Лето — традиционная фестивальная пора, чуть ли не каждые выходные по всей России проходят музыкальные мероприятия разного масштаба и стилистики. Ныне музыкальные фестивали — это обыденность, распространённая форма проведения досуга, и фестивалей такое многообразие, что поклонник любого музыкального жанра найдёт себе мероприятие по душе. Вместе с тем, фестивали грандиозного размаха, на несколько сотен тысяч человек, на сегодняшний день не проводят. 700 тысяч на «Монстрах рока» — это недостижимая цель для нынешних промоутеров.
Современная фестивальная культура зародилась в самом начале 1990‑х годов, когда ещё существовал СССР. Рекордный по посещаемости музыкальный фестиваль прошёл в 1991 году. В отличие от легальных музыкальных мероприятий предыдущего десятилетия, фестивали 90‑х проходили без участия комсомола и на коммерческой основе, однако среди новых фестивалей были мероприятия с ярко выраженными политическими целями.
Мы составили подборку из десяти наиболее важных, запоминающихся и показательных музыкальных фестивалей 1990‑х годов — разовых или ставших ежегодными, стилистически разноплановых, давших существенный импульс в развитии массовой культуры.
Рок против террора
Место: Дворец спорта «Крылья Советов», Москва.
Дата: 6 апреля 1991 года.
Хедлайнеры: «Бригада С», «Ва-Банкъ», «Алиса», «ДДТ», Наутилус Помпилиус».
Главные герои русского рока 1980‑х годов собрались проявлять гражданскую активность, что соответствовало духу времени. Данное мероприятие было далеко не первым в череде многочисленных концертов с политической повесткой, но точно стало одним из самых резонансных. Фронтмены популярных московских команд «Ва-Банкъ» и «Бригада С» Александр Скляр и Гарик Сукачёв, прогуливавшиеся по Арбату, были беспричинно задержаны милицией и доставлены в отделение, где Сукачёв якобы был избит. После инцидента музыканты решили провести протестную акцию в форме сборного концерта, направленный против милицейского произвола.
Инициативу поддержали СМИ — газета «Комсомольская правда» и телекомпания «ВИД», обеспечив фестивалю полноценную информационную поддержку и придав политизированный окрас. СМИ выступили как полноценные соорганизаторы фестиваля наряду со звукозаписывающей компанией «Фили». Решено было назвать мероприятие «Рок против террора», причём понятие террора понималось максимально широко, оно включало и запретительную политику по отношению к рок-музыке, и злоупотребления властью, и различные формы дискриминации. Процитируем анонс фестиваля:
«Террор прессы, террор мафии, террор масскультуры… Прежние романтики-бомбометатели попали в компанию, в которой не поняли бы ровным счётом ничего. Сегодня уже трудно установить, „кто первым начал“. Ясно одно: действие рождает противодействие, и пока террор — экономический, социальный, политический — остаётся средством самовыражения граждан, самолёты будут неуклонно угоняться, бомбы — взрываться, пули — свистеть, очереди за колбасой, где каждый терроризирует каждого, — звереть, а покой — только сниться.
Рок, конечно, не самое сильное средство от этого. Но и не самое плохое. Тем более что всё чаще борьба с террором оборачивается тем же терроризмом».
Фестиваль «Рок против террора» длился в течение восьми часов. Собрался весь цвет русского рока. Помимо пострадавших от рук милиции и вдохновителей фестиваля Скляра и Сукачёва со своими командами, во дворце спорта «Крылья Советов» выступали «Наутилус Помпилиус», «АукцЫон», «Авиа», «Чайф», «ДДТ», «Мцыри» и многие другие. В акции принимали участия группы из Грузии и Литвы, где в результате беспорядков уже погибли люди. Вырученные от фестиваля деньги должны были быть переданы пострадавшим в ходе этих кровопролитий.
В проведении мероприятия не принимали участия милиционеры, порядок обеспечивала «Ассоциация каскадёров России».
Вот как описывает фестиваль Александр Кушнир в книге про «Наутилус Помпилиус»:
«Фестиваль начался весьма помпезно чуть ли не на Ленинградском вокзале. Прибывшую из Питера внушительную рок-делегацию встречал бравурными маршами военный оркестр, недвусмысленно подчёркивая в непростых условиях локальных противостояний единство армии и народа. Следующим пунктом акции оказалась пресс-конференция, состоявшаяся в конференц-зале „Комсомольской правды“. По свидетельствам очевидцев, журналисты, словно сговорившись, задавали дебильно-поверхностные вопросы, сквозь которые участники концерта с трудом пробирались, чтобы сказать что-нибудь по существу. Непосредственно сам фестиваль состоялся через день после пресс-конференции и представлял собой восьмичасовое шоу, проходящее фактически без пауз перед переполненным залом Дворца спорта. Одно из условий, выдвинутое администрацией „Крыльев Советов“, гласило, что концерт должен закончиться к 23 часам. Соответственно, времени на настройку у музыкантов практически не было, и в среднем каждая группа успевала сыграть по три-четыре композиции. Правда, и за этот промежуток времени вполне можно было понять, кто есть кто — благо за примерами для сравнения далеко ходить не приходилось».
Видеозапись «Рока против террора», в которой выступления артистов демонстрировались вперемешку с предельно политизированными репликами посетителей и музыкантов, активно транслировали спустя полгода, в августе 1991 года, после неудавшегося путча ГКЧП. Музыкальный фестиваль соответствовал общественной эйфории той эпохи, а русские рокеры утвердились в качестве настоящих общественных авторитетов.
