«Мир танков»: из онлайна в офлайн

Ранее VATNIKSTAN рас­ска­зал о том, как эво­лю­ци­о­ни­ро­вал образ тан­ка в рус­ско­языч­ной куль­ту­ре и в каком состо­я­нии он нахо­дит­ся сей­час. Парой слов мы обмол­ви­лись и о видео­иг­рах, а сего­дня выпол­ня­ем обе­ща­ние напи­сать об этом подробнее.

Симу­ля­то­ры тан­ко­вых побо­ищ не толь­ко заня­ли почёт­ное место в исто­рии игро­вых плат­форм, но и про­сла­ви­лись дале­ко за пре­де­ла­ми гейм-инду­стрии. Сего­дня мы пого­во­рим о вели­ких и ужас­ных «Тан­ках» — World of Tanks — и о том, поче­му на сего­дняш­ний день это не про­сто попу­ляр­ный онлайн-экшен, а слож­ный и мно­го­пла­но­вый фено­мен совре­мен­ной рос­сий­ской культуры.

Лого­тип World of Tanks

В поисках аутентичности

В 2009 году сту­дия AlternativaPlatform выпус­ка­ет мно­го­поль­зо­ва­тель­скую игру «Тан­ки онлайн». Она доста­точ­но быст­ро набра­ла попу­ляр­ность, одна­ко кау­заль­ность и футу­ри­стич­ность визу­аль­но­го сти­ля (плаз­мен­ные пуш­ки, тур­бо­уси­ли­те­ли и так далее) рели­за ока­за­лись инте­рес­ны пре­иму­ще­ствен­но моло­дой ауди­то­рии, не осо­бо увле­ка­ю­щей­ся тан­ко­вой тема­ти­кой как таковой.

Раз­ра­бот­чи­ки игры сде­ла­ли упор на гейм­плей, а не на оформ­ле­ние — в резуль­та­те новин­ка ока­за­лась столь же брос­кой и при­мет­ной, сколь и невнят­ной. С тем же успе­хом на экра­нах у игро­ков мог­ли мель­кать кос­ми­че­ские кораб­ли или даль­но­бой­ные фуры — по сути, новин­ка вышла слиш­ком «обыч­ной», иску­шён­но­му поль­зо­ва­те­лю было не за что заце­пить­ся. Тем не менее имен­но бла­го­да­ря это­му рели­зу тан­ко­вая повест­ка ока­за­лась вне­се­на в мас­со­вое онлайн-поле.

Вско­ре в свет вышел про­ект, прин­ци­пи­аль­но изме­нив­ший не толь­ко игры про тан­ки, но и весь гейм-рынок в СНГ. В кни­ге «Вре­мя игр!» Андрей Под­ши­бя­кин так харак­те­ри­зу­ет появ­ле­ние World of Tanks:

«Это пер­вый, един­ствен­ный и абсо­лют­но уни­каль­ный слу­чай, когда игра не про­сто ста­ла мас­со­во успеш­ной — она изме­ни­ла и модель потреб­ле­ния игр, и обще­ствен­ный кон­сен­сус по их пово­ду. „Тан­ки“ леги­ти­ми­зи­ро­ва­ли ком­пью­тер­ные игры в рос­сий­ском мас­со­вом созна­нии момен­таль­но и, веро­ят­нее все­го, навсегда».

Раз­го­вор про World of Tanks мож­но вести поис­ти­не бес­ко­неч­но. В 2018 году к деся­ти­ле­тию про­ек­та раз­ра­бот­чи­ки выпу­сти­ли полу­ча­со­вое интер­вью «Кто при­ду­мал „Тан­ки“» на сво­ём кана­ле. Из него мы можем узнать, как вооб­ще появи­лась идея создать мас­штаб­ный тан­ко­вый симулятор.

