«Есть пробитие!»: образ танка в российской культуре

«На поле тан­ки гро­хо­та­ли…» — поёт­ся в извест­ной песне воен­ных лет. Желез­ные маши­ны смер­ти гро­хо­чут сего­дня не толь­ко по полям, но и по экра­нам кино­те­ат­ров, теле­ви­зо­ров и ком­пью­тер­ных мони­то­ров. Даже мобиль­ные устрой­ства вме­ща­ют в себя лязг гусениц.

Имен­но в нашей стране любые медиа и про­ек­ты, свя­зан­ные с тан­ка­ми, зара­ба­ты­ва­ют осо­бую попу­ляр­ность и даже народ­ную любовь. Филь­мы про тан­ки, игры, наклей­ки с тан­ка­ми на авто­мо­би­ли… Кажет­ся, что это было с нами все­гда. Одна­ко поче­му имен­но танк стал обра­зом-сим­во­лом, захва­тив­шим огром­ную часть рос­сий­ской ауди­то­рии? Как он столь удач­но впи­сал­ся в куль­тур­ную мат­ри­цу? VATNIKSTAN решил в этом разобраться.

«В осво­бож­дён­ном селе». Фото Арка­дия Шай­хе­та. 1943 год. Источ­ник: russianphoto.ru

Танковая лавина

Для того что­бы гово­рить об обра­зе тан­ка в куль­ту­ре, сна­ча­ла нуж­но ска­зать несколь­ко слов и о тан­ках как тако­вых. Сра­зу ого­во­рим­ся, что исто­рия тан­ко­стро­е­ния в Рос­сии будет наме­че­на широ­ки­ми маз­ка­ми: нас инте­ре­су­ют ско­рее куль­тур­ные момен­ты и общий исто­ри­че­ский контекст.

Кон­цеп­ту­аль­но танк — иде­аль­ное сред­ство веде­ния вой­ны в при­род­ных и кли­ма­ти­че­ских усло­ви­ях Рос­сии. Доста­точ­но суро­вый кли­мат, ради­каль­ная сме­на пого­ды несколь­ко раз в год — от снеж­ных сугро­бов до паля­ще­го солн­ца, — повсе­мест­ное без­до­ро­жье и слож­ные поч­вы. Всё это дела­ет при­ме­не­ние бое­вой тех­ни­ки, рас­счи­тан­ной на повы­шен­ную про­хо­ди­мость и отно­си­тель­ную само­сто­я­тель­ность на поле боя, луч­шим так­ти­че­ским реше­ни­ем. Поэто­му ещё в Рос­сий­ской импе­рии пред­при­ни­ма­лись попыт­ки скон­стру­и­ро­вать соб­ствен­ную бое­вую маши­ну, отве­чав­шую рос­сий­ским усло­ви­ям: к тако­вым отно­сит­ся, напри­мер, реаль­но постро­ен­ный «Царь-Танк», опи­рав­ший­ся на два девя­ти­мет­ро­вых коле­са. Боль­шин­ство этих про­ек­тов, одна­ко, успе­хом не увенчались.

«Царь-Танк» на испы­та­ни­ях. 1915 год

После уста­нов­ле­ния совет­ской вла­сти тан­ко­стро­е­ние полу­чи­ло новый виток раз­ви­тия. Сна­ча­ла изу­ча­ли опыт дру­гих стран. Танк МС‑1 был ана­ло­гом фран­цуз­ско­го Renault FT-17. Затем на осно­ве под­вес­ки аме­ри­кан­ско­го тан­ка «Кри­сти» раз­ра­бо­та­ли серию колёс­но-гусе­нич­ных лёг­ких тан­ков БТ, рас­счи­тан­ных на фор­си­ро­ва­ние горо­дов по хоро­шим (евро­пей­ским) дорогам.

МС‑1 (Т‑18) в Бро­не­тан­ко­вом музее в Кубинке

Парал­лель­но раз­ви­ва­лись и соб­ствен­ные направ­ле­ния: трёх­ба­шен­ные и тяжё­лые пяти­ба­шен­ные гиган­ты, пла­ва­ю­щие тан­ки-амфи­бии, тяжё­лые тан­ки КВ. Послед­ние полу­чи­ли своё имя в честь вете­ра­на ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии, нар­ко­ма обо­ро­ны Кли­мен­та Ворошилова.

