«Красная угроза»: Россия и русские сверхлюди в иностранных комиксах

Комикс как фор­мат и одно­вре­мен­но как жанр проч­но ассо­ци­и­ру­ет­ся с инду­стри­ей раз­вле­че­ний и обще­ством потреб­ле­ния. Наравне со слад­кой гази­ров­кой и блок­ба­сте­ра­ми-бое­ви­ка­ми комик­сы дав­но пре­вра­ти­лись в сим­вол мас­со­вой куль­ту­ры, вокруг кото­рой не одно деся­ти­ле­тие раз­го­ра­ют­ся спо­ры о том, куль­ту­ра ли это вообще.

Супер­ге­ро­и­ка англо­языч­но­го мира, родив­ша­я­ся в совре­мен­ном виде имен­но в комик­сах, ста­ла не толь­ко хоро­шим источ­ни­ком дохо­да для ряда изда­тельств, но и три­бу­ной для иссле­до­ва­ния и пере­осмыс­ле­ния обще­ствен­ных и поли­ти­че­ских явле­ний. Учи­ты­вая, что сереб­ря­ный век комик­сов (1956–1970 годы) при­шёл­ся как раз на пер­вый этап холод­ной вой­ны, авто­ры не мог­ли не пере­не­сти гео­по­ли­ти­че­ское про­ти­во­сто­я­ние на стра­ни­цы комик­сов. Как мини­мум отто­го, что вза­и­мо­дей­ствие «искон­но запад­ных» (чаще аме­ри­кан­ских) и «поскон­но рус­ских» (все­гда совет­ских) пер­со­на­жей нра­ви­лось чита­те­лям и такие исто­рии хоро­шо продавались.

В этом мате­ри­а­ле мы раз­бе­рём­ся в том, как и поче­му пер­со­на­жи из Рос­сии появи­лись в запад­ных комик­сах, каки­ми они были и каки­ми ста­ли. Мы не ста­вим зада­чу про­сто пере­чис­лить всех рус­ских, что появ­ля­лись в исто­ри­ях попу­ляр­ных и не очень изда­тельств — это выдаст вам пер­вый запрос в поис­ко­ви­ке. Ско­рее мы поста­ра­ем­ся выстро­ить повест­во­ва­ние о том, как этот про­цесс про­хо­дил. Един­ствен­ным его недо­стат­ком ста­нет тот факт, что оно, в отли­чие от пер­во­ис­точ­ни­ка, будет не в картинках.


Откуда есть пошли наши соотечественники в комиксах

Как уже гово­ри­лось, комик­сы ста­но­ви­лись тем фрон­ти­ром, на кото­ром важ­ней­шие собы­тия и про­цес­сы в жиз­ни обще­ства «пере­ва­ри­ва­лись» и пере­ра­ба­ты­ва­лись в более яркие и про­стые фор­мы. В пери­од Вто­рой миро­вой вой­ны глав­ны­ми зло­де­я­ми в аме­ри­кан­ских комик­сах ста­но­вят­ся наци­сты. В это вре­мя появ­ля­ет­ся Капи­тан Аме­ри­ка, а Супер­мен ни мно­го ни мало вры­ва­ет­ся в сек­рет­ное лого­во само­го фюрера.

На стра­ни­цах открыт идео­ло­ги­че­ский фронт, на кото­ром сверх­лю­ди «пра­виль­ные» побеж­да­ют «сверх­лю­дей» — назы­ва­ю­щих себя так — непра­виль­ных. В них лишь изред­ка при­сут­ству­ют пер­со­на­жи из Кана­ды, Вели­ко­бри­та­нии или стран Южной Аме­ри­ки. На пер­вом плане исклю­чи­тель­но аме­ри­кан­цы. К при­ме­ру, в 1940 году выхо­дит неболь­шой комикс, в кото­ром Супер­мен еди­но­лич­но аре­сто­вы­ва­ет Гит­ле­ра, а затем и Ста­ли­на. Немуд­ре­но, ведь мно­гих худож­ни­ков-комик­си­стов при­вле­ка­ют к про­па­ган­дист­ской рабо­те. В част­но­сти, рабо­тал над аги­та­ци­он­ны­ми мате­ри­а­ла­ми в буду­щем небезыз­вест­ный Стэн Ли. Его напар­ни­ком был дет­ский писа­тель и иллю­стра­тор Тео­дор Гай­зел, более извест­ный как Док­тор Сьюз («Как Гринч рож­де­ство украл», «Лоракс»). Этот пери­од потом жёст­ко обсме­ют во вто­ром сезоне сери­а­ла «Паца­ны» (The Boys) от Amazon.

Но вре­мя идёт, меня­ют­ся эпо­хи. С нача­лом холод­ной вой­ны стра­ни­цы комик­сов при­об­ре­та­ют новые акцен­ты. Парал­лель­но с гео­по­ли­ти­че­ским про­ти­во­сто­я­ни­ем аген­ты двух сверх­дер­жав про­ни­ка­ют и в книж­ки с картинками.


