соци­аль­ная дра­ма снис­ка­ла боль­шое при­зна­ние. Режис­сёр кар­ти­ны полу­чил приз Бер­лин­ско­го кино­фе­сти­ва­ля, актёр Сер­гей Мако­вец­кий — приз актё­ру года по вер­сии кино­прес­сы. Сце­на­рист Алек­сандр Мин­дад­зе так­же заслу­жил «Сереб­ря­но­го мед­ве­дя» в Берлине.

Кадр из филь­ма «Пье­са для пассажира»

В 1996 году в номи­на­ции участ­во­ва­ли уже 18 филь­мов из несколь­ких стран. В «Пано­ра­му» попа­ли рабо­ты режис­сё­ров из Бела­ру­си, Укра­и­ны, Казах­ста­на, Турк­ме­ни­ста­на и Гру­зии. Пред­се­да­те­лем жюри ста­ла кри­тик и сце­на­рист Кора Церетели.

В состя­за­нии с загра­нич­ны­ми кон­ку­рен­та­ми побе­ди­ла рос­сий­ская лен­та «Лет­ние люди» Сер­гея Урсу­ля­ка. Фильм был снят по пье­се Мак­си­ма Горь­ко­го «Дач­ни­ки». На экране — день из заго­род­ной жиз­ни рус­ских дво­рян в нача­ле XX века. Несколь­ко ари­сто­кра­тов объ­еди­ня­ют­ся на лето: хозяй­ка име­ния, дво­ря­нин, писа­тель, поэтес­са, а так­же мужья, жёны, любов­ни­ки и любов­ни­цы. Они ведут раз­ме­рен­ную жизнь, бесе­ду­ют, флир­ту­ют, ссо­рят­ся и мирят­ся. Но каж­дый из них хра­нит секреты.

Кадр из филь­ма «Лет­ние люди»

Фильм отме­ча­ли за опе­ра­тор­скую рабо­ту и «новое про­чте­ние клас­си­ки». Визу­ал здесь дей­стви­тель­но под­ку­па­ет: тёп­лые тона и неспеш­ное повест­во­ва­ние иде­аль­но погру­жа­ют в эпо­ху цар­ской России.

Кадр из филь­ма «Лет­ние люди»

Без специальных номинаций. 1997 год

Как и три года назад, на «Кино­тав­ре» вновь убра­ли про­грам­му пока­зов вне «Боль­шо­го кон­кур­са». Спе­ци­аль­ные при­зы, конеч­но, оста­лись — те же самые, что вру­ча­лись в 1994 году. Пред­се­да­те­лем жюри в этот раз ока­зал­ся Вла­ди­мир Хоти­нен­ко. Основ­ная про­грам­ма при­влек­ла мно­го вни­ма­ния: там обсуж­да­ли «Бра­та» Балабанова.


«Конкурс дебютов». 1998–1999 годы

В 1998 году на «Кино­тав­ре» появ­ля­ет­ся новая спе­ци­аль­ная номи­на­ция. В «Кон­кур­се дебю­тов» участ­во­ва­ло восемь работ, жюри про­грам­мы воз­гла­вил режис­сёр Сер­гей Овча­ров. Глав­ный приз номи­на­ции полу­чи­ла дра­ма «С днём рож­де­ния!» Лари­сы Садиловой.

Это исто­рия шесте­рых буду­щих мам, кото­рые встре­ти­лись в род­до­ме горо­да Кашир Мос­ков­ской обла­сти. Жен­щи­ны ока­за­лись на несколь­ко дней в одном поме­ще­нии. У каж­дой непро­стая, ино­гда тра­ги­че­ская судь­ба, раз­ное финан­со­вое и соци­аль­ное поло­же­ние. Да и вре­мя, когда они ста­ли мама­ми, слож­ное: по сюже­ту на дво­ре 1998 год.

Кадр из филь­ма «С днём рождения!»

Зри­те­ли зна­ко­мят­ся с исто­ри­я­ми жен­щин: у одной муж-алко­го­лик, у дру­гой неза­пла­ни­ро­ван­ная бере­мен­ность. У кого-то иные про­бле­мы: смерть супру­га, отсут­ствие денег, про­бле­мы с пси­хи­че­ским здо­ро­вьем. Одна из деву­шек ока­за­лась в род­до­ме, несмот­ря на несо­вер­шен­но­ле­тие. Они делят­ся про­бле­ма­ми друг с дру­гом, зная, что дру­гой под­держ­ки ждать неот­ку­да. В кон­це филь­ма геро­и­ни исто­рии ста­но­вят­ся мате­ря­ми, но об их даль­ней­шей судь­бе ниче­го неизвестно.

Кадр из филь­ма «С днём рождения!»

Лен­та пока­за­ла зри­те­лям всю глу­би­ну соци­аль­ной уяз­ви­мо­сти жен­щин, кото­рая в 1990‑е толь­ко усу­гу­би­лась. Ген­дер­ная про­бле­ма­ти­ка для пост­со­вет­ско­го кино была ещё в новин­ку, так что кар­ти­ну заме­ти­ли и отме­ти­ли. Оце­ни­ли фильм и за гра­ни­цей: в 1999 году Сади­ло­ва участ­во­ва­ла в меж­ду­на­род­ном фести­ва­ле жен­щин-режис­сё­ров в Кре­тее (Фран­ция).

