Каждый год в конце мая внимание киноманов и критиков притягивают Лазурный берег и Каннский международный кинофестиваль, один из старейших и известнейших на весь мир. Однако, обращая взор на Запад и следя за этим событием, многие забывают про российские кинофестивали.
А парадокс в том, что в нашей стране есть не только село Париж в Челябинской области с собственной Эйфелевой башней, но и свой Международный Канский видеофестиваль. Немногие знают о его существовании, но он важен в контексте культурного обмена, творческого развития авторов и вовлечения жителей сибирских городов в творческую среду.
Фестиваль отличается от того самого знаменитого Каннского не только орфографически — отсутствием одной буквы «н», — но и самой сутью. Это самоорганизованное мероприятие появилось 20 лет назад, в 2002 году. С тех пор ежегодно в конце августа — начале сентября фестиваль проводится в сибирском городе Канске Красноярского края.
В этом году юбилейный ХХ Международный Канский видеофестиваль пройдёт с 28 по 30 января в Красноярске. В преддверии события рассказываем, с чего началась история фестиваля, какие города и деревни претендовали на место проведения, кто в нём участвует, а также как событие влияет на культуру региона в целом.
Как всё начиналось
«Канский фестиваль начался с шутки. Это не легенда, а чистая правда! Когда-то мы не знали о существовании Канска. Когда-то мы сидели на скучной работе и ползали по разным сайтам. Когда-то Андрей Сильвестров нашёл на карте России город Канск… И пошутил: „Вот было бы смешно организовать Канский фестиваль в городе Канске!!!“ Паша Лабазов и Надя Бакурадзе посмеялись, но про шутку не забыли. Это было давным-давно…»
В начале 2000‑х годов будущие создатели Канского видеофестиваля работали в студии «Видеодом» и в рамках проекта «Культбросок на Восток» в 2002 году отправились на поезде из Москвы в Иркутск. Их путь пролегал через город Канск, поэтому авторы вернулись к шуточной идее провести свой «канский кинофестиваль». Проект «Культброска» был очень масштабным: его участниками стали журналисты, художники, режиссёры и музыканты — всего около 45 человек.
«Культурно-просветительская акция» проходила по маршруту Москва — Екатеринбург — Новосибирск — Красноярск — Канск — Иркутск — Ольхон — Москва с 1 по 15 августа 2002 года. 8‑го и 9‑го числа прошёл первый Международный Канский видеофестиваль в городе Канске.
На проведение фестиваля претендовали несколько городов, а также деревня Кан Вологодской области и село Канна Алтайского края. Но организаторы остановились на Канске, так как именно он был первым кандидатом и находился по пути следования «Культброска».
Это событие стало знаковым для города. Из газеты «Восточно-сибирская правда» от 7 августа 2002 года:
«10 августа в Иркутске сделает остановку поезд проекта „Культбросок на Восток“, организованного Культурным Центром ДОМ (Москва) при поддержке международного фонда Сороса. В день прибытия в Иркутск на острове Юность продемонстрируют своё искусство художники, ди-джеи, актёры „Культброска“. Предполагается, что актёры покажут специально подготовленные „Мультимедийные балаганы“. Кроме того, в Иркутске будет показана обучающая „Программа для профессионалов“, где начинающие ви-джеи и художники смогут ознакомиться с современными технологиями в области видеоизображения. Цель проекта — продвинуть современные технологии в искусстве, ознакомить жителей крупнейших регионов России с современным видео- и мультимедиаискусством, выявить новые имена и культурные инициативы».
Канский видеофестиваль начался шутки, аллюзии на название знаменитого Каннского кинофестиваля. Но шутка превратилась в ежегодное событие, объединяющее российских и зарубежных авторов. Традиционно он проводится в конце августа — начале сентября. Это очень демократичный фестиваль: возможность подать заявку на участие есть у всех желающих из любой страны, а показы в рамках видеофестиваля — всегда открытые и бесплатные.
Цель, участники и призы
«Цель проекта — продвижение современных технологий в искусстве, ознакомление жителей крупнейших регионов России с актуальным мультимедиа- и видеоискусством, выявление новых имён и культурных инициатив, активизация межкультурных коммуникаций между Востоком и Западом».
Конкурсная программа включает фильмы самых разных жанров: документальные, игровые, анимационные, экспериментальные, а также видео-арт. Обладатель гран-при получает «Золотой пальмовый секатор». Это аллюзия на предмет, которым срезают «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Победителя приглашают в состав жюри фестиваля в следующем году.
Авторов, отмеченных в других номинациях, награждают дипломами за первое, второе и третье место. В год, когда среди призёров нет российских участников, присуждается специальная номинация — «Лучший российский фильм». Необычно, что члены жюри — необязательно кинематографисты. Они могут быть художниками, музыкантами, писателями, творческими людьми, неравнодушными к видеофестивалю и близкими ему по духу.
«Пальмы в Канске не растут, но если победитель окажется в Каннах, то „Золотым пальмовым секатором“ можно будет воспользоваться».