Вен­цом раз­ви­тия тан­ко­стро­и­тель­ной мыс­ли СССР в кон­це 30‑х годов стал Т‑34. Это был во всех смыс­лах сред­ний танк, что дела­ло его про­стым в про­из­вод­стве и осво­е­нии, эффек­тив­ным как в обо­роне, так и в наступ­ле­нии. То есть иде­аль­ной бро­не­ма­ши­ной для нужд воен­но­го вре­ме­ни. В даль­ней­шем шас­си Т‑34 в каче­стве базы исполь­зо­ва­лось для созда­ния само­ход­ных артил­ле­рий­ских уста­но­вок СУ-85, СУ-100, СУ-122. Более того, в про­цес­се вой­ны была раз­ра­бо­та­на моди­фи­ка­ция тан­ка с 85-мил­ли­мет­ро­вым ору­ди­ем вме­сто 76-мил­ли­мет­ро­во­го. Т‑34 дей­стви­тель­но стал рабо­чей лошад­кой Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны.

Тан­ки Т‑34. Фото Геор­гия Пет­ру­со­ва. 1940–1942 годы. Источ­ник: russianphoto.ru

Уже в про­цес­се вой­ны танк закреп­ля­ет­ся в нар­ра­ти­ве как инстру­мент геро­иза­ции. Так, в анти­фа­шист­ской ани­ма­ции «Не топ­тать фашист­ско­му сапо­гу нашей Роди­ны!» (Союз­мульт­фильм, Полит­пла­кат, 1941) имен­но тан­ко­вые вой­ска под акком­па­не­мент «Мар­ша совет­ских тан­ки­стов» про­го­ня­ют с тер­ри­то­рии стра­ны антро­по­морф­но­го сви­на, оли­це­тво­ря­ю­ще­го Адоль­фа Гитлера.

В Ста­лин­гра­де извест­ность при­об­рёл завод СТЗ, про­дол­жав­ший под огнём про­тив­ни­ка выпус­кать новые тан­ки из цехов. Этот эпи­зод был рас­ти­ра­жи­ро­ван в ряде совет­ских газет и даже сего­дня часто попа­да­ет в науч­но-попу­ляр­ные кни­ги по исто­рии Вели­кой Оте­че­ствен­ной. Так фор­ми­ру­ет­ся связ­ка «тан­ки — героизм».

К кон­цу вой­ны в рас­по­ря­же­ние Крас­ной Армии посту­па­ют тяжё­лые тан­ки серии ИС (Иосиф Ста­лин). Назван­ные в честь совет­ско­го лиде­ра, они были не толь­ко мощ­ным ору­жи­ем, но и ярким сим­во­ли­че­ским обра­зом. Полит­ру­ки и комис­са­ры мог­ли теперь гово­рить, что бой­цы сра­жа­ют­ся «пле­чом к пле­чу» с самим Ста­ли­ным. К сло­ву, и дру­гие тан­ки ста­но­ви­лись свое­об­раз­ны­ми бое­вы­ми зна­мё­на­ми: на них писа­ли лозун­ги, име­на пол­ко­вод­цев или назва­ния горо­дов, фор­ми­руя важ­ный пат­ри­о­ти­че­ский импульс.

ИС‑1

ИС‑1 и ИС‑2 успе­ли поучаст­во­вать в бое­вых дей­стви­ях, а вот ИС‑3 доста­ви­ли в Бер­лин для три­ум­фаль­но­го пара­да. А уже летом 1945 года они участ­во­ва­ли в зна­ме­ни­том пер­вом Пара­де Побе­ды на Крас­ной площади.