Ох уж эти русские

Дебют «рус­ской темы» в комик­сах о супер­ге­ро­ях состо­ял­ся в 1961 году. В пер­вом выпус­ке серии «Фан­та­сти­че­ская чет­вёр­ка», кото­рый вдох­нул новую жизнь в кни­ги Marvel, завяз­ка сюже­та стро­ит­ся в атмо­сфе­ре Лун­ной гон­ки. Рас­суж­дая о том, что необ­хо­ди­мо запус­кать пило­ти­ру­е­мый полёт на спут­ник Зем­ли, Сью­зан Шторм про­из­но­сит такую фразу:

«Нам нуж­но исполь­зо­вать этот шанс, если мы не хотим, что­бы ком­му­ни­сты (commies) обо­гна­ли нас!»

Насквозь про­пи­тан­ная духом поли­ти­че­ско­го про­ти­во­сто­я­ния атмо­сфе­ра уско­ри­ла появ­ле­ние одной из самых извест­ных и дол­го­жи­ву­щих супер­ге­рой­ских команд. Отсю­да и будем отсчи­ты­вать «рус­ский след» в этой тематике.

Тот самый стрип (набор сцен из комик­са), в кото­ром буду­щие чле­ны Фан­та­сти­че­ской чет­вёр­ки реша­ют, что нель­зя усту­пать коммунистам

Пожа­луй, пер­вым совет­ским пер­со­на­жем в аме­ри­кан­ском комик­се мож­но назвать Гар­гу­лью, кото­рый в 1962 году стал пер­вым про­тив­ни­ком Неве­ро­ят­но­го Хал­ка. Юрий Топо­лов, совет­ский учё­ный, под вли­я­ни­ем гам­ма-излу­че­ния пре­вра­ща­ет­ся в изуро­до­ван­ное созда­ние, сохра­няя высо­кий интел­лект. Сюжет крайне бана­лен, но в нём реа­ли­зу­ет­ся пред­став­ле­ние о все­мо­гу­щих учё­ных из СССР. За оке­а­ном скла­ды­ва­лось впе­чат­ле­ние, что они в «шараш­ках» могут из ниче­го создать атом­ную бом­бу. Образ совет­ско­го учё­но­го с тех пор ста­нет одним из самых ходо­вых не толь­ко в комик­сах, но и в филь­мах и сериалах.

В 1967 году нам пред­ста­ви­ли Эми­ля Блон­ски, совет­ско­го шпи­о­на из КГБ, кото­рый хотел украсть сек­рет­ные раз­ра­бот­ки в обла­сти гам­ма-излу­че­ния. Из-за инци­ден­та, винов­ни­ком кото­ро­го стал Блон­ски, он пре­вра­тил­ся в одно­го из глав­ных про­тив­ни­ков Хал­ка — Мер­зость (или Гадость, как пере­во­ди­ли его имя в жур­на­ле «Зажи­гай!»). Био­гра­фия пер­со­на­жа име­ет инте­рес­ную подроб­ность: этни­че­ски Блон­ски был хор­ва­том, родив­шим­ся в Загре­бе, но пере­брал­ся в СССР и там посту­пил на служ­бу. В какой-то момент Мер­зость и Носо­рог (об этом суперз­ло­дее речь пой­дёт даль­ше) даже объ­еди­ня­ют силы, что­бы спра­вить­ся с Хал­ком, но тер­пят поражение.

Гар­гу­лья (Юрий Тополов)
Мер­зость (Эмиль Блонски)

К 1973 году на комикс­ную сце­ну вышли уже потом­ки изна­чаль­ных пер­со­на­жей. Так, у Хал­ка появил­ся ещё один про­тив­ник — Грем­лин. Кон­дра­тий Топо­лов, сын того само­го Юрия Топо­ло­ва, одел­ся в бро­ню, ана­ло­гич­ную той, что у Желез­но­го чело­ве­ка. Один из созда­те­лей пер­со­на­жа, Стив Ингл­хардт, доста­точ­но ори­ги­наль­но опи­сы­ва­ет, как они при­шли к тако­му имени:

«Я поду­мал: Гар­гу­лья + Кремль (англ. Kremlin) = Гремлин!»

Под­со­зна­тель­ное стрем­ле­ние свя­зать всех пер­со­на­жей из Рос­сии с наи­бо­лее зна­чи­мы­ми и извест­ны­ми сим­во­ли­че­ски­ми обра­за­ми стра­ны ста­ло одним из спо­со­бов «иссле­до­вать» и осмыс­лить такую далё­кую, таин­ствен­ную и закры­тую тогда Рос­сию. Какой бы она мог­ла быть и, самое глав­ное, на что спо­соб­ны люди отту­да? Авто­ры не мог­ли полу­чить ответ, осно­ван­ный на лич­ном опы­те, поэто­му созда­ва­ли гро­теск­ные кон­струк­ции. Пуб­ли­ке, надо отме­тить, это нравилось.

