«прожиточный» — шумный дуэт из Москвы и Владимира, интонационно наследующий как русскоязычной рок-музыке, так и независимой сцене начала девяностых. Музыку группы можно охарактеризовать как альтернативный рок и пост-панк с элементами шугейза, нойз-рока и абстрактного хип-хопа. С момента создания «прожиточный» работает в дистанционном формате, не сотрудничает с лейблами и придерживается философии DIY.
27 августа у группы вышел новый альбом — «Гетеротопы». Специально для VATNIKSTAN Владимир Заболотский (тексты, голос, гитары) и Владимир Скоп (ударные) рассказывают об истории создании и замысле каждой композиции.
Гетеротопы — это место без места. Ограниченное пространство внутри другого ограниченного пространства. Зеркало. Отсылка к Фуко не случайна: Треки альбома функционируют аналогичным образом — в первую очередь музыкально. Резкие переходы от тихого к громкому, гитарные фидбэки и игра с затухающими повторами и перегруженной реверберацией — приёмы, часто используемые в альтернативном роке и шугейзе, — создают звуковые пространства, не существующие за пределами аудиодорожки.
На их фоне выделяется нетипичный для упомянутых жанров нарочито грубый, почти речитативный вокал, позволивший сохранить и подчеркнуть литературные качества исходных текстов.
Тексты же объединяет болезненное стремление нащупать границу между местом, его описанием и субъектом, находящимся внутри. Сами текстовые обозначения пространств неспособны провести эту границу однозначно. Так, «Котельники» одновременно и название пункта назначения, и эпитафия лирического героя, поцелуй на ступеньках эскалатора станции Фрунзенская — не только поцелуй, но и попытка преодолеть коллективную травму ушедшей эпохи, а речитативная часть открывающего трека «Просто и легко» и вовсе ставит знак тождества между текстом и пространством-временем, заявляя их нераздельность.
Но важнее, пожалуй, оказывается невозможность отделить от места не текст, а самого себя: вызванные этим недоумение и разъятость сквозят сквозь альбом. Наиболее явно это читается в рефрене то ли время течёт, то ли место меняет места на «Притяжении» и в последнем куплете «Котельников»:
вот я стою здесь разъятый опешивший
морок виденья туман миражи
слышишь как люто неистово бешено?
вертится жизнь
Просто и легко
Владимир Заболотский: Этот трек мы написали где-то в ноябре, я тогда взял гитару в руки впервые после очередного двухмесячного перерыва. Рифф пришёл сразу же, а вот текст вообще не шёл — кроме трёх строчек куплетов-припевов так ничего и не придумалось. В итоге на срединной части уже думали оставить только инструменты да залить их эффектами поплотнее, но как-то случайно всплыл текст Лёши Колесниченко — моего близкого друга и по совместительству ох*ренного поэта, — и я его в кладовке поверх шума гитарного зачитал.
Владимир Скоп: С точки зрения продакшна — самый измученный трек. И первый, который мы попробовали сводить по видеосвязи. Я стримил в зуме свой экран с фрутилупсом и крутил ручки на эквалайзере. В один момент в папке с демо было семь финальных и ещё больше незаконченных по сведению версий, которые в итоге никто и не услышит. Зато, как по мне, это самая доведённая по звучанию композиция на альбоме.
На весу
Владимир Заболотский: Я лет до пяти жил на Урале, а потом ещё долго каждое лето приезжал туда к бабушке-дедушке. Кажется, вот эти ощущения детские здесь просвечивают, по крайней мере, низкое небо, ручьи, рисунки детские — всё оттуда, всё атрибуты того невозможного времени.
Владимир Скоп: Тёплая, ностальгическая песня, кульминационно — пожар в груди. Не люблю вот этот размытый, шугейзовый перегруз, но здесь к месту.
Владимир Заболотский: Гитары изначально хотели сделать максимально чистыми, чтобы была передышка перед остальным альбомом, но, как обычно бывает, нестерпимое желание навалить перегруза победило. Ну и хорошо, меня до сих пор пробирает, если громко слушаю.
Котельники
Владимир Заболотский: А вот с «Котельников» что-то всерьёз завертелось. Был август, мы решили, что что-то да запишем, я начал писать демки всяких гитар, и в один момент, забыв перестроиться, что-то такое точное сыграл. Взял текст старого стишка и набубнил его под получившийся рифф, пока ходил по улицам Болоньи с тетрапачным вином. Отправил потом Вовану запись уже с текстом, он сказал, мол, решено, будем делать шугейз-реп — шутка, конечно. В общем, мой любимый трек, читаю в нём такую вот одиссею от центра жизни к кромешной окраине.
Владимир Скоп: Что я там говорил про «Просто и легко»? Забудьте. В три раза больше «финальных» миксов и в пять забракованных демок. Лично меня музыка сначала злит, потом качает, потом вкупе с текстом опять выводит, но финал с завершающим всю эту эпопею соло до сих пор иногда выбивает из меня скупую мужскую.