В разные годы проведения фестиваля в самом городе состоялось несколько знаковых событий. Например, в 2008 году в Канске была построена Канская пальмовая аллея. Идея арт-объекта принадлежала московскому художнику Михаилу Лабазову. Дети из Канска, Норильска и Москвы придумывали специальные морозоустойчивые пальмы, которые могли бы расти в Сибири. Из всех работ были выбраны и воплощены в натуральную величину 20 наиболее интересных.
В 2009 году был дан старт проекту для молодых режиссёров и сценаристов «Сибирский видеокампус». Двухнедельная программа подготовки включала образовательные курсы и занятия по кинематографу, режиссуре, операторскому мастерству, монтажу, саунд-дизайну, работе со сценарием и декорациями. Участников отбирали по конкурсу, специальное образование не было обязательным требованием. «Кампус» действительно стал крупным образовательным проектом.
В том же 2009 году российские художники Александр Виноградов и Владимир Дубосарский создали серию «Канский киноплакат»: нарисованные ими афиши фильмов из конкурсной программы того года разместили под стеклом на знаковых зданиях Канска. Тогда же в Центральном сквере на площади Коростелева был установлен «Памятник неизвестному художнику».
Со временем арт-объектов стало так много, что была создана специальная маршрутная карта. Она помогает всем желающим увидеть все объекты за одну прогулку.
«Для тех, кто хочет посмотреть объекты за один раз, — карта: движение начинается от ГДК, где проходят все фестивальные показы, на здании возле входа — один из „Канских киноплакатов“ с ладошками художников, на площади перед церковью — „Памятник неизвестному художнику“ (1). Дальше нужно обойти церковь и, не переходя дорогу, сесть на автобус № 1, доехать до остановки „Городской Выставочный зал“. В пяти метрах от остановки — зал, рядом с дверью (слева) ещё один „Канский киноплакат“. Если обойти здание справа, углубившись в зелень, можно посмотреть куклу вуду (2). Вернувшись на остановку, садитесь на автобус № 1 или № 17, доезжаете до остановки „Театр“, переходите дорогу — прямо напротив здания театра расположена „Колокольня“ (3), невдалеке от неё — „Канская пальмовая аллея“ (4). На автобусе № 1 или № 17 возвращаетесь обратно к ГДК. Маршрут (с возвращением обратно) занимает около 40 минут. На выезде из города (справа от дороги) можно увидеть останки сгоревшего „Сада“ (5)».
Судьба некоторых арт-объектов оказывается печальной. Показательна история произведения уличного художника Владимира Абиха. Он создал работу под названием «Нежность»: слово, выложенное сосками на шрифте Брайля. В первые же несколько дней часть надписи кто-то оторвал.
В следующие годы Канского видеофестиваля Абих делал надписи на стенах: «Вам здесь жить» и «Хоть на стену лезь». Их даже удалось согласовать с администрацией города, что редкость для уличных практик. В 2021 году Владимир Абих вошёл в состав жюри Международного Канского видеофестиваля.
Канский видеофестиваль сегодня
Канский видеофестиваль популяризирует экспериментальное кино, музыку, поэзию и другие формы искусства в городах Сибири. Это событие открывает зрителям новые имена не только российских, но и зарубежных авторов. В рамках фестиваля проходят кинопоказы, публичные дискуссии, творческие встречи с авторами, концерты, перформансы.
Отношение жителей Канска к видеофестивалю было неоднозначным. Некоторые считали, что арт-объекты являются «полнейшим безобразием», а фестиваль совершенно не нужен городу. Другая часть поддерживала идею такого мероприятия в своём городе и участвовала в перформансах.
С 28 по 30 января в Красноярске состоится XX Международный Канский видеофестиваль. Он должен был пройти в Канске в прошлом августе, но был перенесён из-за пандемии. Чтобы не смешивать юбилейное мероприятие с очередным будущим летом, организаторы решили провести XX фестиваль зимой в краевом центре. Генеральный партнёр фестиваля — Благотворительный фонд Михаила Прохорова.
В этом году жюри возглавит оператор Евгения Агеева, чей фильм «Дранг Нах Остен» стал лауреатом самого первого фестиваля. К ней присоединятся художники Василий Слонов, Владимир Абих, Дамир Муратов, Вячеслав Мизин, музыкант Пётр Налич, представитель культурного отдела Посольства Португалии в РФ Жоау Карлуш Мендонса Жоау. В юбилейном фестивале участвуют 44 фильма, представленные авторами из 22 стран.
Международный Канский видеофестиваль — пример того, как шуточная идея вырастает и становится настоящим событием, благодаря которому каждый год в небольшом сибирском городе собираются талантливые молодые автор из России и других стран.
«Уже никто не удивляется, что Канский фестиваль проходит не на Лазурном берегу, а в Сибири. Значит, в скором времени (через какие-нибудь 200–300 лет) то, что сейчас является авангардом, вполне может стать ширпотребом, иными словами, классикой: человек новый будет засыпать под зубодробительный нойз, смотреть видео-арт по утрам, впитывая переваренные разумом „концепции бога“ и разговаривать на птичьем языке новой цивилизации — на языке высокой культуры».
Больше о Канском видеофестивале на сайте и странице «ВКонтакте».
Автор благодарит Кирилла Логинова за информационную поддержку.
Читайте также «Отечественное фотоискусство в лицах. Валерий Щеколдин».