Источ­ник: gamedeus.ru

Изна­чаль­но сту­дия Wargaming.net соби­ра­лась делать MMO в жан­ре фэн­те­зи: в Рос­сии на рубе­же нуле­вых и деся­тых про­ек­ты в духе «Доты» и LineAge II пере­жи­ва­ли пик попу­ляр­но­сти сре­ди поль­зо­ва­те­лей. Но потом раз­ра­бот­чи­ки заду­ма­лись над более ори­ги­наль­ной кон­цеп­ци­ей, что­бы выде­лить­ся из обще­го ряда: обсуж­да­лись кораб­ли, бое­вые робо­ты и дру­гие вари­ан­ты для игро­во­го лора. В ито­ге кол­лек­тив­ным реше­ни­ем при­шли к тому, что самый бес­про­иг­рыш­ный вари­ант — это тан­ки. Ведь инте­рес к ним — бук­валь­но часть оте­че­ствен­но­го куль­тур­но­го кода.

Вик­тор Кис­лый, CEO Wargaming.net

Как водит­ся, самые хито­вые идеи все­гда кажут­ся самы­ми безум­ны­ми. Об этом вспо­ми­на­ет и Вик­тор Кис­лый в лен­те с про­стым, но понят­ным назва­ни­ем «Д/ф об исто­рии ком­па­нии Wargaming» (2013 год):

«Я опять зашёл к нему (Пет­ру Битю­ку, одно­му из авто­ров идеи „World of Tanks“. — А. А.) домой, мы сели пообе­дать. В это вре­мя мы уже экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ли с нашим движ­ком ММОш­ным. Тогда это были эль­фы и орки. И он мне и гово­рит: „Зачем тебе это? Есть же Warcraft, есть вот „Линей­ка“ (LineAge. — А. А.)… А давай сде­ла­ем всё то же самое, но толь­ко про тан­ки“. Тогда я, чест­но сей­час при­зна­юсь, поду­мал: „Да, навер­ное тре­тий сто­па­рик был лишним“».

С это­го момен­та начи­на­ет­ся исто­рия раз­ра­бот­ки, кото­рую авто­ры игры опи­сы­ва­ют как поиск твор­че­ски уни­каль­но­го реше­ния, но в то же вре­мя спо­соб­но­го при­влечь и «заце­пить» поль­зо­ва­те­лей. Ито­го­вый про­дукт дол­жен был полу­чить­ся «с душой», стать инту­и­тив­но понят­ным и близ­ким для жите­лей пост­со­вет­ских стран, внут­ри кото­рых куль­ту­ра гей­мин­га дол­гое вре­мя зани­ма­ла доволь­но мар­ги­наль­ное поло­же­ние в обще­стве. В то же вре­мя раз­ра­бот­чи­ки поста­ви­ли себе зада­чу выпу­стить релиз на тех­ни­че­ском и гейм­плей­ном уровне ААА-про­ек­тов (то есть наи­бо­лее доро­гих и мас­штаб­ных на рынке).

Инте­рес­но, что про­дви­же­ние игры реа­ли­зо­ва­лось в первую оче­редь через «сара­фан­ное радио»: про­ект дей­стви­тель­но с само­го нача­ла заявил о себе как наи­бо­лее демо­кра­тич­ный, народ­ный. «Тан­ки» полу­чи­ли мак­си­маль­но поло­жи­тель­ный отклик ещё на эта­пе закры­то­го и откры­то­го тести­ро­ва­ния, люди были в вос­тор­ге. Игра затро­ну­ла некие глу­бин­ные, уни­вер­саль­ные стру­ны, вызвав искрен­нее при­зна­ние и любовь со сто­ро­ны мно­го­чис­лен­ных пользователей:

Вик­тор Кис­лый: «Зна­ли ли мы, как оно (Циф­ры онлай­на. — А. А.) по фина­лу будет выгля­деть? Ну, что-то, конеч­но, зна­ли и про­счи­та­ли, но что про­изо­шло на самом деле… Всё то, что посчи­та­ли, про­изо­шло, но слу­чил­ся так назы­ва­е­мый world of mouth, или по-рус­ски сара­фан­ное радио.