Леген­дар­ная облож­ка пер­во­го выпус­ка серии о Чело­ве­ке-пау­ке в мар­те 1963 года демон­стри­ру­ет в буду­щем одно­го из самых попу­ляр­ных пер­со­на­жей комик­сов, про­ти­во­сто­я­ще­го Стер­вят­ни­ку. Одна­ко пер­вым суперз­ло­де­ем, с кото­рым по сюже­ту стал­ки­ва­ет­ся Питер Пар­кер, был не он. Эту роль взял на себя Дмит­рий Смер­дя­ков, он же Хаме­ле­он, кото­рый умел мастер­ски менять внешность.

Здесь надо ска­зать, что спад мак­кар­тиз­ма, когда в каж­дой кош­ке виде­ли совет­ско­го шпи­о­на, про­изо­шёл совсем недав­но, в кон­це про­шло­го деся­ти­ле­тия. Из кол­лек­тив­ной памя­ти такие фор­му­лы мыш­ле­ния быст­ро не вывет­ри­ва­ют­ся. Поэто­му неуди­ви­тель­но, что новый герой стал­ки­ва­ет­ся не про­сто с рус­ским аген­том и наём­ни­ком, но ещё и таким шпи­о­ном, кото­рый может бук­валь­но «украсть» чьё-то лицо. В Хаме­леоне авто­ры выра­зи­ли кол­лек­тив­ный бес­со­зна­тель­ный страх аме­ри­кан­ско­го обще­ства перед спя­щи­ми аген­та­ми, кото­рые могут ока­зать­ся кем угод­но из окру­же­ния чело­ве­ка. Мы ещё обра­тим вни­ма­ние на то, как тема шпи­о­но­ма­нии и спец­служб рас­кры­ва­лась по отно­ше­нию к совет­ским и рос­сий­ским персонажам.

Чело­ве­ка-пау­ка мож­но назвать рекорд­сме­ном по коли­че­ству недо­воль­ных им рус­ских. В 1964 году на стра­ни­цах тех же комик­сов сте­но­лаз встре­ча­ет­ся с Крей­ве­ном-охот­ни­ком — Сер­ге­ем Кра­ви­но­вым. По кано­ни­че­ской био­гра­фии, он явля­ет­ся сыном дво­рян, в 1917 году эми­гри­ро­вав­ших из Рос­сии в Аме­ри­ку из-за рево­лю­ций. В Крей­вене вопло­ти­ли непо­ни­ма­ние и одно­вре­мен­но ува­же­ние той силы, кото­рой может обла­дать рус­ский в гла­зах аме­ри­кан­ца. Как отме­ча­ют мно­гие аме­ри­ка­ни­сты, в част­но­сти Иван Курил­ла в кни­ге «Закля­тые дру­зья», мы с аме­ри­кан­ца­ми име­ем мно­го обще­го. Одна­ко имен­но это и дела­ет отли­чия меж­ду нами столь рази­тель­ны­ми и маня­щи­ми обе нации к пере­осмыс­ле­нию друг дру­га. Полу­ма­ги­че­ский харак­тер при­об­ре­тён­ных Крей­ве­ном спо­соб­но­стей — лов­ко­сти, силы и ско­ро­сти — как буд­то иссле­ду­ет ту самую непо­нят­ную аме­ри­кан­цам оте­че­ствен­ную сме­кал­ку и рус­ский авось, выра­жен­ные в таком гро­теск­ном виде.

Сле­ду­ю­щим стал Алек­сей Сит­це­вич, он же Носо­рог. Пер­со­наж появил­ся на стра­ни­цах Marvel спу­стя три года, в 1967‑м. В нём отра­зил­ся ещё один сте­рео­тип о наших сооте­че­ствен­ни­ках. Алек­сей был пред­ста­ви­те­лем рос­сий­ской мафии, кото­рый доб­ро­воль­но про­шёл ряд опе­ра­ций, пре­вра­тив­ших его в живой таран. Всем этим, что при­ме­ча­тель­но, зани­ма­лись учё­ные Восточ­но­го бло­ка, от кото­рых Алек­сей бла­го­по­луч­но сбе­жал ради воль­ной жиз­ни «мафи­оз­ни­ка», пери­о­ди­че­ски выпол­няя раз­лич­ную гряз­ную рабо­ту для пре­иму­ще­ствен­но кри­ми­наль­ных рабо­то­да­те­лей. Один из самых ярких обра­зов Носо­ро­га, пусть и на пару минут в пол­ном обла­че­нии, появил­ся в филь­ме «Новый Чело­век-паук 2». Там на костю­ме Сит­це­ви­ча вид­на крас­ная звез­да, а у само­го Алек­сея есть тату­и­ров­ка «СССР».

