Россия никогда не была важным транспортным узлом в гастрольных маршрутах зарубежных артистов. Несмотря на географические масштабы страны, культурно РФ выключена из общемирового поп-процесса, поэтому концерты приезжих звёзд или просто музыкантов здесь практически не отзываются эхом в их истории. Есть, конечно, заметные исключения — взять хотя бы «русский „Вудсток“» в «Лужниках» или безумные концерты RHCP и Prodigy на Красной площади в 90‑х.
Однако такие выступления — это всё-таки событие в первую очередь в истории страны, нежели гостей. Тем интереснее случаи, когда Россия стала для иностранных музыкантов даже не вторым, а первым домом. VATNIKSTAN собрал подборку этих редких, но примечательных примеров.
Smokie
Что делать поклоннику рок-музыки в СССР, если хочется говорить о любимых группах, но Beatles и Rolling Stones для властей — красная тряпка? Например, можно обсуждать коллективы вроде Smokie. И пусть на Западе подобные бэнды совершенно не популярны, за исключением одного-двух хитов, которые часто оказывались каверами.
В 1976 году группа Криса Нормана выпустила две песни, которые стали шлягерами на территории самой большой страны. What Can I Do сразу же «русифицировалась», и меломаны с чувством подпевали душераздирающий рефрен «Водки найду!». А композиция Living Next Door to Alice была хитом не только в Советском Союзе, но и обрела второе дыхание в России. В начале нулевых группа «Конец фильма» переиначила на отечественный лад песню про загадочную Элис, чем окончательно превратила её в русскую застольную.
Но дело не только в низкой популярности и отсутствии на радарах цензуры. Просто Smokie играли софт-рок, то есть музыку, которая, несмотря на слово «рок», была максимально безопасной, буквально — мягкой. Поэтому, даже попади подобные группы в обозрение структур, вряд ли у слушателей Smokie возникли бы серьёзные проблемы.
Uriah Heep
Любые производные от музыки хиппи — хэви-метал, хард‑, прогрессив- и прочий рок — всегда воспринимались в СССР музыкой свободы и были в народе на хорошем счету. Неудивительно, что именно такая музыка помогала налаживать отношения между странами, когда Горбачёв и Рейган обменялись символическим рукопожатием.
В конце 80‑х холодная война сходила на нет. Ветераны британского рока Uriah Heep готовились к вылазке за железный занавес, чтобы отыграть десять концертов в «Олимпийском». Они не были первой западной группой, выступавшей в Москве: Элтон Джон, Билли Джоэл и UB40 их опередили. Но именно Uriah Heep стали одной из первых хард-рок групп, покоривших СССР.
Жители Страны Советов воспринимали приезды таких бэндов как визиты богов. Всем было глубоко плевать, что те же Uriah Heep были давно не в чести на родине. И тем более никого не интересовала коммерческая сторона события. Менеджер группы Стив Паркер говорил, что согласился на концерты в Москве, даже не поставив музыкантов в известность. Ещё бы: он прекрасно понимал, что лучшей рекламы для увядающей, никому не нужной британской группы просто не найти. Особенно учитывая, что германское шоу «хипов», предшествовавшее «Олимпийскому», собрало только две тысячи человек.
Nazareth
Nazareth была настолько популярна в России, что написание названия группы транслитом — «Назарет» — воспринимается уже более корректным, чем на английском. Хоть музыка британцев и бесхитростна, но вот причины популярности группы в России — загадка без единого ответа. Некоторые считают, что массовое признание коллектива связано с развалом СССР и хлынувшей на постсоветское пространство ордой западных рокеров. Это, однако, не объясняет любовь россиян непосредственно к «Назарету».
Другая версия — удачное совпадение времени и места. В 1990 году группа приезжает в доживавший последние месяцы СССР с 12 московскими и 10 ленинградскими выступлениями. Каждый концерт собрал от 16 до 22 тысяч зрителей. После такого успеха, разумеется, коллектив наведался с туром и в следующем году. Но главный визит случился в 1996 году, когда «Назарет» проехались уже по всей стране, захватив Мурманск, Тверь, Самару, Пермь, Екатеринбург, Калининград, Ростов-на-Дону, Тольятти, Уфу, Омск, Томск, Барнаул, Новосибирск и Владивосток. Помимо этого, даже пели с Татьяной Овсиенко.
Есть основания полагать, что с «Назарет» в России случился тот же сценарий, что и с другими, почти незаметными на родине рок-группами. Они были лишь дешёвой копией корифеев типа Black Sabbath и прочих зарубежных столпов жанра. В условиях дефицита россияне принимали на ура концерты Nazareth, Uriah Heep и подобных коллективов. Поэтому на постсоветском пространстве они до сих пор считаются культовыми.