То есть Юра гово­рит Диме, Дима гово­рит бра­ту, брат гово­рит ещё всем в шко­ле, и все вот эти вот маль­чи­ки, юно­ши, мужи­ки, все вот таки­ми пач­ка­ми начи­на­ют к нам сле­тать­ся. Целы­ми кла­на­ми пере­хо­ди­ли к нам из дру­гих игр. Вот это­го мы в таких объ­ё­мах не ожидали».

Источ­ник: gamedeus.ru

Игра быст­ро ста­ла народ­ным хитом, и у её столь мас­со­вой попу­ляр­но­сти мож­но выде­лить спе­ци­фи­че­ские куль­тур­ные пред­по­сыл­ки. Танк проч­но впи­сал­ся сна­ча­ла в офи­ци­аль­ное искус­ство и про­па­ган­ду воен­но­го вре­ме­ни, а затем в уст­ный фольк­лор и мас­сив исто­ри­че­ской памя­ти. В ито­ге он стал частью базо­вых пред­став­ле­ний рос­си­ян (и жите­лей СНГ) об исто­рии и воен­ном деле, уни­вер­саль­ным сим­во­лом вой­ны. К это­му мож­но доба­вить фак­ти­че­ское гла­вен­ство бро­не­тан­ко­вых войск в сухо­пут­ной армии пост­со­вет­ских стран.

Таким обра­зом, самый извест­ный игро­вой про­ект (сер­ве­ра есть для каж­до­го круп­но­го реги­о­на) в СНГ появил­ся тогда, когда груп­па энту­зи­а­стов пере­нес­ла мест­ную куль­тур­ную мат­ри­цу на запад­ную модель онлайн-игры. «Тан­ки» поро­ди­ли не толь­ко широ­кое гейм-дви­же­ние, но и новый уст­ный фольк­лор, мас­су кли­пов и песен, а так­же огром­ное коли­че­ство мемов, кото­рые дав­но вышли за пре­де­лы игро­во­го сообщества.

В нашей исто­рии о «Тан­ках» мож­но выде­лить три боль­ших сюже­та: исто­ри­ко-про­све­ти­тель­ский, соци­о­куль­тур­ный и пат­ри­о­ти­че­ский. Давай­те пой­дём по порядку.


Проект просвещения

В про­шлом ком­па­ния Wargaming.net уже раз­ра­ба­ты­ва­ла игры по исто­ри­ко-воен­ной тема­ти­ке: так, ещё в 2008 году коман­дой Вик­то­ра Кис­ло­го был выпу­щен релиз «Опе­ра­ция „Баг­ра­ти­он“». Учи­ты­вая сде­лан­ный в World of Tanks упор на бро­не­тех­ни­ку XX века пери­о­да Вто­рой миро­вой, а так­же кон­флик­тов эпо­хи холод­ной вой­ны, у игры с само­го нача­ла при­сут­ство­вал огром­ный про­све­ти­тель­ский потенциал.

Если клас­си­че­ские ММО и даже упо­мя­ну­тые нами «Тан­ки Онлайн» пред­став­ля­ли собой абстракт­ное про­ти­во­сто­я­ние «хоро­ших» и «пло­хих», то в World of Tanks игрок берёт в управ­ле­ние образ­цы реаль­ной бое­вой тех­ни­ки, а «про­кач­ка» поз­во­ля­ет позна­ко­мить­ся с её исто­ри­че­ски­ми и про­ект­ны­ми моди­фи­ка­ци­я­ми. Поль­зо­ва­тель может само­сто­я­тель­но заин­те­ре­со­вать­ся тем, на каком тан­ке он игра­ет, почи­тать про него в интер­не­те или в энцик­ло­пе­дии. При этом Wargaming.net, осо­знав, какой пласт они под­ни­ма­ют, сами ста­ли выпус­кать про­све­ти­тель­ские материалы.