Хаме­ле­он
Крей­вен-охот­ник
Носо­рог

Меж­ду тем в октяб­ре 1963 года в комик­сах Marvel о Желез­ном чело­ве­ке появил­ся новый пре­тен­дент. Угро­жа­ю­ще­го вида робо­ко­стюм, кото­рый пило­ти­ро­вал рус­ский инже­нер Антон Ван­ко, назы­вал­ся Крас­ным Дина­мо. Вооб­ще сто­ит ска­зать, что вплоть до рас­па­да СССР вве­де­ние новых пер­со­на­жей из Рос­сии про­хо­ди­ло, как бы ска­зал один из наших быв­ших пре­зи­ден­тов, «крас­нень­ко». Мно­го­чис­лен­ные Крас­ные-Кто-Нибудь надол­го заня­ли почёт­ное место фоно­вых антагонистов.

Про­ти­во­сто­я­ние США и СССР и в комик­сах обла­да­ло мак­си­маль­но сим­во­ли­че­ским обрам­ле­ни­ем. Даже по мер­кам неук­лю­жей рисов­ки 60‑х Желез­ный чело­век в крас­но-жёл­том костю­ме выгля­дел пиком эле­гант­но­сти по срав­не­нию с Дина­мо, вид кото­ро­го был боль­ше похож на угло­ва­то­го метал­ли­че­ско­го Сан­чо Пан­су из рас­ска­зов о Дон Кихоте.

Соглас­но сюже­ту комик­са, после пора­же­ния от Желез­но­го чело­ве­ка, Ван­ко оста­ёт­ся в США, опа­са­ясь, что совет­ское руко­вод­ство нака­жет его за про­вал самым суро­вым обра­зом. Это тоже ещё один сте­рео­тип, кото­рый часто встре­ча­ет­ся в био­гра­фи­ях или моти­ва­ци­ях пер­со­на­жей из СССР или России.

Крас­ное Динамо

Мно­гие иссле­до­ва­те­ли про­ти­во­сто­я­ния СССР и США отме­ча­ют, что стра­ны часто «под­смат­ри­ва­ли» друг у дру­га век­то­ры раз­ви­тия. Если что-то новое появ­ля­лось у кон­ку­рен­та, то нуж­но обя­за­тель­но создать ана­лог, жела­тель­но ещё более инно­ва­ци­он­ный. Кажет­ся, что бес­со­зна­тель­но имен­но так дума­ли авто­ры Marvel, когда в 1967 году пред­ста­ви­ли пуб­ли­ке Крас­но­го Стра­жа. Он ведь бук­валь­но стал совет­ской вер­си­ей Капи­та­на Америки.

Ори­ги­наль­ная био­гра­фия пер­со­на­жа ука­зы­ва­ла на то, что про­ект супер­сол­да­та для Стра­ны Сове­тов при­ка­зал раз­ра­бо­тать сам Ники­та Хру­щёв, кото­рый изве­стен стрем­ле­ни­ем «догнать и пере­гнать Аме­ри­ку». Этот факт в пост­мо­дер­нист­ском про­чте­нии в 2021 году высме­я­ли в филь­ме «Чёр­ная вдо­ва» сами же Marvel, но уже без Хру­щё­ва, хотя и с веду­щей ролью партии.

Крас­ный Страж в испол­не­нии Дэви­да Хар­бо­ра в филь­ме «Чёр­ная вдова»

Ещё одним геро­ем, кото­рый с 1975 года и по сей день сохра­ня­ет попу­ляр­ность, стал Колосс из «Людей Икс». Пётр Рас­пу­тин (к этой фами­лии у авто­ров поп-про­из­ве­де­ний опре­де­лён­ная сим­па­тия), совет­ский кол­хоз­ник, обре­та­ет спо­соб­ность пре­вра­щать свою кожу в металл, вме­сте с этим полу­чая неимо­вер­ную физи­че­скую силу.

В Колос­се вопло­ти­лась дру­гая сто­ро­на пред­став­ле­ний аме­ри­кан­цев о Рос­сии. Пётр не был идей­ным и вер­ным пар­тий­цем или аген­том спец­служб, что часто встре­ча­лось в комик­сах. Собой он являл «глу­бин­ную Рос­сию», кото­рая, по мне­нию аме­ри­кан­цев, нахо­ди­лась ещё на доин­ду­стри­аль­ном уровне созна­ния. Его речь одно­вре­мен­но про­ста и отда­ёт «дере­вен­ским пафо­сом», мораль осно­ва­на на искон­ных тра­ди­ци­он­ных цен­но­стях, а сам он мак­си­маль­но чест­ный и непри­хот­ли­вый чело­век. В филь­мах о Дэд­пу­ле 2016 и 2018 года этот образ дове­ли до пре­де­ла, а где-то даже до несколь­ко обид­ной сати­ры. Тем не менее Колосс пере­жил не одну комикс­ную ите­ра­цию и не одну экранизацию.