За последние десятилетия группа стала настолько популярной, что про неё шутили, мол, «Nazareth посетили в России больше городов, чем Путин». Впрочем, лучший пример вездесущности группы и её популярности не в самых интеллектуальных кругах — это ехидные строчки Романа Неумоева из «Инструкции по выживанию», более известные в исполнении «Гражданской обороны»:
И я в этом городе жил
И очень любил «Назарет»,
Иначе я был бы бит.
Brazzaville
Американская инди-группа была создана в 1997 году. Её лидер Дэвид Браун играл на саксофоне у Бека, но его личный бэнд так и не сыскал и толики той популярности, что у известного калифорнийца. Во всяком случае, не сыскал на родине, а вот в России пришёлся кстати. Правда, к тому времени, когда между Россией и Brazzaville образовалась взаимная любовь, Брауну уже было за сорок.
По легенде, отечественным слушателям Брауна открыл Артемий Троицкий, давным-давно заявивший, что «со времён Джима Моррисона и Doors в Америке не было группы более романтичной, чем Brazzaville». Занятно, что именно эта цитата «выпирает» в качестве паблисити группы в России, притом что в приведённых словах Троицкого нет ни слова, собственно, о бывшем СССР. Тем не менее с тех пор «американец с русской душой», как иногда называют в прессе Брауна, наведывается с гастролями в Россию с завидным для других иностранцев постоянством.
Однако здесь много мифов. Настоящим популяризатором Brazzaville на Руси выступил отнюдь не Троицкий, а Максим Семеляк, написавший однажды, что из группы Брауна может выйти культ уровня Тома Уэйтса. Сдаётся, что слова Семеляка во времена его публикаций в «Афише» имели больший вес. К тому же в те времена набирал популярность «европейский проект» — представлением о том, что Россия является частью Европы, которому «Афиша» в достаточной степени поспособствовала. Соответственно, любые «братания» с неравнодушными к России музыкантами вполне логично. Тем более если речь об американце, который каверил Цоя, «Зелёноглазое такси» из репертуара Михаила Боярского и «Малолетних шалав» группы «Алексин».
Placebo
Казалось бы, британцев Placebo не должно быть в этом списке. Обласканные вниманием Дэвида Боуи, главные антагонисты брит-попа, не абы кто в истории рок-музыки, а стало быть — группа, заработавшая статус в Европе и Америке. Частично, это правда. Однако времена, когда Placebo хэдлайнерили топовые зарубежные фестивали, давно прошли. Они уже не сдвигающая нормы сенсация, а лишь одни из множества альтернативных рок-бэндов. Зато в России Placebo до сих пор аватары инаковости.
Сначала статистика. Placebo давно стали частыми гостями постсоветского пространства: от триумфального дебюта в 2001 году в Зелёном театре Парка Горького и статуса гвоздей программы фестиваля «Максидром» до целого тура по российским городам. На гастролях даже сняли фильм Placebo: Alt.Russia о путешествии группы через страну, общении с фанатами и просто местными жителями.
Помимо этого, Placebo ведут официальные аккаунты в российских социальных сетях, причём изъясняются на русском языке. При релизе сингла Beautiful James группа выложила русскоязычное лирик-видео, которое за час набрало больше просмотров, чем аналогичные видео на других языках.
Возможно, популярность коллектива связана с теми же причинами, что и в Британии 90‑х. Placebo стали голосом тех подростков, которые чувствуют себя не похожими на других, но не находят отзвуки собственных переживаний в творчестве отечественных музыкантов. В России никогда не было своего Дэвида Боуи, как и любого другого артиста, поющего для «фриков». Те последователи Боуи из когорты русского нью-вейва, которые красились не меньше мэтра, практически не унаследовали тем, про которые пел великий британец. Что ещё плачевней, многие из западноевропейских последователей Белого Герцога — не самые частые гости в нашей стране, из-за чего долгое время место для подобных артистов оставалось вакантным. Placebo заняли его со всей уверенностью.
Что интересно, если в Британии сочетание глэма и гранжа выделяло группу Брайана Молко из ретроградной и типично английской волны групп, то в России Placebo стали популярны в том числе из-за столь необычного микса. Они привлекли внимание и тех, кто предпочитает напористый рок, и тех, кому не хватает харизматичной, андрогинной фигуры, подобной Молко, в России.
IAMX
Как и в случае с Placebo, электро-поп проект IAMX врастает в чисто английскую эстетику. Разница только в том, что IAMX вообще никогда не были популярны в Англии: всё-таки для страны, породившей глэм-эстетику, одной андрогинности недостаточно, чтобы произвести большое впечатление. Сколько бы скептики ни говорили, что музыку продаёт образ, справедливо это только в том случае, если музыка не уступает имиджу. В случае проекта Криса Корнера музыка уступала, и сильно.
