Победителю — «Золотой пальмовый секатор». О Международном Канском видеофестивале

Каж­дый год в кон­це мая вни­ма­ние кино­ма­нов и кри­ти­ков при­тя­ги­ва­ют Лазур­ный берег и Канн­ский меж­ду­на­род­ный кино­фе­сти­валь, один из ста­рей­ших и извест­ней­ших на весь мир. Одна­ко, обра­щая взор на Запад и сле­дя за этим собы­ти­ем, мно­гие забы­ва­ют про рос­сий­ские кинофестивали.

А пара­докс в том, что в нашей стране есть не толь­ко село Париж в Челя­бин­ской обла­сти с соб­ствен­ной Эйфе­ле­вой баш­ней, но и свой Меж­ду­на­род­ный Кан­ский видео­фе­сти­валь. Немно­гие зна­ют о его суще­ство­ва­нии, но он важен в кон­тек­сте куль­тур­но­го обме­на, твор­че­ско­го раз­ви­тия авто­ров и вовле­че­ния жите­лей сибир­ских горо­дов в твор­че­скую среду.

Фести­валь отли­ча­ет­ся от того само­го зна­ме­ни­то­го Канн­ско­го не толь­ко орфо­гра­фи­че­ски — отсут­стви­ем одной бук­вы «н», — но и самой сутью. Это само­ор­га­ни­зо­ван­ное меро­при­я­тие появи­лось 20 лет назад, в 2002 году. С тех пор еже­год­но в кон­це авгу­ста — нача­ле сен­тяб­ря фести­валь про­во­дит­ся в сибир­ском горо­де Кан­ске Крас­но­яр­ско­го края.

Лого­тип Кан­ско­го видеофестиваля

В этом году юби­лей­ный ХХ Меж­ду­на­род­ный Кан­ский видео­фе­сти­валь прой­дёт с 28 по 30 янва­ря в Крас­но­яр­ске. В пред­две­рии собы­тия рас­ска­зы­ва­ем, с чего нача­лась исто­рия фести­ва­ля, какие горо­да и дерев­ни пре­тен­до­ва­ли на место про­ве­де­ния, кто в нём участ­ву­ет, а так­же как собы­тие вли­я­ет на куль­ту­ру реги­о­на в целом.


Как всё начиналось

«Кан­ский фести­валь начал­ся с шут­ки. Это не леген­да, а чистая прав­да! Когда-то мы не зна­ли о суще­ство­ва­нии Кан­ска. Когда-то мы сиде­ли на скуч­ной рабо­те и пол­за­ли по раз­ным сай­там. Когда-то Андрей Силь­ве­ст­ров нашёл на кар­те Рос­сии город Канск… И пошу­тил: „Вот было бы смеш­но орга­ни­зо­вать Кан­ский фести­валь в горо­де Кан­ске!!!“ Паша Лаба­зов и Надя Баку­рад­зе посме­я­лись, но про шут­ку не забы­ли. Это было давным-давно…»

В нача­ле 2000‑х годов буду­щие созда­те­ли Кан­ско­го видео­фе­сти­ва­ля рабо­та­ли в сту­дии «Видеодом» и в рам­ках про­ек­та «Культ­бро­сок на Восток» в 2002 году отпра­ви­лись на поез­де из Моск­вы в Иркутск. Их путь про­ле­гал через город Канск, поэто­му авто­ры вер­ну­лись к шуточ­ной идее про­ве­сти свой «кан­ский кино­фе­сти­валь». Про­ект «Культ­брос­ка» был очень мас­штаб­ным: его участ­ни­ка­ми ста­ли жур­на­ли­сты, худож­ни­ки, режис­сё­ры и музы­кан­ты — все­го око­ло 45 человек.

«Куль­тур­но-про­све­ти­тель­ская акция» про­хо­ди­ла по марш­ру­ту Москва — Ека­те­рин­бург — Ново­си­бирск — Крас­но­ярск — Канск — Иркутск — Оль­хон — Москва с 1 по 15 авгу­ста 2002 года. 8‑го и 9‑го чис­ла про­шёл пер­вый Меж­ду­на­род­ный Кан­ский видео­фе­сти­валь в горо­де Канске.