Не отста­ва­ли в созда­нии «рус­ских» пер­со­на­жей и в изда­тель­стве DC. В 1968 году на стра­ни­цах появил­ся Крас­ная Звез­да. Изна­чаль­но героя зва­ли Звёзд­ным огнём, но поз­же имя поме­ня­ли на более под­хо­дя­щее. И сно­ва топор­ный сим­во­лизм и пер­со­наж, у кото­ро­го бук­валь­но на гру­ди «напи­са­но» всё про его сущ­ность. Иссле­дуя паде­ние кос­ми­че­ско­го кораб­ля в Ени­сей, он обрёл сверх­спо­соб­но­сти. Будучи истым ком­му­ни­стом, буду­щий Крас­ная Звез­да сам пред­ло­жил услу­ги госу­дар­ству и стал пер­вым офи­ци­аль­но заре­ги­стри­ро­ван­ным супер­ге­ро­ем в СССР и одно­вре­мен­но пер­вым геро­ем DC из Совет­ско­го Союза.

Колосс
Крас­ная Звезда

Одна­ко мас­штаб­ный опыт внед­ре­ния таких пер­со­на­жей слу­чил­ся у кон­ку­рен­тов Marvel уже бли­же к кон­цу века. Ни Бэт­мен, ни Супер­мен с СССР в кон­фрон­та­ции не всту­па­ли, поэто­му сре­ди их архи­вра­гов наших вымыш­лен­ных сооте­че­ствен­ни­ков не обре­та­ет­ся. Кре­а­тив под­клю­чил­ся в 1988 году. Чита­те­лям пред­ста­ви­ли КГБи­ста (KGBeast), луч­ше­го совет­ско­го аген­та раз­вед­ки, кото­ро­му пар­тия пору­чи­ла сорвать пла­ны по раз­ви­тию Аме­ри­ки. Он дол­жен был лик­ви­ди­ро­вать десять важ­ней­ших лиц, а целью номер один был Рональд Рей­ган, тогдаш­ний пре­зи­дент США. Этот план сры­ва­ет Бэт­мен, посколь­ку — исклю­чи­тель­но по сов­па­де­нию! — пре­зи­дент заез­жа­ет в Гот­эм. Там Рей­га­на ожи­да­ет КГБист, кото­ро­го уже в свою оче­редь кара­у­лит Тём­ный рыцарь.

За столь­ко деся­ти­ле­тий мы смог­ли уви­деть какое-то нево­об­ра­зи­мое коли­че­ство совет­ских пер­со­на­жей. Напри­мер, Перун, став­ший ана­ло­гом Тора из Marvel. Или Миха­ил Рас­пу­тин, брат Колос­са, о кото­ром мы гово­ри­ли выше. Мож­но вспом­нить Чело­ве­ка-тита­на, пре­дан­но­го пар­тий­но­го дея­те­ля, разо­ча­ро­вав­ше­го руко­вод­ство и сослан­но­го в неболь­шой кол­хоз. Он стре­мит­ся вер­нуть дове­рие, побе­див Желез­но­го чело­ве­ка ради три­ум­фа в сим­во­ли­че­ском про­ти­во­сто­я­нии с США. Нако­нец, Пожар (в ори­ги­на­ле — Pozhar) из комик­сов DC, при­об­рет­ший спо­соб­ность к вос­пла­ме­не­нию после инци­ден­та на Чер­но­быль­ской АЭС. И это дале­ко не все! В общем, дей­стви­тель­но боль­шое раз­но­об­ра­зие, кото­рое ещё и множится.

КГБист (Ана­то­лий Кня­зев) в ани­ма­ци­он­ном филь­ме Batman: Assault on Arkham

Экзотики не желаете?

В тре­тьем сезоне неве­ро­ят­но успеш­но­го сери­а­ла «Паца­ны» (The Boys) от Amazon зри­те­ли позна­ко­ми­лись с Ниной — гла­ва­рём рус­ской мафи­оз­ной орга­ни­за­ции, у кото­рой, по её сло­вам, есть кон­так­ты в Крем­ле. В ори­ги­наль­ных комик­сах от изда­тель­ства Dynamite Нина (или, если точ­нее, Ниноч­ка) тоже при­сут­ство­ва­ла, но игра­ла гораз­до более зна­чи­мую для сюже­та роль. И сама как пер­со­наж, мяг­ко гово­ря, отли­ча­лась свое­об­раз­ны­ми при­стра­сти­я­ми в делах телес­ных. Учи­ты­вая общее настро­е­ние и дизайн дей­ству­ю­щих лиц в комик­сах, она даже и не выби­ва­ет­ся из антуража.