Зато в наших широтах, видимо, снова за неимением отечественного эквивалента, IAMX пришлись по душе. В России они бывают часто, а иной раз дают и несколько концертов за год.
Morcheeba
В нулевые, которые постоянно рефлексируются как время культурно скучное, в России набрал популярность трип-хоп. Появившийся в Бристоле, этот жанр критиковал выжженный неолиберализмом городской ландшафт, где не осталось культуры, а только лишь призраки более богатого прошлого. Подобные шпенглеровские описания вряд ли подойдут Morcheeba. Их трип-хоп совсем не конфликтный, скорее озвучивающий всеядный капитализм, чем критикующий его.
Неудивительно, что в России нулевых группа пришлись так кстати. Для русского уха Morcheeba воспринималась как дорогая экзотика — вроде кофе, собранного и упакованного прямо в Эфиопии, без какой-либо заводской обработки. И действительно, легко представить, как заевшийся бизнесмен «сытых нулевых», далёкий от культуры, может принять название группы за марку бодрящего напитка.
Джей-Джей Йохансон
Швеция — одна из самых могучих на поп-музыку стран. Собственно, творчество Йохансона на родине никто не слушает, зато в России у артиста случилась целая карьера. Критик Борис Барабанов писал, что Джей-Джей практически идеально адаптирован к нуждам российского потребителя. Чертовски верно.
Как и в случае Morcheeba, музыка шведского автора-исполнителя выхолощенная донельзя. Если во времена тотальной цензуры люди по понятным причинам слушали обезжиренную музыку, то в нулевые ей отдавали предпочитали уже по причинам конформистским.
Вот и Йохансон пришёлся ко двору эпохи стабильности. Представьте его песни на русском — получится обыкновенная, примоднённая русская эстрада. Поэтому он популярен во Франции, а у нас — французы вроде Джо Дассена. Или сравните главный хит Джей-Джея So Tell The Girls That I Am Back In Town, где имеется классическая «золотая» минорная секвенция, очень любимая русским ухом, с русским аналогом, особенно в припевах.
В общем, этакое радио «Шансон» для экзальтированной интеллигенции. А восторженные рецензии Артёма Рондарева и Юрия Сапрыкина обеспечили более чем крепкую медиаподдержку. Словом, никакой магии — всё обыденно.
Rialto
Брит-поп, помимо Oasis, Blur, Pulp и Suede, породил целую армию второсортных групп, о которых мало кто знает за пределами местечковых пабов Великобритании и сообщества архивариусов Top of The Pops. Вот кто помнит сегодня Longpigs или Romo? Были, правда, и обратные ситуации, когда коллективы становились известнее за пределами Туманного Альбиона. Одна из таких — лондонские ретрограды Rialto.
Кому только в те времена не пророчили занять место Oasis. Rialto не стали исключением: журнал Melody Maker обсыпал группу сахаром, предвещая титанический успех самодельного стиля cinematic-pop (в действительности тот же брит-поп). Увы, ничем не примечательная группа отметилась двумя синглами, попавшими в хит-парады: Untouchable с 20‑м местом и уступающий ему Monday Morning 5:19 с 37‑м местом. Однако именно последний сингл и прославил группу за пределами Англии.
Monday Morning 5:19 стал одним из забытых, но когда-то безумно популярных брит-поп гимнов в России. Причины успеха, кажется, сугубо мелодические, как и в случае с Джей-Джей Йохансоном. В песне использована гармония, очень характерная для эстрадных, авторских, шансонных и прочих русских песен, но не часто встречающаяся в западной поп-музыке. В композиции куплет начинается с аккордов Em — Am — D — G. На эту последовательность можно спеть, например: «Тёмная ночь, только пули свистят по степи», или «И тогда наверняка вдруг запляшут облака, и кузнечик запиликает на скрипке», или «Белые розы, белые розы, беззащитны шипы, что с ними сделал снег, и мороз, и лёд витрин голубых?», или даже «Дремлет за горой мрачный замок мой…». В общем, много песен, привычных россиянам с детства. А вот в англоязычной музыке такая гармония практически отсутствует, чего не скажешь о французском шансоне. Если в этой песне облегчить ритм и убрать перегруженные гитары, получится вполне каноничный французский шансон. А если переводить на язык брит-попа, то Rialto — это такая понятная русскому уху рафинированная версия Pulp.
Мелодия сделала своё дело, и клип на песню крутили по ТВ чуть ли не чаще, чем Wonderwall Галлахеров. Видимо, когда британские критики равняли Rialto с Oasis, то подразумевали эфиры российского телевидения.
Читайте также «„Всё порви, начни сначала“: истоки и будущее постпанка в России».