Феномен курортов в мировом кинематографе появляется после Второй мировой войны, когда летний отдых становится массовым. До этого курорты были доступны для аристократов и состоятельных семей, или тех немногих, кому требовался отдых по состоянию здоровья. К курортным фильмам можно было бы отнести все ленты о летнем отдыхе, в которых фигурируют дачи, пансионаты, детские лагеря или где действие разворачивается на фоне южных декораций. Однако это не совсем правильно, так как если кино о курорте, то действующими лицами должны быть отдыхающие, и место действия должно соответствовать — преимущественно это юг.
Несмотря на то что южная местность фигурирует в советских фильмах довольно часто, картин о курортах в советское время снято относительно мало. Связано это с тем, что в России лето короткое, незаметно начинается и также заканчивается. Да и отдых на юге был не всегда доступен: дачи были не у всех, выезд за границу ограничен, а про личный транспорт и говорить не стоит. Однако счастливчикам всё-таки удавалось отдохнуть по путёвке или же у живущих на юге родственников. Часто это были представители интеллигенции, которые преимущественно и изображены в советских фильмах о курортах. В СССР ленты о южном отдыхе пользовались у зрителей популярностью, о чём свидетельствуют большие кассовые сборы.
Рассмотрим на примерах десяти картин, как существовал и развивался жанр курортного кино в советском, а затем и российском кинематографе.
Дама с собачкой (1960, реж. Иосиф Хейфиц)
Фильм Иосифа Хейфица, снятый по рассказу Антона Чехова, с некоторыми оговорками можно считать первым советским фильмом о курорте. В фильме изображено другое время, эпоха и люди, однако место действия будет оставаться неизменным и в последующих лентах о юге. Литературная основа делает его по-своему примечательным, отсылая к утраченному прошлому. В этом плане картина Хейфица интересна и как своего рода документ, так как показывает, каким был российский курорт до революции. Лишённая социальной проблематики, лента выглядит отчуждённой на фоне остального массива советских фильмов.
История начинается с того, что уставший от обыденности семейной жизни Дмитрий Дмитриевич Гуров на отдыхе в Ялте встречает одиноко прогуливающуюся по набережной незнакомку, имя которой Анна Сергеевна. Она представляет собой тип утончённой натуры, с меланхолическим взглядом и несчастной судьбой. Анна Сергеевна рано вышла замуж за человека, которого никогда не любила и не уважала. Гурову удаётся её заинтересовать, и их чувства друг к другу по ходу фильма перерастают в неподдельную любовь. Но отпуск вскоре заканчивается и нужно возвращаться к не вызывающей интереса жизни.
Приглушённые тона чёрно-белой картинки и пунктир чеховского сюжета позволяют «Даме с собачкой» оставаться универсальной историей о курортном романе, которая даже при бесконечном воспроизведении не теряет своей актуальности.
В 1960 году «Дама с собачкой» была номинирована на золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля, однако, несмотря на положительные отзывы западных кинематографистов, включая Ингмара Бергмана, осталась без призов.
О творчестве Иосифа Хейфица читайте в нашем материале «Иосиф Хейфиц. Ровесник советского кино».
Три плюс два (1963, реж. Генрих Оганисян)
Сюжет этого советского ромкома предельно прост. Трое московских друзей приезжают в Крым, чтобы отдохнуть «дикарями» вдали от цивилизации. Все они — представители советской интеллигенции: ветеринар (Андрей Миронов), дипломат (Евгений Жариков) и доктор физико-математических наук (Геннадий Нилов). Но их плану не суждено сбыться, так как их дикарский быт нарушают внезапно появившиеся две девушки, утверждающие, что место, где отдыхают друзья, давно ими занято, и в качестве доказательства барышни выкапывают бутылку с оставленным письмом. В итоге им приходится делить одно место на две компании. Между ними начинается шуточная война, которая впоследствии перерастает в любовь.
Интересно наблюдать за развитием отношений персонажей, так как интим здесь не более чем комический приём. О том, как могло развиваться действие картины на самом деле, остаётся догадываться.
Существует две версии фильма: первая — широкоформатная, и вторая — обычная, 4:3. В связи с этим каждую сцену приходилось снимать по два раза. В итоге вариант фильма для широких экранов оказался на 11 минут дольше обычной версии. Однако посмотреть широкоформатную версию могли немногие, так как не во всех советских кинотеатрах это было технически осуществимо. Долгое время этот вариант фильма считался утерянным, однако в 2014 году на телевидении состоялась премьера найденной картины.
Стоит отметить, что после выхода фильма «дикарский» отдых на юге приобрёл массовый характер. В 2006 году вышел своего рода ремейк «Три плюс два» под названием «Дикари», в котором сыграли многие известные актёры, среди которых Гоша Куценко, Марат Башаров, Константин Юшкевич, Владислав Галкин и другие.