Монстры рока
Место: Тушинский аэродром, Москва.
Дата: 28 сентября 1991 года.
Хедлайнеры: AC/DC, Metallica, Pantera.
Впервые хардроковый фестиваль Monsters of Rock состоялся в 1980 году в Англии. К середине 1980‑х годов появилось турне Monsters of Rock с обоймой из самых популярных хард-роковых и металлических команд, а в 1991 году «Монстры рока» проходили в Центральной и Восточной Европе, в основном в бывших странах Восточного блока. Москва изначально не была анонсирована, и августовский путч не способствовал проведению масштабного музыкального фестиваля, но всё-таки заключительный фестиваль прошёл в Москве 28 сентября.
Удивительным образом фестиваль, который собрал по разным данным от 700 тысяч до миллиона посетителей и вошёл в Книгу рекордов Гиннесса как самое масштабное музыкальное событие, готовился за 20 дней. Обстоятельства организации фестиваля в Москве подробно изложены в статье обозревателя «Москвы 24» Алексея Байкова:
«Делалось всё в последней момент и по русскому обычаю — на авось. Date 2 Warner Inc. (устроители шоу) уже объявили, что заключительное шоу фестиваля состоится 24 сентября в Мадриде. Подготовить мероприятие такого масштаба всего за 20 дней попросту нереально. У Зосимова под рукой не было ни заграничных контрагентов, ни подшивок западной музыкальной прессы, ни компьютера с интернетом. Была только бумажка с телефоном сына президента Warner Bros. Inc. Марка Росса. Тот сперва решил, что с ним говорит сумасшедший. „В России революция? И что, из-за этого надо срочно менять график фестиваля? А, спрашивается, как mr. Zosimoff планирует за столь короткий срок организовать провоз в СССР полутора тонн аппаратуры и более 300 человек обслуживающего персонала, в основном американцев? Нет, это решительно невозможно“, — сказал он. Фестиваль спасло лишь то, что сам Зосимов в те времена был изрядным металлистом-меломаном и, когда встал вопрос о возможных заменах участников, предложил пригласить к нам Pantera. Продюсером и „открывателем“ техасских трешеров был как раз Марк Росс. И всё завертелось…
То есть „завертелось“ по плану у них, а в Москве началась форменная чехарда с препятствиями. Только что закончился августовский путч, между союзным и только что утвердившимся в креслах российским правительством шла „война законов“, никому не было понятно, что будет дальше, и уж тем более никому не было дело до какого-то кооператора Зосимова с каким-то фестивалем. Юрий Никулин довёл председателя BIZ за руку до приёмной Лужкова, но там оба напоролись на стену глухого непонимания: „У вас будет сто калек на концерте, о чём речь…“. Уговорили. Затем встал вопрос о 300 американцах, для которых не было ни виз, ни приглашений, словом, вообще ничего.
Зосимов напечатал письмо на бланке своего кооператива и направил с ним человека в аэропорт: „Умри, но сделай так чтобы пропустили“. Где разместить? О, как раз только что достроили гостиницу Radisson-Slavyanskaya, но официально открыть ещё не успели. Договорились и с гостиницей. Словно бы сама ситуация, когда СССР уже почти закончился, а Россия ещё толком не началась, создала уникальную „точку невероятности“, в которой на мгновение стало возможно всё.
Ещё сложнее оказалось выполнить присланный из-за границы райдер. Музыканты требовали обычных для подобного рода мероприятий жилых трейлеров с бытовыми секциями и душевыми. Таковых в СССР просто не было, и вместо них было решено поставить переоборудованные армейские палатки. Молотки для сборки сцены выменяли за водку в ближайшей воинской части. Чтобы обеспечить американцев привычным для их желудков питанием, были мобилизованы „Чайки“ из гаража Совета Министров, „челночными рейсами“ их гоняли в первый московский „Макдональдс“ на Пушкинской».
Весть о музыкальном фестивале невиданного размаха с самыми актуальными звёздами невероятно модного тогда металла стремительно разносилась по всему Советскому Союзу. Рокеры, металлисты, да и молодые люди, не принадлежащие к субкультурам, со всей страны съезжались в Москву. К тому же вход на концерт был бесплатным.
Публика начала собираться за день (!) до концерта. Многие приехали в Москву на последние сбережения и ночевали прямо на поле аэродрома в Тушино. Процитируем воспоминания ростовчанина Александра Проскурина, которому на тот момент было 17 лет, о том, как происходила ночёвка перед «Монстрами рока»:
«Чем ближе мы подходили к аэродрому, тем чаще нам попадались разного рода типы неформальной наружности. Мы тормознули одного из них и стали расспрашивать о том, как попасть на поле и что там творится. Он сообщил, что в заборе есть пролом, и вот через эту дыру все и ходят на поле и обратно. Еще он сказал, что народу там уже до фига. И действительно, когда мы нашли пролом в заборе и пролезли на лётное поле, то увидели толпы народа. Многие сидели небольшими группами и выпивали, другие сновали туда-сюда…
…В ту ночь на дрова была разобрана часть забора вокруг летного поля, обломаны ветви ближайших деревьев и украдены почти все деревянные ящики продуктовых и овощных магазинов, находящихся в округе. Ростовчане были слишком пьяны и ленивы, что бы ходить за дровами куда-то далеко. Делали всё гораздо проще: подходили к какой-нибудь тусовке, садились на деревянный ящик, а потом немного поболтав уходили к своим, прихватив с его собой. Таким образом у нас набралось достаточно дров, чтобы развести огонь и немного погреться.