В наш сбор­ник пред­став­ле­ний о Рос­сии и рус­ских через комик­сы Ниноч­ка добав­ля­ет нот­ку пикант­но­сти. Её вку­сы, как и у глав­но­го героя «Пяти­де­ся­ти оттен­ков серо­го», очень спе­ци­фич­ны. Труд­но ска­зать, было ли это целе­на­прав­лен­ным отра­же­ни­ем сте­рео­ти­пов, но как слу­чай ради­каль­но­го осмыс­ле­ния уж точ­но нуж­но зафиксировать.

Может пока­зать­ся стран­ным, но в комик­сах неред­ко встре­ча­ют­ся и пер­со­на­жи-дис­си­ден­ты. Это мож­но свя­зать с жела­ни­ем обществ понять не толь­ко стра­ну и её поли­ти­ко-идео­ло­ги­че­скую систе­му, но и тех, кто по ряду при­чин с ней не согласен.

Не будем пря­тать рояль в кустах — здесь нель­зя не ска­зать о Чёр­ной вдо­ве, кото­рая сей­час вхо­дит в пан­те­он элит­ных пер­со­на­жей Marvel. Одна­ко в пер­вой ите­ра­ции Ната­ша Рома­но­фф не была дис­си­ден­том. Более того, она боро­лась с Желез­ным чело­ве­ком и при­со­еди­ни­лась к коман­де Мсти­те­лей толь­ко два года спу­стя. Тогда авто­ры объ­яс­ни­ли пово­рот тем, что до это­го ей «про­мы­ли моз­ги» для того, что­бы настро­ить про­тив Аме­ри­ки. Эта неболь­шая деталь вновь пока­зы­ва­ет нам, как аме­ри­кан­ское обще­ство пони­ма­ет моти­ва­цию Совет­ско­го Сою­за в сопер­ни­че­стве с США.

Ещё одним таким геро­ем ста­ла Вален­ти­на Восток, появив­ша­я­ся в 1977 году в комик­сах DC. Украв экс­пе­ри­мен­таль­ный совет­ский само­лёт, она уле­та­ет в США, обре­тая при­клю­че­ния уже как сбе­жав­шая из СССР. Не будем утвер­ждать без­апел­ля­ци­он­но, но здесь вид­но стрем­ле­ние DC повто­рить успеш­ный образ Чёр­ной вдо­вы: два изда­тель­ства регу­ляр­но «заим­ство­ва­ли» идеи для пер­со­на­жей друг у дру­га. Экс­пе­ри­мент, впро­чем, не очень удачный.

Чёр­ная вдова
Вален­ти­на Восток

Бла­го­да­ря выхо­ду в кон­це 2021 года видео­иг­ры о Стра­жах Галак­ти­ки новую вол­ну попу­ляр­но­сти полу­чил Кос­мо, тоже очень ори­ги­наль­ный и необыч­ный герой. Если гово­рить точ­но, то это соба­ка, кото­рую СССР запу­стил в кос­мос в рам­ках кос­ми­че­ской про­грам­мы. Корабль занес­ло в глу­би­ны галак­ти­ки, где Кос­мо обрёл теле­па­ти­че­ские спо­соб­но­сти, а чуть поз­же воз­гла­вил целую служ­бу без­опас­но­сти звёзд­ной станции.

Появ­ле­ние пер­со­на­жа вызва­но раз­ли­чи­ем кос­ми­че­ских про­грамм США и СССР. Аме­ри­кан­цы пред­по­чи­та­ли обе­зьян, поэто­му совет­ские соба­ки в кос­мо­се все­гда отда­ва­ли для жите­лей США нот­кой ина­ко­во­сти и непо­хо­же­сти. Бел­ка и Стрел­ка прак­ти­че­ски явля­лись лицом кос­ми­че­ской про­грам­мы Сою­за. Кон­ку­рен­ция в неве­со­мо­сти закон­чи­лась, а пёсик из комик­сов остал­ся и рас­ха­жи­ва­ет на четы­рёх лапах в ска­фандре с над­пи­сью «СССР».

Кос­мо в видео­иг­ре «Стра­жи Галак­ти­ки» (2021)

Ну и куда же без аль­тер­на­тив­ной исто­рии? Здесь паль­му пер­вен­ства дер­жит DC с линей­кой «Крас­ный сын». В осно­ве серии лежит очень про­стой базо­вый вопрос: «Что было бы, если кап­су­ла Супер­ме­на упа­ла бы не в США, а не тер­ри­то­рии СССР?» Резуль­тат такой фан­та­зии полу­чил­ся впе­чат­ля­ю­щий. Комикс стал пол­но­цен­ным поли­ти­че­ским трил­ле­ром, в кото­ром жизнь супер­ге­ро­ев напря­мую вли­я­ла на устой­чи­вость госу­дарств и в целом миропорядка.