Авитаминоз
Владимир Заболотский: Не очень люблю этот трек, он проходной какой-то, нет в нём глубины, хотя бас прикольный и есть удачные точки болевые и боевые — например, размазанный дилеями момент перед оутро, там гармонии классные. Текст слишком лобовой, про что мы и зачем, про карантины, дедлайны, поиски глубинного смысла и прочее — всё как у людей, одним словом, осталось до психотерапевта дойти.
Хорошо
Владимир Заболотский: Был у нас отличный рифф, но вот тексты к нему не липли никак, пока в два раза не ускорили — так «Хорошо» и выродилась. Очередной сеанс психотерапии, проработка травмы взросления, комедии говорения, анекдота познания и прочих высоких жанров. Впрочем, можно вообще слова не слушать, а просто головой трясти, идти ускоренно или, собственно, воображаемо в драку лезть — гитарного фидбэка здесь на три пластинки, а соответствующие желания, возникающие при прослушивании, мне кажутся одним из критериев хорошо.
Междометия
Владимир Заболотский: Этот текст написался после того, как бабушка моя мне рассказала о своём детстве-юности. Я пытался как-то понять-почувствовать, как история моей семьи через коллективную память преломляется, где она резонирует со мной отдельным, а где с тем, что я ещё не дорос говорить. Это проскакивает и в других треках, той же «Фрунзе», но здесь сильнее всего.
Владимир Скоп: Любимая песня на альбоме. Когда настала пора выбирать треки, которые мы пустим синглами, первым делом предложил его. Тут, как мне кажется, всё, что нам нравится: затягивающее интро, внезапный дроп и мощный рифф как из альтернативы нулевых.
Владимир Заболотский: Плюс — орать «судьба предикативная» очень круто, тут много отчаянного, но оно всё равно сдержанно-интеллигентное. Такие вещи орать вообще здорово, настроение потом на весь день.
Потоки
Владимир Скоп: «Кто я в этом потоке?..» — почти что плачущим голосом спрашивает первокурсник в поисках места, где он сядет на своей первой в жизни паре, как пошутил наш друг и немного коллега…
Владимир Заболотский: Да, какой-то страдальческий трек. То ли тональность не совсем моя, то ли темп немного не тот. Перестал нравиться: давит в плечах и в горле першит, хотя всерьёз цитировать цитату из романа об анекдоте я считаю достойной находкой.
Притяжение
Владимир Заболотский: Здесь всё вышло, хотя тоже многострадально — гитары меняли раза три-четыре. Текст ритмически параллелит с Лёшиным из «Просто и легко», плюс оба глобально о тексте-пространстве-времени, хотя и не целиком. Например, «преодолеть равновесие» — чисто экономическая шутка. Название «Гетеротопы», кстати, отсюда проклюнулось, так как места без места меняют места и время течёт-не течёт — ровно об этом.
Цинк
Владимир Заболотский: В июле прошлого года, снова оказавшись без постоянного жилья, я ехал к морю на чужом велосипеде, у которого странно трещала звёздочка — примерно «тс тстстс тс тс тс». Я ходил потом цыкал недели две, пока вокруг этого ритма уже всё остальное обрастало. Гитара здесь смешная, одна нота, по сути, а столько веселья.
Владимир Скоп: Если долго слушать именно звуковое сопровождение, вот эту одну ноту, то создаётся ощущение марша под трубу, как в пионерлагере.
Владимир Заболотский: Жалко, что живьём это сыграть может быть сложновато, мы плохо умеем синхронизироваться с педалями и компьютерами. Текст не самый сильный, но кричать его весело — звучит как протестная агитка в духе RATM, хотя он не про политическую борьбу вообще, а про отказ от понимания. Не понимать — чудесно, и игры со словами такую возможность дают.
Фрунзе
Владимир Заболотский: Целоваться в общественных местах — самое юное и живое, что можно делать: серьёзные мёртвые люди таким не занимаются. Но целоваться можно по-разному, да и в разных местах эффекты будут разные. Вот, например, если делать это в окружении заряженных символов вроде названия «Фрунзенская», то можно преломить коллективную травму ушедшей эпохи, всю вот эту историю нашу болезненную, и признаться себе в решимости просто быть человеком и человеком любить.
Похож
Владимир Скоп: Пожалуй, лучший трек на свете, выросший из пьяного джема на репетиции.
Владимир Заболотский: Мы обещали себе никогда не записывать его, но передумали. Говорить тут вроде нечего, приходите на концерты (если будут — мы пока не загадываем), там мы обычно только его и играем. Бонусом — слова каждый раз разные.
Читайте также «Club Cosmos — новый альбом Jail Born Jane».