…Вскоре я увидел нескольких ментов, которые ходили от одной группы волосатых к другой. Когда они добрались и до нас, то ничего страшного не произошло. Они говорили всем в полуповелительной форме о том, что, мол, парни бухайте, веселитесь, но чтобы никаких драк и потасовок».
Но предостережения милиционеров были напрасны. Весь следующий день происходили драки и потасовки при обильном алкогольном возлиянии. По своему размаху они, скорее, напоминали боестолкновения (милиционеров было больше десяти тысяч). Народная молва нарекла фестиваль «Тушинским попоищем», что недалеко от истины. Только всмотритесь в эти кадры:
Адреналин был на пределе. Уровень организации чудовищный — туалетов не было. И это на 700 тысяч человек. А звук был такой мощности, что по свидетельству Сергея «Паука» Троицкого, у тех за сто метров от сцены было тяжело находиться, кишки выворачивало, например. Но обстоятельства не помешали тому, что этот фестиваль был отмечен многими как лучший концерт 1990‑х годов. Лучший рок-концерт должен быть брутальным.
Лайн-ап состоял сплошь из маститых и актуальных звёзд. Выбивалась из общего ряда лишь блюз-рок группа Black Crows, а советская металл-группа «Э.С.Т.», наоборот, не ударила в грязь лицом. Примечательно, что «Э.С.Т.» во главе с Жаном Сагадеевым была выбрана для участия в фестивале в результате голосования.
Gagarin Party
Место: павильон «Космос» на ВДНХ, Москва.
Дата: 14 декабря 1991 года.
1991 год был важнейшим для отечественной рейв-культуры. 14 декабря, стараниями петербуржцев состоялось мероприятие под названием «Гагарин-пати», событие, от которого можно вести летоисчисление российского рейва.
В принципе к этому времени уже существовало несколько постоянных дискотек в Москве, но танцевальное движение в Ленинграде, переименованном осенью 1991 года в Санкт-Петербург, было на гораздо более высоком уровне. В 1990 году там уже функционировало объединение «Танцпол», которое открыло первый подпольный клуб. Неудивительно, что организаторами «Гагарин-пати» стали участники «Танцпола» Олег Цодиков, братья Андрей и Алексей Хаас. Но идея рейва принадлежала москвичам Ивану Салмаксову и Евгению Бирману, именно они предложили команде «Танцпола» провести вечеринку. Музыкальный критик Артемий Троицкий помогал пиарить пати. Троицкий, тогда руководитель музыкальной редакции Российского телевидения (РТР), вышел в прямой эфир незадолго до вечеринки и позвал зрителей в павильон ВДНХ, где начинался первый масштабный московский рейв.
Вот что Троицкий рассказывал о мероприятии:
«Надо сказать, что „Гагарин party“ было мероприятием эпохальным. Ни одно событие, ни до ни после, не шло с ним в сравнение. Такого ощущения новизны, свободы и шага в новую реальность не было нигде и никогда.
Это была совершенно новая история. В то время наша музыкальная общественность плавала в проруби, ограниченной, с одной стороны, русским роком, а, с другой стороны, попсой. Это было либо „ДДТ“, либо Пресняков и „Ласковый май“. Электронная музыка была в новинку. Она была равно удалена как от рока, так и от попсы. В музыкальном плане это было ближе к попсе, к тому же „Миражу“. Идеологически это было ближе к альтернативному року. Это виделось как совершенно новая история, и история замешенная, в первую очередь, на гедонистическом отношении к жизни. То есть рок позиционировался как нечто интеллектуально-социальное, эстрада — как полное чмо, то рэйвы шли как гедонистическо-психоделическая альтернатива року. Психоделическая сторона была очень важна, поскольку с самого начала это было идеологически завязано на экстази».
Мероприятие было сугубо коммерческим. Космическое название было придумано в связи с тем, что администрацией был выделен именно павильон «Космос». Спонсором выступила компания, которая занималась рыбными поставками под названием «Кринта». Они выдали 10 тысяч долларов организаторам. Из расчётов выходило так, что мероприятие отбивалось в том случае, если бы пришло 500 человек. В итоге же «Гагарин-пати» посетили две с половиной тысячи гостей, включая космонавтов Гречко и Леонова, посла Франции и многих других удивительных персонажей.
Публика была очень разношёрстной. Вот как тусовку, собравшуюся на Gagarin Party, описывает Алексей Хаас в автобиографической книге «Корпорация счастья. История российского рейва»:
«Тотальная реклама вечеринки, бомбой разорвавшаяся в столице, всколыхнула первопрестольную, и на диковинное мероприятие пожаловали полчища разнообразных гостей. Здесь были все: молодёжь в нарядах попугайских расцветок, одетые для офиса мужчины, женщины в мехах, подтянутые полуспортсмены, неформально одетые модники и уж совсем сомнительные мужики в меховых шапках».
Но все оказались очень дружелюбно настроены.
«Неконтролируемость действия и яркий калейдоскоп собранной в одном месте разномастной публики побуждали гостей веселиться, кто как умел. Молодёжь выплясывала под колонками, а бизнес-элита подкреплялась горячительными напитками. Пространства вокруг баров и подступы к ним были перегружены московской знатью. Женщины в шубах и мужчины в дорогих костюмах целыми компаниям и сидели за столами и энергично выпивали. Не имея возможности перешагнуть через представление о собственном статусе, они не смогли слиться с действом, смеяться, танцевать, а потому нашли себе приемлемое занятие, чем-то напоминающее так любимые ими ресторанные оргии. Громкая музыка жёстко глушила пафос нуворишей, молодёжь бесновалась, а за всем этим из-под купола с улыбкой наблюдал Юрий Гагарин».
