«Красная жара»: невероятные приключения Терминатора в СССР

Арнольд Швар­це­неггер — зна­ко­вая фигу­ра для совет­ских и пост­со­вет­ских под­рост­ков, кото­рые рос­ли на филь­мах с его уча­сти­ем, а для куль­ту­ри­стов и боди­бил­де­ров Арнольд и вовсе пре­вра­тил­ся в при­мер для подражания.

Льви­ную долю народ­ной люб­ви и попу­ляр­но­сти Швар­це­неггер полу­чил бла­го­да­ря роли мили­ци­о­не­ра в филь­ме Уол­те­ра Хил­ла «Крас­ная жара», сня­то­го в 1988 году. Суро­вый совет­ский коп, раз­го­ва­ри­ва­ю­щий по-рус­ски с чудо­вищ­ным про­из­но­ше­ни­ем, поко­рил серд­ца зри­те­лей из СССР.

«Крас­ная жара» — не про­сто поли­цей­ский бое­вик, а новая стра­ни­ца в отно­ше­ни­ях Совет­ско­го Сою­за и Соеди­нён­ных Шта­тов. Тогда появи­лась воз­мож­ность пока­зать, что граж­дане СССР — это не исча­дие зла, а вполне себе обыч­ные люди.

VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет, как «Крас­ная жара» изме­ни­ла образ Рос­сии и рус­ских в запад­ном вос­при­я­тии и поче­му неле­пая «клюк­ва» ста­ла боль­шой уда­чей для Шварценеггера.

Источ­ник: kinopoisk.ru

Новое мышление

Нача­ло 80‑х годов, холод­ная вой­на вышла на новый уро­вень. Совет­ское втор­же­ние в Афга­ни­стан в 1979 году и избра­ние кон­сер­ва­тив­но­го рес­пуб­ли­кан­ца Рональ­да Рей­га­на на пост пре­зи­ден­та США в 1981‑м ухуд­ши­ли отно­ше­ния двух сверх­дер­жав. В США сни­ма­ли явно анти­со­вет­ские кино­филь­мы: «Крас­ный рас­свет», «Рэм­бо 2» и «Рок­ки IV».

Несколь­ко раз США и СССР сто­я­ли на поро­ге пол­но­мас­штаб­ной ядер­ной вой­ны. Одна­ко избра­ние Миха­и­ла Гор­ба­чё­ва на пост гене­раль­но­го сек­ре­та­ря КПСС в 1985 году ради­каль­но изме­ни­ло внеш­нюю поли­ти­ку двух стран. Пере­строй­ка и глас­ность тре­бо­ва­ли новых реше­ний. Улуч­ше­ние отно­ше­ний с США ста­ло логич­ным шагом.

В нояб­ре 1985 года состо­я­лась совет­ско-аме­ри­кан­ская встре­ча на выс­шем уровне в Жене­ве. Её важ­ным ито­гом ста­ло заяв­ле­ние о недо­пу­сти­мо­сти ядер­ной войны.

В 1987 году Рей­ган и Гор­ба­чёв под­пи­са­ли дого­вор о лик­ви­да­ции ракет сред­ней и мень­шей даль­но­сти (РСМД), кото­рый зна­чи­тель­но сни­зил рис­ки ядер­но­го кон­флик­та. В июне 1988 года Рей­ган при­е­хал в Моск­ву, гла­вы госу­дарств обме­ня­лись рати­фи­ка­ци­он­ны­ми гра­мо­та­ми к Дого­во­ру о РСМД.

Сни­же­ние рис­ков ядер­ной вой­ны, попыт­ка пока­зать совет­скую сто­ро­ну с чело­ве­че­ской сто­ро­ны при­ве­ла к боль­шой попу­ляр­но­сти Гор­ба­чё­ва на Запа­де. В Аме­ри­ке вырос инте­рес к жиз­ни людей в Совет­ском Сою­зе. Извест­ный аме­ри­кан­ский режис­сёр бое­ви­ков Уол­тер Хилл уви­дел, что тема дру­же­ских отно­ше­ний США и СССР — бла­го­дат­ная поч­ва для сюже­та новой киноленты.