Опекун (1970, реж. Альберт Мкртчян)
Обличительный фильм воспитания тунеядца. Герой Александра Збруева, встретив утро в вытрезвителе после очередной пьянки, теряет работу. Друзья предлагают ему устроиться на металлургический комбинат, однако тяжёлая работа не прельщает привыкшего к праздному безделью Мишу, и он едет на черноморский курорт к своей старой подруге Любе (Клара Лучко). Та, не желая содержать бездельника, устраивает его опекуном престарелой соседки, дабы найти ему хоть какое-то занятие. В этот момент у Миши появляется идея получить наследство, и он с ответственностью начинает исполнять все просьбы опекаемой им женщины.
Друг Миши, безнадёжный алкоголик и тунеядец со стажем Тебеньков (Георгий Вицин), советует ему бросить это занятие и заняться чем-то полегче, но Миша остаётся упорным в своих действиях. В итоге он влюбляется в Любу, под влиянием которой становится на путь исправления. К тому же он узнает, что старушка, за которой он ухаживает, вовсе не такая беспомощная, как кажется. В финале фильма Миша меняется до неузнаваемости: кончает с пьянством и бездельем и начинает работать.
Фильм снимался в Ялте молодыми режиссёрами студии «Мосфильм» Эдгаром Ходжикяном и Альбертом Мкртчяном, который впоследствии снимет такие картины, как «Земля Санникова» (1973) и «Прикосновение» (1992).
Со временем комедия затерялась в обилии лент тех лет и на фоне фильмов Гайдая и Рязанова выглядит довольно блеклой. «Опекун» наполнен характерным для советского кино морализаторством, из-за чего сегодня выглядит чересчур старомодным.
Из жизни отдыхающих (1980, реж. Николай Губенко)
Мёртвый сезон на крымском курорте, поздняя осень. По стечению жизненных обстоятельств действующие лица картины оказались в одном из домов отдыха на южном побережье. Однако все привычные прелести отдыха им недоступны, поэтому остаётся вести долгие разговоры ни о чём и в то же время обо всём сразу. В этой меланхоличной обстановке зарождается любовь двух одиноких и немолодых людей, которые будто ждали этой встречи всю жизнь.
«Из жизни отдыхающих» можно назвать курортным фильмом наоборот, потому что от холодных крымских пейзажей и иронических диалогов веет грустью. Южная осень олицетворяет особое состояние, в котором пребывают персонажи. Она для них не только время года, связанное с определёнными капризами природы, но и жизненный этап, когда всё, что могло случиться, осталось позади, а надежда на счастье не отпускает.
Эстетика фильма Николая Губенко в какой-то мере предвосхитила появление «Ассы», где крымский курорт также показан в непривычных зимних тонах.
Будьте моим мужем (1981, реж. Алла Сурикова)
Детский врач (Андрей Миронов) отправляется в долгожданный отпуск на юг. По приезде оказывается, что в гостиницах все номера заняты, а для того, чтобы сходить в ресторан, нужно занимать очередь. Частный сектор тоже переполнен отдыхающими, и найти крышу над головой в курортном городке практически невозможно. Герой Миронова знакомится с одинокой девушкой с ребёнком, которую играет Елена Проклова. Их объединяет общая проблема — поиск жилья. Проклова просит Миронова представиться своим мужем, так как хозяйка (Нина Русанова) отказывается сдавать комнату одинокой женщине с ребёнком. Так начинается история и, собственно, закручивается курортный роман.
Съёмки фильма проходили в Сочи и его пригороде Лоо. Сюжет ромкома — как череда советских анекдотов. Хозяйка дома селит практически без каких-либо условий огромное количество отдыхающих, которые этому рады — в тесноте да не в обиде, а мелкие конфликты между соседями — всего лишь ирония.
В целом, картина Аллы Суриковой — лёгкое и незамысловатое кино, в котором запечатлена летняя жизнь черноморского курорта. Фильм стал одной из самых популярных отечественных комедий о лете и входит едва ли не во все тематические списки. Секс-символ советского кино Андрей Миронов находился в тот момент на пике славы, а Елена Проклова считалась одной из самых привлекательных актрис того периода.
Спортлото-82 (1982, реж. Леонид Гайдай)
Если мы заговорили о советском кино, то нельзя обойтись и без Гайдая — короля комедий эпохи застоя. К жанру курортного кино можно было бы отнести его ранний фильм «Кавказская пленница» (1966), однако если подробно приглядеться к сюжету, то мы увидим, что Шурик едет на юг не для того, чтобы отдыхать, он занимается исследованием местного фольклора. Съёмки «Спортлото-82» проходили ровно там же, где 16 лет назад Гайдай как раз снимал «Кавказскую пленницу».