В вечеринке участвовали техно-группа Not Found (один из участников этого проекта вскоре станет известным как диджей Грув), один из старейших советских электронных коллективов «Новые композиторы», группа «Л.Ю.К.И», парижский диджей Жоашен Гарро и целый десант из Риги — диджеи Янис, East Bam, Mr. Tape и McUncle U.
Фактически произошло знакомство столицы с рейвами. По свидетельству современников, в Москве тогда не было дискотек, которые бы проходили до утра. «Гагарин-пати» оказалось очень успешным мероприятием. Менее чем через полгода прошла вторая вечеринка. Но самое важное, процесс был запущен — электронная музыка нашла свою активную аудиторию.
Белые ночи Санкт-Петербурга
Место: Санкт-Петербург.
Дата: 1992–1995 годы.
«Фестиваль имени Анатолия Собчака» — так можно было бы написать в кавычках. Мероприятие прошло практически через год после избрания Собчака мэром. Устроителем «Белых ночей» стал нынешний глава «Русского радио» и фонда «Федерация» Владимир Киселёв. Состав оргкомитета фестиваля впечатляет гораздо больше, нежели лайн-ап фестиваля.
В 1990‑е годы фестиваль существовал под патронажем мэра города Анатолия Собчака, председателя оргкомитета фестиваля. Кроме него и Владимира Киселёва, в оргкомитет входили заместитель мэра по международным и внешнеэкономическим связям Владимир Путин, начальник государственной налоговой инспекции по Санкт-Петербургу Виктор Зубков, заместитель мэра по финансовым вопросам Алексей Кудрин и другие.
Мероприятие включало в себя две составные части — непосредственно концертную часть с преимущественно звёздами евродэнса и арт-рока и конкурс молодых музыкантов. Победители «Белых ночей» не гуглятся, но конкурс был международным, ппизёры получали аж 20 тысяч долларов. «Белые ночи» проходили на нескольких городских площадках в течение трёх дней. Хедлайнерами фестиваля были такие артисты, как Jethro Tull, Asia, Boney M, London Beat, Bad Company, Robert Plant, New Kids on the Block.
Появление фестиваля сопровождалось скандалом. Под названием «Белые ночи Санкт-Петербурга» с середины 1970‑х годов проходил масштабный фестиваль классической музыки, который вынужден был сменить название на «Звёзды белых ночей». И этот фестиваль проходит до сих пор, в отличие от мероприятия, для которого отжали звучное имя.
«Белые ночи» должны были стать важным светским мероприятием города. Было анонсировано, что почётными гостями фестиваля 1993 года станут принцесса Монако Каролина, представители королевских домов Голландии и Англии, министр культуры Франции, мэры городов-побратимов Санкт-Петербурга. Участников фестиваля в телеграмме приветствовал президент России Борис Ельцин. Но все успехи пошли прахом, когда Собчак проиграл выборы. Без административного ресурса фестиваль не проходил, а главный организатор «Белых ночей» стал фигурантом криминальной хроники.
Однако в 1996 году история фестиваля не закончилась. Он проходил и позже по случаю важных городских дат — в 2003‑м в ходе чествования 300-летия Санкт-Петербурга, а в 2006‑м в связи с саммитом «Большой восьмёрки». В 2011 году была предпринята попытка реанимировать «Белые ночи» в качестве ежегодного шоу, но после 2014-го его регулярность вновь оказалась под вопросом.
Русский прорыв
Место: Дворец спорта «Крылья Советов», Москва.
Дата: 27 мая 1994 года.
Хедлайнер: «Гражданская оборона».
В уличной политике, после расстрела Белого дома, сформировался альянс наиболее радикальных политических организаций. В единый фронт входили сталинисты Анпилова, нацболы Лимонова и откровенные фашисты из РНЕ Баркашова. Активное участие в деятельности НБП принимал Егор Летов, лидер «Гражданской обороны», самой большой величины в русском панке. Летов даже был обладателем партбилета НБП под номером четыре.
Егор Летов стал лидером и идеологом «Русского прорыва», предельно политизированного, даже экстремистского музыкального движения. Оно возникло вскоре после расстрела Белого дома как своего рода попытка сопротивления ельцинскому режиму. В число групп «Русского прорыва» вошли земляки Летова, сибирские команды «Кооператив Ништяк», «Родина», «Инструкция по выживанию». Основные цели движения были пропагандистскими. Концерты, где наряду с музыкантами с речами выступали подпольные политики, были идеальным форматом для распространения радикальных идей. Под эгидой «Русского прорыва» было запланировано турне по всей России и постсоветскому пространству.