На про­ве­де­ние фести­ва­ля пре­тен­до­ва­ли несколь­ко горо­дов, а так­же дерев­ня Кан Воло­год­ской обла­сти и село Кан­на Алтай­ско­го края. Но орга­ни­за­то­ры оста­но­ви­лись на Кан­ске, так как имен­но он был пер­вым кан­ди­да­том и нахо­дил­ся по пути сле­до­ва­ния «Культ­брос­ка».

Это собы­тие ста­ло зна­ко­вым для горо­да. Из газе­ты «Восточ­но-сибир­ская прав­да» от 7 авгу­ста 2002 года:

«10 авгу­ста в Иркут­ске сде­ла­ет оста­нов­ку поезд про­ек­та „Культ­бро­сок на Восток“, орга­ни­зо­ван­но­го Куль­тур­ным Цен­тром ДОМ (Москва) при под­держ­ке меж­ду­на­род­но­го фон­да Соро­са. В день при­бы­тия в Иркутск на ост­ро­ве Юность про­де­мон­стри­ру­ют своё искус­ство худож­ни­ки, ди-джеи, актё­ры „Культ­брос­ка“. Пред­по­ла­га­ет­ся, что актё­ры пока­жут спе­ци­аль­но под­го­тов­лен­ные „Муль­ти­ме­дий­ные бала­га­ны“. Кро­ме того, в Иркут­ске будет пока­за­на обу­ча­ю­щая „Про­грам­ма для про­фес­си­о­на­лов“, где начи­на­ю­щие ви-джеи и худож­ни­ки смо­гут озна­ко­мить­ся с совре­мен­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми в обла­сти видео­изоб­ра­же­ния. Цель про­ек­та — про­дви­нуть совре­мен­ные тех­но­ло­гии в искус­стве, озна­ко­мить жите­лей круп­ней­ших реги­о­нов Рос­сии с совре­мен­ным видео- и муль­ти­ме­ди­а­ис­кус­ством, выявить новые име­на и куль­тур­ные инициативы».

Кан­ский видео­фе­сти­валь начал­ся шут­ки, аллю­зии на назва­ние зна­ме­ни­то­го Канн­ско­го кино­фе­сти­ва­ля. Но шут­ка пре­вра­ти­лась в еже­год­ное собы­тие, объ­еди­ня­ю­щее рос­сий­ских и зару­беж­ных авто­ров. Тра­ди­ци­он­но он про­во­дит­ся в кон­це авгу­ста — нача­ле сен­тяб­ря. Это очень демо­кра­тич­ный фести­валь: воз­мож­ность подать заяв­ку на уча­стие есть у всех жела­ю­щих из любой стра­ны, а пока­зы в рам­ках видео­фе­сти­ва­ля — все­гда откры­тые и бесплатные.


Цель, участники и призы

«Цель про­ек­та — про­дви­же­ние совре­мен­ных тех­но­ло­гий в искус­стве, озна­ком­ле­ние жите­лей круп­ней­ших реги­о­нов Рос­сии с акту­аль­ным муль­ти­ме­диа- и видео­ис­кус­ством, выяв­ле­ние новых имён и куль­тур­ных ини­ци­а­тив, акти­ви­за­ция меж­куль­тур­ных ком­му­ни­ка­ций меж­ду Восто­ком и Западом».

Кон­курс­ная про­грам­ма вклю­ча­ет филь­мы самых раз­ных жан­ров: доку­мен­таль­ные, игро­вые, ани­ма­ци­он­ные, экс­пе­ри­мен­таль­ные, а так­же видео-арт. Обла­да­тель гран-при полу­ча­ет «Золо­той паль­мо­вый сека­тор». Это аллю­зия на пред­мет, кото­рым сре­за­ют «Золо­тую паль­мо­вую ветвь» Канн­ско­го фести­ва­ля. Побе­ди­те­ля при­гла­ша­ют в состав жюри фести­ва­ля в сле­ду­ю­щем году.