Сюжет фильма следующий: выигрышный билет лотереи теряется по нелепой случайности в следующем на юг поезде, на него претендуют сразу несколько человек, и процесс поиска превращается в незабываемое приключение, разворачивающееся на фоне крымских пейзажей. «Спортлото-82» — типичная гайдаевская лента, в которой он использует заезженные комедийные приёмы. В 1982 году смех они уже не вызывают, однако передают характерную для юга атмосферу непринуждённости, из-за которой и стоит его смотреть.
Лента является скрытой рекламой всесоюзной лотереи «Спортлото». Перед выходом в прокат была проведена масштабная рекламная кампания, что и обеспечило кассовый успех фильму. В свою очередь, советская критика встретила картину довольно прохладно, сетуя на то, что Гайдай вышел в тираж.
Дама с попугаем (1988, реж. Андрей Праченко)
Сергей (Алексей Жариков) выглядит как настоящий советский денди, носит заграничную одежду, курит дорогие сигареты. Приехав на юг, он не испытывает трудностей с жильём, как Андрей Миронов в «Будьте моим мужем», и заселяется в дорогую гостиницу. Весь отдых Сергей представляется то секретным агентом, то лётчиком, то сотрудником Внешторга, хвастается командировками за рубеж и демонстрирует знание заграничной жизни. Сергею легко удаётся изображать из себя искушённого роскошной жизнью и заграничными приключениями, благодаря чему он пользуется успехом у женщин, меняя их одну за другой.
Однако интерес его привлекает одинокая, сидящая на пляже с попугаем в клетке женщина (Светлана Смирнова). Она, в отличие от других, не настроена на курортный флирт, объясняя это тем, что у неё есть интеллигентный муж, работающий в институте, а сын-отличник отдыхает в пионерском лагере неподалёку. Попытки Сергея покорить даму с попугаем тщетны, отпуск заканчивается и пора возвращаться домой.
Вторая часть фильма переносит героев в Москву. Оказывается, что Сергей далеко не тот, за кого он себя выдавал. Он работает простым механиком в аэропорту, а о загранице знает лишь по летающим на дальние направления самолётам. Жизнь дамы с попугаем тоже неидеальна. Слова об интеллигентном муже оказываются выдумкой, а сын-отличник — обыкновенный хулиган, который по «нелепому совпадению» на протяжении всего фильма донимает главного героя, начиная ещё с курорта, так как знал изначально его настоящее место работы. Картина представляет собой фильм-перевёртыш: начинаясь как комедия, она перерастает в драму, в которой показано одиночество маленьких людей.
«Дама с попугаем», как вы могли догадаться, своего рода ремейк той самой истории о курортном романе двух незнакомцев, за пределами которого над ними висит тоска обыденной жизни. Стоит отметить, что данная лента является, пожалуй, самой привлекательной из всего советского кино о курортах. Создатели фильма ухватили нерв эпохи перестройки, когда быть иностранцем куда желаннее, чем оставаться советским человеком. Изображение дополняет аудио-часть: среди звучащих в фильме песен можно выделить популярный в те годы дискотечный хит The Final Countdown, а также живое исполнение Гариком Сукачёвым песни «Сантехник».
Дикий, дикий пляж. Жар нежных (2005, реж. Александр Расторгуев)
Документальная картина Александра Расторгуева ломает все существующие стереотипы о летнем отдыхе. «Жар нежных» перекликается с лентой Виталия Манского, снятой на три года раньше, — «Бродвей. Чёрное море». К слову, Манский выступил в картине Расторгуева продюсером и вторым сценаристом.
Предельный натурализм черноморского побережья показан режиссёром во всей своей обыденности. По мере просмотра ленты привыкаешь ко всему, даже к самым отвратным сценам. Представленные типы настолько живые и узнаваемые, что порой легче отказаться верить происходящему на экране и представлять это как сюр.
Ещё одним важным свойством фильма является его многожанровость. Здесь и человеческая комедия, и смерть, и любовь, однако, в первую очередь, — южный курорт как место действия. В картине есть место для всех: и для верблюда, эксплуатируемого пляжным фотографом, и для несостоявшейся актрисы, и для «бизнесменов» с «братками», и для лилипута, которому устроили свадьбу с женщиной вдвое выше него. Заключительная новелла фильма показывает визит Владимира Путина в кубанский лагерь «Орлёнок», находящийся в непосредственной близости от дикого пляжа.
Полная версия фильма длится более пяти часов, однако есть и сокращённая (два часа пять минут), но и она требует предварительной подготовки. Людей со слабой психикой сцены «Дикого пляжа» могут шокировать, поэтому перед просмотром нужно обязательно задуматься — стоит ли. Тем же, кто всё-таки решился лицезреть энциклопедию русской жизни от Александра Расторгуева, остаётся пожелать хорошего просмотра, так как прилагательное «приятный» здесь будет неуместным.