Источ­ник: gamedeus.ru

Конеч­но, любой кон­тент от офи­ци­аль­но­го изда­те­ля игры все­гда несёт и мар­ке­тин­го­вую зада­чу, но к одним про­да­жам всё сво­дить было бы некор­рект­но. Более чем за десять лет со дня пер­во­го рели­за WoT на офи­ци­аль­ном YouTube-кана­ле «Тан­ков» появи­лись десят­ки видео об исто­рии тан­ко­стро­е­ния, извест­ных сра­же­ни­ях и бит­вах, об осо­бен­но­стях внут­рен­не­го устрой­ства тяжё­лой бро­не­тех­ни­ки. В 2016 году, к сто­ле­тию пер­во­го бое­во­го при­ме­не­ния тан­ков в миро­вой исто­рии, сов­мест­но с Дмит­ри­ем Пуч­ко­вым была выпу­ще­на серия видео.

Созда­те­ли пред­ла­га­ют не толь­ко игру, но и воз­мож­ность через неё узнать боль­ше как о тан­ко­вой тема­ти­ке, так и об исто­рии в целом. В даль­ней­шем Wargaming.net про­дол­жи­ли эту линию изда­тель­ской про­грам­мой: под лей­б­лом «Так­ти­кал пресс» выпус­ка­лись попу­ляр­ные кни­ги о тан­ко­стро­е­нии, в доступ­ном фор­ма­те изла­гав­шие све­де­ния об исто­рии воору­же­ний. Поми­мо лите­ра­ту­ры о тан­ках, в серии выхо­ди­ли мате­ри­а­лы о пуле­мё­тах и транс­порт­ных авто­мо­би­лях. На сего­дняш­ний день про­грам­ма, к сожа­ле­нию, неактивна.

Настоль­ная игра «World of Tanks: Rush»

К сло­ву, «игро­вое про­све­ще­ние» от Wargaiming.net силь­но повли­я­ло на судь­бу авто­ра этих строк. «Болея» тан­ка­ми, ваш покор­ный слу­га в далё­ком 2011 году сра­зу после пере­да­чи по «MTV-Рос­сия» (да, поче­му-то обзо­ры гейм-рели­зов выхо­ди­ли имен­но там) кинул­ся ска­чи­вать кли­ент игры. Ито­ги этой исто­рии вы чита­е­те пря­мо сей­час: автор до сих пор не утра­тил инте­ре­са к исто­рии, хотя и изу­ча­ет её пре­иму­ще­ствен­но в рам­ках поли­то­ло­ги­че­ских аспек­тов. Про­ек­ты сту­дии Wargaming.net сыг­ра­ли в этом не послед­нюю, а может, и клю­че­вую роль.


Фидбэк от пользователей и освоение медиа

Столь мас­штаб­ная по попу­ляр­но­сти игра неиз­беж­но долж­на была сфор­ми­ро­вать вокруг себя сооб­ще­ство фана­тов и почи­та­те­лей. В слу­чае «Тан­ков» мы видим неожи­дан­ный сплав услов­ных «исто­ри­ков» и «гей­ме­ров», поро­див­ший на выхо­де совер­шен­но фан­та­сти­че­ские куль­тур­ные реакции.

Не сек­рет, что пер­вы­ми поль­зо­ва­те­ля­ми «Тан­ков» ста­ли так назы­ва­е­мые «заклё­поч­ни­ки», то есть энту­зи­а­сты-гики от мира воен­ной тех­ни­ки. Они при­хо­ди­ли в игру за бук­валь­ным вос­про­из­ве­де­ни­ем того, о чём чита­ли в спе­ци­аль­ной литературе.

Источ­ник: gamedeus.ru

В доку­мен­таль­ном филь­ме Андрея Лоша­ка «Мир тан­ков и людей» рас­ска­за­но о том, как груп­па «заклё­поч­ни­ков» само­сто­я­тель­но нашла про­мыш­лен­ный тол­щи­но­мер, что­бы дока­зать раз­ра­бот­чи­кам, что те непра­виль­но отра­зи­ли в игре лобо­вую про­ек­цию тан­ка ИС‑7.

