Сейчас музыка Северного Кавказа чаще всего ассоциируется с «кальянным рэпом» в стиле дуэта «Miyagi & Эндшпиль» (стоит признать, довольно уникального) и «кавказским турбофолком» о бродягах, девушках-«хищницах», любви к близким, пацанском отдыхе и прочих атрибутах жизни молодого хулигана. Однако в регионе есть множество коллективов, не подходящих под эти параметры. Одни вдохновляются местным фольклором и рубят рок, другие слушают метал и панк, самостоятельно изготавливают инструменты и переосмысляют традиционную музыку. Они поют на разных языках, выступают на родине и зарубежных фестивалях, не следуют трендам и стремятся создать уникальное звучание.
Автор телеграм-канала Kavkaz Ангелина Хасанова рассказывает о десяти нестереотипных группах с Северного Кавказа. Среди них — рок-н-ролльщики из Осетии, черкесский и карачаевский постфолк-проекты, фанк-банда из Дагестана и другие.
«Мёртвые дельфины»
Дети из ада
В 1996 году бывший ведущий грозненского радио «Восток», 20-летний Артур Ацаламов переехал из Чечни в Ингушетию. Ацаламов устроился звукорежиссёром в филармонию. На открытии лицея в Назрани Артур познакомился с Калоем Ахильговым, Амиром Куштовым и Асланом Богучевым. Ребята создали группу «Мёртвые дельфины» — название было взято из одной из первых композиций «Песня мёртвых дельфинов». Все участники коллектива были беженцами: Артур и Аслан уехали из разрушенного Грозного, Калой и Амир покинули Северную Осетию во время осетино-ингушского конфликта в Пригородном районе. Тогда никто, кроме Артура, не умел играть на инструментах.
В 2000 году группа переехала в Москву. Поначалу дела шли не очень хорошо, и в коллективе из первого состава остался лишь Ацаламов. Артур писал песни не только для «Дельфинов»: он сочинил три композиции для поп-певца Оскара (Шамиль Малкандуев) из Кабардино-Балкарии. Одна из них, «Бег по острию ножа», в 2001 году получила премию «Золотой граммофон».
В том же году «Дельфины» записали песню «На моей луне». Пронзительную балладу об одиночестве Артур сочинил ещё в Ингушетии, в переполненном междугороднем автобусе. Трек попал к продюсеру «Нашего радио» Михаилу Козыреву (признан Минюстом РФ иноагентом). В книге «Мой рок-н-ролл» Козырев пишет:
«Это был тот редчайший случай, когда песня настолько отличалась от всего остального музыкального фона, что не заметить её было невозможно. Своеобразная молитва посреди атмосферного шума и хаоса».
Козырев вспоминал, что его коллеги не выделяли эту композицию и не хотели ставить её в эфир. Михаил же рискнул и, как оказалось, не прогадал. «На моей луне» быстро покорила аудиторию радиостанции и долго держалась в хит-параде «Чартова дюжина».
Лишь в 2003 году группа записала первый альбом «Одуванчики для канареек». В следующем году «МД» сняли клип на песню «Мёртвый город», посвящённую Грозному во время войны. Деньги на видео дал Рамзан Кадыров, тогда вице-премьер Чечни.
В 2005 году «Мёртвые дельфины» выступали на Всероссийском рок-фестивале «Феникс. Возрождение жизни» в Гудермесе. Концерт проходил под лозунгом «За мир на Кавказе». В конце выступления группы Рамзан Кадыров присвоил Артуру Ацаламову звание народного артиста Чечни.
В 2007 году трагически погиб барабанщик группы Сергей Золотухин, сын актёра Валерия Золотухина. Коллектив переименовался в «Живых дельфинов». После смерти Сергея группа была не слишком активна, однако в 2011 году выпустила альбом «Любовь в метро». В этом же году команду подкосила ещё одна гибель: неизвестный застрелил басиста Александра Помараева. Артур взял паузу в творчестве.
В 2013 году группа вернулась под названием «Дельфины». Через несколько лет коллектив вновь переименовался в «Мёртвых дельфинов».
Сейчас Ацаламов живёт в Германии, воспитывает детей и учится на кинорежиссёра. По словам Артура, музыка в его жизни занимает очень незначительное место.