Авто­ров, отме­чен­ных в дру­гих номи­на­ци­ях, награж­да­ют дипло­ма­ми за пер­вое, вто­рое и тре­тье место. В год, когда сре­ди при­зё­ров нет рос­сий­ских участ­ни­ков, при­суж­да­ет­ся спе­ци­аль­ная номи­на­ция — «Луч­ший рос­сий­ский фильм». Необыч­но, что чле­ны жюри — необя­за­тель­но кине­ма­то­гра­фи­сты. Они могут быть худож­ни­ка­ми, музы­кан­та­ми, писа­те­ля­ми, твор­че­ски­ми людь­ми, нерав­но­душ­ны­ми к видео­фе­сти­ва­лю и близ­ки­ми ему по духу.

«Паль­мы в Кан­ске не рас­тут, но если побе­ди­тель ока­жет­ся в Кан­нах, то „Золо­тым паль­мо­вым сека­то­ром“ мож­но будет воспользоваться».

В раз­ные годы про­ве­де­ния фести­ва­ля в самом горо­де состо­я­лось несколь­ко зна­ко­вых собы­тий. Напри­мер, в 2008 году в Кан­ске была постро­е­на Кан­ская паль­мо­вая аллея. Идея арт-объ­ек­та при­над­ле­жа­ла мос­ков­ско­му худож­ни­ку Миха­и­лу Лаба­зо­ву. Дети из Кан­ска, Нориль­ска и Моск­вы при­ду­мы­ва­ли спе­ци­аль­ные моро­зо­устой­чи­вые паль­мы, кото­рые мог­ли бы рас­ти в Сиби­ри. Из всех работ были выбра­ны и вопло­ще­ны в нату­раль­ную вели­чи­ну 20 наи­бо­лее интересных.

Кан­ская паль­мо­вая аллея

В 2009 году был дан старт про­ек­ту для моло­дых режис­сё­ров и сце­на­ри­стов «Сибир­ский видео­кам­пус». Двух­не­дель­ная про­грам­ма под­го­тов­ки вклю­ча­ла обра­зо­ва­тель­ные кур­сы и заня­тия по кине­ма­то­гра­фу, режис­су­ре, опе­ра­тор­ско­му мастер­ству, мон­та­жу, саунд-дизай­ну, рабо­те со сце­на­ри­ем и деко­ра­ци­я­ми. Участ­ни­ков отби­ра­ли по кон­кур­су, спе­ци­аль­ное обра­зо­ва­ние не было обя­за­тель­ным тре­бо­ва­ни­ем. «Кам­пус» дей­стви­тель­но стал круп­ным обра­зо­ва­тель­ным проектом.

В том же 2009 году рос­сий­ские худож­ни­ки Алек­сандр Вино­гра­дов и Вла­ди­мир Дубосар­ский созда­ли серию «Кан­ский кино­пла­кат»: нари­со­ван­ные ими афи­ши филь­мов из кон­курс­ной про­грам­мы того года раз­ме­сти­ли под стек­лом на зна­ко­вых зда­ни­ях Кан­ска. Тогда же в Цен­траль­ном скве­ре на пло­ща­ди Коро­сте­ле­ва был уста­нов­лен «Памят­ник неиз­вест­но­му художнику».

Из серии пла­ка­тов Алек­сандра Вино­гра­до­ва и Вла­ди­ми­ра Дубосарского
Из серии пла­ка­тов Алек­сандра Вино­гра­до­ва и Вла­ди­ми­ра Дубосарского
Из серии пла­ка­тов Алек­сандра Вино­гра­до­ва и Вла­ди­ми­ра Дубосарского
Из серии пла­ка­тов Алек­сандра Вино­гра­до­ва и Вла­ди­ми­ра Дубосарского

Со вре­ме­нем арт-объ­ек­тов ста­ло так мно­го, что была созда­на спе­ци­аль­ная марш­рут­ная кар­та. Она помо­га­ет всем жела­ю­щим уви­деть все объ­ек­ты за одну прогулку.