Терминатор отправляется в Советский Союз

Уол­тер Хилл, харак­тер­ный режис­сёр для 80‑х годов, про­сла­вил­ся куль­то­вы­ми филь­ма­ми «Южное госте­при­им­ство» (1981), «Сорок восемь часов» (1982), «Ули­цы в огне» (1984). Хил­лу хоте­лось снять детек­тив в сти­ле «Гряз­но­го Гар­ри», но с уча­сти­ем Арноль­да Швар­це­негге­ра. Вме­сте они дав­но иска­ли кон­цеп­цию для сов­мест­ной работы.

Идею Хилл нашёл быст­ро: он сде­лал глав­ным геро­ем совет­ско­го мили­ци­о­не­ра, кото­рый сов­мест­но с кол­ле­гой из США отправ­ля­ет­ся в Чика­го для аре­ста пре­ступ­ни­ка. Сюжет ока­зал­ся сме­лым, но про­дю­сер­ская ком­па­ния Carolco и дис­три­бью­тор Tri-Star Pictures не пре­пят­ство­ва­ли. Нель­зя ска­зать, что кон­цеп­ция бое­ви­ка была чем-то из ряда вон выхо­дя­щим. Фак­ти­че­ски лен­та пред­став­ля­ла собой поли­цей­ский бое­вик в сти­ле филь­мов с Клин­том Ист­ву­дом и Джо­ном Уэйном.

Един­ствен­ной изю­мин­кой кино­кар­ти­ны стал совет­ский герой. Никто не пред­став­лял, как на него отре­а­ги­ру­ет аме­ри­кан­ская пуб­ли­ка. Режис­сёр «Крас­ной жары» поз­же вспоминал:

«Я не хотел зани­мать­ся науч­ной фан­та­сти­кой, а исполь­зо­вать Арноль­да в аме­ри­кан­ском кон­тек­сте с его акцен­том слож­но. Я поду­мал, что было бы инте­рес­но, если бы он мог сыг­рать рус­ско­го поли­цей­ско­го в США. Я хотел сде­лать тра­ди­ци­он­ный фильм Джо­на Уэй­на и Клин­та Ист­ву­да, кото­рый боль­ше, чем жизнь. Затем вы зада­ё­те вопрос: при­мет ли аме­ри­кан­ская ауди­то­рия непри­ми­ри­мо­го совет­ско­го героя, чело­ве­ка, кото­рый не сбе­жит в кон­це фильма?»

Источ­ник: kinopoisk.ru

Швар­це­негге­ру нра­ви­лась роль нераз­го­вор­чи­во­го героя Ива­на Дан­ко. Появ­ле­ние подоб­ных пер­со­на­жей свя­за­но с немец­ким акцен­том Арноль­да. Почти во всех филь­мах до сере­ди­ны 90‑х актёр избе­гал длин­ных реплик из-за пло­хо­го англий­ско­го. «Крас­ная жара» ста­ла опре­де­лён­ным вызо­вом для Арноль­да. Диа­ло­гов в исто­рии немно­го, но зна­чи­тель­ная часть из них была на рус­ском, и Швар­це­негге­ру при­шлось волей-нево­лей учить новый язык.

К съём­кам филь­ма Хилл при­сту­пил доволь­но свое­об­раз­но. У него на руках нахо­ди­лась кон­цеп­ция, но не было закон­чен­но­го сце­на­рия. Фак­ти­че­ски исто­рию допи­сы­ва­ли во вре­мя съё­мок, но это никак не ска­зы­ва­лось на про­из­вод­стве картины.

Боль­шим успе­хом для режис­сё­ра было снять корот­кую сце­ну на Крас­ной пло­ща­ди, кото­рую, по слу­хам, созда­ва­ли в тайне от вла­стей. Появ­ле­ние Швар­це­негге­ра в совет­ской фор­ме вызва­ло шквал инте­ре­са со сто­ро­ны мест­ных жите­лей, кото­рые хоте­ли сфо­то­гра­фи­ро­вать­ся с замор­ским гостем. «Крас­ная жара» ста­ла пер­вым аме­ри­кан­ским филь­мом, кото­рый сни­мал­ся в совет­ской Москве.