Первая «акция» (именно так) «Русского прорыва» должна была состояться в декабре 1993 года в ДК имени Горького. Концерт намечался громким — это было возвращение «Гражданской обороны» на сцену. Но вместо рок-концерта произошло массовое побоище, как это часто бывало и на менее радикальных мероприятиях. Тем не менее Егор Летов несколько песен всё-таки сыграл для тех, кто успел попасть в ДК. Константин Мишин, участник «Соломенных енотов», «Бреши безопасности» и «Банды четырёх», расписал подробно, как происходили столкновения фанатов «Гражданской обороны» и ОМОНа:
«Гражданская оборона» выступила в Москве только через полгода, 27 мая 1994 года. К этому моменту группа уже откатала свою программу: акции «Русского прорыва» прошли в Тюмени, Киеве, Луганске, Ростове-на-Дону. Панков, коммунистов и нацболов должен был вместить, как и на фестивале «Рок против террора», дворец спорта «Крылья Советов», домашняя арена одноимённого хоккейного клуба. К мероприятию готовились и поклонники Летова, и нацболы, и, конечно же, ОМОН, памятуя о беспорядках. Однако первая акция «Русского прорыва» в Москве состоялась.
Концерт спустя два часа после заявленного старта открывала группа Олега «Манагера» Судакова «Родина». Манагер был давним единомышленником Егора Летова, участвовал в совместных с Летовым проектах «Коммунизм», «Цыганята и Я с Ильича» и какое-то время играл в «Гражданской обороне». «Родина» была своего рода супергруппой, составленной из участников «Гражданской обороны» и «Инструкции по выживанию» незадолго до начала турне. Выступление «Родины» было смазанным. По свидетельству очевидцев, звук был ужасным, так что нельзя было расслышать ни слова.
Следующими выступала «Инструкция по выживанию», во главе с харизматиком Романом Неумоевым. В своё время «Гражданская оборона» записала целый альбом, в котором они перепевали песни «Инструкции». «Инструкция по выживанию» была максимально воинственной группой, воплощавшей дух панка. По популярности какое-то время они даже могли поспорить с «Гражданской обороной». Коллектив любили и очень тепло приняли. Концерт с Неумоевым в арафатке в «Крыльях Советов» стал одним из самых известных выступлений «Инструкции».
Наконец, «Гражданская оборона». Выступление на следующий день показали по телевидению вместе с резонансным интервью Летова. После этого Летов фактически будет забанен на телевидении до самой смерти. Концертная программа состояла из старых панковских хитов и новой предельно патриотической программы. В «Крыльях» была исполнена песня-лозунг про «встаёт с колен моя Родина, моя советская Родина». Летов спел и старый советский идеологический хит «Ленин такой молодой и юный Октябрь впереди».
«Русский прорыв» поклонникам был воспринят неоднозначно. Особенно раздражали политики, вещавшие на концерте. Вот что писала одна из летовских фанаток:
«После „Инструкции“ вышел Эдуард Лимонов, а затем Дугин — люди, объединённые одной идеей „национального спасения“, люди, благодаря которым был устроен этот концерт. Когда Лимонов и Дугин начали говорить о том, что идёт прямолинейное уничтожение русской нации, то все эти слова были подняты на смех, а потом посланы на три буквы исключительным большинством зала».
А обозревательница «Московского комсомольца» вовсе была разочарована:
«С Летовым рядом дядька упитанный, видать, из новых, партийцев. Слово предоставляется идеологу национал-большевизма товарищу Дугину. Я чуть не поперхнулась: рок-концерт это или агитация за бывшую власть? Всё в лучших традициях комсомольских съездов и партконференций! Ай да панки, ай да клоуны! Ай да анархисты-националисты-коммунисты! Моррисон, с которым любят сравнивать Летова сбрендившие от собственных знаний интеллектуалы, вроде не выступал от имени национал-большевизма и вообще какой-либо партии. Просто надирался, как свинья, или упыхивался, как ёжик, и выдавал на всю катушку Музыку напополам с офигительной сексуальностью, какой же рок-н-ролл без секса?! Теперь я знаю какой: Летовский…»
До конца года пройдут ещё 11 акций «Русского прорыва», включая «Русский прорыв в Ленинграде», который будет выпущен на DVD. Через полторы недели после московского концерта движение покинет Роман Неумоев. В 1995 году концертов «Русского прорыва» уже не будет, а Егор Летов будет постепенно отходить от НБП. Тем не менее «Русский прорыв» стал вехой, важным контркультурным явлением.
Максидром
Место: спортивный комплекс «Олимпийский», Москва.
Дата: 13 мая 1995 года.
Хедлайнеры: «Агата Кристи», «Ногу свело!», «СерьГа», «Чайф».
Радио «Максимум» появилось в конце 1991 года. Термин «рокопопс», ставший общеупотребимым в конце 1990‑х, как нельзя лучше описывал формат радиостанции: передовые новинки рока и поп-музыки, всё самое актуальное, но без углубления, по верхам. Радиостанция преимущественно крутила западную музыку, но хватало и отечественных исполнителей — наименее консервативных представителей «русского рока» того времени. Но российские фавориты «Радио Максимум», вроде Земфиры и группы «Мумий Тролль», ещё только пробивали себе дорогу на верхушку шоу-бизнеса.
Фестиваль «Максидром» появился как совместное начинание программного директора радиостанции Михаила Козырева, в будущем главного цензора русского рока, и киевских промоутеров из компании Rise Music Владимира Месхи и Леонида Ланды. Причём инициатива принадлежала киевлянам, именно они предложили концепцию фестиваля Козыреву. Мероприятие пафосно обозначили как «русский Вудсток», на котором должны выступать исключительно группы рок-н-ролльного формата. «Максидрому» предшествовала серия вечеринок, проходивших осенью 1994 года, то есть публика была подготовлена к масштабному фестивалю.