Интересно, что Калой Ахильгов из первого состава «Дельфинов» стал известным адвокатом. В интервью Катерине Гордеевой (признан Минюстом РФ иноагентом) Калой рассказал об участии в группе и исполнил под гитару неизданную песню.
The Shakemakers
Forever together with you, Alania!
Рок-группы в Осетии начали появляться ещё в конце 1970‑х годов. В основном музыканты играли каверы на зарубежных классиков жанра, а для записи своих песен не было нужной аппаратуры.
В 1990‑е годы ситуация изменилась. Во Владикавказе образовалась сплочённая рок-тусовка, которая ходила на концерты местных групп. Яркой звездой той поры стали The Shakemakers.
В 1994 году вокалист Тимур «Хуга» Хугаев, гитарист Леван Цхурбаев, басист Артур Албегов, клавишник Сослан Мамсуров и барабанщик Николай Козаев начали играть вместе. Коллектив взял название по песне Oasis — Shakermaker. В то время карьера братьев Галлахеров была в зените славы, и в музыке владикавказцев слышались отголоски их творчества. Помимо этого, на ребят повлияли U2, The Rolling Stones, The Beatles. Все композиции The Shakemakers были англоязычными.
В 1995 году музыканты написали гимн футбольному клубу «Алания», победившему тогда в чемпионате России. Песня даже прозвучала в Англии — перед матчем «Алании» и «Ливерпуля».
В октябре того же года на площади Свободы во Владикавказе состоялось дебютное выступление группы.
Вскоре коллектив покинул Леван. Артур Албегов перешёл на гитару, а Сослан Мамсуров стал басистом. Группа продолжала выступать, но потом Хуга уехал в Америку, а Сослан — в Петербург.
The Shakemakers возобновили деятельность в 1998 году, уже в Москве, где играли по клубам и показывали записи продюсерам. Из старого состава остались Хуга и Артур, к ним присоединились переехавшие в столицу владикавказские музыканты — гитарист Александр Корпусов и ударник Руслан Джигкайты. Обновлённые «шейкмейкеры» записали четыре трека, более тяготевшие к гранжу. После нескольких выступлений в клубах команда развалилась.
Спустя 20 лет The Shakemakers вернулись с композицией Silver Moon, посвящённой умершему Тимуру Хугаеву. Ещё с 90‑х группа много раз переделывала аранжировку и текст песни, но так и не записала окончательный вариант. Когда Хуги не стало, Константин Габисов сочинил новые слова и песня наконец была зафиксирована.
Сюжет клипа Артур Албегов увидел во сне. Артур считает:
«Хуга сейчас где-то там на небесах смотрит на нас, на то как мы продолжаем заниматься музыкой, хоть намного и меньше, чем раньше. Но тем не менее как бы он ухмылялся, смотря на нас. Ему, наверно, было бы приятно».
DZIOFF
Born in Ossetia
В 2001 году во Владикавказе братья Михаил «Майк» и Георгий «Гизмо» Дзиовы образовали группу Shock Therapy. Смекнув, что только в России существует несколько команд с таким названием, Майк и Гизмо переименовались в Dzioff Shock Therapy. Позже музыканты поняли, что удобнее просто избавиться от «шоковой терапии», и сейчас группа называется DZIOFF.
Братья Дзиовы вдохновлялись The Beatles, The Rolling Stones, Queen, Led Zeppelin, Deep Purple, AC/DC, Motorhead. Стиль группы можно было охарактеризовать как «хард-рок с элементами панка».
16 июля 2004 года состоялось дебютное выступление на рок-фестивале «Прорыв» во владикавказском концертном зале «Октябрь». Именно эту дату DZIOFF считают днём создания группы.
В том же году вышел демоальбом «Опасная зона», пользовавшийся успехом у местной публики. В 2010 году братья записали полноформатный релиз Shock’n’Roll, который хоть и считается дебютным, но в то же время подводит итоги деятельности группы за длительный период. Через три года коллектив выпустил второй альбом «Терапия — мать порядка!». Периодически DZIOFF выступали во Владикавказе, Москве и Петербурге.
В 2018 году вышел альбом Born In Ossetia, практически полностью состоящий из песен на осетинском языке — до этого тексты были в основном на русском и английском. DZIOFF добавили в саунд элементы осетинской народной музыки, что делает релиз более уникальным по сравнению с прошлыми работами. Расскажем о нескольких композициях отдельно.