После вой­ны СССР обна­ру­жи­ва­ет себя в ситу­а­ции, в кото­рой наи­бо­лее веро­ят­ный про­тив­ник, США, име­ет ядер­ное ору­жие, а СССР — нет. В пери­од раз­ра­бот­ки соб­ствен­ной атом­ной бом­бы Союз дол­жен был нара­щи­вать пре­вос­ход­ство в дру­гих сфе­рах. Так посте­пен­но, даже несмот­ря на успех в раз­ра­бот­ке РДС—1 (пер­вая совет­ская плу­то­ни­е­вая бом­ба), рож­да­ет­ся кон­цеп­ция «тан­ко­вой лави­ны». Эта стра­те­гия пред­по­ла­га­ла быст­рую пере­брос­ку боль­шо­го коли­че­ства бро­не­тех­ни­ки на нуж­ные участ­ки фрон­та. В каче­стве основ­ной зоны, конеч­но, рас­смат­ри­ва­лась Запад­ная Европа.

Во вто­рой поло­вине XX века, пусть и неофи­ци­аль­но, но на выс­шем уровне, тан­ки при­зна­ют­ся глав­ным воен­ным инстру­мен­том Совет­ской Армии в так­ти­че­ском плане, пока стра­те­ги­че­ский пари­тет под­дер­жи­ва­ли ядер­ные боеголовки.


«В строю стоят советские танкисты…»

Пока тан­ки ста­но­ви­лись одним из глав­ней­ших родов войск, сфе­ра куль­ту­ры тоже испы­та­ла их вли­я­ние. И важ­ней­шее из искусств — кино — не ста­ло исклю­че­ни­ем. Про Вели­кую Оте­че­ствен­ную сни­ма­ет­ся огром­ное коли­че­ство худо­же­ствен­ных лент, в кото­рых тан­ки и тан­ки­сты либо при­сут­ству­ют в сюже­те, либо вовсе ста­но­вят­ся глав­ны­ми персонажами.

Напри­мер, в эпо­пее «Осво­бож­де­ние» один из филь­мов, «Огнен­ная Дуга», посвя­щён Кур­ской бит­ве. Для съё­мок Мини­стер­ство обо­ро­ны СССР выде­ли­ло око­ло 150 тан­ков, так что сце­ны полу­чи­лись поис­ти­не мону­мен­таль­ны­ми. Так кино­лен­та уве­ко­ве­чи­ва­ла клас­си­че­скую кон­цеп­цию исто­рии Вели­кой Оте­че­ствен­ной: побе­да под Ста­лин­гра­дом запу­сти­ла корен­ной пере­лом, а Кур­ская бит­ва укре­пи­ла его, пере­дав стра­те­ги­че­скую ини­ци­а­ти­ву в руки Крас­ной Армии. Более того, зна­ме­ни­тый бой под Про­хо­ров­кой 1943 года озна­ме­но­вал ещё и сим­во­ли­че­ское пре­иму­ще­ство совет­ско­го тан­ко­стро­е­ния над немецким.

Источ­ник: kinopoisk.ru

Ещё одним зна­ко­вым филь­мом, в кото­ром танк и тан­ки­сты ста­но­вят­ся цен­траль­ны­ми пер­со­на­жа­ми, ста­ла кар­ти­на «Жаво­ро­нок» 1964 года, к кото­рой мы ещё вер­нём­ся. Лен­та рас­ска­зы­ва­ет о побе­ге плен­ных совет­ских воен­ных с немец­ко­го поли­го­на: их исполь­зо­ва­ли в каче­стве эки­па­жа тан­ка-мише­ни при испы­та­нии про­ти­во­тан­ко­вых ору­дий. Исто­рия о геро­ях-тан­ки­стах надол­го запом­ни­лась совет­ско­му зрителю.

Были и отдель­ные эпи­зо­ди­че­ские упо­ми­на­ния, даже с исполь­зо­ва­ни­ем эле­мен­тов народ­но­го твор­че­ства. Так, в филь­ме «На войне как на войне» 1969 года, в сцене с при­бы­ти­ем само­ход­ных артил­ле­рий­ских уста­но­вок в рас­по­ло­же­ние части, сол­дат запе­ва­ет уже став­шую к тому момен­ту народ­ной песню:

Само­ход­ку танк любил,
В лес гулять её водил.
От тако­го ро́мана
Вся роща переломана!