«Максидром» прошёл в спорткомплексе «Олимпийский», который только становился пристанищем музыкальных шоу. С местом проведения возникли трудности. В «Олимпийском» отсутствовал танцевальный партер. И вот почему:
«Дело в том, что за год до описываемых событий, во время выступления Сабрины, возбуждённые увиденным зрелищем мужики ломанули с трибун в партер, переломав по пути кучи чужих костей. „На фиг надо?“ — трезво рассудили в „Олимпийском“, и с той поры все пляски в партере были искусственным образом заморожены. Перед сценой теперь стояли стройные ряды пластиковых кресел. Рок предполагалось слушать именно в таком виде. Шаг влево, шаг вправо воспринимались чуткой охраной как побег».
Неприспособленность «Олимпийского» к рок-шоу было не единственной проблемой организаторов фестиваля. За сутки до концерта выяснилось, что заявленные хедлайнеры, герои русского рока «Наутилус Помпилиус», просто не приехали. То ли потому что не хотели выступать бесплатно (все артисты выступали без гонорара), то ли потому что за «Наутилусом» стояли люди из другой радиостанции.
Другой ощутимой проблемой оказался раскол в группе «Браво» накануне фестиваля. Валерий Сюткин покинул московский коллектив. Организаторы пытались спасти положения, пригласив бывшую вокалистку «Браво» Жанну Агузарову выступить под живой аккомпанемент своих бывших коллег по телефону (!). Разумеется, из этой затеи по протоскайп-концерту ничего не вышло. В итоге Евгений Хавтан дебютировал как вокалист.
В целом премьера «Максидрома» прошла успешно. Здорово отыграли и начинавший фестиваль «Ва-Банкъ», и свердловские хедлайнеры «Агата Кристи», и ультрамодная на тот момент группа «Ногу свело!». А Олег Нестеров описал «Максидром» так:
«Я ходил за кулисами и говорил всем, что всё это сродни выстрелу одиозного крейсера, „Максидром“ шарахнул так, что началось очень многое. Было впечатление, что от тебя скрывают твою публику и вот, наконец, ты с ней встретился и вдохнул 20 гигантских глотков кислорода, которых тебе должно хватить на несколько лет вперёд…»
Фестиваль получил премию «Овация» как «Лучшее музыкальное событие 1995 года». Так один из самых известных фестивалей начал свою историю. Однако она продолжилась не на следующий год, а в 1997 году — в 1996 году артисты из обоймы «Максидрома» колесили по России, агитируя за Ельцина в рамках турне «Голосуй или проиграешь».
Наполним небо добротой
Место: стадион «Петровский», Санкт-Петербург.
Дата: 23 июня 1996 года.
Хедлайнеры: «ДДТ», «Алиса», «Ва-Банкъ», «Сплин», Tequilajazzz.
Особый ленинградский рок видоизменился. Первая половина 1990‑х годов прошла под знаком клуба «Тамтам» — появился даже термин «клубная группа», а под клубом имелся в виду именно «Тамтам». «Тамтам» закрылся, а молодые команды разбрелись по другим заведениям. Но сформировалась полноценная новая рок-сцена, это было невозможно не заметить.
Юрий Шевчук, лидер «ДДТ», оседлал эту волну молодых коллективов и организовал большой опен-эйр «Наполним небо добротой», который прошёл на стадионе «Петровский». Идея заключалась в том, что старые герои русского рока передавали эстафетную палочку молодым коллективам. Ветераны играли длинные сеты и представляли молодые коллективы. Скажем, «Алиса», начинавшая фестиваль, представила молодые питерские коллективы НЭП и «Сплин».
Масштаб был грандиозный. Собрались в основном, конечно, группы из Санкт-Петербурга, но были гости из Москвы, Севастополя, Петрозаводска. Всего на «Наполним небо добротой» выступили 32 коллектива. Зрителей было 35 тысяч. Музыка была разноплановой — выступали группы, исполнявшие постпанк, русский рок, гранж, реггей, фолк, хардкор. Но строго соблюдалось единственное требование: группы должны были петь на русском языке. Это обязательное условие повлияло на историю как минимум одного коллектива. Гранжеры Military Jane для того, чтобы попасть на фестиваль, записали несколько песен на русском языке, а затем и вовсе поменяли вывеску, назвавшись «Пилот».
Фестиваль был отличной стартовой площадкой для множества коллективов, которые стали настоящими звёздами рока и альтернативы. Помимо упомянутых «Пилота» и «Сплина», на фестивале выступали «Кирпичи», Tequilajazzz, «Джан Ку», «Машнинбэнд» и «Маркшнайдер кунст». Ну и, разумеется, это был дебют перед большой аудиторией «Короля и шута». Но и канувшие в лету группы заслуживают внимание не меньший интерес.
«Наполним небо добротой» показывали по телевидению, по питерскому «Пятому каналу». У каждой группы было по одной песне и одному комментарию.
Фестиваль не стал ежегодным. Под таким же названием в 2012 году проходил благотворительный фестиваль. Однако по мотивам опен-эйра 1996 года появился регулярный ежегодный фестиваль «Окна открой!», одно из самых заметных музыкальных событий Питера с 2001 года.
Учитесь плавать. Урок второй
Место: ДК им. Горбунова, Москва.
Дата: 3–4 июля 1996 года.
Хедлайнеры: Rage Against the Machine, Tequilajazzz, «Ва-Банкъ».