Шапито-шоу (2011, реж. Сергей Лобан)
Музыкальный фильм-карнавал режиссёра Сергея Лобана и сценаристки Марины Потаповой, знакомых ещё с времён некогда культового в андеграундных кругах творческого объединения «зАиБи» («За анонимное и бесплатное искусство»), мог бы стать новой «Ассой» — гимном поколения нулевых, но не стал, канув в забытье. Но, по всей видимости, создатели и не преследовали большой цели, преднамеренно сделав фильм постмодернистской шуткой. После «Шапито-шоу» Лобан кино не занимался, да и Потапова тоже, если не считать пары сценариев для не сыскавших успеха проектов. Таким образом, художественное высказывание не нашло продолжения.
«Шапито-шоу» состоит из четырёх пересекающихся между собой киноновелл, в каждой из которых своя проблематика и сюжет. Первая часть называется «Любовь» — это «Бедные люди» наших дней, история двух одиночеств, нашедших любовь по переписке, которая переросла в боль, так и не успев начаться. «Дружба» рассказывает о четырёх глухонемых друзьях, болельщиков футбольного клуба «Торпедо», которые поехали отдыхать на море, где в итоге дружба перерастёт в предательство. «Уважение» — это история воссоединения отца и сына после многолетней разлуки. Чтобы наверстать упущенное они отправляются в Крым, где в диких условиях хотят заслужить взаимное уважение. Отец — знаменитый рок-музыкант, а его сын мечтает о великом будущем художника. В итоге, на фоне моря и гор, между ними разыгрывается извечное противостояния отцов и детей. В последней новелле под названием «Сотрудничество» речь идёт о продюсере Попове, который носит в себе идею о том, что копия лучше оригинала. Поэтому он устраивает в шапито-шоу двойников, где выступают иконы ХХ века: Цой, Меркьюри, Монро, Леннон. В «Сотрудничестве» сходятся сюжетные линии предыдущих историй — все герои идут смотреть представление в шапито.
Симеиз выбран местом действия не случайно, хотя фильм о симулякрах можно было бы снять где угодно. Переполненные пляжи, дешёвые забегаловки, грязные улицы посёлка, караоке-бары — всё это показывает зыбкость происходящих на экране сюжетов. «Шапито-шоу», где фарс неотделим от трагедии, всеми правдами и уже тем более неправдами пытается показать абсурдность жизни, заявляя, что всё вокруг не более чем надувательство. Если отбросить всю постмодернистскую игру, то главный посыл фильма заключается в том, чтобы принять себя, а не идти на поводу у пустых мечтаний.
Родина (2015, реж. Пётр Буслов)
Драма Петра Буслова («Бумер», «Домашний арест»), снятая по сценарию Андрея Мигачёва («Питер FM»), показывает, как курорт в понимании русского человека со временем меняется в пространстве, переносясь с черноморских пляжей на Гоа.
В фильме действует несколько сюжетных линий, в каждой из которых рассказана история одного или нескольких персонажей. Здесь, как и в фильме Расторгуева, создатели попытались дать срез современного российского общества. Дочь «большого человека» Ева, которую отец ссадил с самолёта из-за проявления неуважения, но тут же спохватился и решил найти, а дочери и след простыл — так запускается в действие сюжетный механизм фильма. Остальные персонажи следующие: двое пристрастившихся к кокаину русских «кайфожоров», брошенная жена бизнесмена, гуру психоделии, диджей и барыга Космос и Макар, приехавший из Новосибирска в тур на две недели, чтобы найти просветление. Интерес представляет местный философствующий полицейский Дипак, который верит в карму, что не мешает ему за деньги покрывать барыгу Космоса и выдворять из страны его конкурентов. Каждая из историй самоценна, как и её герои, и составляют одно целое. Таким образом, в «Родине» Буслов собрал типажи русских 2010‑х годов, находящихся при этом вдали от дома, под индийским небом.
Фильм можно назвать как «шедевром», так и «очередной неудачной лентой в копилке российского кинематографа». Помимо того, что лента передаёт атмосферу лета и беззаботности, она затрагивает и тему самоопределения в век информационной полифонии. Темой фильма является потеря и обретение родины. Речь идёт о той России, которая далеко, и о России, которая внутри. Показательной в этом случае служит сцена, где героиня Екатерины Волковой в момент выдворения её из страны кричит: «Я не поеду! Мой дом здесь!» Также заставляет задуматься фраза Макара, который после массовой драки, спровоцированной соотечественниками, выплёскивает провокационную фразу: «Русские — говно!»