Осо­бую народ­ную любовь снис­кал поль­ский сери­ал «Четы­ре тан­ки­ста и соба­ка», осно­ван­ный на одно­имён­ной кни­ге Яну­ша Пши­ма­нов­ско­го. Он вызвал столь боль­шой резо­нанс, что под вли­я­ни­ем лен­ты в СССР появи­лись нефор­маль­ные «Клу­бы тан­ки­стов», в кото­рых энту­зи­а­сты обсуж­да­ли воен­ную исто­рию, тан­ко­стро­е­ние, филь­мы и кни­ги о Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне.

Кадр из филь­ма «Четы­ре тан­ки­ста и соба­ка». Источ­ник: kinopoisk.ru

Сери­ал выде­ля­ла при­ят­ная сюжет­ная осо­бен­ность: поми­мо эки­па­жа тан­ка Rudy, сре­ди геро­ев при­сут­ство­ва­ла немец­кая овчар­ка Шарик. «Szarik to nasz pies!» надол­го запом­ни­лось совет­ско­му зри­те­лю. И вновь заме­тим, что тан­ко­вая тема полу­чи­ла раз­ви­тие за пре­де­ла­ми сери­а­ла, кото­рый лишь запу­стил спон­тан­ную вол­ну зри­тель­ско­го интереса.

Одним из послед­них совет­ских кино­про­ек­тов о войне стал фильм под назва­ни­ем «Танк „Клим Ворошилов‑2“» 1990 года. Сюжет кар­ти­ны повест­ву­ет о бро­шен­ном в боло­те КВ‑2, впо­след­ствии най­ден­ном и вновь при­ве­дён­ном в бое­вую готов­ность отсту­па­ю­щи­ми крас­но­ар­мей­ца­ми, стре­мя­щи­ми­ся догнать свои части в пери­од лет­них отступ­ле­ний 1941 года. Инте­рес­но, что сам фильм назван в честь тан­ка, как буд­то маши­на гораз­до важ­нее, чем чело­ве­че­ские пер­со­на­жи. Это тоже очень важ­ный мотив.

Кадр из филь­ма «Танк “Клим Ворошилов‑2”»

Танки едут по Москве

Пост­со­вет­ский кино­пром тоже не отста­ёт в про­из­вод­стве филь­мов о тан­ках. В ряду совре­мен­ных лент нашей тема­ти­ки хочет­ся отме­тить три прин­ци­пи­аль­но раз­ные кар­ти­ны, кото­рые при сво­ей непо­хо­же­сти исполь­зу­ют еди­ный базо­вый мотив инте­ре­са к тан­кам и воен­ной исто­рии. Мож­но ска­зать, что исполь­зо­ва­ние тан­ка в сюже­те уже даёт неко­то­рый кре­дит дове­рия, фор­ми­ру­ет пози­тив­ные ожи­да­ния у аудитории.

В 2012 году выхо­дит фильм «Белый тигр», сце­нар­но осно­ван­ный на романе Ильи Боя­шо­ва «Тан­кист». В обо­их про­из­ве­де­ни­ях кон­текст воен­но­го вре­ме­ни соче­тал­ся с эле­мен­та­ми мисти­ки. Таин­ствен­ный PzKpfw VI «Тигр» неиз­вест­ной моди­фи­ка­ции, окра­шен­ный в белый цвет, появ­ля­ет­ся из тума­на с самых неожи­дан­ных пози­ций, не остав­ляя ни одно­го выжив­ше­го, кро­ме глав­но­го героя. И теперь его целью стал поиск и уни­что­же­ние неуло­ви­мо­го врага.

Кадр из филь­ма «Белый тигр»

Уди­ви­тель­но, но режис­сё­ры про­де­ла­ли, каза­лось бы, немыс­ли­мую вещь, сотво­рив кон­цеп­ту­аль­но-мисти­че­ский детек­тив про тан­ки. И это сра­бо­та­ло! Да ещё и финаль­ный эпи­зод раз­го­во­ра Адоль­фа Гит­ле­ра с таин­ствен­ным неиз­вест­ным (в кото­ром неко­то­рые кри­ти­ки при­зна­ли дья­во­ла, как и в самом «Белом Тиг­ре») доба­вил эмо­ци­о­наль­но­сти. Фильм ока­зал­ся под­дер­жан со сто­ро­ны про­ек­та World of Tanks, что было обо­зна­че­но в тит­рах. Более того, в рам­ках гейм­плея WoT было добав­ле­но отдель­ное игро­вое собы­тие, посвя­щён­ное киноленте.