«Бæгæныйы Зарæг» — народная песня, рассказывающая о появлении осетинского пива (ирон бæгæны). Композиция основана на сюжете из нартского эпоса, входит в цикл сказаний о Шатане и Урызмаге.
Первую версию песни DZIOFF представили на альбоме «Терапия — мать порядка!» — тогда она была исполнена в стиле утяжелённого рок-н-ролла а‑ля Motorhead. Сейчас же песня больше проникнута осетинскими мотивами.
«Лæгау» и «А‑лол-лай» сочинены на стихи Коста Хетагурова, основоположника осетинской литературы. «Лæгау»в переводе с осетинского «Будь мужчиной», стихотворение доступно в русском переводе. В нём автор советует школьнику, чтобы он вставал пораньше и, умывшись почище, торопился бы в школу и вообще был порядочным человеком. «А‑лол-лай» – колыбельная, которую мать поёт сыну.
«Чепена» — так называется один из наиболее древних массовых танцев осетин. Чепена сопровождается пением одноимённой песни и исключает какое-либо другое инструментальное сопровождение.
Летом DZIOFF можно увидеть на проспекте Мира, главной пешеходной улице Владикавказа. Группа выступает, чтоб повеселить себя и слушателей.
В 2024 году, в честь 20-летия первого появления на сцене, DZIOFF собираются сыграть как можно больше концертов. Родной Владикавказ и соседний Черкесск уже оценили мощь юбиляров, ближайший концерт состоится 29 июня в Махачкале, на этно-рок-джаз-фестивале «ПроЯвление-05».
Blood Dealers
Там, где победит любовь, наступит скорее весна
Ещё одна рок-группа из Осетии, хотя стоит оговориться, что она была основана в Москве в 2010 году. Первоначально команда называлась Sound Brothers. У истоков группы стояли гитарист и вокалист Ренат Халитов и барабанщик Дмитрий Лобачев. Ренат и Дмитрий родом из Осетии, но познакомились в Москве. В 2017 году Дмитрий умер.
Ненадолго к коллективу присоединились басист Олег Коршунков и клавишник Алан Хозиев. «Канонический» состав, который написал почти все песни, — это гитарист-вокалист Ренат Халитов, гитарист Таймураз Бидихов, басист Артур Галазов и барабанщик Алан Дзалаев.
Уже во Владикавказе, перед выпуском первого сингла Go Baby Go, группа поменяла название, так как существовал ещё одни Sound Brothers. Blood Dealers — название, вдохновлённое романом фантаста Айзека Азимова Death Dealers. Ребята заменили death на blood, что символизирует их отношение к музыке — кровь, которой они щедро делятся со слушателями.
«Дилеры» черпают вдохновение из множества музыкальных направлений. В плейлистах участников группы можно найти рок 70–80‑х годов, южный рок, гранж, металкор, стоунер. Коллектив вдохновляется такими группами, как Run The Jewels, Killswitch Engage и многими другими. Blood Dealers не ограничивают себя одним жанром, стремясь к максимальной творческой свободе.
Сейчас группа записывает первый полноформатный альбом. Помимо этого, коллектив готовит акустическую программу и запись этого концерта, планирует снять клип на один из новых треков и сочинить песню на осетинском языке.
Ренат Халитов позитивно оценивает развитии рока в регионе, однако не отрицает некоторых проблем:
«Рок на Северном Кавказе всегда был на отличном уровне. Но, конечно, он находится в глубоком андеграунде. Может, с технической стороны мы не дотягиваем до столичного и мирового уровня, здесь нет полноценных студий, а у групп нет денег на запись в нужных условиях, — это не мешает людям сочинять отличную музыку. Но я не считаю, что это главная проблема.
Здесь много очень крутых групп, но главная трудность — найти слушателя и донести до него песни».
«Шыпкъэм икIальэхэр»
Скорбь аксакала сквозь электронные шумы
«Шыпкъэм икIальэхэр» (адыг. «Мальчики правды»; правильное написание — «Шъыпкъэм икIалэхэр», однако в Сети проект известен под неправильным) — коллектив анонимных художников из Адыгеи, возникший в начале 2010‑х годов.