Вет­ка обсуж­де­ния это­го вопро­са на офи­ци­аль­ном фору­ме была забло­ки­ро­ва­на несколь­ко раз — настоль­ко актив­но спо­ри­ли поль­зо­ва­те­ли о реа­ли­стич­но­сти тех­ни­че­ских пара­мет­ров. За «заклё­поч­ни­ка­ми» впо­след­ствии под­тя­ну­лись и кибер­спортс­ме­ны, открыв­шие «Тан­кам» доро­гу в лиги про­фес­си­о­наль­ных гейм-соревнований.

Уди­ви­тель­но, для сколь­ких людей «Тан­ки» ста­ли пово­рот­ной точ­кой в жиз­ни. Об этом как раз повест­ву­ет упо­мя­ну­тая выше лен­та. В лен­те «Мир тан­ков и людей» авто­ры пого­во­ри­ли с теми, кому игра помог­ла най­ти про­фес­си­о­наль­ное дело или ста­ла боль­шим хоб­би. Для кого-то из геро­ев доку­мен­таль­но­го филь­ма она даже ока­за­лась спа­си­тель­ным источ­ни­ком новых зна­комств и пре­дан­ных дру­зей в усло­ви­ях слож­ной жиз­нен­ной ситуации.

У World of Tanks быст­ро рос­ло не толь­ко сооб­ще­ство, но и медиа­ак­тив­ность. К одним из наи­бо­лее гром­ких и мас­штаб­ных кол­ла­бо­ра­ций ком­па­нии Wargaming.net мож­но отне­сти парт­нёр­ство с груп­пой Sabaton, чья музы­ка, посвя­щен­ная пре­иму­ще­ствен­но воен­ной исто­рии, как буд­то спе­ци­аль­но ока­за­лась созда­на для игры.

В 2017 году Wargaming.net про­фи­нан­си­ро­вал клип на пес­ню «Primo Victoria», счи­та­ю­щу­ю­ся клас­си­кой твор­че­ства груп­пы, а в игре появил­ся одно­имён­ный танк, эки­па­жем кото­ро­го высту­пи­ли чле­ны Sabaton. Уже в 2021 году испол­ни­те­ли напи­са­ли и сов­мест­но с Wargaming.net выпу­сти­ли пес­ню «Steel commanders», посвя­щён­ную исто­рии тан­ко­стро­е­ния. В видео с офи­ци­аль­но­го YouTube-кана­ла World of Tanks арти­сты заяви­ли, что сов­мест­ная рабо­та с ком­па­ни­ей Вик­то­ра Кис­ло­го ста­ла очень важ­ным эта­пом для их твор­че­ско­го пути, и оста­нав­ли­вать­ся они не планируют.

Впро­чем, не все­гда мар­ке­тин­го­вые стра­те­гии Wargaiming.net ока­зы­ва­лись успеш­ны­ми. В 2015 году ком­па­ния реши­ла выпу­стить рекла­му, ори­ен­ти­ро­ван­ную цели­ком на воз­раст­ных игро­ков. По сюже­ту роли­ка «Рекла­ма World of Tanks 18+» муж­чи­на сред­них лет в испол­не­нии Вади­ма Галы­ги­на запи­рал сво­е­го ребен­ка в шка­фу, зако­ла­чи­вая две­ри дос­ка­ми. А затем садил­ся играть в «Тан­ки», гром­ко выкри­ки­вая в мик­ро­фон нели­це­при­ят­ные эпи­те­ты в адрес вра­же­ской коман­ды. Экс­пе­ри­мент полу­чил­ся на ред­кость неудач­ным, и ролик очень быст­ро был уда­лён со всех офи­ци­аль­ных ресур­сов. Но интер­нет пом­нит всё, и ста­ро­жи­лы сооб­ще­ства до сих пор вспо­ми­на­ют этот неудоб­ный момент.