Источ­ник: kinopoisk.ru

Арнольд для луч­ше­го погру­же­ния в образ не толь­ко изу­чал язык, но и пытал­ся постичь зага­доч­ную рус­скую душу. Хилл посо­ве­то­вал Швар­це­негге­ру посмот­реть извест­ный фильм «Ниноч­ка» (1939), где была рус­ская геро­и­ня в испол­не­нии Гре­ты Гар­бо, с кото­рой актёр частич­но взял при­мер. Поз­же Арнольд вспо­ми­нал силь­ное вли­я­ние Ниноч­ки на его героя Ива­на Данко:

«Ниноч­ка была для меня самым важ­ным сред­ством в под­го­тов­ке к роли. Она игра­ет того же пер­со­на­жа, что и я в „Крас­ной жаре“. Она рус­ская, кото­рая при­ез­жа­ет в Париж очень холод­ной. По ходу филь­ма она влюб­ля­ет­ся во фран­цуз­ско­го пар­ня (Мел­вин Дуглас), и у неё появ­ля­ют­ся совер­шен­но новые эмо­ции, о кото­рых она не подо­зре­ва­ла. Я очень вни­ма­тель­но изу­чил фильм и про­смат­ри­вал его каж­дый день, когда мы сни­ма­ли „Крас­ную жару“».

Суро­вость героя под­чёр­ки­ва­лась спе­ци­аль­но при­ду­ман­ным супер­пи­сто­ле­том «систе­мы Под­бы­ри­на» калиб­ра 9,2 мм. На самом деле писто­лет пред­став­лял собой пере­дел­ку .357 Magnum Desert Eagle. Его для «Крас­ной жары» при­ду­мал ору­жей­ник Тимом ЛаФранс.

Рекла­ма писто­ле­та «точ­но как из филь­ма» в жур­на­ле American Handgunner. Июнь 1988 года. Источ­ник: wikipedia.org

К сожа­ле­нию для съё­моч­ной груп­пы, почти все «мос­ков­ские сце­ны» при­шлось сни­мать в Вен­грии и Австрии. Напри­мер, эпи­зод с баней сни­ма­ли сра­зу в двух местах. Поло­ви­ну этой сце­ны сни­ма­ли в купальне Рудаш в Буда­пеш­те, а раз­бор­ку меж­ду Дан­ко и бан­ди­та­ми доде­лы­ва­ли на ули­цах Австрии.

Источ­ник: kinopoisk.ru

Уроки русского языка

Несмот­ря на яркую задум­ку, рабо­та Хил­ла не ста­ла про­ры­вом. Кри­ти­ки непло­хо вос­при­ня­ли кар­ти­ну, но сбо­ры не оку­пи­ли бюд­жет. К тому же фильм прин­ци­пи­аль­но не отли­чал­ся от дру­гих работ режис­сё­ра. Насто­я­щую народ­ную любовь лен­та полу­чи­ла в России.

Здесь сошлось несколь­ко фак­то­ров. Пер­вый заклю­чал­ся в поли­ти­ке глас­но­сти, когда совет­ские зри­те­ли смог­ли уви­деть мно­же­ство филь­мов из США и дру­гих стран. Эпо­ха видео­са­ло­нов — яркий тому при­мер. Мало кто из совет­ских зри­те­лей обра­щал вни­ма­ние на пло­хое каче­ство видео, гну­са­вый пере­вод. Могу­чий Швар­це­неггер, с лёг­ко­стью раз­бра­сы­ва­ю­щий супо­ста­тов, выгля­дел для наших граж­дан слиш­ком уж необыч­но — эта­кий дядя Стё­па-вели­кан, толь­ко со стран­ным акцентом.

Вто­рой фак­тор — это аме­ри­кан­ский взгляд на образ совет­ской мили­ции. Иван Дан­ко — тер­ми­на­тор-мент без стра­ха и упрё­ка, кото­рый сво­им видом может напу­гать даже дья­во­ла. Хотя фир­мен­ной фиш­кой героя стал даже не чудо­вищ­ный «писто­лет Под­бы­ри­на», а мане­ра гово­рить на рус­ском язы­ке. Чита­те­ли навер­ня­ка пом­нят зна­ме­ни­тый мем про «кока­и­нум». Сло­во ста­ло куль­то­вым, хотя если вни­ма­тель­но при­слу­шать­ся, то герой его про­из­но­сит пра­виль­но и гово­рит «кока­и­ном» в ответ на вопрос бан­ди­та «какие ваши дока­за­тель­ства». Одна­ко зри­те­ли запом­ни­ли лишь выпу­чен­ные гла­за Дан­ко и сло­во «кока­и­нум».