Музыкальная часть проекта реализовывалась простым постмодернистским методом: экспроприацией приёмов электронной музыки разных жанров. Один трек — один стиль: биг-бит, эйсид-джаз, дабстеп, IDM, халфтайм, даунтемпо и так далее. Творческая задача, которая ставилась перед участниками, — вообразить, как могли бы аутентичные адыгские наигрыши и инструментал (например, коллектива «Жъыу») пройти через жернова массовой культуры и приземлиться в нишевых стилях электронной музыки. «Шыпкъэм икIальэхэр» относились к первоисточникам с большим уважением, поэтому их творчество не скатывалось к буффонаде и иронии.
Группа избегала полноценных релизов по идеологическим соображениям. Информации о концертах практически нет. Достоверно известно, что в 2013 году коллектив выступил для небольшой аудитории в посёлке Яблоновском (находится на противоположном от Краснодара берегу реки Кубань).
Помимо музыки, коллектив занимался акционизмом. Так, в мае 2017 года портал «Юга.ру» писал о «леворадикальной группе художников из Адыгеи», которая сожгла гараж в посёлке Энем. Так «Шыпкъэм икIальэхэр» выступили против Триеннале российского современного искусства, которое проходило в московском музее «Гараж». Художники были недовольны тем, что на выставке отсутствовали представители Адыгеи.
Сейчас «Шыпкъэм икIальэхэр» неактивны, но проект не закрыт.
JRPJEJ
Эхо традиционной черкесской музыки
В начале 2010‑х годов в Нальчике познакомились Тимур Кодзоко и Булат Халилов. Оба любили блэк-метал и ненавидели фольклор. Тимур и Булат не нашли метал-единомышленников, зато поменяли взгляды на народную музыку и создали этнографический лейбл Ored Recordings. Товарищи начали ездить в экспедиции по Кавказу и записывать аутентичное исполнение народных песен разных национальностей. В 2020 году из недр Ored Recordings вышла группа JRPJEJ.
JRPJEJ («Джэрпэджэж», адыг. «Эхо») переосмысляют черкесскую традиционную музыку — от древних нартских сказаний до лирических песен советского периода. Помимо привычных для черкесов шичепшина (шыкIэпшынэ; старинный музыкальный инструмент, относящийся к струнным смычковым инструментам), пхачич (пхъэцIыкI; трещотка), апапшина (Iэпэпщынэ; кавказский вариант домры) и аккордеона (пшынэ), JRPJEJ играют на виолончели и гитаре.
Есть стереотип, что традиционная музыка — всегда что-то древнее, поэтому пласт песен XX века незаслуженно забыт. JRPJEJ работают с этим материалом и привносят своё звучание, на которое повлияли современные жанры, такие как дроун-эмбиент и блэк-метал. Группа не просто сохраняет музыку, а «перепридумывает» её. Сами участники JRPJEJ говорят:
«Для нас это попытка высказаться и попытка самим задуматься о том, как мы должны воспринимать свою культуру и свою идентичность».
JRPJEJ записываются в бытовых условиях, так как считают, что их музыка в профессиональных студиях звучит слишком стерильно.
Группа часто играет ритуальные черкесские песни. Например, «Елэ-Елэ» — черкесская (адыгская) ритуальная песня вызова дождя. Обряд имеет отсылку к Шыблэ — божеству молний и грома в черкесской традиции. Во время засухи черкесы делают ритуальную куклу из лопаты (Хьэнсэгуащэ), носят её по селу и поют «Елэ-Елэ».
Группа гастролировала и выступала на разноплановых фестивалях в России и за рубежом: «Весенняя платформа», «Летняя платформа», «Аланика», Awaz, Le Guess Who?, Moscow Music Week и многих других.
На счету группы четыре альбома. Последний релиз, Şefitse: Circassian Songs of XX Century, вышел в 2023 году.
В мае 2024 года английский дуэт Stick In The Wheel выпустил мини-альбом Ruins, в который вошёл ремикс на песню JRPJEJ «Шэхэх». В версии англичан черкесская песня приобрела оттенок индустриальной музыки.
Сейчас Булат и Тимур переехали в Германию, где скоро анонсируют новый состав и материал. Участники старого состава JRPJEJ остались на родине и готовят новые проекты.