Марш­рут­ная кар­та горо­да Канска

«Для тех, кто хочет посмот­реть объ­ек­ты за один раз, — кар­та: дви­же­ние начи­на­ет­ся от ГДК, где про­хо­дят все фести­валь­ные пока­зы, на зда­нии воз­ле вхо­да — один из „Кан­ских кино­пла­ка­тов“ с ладо­шка­ми худож­ни­ков, на пло­ща­ди перед цер­ко­вью — „Памят­ник неиз­вест­но­му худож­ни­ку“ (1). Даль­ше нуж­но обой­ти цер­ковь и, не пере­хо­дя доро­гу, сесть на авто­бус № 1, дое­хать до оста­нов­ки „Город­ской Выста­воч­ный зал“. В пяти мет­рах от оста­нов­ки — зал, рядом с две­рью (сле­ва) ещё один „Кан­ский кино­пла­кат“. Если обой­ти зда­ние спра­ва, углу­бив­шись в зелень, мож­но посмот­реть кук­лу вуду (2). Вер­нув­шись на оста­нов­ку, сади­тесь на авто­бус № 1 или № 17, доез­жа­е­те до оста­нов­ки „Театр“, пере­хо­ди­те доро­гу — пря­мо напро­тив зда­ния теат­ра рас­по­ло­же­на „Коло­коль­ня“ (3), невда­ле­ке от неё — „Кан­ская паль­мо­вая аллея“ (4). На авто­бу­се № 1 или № 17 воз­вра­ща­е­тесь обрат­но к ГДК. Марш­рут (с воз­вра­ще­ни­ем обрат­но) зани­ма­ет око­ло 40 минут. На выез­де из горо­да (спра­ва от доро­ги) мож­но уви­деть остан­ки сго­рев­ше­го „Сада“ (5)».

Памят­ник неиз­вест­но­му худож­ни­ку. Юрий Поп­ков­ский. 2009 год
Кук­ла Вуду — месть капи­та­лу. Павел Мель­ча­рик. 2013 год
Коло­коль­ня. Андрей Савин. 2010 год

Судь­ба неко­то­рых арт-объ­ек­тов ока­зы­ва­ет­ся печаль­ной. Пока­за­тель­на исто­рия про­из­ве­де­ния улич­но­го худож­ни­ка Вла­ди­ми­ра Аби­ха. Он создал рабо­ту под назва­ни­ем «Неж­ность»: сло­во, выло­жен­ное сос­ка­ми на шриф­те Брай­ля. В пер­вые же несколь­ко дней часть над­пи­си кто-то оторвал.

Неж­ность. Вла­ди­мир Абих
Неж­ность. Вла­ди­мир Абих

В сле­ду­ю­щие годы Кан­ско­го видео­фе­сти­ва­ля Абих делал над­пи­си на сте­нах: «Вам здесь жить» и «Хоть на сте­ну лезь». Их даже уда­лось согла­со­вать с адми­ни­стра­ци­ей горо­да, что ред­кость для улич­ных прак­тик. В 2021 году Вла­ди­мир Абих вошёл в состав жюри Меж­ду­на­род­но­го Кан­ско­го видеофестиваля.

Вам здесь жить. Вла­ди­мир Абих
Хоть на сте­ну лезь. Вла­ди­мир Абих

Канский видеофестиваль сегодня

Кан­ский видео­фе­сти­валь попу­ля­ри­зи­ру­ет экс­пе­ри­мен­таль­ное кино, музы­ку, поэ­зию и дру­гие фор­мы искус­ства в горо­дах Сиби­ри. Это собы­тие откры­ва­ет зри­те­лям новые име­на не толь­ко рос­сий­ских, но и зару­беж­ных авто­ров. В рам­ках фести­ва­ля про­хо­дят кино­по­ка­зы, пуб­лич­ные дис­кус­сии, твор­че­ские встре­чи с авто­ра­ми, кон­цер­ты, перформансы.