Кадр из филь­ма «С днём рождения!»

В 1999 году гран-при «Кон­кур­са дебю­тов» полу­чи­ла кар­ти­на «Тесты для насто­я­щих муж­чин» Андрея Разен­ко­ва. Это детек­тив­но-мело­д­рам­ная исто­рия, в кото­рую попа­да­ет герой по име­ни Алек­сей. Он зна­ко­мит­ся с девуш­кой, мать кото­рой испы­ты­ва­ет всех кан­ди­да­тов в мужья. За любовь при­хо­дит­ся бороть­ся: пре­тен­ден­ты на руку и серд­це про­хо­дят даже через экс­тре­маль­ные ситу­а­ции. Что­бы дока­зать, что он насто­я­щий муж­чи­на, Алек­сей пре­одо­ле­ва­ет нема­ло тестов. Напри­мер, буду­щий муж дол­жен защи­тить неве­сту от воору­жён­но­го нападения.

Кадр из филь­ма «Тесты для насто­я­щих мужчин»

Призы общественных номинаций и спонсоров

В 2000 году в «Кино­тав­ре» вновь вве­де­на новая номи­на­ция. Пер­вый же год её суще­ство­ва­ния отме­тил­ся крайне инте­рес­ны­ми рабо­та­ми. Приз ком­па­нии «Рус­ская игра» под назва­ни­ем «Отмет­ка» полу­чил фильм «Обык­но­вен­ный боль­ше­визм»; кро­ме того, он участ­во­вал в спе­ци­аль­ных пока­зах вне кон­курс­ной про­грам­мы. Награ­ду Гиль­дии кино­ве­дов и кино­кри­ти­ков заслу­жи­ла кар­ти­на «ДМБ». Послед­няя лен­та — то самое исклю­че­ние из пра­вил, о кото­ром мы гово­ри­ли в нача­ле. Несмот­ря на уча­стие вне основ­но­го кон­кур­са, кар­ти­на широ­ко извест­на рос­сий­ско­му зрителю.

Кадр из филь­ма «Обык­но­вен­ный большевизм»

«Обык­но­вен­ный боль­ше­визм» — рабо­та Евге­ния Цым­ба­ла, осно­ван­ная, по сло­вам авто­ра, на «уни­каль­ных архив­ных мате­ри­а­лах, боль­шая часть кото­рых до послед­не­го вре­ме­ни была госу­дар­ствен­ной тай­ной». Автор харак­те­ри­зу­ет фильм как «под­лин­ную исто­рию Рос­сии за послед­ние 90 лет». Перед нами жанр раз­об­ла­че­ния — неспро­ста назва­ние отсы­ла­ет к лен­те Ром­ма «Обык­но­вен­ный фашизм». Желая «пере­осмыс­лить 1917 год», Цым­бал сле­ду­ет общей логи­ке поли­ти­ки 1990‑х. При рас­па­де СССР и в пер­вые годы после него срав­не­ние КПСС с фаши­ста­ми было общим местом.

Кад­ры из филь­ма «Обык­но­вен­ный большевизм»

«ДМБ», пожа­луй, не нуж­да­ет­ся в пред­став­ле­нии. Иро­нич­ная коме­дия сол­дат­ско­го быта отра­жа­ет повсе­днев­ность кон­ца 1990‑х, в кото­рой жили и реаль­ные призывники.

Кад­ры из филь­ма «ДМБ»

XXI век начинается

В нуле­вые появи­лись номи­на­ции, акту­аль­ные для новой эпо­хи. Ещё в 2000‑м состо­я­лось мно­го осо­бых пока­зов: «В зер­ка­ле доку­мен­та», «Холо­кост», «Ретро­спек­ти­вы» и дру­гие. В 2002 году доба­вил­ся кон­курс «Зри­тель­ский взгляд», суще­ству­ю­щий и по сей день. Впер­вые при­за зри­тель­ских сим­па­тий удо­сто­и­лась лен­та Алек­сандра Мура­то­ва «Льви­ная доля». Её герои — быв­шие сотруд­ни­ки ФСБ, кото­рые спу­стя мно­го лет объ­еди­ня­ют­ся, что­бы обез­вре­дить бан­ди­тов. Их зада­ча — предот­вра­тить ката­стро­фу и вер­нуть похи­щен­ный ядер­ный заряд. Сило­ви­ки дав­но ото­шли от дел, но в момент опас­но­сти им при­хо­дит­ся вспом­нить про­шлое и выпол­нить задание.

В новом веке про­грам­ма фести­ва­ля вошла в ста­биль­ное рус­ло. Струк­ту­ра «Кино­тав­ра», преж­де очень подвиж­ная, при­хо­ди­ла в совре­мен­ный вид. И всё же без бур­ной исто­рии 90‑х фести­валь не стал бы таким, каким мы его зна­ем и любим. И без кино­кар­тин, вошед­ших в золо­той фонд автор­ско­го рус­ско­го кино.


Читай­те так­же исто­рию сибир­ско­го куль­тур­но­го фено­ме­на «Побе­ди­те­лю — «Золо­той паль­мо­вый сека­тор». О Меж­ду­на­род­ном Кан­ском видео­фе­сти­ва­ле»

Поделиться