Gollu
Новый взгляд на карачаево-балкарский фольклор
На Кавказе музыка — элемент повседневности, а её главный принцип — соучастность. Нет чёткого разделения на исполнителя и слушателя — поёт или подпевает каждый.
Особое место в музыке народов Кавказа занимали певцы-сказители. Они передавали историю через предания и песни. Сюжеты композиций разнообразные — от нартских сказаний до героических, свадебных, посвящённых работе и так далее. Многие песни передавались из уст в уста. В советский период учёные-фольклористы собирали в архивы народные песни и мелодии, сказителей и инструменталистов записывали в поле и в республиканских радиостудиях. Однако многие песни, традиционные инструменты и знания о том, как на них играть, были утеряны. Поэтому в XXI веке традиционная карачаево-балкарская музыка долгое время почти не была представлена на сцене.
В связи с этим существование Gollu можно разделить на два этапа — исследовательский проект и музыкальная группа.
С 2016 года Азнаур Тоторкулов собирал информацию, изучал источники и архивы, искал в музеях и частных коллекциях этнографические образцы инструментов. В 2019 году к Азнауру присоединилась Мадина Лайпанова, единственная участница группы с музыкальным образованием. Ребята изготовляли реплики инструментов, реконструировали техники игры на них. В октябре 2020 года полностью сформировался состав Gollu — к репетициям подключились Тенгиз Биджиев и Шамиль Узденов.
Голлу — традиционный танец в день весеннего равноденствия. Название является метафорой, потому что весна – время возрождения, а коллектив Gollu возрождает и развивает традиционную культуру своего народа.
О становлении коллектива Азнаур Тоторкулов рассказывает:
«Мы начинали с аутентичного исполнения фольклорных карачаево-балкарских песен, но со временем в исполняемой нами музыке стало прослеживаться наше авторское видение, что в итоге переросло в выход за собственноручно выстроенные рамки и в исполнение традиционных песен и наигрышей в свободной манере, более соответствующей нашим музыкальным предпочтениям».
Gollu вдохновляются множеством разнообразных и, казалось бы, неожиданных исполнителей. Азнаур перечисляет:
«Ирландская традиционная музыка и её вывернутая наружу группой Lankum тягучая изнанка. Критские мантинады и их нарочито сырая и грубая ипостась в лице Psarantonis и его сына Psarogiorgis. Меланхоличные многослойные баллады инди-рокеров The National. Одичалый, исполненный на этнических музыкальных инструментах постметал The Black Heart Rebellion/TAKH. Медитативные цикличные мантры стоунер-металистов Om. Эпичные “оптимистично-пессимистичные” построк-полотна Godspeed You! Black Emperor. Необузданный джаз коллективов Sons of Kemet и Shabaka and the Ancestors. Стремительно несущийся блэк-метал каскадианцев Alda.
В своё время на меня очень сильно повлияла музыкальная трилогия постметал/неокраст-группы The Fall of Efrafa.
Кроме того, неисчерпаемый источник вдохновения — это творчество собирателя карачаево-балкарского фольклора Омара Отарова, а также аудиозаписи известных сказителей и музыкантов прошлого века — Муссы Байчорова, Батырши Уянова, Пиляла Кипкеева, Энвера Байчорова, Юсуфа Кечерукова и так далее».
Gollu выступают весьма редко. Из относительно крупных мероприятий можно назвать прошлогодние концерты — закрытие Большого Пасхального фестиваля в Архангельске и Платоновский фестиваль в Воронеже. Организацию большей части выступлений участники группы брали на себя и проводили дома, в Карачаево-Черкесии.
В 2023 году у группы вышел дебютный альбом Caz (читается близко к «Джаз»), который открывает серию релизов с календарными обрядовыми песнями и мелодиями. Caz — это весенний цикл. Символично, что первый альбом Gollu об изменениях и пробуждении — в первую очередь в музыке.
Группа довольно продолжительное время была в вынужденном отпуске. Пару месяцев назад Gollu вновь стали репетировать. Коллектив покинул Шамиль, но остальные участники надеются, что он вскоре вернётся.
В 2024 году группа планирует записать новый альбом, сняться в фильме режиссёра Генриха Игнатова, а также будет выступать во Владикавказе, Черкесске, Великом Новгороде и Санкт-Петербурге.