Прин­ци­пи­аль­но отли­ча­ет­ся от преды­ду­щей рабо­та с недву­смыс­лен­ным назва­ни­ем «Тан­ки», рас­ска­зы­ва­ю­щая о леген­дар­ном пере­гоне двух про­то­ти­пов Т‑34 от цеха до Моск­вы сво­им ходом для демон­стра­ции Ста­ли­ну. Одной из машин коман­до­вал лич­но кон­струк­тор Миха­ил Кош­кин, в про­цес­се пере­го­на полу­чив­ший вос­па­ле­ние лёг­ких и поз­же скон­чав­ший­ся от него. В «Тан­ках» упор идёт уже на био­гра­фи­че­ский момент, одна­ко мис­сия глав­но­го героя — кон­струк­ци­он­но дове­сти танк до бое­спо­соб­но­го состо­я­ния и про­де­мон­стри­ро­вать выс­ше­му руководству.

В филь­ме соче­та­ют­ся и леген­дар­ный сюжет о «пере­гоне», и отдель­ные био­гра­фи­че­ские момен­ты (прав­да, под­пор­чен­ные уж слиш­ком воль­ной интер­пре­та­ци­ей и невесть отку­да взяв­ши­ми­ся бело­гвар­дей­ца­ми), и почти сакраль­ная сце­на одоб­ре­ния това­ри­щем Ста­ли­ным новых бое­вых машин.

Нако­нец, недав­нее про­из­ве­де­ние, попав­шее под испе­пе­ля­ю­щий свет медий­ных про­жек­то­ров и собрав­шее очень про­ти­во­ре­чи­вые отзы­вы. «Т‑34» — это ремейк филь­ма «Жаво­ро­нок», о кото­ром мы упо­ми­на­ли выше. И сно­ва в назва­нии филь­ма, кото­рый, вооб­ще-то гово­ря, о людях, зафик­си­ро­ва­но толь­ко назва­ние тан­ка. При этом исто­рия маши­ны или цель, свя­зан­ная непо­сред­ствен­но с тан­ком, не явля­ют­ся основ­ны­ми в сюже­те. Мож­но даже ска­зать, что их нет.

Кадр из филь­ма «Т‑34». Источ­ник: kinopoisk.ru

Не будем давать общую оцен­ку филь­му как тако­во­му, ска­жем лишь, что он полу­чил­ся крайне спор­ным. Завяз­ка, кото­рая демон­стри­ру­ет сбе­га­ю­щих из конц­ла­ге­ря совет­ских тан­ки­стов, нуж­на лишь для того, что­бы пока­зать несколь­ко баталь­ных сцен тан­ко­вых боёв. Гра­фи­че­ски они выгля­дят очень достой­но, но при этом исто­ри­че­ски совер­шен­но неправ­до­по­доб­но. Поль­зо­ва­те­ли интер­не­та в момент выхо­да филь­ма, ком­мен­ти­руя пока­зан­ные баталь­ные сце­ны, уви­де­ли боль­ше сход­ства с онлайн-шуте­ром World of Tanks, чем с реаль­ной исто­ри­ей. Тем не менее «тан­ко­вый» кре­дит дове­рия был реа­ли­зо­ван и кас­со­вые сбо­ры лен­ты более чем в три раза пре­вы­си­ли бюджет.

Полу­ча­ет­ся так, что образ тан­ка в кино — это ана­лог соли на пост­со­вет­ской кухне, толь­ко для сфе­ры содер­жа­тель­но­го кон­тен­та. Если доба­вить их в про­дукт, это дела­ет его инте­рес­нее, при­вле­ка­тель­нее и успеш­нее. Из трёх выше­на­зван­ных лент не оку­пи­лись в про­ка­те толь­ко «Тан­ки», хотя и при­влек­ли к себе опре­де­лён­ное внимание.