Репор­таж теле­ком­па­нии «Канск 5‑й Канал» с IX Меж­ду­на­род­но­го Кан­ско­го видео­фе­сти­ва­ля. 2010 год

Отно­ше­ние жите­лей Кан­ска к видео­фе­сти­ва­лю было неод­но­знач­ным. Неко­то­рые счи­та­ли, что арт-объ­ек­ты явля­ют­ся «пол­ней­шим без­об­ра­зи­ем», а фести­валь совер­шен­но не нужен горо­ду. Дру­гая часть под­дер­жи­ва­ла идею тако­го меро­при­я­тия в сво­ём горо­де и участ­во­ва­ла в перформансах.

Анонс XIX Меж­ду­на­род­но­го Кан­ско­го видеофестиваля

С 28 по 30 янва­ря в Крас­но­яр­ске состо­ит­ся XX Меж­ду­на­род­ный Кан­ский видео­фе­сти­валь. Он дол­жен был прой­ти в Кан­ске в про­шлом авгу­сте, но был пере­не­сён из-за пан­де­мии. Что­бы не сме­ши­вать юби­лей­ное меро­при­я­тие с оче­ред­ным буду­щим летом, орга­ни­за­то­ры реши­ли про­ве­сти XX фести­валь зимой в кра­е­вом цен­тре. Гене­раль­ный парт­нёр фести­ва­ля — Бла­го­тво­ри­тель­ный фонд Миха­и­ла Прохорова.

В этом году жюри воз­гла­вит опе­ра­тор Евге­ния Аге­е­ва, чей фильм «Дранг Нах Остен» стал лау­ре­а­том само­го пер­во­го фести­ва­ля. К ней при­со­еди­нят­ся худож­ни­ки Васи­лий Сло­нов, Вла­ди­мир Абих, Дамир Мура­тов, Вяче­слав Мизин, музы­кант Пётр Налич, пред­ста­ви­тель куль­тур­но­го отде­ла Посоль­ства Пор­ту­га­лии в РФ Жоау Кар­луш Мен­дон­са Жоау. В юби­лей­ном фести­ва­ле участ­ву­ют 44 филь­ма, пред­став­лен­ные авто­ра­ми из 22 стран.

Меж­ду­на­род­ный Кан­ский видео­фе­сти­валь — при­мер того, как шуточ­ная идея вырас­та­ет и ста­но­вит­ся насто­я­щим собы­ти­ем, бла­го­да­ря кото­ро­му каж­дый год в неболь­шом сибир­ском горо­де соби­ра­ют­ся талант­ли­вые моло­дые автор из Рос­сии и дру­гих стран.

«Уже никто не удив­ля­ет­ся, что Кан­ский фести­валь про­хо­дит не на Лазур­ном бере­гу, а в Сиби­ри. Зна­чит, в ско­ром вре­ме­ни (через какие-нибудь 200–300 лет) то, что сей­час явля­ет­ся аван­гар­дом, вполне может стать шир­по­тре­бом, ины­ми сло­ва­ми, клас­си­кой: чело­век новый будет засы­пать под зубо­дро­би­тель­ный нойз, смот­реть видео-арт по утрам, впи­ты­вая пере­ва­рен­ные разу­мом „кон­цеп­ции бога“ и раз­го­ва­ри­вать на пти­чьем язы­ке новой циви­ли­за­ции — на язы­ке высо­кой культуры».

Боль­ше о Кан­ском видео­фе­сти­ва­ле на сай­те и стра­ни­це «ВКон­так­те».


Автор бла­го­да­рит Кирил­ла Логи­но­ва за инфор­ма­ци­он­ную поддержку.


Читай­те так­же «Оте­че­ствен­ное фото­ис­кус­ство в лицах. Вале­рий Щекол­дин»

Поделиться