«Учитесь плавать» — это, в первую очередь, программа, выходившая на радио «Максимум» с 1991 года, где вокалист «Ва-Банка» Александр Скляр знакомил публику с новинками актуальной тяжёлой музыки со всего мира. Программа была за рамками утвердившегося формата радиостанции и обросла отдельным сообществом поклонников. Гранж, разнообразные коры, металл, речитатив под тяжёлые аранжировки — в общем, всё то, что со временем получило наименование альтернатива, выросло и оформилось благодаря «Учитесь плавать». Название программы было заимствовано из стихотворения эзотерического поэта Евгения Головина, которое превратилось в заглавную песню альбома шумовской группы «Центр».
Программа инициировала ряд клубных концертов и даже привозов. Мероприятия проходили под маркой движения «Учитесь плавать». Движение обладало определённым набором идеологических постулатов, которое напоминало свод правил американских хардкорщиков: здоровый образ жизни, активная гражданская позиция, антифашизм. Неудивительно, что первым значимым артистом, которого удалось привезти в Россию под знамёнами «Учитесь плавать», стал Генри Роллинз — икона хардкора из Black Flag. Роллинз со своей новой группой Rollins Band отыграл в Москве в 1994 году. Тогда уже появилась задумка сделать фестиваль альтернативной музыки в Москве.
Первый фестиваль или, как называли участники движения, «урок» прошёл в конце ноября 1995 года. Мероприятие прошло в ДК имени Горбунова с обоймой из I.F.K., «Ва-Банка» и Tequilajazzz, группами, которые впоследствии станут локомотивами движения. Отыграл и культовый петербургский коллектив, завсегдатаи «Тамтама» «Химера». Второй фестиваль прошёл спустя всего лишь полгода, 2 июля 1996 года в Санкт-Петербурге, 3 и 4 июля — в Москве, в том же ДК Горбунова.
Второй урок «Учитесь плавать» стал всероссийским, и организатором удалось пригласить действительно звёздного хедлайнера, американских рэпкорщиков Rage Against the Machine. Американцы считали себя коммунистами, вокалист (ну или эмси) Зак де ла Роча зачитывал агрессивные леворадикальные памфлеты с критикой общества потребления под тяжёлые риффы Тома Морелло, которого признают одним из лучших гитаристов 1990‑х годов. Впервые популярные передовые, но при этом далёкие от мейнстрима артисты выступали на «Горбушке». Музыканты были на пике формы. Они обкатывали свой хитовый второй альбом «Evil Empire» (это они так называли США) и, разумеется, не отказались от возможности сыграть в Москве и Петербурге. У Rage Against the Machine были весьма необычные требования к организаторам: музыканты выступали на сцене в полутьме, так, чтобы не было видно их лиц — участники коллектива хотели сохранить инкогнито и спокойно прогуляться по Москве.
Концерт проходил после переизбрания Ельцина президентом, который во втором туре победил коммуниста Зюганова. Историческое событие проходило фоном. Музыканты наверняка были в курсе. Но вряд ли кто-то из голосовавших за Зюганова пришёл на концерт, да и вряд ли посетители «Учитесь плавать» вообще ходили голосовать. Журналист Анзор Канкулов в репортаже с фестиваля под названием «Бунтари на параде» (журнал «ОМ», октябрь–ноябрь 1996 года) описывал публику и атмосферу концерта так:
«Приближение праздника чувствовалось издалека. Уже в метро легко было узнать группы „пловцов“ по униформе (шорты, чёрные майки, кеды/ботинки и голова под машинку) и серьёзно-возбуждённому виду. По дороге к „Горбушке“ большинство сворачивало к длинным очередям у ларьков и, заправившись пивком, двигало дальше. К семи на площади перед ДК собралось внушительное количество татуированной, проколотой, татуированной, кожаной и просто молодёжи, среди которой мелькали известные лица — от Хавтана до Кинчева. Постепенно народ втягивался внутрь и тут же снова вставал в очередь за пивом к буфету, уже в пластмассовых стаканах, дабы, видимо, некоторые смогли избежать очевидного соблазна дать соседу бутылкой по голове».
Концерт оказался громким во всех смыслах. Канкулов утверждал, что для сравнения с выступлением Rage Against the Machine «подходит, например, тайфун: вихрь дикой энергии выворачивает наизнанку, сносит крышу и всё такое».
Фестиваль просуществовал с перерывом на кризисный 1998 год до 2000 года. Также в 1998 году программа «Учитесь плавать» прекратила выходить на радио «Максимум»; она возродилась на радио «Станция 106,8» через год и просуществовала до 2001 года, в 2010‑м её вновь пытались возобновить на «Максимуме», но вышло всего семь выпусков. Действительно больших хедлайнеров у фестиваля больше не было. Зато само движение «привезло» огромное число влиятельных западных альтернативных групп — Biohazard, Smashing Pumkins, Sepultura, Soulfly.
«Уроки» альтернативной музыки проходили не только в столицах. В 1997 году организаторы «Учитесь плавать» провели выездные мероприятия движения — «Фестиваль трёх морей», который проходил в Сочи, на эстонском пляже Валгеранд и на Казантипе. Так что у движения был даже международной характер.
День рождения MTV
Место: Васильевский спуск, Москва.
Дата: 14 августа 1999 года.
Хедлайнеры: Red Hot Chili Peppers, I.F.K., Zdob Si Zdub.
Сложно переоценить значение MTV в формировании молодёжной культуры в предшествующую появлению массового скоростного интернета эпоху. Это был канал-трендсеттер, определявший, что будет слушать и смотреть возрастная группа с 12 до 35 лет. Полноценное вещание MTV в России началось в 1998 году с музыкального видео «Владивосток 2000» группы «Мумий Тролль». Клипы, ведущие, разговаривающие на одном языке с аудиторией, и программы необычных форматов принесли каналу заслуженную популярность.