Кажет­ся, уже мож­но выде­лять отдель­ный, само­сто­я­тель­ный жанр «тан­ко­во­го» кино — со сво­и­ми пра­ви­ла­ми и осо­бен­но­стя­ми, под­жан­ра­ми и отрас­ле­вой клас­си­кой. По край­ней мере, мож­но с уве­рен­но­стью ска­зать, что такие филь­мы ста­биль­но соби­ра­ют кас­су и совсем не пла­ни­ру­ют терять в популярности.


Надевай шлемофон!

Тан­ки оста­ви­ли свой след и в музы­ке. Что­бы не повто­рять дав­но ска­зан­ное, отме­тим два све­жих, совсем не хре­сто­ма­тий­ных при­ме­ра быто­ва­ния «тан­ко­вой» образ­но­сти здесь и сейчас.

Так, у оте­че­ствен­но­го испол­ни­те­ля Nick Sax в песне «USSR Kid» есть такие стро­ки (поёт на английском):

Cross on my neck
Driving my tank
Under my back
Soviet Punk.

Пере­вод:

Крест на шее,
Веду свой танк,
За спи­ной у меня
Совет­ский панк.

Для совре­мен­ной музы­каль­ной сце­ны танк ока­зы­ва­ет­ся эта­ким иро­нич­но-игро­вым эле­мен­том совет­пан­ко­вой повсе­днев­но­сти, посколь­ку несёт в себе наи­бо­лее проч­ную ассо­ци­а­цию с былой мощью СССР. Даже на кос­вен­ном уровне этот образ про­ни­ка­ет в совре­мен­ную куль­ту­ру: на облож­ке сингла USSR Kid изоб­ра­жён артист, выгля­ды­ва­ю­щий из баш­ни тан­ка Т‑34–85. Куда уж символичнее?

Самым оче­вид­ным при­зна­ком поп-куль­тур­но­го про­ник­но­ве­ния тан­ков, каза­лось бы, высту­па­ет попу­ляр­ность рос­сий­ской рейв-груп­пы «Дай­те танк (!)», но здесь всту­па­ет в силу пара­док­саль­ная меха­ни­ка мета­мо­дер­на. В твор­че­стве груп­пы ника­ких отсы­лок на танк нет, он при­сут­ству­ет в очень схе­ма­тич­ном виде — толь­ко на знач­ке исполнителей.

Своё назва­ние кол­лек­тив взял от извест­но­го лет 15 назад гей­мер­ско­го чит-кода GIVEUSATANK из GTA 3. То есть ника­кой осмыс­лен­ной цита­ты здесь нет, это отсыл­ка ради отсыл­ки. Поче­му код, свя­зан­ный имен­но с тан­ком, лёг в осно­ву назва­ния? Было ли это абсо­лют­ной слу­чай­но­стью, пол­но­стью ран­дом­ным резуль­та­том услов­но­го «моз­го­во­го штур­ма»? Или, может быть, образ тан­ка настоль­ко глу­бо­ко уко­ре­нил­ся в куль­ту­ре пост­со­вет­ских поко­ле­ний, что инте­рес и тяга к нему уже не осознаётся?..


Броня крепка и танки наши быстры

Танк — это не про­сто обо­зна­че­ние воен­ной тех­ни­ки. В Рос­сии его образ стал само­сто­я­тель­ным и почти живым пер­со­на­жем: со сво­им харак­те­ром, кон­тек­стом оби­та­ния, реак­ци­ей на окру­жа­ю­щее про­стран­ство. Сим­во­ли­че­ское поле оте­че­ствен­ной куль­ту­ры про­сто немыс­ли­мо без упо­ми­на­ния тан­ка — пря­мо­го или кос­вен­но­го, реаль­но­го или фантастического.

Тан­ко­вая куль­ту­ра не явля­ет­ся чем-то нише­вым или осо­бен­ным. Это пол­но­цен­ный «аре­ал» (пере-)воспроизводства смыс­лов: от игры в «тан­чи­ки» (она же Battle City) или исто­ри­че­ских филь­мов до мисти­че­ских детек­ти­вов и музы­каль­ных аллюзий.