Супер­мен ста­но­вит­ся гене­раль­ным сек­ре­та­рем Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии после смер­ти Ста­ли­на и при­во­дит СССР прак­ти­че­ски к миро­вой геге­мо­нии. Лекс Лютор, тра­ди­ци­он­ный про­тив­ник Супер­ме­на, изби­ра­ет­ся пре­зи­ден­том США. Нель­зя ска­зать, что в этой ситу­а­ции мы гово­рим пря­мо-таки о рус­ском пер­со­на­же, одна­ко пере­осмыс­ле­ние клас­си­ки в таком клю­че поз­во­ля­ет нам вклю­чить Крас­но­го сына в спи­сок экзо­ти­че­ских кейсов.

«Супер­мен. Крас­ный сын»

Верховные Советы

Одна из глав­ных осо­бен­но­стей комик­сов сереб­ря­но­го века — это созда­ние супер­ге­рой­ских команд. Не обо­шлись без сво­их кол­лек­ти­вов и герои наше­го материала.

В 1981 году в Marvel появи­лись Совет­ские супер­сол­да­ты — коман­да из трёх пер­со­на­жей, кото­рая была созда­на СССР для про­ти­во­сто­я­ния Мсти­те­лям. Одна­ко в какой-то момент рас­клад меня­ет­ся, и герои пере­бе­га­ют в стан аме­ри­кан­цев. И тогда созда­ёт­ся, пожа­луй, наи­бо­лее коло­рит­ная по назва­нию коман­да супер­лю­дей, при­зван­ная вер­нуть бег­ле­цов для суда над ними, а затем и занять их место.

Вер­хов­ные Сове­ты (Supreme Soviets) объ­еди­ни­ли в сво­ей идее все пере­чис­лен­ные нами основ­ные сте­рео­ти­пы. Поли­ти­че­ски вер­ная орга­ни­за­ция, целью кото­рой ста­но­вит­ся «догнать и пере­гнать Аме­ри­ку» в эффек­тив­но­сти сверх­лю­дей. Не ска­зать, что попу­ляр­ность коман­ды была высо­кой, но пого­стить в извест­ных сери­ях и повза­и­мо­дей­ство­вать с клю­че­вы­ми геро­я­ми Marvel, напри­мер Капи­та­ном Аме­ри­кой, им удалось.

С раз­ва­лом Совет­ско­го Сою­за мно­гие пер­со­на­жи и коман­ды поте­ря­ли акту­аль­ность и про­шли внут­рен­нее пере­осмыс­ле­ние. Так, Вер­хов­ные Сове­ты в 1998 году пре­вра­ти­лись в Зим­нюю Стра­жу (Winter Guard), сохра­нив мно­гих чле­нов коман­ды, напри­мер Крас­но­го Дина­мо (о кото­ром уже шла речь) и Боль­шую Мед­ве­ди­цу. В био­гра­фию коман­ды не ста­ли добав­лять исто­рии о том, что было с геро­я­ми во вре­мя отде­ле­ния быв­ших совет­ских рес­пуб­лик, а про­сто изме­ни­ли зад­ним чис­лом несколь­ко клю­че­вых момен­тов. Слу­ча­ет­ся и такое.

Были ещё две коман­ды, о кото­рых хочет­ся упо­мя­нуть. Крас­ная Тро­и­ца изда­тель­ства DC на стра­ни­цы комик­сов попа­ла в 1987 году. Они шли «в ком­плек­те» с Синей Тро­и­цей, будучи кло­на­ми друг дру­га. Толь­ко вот Синяя Тро­и­ца оста­ва­лась вер­на пар­тии и госу­дар­ству, а Крас­ная помог­ла создав­ше­му их учё­но­му сбе­жать из Рос­сии. Поз­же её чле­ны и сами поки­ну­ли Союз. Если до это­го пере­беж­чи­ки были еди­нич­ны­ми, то Крас­ная Тро­и­ца, а вслед за ней и Совет­ский супер­сол­да­ты от Marvel, в стан про­тив­ни­ка отда­ва­лись уже группами.

В том же году DC пред­ста­ви­ли и Ракет­ную Крас­ную Бри­га­ду (Rocket Red Brigade). Участ­ни­ка­ми коман­ды ста­ли люди в спе­ци­аль­ных бое­вых костю­мах, кото­рые СССР помог создать Зелё­ный Фонарь Кило­вог. Инте­рес­ным эта­пом в исто­рии коман­ды ста­но­вит­ся их пост­со­вет­ская жизнь. После рас­па­да стра­ны неко­то­рые чле­ны Бри­га­ды укра­ли костю­мы и при­со­еди­ни­лись к мафии, пока их быв­шие това­ри­щи посту­пи­ли на служ­бу в новую рос­сий­скую армию. Одна­ко в кон­це кон­цов нару­ши­те­лей пре­да­ли стро­го­му и спра­вед­ли­во­му суду.