Нуж­но отме­тить, что мар­ке­тин­го­вые ошиб­ки быва­ют у всех, а Wargaming.net в ито­ге при­зна­ли, что такой заход к игро­кам ока­зал­ся неумест­ным. В первую оче­редь мно­гих оби­дел дале­ко не интел­ли­гент­ный образ игро­ка. Раз­ра­бот­чи­ков обви­ня­ли в том, что свою ауди­то­рию они вос­при­ни­ма­ют как неда­лё­ких и невос­пи­тан­ных людей, а «шут­ка» из роли­ка вовсе не пока­за­лась зри­те­лям смеш­ной. Но это тоже часть исто­рии и того вли­я­ния, кото­рое игра ока­за­ла на обще­ство. Ведь в мас­со­вом созна­нии «тан­ки­сты» уже офор­ми­лись как само­сто­я­тель­ный объ­ект для шуток и мемов—к сло­ву, не все­гда пози­тив­ных, но проч­но закре­пив­ших­ся в куль­тур­ной среде.


Патриотизм и гейм-индустрия: на пути к союзу

Нако­нец, пого­во­рим о направ­ле­нии, кото­рое мож­но обо­зна­чить как пат­ри­о­ти­че­ское, имея в виду кон­крет­ные дей­ствия по сохра­не­нию исто­ри­че­ской памя­ти. В своё вре­мя имен­но по этой при­чине релиз игры, выпу­щен­ной бело­рус­ски­ми раз­ра­бот­чи­ка­ми, под­дер­жа­ло Мини­стер­ство обо­ро­ны Бела­ру­си. В 2016 году в рам­ках парт­нёр­ства с Цен­траль­ным музе­ем Воору­жён­ных сил в Москве Wargaiming.net орга­ни­зо­ва­ла свой интер­ак­тив­ный центр, а в музее-запо­вед­ни­ке «Про­хо­ров­ское поле» Бел­го­род­ской обла­сти откры­ла ком­пью­тер­ный класс. Кро­ме того, ещё с 2013 года ком­па­ния кури­ру­ет обра­зо­ва­тель­ный про­ект в тан­ко­вом музее Бовинг­то­на (Англия).

Wargaming.net регу­ляр­но тра­тит сред­ства на под­держ­ку поис­ко­вых отря­дов и энту­зи­а­стов, реста­ври­ру­ю­щих бое­вую тех­ни­ку, и ока­зы­ва­ет посиль­ную помощь с веде­ни­ем дан­ных работ. На день­ги ком­па­нии про­из­во­ди­лись опе­ра­ции по подъ­ёму тан­ков воен­но­го вре­ме­ни со дна озёр и болот.

Всё это ста­ло воз­мож­но бла­го­да­ря ком­мер­че­ско­му успе­ху игры. В этом плане «Тан­ки» ста­но­вят­ся уни­вер­саль­ной для СНГ пло­щад­кой, посколь­ку память о Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне, вокруг кото­рой скон­цен­три­ро­ва­ны пат­ри­о­ти­че­ские про­ек­ты раз­ра­бот­чи­ков, у жите­лей пост­со­вет­ских стран всё же общая.

Ком­пью­тер­ный класс Wargaming.net в Цен­траль­ном музее Воору­жён­ных сил

Инте­рес­но и то, что пат­ри­о­ти­че­ские момен­ты про­хо­дят через World of Tanks в совре­мен­ную моло­дёж­ную поли­ти­ку. В част­но­сти, «Рос­сий­ское дви­же­ние школь­ни­ков» исполь­зу­ет «Тан­ки» как одну из дис­ци­плин для кибер­спор­тив­ных пер­венств. Эта игра выгля­дит мак­си­маль­но под­хо­дя­щей для «пат­ри­о­ти­че­ско­го вос­пи­та­ния»: явля­ясь ори­ги­наль­ным про­дук­том раз­ра­бот­чи­ков из СНГ, она к тому же сфо­ку­си­ро­ва­на на исто­ри­ко-воен­ном насле­дии. В каком-то смыс­ле про­ект Wargaming.net пре­вра­ща­ет­ся в осо­бую фор­му сохра­не­ния исто­ри­че­ской памя­ти, толь­ко уже в интер­ак­тив­ном формате.