Кста­ти, зна­ме­ни­тую игру про «тан­чи­ки», кото­рая затем пере­ко­че­ва­ла на пират­ские Dendy, сде­ла­ли япон­цы из Namco ещё в 1985 году. Одна­ко в Рос­сии игра при­жи­лась гораз­до луч­ше, чем на исто­ри­че­ской родине. Детей из девя­но­стых было про­сто не ото­рвать от «тан­чи­ков» из при­став­ки или от их более про­сто­го ана­ло­га из «Тет­ри­са».

Кадр из игры Super Tank 90

Свою куль­тур­ную роль сыг­ра­ли и дет­ские игруш­ки в виде тан­ков, рас­про­стра­нён­ные в СССР и его пост­со­вет­ских стра­нах-наслед­ни­ках. Навер­ное, каж­до­му ребён­ку хоте­лось их немно­го «ожи­вить», почув­ство­вать себя насто­я­щим танкистом.

Рево­лю­цию в сфе­ре инте­ре­са к тан­кам вызва­ли онлайн-игры. Интер­ак­тив­ные раз­вле­че­ния поз­во­ли­ли не толь­ко наблю­дать за бро­не­ма­ши­на­ми с экра­нов кино­те­ат­ров и теле­ви­зо­ров, но и управ­лять ими — в вир­ту­аль­ном про­стран­стве, одна­ко в реаль­ном вре­ме­ни. В пост­со­вет­ских стра­нах воз­ник­ли боль­шие, само­быт­ные и доро­гие про­ек­ты, посвя­щён­ные тан­кам в раз­ре­зе тех­ни­че­ски про­дви­ну­то­го геймплея.

Хро­но­ло­ги­че­ски пер­вой была мно­го­поль­зо­ва­тель­ская онлайн-песоч­ни­ца «Тан­ки Онлайн»: её релиз раз­ра­бот­чи­ки пред­ста­ви­ли в 2009 году. Неза­мыс­ло­ва­тое, но понят­ное назва­ние и такой же игро­вой дви­жок обес­пе­чи­ли игре дикую попу­ляр­ность. В отли­чие от тысяч одно­тип­ных стра­те­гий, в кото­рых реаль­ные тан­ки были пред­став­ле­ны в каче­стве неиз­мен­ных игра­бель­ных юни­тов, в новой игре поль­зо­ва­те­лю дали воз­мож­ность собрать уни­каль­ную маши­ну из ком­би­на­ций кор­пу­са и баш­ни — а затем рас­кра­сить её в какой-нибудь безум­ный узор.

Кадр из игры «Тан­ки Онлайн»

Абстракт­ность и фан­та­стич­ность экше­на при­влек­ли не толь­ко фана­тов тан­ко­стро­е­ния и воен­ной исто­рии, но и огром­ное коли­че­ство про­стых игро­ков, кото­рым про­сто нра­ви­лось «гонять в тан­чи­ки». В этом смыс­ле дей­стви­тель­но спра­вед­ли­во ска­зать, что в Рос­сии тан­ки любят не толь­ко за их исто­ри­че­скую роль, но и как отвле­чён­ный кон­цепт из мира вооб­ра­же­ния. В кон­це кон­цов, пер­вая в исто­рии мас­штаб­ная онлайн-игра о тан­ках была созда­на имен­но у нас.

«Тан­ки Онлайн» исто­ри­че­ски были пер­вы­ми, одна­ко чуть поз­же вый­дет про­ект, не толь­ко прин­ци­пи­аль­но изме­нив­ший игры про тан­ки, но и пере­вер­нув­ший с ног на голо­ву весь гейм-рынок в СНГ.

Все подроб­но­сти — в нашем сле­ду­ю­щем материале.


Читай­те так­же «„Допу­ще­но Мини­стер­ством обра­зо­ва­ния СССР“: дис­кур­сы совет­ской поли­ти­че­ской куль­ту­ры»

Поделиться