Вер­хов­ные Cоветы

История взаимного (не)понимания

Иссле­до­ва­тель Иван Саб­лин пишет, что боль­шин­ство совет­ских и рос­сий­ских пер­со­на­жей в запад­ных комик­сах полу­ча­лись комич­ны­ми или мар­ги­наль­ны­ми. Учи­ты­вая те вре­ме­на, в кото­рые они появ­ля­лись, мы можем понять, какие на то были причины.

Инте­рес, соче­та­е­мый со стра­хом, порож­дал очень свое­об­раз­ных, но от это­го не менее коло­рит­ных геро­ев. Если посмот­реть, то совет­ско-рос­сий­ский след при­сут­ству­ет прак­ти­че­ски в каж­дой боль­шой линей­ке комик­сов круп­ных изда­тельств. Таким коли­че­ством «сво­их» пер­со­на­жей в ино­стран­ных комик­сах не может похва­стать­ся ни одна стра­на. Одна­ко крас­ки, в кото­рых этих пер­со­на­жей пока­зы­ва­ли в сюже­тах, дале­ко не все­гда были пози­тив­ны­ми. Более того, в пре­ва­ли­ру­ю­щем боль­шин­стве слу­ча­ев суть и под­текст ока­зы­ва­лись пря­мо нега­тив­ны­ми. Может быть, из-за это­го в нашей стране до сих пор так скеп­ти­че­ски отно­сят­ся к ино­стран­ны­ми комик­сам — и комик­сам вообще.

Под­во­дя итог, мы можем выде­лить несколь­ко ярких типи­че­ских обра­зов, раз­лич­ные ком­би­на­ции кото­рых встре­ча­ют­ся в отра­же­нии совет­ских и рос­сий­ских пер­со­на­жей в ино­стран­ной комикс­ной супер­ге­ро­и­ке. Эти сте­рео­ти­пы таковы:

  • вер­ный пар­ти­ец, исто­во пре­дан­ный ком­му­ни­сти­че­ской идее и Совет­ско­му Союзу;
  • пере­беж­чик-дис­си­дент, эми­гри­ро­вав­ший из СССР в дру­гую страну;
  • дей­ству­ю­щий или быв­ший агент совет­ских спец­служб, офи­цер или сол­дат армии (может соче­тать­ся как с пунк­том 1, так и с пунк­том 2);
  • член рус­ской мафии;
  • обыч­ный чело­век, кото­рый обрёл сверхъ­есте­ствен­ные способности;
  • гени­аль­ный учё­ный, чей труд либо не заме­ча­ют, либо экс­плу­а­ти­ру­ют в поль­зу государства;
  • пото­мок дво­рян, пере­брав­ших­ся из Рос­сии в рево­лю­ци­он­ные годы (самый ред­кий вариант).

Из спис­ка мож­но сде­лать доволь­но инте­рес­ный вывод. В созда­нии совет­ских и рос­сий­ских пер­со­на­жей авто­ры комик­сов при­дер­жи­ва­лись логи­ки экзо­ти­ки, стре­мясь пока­зать соци­аль­ные груп­пы, явле­ния и трен­ды, кото­рых не было и нет в их соб­ствен­ных стра­нах. Или, по край­ней мере, те, что рази­тель­но, по мне­нию авто­ров, отли­ча­ют­ся от соб­ствен­ных аналогов.

За деся­ти­ле­тия раз­ви­тия поп-куль­тур­ной инду­стрии обра­зы, кото­рые она созда­ва­ла, неред­ко ста­но­ви­лись ресур­сом госу­дар­ствен­ной поли­ти­че­ской про­па­ган­ды. В слу­чае комик­сов мы не гово­рим о злом умыс­ле изна­чаль­но. Хотя не сто­ит ли счи­тать тако­вым частое очер­не­ние и демо­ни­за­цию стра­ны в погоне за при­бы­лью? Вопрос риторический.

Создан­ные на стра­ни­цах извест­ных комик­сов гро­теск­ные обра­зы во мно­гом про­дол­жа­ют сов­па­дать с пред­став­ле­ни­я­ми ино­стран­цев, осо­бен­но в Евро­пе и США, о нашей стране и людях, кото­рые в ней живут. А зна­ние пред­став­ле­ний дру­гих о себе — это пер­вый шаг на пути к вза­и­мо­по­ни­ма­нию. Кто зна­ет, может быть, один из важ­ней­ших шагов к нему тоже будет сде­лан на стра­ни­цах комик­сов попу­ляр­ных издательств…


Читай­те так­же «„Мир тан­ков“: из онлай­на в офлайн».

Поделиться