Мили­цей­ская фор­ма Ива­на Дан­ко — пред­мет для отдель­но­го раз­го­во­ра. Швар­це­неггер гово­рил о том, что в ней исполь­зо­ва­ны эле­мен­ты шести уни­форм раз­лич­ных совет­ских войск и служб. Фор­ма хоть и полу­чи­лась стран­ной, но она иде­аль­но под­чёр­ки­ва­ла мощь капи­та­на Данко.

Образ Дан­ко выгля­дит куда инте­рес­нее, если его срав­ни­вать с напар­ни­ком, аме­ри­кан­ским детек­ти­вом Арт­ом Рид­зи­ком (Джеймс Белу­ши). Если Рид­зик — типич­ный раз­дол­бай, то Дан­ко — это оли­це­тво­ре­ние сосре­до­то­чен­но­сти и вер­но­сти дол­гу. Уди­ви­тель­но, что в филь­ме он не про­сто маши­на смер­ти, а непло­хой детек­тив с высо­ки­ми мораль­ны­ми уста­нов­ка­ми, да ещё и зна­ю­щий в совер­шен­стве англий­ский язык. Пусть образ полу­чил­ся «клюк­вен­ным», но он уважительный.

Нуж­но пони­мать, что Хилл и его коман­да прак­ти­че­ски не зна­ли, что пред­став­ля­ет собой Совет­ский Союз. Отсю­да жут­кая кос­но­языч­ная речь совет­ских пер­со­на­жей, стран­ная фор­ма и непо­ни­ма­ние менталитета.

Источ­ник: kinopoisk.ru

С дру­гой сто­ро­ны, созда­те­ли осо­бо и не скры­ва­ли, что спе­ци­аль­но сни­ма­ют «клюк­ву» о совет­ском мили­ци­о­не­ре. Поэто­му мы вез­де видим глав­ные «атри­бу­ты» СССР: купо­ла, бани, серые уны­лые ули­цы и мощ­ное тело Дан­ко, кото­рое как бы оли­це­тво­ря­ет совет­скую мощь. Саунд­трек демон­стри­ру­ет гла­вен­ство ком­му­ни­сти­че­ско­го строя в СССР. В заглав­ных тит­рах зву­чит «Кан­та­ты к два­дца­ти­ле­тию Октяб­ря» Сер­гея Про­ко­фье­ва (часть № 2, «Фило­со­фы») — кон­цов­ка полу­чи­лась по-насто­я­ще­му эпичной.


Русский и американец — братья навек

«Крас­ная жара» для Уол­те­ра Хил­ла обер­ну­лась убыт­ка­ми. Зри­те­ли кар­ти­ну не поня­ли, а были и те, кто счи­тал рабо­ту тре­шем. Одна­ко в СССР, а позд­нее и в Рос­сии фильм полу­чил пор­цию народ­ной люб­ви. Для наших граж­дан это не бое­вик, а отлич­ная коме­дия с «рус­ским духом», кото­рая тес­но пере­пле­лась с носталь­ги­ей по филь­мам эпо­хи VHS.

Если для Уол­те­ра Хил­ла «Крас­ная жара» ста­ла про­ход­ным филь­мом, то для Швар­це­негге­ра поезд­ка в СССР и роль капи­та­на Дан­ко — несо­мнен­ная уда­ча. Арнольд уви­дел, что по ту сто­ро­ну «желез­но­го зана­ве­са» у него мно­же­ство вер­ных поклон­ни­ков и все они люди, а не мон­стры. Швар­це­неггер луч­ше узнал совет­ских людей и встре­тил­ся со сво­им куми­ром, спортс­ме­ном Юри­ем Вла­со­вым. Рос­сий­ские зри­те­ли и иссле­до­ва­те­ли-исто­ри­ки, в свою оче­редь, полу­чи­ли отлич­ный мате­ри­ал о взгля­де аме­ри­кан­цев на «наше­го героя».


Читай­те так­же дру­гие наши мате­ри­а­лы о рус­ских пер­со­на­жах в зару­беж­ных про­из­ве­де­ни­ях искусства: 

Бале­ри­ны, каг­э­бист­ки и горе-спа­са­тель­ни­цы мира: рус­ские жен­щи­ны в нерус­ском кино.

«Крас­ная угро­за»: Рос­сия и рус­ские сверх­лю­ди в ино­стран­ных комик­сах.  

Арка­дий Рень­ко: совет­ский детек­тив вре­мён холод­ной вой­ны

Поделиться