Ragon Bal
Постфолк с уникальным осетинским инструментом
В 2021 году Казбек Лалиев основал ансамбль при Республиканском доме народного творчества Северной Осетии. Сейчас Ragon Bal (осет. дословн. «Старинная группа») — самостоятельный проект.
Ансамбль играет постфолк и стремится переосмыслить традиционную музыку. Коллектив использует традиционные музыкальные инструменты: арфы, волынки, струнные и аккордеон, а также уадындз — традиционную осетинскую флейту. Звукоизвлечение губное, как у кавала и турецкого нея, — этим инструмент отличается от кавказских «соседей» камыли, сыбызгы и ачарпына, у которых звукоизвлечение зубно-языковое. В осетинском нартском эпосе уадындз встречается в цикле сказаний об Ацамазе, сыне нарта Ацы, певце и музыканте, который обладал чудесной золотой свирелью.
До нашего времени уадындз и техника игры на нём дошли совершенно случайно. Участнику Ragon Bal Таму Берозти позвонила незнакомая женщина и сказала, что в Дигорском ущелье живёт её родственник, который умеет играть на «какой-то трубе». Этим человеком оказался Ламбег Цопбойти, который научил Таму правильно играть на уадындзе — и через пару месяцев ушёл из жизни.
В отличие от многих других фолк-групп, Ragon Bal выступают в повседневной одежде. Участники ансамбля считают, что это уменьшает дистанцию между музыкантами и слушателями и даёт сфокусироваться на звуке, а не на «экзотической» визуальной части. В перерывах между композициями Ragon Bal рассказывают об осетинских традиционных инструментах.
Группа записала два альбома: Simdtæ и Dykkag. Кроме этого, Ragon Bal могут похвастаться выступлением на Красной площади.
January Blues
Постпанк из самого консервативного региона Кавказа
Осенью 2021 года в Ингушетии представители разных творческих направлений — художник, музыкант, режиссёр и оператор — создали January Blues (англ. «Январская хандра»). Загадочный коллектив писал мрачные стихи, играл постпанк с элементами дарквейва и снимал клипы в неоготическом стиле. По сути, January Blues представлял из себя аудиовизуальный проект.
В 2023 году группа распалась и пересобралась в новом, сокращённом составе, который засекречен.
January Blues поют на ингушском языке. Для участников важно не терять связь с культурой и своим народом. В песнях JB рассказывают о желании менять свой регион к лучшему, а также о вакууме, который есть в ингушском обществе, недосказанности, ощущении зазеркалья.
«нееет, ты что»
«Если бы вы знали, как хорошо мы зависаем, вы бы сами стали жить в Дагестане»
Дагестанская фанк-группа «нееет, ты что» появилась спонтанно: в 2019 году музыканты Рамазан Маллаев и Расул Махалиев решили встретиться на квартире и записать несколько композиций. В тот день товарищи сочинили два трека, которые сразу выложили в Сеть. Ребята попросили девушку, которая рисовала обложку, придумать название для группы, и она смущённо ответила: «Не-е-ет, ты что!..»
У участников проекта разный бэкграунд: Рамазан читал рэп, а Расул играл в рок-группе. Теперь дуэт создаёт другую музыку: помимо фанка, творчество «нееет, ты что» включает в себя джаз, хаус, электронику и хип-хоп, в текстах много локальных отсылок и сленга. Стоит обратить внимание на стильные видеоклипы, снятые Тимуром Абакаровым.
Музыкальные предпочтения Рамазана и Расула тоже разнообразные: Led Zeppelin, Джимми Хендрикс, Майлз Дэвис, Камаал Уильямс, MF Doom, Alfa Mist, Aphex Twin, King Krule.
Сейчас «нееет, ты что» живут в Москве и играют с сессионными музыкантами. Оригинальность группы привлекает всё больше внимания: коллектив выступал на фестивалях Stereoleto и Chess & Jazz, VK Fest, «Дикая мята», участвовал в музыкальных шоу «Слушай отсюда» и SUNC, а альбом «Песни и танцы Дагестана» (2023) выиграл в номинации «Лучший альбом» паблика «Родной звук».
Подписывайтесь на канал Ангелины Хасановой Kavkaz.
Читайте также «КарелиЙоу: как рэп пришёл на север».