«Танковая повестка» как ключ от всех дверей

Сего­дня «Тан­ки» — это не про­сто игра или про­дукт. Это мас­штаб­ный куль­тур­ный, эко­но­ми­че­ский, соци­аль­ный и даже поли­ти­че­ский фено­мен. За десять лет сво­е­го раз­ви­тия World of Tanks воз­ве­ла тан­ко­вую куль­ту­ру в мейн­стрим, пре­вра­тив обсуж­де­ние тон­ко­стей кон­струк­ции тяжё­лой бро­не­тех­ни­ки из уде­ла гиков-исто­ри­ков в мас­со­вую повест­ку. Это игра, кото­рая появи­лась в СНГ, имен­но здесь набра­ла наи­боль­шую попу­ляр­ность и уже ста­ла частью мест­но­го «куль­тур­но­го кода», «нашей игрой», «взле­тев» на народ­ной люб­ви к тан­ку как к объ­еди­ня­ю­ще­му символу.

Этот тезис под­твер­жда­ет­ся моде­лью раз­ви­тия дру­го­го онлайн-экше­на о воен­ной тех­ни­ке, War Thunder от Gaijin Entertainment. Ком­па­ния была осно­ва­на в 2002 году в Москве, поэто­му обра­ще­ние к воен­ной тема­ти­ке неуди­ви­тель­но. Начи­нал­ся War Thunder не с тан­ков, а с само­лё­тов. И пусть он пред­ла­гал более деталь­ный и реа­ли­стич­ный игро­вой опыт управ­ле­ния тех­ни­кой по срав­не­нию с парал­лель­ным World of Warplanes от Wargaming.net (кото­рый так и остал­ся более аркад­ным и услов­ным), боль­шой попу­ляр­но­сти на тот момент игра не снис­ка­ла. А вот вве­де­ние в War Thunder тан­ко­вых веток вдох­ну­ло в про­ект вто­рое дыха­ние — оче­вид­но, по тем же при­чи­нам, что и у «Тан­ков».

Источ­ник: gamedeus.ru

Из-за фоку­са Gaijin Entertainment на реа­лиз­ме в послед­ние годы разыг­ры­ва­ют­ся скан­да­лы. Извест­ны слу­чаи, когда слиш­ком ярые игро­ки в спо­рах на фору­мах выкла­ды­ва­ли отрыв­ки засек­ре­чен­ных чер­те­жей и инструк­ций от совре­мен­ной бое­вой тех­ни­ки, что­бы дока­зать свою право­ту, будучи при этом дей­ству­ю­щи­ми воен­но­слу­жа­щи­ми. Осо­бен­но «отли­чи­лись» таким обра­зом поль­зо­ва­те­ли из Фран­ции и Вели­ко­бри­та­нии. Одна­ко даже такой неумест­ный фана­тизм дока­зы­ва­ет одно: по ито­гу имен­но тан­ко­вые сег­мен­ты поль­зу­ют­ся и у Wargaming.net, и у их кон­ку­рен­тов из Gaijin наи­боль­шей популярностью.

Мы не зна­ем, сколь­ко вре­ме­ни ещё «Тан­ки» оста­нут­ся на пье­де­ста­ле. Но можем быть точ­но уве­ре­ны, что в исто­рию они уже вошли. В исто­рию гейм­ди­зай­на, само­го обще­ства, и даже в лето­пись раз­ви­тия исто­ри­че­ской педа­го­ги­ки и воен­ной исто­рии как нау­ки. Зву­чит пафос­но, но без World of Tanks состо­я­ние совре­мен­ной куль­ту­ры было бы совсем иным. Этот про­ект пока­зал, что видео­иг­ры спо­соб­ны напря­мую изме­нить реаль­ный мир — при­чём в поло­жи­тель­ную и кон­струк­тив­ную сторону.


Читай­те так­же «„Есть про­би­тие!“: образ тан­ка в рос­сий­ской куль­ту­ре».

Поделиться