Первый день рождения MTV решено было праздновать с огромным размахом. Это была своего рода демонстрация влияния телеканала. Праздник MTV стал грандиозным опен-эйром. Место проведения — Васильевский спуск, самое сердце Москвы. Хедлайнер — суперзвёзды Red Hot Chili Peppers, впервые приехавшие в Россию. Вход был бесплатным.
Калифорнийских «перцев», которые тогда были, пожалуй, самой популярной рок-группой, разогревали весьма примечательные коллективы. Первыми на сцену вышли любимчики MTV — I.F.K., одна из самых мощных концертных команд Москвы. (К слову, ведущая MTV Тутта Ларсен была замужем за гитаристом I.F.K. Максом Галстьяном.) Другая группа в лайнапе — молдаване Zdob Si Zdub, они записали для «Кинопроб» свой главный хит, перепевку композиции «Кино» «Видели ночь» и активно гастролировали. Неожиданным образом среди молодых и актуальных отметилась и группа «Парк Горького».
Тутта Ларсен, которая незадолго до концерта провела эфир с «перцами», рассказывала про участников группы:
«Энтони Кидис оказался не очень общительным парнем, Джон Фрушанте вообще заперся в номере отеля и почти не выходил оттуда, зато Фли и барабанщик группы оказались отличными ребятами. Фли просто потряс всех своей эрудицией. Например, он заявил, что обязательно должен посетить Елоховский собор и дом Булгакова. (Причём загаженный подъезд Булгаковского дома ему понравился даже больше, чем экскурсия в собор.)»
Именно Фли и начал концерт, спев на чистейшем русском языке первые слова песни «Пусть всегда будет солнце». Затем стартовал максимально бронебойный, но короткий 40-минутный концерт. Впрочем, были претензии по поводу звука. Тем не менее хиты Red Hot Chili Peppers на фоне собора Василия Блаженного смотрелись весьма эффектно.
День рождения MTV, который посетили 200 тысяч зрителей, оказался самым масштабным мероприятием, организованным телеканалом. Пик популярности канала продолжался ещё несколько лет. Но в 2002 году многие ведущие из «золотого состава» виджеев MTV покинут канал. В эфире станет гораздо меньше музыки, а в 2013 году MTV вовсе закроется, хотя через полгода будет перезапущен уже как маленький кабельный канал.
Rap Music
Место: Московский дворец молодёжи, Москва.
Дата: 27 ноября 1999 года.
Rap Music — не первый хип-хоп фестиваль, появившейся в России, но самый влиятельный. Устроителем фестиваля был легендарный Влад Валов, известный как ШеFF, эмси первой популярной рэп-группы Bad Balance, дебютировавшей ещё в 1989 году. Rap Music представлял собой конкурс традиционного формата — победителей выбирало жюри, руководствуясь своим вкусом. Любопытно, что первыми победителями Rap Music стала не раз упоминаемая в этом материале группа — московские альтернативщики I.F.K., произошло это в 1994 году. Затем победителями бывали артисты, которых до сих пор помнят любители олдскула, вроде White Hot Ice или DA 108. Особняком же стало мероприятие 1999 года.
Этот год был важным для истории отечественного хип-хопа. Дерзкий дебютант белый рэпер Эминем стремительно превратился в главного артиста жанра и, как со временем выяснится, в одного из важнейших артистов поколения, он попал в горячую ротацию русскоязычного MTV. Выходец из Bad Balance Михей записал нетипичный почти реггей-хит «Сука-любовь», обессмертивший артиста. Ну и конечно, появились клипы Децла, юноши с дредами и забавными речитативами из мира подростков. Децл был противоречивым артистом, сразу же среди тинейджеров появилось множество его горячих поклонников и ярых ненавистников. Но факт оставался фактом: хип-хоп набирал всё большую популярность — и как субкультура, и как музыкальный жанр.
В рэпе тогда главенствовала мода на классический американизированный хип-хоп — олдскульный бит, преувеличенно гангстерские байки и широкие штаны. Тогда все рэперы «косили под негров». Rap Music 1999 года показал, что есть совершенно другие исполнители.
В фестивале участвовали десять команд, это было в правилах конкурса, но число заявок перевалило за сотню — огромная цифра для того времени. Состав участников оказался сильнейшим. На Rap Music перед столичной публикой впервые выступили в будущем одни из звёзд хип-хопа и даже на какой-то момент главная рэп-группа России «Каста». Ростовчане на рэперов были похожи отдалённо, скорее, их образ напоминал типичных гопников, характерных для всей Восточной Европы. Именно они получили Гран-при фестиваля. Были отмечены и другие заметные рэп-коллективы — «Бланж» и «Невский бит», которые любители старого хип-хопа должны помнить. А вот «Многоточие», группа, долгое время олицетворявшая рэп для тех, кто не слушает, остались без призов.
Видеозаписей выступлений на фестивале не сохранилось.
Rap Music проводится ежегодно. Однако на сегодняшний день его влияние Music уменьшилось, это уже не главное событие хип-хопа, а скорее тусовка любителей олдскульного рэпа. Вместе с тем хип-хоп уже давно удерживает позиции главного музыкального жанра России среди молодёжи. Мода на стили меняется, а жанр остаётся прежним.